Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 13/24141/25 ЯНВАРЯ 2012 Слово обозревателю Место под солнцем Елена Бредис Из тысячи россиян поряд- ка шестисот сегодня имеют высшее образование, и это один из лучших показате- лей в мире. В стране сейчас происходит образователь- ный бум, поскольку во- семьдесят пять процентов родителей мечтают, чтобы их любимые чада закончи- ли вуз. Если так пойдет и дальше, то недалек тот день, когда у нас будет всеобщее высшее образова- ние. Правда, есть один ню- анс: только половина вы- пускников вузов работает по специальности. Хорошо это или плохо — вопрос от- дельный... Простейший выход из сложившейся ситуации, которыйнапрашивается сам собой,—это сократитьколи- чество вузов и набор по тем специальностям, которые не востребованы. Но в том-то вся иштука, что у нас с вами сегодня не плановое хозяй- ство, а рыночная экономика, то есть каких специалистов затребует рынок через пять лет, никому не известно. А ну как мы сократим как раз тех, в ком будет острая по- требность? Второй вариант, более сложный, но и более продуктивный: сделать так, чтобы люди с высшим об- разованием могли найти работу, соответствующую их квалификации. Именно об этом размышляет в своей статье «Россия сосредотачи- вается — вызовы, на кото- рые мы должны ответить» премьер-министр Влади- мир Путин: «Даже если в настоящий момент нашей экономике ине нужно столь- ко работников с высшим образованием — назад вер- нуться уже нельзя. Не люди должныподстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда — экономика должна стать такой, чтобы граждане с вы- сокимуровнемобразования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достой- ное место». Эта идея заслуживает уважения, осмысления и практической реализации, поскольку, расходясь с чересчур прагматически- ми взглядами иных эко- номистов и финансистов- неолибералов, обусловлена, действительно, государ- ственным, то есть дально- видным, а не сиюминутным подходом. И такой подход, безусловно, обнадеживает. Тем более что ВладимирПу- тинв своей статье приглаша- ет нас всех к диалогу, явно хочет услышать конкретные предложения, которые по- зволят эффективнее осу- ществить поставленную им задачу. Так что же требуется, чтобы сделать то, о чем гово- рит председатель правитель- ства?Да, предстоит большая и непростая работа. Причем не только в сфере экономи- ки, но и в самом образова- нии. Работа по изменению приоритетов, которые суще- ствуют сегодняи в обществе, и в психологии людей. В чем причина того, что много специалистов оказывается не востребовано? Для начала давайте при- знаем честно: вузы, особен- но коммерческие, которые в девяностых стали расти как грибы после дождя, далеко не всегда дают по- настоящему качественное образование. И это еще мягко сказано. В государ- ственных тоже в надежде заработатьлишнююкопейку хлопочут опривлеченииаби- туриентов любыми способа- ми — в тех же технических университетах, к примеру, открывают юридические, экономические, социоло- гические специальности. В регионе нет преподавателей должного уровня? Не беда, будем приглашать из сосед- них, пусть учат вахтовым методом. Результат—толпы выпускников, которые не могут найти работу. Я была удивлена, прочитав, что в стране, оказывается, нет переизбытка экономистов и юристов, как принято утверждать. Просто лишь 30 тысяч экономистов из 300-400 тысяч, которым каждый год выдают вузов- ские«корочки», имеютнеоб- ходимые профессиональные навыки. Апотребность в них составляет 150 тысяч. Так что малая часть устраива- ется на приличную работу, а остальные уходят в смеж- ные профессии или находят ПРЕОДОЛЕНИЕ | Липецкие школьники прошли маршрутом мужества Тайны Волчьей ямы Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? КРУГ ЧТЕНИЯ | Липчане обсуждают инициативу Владимира Путина Сто книг ПРАВОПОРЯДОК | Административные комиссии : новые задачи и планы С опорой на КоАП Наталия ПОКАЧАЛО- ВА, учитель русского языка и литературы школы № 51 г. Липецка, завуч: — Инициативе Пред- седателя Правительства РФ Владимира Путина могу дать только положительную оценку. Прочитав сто книг, относящихся к великому наследию русской литера- туры, ученики существенно расширят свой кругозор, обогатят разговорнуюречь и получат важные нравствен- ные уроки. Что касается конкрет- ных произведений, то здесь я не стала бы изобретать велосипед и порекомен- довала бы классику, уже содержащуюся в школьной программе: «Евгений Оне- гин» Пушкина, «Война и мир» Льва Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Ни- колая Некрасова, «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина, «По- весть онастоящемчеловеке» Марина Кудаева Итоги работы администра- тивных комиссий в муни- ципалитетах региона в прошлом году стали предметом подробного обсуждения на совещании, состоявшемся вчера в Большом зале администра- ции области. Как сообщил замести- тель начальника областного управления администра- тивных органов Николай Иванов, в результате ком- плексных действий регио- нальных властей и право- охранительных органов за прошедший год в области было выявлено около 35 Ольга Белякова Это, наверное, и есть самое настоящее мужество. Когда тебе трудно, но надо. Когда опасно, а сам себе хочешь доказать, что ты можешь идти на риск, можешь побеждать, преодолевать свой страх и делать все, что могут твои сверстники. И даже — больше их… В минувшую субботу группа учащихся 8-9-х классов липецкой школы- интерната для слепых и слабовидящих детей со- вершила поход в Елецкий район. Само по себе это путешествие — из ряда са- мых обычных. Не пугать- ся же физически крепким 15-летним девчонкам и мальчишкам расстояния в 90 километров! Да ещё если их везут в тёплом, комфор- табельном автобусе. Но на этом «обычность» похода и завершается. А дальше — самыйнастоящий экстрим… В нескольких киломе- трах от Ельца находится Ходов лес. Почему его так называют, никто не знает. Так же, как и неизвестно, почему пещера, располо- женная в этом лесу, зовётся Волчьей ямой. Есть версия, что когда-то на этом месте был завод, на котором дела- ли посуду, а глину для него брали из этой ямы. Со вре- менемона стала очень глубо- кой и в ней устраивали себе логово серые хищники. Дру- гая местная легенда гласит, что от ямы к Воргольским скалам тянется подземный ход, но никто этим путём к одному из красивейших мест Липецкой области ещё не ходил. А вот в самой пещере люди бывали. Не далее как в 2010 году её исследовали учащиеся липецкой шко- лы–интерната. Вместе с ними вВолчьейяме побывал и незрячий юноша, первый российский инвалид по зре- нию—покоритель Эльбруса Николай Орлов. Паренёк передвигался по пещере вслепую, и хотя рядом с ним был тренер, идти было очень трудно. Проходы в под- земелье узкие, встречают- ся глубокие расщелины, и даже зрячий человек может оступиться. Но путешествие поВолчьейяме было необхо- димо как тренировка перед запланированным спелеопо- что-либо классом ниже. А значит, любящим родите- лям, готовым оплачивать обучение своего нерадивого дитяти на коммерческой основе, стоит подумать, что ждет такого «престижного» специалиста впереди. А впереди — попытки трудоустроиться в сферах, не имеющих ничего общего с полученной специально- стью. В принципе, за ру- бежом это считается нор- мальным: если получено качественное базовое обра- зование, то найти себе при- менениене столь ужсложно. Социологи называют это постдипломной мобиль- ностью. Однако миграция из профессии в профессию бывает разной. Если инже- нер работает директором, это мобильность «вверх». А если квалифицированный врач уходит в продавцы, это мобильность «вниз». Иу нас пока что, к сожалению, масса выпускников вузов движется по нисходящей. А чему удивляться? Я посмо- трела липецкий сайт «яр- марки вакансий»: инженеру ПТО предлагают зарплату двенадцать тысяч, продавцу «на точке» — пятнадцать- двадцать, офис-менеджеру — двадцать-двадцать пять. А какой заработок предло- жат врачу и учителю? Да, выпускники педаго- гических вузов чаще всего не хотят связывать свою судьбу со школой. Но ведь предлагают им, как прави- ло, работу в селе, причем нередко на полставки. И так по всей стране: по данным Министерства образования и науки, опубликованным в печати, из выпускников педагогических вузов вшко- лу реально идут работать семь-восемь процентов, а остаются три-четыре про- цента. Ну а самые талантли- вые выпускники филфаков уходят в журналистику, в пиар, в референты. Так что же нам, сокращать педа- гогические специальности во всех вузах? А если через пять-десять лет демографи- ческая ситуация в России заметно улучшится? Будем на ускоренных курсах педа- гогов готовить? Глава Национальной медицинской палаты РФ, директор НИИ неотложной детской хирургии и трав- матологии Леонид Рошаль на онлайн-конференции заявил: в России необхо- димо ввести обязательное распределение выпускников медицинских вузов. Чтобы они в течение нескольких лет работали там, где в них есть нужда. Возможно, это бы и решило проблемы ме- дицины, в первую очередь, сельской. Но много ли поль- зы принесет врач, которого силком заставили работать? Впрочем, это можно ска- зать о любом специалисте. Так что путь тут, по-моему, один: комплекс мер, кото- рый бы серьезно мог заинте- ресоватьмолодых специали- стов трудиться именно там, где они больше всего необ- ходимы. Кроме повышения заработной платы это могут быть значительные льготы по ипотеке, предоставление служебного жилья и самые разные виды поощрений. И такие шаги, по предложе- нию главы правительства России, уже предпринима- ются. И о повышении зарплат. Молодежь с высшим обра- зованием, из которой, тео- ретически, и должен скла- дываться средний класс, запросы имеет, как пра- вило, необузданные. И не- редко необоснованные. По социологическим опросам, выпускники вузов хотят получать не менее тридцати тысяч, а если кто-то из них на последних курсах подра- батывал по специальности, то аппетиты вырастают до пятидесяти тысяч. Что же касается работодателей, то они не готовыплатить столь- ко вчерашнему студенту. Тогда-то счастливые обла- датели дипломов о высшем образовании с легкостью от- казываются от своей специ- альности и уходят на менее квалифицированную, но более оплачиваемуюработу. Чтобы решить задачу, сформулированную Влади- миром Путиным, потребу- ется не только техническая революция, модернизация экономики и внедрение вы- соких технологий, но и ре- волюция в умах. Получение знаний должно стать важнее получения «корочки». Вы- пускники школ должны выбирать себе не будущую зарплату, а любимую про- фессию. ходом по пещерамАбхазии. — Ребята,— рассказал нашему корреспонденту их тренер, президент об- ластной федерации муль- тиспорта и экстремальных гонок Алексей Чернобай, — изучали в Ходовом лесу азыспелеотуризма, учились работать с веревками и стра- ховками. И вот вторая встреча с Волчьей ямой детей с на- рушением зрения. Но уже не тех, кто был здесь в поза- прошлом году, а новичков. Онитоже решилисовершить поход мужества. Выйдя из автобуса при морозе в 15 градусов,школь- ники пробирались к пещере по заснеженным холмам и лесным тропинкам. Имея при этом за плечами тяжё- лые рюкзаки. Со специаль- ными палатками, печками, спальниками, верёвками, фонарями и другим обору- дованием. Даже без груза пройти зимой этот трех- километровый маршрут не- легко, но они его прошли. А достигнув места, без отдыха сталиразбиватьлагерь. Ведь здесь ребятам предстояло и ночевать… Для того чтобы попасть в пещеру, надо спуститься по скользким валунам и протиснуться внутрь между камней.Первойтуда отправ- ляется воспитательшколы, тренер по туризму Ксения Мухамединова. Волчья яма уходит под землю на глу- бину до 25 метров. Внутри пещеры—известняк, узкие проходы в котором пробила вода. Приходится сквозь них пробираться иногда и ползком. Пока одни ребята путешествовали под землей, другие дожидались своей очереди наверху. Грелись у костра, пилили дрова, кипятили чай, шутили, смеялись… Алексей Чернобай рас- сказывает, что увлечение спелеологией — из разряда экстремальных видов спор- та. А значит, требует не- заурядного мужества. — Нашим ребятам, — говорит он, — отваги не за- нимать. Они—инвалидыпо зрению, но не душой… Всей России известны экстремальные спортивные достижения этой школы- интерната.Придуманныеих педагогами для реабилита- ции ребят, эти достижения поражают своей дерзостью. Дети пешком пересекли всю Липецкую область, ездили на велосипедах вСочи. Один из самых экстремальных проектов—подъёмАлексея Чернобая иНиколая Орлова на самуювысокую точку Ев- ропы—горуЭверест. Теперь —спелеология. Ивсегда по- беда — за воспитанниками школы-интерната. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ БорисаПолевого, и недооце- ненный когда-то роман Бо- риса Пастернака «Доктор Живаго». Владимир КОРОТЕЕВ, член Союза писателей Рос- сии: — Я бы рекомендовал включить в список ста книг, формирующих подрастаю- щее поколение, прежде все- го «Тихий Дон» Шолохова. Это вершина литературно- го мастерства, гениальное произведение, которое вы- нуждены были признать даже члены Нобелевского жюри. Ведь в присужде- нии Нобелевской премии Ивану Бунину и Борису Пастернаку был явно и по- литический мотив: один эмигрант, не признавший Советскую власть, другой —гонимый, создавший себе славу оппозиционера, со- противленца. А признание лауреатомНобелевской пре- мии советского писателя Михаила Шолохова в 1965 году свидетельствовало о неопровержимом его ли- тературном, писательском превосходстве над всеми остальными претендентами на это высокое звание. Считаю, что в список книг, формирующих лич- ность человека, гражданина ипатриота своейземли, нуж- но включить и книгу Ивана Бунина «ЖизньАрсеньева». Изавторовболеепозднего периода наменя в свое время оказала сильноевпечатление повесть Светланы Алексие- вич «У войны не женское лицо». Такие книги необ- ходимо читать молодым, которые не только не имеют представления об ужасахВе- ликойОтечественнойвойны, но зачастую уже не знают, когда она была, кто в ней по- бедил и какой ценой. Длямладшегошкольного возраста я бы порекомен- довал книгу Евгения Тита- ренко с длинным интригую- щимназванием «Открытия, войны, странствия адмирал- генералиссимуса и его на- чальника штаба на воде, на земле и под землей»: чтобы увлечь чтением, надо увлечь маленького человека книгой… Галина БУРМИСТРО- ВА, зав. отделом маркетин- га Центральной городской библиотеки им. С. А. Есени- на, г. Липецк: — Я бы отдала предпо- чтение таким книгам му- жества, как «Молодая гвар- дия» Александра Фадеева и «Как закалялась сталь» Николая Островского. По непонятным мне сообра- жениям эти произведения исключены из школьной программы, тогда как они предназначены именно для молодых людей. Ибо рас- сказывают о том, какими были прежние поколения и как преодолевали они жиз- ненные трудности, горе, войну, нищету, голод — и оставались при этом нрав- ственными, жертвенными людьми! Такие же парниш- ки, как сегодняшние, они в юном возрасте уже умели любить и ненавидеть, сра- жаться и быть верными женщине, семье, Родине. Чтобы молодежь не «коси- ла» от армии, чтобы жила на совесть, уважала стар- ших, ветеранов войны и труда, она должна читать такие книги. А для девушек я бы обя- зательно включила в список «Анну Каренину»Льва Тол- стого: пусть знают, к чему приводит пренебрежение своим материнским, супру- жеским долгом, семейными ценностями и традициями общества. Сегодняшние де- мографические проблемы, развал института семьи, от- каз рожать детей во многом случились от того, что мы отучили молодежь читать, думать, быть ответствен- ными за свои поступки и близких людей. тысяч административных правонарушений, отмечен рост собранных штрафов. Общая сумма наложенных в 2011 году администра- тивных взысканий соста- вила свыше 8,5 миллиона рублей, из них более 4,6 миллиона перечислено в местный бюджет. — Кодекс об админи- стративных правонаруше- ниях — один из основных законов Липецкой области, — подчеркнул Николай Иванов. — Разработанный и принятый более семи лет назад по инициативе руко- водителя исполнительной власти региона Олега Коро- лева, он стал действенным инструментом защиты прав граждан и профилактики преступлений. Этот тезис, по сути, и подтвердил дальнейший ход заседания. Отмечалось, что самым распространен- ным нарушением остается пренебрежение правилами благоустройства—более 23 тысяч дел, или 72 процента от общего их числа. Свыше 2,6 тысячи рассмотренных дел составляют наруше- ния правил содержания до- машних животных и птиц. Более 2400 административ- ных материалов заведено на нарушителей тишины и покоя граждан в ночное время, еще 2600 — за несо- блюдение правил ведения торговли. Большинство рассмо- тренных дел инициирова- но гражданами. Поэтому основная причина ежегод- ного увеличения количе- ства выявленных админи- стративных правонаруше- ний, отметили участники совещания, заключается в повышении правовой гра- мотности жителей области и активной работе уполно- моченных должностных лиц. Наиболее эффективно использовали свои полно- мочия по реализации об- ластного КоАП сотрудники отдела МВД России по Гря- зинскому району, а также липецкие и елецкие поли- цейские. Лучшие результаты в расчете количества рассмо- тренных дел на 10 тысяч населения достигнуты ад- министративными комис- сиями Краснинского, Ста- новлянского, Усманского и Воловского районов. В то же время сравни- тельный анализ показы- вает, что отдельные адми- нистративные комиссии и территориальные отделы МВД России по Липецкой области районного уров- ня сработали ниже своих возможностей. Невысок и уровень взыскания штра- фов судебными приставами. Поэтому дополнительные меры по совершенствова- нию профилактики адми- нистративных правона- рушений на территории региона оказались в центре внимания состоявшегося разговора. Участниками совещанияподчеркивалось, что основная цель деятель- ности всех органов власти — повышение качества жизни граждан и уровня общественной безопасно- сти, защита прав и свобод наших земляков. Адми- нистративные комиссии городов и районов области, используя возможности КоАП, должны активнее участвовать в обеспечении законности и правопорядка на территории области. На заседании прозвуча- ли и предложения по уси- лению профилактических мероприятий. Правоохра- нительным органам пред- ложено эффективнее взаи- модействовать с админи- стративными комиссиями и подразделениями службы судебных приставов. Следует также шире ис- пользовать такой метод работы, как проведение совместных заседаний с вы- ездом в сельские поселения, обладающий большим про- филактическим эффектом и позволяющий приблизить административную комис- сию к населению, сделать ее деятельность более от- крытой. В своей статье «Россия: национальный вопрос», опубли- кованной 23 января в «Независимой газете», Владимир Путин предложил сформировать список из ста книг, которые должен прочитать каждый выпускник россий- ской школы. Эта инициатива возвращает нас к време- нам, когда наша страна считалась самой читающей в мире, а ее граждан всегда узнавали по высокому уровню грамотности и глубокому мышлению. Итак, как же может выглядеть круг чтения современного человека? Круг, позволивший бы ему лучше узнать историю родной страны, прочувствовать красоту ее языка, понять ее культуру и в итоге научиться думать по-русски? Слово — нашим экспертам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz