Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 113-114 /24241-24242/ 15 ИЮНЯ 2012 20 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА билитации. В течение прошедшего года фондом были организованы благотворительные концерты и спектакли, экскурсии в музеи, детские праздники. Целевая аудитория проек- та составила 1500 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2011 году в мероприятиях, организованных фондом, приняло участие более 150 волонтеров. Среди партнеров – Липецкое региональное отделение общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд», директора учреждений, юристы, психологи, журналисты, врачи, фотокорреспонденты, художники, дизайнеры, студенты Липецкого государственного педагогического университета, учащиеся школ Липецкой области, представители праздничного агентства «Праздник Детства», Г(О)БУ «Центр развития добровольчества». Еще одно важнейшее направление деятельности общественных объединений по решению проблем несовершеннолетних – пропаганда здорового образа жизни и про- филактика асоциального поведения, табачной, алкогольной зависимости и наркозави- симости. Результативна деятельность следующих общественных организаций: Липецкая областная молодежная общественная организация «Ассоциация учащейся молодежи», Липецкая областная общественная организация «Родители против наркотиков», Липец- кое региональное отделение общероссийского благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», Липецкая областная обще- ственная организация «Социальная адаптация молодежи». В 2011 году впервые в области был реализован проект «Школа родителей», направ- ленный на пропаганду здорового образа жизни в социально неблагополучных семьях. В реализации проекта приняли участие специалисты ГУЗ «Липецкий областной нарко- логический диспансер», ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 1» УФСИН России по Липецкой области. Общий охват участников проектов – более 1000 человек. Продолжена работа общественной приемной и «телефона доверия» (73 звонка от родственников наркозависимых), проведены 4 юридических консультации, еженедель- но организовывались встречи клуба «ЗОЖ», осуществлялась реабилитация зависимых от ПАВ по программе «12 шагов», организовано взаимодействие с сайтом www.stop- narkotic.ru. В течение всего года информационное сопровождение мероприятий обеспечива- лось совместно с управлением по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области; информация размещалась на сайтах администрации Липецкой области, управ- ления внутренней политики, подведомственного учреждения Г(О)БУ «Центр развития добровольчества». Областные общественные организации успешно решают вопросы оказания необхо- димой психологической, социальной, информационно-просветительской помощи несо- вершеннолетним, способствуют социализации детей и подростков, интеграции детей с ограниченными возможностями. Работа общественных организаций стала более коор- динированной в ходе разработки проектов и программ, направленных на социальную поддержку несовершеннолетних; реализация социальных проектов на территории обла- сти стала более равномерной, что увеличило вовлеченность молодых людей в социально значимые проекты. РАЗДЕЛ 15. ОПЫТ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В 2011 году в Липецкой области продолжена реализация мероприятий, направлен- ных на совершенствование системы работы по защите прав и интересов несовершен- нолетних, судебных органов и всех служб системы профилактики в рамках развития в регионе ювенальных технологий. Ювенальные технологии основаны на нормах международного законодательства. Это прежде всего Декларация о правах человека и основных свобод, Конвенция ООН о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие прин- ципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции обще- признанных принципов и норм международного права и международных договоров Рос- сийской Федерации», Постановление Пленума Верховного суда РФ от 09 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего осо- бенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Во исполнение вышеуказанных принципов в проведении ранней профилактики пра- вонарушений несовершеннолетних реализуется Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних в Липецкой области» (далее – областной Закон). В целях эффективной реализации областного Закона отрабатывается модель, на- правленная на поэтапное создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних. Активно проводится работа по отработке механизма взаимодействия и информи- рования между органами и учреждениями системы профилактики. В соответствии с об- ластным Законом муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разрабатывают межведомственные программы реабилитации несовершеннолет- них и семей, находящихся в социально опасном положении, дают конкретные поручения субъектам профилактики по организации индивидуальной работы, устанавливают сроки и контролируют исполнение поручений. Такой подход способствует повышению уровня и качества реабилитационной работы. Особая роль в развитии судопроизводства ювенальных технологий, реализации об- ластного Закона принадлежит психолого-педагогической службе. Созданная в 2008 году на базе Г(О)ОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее – об- ластной Центр) ювенальная служба обеспечивает психолого-педагогическое сопрово- ждение в процессе судопроизводства несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свобо- ды, и детей-жертв насилия. Помощь носит коррекционно-реабилитационный и профилактический характер. Педагоги-психологи осуществляют психолого-педагогическую экспертизу и сопрово- ждение несовершеннолетних правонарушителей. Основными направлениями деятельности педагогов-психологов службы ювенальных технологий являются: 1. Психологическое просвещение – формирование у подростков, родителей, педаго- гов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах соб- ственного развития и развития детей. 2. Психологическая профилактика – предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, создание психологических условий, макси- мально благоприятных для этого развития. 3. Психологическая диагностика – специальное обследование с целью выявления особенностей интеллектуальной, личностной и поведенческой сфер. 4. Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер обучающихся, воспитанников с целью их коррекции и развития, а также родителей. 5. Психологическая реабилитация – восстановление психического здоровья и эф- фективного социального поведения. 6. Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, родителям, пе- дагогам в вопросах развития, воспитания и обучения. 7. Экспертная деятельность – исследование особого вида, обладающее специаль- ными признаками, жестко регламентированное нормами права, содержащимися в про- цессуальных законах, назначаемое определением суда (в уголовном процессе), поста- новлением лиц, ведущих дознание и следствие (дознавателя, следователя, прокурора). Специалистами Центра выработаны этапы работы педагогов-психологов с несовер- шеннолетними правонарушителями. 1 этап – изучение материалов уголовных дел для выяснения обстоятельств, которые характеризуют воспитание подростка в семье, социуме, образовательном учреждении. 2 этап – проведение психолого-педагогического исследования несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (лиц, их заменяющих) по запросам УМВД России по Липецкой области, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, судов. Суды и следственные органы ставят перед службой ювенальных технологий област- ного Центра ряд вопросов, например: – индивидуальные психологические особенности, которые позволяют судить: слу- чайно или закономерно совершено несовершеннолетним правонарушение; – личностные качества, негативно влияющие на способность к саморегуляции; – лидерские качества или подверженность повышенной внушаемости; – возможность исправления обвиняемого правонарушителя без назначения уголов- ного наказания путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 3 этап – психологический анализ интересующей суд ситуации, подготовка заключе- ния. 4 этап – комплексное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолет- него правонарушителя (разработка программ коррекции и реабилитации, тематического планирования занятий; консультативная помощь педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений). Суды направляют рекомендации в образовательные учреждения, которые связыва- ются со специалистами областного Центра и во взаимодействии организуют непрерыв- ный процесс психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правона- рушителей, жертв насилия. Составляются групповые и индивидуально-ориентированные программы коррекции и реабилитации для занятий с подростками, совершившими правонарушение, и жертва- ми насилия. Специалисты одновременно работают и с родителями несовершеннолетних правонарушителей по коррекции детско-родительских отношений. При этом использу- ются различные формы психологической работы. В диагностике несовершеннолетних с отклонениями в психическом развитии уча- ствует работающая в структуре областного Центра психолого-медико-педагогическая комиссия. В 2011 году органами системы профилактики направлено в областной Центр 3852 человека; 26,8 % из данного количества направлено судебными и следственными органами. За этот же период в Центр обратились 17 человек, ставших жертвами раз- личного рода насилия и экстремальных ситуаций. По направлениям судов и следствен- ных органов прошли диагностику 615 человек по 457 уголовным и гражданским делам. Проведено 1256 индивидуальных занятий со 173 несовершеннолетними, 29 групповых занятий с 84 подростками по коррекции агрессивного поведения, развитию у подрост- ков навыков постановки жизненных целей, самоопределения. В ходе такой работы у не- совершеннолетних происходит положительная динамика в межличностных отношениях, личностном росте, навыках общения. При необходимости для диагностических исследо- ваний специалисты выезжают в суды районов и городов области, где проводят занятия с несовершеннолетними на базе судов. Важную роль в системе профилактики правонарушений играет «Телефон доверия» для детей, подростков и их родителей (28-40-45), который функционирует на базе об- ластного Центра. Ежегодно на «Телефон доверия» поступает более 3000 звонков. С мар- та 2011 года в области начал работу единый всероссийский «Телефон доверия» (8-800- 2000-122). С введением единого номера количество звонков значительно увеличилось. В области развиваются новые направления ювенальных технологий. Организовано непрерывное индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, совершивших уго- ловно наказуемые деяния, мерами социальной поддержки и контроля за поведением правонарушителей на стадии предварительного расследования и исполнения приговора (либо иного судебного решения). Таким образом, ювенальные технологии применяются с момента выявления факта совершения правонарушения несовершеннолетним, т.е. со стадии предварительного расследования, и завершаются стадией исполнения судебно- го решения. В отличие от обычного порядка рассмотрение уголовных дел в отношении несо- вершеннолетних с применением ювенальных технологий отличается прежде всего из- менением подхода к рассмотрению таких дел – от карательного к профилактическому, т.е. когда деятельность суда не заканчивается назначением наказания за совершенное преступление, а направлена на мобилизацию всех профилактических ресурсов для ра- боты с несовершеннолетним и его семьей после вынесения судебного решения в целях предупреждения совершения повторных преступлений. В 2011 году судами было рассмотрено 298 уголовных дел в отношении 348 несовер- шеннолетних. Из них 168 несовершеннолетних осуждены, в отношении 168 лиц уголов- ные дела прекращены, в двух случаях – по реабилитирующим основаниям, в 166 случаях – по другим основаниям (за примирением с потерпевшим, в связи с применением при- нудительных мер воспитательного воздействия), в отношении 4 несовершеннолетних применены принудительные меры медицинского характера, и в отношении 8 несовер- шеннолетних уголовные дела возвращены прокурору для устранения препятствий рас- смотрения дела в суде. Осужденным несовершеннолетним назначены следующие виды наказаний: 25 ли- цам – лишение свободы на определенный срок; 79 лицам – условное лишение свободы; 10 лицам – ограничение свободы; 22 лицам – штраф; 24 лицам назначены обязательные работы. Семь несовершеннолетних освобождены от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, один несовершеннолетний был освобожден от наказания в виде лишения свободы в связи с направлением в специаль- ное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. По результатам рассмотрения уголовных дел и материалов вынесено 136 частных постановлений, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних и их семей. Необходимо отметить, что количество рассмотренных уголовных дел в отношении несовершеннолетних судами области за период с 2007 по 2011 год сократилось на 40,7 % (с 503 до 298). И практика, и статистика свидетельствуют о положительном влиянии профилактического воздействия на снижение подростковой преступности несовершен- нолетних. Так, с момента применения мер профилактического характера (с июня 2008 года) число преступлений, совершенных судимыми подростками повторно уменьшилось более чем в 2 раза (2007 г. – 142; 2008 г. – 113; 2009 г. – 104; 2010 г. – 50 преступлений; 2011 г. – 52). В гражданском судопроизводстве ювенальные технологии стали применяться со второй половины 2009 года. Президиум Липецкого областного суда, изучив результаты обобщения судебной практики по делам о лишении родительских прав, принял решение об изменении подхода к рассмотрению таких дел, полагая, что лишение родительских прав – это крайняя мера и ее применение возможно в тех случаях, если реабилитацион- ные и профилактические меры, направленные на сохранение семьи, исчерпаны, и когда нахождение ребенка в родной семье создает угрозу его жизни и здоровью. Президиум также определил, что судебный процесс должен быть ориентирован на восстановление внутрисемейных отношений, сохранение семьи, защиту интересов ребенка. В настоящее время применение ювенальных технологий: медико-социальных, психолого-педагогических, социальных, реабилитационных программ, процедур, вклю- чая судебные, – позволяет провести ряд реабилитационно-профилактических меро- приятий, которые направлены на оздоровление семьи, на максимальное обеспечение прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Практически все суды при рассмотрении гражданских дел, где затрагиваются интересы несовершен- нолетних, проводят тщательную досудебную подготовку, истребуют полный характери- зующий материал на детей и родителей. Органы опеки и попечительства предоставляют в суды полные, мотивированные акты, обоснованные заключения, что помогает суду вы- носить законные и обоснованные решения. По отдельным делам (об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком) по согласованию с родителями в деле участвует психолог, а также назначается психолого-педагогическое исследование с целью выявления индивидуально-психологических особенностей роди- телей и ребенка, уровня привязанности ребенка к каждому из родителей, особенностей их стиля и воспитания. На стадии досудебной подготовки по делам об определении порядка общения с ре- бенком обязательно проводятся примирительные процедуры. Практически по каждому делу по спорам о воспитании детей проводятся психологические исследования, которые поручаются специалистам областного Центра. К участию в судебных процессах привле- каются психологи и педагоги, которые могут оказать необходимую помощь ребенку и его семье. По поручению судьи психолог изучает личность несовершеннолетнего, его роди- телей, составляет заключение. Психологические технологии способствуют повышению качества профилактической и реабилитационной работы, помогают судам разобраться в личности родителей, в их способности сохранить звание родителей. Помощник судьи с функциями социального работника осуществляет подготовку материалов дела, проведение примирительных процедур в необходимых случаях, взаи- модействует с органами, реализующими социальную политику, осуществляет после- дующий контроль за семьями и детьми. В настоящее время по каждому делу, где усма- тривается, что ребенок и его семья оказались в трудной жизненной ситуации, которая не может быть разрешена с помощью семьи, суды принимают меры к оказанию конкретной помощи ребенку либо родителям. Судом используется такая форма, как обращение в различные учреждения с целью трудоустройства, прохождения курсов лечения, органи- зации досуга, оформления документов и другое. Ювенальная юстиция – это прежде всего социальное правосудие, при котором суды выполняют не только правоприменительные, но и социальные функции, и ее успешное функционирование зависит не только от работы самих судов, но и от взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики. Прежде чем принять окончательное решение по лишению родительских прав или ограничению в родительских правах, ис- пользуется новая форма решения суда – предупреждение о необходимости выполнения родительских обязанностей, а в работе сотрудников органов опеки и попечительства появилось новое направление – работа с предупрежденными родителями. Советский суд г. Липецка стал экспериментальной площадкой для нововведения и реализует проект «Школа родителей» во взаимодействии с ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» (далее – ГУЗ «ЛОНД»). На базе амбулаторного детско- подросткового отделения ГУЗ «ЛОНД» для реализации проекта разработан алгоритм медико-психологической коррекции родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками и в отношении которых ставится вопрос о лишении родительских прав. Дан- ный алгоритм включает в себя проведение медицинского обследования родителей и при необходимости – лечение наркологической патологии; проведение психологической коррекции родителей; осуществление социального патронажа семьи. Психологические тренинги психолога и нарколога направлены на то, чтобы помочь научиться самим планировать свою жизнь, распределять семейный бюджет и время. Подробно обсуждается все, что касается ребенка. Уделяется особое внимание эмоцио- нальной саморегуляции. Специалисты учат, как с помощью эффективных психологиче- ских упражнений справляться с негативными мыслями, вспышками гнева и раздраже- ния, помогают правильно сформулировать жизненные цели, что позволяет родителю стать на путь исправления, оздоровить семейную обстановку. Помощь оказывается бес- платно. Занятия проходят амбулаторно, а в случае, когда по состоянию здоровья роди- тели нуждаются в госпитализации, занятия проходят в стационаре после купирования острой симптоматики и продолжаются амбулаторно после выписки. По результатам за- нятий наркологический диспансер готовит заключение, которое может повлиять на окон- чательное решение суда – способен ли этот человек быть достойным родителем или ему не стоит доверять воспитание детей. В данном проекте участвуют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и за- щите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, социальной защиты населения. Направление в «Школу родителей» – это помощь оступившимся людям, попавшим в трудную жизненную ситуа- цию и по разным причинам рискующим утратить статус родителя. Для многих родителей угроза лишиться детей стала стимулом решительно начать трезвый образ жизни. С мая 2011 года опыт «Школы родителей» распространен на все суды города Липецка. За 2010 – 2011 годы для прохождения занятий было направлено 76 человек, из них 36 человек пожелали включиться в программу, 22 человека завершили программу, 9 человек отказа- лись участвовать в проекте, 9 продолжают занятия. Новая форма работы с детьми и семьями организована в Левобережном суде г. Липецка, на базе которого в феврале 2011 года создан «Молодежный клуб», который ежемесячно проводит заседания. Цель создания данного клуба – помочь оступившимся подросткам и родителям обрести новые ориентиры в жизни. Участниками заседаний клуба являются: помощники судей; несовершеннолетние, состоящие на учете в суде, и их родители; родители, лишенные родительских прав, ограниченные в родительских правах; родители, в отношении которых предъявлены иски о лишении (ограничении). Помощь клубу оказывают представители органов опеки и попечительства, центров занятости, педагоги, психологи, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, представители спортивных клубов и секций, представители общественных организаций. На каждое заседание клуба приходят новые участники с новыми судьбами и проблема- ми, что вызывает необходимость сохранения и совершенствования его лучших тради- ций. В 2011 году Советским районным судом на базе МОУ СОШ № 55 г. Липецка создана Школьная служба примирения. Цель службы – ограничить агрессивные реакции под- ростков на конфликтные ситуации, заменить их на переговоры, восстановительные дей- ствия. Задачи Школьной службы примирения: проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера; обучение школьников методам урегулирования конфликтов; разрешение конфликтных ситуаций внутри семьи. Принципы деятельности Школьной службы примирения: добровольность, предполагающая как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примиритель- ной программе; конфиденциальность, предполагающая обязательство службы примире- ния не разглашать полученные в ходе программы сведения; нейтральность, запрещаю- щая членам службы примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Свои особенности имеет профилактическая работа с детьми и их семьями и в других районах области. В Становлянском районном суде ежеквартально проводятся круглые столы с участием глав сельских администраций, представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, отдела образования по обсуждению вопросов координации деятельности в организации профилактической работы с несовершеннолетними право- нарушителями и семьями, находящимися в социально опасном положении. Судьи Добринского суда взяли шефство над двумя семьями, члены которых восста- новлены в родительских правах, и во взаимодействии с другими ведомствами оказыва- ют им необходимую помощь и поддержку. Применение конкретных рекомендаций, использование различных форм профилак- тической, коррекционной работы привело к тому, что количество обращений в суды с исками о лишении родительских прав сократилось, сократилась и удовлетворяемость исков. Так, в 2009 году было рассмотрено 537 исков, из них удовлетворено 403, в 2010 году рассмотрено 363, из них удовлетворено 242, в 2011 году рассмотрено 278 исков, из них удовлетворено 146. Увеличивается количество дел о восстановлении в родительских правах: в 2008 году подано 14 исков, из них удовлетворено 10; в 2009 году – 17 исков, удовлетворено 15; в 2010 году – 19 исков, из них удовлетворено 13, в 2011 году рассмотрено 21 дело, в 15 случаях иски удовлетворены. По делам о расторжении брака мировые судьи более активно принимают меры к примирению супругов, предлагают психологическую помощь с целью разрешения конфликта. На судебных участках вывешена информация о Центре психолого-медико- социального сопровождения, выдержки из закона о правах и обязанностях родителей и детей. Мировые судьи ориентированы на то, что при рассмотрении дел о расторжении бра- ка, взыскании алиментов следует обязательно выяснять у родителей наличие спора о детях. В том случае, если судья усматривает наличие проблемы по данному вопросу, что может сказаться на правах ребенка, то родителям предлагается помощь в разрешении проблем. Судами области, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав ве- дется постоянный анализ развития ювенальных технологий, изучается положительный опыт других регионов, разрабатываются предложения по вопросам обеспечения един- ства правоприменительной практики в сфере отправления правосудия по делам в отно- шении несовершеннолетних, проводятся семинары-совещания с участием представите- лей органов и учреждений системы профилактики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Липецкой области продолжалась последовательная реализация государственных гарантий по защите прав детства, созданию условий для полноценного развития и вос- питания подрастающего поколения. Целенаправленная работа по осуществлению целе- вых программ и национальных проектов в сфере здравоохранения, социального обеспе- чения, образования способствует повышению уровня жизни семей с детьми, поддержке материнства и детства. В настоящее время наметились положительные моменты в развитии демографиче- ской ситуации в регионе: снижается смертность, замедляется процесс естественной убыли населения, стабильно растет продолжительность жизни населения. Реализация семейной политики, направленной на поощрение успешных и благополучных семей, способствовала увеличению численности многодетных семей. Совершенствование системы социальных гарантий, поддержка молодой, малообес- печенной и многодетной семьи с целью обеспечения ее стабильного функционирования позволили сохранить положительную динамику по целому ряду показателей жизнеобе- спечения и жизнедеятельности детского населения, уровня жизни семей с детьми. Обеспечение финансирования службы материнства и детства в рамках приоритет- ного национального проекта «Здоровье», областных целевых программ «Совершен- ствование системы охраны здоровья населения Липецкой области (2009 – 2013 годы)» (подпрограмма «Здоровое поколение»), «Модернизация здравоохранения Липецкой области на 2011 – 2012» улучшило материально-техническую базу учреждений здра- воохранения, дало возможность внедрить порядки и стандарты оказания медицинской помощи матерям и детям. Развитие системы здравоохранения за период с 2009 по 2011 год позволило снизить уровень материнской смертности в 3 раза; уменьшить показате- ли заболеваемости беременных на 18,2 %, заболеваемости подростков – на 8,6 %, детей до 14 лет – на 3 %; снизить смертность детей в возрасте до одного года от врожденных аномалий на 13,2 % . Система детского питания реализуется через комплекс финансовых, организацион- ных, информационных механизмов, что позволяет увеличивать охват детей горячим пи- танием. Использование программного метода организации питания обучающихся в му- ниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях позволило начать решать задачи обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений двухразовым горячим питанием; модернизации материально-технической базы школьных столовых; созда- ния современной системы управления организацией школьного питания; проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий; профессиональной и гигиенической под- готовки работников столовых; организации пропаганды здорового питания школьников. В области продолжалась работа по созданию условий для формирования открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы лич- ности и социума, обеспечивать доступность качественного образования. Реализация муниципальных целевых программ развития образования расширила сеть дошкольных образовательных учреждений, в результате удовлетворение потребностей детей на до- школьное образование в 2011 году составило 80,9 %. Впервые родителям детей 3 – 6 лет, не принятых в детский сад, за счет средств консолидированного бюджета области осуществляется выплата ежемесячной субсидии в размере 5,0 тыс. рублей. Полученные средства родители направляют на оплату услуг негосударственных дошкольных органи- заций, индивидуальных предпринимателей, на организацию психолого-педагогического сопровождения семей по вопросам воспитания и обучения детей в консультативных пун- ктах на базе муниципальных детских садов и школ. В образовательных учреждениях области расширяется спектр образовательных технологий, в том числе и дистанционных, развивается система профильного обучения, совершенствуется региональная система оценки качества образования как инструмен- та управления образовательными системами разного уровня. Продолжает изменяться материально-техническая база школ в части информатизации образовательного про- цесса, здоровьесберегающих технологий, выполнения требований федеральных госу- дарственных образовательных стандартов. В 2011 году на территории Липецкой области в рамках реализации Федеральной це- левой программы развития образования создана стажировочная площадка по распро- странению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успеш- ную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по направлению: «Социализация детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната III – IV вида». Механизмы организационного, нормативно-правового и финансового обеспечения детской оздоровительной кампании обеспечили увеличение числа детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления, в том числе и малозатратными. Реализация областной целевой программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» позволяет создавать условия для социально-средовой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества. Органы опеки и попечительства продолжают работу по выявлению семейного небла- гополучия и оказанию профессиональной помощи в целях сохранения ребенку родной семьи; семейному устройству детей; защите имущественных и жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате с 554 в 2009 году до 261 ребенка в 2011 году сократилось число детей, которые остаются без попечения ро- дителей; на 2,5 % увеличилось устройство детей в замещающие семьи; в полтора раза возросло число приемных семей. В области проводится целенаправленная работа по трудоустройству, социальной и психологической адаптации на рынке труда несовершеннолетних граждан, осуществля- ется финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства под- ростков, привлекаются работодатели к обеспечению трудовой занятости. В регионе реализуется комплекс мер по поддержке семей с детьми и созданию благоприятных условий для рождения и воспитания детей. Своевременно и в полном объеме осуществляется выплата различных пособий из федерального и областного бюджетов в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечивается социальная под- держка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Совершенствование системы работы по предупреждению безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов; профилактике семейного неблагополучия; повышению качества и доступности соци- альных услуг для детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, обусловило тенденцию к сокращению числа безнадзорных детей, семей социального «риска», правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Вместе с тем сохраняется ряд проблем по вопросам детства. Демографические процессы, происходящие в области, характеризуются незначи- тельным ростом численности детей в структуре населения. По сравнению с предыдущим годом понизились показатели рождаемости детей. Несмотря на принимаемые меры по повышению размеров материальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, уровень жизни некоторой части семей с детьми остается невысоким. Сохраняется количество детей с хроническими заболе- ваниями, обусловленными неблагополучным социально-экономическим положением семей и детей. Увеличивается показатель детской инвалидности, при этом особое значение приоб- ретают социальные механизмы компенсации и адаптации. Продолжает снижаться численность трудоустроенных подростков, что частично свя- зано с демографическими процессами. В связи с этим необходима разработка новых подходов к организации временного трудоустройства несовершеннолетних. Требует повышения эффективности работы по взаимодействию органов и учрежде- ний системы профилактики по предупреждению семейного неблагополучия, преступле- ний в отношении детей. Для улучшения положения детей в Липецкой области необходимо обеспечить: 1. Улучшение демографической ситуации в Липецкой области. 1.1. С целью улучшения демографической ситуации в регионе продолжить работу по реализации мероприятий областной целевой программы «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2009 – 2014 годы)». 1.2. В целях развития института многодетных семей совершенствовать систему мо- рального и материального поощрения родителей за рождение и воспитание третьего и последующего детей. 1.3. Продолжить реализацию комплекса мер II этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Липецкой об- ласти. 1.4. Обеспечить улучшение качества жизни семей с детьми за счет сохранения поло- жительной динамики основных показателей социально-экономического региона. 1.5. Провести работу по информированности населения о сохранении репродуктив- ного здоровья и профилактике абортов. 1.6. Установить дополнительные меры социальной поддержки для лиц, награжден- ных орденом «Родительская слава». 1.7. Увеличить единовременную денежную премию для лиц, награжденных почетны- ми знаками Липецкой области «За верность отцовскому долгу» и «Слава Матери». 2. Совершенствование медицинской помощи детям и обеспечение ее качества. 2.1. Обеспечить реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье». 2.2. Реализовать комплекс мер по повышению акушерско-гинекологической, педиа- трической помощи через: – совершенствование работы межмуниципальных центров акушерско- гинекологического и педиатрического профиля, завершение капитальных ремонтов и работ по оснащению их современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела в рамках выделенных ассигнований, с уче- том перехода с 2012 года на новые критерии живорождения; – повышение роли Перинатального центра как основного звена в системе оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным высокого риска; – обеспечение этапности оказания медицинской помощи женщинам во время бере- менности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным; – раннюю диагностику патологии обмена веществ путем массового обследования новорожденных и раннюю терапию выявленных расстройств, внедрение скрининга на выявление наследственных болезней согласно национальному проекту «Здоровье»; – развитие антенатальной и перинатальной помощи, основанной на внедрении вы- сокотехнологичных ее видов, своевременных рациональных технологий выхаживания недоношенных детей; – продолжение работы по внедрению федеральных стандартов оказания медицин- ской помощи беременным, новорожденным, детям с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, онкологическими заболеваниями, травмами в практику работы учрежде- ний детства и родовспоможения; – повышение доступности и качества высокотехнологичной помощи матерям и де- тям. 2.3. Продолжить работу по совершенствованию оказания медицинской помощи ма- терям и детям через: – дальнейшее развитие стационарзамещающих технологий; – развитие паллиативной помощи детям; – совершенствование диагностической службы и методов интенсивной терапии; – продолжение диспансеризации четырнадцатилетних подростков с акцентом на ре- продуктивное здоровье; – формирование регистра детей, страдающих орфанными (редкими) заболевания- ми; – повышение квалификации медицинского персонала, в том числе на базе симуляци- онных центров; – продолжение информационной кампании по снижению абортов; – развитие телекоммуникационных консультативных форм помощи. 3. Развитие услуг в сфере дошкольного образования. 3.1. Продолжить развитие сети учреждений и вариативных форм организации до- школьного образования. 3.2. Организовать работу по повышению охвата детей предшкольной подготовкой, в том числе детей, которые воспитываются по тем или иным причинам дома. 4. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на- правленной на модернизацию и развитие системы общего образования. 4.1. Обеспечить поэтапное введение федерального государственного образователь- ного стандарта (далее ФГОС) общего образования во всех общеобразовательных учреж- дениях Липецкой области. 4.2. Продолжить работу по созданию условий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. 4.3. Совершенствовать работу по привлечению органов государственно- общественного управления к решению вопросов, связанных с внедрением с ФГОС. 4.4. Обеспечить открытие региональных стажировочных площадок по реализации ФГОС общего образования, принципов государственно-общественного управления в образовании; создания моделей и систем оценки качества образования. 4.5. Продолжить работу по созданию условий для формирования открытой, самораз- вивающейся, информационно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования. 4.6. Продолжить работу по развитию и совершенствованию системы выявления и поддержки одаренных детей посредством расширения дистанционного обучения как формы подготовки школьников к интеллектуальным соревнованиям через функциониро- вание очно-заочной школы «Одаренный ребенок». 5. Развитие системы дополнительного образования детей. 5.1. Обеспечить доступность, равные возможности в получении дополнительного образования; увеличить количество детей, занимающихся в объединениях дополнитель- ного образования детей сферы образования до 57 % от общего количества обучающихся общеобразовательных учреждений. 5.2. Увеличить количество объединений дополнительного образования детей, за- нимающихся плаванием и другими видами спорта в муниципальных учреждениях допол- нительного образования детей сферы образования, функционирующих на базе крытых плавательных бассейнов. 5.3. Создать на базе государственных (областных) учреждений дополнительного об- разования детей не менее 20 объединений для детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Реализация прав и удовлетворение потребностей молодежи в получении началь- ного профессионального образования. 6.1. Совершенствовать учебно-производственную базу учреждений начально- го и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО) посредством модернизации учебных лабораторий, обновления учебно-лабораторного, учебно- производственного оборудования и методологического обеспечения, внедрения элек- тронных образовательных ресурсов. 6.2. Обеспечить создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить качествен- ное обучение и самореализацию в учреждениях НПО и СПО подростков с ограниченны- ми возможностями здоровья: – создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих воз- можность для беспрепятственного доступа (пандусы, специально оборудованные учеб- ные места); – обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающе- гося с особыми возможностями здоровья; – формирование толерантного отношения обучающихся, студентов учреждений НПО и СПО к таким сверстникам. 6.3. Обеспечить повышение качества профессионального образования через соз- Продолжение. Начало на 10–19-й стр. Продолжение на 21-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz