Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 116/24244/ 19 ИЮНЯ 2012 3 НАША СПРАВКА Общая численность бойцов студотрядов в области составляет примерно тысячу человек . Кроме железной дороги , они работают вожатыми в лагерях , трудятся на стройках , благоустройстве территорий , предприятиях сельского хозяйства , охраняют правопорядок во время массовых мероприятий . Елена Панкрушина Для студентов лучший отдых от учебы — работа. Липецкие студенты-очники умудряются зарабатывать до тридцати тысяч рублей за один летний месяц. Что они для этого делают? Ездят на юг! Речь идет о студенческом отряде проводников. В со- ветское время подобные объ- единения действовали по- всеместно и обслуживали в летнее время почти четверть пассажирских перевозок. После распада СССР их дея- тельность не прекратилась. Первый же такой отряд в нашем городе появился пять лет назад, и состоял он из числа студентов Липецкого государственного техниче- ского университета. С тех пор каждое лето наши ребя- та работают в поездах пре- имущественно южного на- правления — Адлер, Анапа, Новороссийск. — Это самая ответствен- ная специальность, предла- гаемая бойцам студотрядов, — рассказывает руководи- тель липецкого отделения молодежнойобщероссийской организации «Российские Студенческие Отряды» Ма- рина Семенихина. — Работа вагоновожатого сопряжена с системами электропривода, тормозов, пожарной безопас- ности. Более того, проводни- ки несут ответственность за людей. Чтобы молодые люди во всем разбирались, их под- готовка начинается еще в апреле. Первым делом сту- дентов отправляют на мед- комиссию, причем не в бли- жайшую поликлинику, а в Грязинскую больницу, поскольку именно там про- ходят осмотржелезнодорож- ники. Потом начинаются занятия. Да-да, помимо ву- зовскойпрограммыбудущим проводникам необходимо прослушать двухмесячный курс лекций, посетить ряд практических занятий, ко- торые нередко проводятся на вокзале и запасных желез- нодорожных путях, и даже сдать два экзамена. — Когда мы впервые пришли на курсы, то с тру- дом представляли, что будет входить в наши обязанности, — рассказывает студентка механико-машиностроитель- ногофакультетаЛГТУАлена Семерей. — Теоретические занятия нам показались не- сложными, даже занятными. Мысмеялись над рассказами преподавателя о том, напри- мер, какими способаминеко- торые пассажиры пытаются вынести с собой постельное белье из вагонов. В прошлом году Алена на практике убедилась, что не все бывает так весело. Лето, жара, традиционные пробле- мыс кондиционерамииморе недовольных пассажиров. При этом проводнику нужно с улыбкойна лице решать все проблемы. Норазвемогут этимелочи напугать молодежь, которая стремится к общению, к но- вым впечатлениям, приклю- чениям? Расписание для каждого студента составляется ин- дивидуально, с учетом его интересов. Между рейсами им раз- решается несколько дней провести на море. Служебное жилье предоставляется. Од- накоонипредпочитаютутром «сдать» вагон, искупаться в соленой воде и вечером отправиться в новый рейс. Потому что с передышками на побережье они зарабаты- вают около двадцати тысяч рублейвмесяц, а без таковых — тридцать и выше. Финансовая сторона, по- жалуй, главный стимул для студента, решившего стать проводником.Материальную выгодупреследуетиработода- тель.Нет, «летние»вагоново- жатые получают зарплату не меньше, чем «постоянные». Разницавтом, чтотранспорт- ная компания освобождается от налоговых взносов на чле- нов «Росстудотрядов» в Пен- сионный и Страховойфонды. Эти льготы были введены в прошлом году. Кстати, в этом сезоне в поездахюжныхнаправлений будут трудиться сорок пять липецких студентов. Первые две девушки—из Липецкого государственного педагоги- ческого университета — от- правятся в рейс уже в июне. Они сдали сессию досрочно. Остальные—месяцемпозже. Ездить на море они будут до самого сентября. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ | Липецкие студенты знают , как с пользой провести каникулы Зарплата под стук колес Слово обозревателю Фингалы вместо медалей Александр Косякин После ночных потасовок в Варшаве население страны раскололось на две половинки. Одна кричала: «Наших бьют!», другая: «Они позорят Россию!». Но была и консо- лидирующая мысль: все, в общем, согласились бы с тем, чтобы из Польши кто-то вернулся с фингалом под глазом, а кто-то — с медалями. Фингал для фаната —штука привычная, а вот медаль чемпионов Европы — далека, как звезда Сириус. Вернулись с фингалом… В конфликте много про- тиворечий. Это такая куча мала из болельщиков, фа- натов, фобий, комплексов, лозунгов, прокламаций, за- явлений... Когда россияни- на начинают бить только за то, что на его майке написа- но «Смоленск»—это просто визгливый срыв какого-то недоумка, который из всей истории отношений наших стран знает только про кру- шение польского самолета под Смоленском. Когда на стадионе на нашем баннере усматривают облик князя Пожарского, считая это про- вокацией, — это комплекс прыщавого юноши, которо- му настучали пошее в подъ- езде. Ну да, Минин с Пожар- ским выгнали поляков из Москвы 400 лет назад—так ведь не из Варшавыже! Кто их звал на Русь? Или при- кажете памятник героям на Красной площади тоже убрать, дабы не оскорблять чувства какого-нибудь поль- ского туриста? Европейское футбольное сообщество вправе сегодня задаться вопросом: а надо ли было отдавать чемпионат Европы стране, которая не может справиться со своими же собственными комплек- сами? А пока его не задали, этот вопрос, полякишлифу- ют проблему до блеска. Уже польскийпрезидент призвал сурово наказать хулиганов, которые портят атмосферу праздника на чемпионате: «Необходимо относиться к хулиганам так, как они этого заслуживают. И не стоит придавать событиям 12 июня «характер между- народной проблемы», ведь в потасовках виноваты хули- ганы, которые есть везде». Президента услышали: не- сколько сотен хулиганов задержали (большинство из них — поляки), 20 человек уже через день получили от 3 до 12 месяцев тюрьмы, многие были оштрафованы. …Между тем были нака- заны и наши болельщики. В России не все с таким пово- ротом согласились. Срочно в Польшу для реванша выдви- нулась группа поддержки. На войне как на войне…Еще чуть-чуть, и можно было договориться до призыва: «Битва за Россию продол- жается!». Но за Россию ли? Проблеме, о которой за- говорили сегодня, уже много лет. У каждой команды есть свои фан-клубы, руководят ими, какправило, серьезные люди. Они контактируют со спортсменами и тренерами, занимаются воспитательной работой. Но когда дело до- ходит до кулаков, ни на что влиять не могут. Джинн, выпущенный из бутылки, носится над трибунами, и нет на него старика Хотта- быча. Тупик? А вспомним, кто из фанатов еще недавно был страшнее итальянских тиффози? Ну конечно — англичане. В любой стране их ждали как каких-нибудь путчистов. А сегодня их не слышно. Джинн сидит в бутылке — разными спосо- бами, в том числе и законо- дательными, его поставили на место. Почему же этому не учимся? Обидно, но футбол Яши- на, Хомича, Численко и Стрельцова — в безвозврат- ном прошлом. Свыклись и с тем, что по нашим газонам бегают, защищая клубные интересы, негры с косич- ками, а командуют футбо- лом голландцы. А может, и пусть? В конце концов, голландцы и нашего Пе- тра Первого чему-то учили. Только кажется, что россий- ские спортсмены добывают в чужой стороне не столько славу Отечеству, сколько себе бабло. Конечно, спор- тивный век короток, в лю- бой момент можно здоровья лишиться, и надо спешить, это понятно. Но другие-то бьются за честь флага! В той же греческой команде треть игроков выступает за серьез- ные европейские клубы, но в игре с Россией они падали на поле чаще других, они, я бы даже употребил такое слово, «страдали» за команду. Эти примеры относятся не только к футболу. После позорного проигрыша на- ших хоккеистов на Олим- пийских играх комментатор выдал фразу: «Сборная Рос- сии возвращается домой…». Звучало пошловато, ведь половина команды осталась в США — там их дом, там они живут, зарабатывают доллары, там их носят на руках чужие болельщики. А Россия для них остается страной детства и дворового хоккея, с которого все и на- чиналось… А как, помнит- ся, кричали о единственной победе наших футболистов над голландцами! Какие слезы счастья катились из глаз, когда купленный ан- гличанами Аршавин заби- вал на стадионе «Уэмбли»: это же наш! Но лично мне и тогда были безразличны забитые форвардом голы в ворота «Челси», даром, что этот клуб тоже нашего, почти земляка. Лучше бы Аршавин в клубный россий- ский футбол вернулся. И он вернулся—не по своей воле: что-то не устроило англичан в его игре. Ну да что они по- нимают! Это отступление вот к чему. Культура поведения болельщиков на трибунах, безусловно, зависит от по- ведения кумиров на поле и в жизни. Сопровождающие «звезд» скандалы и хам- ские выходки каким-то за- мысловатым образом бьют рикошетом по трибунам. Когда известный россий- ский футболист прямо на поле в телекамеру обмате- рил всюЕвропу, это вызвало восторженный рев трибун и горячуюподдержкуфанатов в России. А Европа до сих пор качает головой. На днях председатель Со- вета Федерации Валентина Матвиенко высказалась за то, чтобы наши футболисты выучили слова Гимна Рос- сии и пели его перед матчем. Точно так, как это делают спортсмены других стран. А пока не поют, некоторые только шевелят губами, другие и вовсе о чем-то на- пряженно думают. Хорошо еще, что перестали резинку жевать (по просьбе самого президента!), а то и вовсе неадекватность получалась. Во-первых, гимн утвержден иявляется государственным символом. Во-вторых, ис- полняют его перед милли- онами людей (если иметь в виду телетрансляцию), и эта «картинка» работает на авторитет страны. Мелочью все это не на- зовешь. Культура поведения футболистанаполе выраста- ет из его человеческой куль- туры и передается незри- мым путем болельщикам. Невозможно представить, чтобы поклонники Льва Яшина избивали польских стюартов, а фанаты Хусаи- нова блевали на изумрудные газоны и орали что-то непо- требное… Елена Бредис Недавно мама сдавала железнодо- рожные билеты. Кассир попросила ее указать прописью сумму и задала неожиданный вопрос: «А вы сможете?». На встречный вопрос: «А это в каком смысле?» — кассир объяснила, что сейчас молодые люди правильно писать составные числительные, а уж тем более склонять их, просто не умеют. Хотя чему удивляться, если телеведущие сплошь и рядом выдают перлы типа «предполагаю о том» или «играет большое значение». Причем делают это не смущаясь, поскольку за безграмот- ность нынче никто их с работы не уволит и даже премии не лишит... Порой кажется, что современные филологи — это передовой отряд, почти что смертники, которые сра- жаются не просто за национальную культуру, но и за национальное сознание. А на них наступает вави- лонский хаос, в котором смешались разные языки и традиции, в котором отец не может понять, что ему гово- рит сын, и в котором уже нет России, а есть только «Наша Раша». В таком передовом отряде всю жизнь сражается заведующая кафе- дрой современного русского языка и методики его преподавания ЛГПУ, доктор филологических наук, про- фессор Галина ЗВЕЗДОВА, недавно отметившая свой юбилей. Можно было быперечислить научные труды Галины Васильевны, но, во-первых, их слишком много, а во-вторых, для ученого, как оказалось, куда важнее ученики, ставшие не просто сорат- никами, но и единомышленниками. Ученики, которые будут также чест- но и бескомпромиссно продолжать ее дело. — Я сейчас выскажу парадок- сальную мысль: при всей катастро- фической ситуации с языковойкуль- турой в стране вы не представляете, какие талантливые ребята есть у нас на факультете, — говорит она. — Я иной раз прямо спрашиваю: «Откуда же вытакие взялись в наше время?». Увлеченные, с неординарным мыш- лением, не меркантильные. Когда общаешься с ними, понимаешь, что все было не зря и что есть еще на что надеяться. Да, далеко не все из них будут потом работать в школе, и это прискорбно. Но поверьте, если бы зарплата школьных учителей была повыше, они бы не изменили своей профессии. — Вузовские преподаватели нередко чуть свысока относятся к школьным учителям, а вы, похоже, другого мнения… —Отшкольного учителя зависит все. И что бы там сегодня ни гово- рили о всевозможных инновациях и модернизациях, ни один самый современный компьютер учителя не заменит. Личность педагога играет огромную роль, причем особенно — на школьном этапе. А об этом нынешние реформаторы не желают слышать, пытаясь подменить новы- ми программами и техническими наворотами. Я оканчивала сельскую школу и могу сказать, что нам дава- ли фундаментальные базовые зна- ния. Я без проблем поступила в ста- рейший Саратовский университет, причемэкзаменаторыбылиуверены, что я училась в привилегированной спецшколе. Понятно, что ни о каком репетиторстве тогда и речи не было. Уже на втором курсе я победила на всероссийской олимпиаде и полу- чила именнуюстипендию. Вот какая была подготовка, какие учителя работали даже в сельских школах. —А почему вы решили выбрать русский язык? — Сейчас уже трудно сказать — мне ведь в университете предлагали специализацию и на других кафе- драх. Наверное, корни надо искать в детстве.Меня воспитывала бабушка, потому что отца-офицера репрес- сировали, а мама через три года умерла. Одна бабушка у меня была монашкой, другая — сотрудницей ЧК. Дедушка получил и светское, и церковное образование. До сих пор помнюнаши долгие прогулки, когда он мог назвать мне каждую травин- ку, каждый цветок. Мне кажется, это от них, моих стариков, которые не были ни филологами, ни лингви- стами, но берегли красоту русской речи, у меня с детства сохранилось ощущение, что слово — это самое главное. — И вы никогда не пожалели о выбранном пути, даже в лихие девяностые? —Помню, когда я в середине де- вяностых заканчивала докторскую диссертацию, мне довелось пару месяцев работать с древнерусскими памятникамивЛенинскойбиблиоте- ке. Как-то раз ко мне подошел муж- чина. Он говорил с явным акцентом и стал расспрашивать, чем именно я занимаюсь. А потом он неожи- данно предложил мне контракт в… Америке! Сказал, что у них сейчас очень большой интерес к русскому языку, к славистике, и пообещал мне роскошные условия. Вте тяжкие времена очень много наших ученых именно такимобразомпереманивали работать за границу. —И вы не согласились? — Конечно, нет. Заниматься русским языком в чужой языковой среде? Это же просто извращение: язык имеет глубоко национальные корни, а слово способно влиять на уровне генетики. И неслучайно сей- час над изучением этого механизма работают микробиологи, генетики и языковеды. Вот почему мне сегодня становится больно, когда я слышу, как разговаривает молодежь, когда вижу на улицах иностранные выве- ски и рекламу, когда включаю теле- визор… Обратите внимание: сейчас резко увеличилось количество детей с нарушениями речевого центра в го- ловном мозге, год от года все больше растет спрос на профессиюлогопеда. Это мы уже пожинаем плоды того, что сами сделали со своим языком. —Но почему же это произошло? Ведь в советское время было само собой разумеющимся говорить на хорошем русском языке, не только грамотно, но и выразительно… — Изменилось отношение к сло- ву, оно утратило свой сакральный смысл и стало использоваться чисто утилитарно. Плюс влияние Запада. Но изменения в языке неизбежно влекут за собой изменения в созна- нии. Раньше говорили «наемный убийца», и это звучало страшно и отвратительно. Сегодня говорим «профессиональный киллер», и в этом звучит даже какая-то нотка уважения. Вычувствуете, что проис- ходитне только с русскимязыком, но и с русским самосознанием? Это, на мой взгляд, и есть край пропасти... — Такое катастрофическое по- ложение только у нас? — Увы, это общемировой про- цесс. Сейчас довольно быстро идет разрушение английского языка. И связано это, прежде всего, с его попу- лярностью. Сотни миллионов людей других национальностей кинулись изучать английский и пользоваться им. Многие ли из них говорят на правильном литературном языке? Наоборот, все идет по линии упроще- ния, лишь бы «твоя моя понимала». Но эта тенденция распространилась ина самихангличан.Яубеждена, что должен быть закон, защищающий родной язык. Например, во Фран- ции новое слово не будет включено в словари, пока оно не пройдет пяти- летнюю апробацию: насколько оно соответствует национальной куль- туре, национальному менталитету. Безусловно, такиемерыдолжныпри- ниматьсяна государственномуровне. — Вы считаете, что в этом есть чья-то злая воля? — Во-первых, это результат гло- бализации, которая нацелена на то, чтобы нивелировать и унифициро- ватьнациональныекультуры,языки, национальное сознание. Во-вторых, это результат рыночных отношений, когда главная цель — заработать по- большеденег,иуженеважно,какими средствами. —Мы уже убедились, что рыноч- ные отношения — страшная штука, когда из сферы экономики они про- никают в сферу человеческих от- ношений, человеческого сознания… — Это неизбежно. Они проникли и в вузовскую среду. Раньше вузы держались на традициях и разумной субординации, в их стенах существо- вал свой дух, своя атмосфера, кото- рую впитывали студенты. А сейчас рынок диктует свои правила игры. — Но хоть какие-то надежды у нас остаются? — Во мне эти надежды поддер- живают талантливые и неравно- душные студентыимолодые ученые, влюбленные в свой родной язык и обеспокоенные тем, что с нимсегодня происходит. Они понимают: чтобы сберечь Россию, надо сберечь ее ве- ликий язык. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | Разговор с филологом о вызовах ХХ I века Слово строит душу Марина Кудаева Полным ходом идет рекон- струкция общеобразова- тельной школы в селе Ленино, где вскоре под одной крышей разместятся начальная школа и детский сад. Подрядчики работают в ударном темпе, стремясь завершить реконструкцию к началу учебного года. Особое внимание стройке уделяет глава Липецкого района Александр Коросте- лев, считая ее объектом номер один. Реконструкция школы под постоянным контролем и у главы сельского поселения Ленинский сельсовет Ивана Жукова. — Обеспечение детей ме- стами в дошкольных уч- реждениях, пожалуй, самая злободневная тема в районе, — признает Александр Ко- ростелев. — Проблема стоит очень остро.На сегодняшний момент детские садыпосеща- ют 1777 ребят, а в очереди находятся 1200. Для того чтобы обеспечить местами очередников, прилагается немало усилий. Так, за про- шлый год дополнительно, без строительства новых объ- ектов, путем расширения существующихдетскихсадов и открытия новых групп было устроено порядка 90 ребятишек. Ведутся работы в селе Воскресеновка, где в здании бывшей начальной школы осенью откроем три группы детского сада на 60 дошкольников. В этом году планируем ввести в строй это здание, где расположим первуюступень образования: начальную школу и детский сад, состоящийиз двух групп по 20 малышей каждая. Реконструкция ведется на условиях софинансиро- вания. Благодаря сложению средств, выделенных из об- ластного ирайонного бюдже- тов, бывшая основнаяшкола села Ленино преображается буквально на глазах. Радует глаз современный яркий фасад будущего дет- ского сада и начальной шко- лы. Дотошно и придирчиво — чтобы детям понравилось — на еженедельных планер- ках обсуждают все детали, вплоть до мелочей. За десять месяцев проде- лана большаяработа. Усилен фундамент, заменена кров- ля, установлены наружные лестницы для аварийно- го выхода. Реконструкция коснулась и наружных ин- женерных сетей: тепло- и электроснабжения, кана- лизации, водопровода. А в коридоре решено установить два фонтанчика с питьевой водой, да не обычных, а снаб- женных ультрафиолетовой очисткой. Особое внимание уделено охране жизни и здоровья детей.Сэтойцелью обновлен- ноезданиеоснастятсовремен- ной системой видеонаблюде- ния, в том числе видеодомо- фоном, который, безусловно, станет надежным барьером длязлоумышленников.Столь женадежнымиобещаютбыть пожарная сигнализация и вентиляция здания. По словам заместителя директора ООО «Строитель- ная компания» Сергея Ще- тинина, работы вышли на финишнуюпрямую: ведется внутренняя отделка поме- щений. — Заказана удобная ме- бель, а также современное технологическое оборудова- ние,—дополняетегословаза- меститель главыадминистра- ции района Галина Фролова. Преобразится и школь- ный двор. Для этого будет использован ландшафтный дизайнсприменениеммалых архитектурных форм. Цвет- ники, клумбы, каменистые горки вскоре украсят терри- торию школы-сада. Будут установлены две беседки (по количеству групп для малы- шей), а также песочницы. Старые деревья спилят, а взамен высадят липыи каш- таны. Все задуманное уже вот-вот воплотится в реаль- ность. Ну а детвора оценит все, как только завершится летний беззаботный отдых. АКТУАЛЬНО | В Липецком районе решается проблема нехватки мест в детских садах Здесь будет школа-сад ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ ФОТО МАРИНЫ КУДАЕВОЙ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Без «мундира» X Окончание. Начало на 1-й стр. — С новым урожаем ра- бота линии пойдет на ура! — говорят специалисты«Коло- са». — К тому же молодая картошка меньше требует обработки. Кожура-то у нее совсем тонкая. Новая линия весьма до- рогостоящая. По этой при- чине пришлось отказаться от полного ее комплекта немецкого производства. Что-то из оборудования из- малковцы взяли у немцев, а что-то заказали в Беларуси. И не прогадали: сборный вариант ничуть не уступа- ет «фирменному». Но обу- стройство производства еще не закончено. Последним штрихом станет установка холодильного оборудова- ния в соседнем не менее внушительномцехе-складе, где также хранится и дру- гая продукция переработки картофеля—пакеты с крах- малом. Есть у предприятия и такое производство. При- мечательно, что в целом в «Колосе» оно направлено не на получение сельхозсырья, а на конечный продукт его переработки. Это и выпуск фасованного картофеля, крахмала, муки и макарон- ныхизделийна своейфабри- ке, пуск которой недалек. А еще все это производ- ство в «Колосе» безотходное. Вся картофельная мелочь идет на крахмал. Отходыже «пакетно-вакуумного» цеха тоже пойдут в дело. «Колос» строит свой свиноводческий комплекс. Пуск цеха принес и но- вые рабочие места. Линию обслуживают пятнадцать человек. А с вводом в экс- плуатацию второй ее очере- ди численность удвоится. Но даже при внушительных объемах переработки «Ко- лос» не отказывается от ре- ализации картофеля в при- вычных сетчатых мешках. И при площадях предпри- ятие готово прикупать по осени картошку на стороне — у фермеров и населения. В том числе и для «пакетно- вакуумного» цеха.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz