Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 113-114 /24241-24242/ 15 ИЮНЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 В домах ребенка дети получают полный объем медико-социальной, педагогической помощи, что позволяет вернуть их в биологическую семью или передать на усыновление (удочерение), под опеку (таблица 9.2, диаграмма 9.8). Однако в 2011 году в интернатные учреждения системы образования и учреждения социальной защиты населения переда- но 37,7% детей из домов ребенка, что на 6,6% больше, чем в 2009 году. Таблица 9.2 Распределение по социальным группам детей, выбывших из домов ребенка в 2009 – 2011 годах, % Из числа выбывших детей 2009 г. 2010 г. 2011 г. Передано в семьи 68,9 75,4 62,3 Переведено в интернатные учреждения системы образования 23,3 20,0 29,0 Переведено в учреждения социальной защиты населения 7,8 4,6 8,7 Диаграмма 9.8 Распределение детей, выбывших из домов ребенка в 2011 году 18,80% 29% 34,80% 8,70% 8,70% Передано под опеку Передано в интернатные учреждения системы образования Возвращено родителям Передано на усыновление Передано в учреждения социальной защиты населения В рамках национального проекта «Здоровье», в соответствии с постановлением Правительства № 945 от 29 декабря 2007 года «О порядке предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на про- ведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и приказом Министерства здраво- охранения и социального развития Российской Федерации № 240н от 15 апреля 2010 года «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в 2011 году прове- дена диспансеризация 1828 детей, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты, в том числе 524 детей-сирот. По результатам проведенной диспансеризации к I и II группам здоровья, не требую- щим специального медицинского наблюдения, было отнесено 24,8% , ко III – 40,7%, к IV и V – 34,5% детей. Среди выявленных заболеваний превалировали психические расстройства, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и соединитель- ной ткани, болезни нервной системы и врожденные аномалии. В результате диспансеризации впервые выявлено 210 детей с заболеваниями ор- ганов пищеварения, 246 – с болезнями костно-мышечной системы, 55 – с болезнями органов кровообращения, 88 – с эндокринопатиями и др. Всего после проведенной дис- пансеризации зарегистрировано 5680 заболеваний. На каждого ребенка специалистами, участвующими в проведении диспансеризации, разработан план дальнейшего наблюдения, обследования и реабилитационных меро- приятий. В течение 2011 года были проведены лечебно-оздоровительные и реабилитацион- ные мероприятия среди нуждающихся детей по итогам диспансеризации 2010 года: в условиях дома ребенка пролечено – 124 человека, в учреждениях социальной защиты – 125, в амбулаторно-поликлинических учреждениях – 1061 человек, в условиях образо- вательных учреждений – 1018 детей. В стационарах области пролечено 265 детей, из них на базе ГУЗ «Областная детская больница» – 81 ребенок, в федеральных центрах получи- ли лечение 7 человек, в санаторных условиях –120 детей. Дети, находящиеся в учреждениях государственной поддержки детства Государственные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются путем функционирования учреждений госу- дарственной поддержки детства. В настоящее время в Липецкой области функционирует 18 учреждений для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможно- стями здоровья: 7 детских домов; 2 общеобразовательные школы-интерната; 9 специ- альных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях улучшения условий по предоставлению образования (содержание, обучение, воспитание) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в течение 2011 года проводилась оптимизация и реструктуризация сети учреждений государ- ственной поддержки детства. В 2011 году принято постановление администрации Липецкой области от 13 мая 2011 года № 159 «О реорганизации государственного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы- интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2». В ре- зультате государственное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 было реорганизовано в форме присоеди- нения к нему государственного (областного) образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 1 с сохранением основных целей деятельности Г(О)ОУ школы-интерната № 2 для детей-сирот. При ликвидации Г (О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната II вида на основании постанов- ления администрации Липецкой области от 22 августа 2011 года № 303 «О ликвидации государственного (областного) специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида» был изменен вид учреждения и создано ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат I – II вида. В результате ликвидационных мероприятий произошла оптимизация сети учрежде- ний для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: права обучающих- ся, воспитанников соблюдены в соответствии с действующим законодательством. В учреждениях государственной поддержки детства обучается и воспитывается 1626 детей, что на 589 человек меньше, чем в 2009 году. Из общего контингента воспитанни- ков – 732 составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (на 393 ребенка меньше, чем в 2009 году) (диаграмма 9.9). Диаграмма 9.9 Сеть учреждений государственной поддержки детства в 2009, 2011 годах 2009 год 2011 год 8 2 11 Äåòñêèå ä î ì à Î áùåî áðàçî âàòåëüí û å øêî ëû -èí òåðí àòû è øêî ëû -èí òåðí àòû äëÿ äåòåé-ñèðî òè äåòåé, î ñòàâøèõñÿ áåç ï î ï å÷åí èÿ ðî äèòåëåé Ñï åöèàëüí û å (êî ððåêöèî í í û å) øêî ëû - èí òåðí àòû è äåòñêèå ä î ì à 6 2 10 Детские дома Общеобразовательные школы - интернаты и школы - интернаты для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей Специальные ( коррекционные ) школы - интернаты и детские дома В учреждениях государственной поддержки детства продолжается совершенство- ваться материально-техническая база, развивается кадровый потенциал, что позволяет создавать оптимальные условия для образования и воспитания детей. При подготовке к новому 2010/2011 учебному году и работе в осенне-зимних условиях проведен капиталь- ный и текущий ремонт на сумму 74 млн. рублей. Всего на содержание и функционирова- ние учреждений государственной поддержки детства в 2011 году из областного бюджета было выделено 652 млн. рублей (2009 г. – 587,2 млн. рублей, 2010 г. – 605,2 млн. рублей). Выполнение норм расходов на питание воспитанников детских домов и школ- интернатов, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, которые предусмо- трены постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 722-пс «О социальных нормах и нормативах в образовательных учреждениях» и мера- ми социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные Законом Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О соци- альной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области». Учреждения государственной поддержки полностью укомплектованы педагогиче- скими кадрами. Учебный процесс обеспечивают 226 педагогических работников. Из них высшее образование имеют 160 человек (71 %), среднее профессиональное – 43 (19 %) человека, обучаются в педагогических вузах и колледжах 23 (10 %) человека. Для воспитанников учреждений государственной поддержки детства с целью раз- вития их кругозора, уважения к народным традициям, культуре, истории родного края и России организуются культурно-массовые мероприятия, экскурсии по историческим и заповедным местам, посещение театров, музеев и выставок. В целях развития художе- ственных способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализации ежегодно на областном уровне проводятся мероприятия художественно- эстетического, технического и спортивного направлений. В 2011 году воспитанники учреждений государственной поддержки детства приняли участие в следующих мероприятиях: – областной круглогодичной спартакиаде среди воспитанников детских домов и спе- циальных (коррекционных) школ-интернатов; – областной олимпиаде по курсу «Основы дорожной безопасности»; – VIII областном конкурсе детского творчества «Созвездие»; – спортивно-патриотическом конкурсе совместных команд сотрудников правоохра- нительных органов и воспитанников учреждений государственной поддержки детства «Юный защитник Отечества!»; – областном туристско-краеведческом лагере для воспитанников учреждений госу- дарственной поддержки детства «Дороги Победы»; – региональном этапе Всероссийского конкурса школьных сочинений «Моя семья»; – областной акции среди воспитанников учреждений государственной поддержки детства «Безопасное колесо». В рамках реализации областной целевой программы «Модернизация образования Липецкой области, 2009 – 2011 годы» воспитанники учреждений государственной под- держки детства приняли участие и стали: – лауреатами Московского международного форума «Одаренные дети-2011»; – участниками IV Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!»; – победителями IV Всероссийской спартакиады по военно-спортивному многоборью «Призывники России-2011». Кроме того, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья были организованы: – праздник Весны и Труда (1 мая 2011 г., площадь Ленина – Соборная); – участие во всероссийской акции в рамках празднования Международного дня за- щиты детей (1 июня 2011 г. в г. Москве). Для участия в мероприятиях в 2011 году на эти цели в рамках реализации областной целевой программы «Модернизация образования Липецкой области, 2009 – 2011 годы» было израсходовано около 14 млн. рублей. Для всестороннего развития воспитанников во внеурочное время в учреждениях государственной поддержки детства функционирует 201 кружок спортивной, спортивно- технической, художественно-эстетической, эколого-биологической направленности, что на 19 кружков больше, чем в 2008 году. – 19 семьям оказана адресная помощь на сумму 174,6 тыс. рублей; – выдано 15 путевок в детские оздоровительные лагеря Липецкой области на сумму 105,5 тыс. рублей. В образовательных учреждениях Липецкой области соотечественникам на равных условиях с гражданами Российской Федерации, проживающими на данной территории, обеспечен доступ к услугам дошкольного, общего и профессионального образования. Од- нако в регионе существует проблема нехватки мест в детских садах, вследствие чего часть трудоспособных членов семей – участников Программы не может трудоустроиться. Обучение соотечественников в учреждениях среднего и высшего профессионально- го образования области реализуется в соответствии с действующим федеральным за- конодательством. Обучение русскому языку детей участников Программы осуществля- ется в посещаемых ими общеобразовательных учреждениях, которые в обязательном порядке оснащены соответствующим кадровым, учебно-методическим обеспечением. По мере необходимости услуги по обучению русскому языку участникам Программы и членам их семей могут быть оказаны в вузах г. Липецка (Липецкий государственный пе- дагогический университет, ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования). Совершенствование региональной нормативной базы Программы дало возможность предусматривать мероприятия, направленные на повышение эффективности ее реали- зации. Самое значимое из них – создание на территориях вселения Центров временного размещения (ЦВР) для первичного обустройства соотечественников. На всех трех тер- риториях созданы и действуют ЦВР, в которых соотечественники могут жить до полугода или до приобретения ими российского гражданства. В г. Липецке Центром временного размещения предоставляется жилье гостиничного типа, на двух других территориях – квартирного типа. В 2011 году для закрепления правового статуса Центров временного размещения, находящихся на территориях вселения, создано Областное бюджетное учреждение «Центр временного размещения соотечественников» (ОБУ «ЦВР»). Его деятельность на- правлена на организацию первичного размещения и временного проживания соотече- ственников. Многодетные семьи переселенцев в соответствии с Законом Липецкой области от 7 сентября 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имею- щим трех и более детей» имеют возможность бесплатно получить земельный участок и использовать его под жилищное строительство или для ведения личного подсобного хозяйства, под огороды или дачу. Участок для строительства жилья на первом этапе оформляется в аренду, затем выделяется в собственность. Проблема вынужденной миграции в регионе обозначилась с 1990 года, когда на территории постсоветского пространства возникли межнациональные конфликты, в том числе в Чеченской Республике. С 2002 года, вследствие стабилизации общественно- политической ситуации в стране, статус вынужденного переселенца не предоставляет- ся, численность граждан с указанным статусом ежегодно сокращается. Оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам, в первую оче- редь, способствует снижению социальной напряженности в обществе. В настоящее время в Липецкой области проводится работа с 402 вынужденными переселенцами (155 семей), которые прибыли из Казахстана – 70,0%, Узбекистана – 22,6%, Таджикистана – 3,2%, других стран – 4,2% (Армения, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Туркменистан), а также 2 человека – из Чеченской Республики (таблица 10.2). Таблица 10.2 Количество вынужденных переселенцев, проживающих в Липецкой области в 2009 – 2012 годах 01.01.2009 г. 01.01.2010 г. 01.01.2011 г. 01.01.2012 г. Всего вынужденных переселенцев, человек / семей 556 / 218 498 / 197 437 / 169 402 / 155 в том числе в возрасте: 0 – 5 лет 0 0 0 0 6 – 15 лет 55 46 37 16 16 – 17 лет 11 7 7 10 На учете в Липецком регионе в числе семей вынужденных переселенцев состоят 26 детей, выходцев из стран СНГ: Казахстан – 23 человека, Узбекистан – 2 человека, Мол- дова – один человек, в том числе четверо детей из многодетной семьи, прибывшей из Республики Казахстан. Дети вынужденных переселенцев как граждане Российской Фе- дерации пользуются всеми правами детей коренного населения. С 2006 года государственная помощь в обеспечении жильем вынужденных пере- селенцев осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» путем предоставления им государственных жилищных сертификатов. За период с 2009 по 2011 годы жилищные сертификаты получили 11 семей вынужденных переселенцев. Всего в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» включена 171 семья. Обеспечение иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище от незаконного преследования по политическим мотивам в государстве гражданской принадлежности либо имеющим вполне обоснованные опасения стать жертвой негу- манного обращения, надежной защиты на территории Российского государства связано с исполнением Российской Федерацией своих международных обязательств. До 2005 года основными лицами, ищущими убежище на территории Российской Федерации, были граждане Афганистана, затем грузино-осетинский конфликт спровоцировал поток обращений по вопросу убежища граждан Грузии. В 2011 году в связи с относительной стабилизацией ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии, число ходатайствующих граж- дан Грузии сократилось, а в связи с эскалацией военных действий в 2010 – 2011 годах на территории Исламской Республики Афганистан, высокой вовлеченностью в них и уязви- мостью местного населения вновь вырос поток афганцев, ищущих временное убежище. На протяжении последних лет на учете в Липецкой области состоит один беженец, гражданин Афганистана (детей не имеет). Временное убежище на территории региона предоставлено 18 семьям (19 человек), прибывшим из стран: Афганистан (11 семей / 12 человек), Грузия (6 семьям / 6 человек), Туркменистан (1 семья / 1 человек) (таблица 10.3). Таблица 10.3 Количество лиц, имеющих временное убежище и проживающих на территории Липецкой области в 2009 – 2012 годах 01.01.2009 г. 01.01.2010 г. 01.01.2011 г. 01.01.2012 г. Всего, человек 15 30 40 19 в том числе в возрасте: 0 – 5 лет 2 1 4 1 6 – 15 лет 2 2 2 0 16 – 17 лет 3 3 1 0 Имеет одного ребенка семья граждан Афганистана, национальная принадлежность членов семьи – таджики. Обеспечение прав данной категории лиц установлено Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» и Постановлением Правительства Россий- ской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». На основании указанных нормативно-правовых актов лица, признанные беженцами либо получившие временное убежище на террито- рии Российской Федерации, и члены их семей имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, как и граждане России, а также на получение содей- ствия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеоб- разовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессиональ- ного образования, в переводе их в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Таким образом, в Липецкой области сложилась система социальных гарантий, на- правленных на обеспечение благосостояния и адаптацию в социально-экономические процессы региона семей мигрантов с детьми. РАЗДЕЛ 11. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ Важным элементом стратегии социальной защиты детей остается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания, своевременно предоставляющих социальные услуги, необходимые семье и детям в трудной жизненной ситуации. На территории Липецкой области функционирует сеть специализированных учреждений органов социальной защиты населения для несовершеннолетних, которая представлена следующими типами учреждений: – областное государственное бюджетное учреждение «Елецкий детский дом- интернат для умственно отсталых и малолетних инвалидов» на 155 мест; – областное государственное учреждение «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» на 218 мест; – областное казенное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» со стационаром на 20 мест; – шесть муниципальных казенных учреждений «Социально-реабилитационные цен- тры для несовершеннолетних» на 103 места; – 23 комплексных центра социального обслуживания населения, в которых имеются отделения социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности несовер- шеннолетних. Продолжает укрепляться материально-техническая база этих учреждений, что спо- собствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляе- мых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям, находя- щимся в социально опасном положении (таблица 11.1). В рамках выполнения ведомственного плана мероприятий по реализации Феде- рального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные за- конодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2011 году 6 социально- реабилитационных центров переведены в казенные учреждения социальной защиты на- селения, утверждены новые уставы, приведены в соответствие правоустанавливающие и регистрационные документы. Деятельность этих учреждений ориентирована на оказание помощи детям, находя- щимся в трудной жизненной ситуации: – предоставление временного уютного, комфортабельного, приближенного к до- машним условиям жилья; – комплексное обследование и социальная диагностика детей и их семей; – выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовер- шеннолетних; – определение форм и степени дезадаптации каждого воспитанника; – разработка индивидуальных планов реабилитации каждого воспитанника; – реализация реабилитационных программ, социальной дезадаптации; – защита прав и интересов воспитанников; – оказание помощи в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; – профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. За 2011 год в центрах получили реабилитацию 456 детей и подростков, что состави- ло 102,0% к уровню 2010 года (2009 г. – 365 чел., 2010 г. – 447 чел.). Таблица 11.1 Количество несовершеннолетних, помещенных в социально-реабилитационные учреждения за 2009 – 2011 годы № Наименование учреждения Количество несовершеннолетних, помещенных в социально-реабилитационные учреждения Количество койко-мест 2009 г. 2010 г. 2011 г. % к 2010 г. 1 ОКУ «Задонский социально- реабилитационный центр для несовер- шеннолетних «Надежда» 25 89 102 89 87,3 Семейно-воспитательные группы семей / в них детей по необходи- мости 16/23 17/27 20/30 111,1 2 МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ковчег» Елецкого района 25 106 105 111 105,7 3 МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Долго- руковского района 16 61 61 47* 77,1 4 МКУ « Центр социальной помощи семье и детям «Исток»» Воловского района 10 26 22 35 159,1 5 МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Данков- ского района 16 48 62 75 120,9 6 МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Краснин- ского района 16 12 68 69 101,4 ИТОГО 108 365 447 456 102,0 За 2011 год на содержание учреждений, организацию производственной деятельно- сти и питания, ремонт израсходовано 57,0 млн. рублей, что составляет 123,6 % к уровню прошлого года (2009 г. – 45,5 млн. руб., 2010 г. – 46,1 млн. руб.) (таблица 11.2). В течение 2011 года осуществлялась координация работы по профилактике безнад- зорности и правонарушений среди воспитанников учреждений государственной под- держки детства. В каждом учреждении государственной поддержки детства разрабо- таны планы мероприятий, где четко прописан алгоритм действий сотрудников в случае самовольного ухода воспитанника. В учреждениях проводятся профилактические ме- роприятия на основе межведомственного взаимодействия между субъектами системы профилактики. В результате совместной работы наметилась тенденция к снижению ко- личества воспитанников, совершивших самовольные уходы (в 2009 г. – 42, 2011 г. – 28). В период оздоровительной кампании 2011 года все обучающиеся (воспитанники) детских домов, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ-интернатов были охвачены организованным отдыхом и оздоровлены. Всего для детей данной кате- гории было закуплено более 4504 путевок в 8 загородных оздоровительных лагерей. В течение весенних, осенних и зимних каникул на базе детских домов, общеобразователь- ных и специальных (коррекционных) школ-интернатов функционировали лагеря с днев- ным пребыванием детей, в которых отдохнуло более 1600 воспитанников. Диаграмма 9.10 Отдых и оздоровление обучающихся (воспитанников) в 2011 году Детские дома и общеобразовательные школы- интернаты Специальные (коррекционные) школы-интернаты 399 82 30 7 0 50 100 150 200 250 300 350 400 Загородный оздоровительный лагерь Отдых у родственников Санаторно - курортное лечение Отдых в Италии 1258 345 55 5 0 200 400 600 800 1000 1200 1400 Загородный оздоровительный лагерь Отдых у родственников Санаторно - курортное лечение Отдых в Италии Серьезное внимание в детских домах и школах-интернатах уделяется трудоустрой- ству выпускников. Около 200 воспитанников, получивших основное общее и среднее (полное) общее образование, ежегодно выпускают из учреждений государственной под- держки детства. В 2011 году 77% (в 2009 г.– 68,4%) выпускников поступили в учреждения профессионального образования. Процент выпускников, продолживших обучение в 10 классе, в 2011 году составил 23% (2009 г.– 28%). Диаграмма 9.11 Трудоустройство выпускников учреждений государственной поддержки детства 2009 год 326 выпускников 2011 год 200 выпускников 51% 12% 5,40% 28% 4% НПО СПО ВПО 10 класс другое 47% 24% 0% 19% НПО СПО ВПО 10 класс Эффективная профилактическая работа с неблагополучными семьями, развитие института приемной и замещающей семьи способствовали уменьшению числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оптимизация сети учреждений государственной поддержки детства позволила создать условия для физического и ду- ховного развития воспитанников, их социальной адаптации в обществе. РАЗДЕЛ 10. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ Неуклонно возрастает количество иностранных граждан и лиц без гражданства, по- сещающих Липецкую область, подавляющее большинство (86%) которых прибывает из республик бывшего СССР. Так, свыше 50 тыс. иностранцев ежегодно въезжают на территорию региона, от 3 до 4,3 тыс. граждан получают разрешение на временное про- живание, 0,5 тыс. человек – вид на жительство на территории Российской Федерации, причем около 17% из приобретших вышеуказанные статусы являются детьми в возрас- те до 18 лет. В условиях усиливающихся процессов депопуляции и старения населения иммиграция является основным источником восполнения численности населения, кро- ме того, иностранные граждане, среди которых преобладают лица молодых возрастов, способствуют улучшению возрастного состава населения, и, как следствие, снижению нагрузки на систему социального обеспечения и здравоохранения. Также на территории области происходят миграционные процессы, связанные с осо- бой социальной категорией населения, включающей соотечественников, прибывших из-за рубежа, и вынужденных мигрантов с территорий постсоветского пространства и Центральноазиатского региона. Владеющие русским языком, воспитанные в традициях российской культуры и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей россий- ского общества. В этой связи большое значение приобретает эффективная реализация Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007 – 2012 годы, которая прочно заняла свое место в системе мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации. В рамках Программы предусмотрены меры социальной поддержки семей: – выплаты малообеспеченным семьям с детьми ежемесячного пособия на ребенка; – назначение и выплаты государственного социального пособия; – оказание материальной помощи участникам Программы, находящимся в трудной жизненной ситуации; – выплаты компенсаций семьям, родившим третьего и последующих детей; – предоставление скидки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям; – выплаты ежемесячного пособия на детей от полутора до трех лет; – оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; – выплаты на возмещение затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям населения из числа переселенцев; – выделение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям из числа переселенцев. Липецкая область, как динамично развивающийся регион, стала одним из первых субъектов Российской Федерации, принявших участие в реализации Программы, и на сегодняшний день занимает лидирующее положение не только среди регионов Цен- трального федерального округа, но и в целом по стране. По состоянию на 1 января 2012 года на территории области зарегистрирован 3991 прибывший участник Программы. Общая численность с членами семей составила 8978 человек, что больше планируемой на 5 лет нормы на 26% (таблица 10.1). Таблица 10.1 Количество переселенцев – участников Программы по оказанию содействия добровольному переселению, зарегистрированных в Липецкой области в 2009 – 2012 годах 01.01.2009 г. 01.01.2010 г. 01.01.2011 г. 01.01.2012 г. Всего, человек 1530 2865 4856 8978 в том числе в возрасте 0 – 5 лет 162 334 387 504 6 – 15 лет 195 385 847 1481 16 – 17 лет 48 87 208 468 Среди прибывших соотечественников 68% (6183 чел.) – это люди трудоспособного и продуктивного возраста, что обеспечивает решение главной цели Региональной про- граммы – компенсации естественной убыли населения и трудовых ресурсов в целом по области и отдельных ее районах; 28% (2453 чел.) составляют граждане до 18 лет и всего 4% (342 чел.) – пенсионеры. Преобладают граждане стран, ранее входивших в состав СССР, из которых наи- большее количество или 32% составляют выходцы из Узбекистана, Казахстана – 28%, Молдовы – 10%, Киргизии – 9%, Украины и Таджикистана – по 6%, Армении – 3%, Азер- байджана – 2%, Туркменистана – 1%, других стран – 3% (Белоруссии, Болгарии, Вели- кобритании, Германии, Грузии, Израиля, Латвии, Литвы, Португалии, США, Эстонии). Среди участников Программы по национальному составу: 75% – лица славянской на- циональности (68% – русские, 7% – украинцы); по 4% – татары и таджики; по 3% – узбеки и армяне; по 2% – молдаване и немцы; другие национальности – 7% (гагаузы, аварцы, азербайджанцы, белорусы, грузины, корейцы и др.). В числе семей – участников Программы в Липецкую область прибыли 2453 ребенка, в том числе по странам выезда: Азербайджан – 35 человек, Армения – 73 человека, Бе- лоруссия – 4 человека, Великобритания – 2 человека, Германия – 14 человек, Грузия – 10 человек, Израиль – 2 человека, Казахстан – 778 человек, Киргизия – 268 человек, Латвия – 9 человек, Молдавия – 191 человек, США – 1 человек, Таджикистан – 175 человек, Турк- менистан – 29 человек, Узбекистан – 732 человека, Украина – 128 человек, Эстония – 2 человека. Среди прибывших преобладают лица русской национальности – 1721 ребе- нок, далее – таджики (107 чел.), украинцы (115 чел.), татары (105 чел.), армяне (89 чел.), узбеки (67 чел.), немцы (62 чел.), молдаване (41 чел.), корейцы (32 чел.), другие нацио- нальности (114 чел.). По территориям вселения прибывшие переселенцы зарегистрированы: 3136 участ- ников Государственной программы (далее – УГП) с членами семей (6865 чел.) на терри- тории вселения «Липецк», 394 УГП (970 чел.) – на территории вселения «Грязи», 97 УГП (236 чел.) – на территории вселения «Тербуны», 364 УГП (907 чел.) в других районах об- ласти. В 2011 году на заседании Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников был рассмотрен вопрос повышения эффективности Региональной программы переселения и принятия мер по ее корректи- ровке с целью признания всей территории Липецкой области территорией вселения. С целью поддержки соотечественников в период до приобретения ими гражданства Российской Федерации сформирована нормативная база, обеспечивающая получение ими дополнительных социальных льгот (сверх установленных федеральным законода- тельством) за счет средств областного бюджета. Так, участникам Программы и членам их семей предоставляются все меры социальной поддержки, предусмотренные дей- ствующим законодательством, а также услуги здравоохранения, образования, включая при необходимости изучение русского языка, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Соотечественники наравне с другими гражданами России имеют право участвовать во всех программах социальной поддержки населения. Медицинское обследование переселенцев проводится бесплатно в четырех област- ных лечебно-профилактических учреждениях: ГУЗ «Липецкий областной наркологиче- ский диспансер», ГУЗ «Липецкий областной кожно-венерологический диспансер», ОКУ «Липецкий областной противотуберкулезный диспансер», ГУЗ «Липецкий областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». Срочная медицинская помощь участникам Программы и членам их семей осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках «Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной меди- цинской помощи на 2011 год», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 17 марта 2011 г. № 83. Плановая медицинская помощь до получения соотече- ственниками гражданства Российской Федерации оказывается всеми учреждениями здравоохранения области также за счет средств областного бюджета. По состоянию на 1 января 2012 года в органы социальной защиты населения обра- тилось 148 семей из числа участников Программы, которым предоставлены различные услуги социальной поддержки: – 107 семьям назначено и выплачено ежемесячное пособие на детей на сумму 460,0 тыс. рублей; – 45 семьям назначено и выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на сум- му 1062,2 тыс. рублей; – 10 семьям выплачено единовременное пособие при рождении ребенка; – 8 малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, назна- чено и выплачено социальное пособие на сумму 43,1 тыс. рублей; Продолжение. Начало на 10–16-й стр. Продолжение на 18-й стр. Детские дома Общеобразовательные школы - интернаты и школы - интернаты для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей Специальные ( коррекционные ) школы - интернаты и детские дома
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz