Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 113-114 /24241-24242/ 15 ИЮНЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 13 Продолжение. Начало на 10–12-й стр. В 2011 году велась планомерная работа по созданию дополнительных мест в учреж- дениях, оказывающих дошкольные образовательные услуги, осуществлялась выплата компенсации родителям, дети которых не зачислены в детские сады; продолжилась работа, направленная на развитие негосударственного сектора в дошкольном образова- нии, что позволило поступательно решать проблему обеспечения доступности дошколь- ного образования. Качество общего образования В течение 2011 года продолжалась работа по созданию условий для формирования открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащенной образо- вательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования. В целом развитие системы общего образования в Липецкой области осуществля- ется на основе структурной перестройки образовательных учреждений за счет созда- ния многообразия организационно-правовых форм, видов и типов образовательных учреждений, расширения их самостоятельности; совершенствования программно- методического, информационного, материально-технического обеспечения перехода на новые образовательные стандарты; развития кадрового потенциала; изменения школь- ной инфраструктуры. Планомерно и целенаправленно проводилась работа по развитию сети общеобра- зовательных учреждений, обеспечивающей повышение качества образования за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых, управ- ленческих ресурсов образовательных учреждений. Мероприятия по развитию сети происходят в рамках муниципальных программ раз- вития, одним из условий которых является увеличение средней наполняемости классов как в городской, так и в сельской местности. В 2011 году в Липецкой области было за- крыто 27 школ со средней наполняемостью 15 обучающихся в учреждении. Напол- няемость классов в общеобразовательных учреждениях области составила: в городских школах – 24,4 человека, в сельских школах – 11,7 человека (2010 г. – 23,7 чел. и 11,6 чел. соответственно); в 2011 году на одного учителя приходилось 12,3 ученика (2010 г. – 11,6). Коэффициент наполняемости классов на старшей ступени общеобразовательных учреждений составил 16,8. Развитие образования области, в частности совершенствование сети общеобразо- вательных учебных заведений, является одним из приоритетных направлений деятель- ности региона. В 2011 году была введена в эксплуатацию новая современная школа на 951 ученическое место в г. Ельце, начато строительство новой школы в поселке Лев Тол- стой, из областного бюджета на эти преобразования выделено 200 млн. рублей. На ремонтные работы и реконструкцию муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 году выделено 525,4 млн. рублей (из муниципального бюджета 350,5 млн. руб., областного – 174,9 млн. руб.), это более чем в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом. 1 сентября 2011 года приступили к работе 274 школы (юридических лица) и 135 фи- лиалов. В системе образования функционируют 7 негосударственных общеобразова- тельных учреждений (таблица 5.1). Таблица 5.1 Учреждения системы общего образования Липецкой области в 2011 году Образовательное учреждение Количество учреждений Количество обучающихся Начальная школа 17 2703 Основная школа 38 8084 Средняя школа 219 90570 Итого: 274 101357 Специальные коррекционные школы 3 481 Вечерние сменные школы 8 1816 Всего по области: 285 103654 Сеть инновационных учреждений представлена 32 общеобразовательными учреж- дениями с контингентом 26513 человек, что составляет 26,1 % от общего числа обучаю- щихся общеобразовательных школ. Сегодня инновационные школы являются базой для внедрения современных образовательных стандартов (таблица 5.2). В целях обеспечения полноты предоставляемых сетью учреждений образовательных услуг с учетом их территориальной доступности, с учетом предъявляемых требований к качеству образования проводилась работа по сетевому взаимодействию школ. В 2011 году впервые в 13 школах Тербунского и Грязинского районов организовано обучение детей, в том числе из малокомплектных сельских школ, с использованием дистанцион- ных технологий, что составило 4,7 % от общего количества школ. Количество обучаю- щихся, охваченных обучением с использованием дистанционных технологий, составило 867 человек. Из областного бюджета на закупку оборудования, обеспечение доступа к высокоскоростному Интернету выделено 35 млн. рублей. Таблица 5.2 Инновационные образовательные учреждения Липецкой области в 2011 году Образовательное учреждение Количество учреж- дений Количество обу- чающихся Школа с углубленным изучением отдельных предметов 8 6253 Лицей 11 8589 Гимназия 12 11017 Кадетская школа 1 654 Всего по области: 32 26513 Современные требования к условиям предоставления общего образования пре- дусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны, оснащение образовательного процесса совре- менным учебным и учебно-наглядным оборудованием. На средства федерального и областного бюджетов в 2011 году приобретено учебно- лабораторное оборудование на сумму 15,592 млн. рублей, учебно-производственное оборудование на сумму 18,211 млн. рублей, спортивное оборудование на сумму 12,489 млн. рублей, компьютерное оборудование на сумму 45,682 млн. рублей; пополнение библиотечного фонда осуществлено на 40,349 тыс. рублей, что позволило обеспе- чить материально-техническую базу школ в части информатизации образовательного процесса, здоровьесберегающих технологий, выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов. Показатель количества учеников, при- ходящихся на 1 компьютер, составил 12,1; в 54,3 % образовательных учреждениях функ- ционируют локальные сети. В 2011 году была продолжена работа в рамках профильного обучения по следующим направлениям: – расширение возможности социализации учащихся; – обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; – эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования. В Липецкой области увеличилось число школ, реализующих программы профильного обучения. Удельный вес численности учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в классах по программам профильного обучения, составил 58 % (2010 г. – 57 %). Наиболее востребованными являются физико-математический, социально-гуманитарный, социально-экономический, технологический профили. В области создана система обеспечения консультационно-методической поддержки профильного обучения (в том числе и через сайт Липецкого института развития образо- вания). Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образова- тельного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве при- оритетной задачи. В рамках реализации профильного обучения обозначены следующие эффективные модели: модель внутришкольной профилизации; модель сетевого взаи- модействия образовательного учреждения и организаций социума; последовательный переход традиционной школы в режим профильного обучения. В 2011 году созданы необходимые условия для обучения 50 детей-инвалидов. В на- стоящее время обучается с использованием дистанционных технологий 223 ребенка- инвалида. В 2011 году в рамках реализации Федеральной целевой программы развития обра- зования (по направлению «Социализация детей с нарушениями зрения в условиях спе- циального (коррекционного) образовательного учреждения III – IV вида для детей с на- рушениями зрения») в области организована стажировочная площадка по распростра- нению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В образовательных учреждениях развивается здоровьесберегающая среда: прово- дятся мероприятия, направленные на сохранение, укрепление здоровья обучающихся; создаются условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; школьники обеспечиваются горячим пита- нием; разработан и реализуется образовательный модуль по адаптивной физической культуре; оказывается методическая поддержка педагогам, родителям, образователь- ным учреждениям, медицинским работникам и вспомогательному персоналу по работе с детьми-инвалидами на базе Липецкого института развития образования и муниципаль- ных образований. В Липецкой области с 2007 года (online с 2009 года) используется программа сбора информации «Monitoring online» (www.monitoring 48.ru), разработанная в Государствен- ном учреждении «Информационно-аналитического Центра развития физической куль- туры и спорта Липецкой области». В муниципальных образованиях области проведены мониторинги эффективности использования спортивных объектов, созданы реестры спортивных объектов; проведены мониторинги состояния здоровья, физического раз- вития и физической подготовленности учащихся. В общеобразовательных учреждениях области созданы необходимые, современные условия для организации учебного процесса согласно содержанию учебных разделов программ, а также основных форм работы по физическому воспитанию. Учебный про- цесс осуществляется в 447 спортивных залах общеобразовательных учреждений (40 об- разовательных учреждений имеют по 2 спортивных зала, два учреждения – 3 спортивных зала), 27 спортивных залах учреждений дополнительного образования детей и 41 спор- тивном сооружении системы среднего и начального профессионального образования. Кроме того, в учреждениях дополнительного образования детей функционирует 9 много- профильных спортивных организаций. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 08 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» в 2011 году в 100 % школ введен третий час физической культуры (2010 год – 92 % от общего количества), также организована работа по обучению плаванию всех учащихся начального звена школ области. В образовательных учреждениях осуществляется работа по медицинскому обслу- живанию обучающихся, включая современную диспансеризацию. В 274 общеобразова- тельных учреждениях и 135 филиалах выделены, отремонтированы и оборудованы поме- щения для работы 150 медицинских кабинетов и 41 стоматологического. Укреплена база медицинских кабинетов и в крупных школах, осуществляется обслу- живание школьников фельдшерско-акушерскими пунктами и центральными районными больницами; реализуется система подвоза детей из малочисленных школ. С 1 сентября 2011 года по новым образовательным стандартам начали обучение 10982 первоклассника всех общеобразовательных учреждений области, 795 учащихся продолжили обучение во 2 классе, 26 учащихся – в 3 классе, что составило 11,6 % от общей численности школьников и 28,6 % от численности школьников, обучающихся на первой ступени. В муниципалитетах активно развивает свою деятельность сеть учреждений дополни- тельного образования, организуется их сетевое взаимодействие с общеобразователь- ными учреждениями. Это позволяет обеспечить полноту реализации всех направлений внеурочной деятельности для учащихся начальных классов. В 2011 году Липецким ин- ститутом развития образования проведен мониторинг реализации внеурочной деятель- ности в начальной школе (первые классы) в образовательных учреждениях Липецкой области. В образовательных учреждениях, принимавших участие в анкетировании, все первоклассники охвачены внеурочной деятельностью. По результатам анкетирования количество часов внеурочной деятельности, реализуемое в образовательных учрежде- ниях по всем направлениям, составило в среднем 17 часов. При реализации внеурочной деятельности используются следующие направления и формы: – спортивно-оздоровительное направление: спортивные праздники и соревнования, экскурсии, подвижные игры, спортивные секции; – духовно-нравственное направление: беседы, праздники, экскурсии; – социальное направление: творческие дела, экскурсии, беседы, кружки; – общеинтеллектуальное направление: познавательные игры, викторины, праздни- ки, конкурсы; – общекультурное направление: праздники, экскурсии, творческие дела, кружки. В 2011 году 23054,7 тыс. рублей направлено на оплату внеурочной занятости уча- щихся. В 2011 году 30 школ области, достигшие наилучших показателей качества образова- ния, в целях поощрения получили гранты из областного бюджета на общую сумму 45,0 млн. рублей. Показатель удовлетворенности населения качеством общего образования возрос с 58,5 % в 2010 году до 59,2 % в 2011 году. Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников общеобразо- форм работы с одаренными детьми на региональном и муниципальном уровнях. Начальное профессиональное образование Система подготовки рабочих кадров, сложившаяся в Липецкой области, соответству- ет потребностям экономики региона. Ее обеспечивают 18 учреждений начального про- фессионального образования (НПО) (2009 г. – 21), в которых обучается 8,0 тыс. человек (на 01 января 2012 года). Оптимизация сети учреждений начального профессионального образования проведена в целях концентрации ресурсов для обеспечения качественного начального профессионального образования с учетом сокращения численности обучаю- щихся (диаграмма 5.2). Соответственно уменьшился прием и выпуск обучающихся. В 2011 году в учрежде- ния начального профессионального образования принято 3,1 тыс. человек, выпущено 3,0 тыс. квалифицированных рабочих (диаграмма 5.3). Диаграмма 5.2 Численность обучающихся в учреждениях НПО в 2009 – 2011 годах, человек 8249 9366 8018 7000 7500 8000 8500 9000 9500 2009 г. 2010 г. 2011 г. Диаграмма 5.3 Выпуск из учреждений НПО в 2009 – 2011 годах, человек 3519 3070 3987 0 1000 2000 3000 4000 5000 2009 г. 2010 г. 2011 г. В учреждениях НПО подготовка ведется по 62 профессиям. Общий объем финанси- рования учреждений начального профессионального образования в 2011 году составил 665,9 млн. рублей из бюджета области (2009 г. – 472,3 млн. рублей, в 2010 г. – 598,4 млн. рублей). В 2011 году на территории области функционировало пять ресурсных центров, соз- данных на базе учреждений начального профессионального образования. В них скон- центрированы модернизированные образовательные ресурсы, предназначенные для совместного использования учреждениями профессионального образования региона. В 2011 году была продолжена реализация инновационных образовательных про- грамм по подготовке рабочих кадров в учреждениях начального профессионального об- разования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В профессиональном лицее № 9 г. Данкова (дважды победитель федерального конкурс- ного отбора среди учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы по подготовке кадров для высокотехнологичных производств) открыта новая учебная лаборатория «Крупяной цех», новая учебная мастерская «Трубо-радиаторный цех». Важнейшим направлением инновационной деятельности образовательных учреж- дений начального профессионального образования стало обновление технологии обу- чения, в том числе на основе применения современных информационных технологий, современного оборудования и энергонасыщенной техники. В рамках реализации Программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011 – 2015 годы» для профессионального лицея № 10 города Ли- пецка закуплено учебно-производственное оборудование, программное обеспечение, модернизированы учебные лаборатории. В рамках реализации областной целевой программы «Молодежь Липецкой области (2009 – 2013 годы)» в 2011 году проведены следующие мероприятия: областной фести- валь самодеятельного художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» среди обу- чающихся и работников учреждений НПО, областной финал Спартакиады допризывной молодежи среди обучающихся учреждений начального профессионального образова- ния. Состоялся торжественный прием одаренной учащейся молодежи учреждений на- чального профессионального образования. В целях привлечения внимания к престижу получения рабочих профессий, повыше- ния качества профессионального образования обучающихся стало традиционным про- ведение областных олимпиад профессионального мастерства. В 2011 году областные олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся и студентов, мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования Липецкой области проводились по 11 профессиям: «Электросварщик ручной сварки», «Электро- монтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Портной», «Водитель авто- мобиля», «Слесарь по ремонту автомобиля», «Штукатур», «Повар», «Кондитер», «Парик- махер», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Столяр». Учащиеся, занявшие первые места в областных олимпиадах, представляли Липец- кую область на всероссийских олимпиадах профессионального мастерства обучаю- щихся учреждений профессионального образования. По итогам участия представители Липецкой области завоевали два первых места по профессиям «Кондитер» и «Парикма- хер» и стали лауреатами Президентского гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой мо- лодежи». Учреждения начального профессионального образования в апреле 2011 года пред- ставляли Липецкую область на Международной конгресс-выставке «Образование без границ-2011». С 1 сентября 2011 года в учреждениях начального профессионального образования реализуются федеральные государственные образовательные стандарты третьего по- коления. В целях решения проблемы трудоустройства молодежи в каждом учреждении про- фессионального образования Липецкой области созданы Центры содействия трудо- устройству выпускников, которые реализуют разнообразные формы содействия трудоустройству: контакты с кадровыми службами предприятий (организаций), прове- дение «Дня карьеры», «Ярмарки вакансий». На базе профессионального училища № 29 г. Чаплыгина создан бизнес-инкубатор «Надежда», на базе профессионального училища № 2 г. Липецка, профессионального лицея № 9 г. Данкова, профессионального училища № 33 поселка Агроном созданы учебные фирмы, которые стали местами трудоустрой- ства выпускников. Ежемесячно проводится мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. В 2011 году трудоустроены на пред- приятия города и области 45 % выпускников. Кроме того, 46 % выпускников продолжили обучение и были призваны в ряды Российской армии. Выше обозначенные достижения позволили создать привлекательное и конкуренто- способное начальное профессиональное образование на территории региона. В целом системе начального профессионального образования удалось достичь но- вого качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса для получения рабочих профессий, востребованных на рынке труда Липецкой области. Дополнительное образование детей Система дополнительного образования детей сферы образования в 2011 году была представлена 62 учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) (59 – му- ниципальные учреждения дополнительного образования детей), в которых занимались 56,4 тысячи воспитанников, что составляет 55,6 % от общего количества обучающихся (2009 г. – 56,2 %; 2010 г. – 54,7 %). По сравнению с 2010 годом количество учреждений дополнительного образования детей уменьшилось с 66 до 62, что связано с оптимизаци- ей сети данных учреждений (таблица 5.5). Таблица 5.5 Сеть учреждений дополнительного образования детей Липецкой области в 2011 году Виды учреждений дополнительно- го образования детей Количество учреждений Количество воспитанников Центр 36 37126 Дом 12 12178 Школа 11 5344 Станция 3 1773 ИТОГО 62 56421 Продолжился процесс изменения организационно-правового статуса учреждений дополнительного образования детей. В 2011 году 7 учреждений дополнительного обра- зования детей стали автономными образовательными учреждениями (таблица 5.6). Таблица 5.6 Автономные образовательные учреждения дополнительного образования детей в 2011 году № Муниципальное образование Наименование учреждения 1 Елецкий МАОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма» 2 Данковский МАОУ ДОД «Детская школа искусств им. А.И. Плотнова» 3 Данковский МАОУ ДОД ДЮСШ 4 Данковский МБОУ ДОД ЦДТ 5 Добринский МАОУ ДОД ДООЦ «Жемчужина» 6 Хлевенский МАОУ ДОД Физкультурно-оздоровительный комплекс «Акватория» 7 Чаплыгинский МАОУ ДОД Физкультурно-оздоровительный комплекс «Орбита-Лазурный» 8 Лебедянский МАОУ ДЮСШ 9 Долгоруковский МАОУ ДОД ДЮСШ 10 Добровский МАОУ ДОД ЦДОД 11 Липецк ЦРТДиЮ «Советский» 12 Липецк ЦДОД «Стратегия» Систему дополнительного образования составляют центры и дома детского и юно- шеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образователь- ные программы, охватывающие практически все сферы современной жизни. Воспитан- ники объединений учреждений дополнительного образования занимаются различными видами художественного, научно-технического творчества, физической культурой и спортом, краеведением, туризмом и учебно-исследовательской деятельностью. Наиболее массовым и популярным среди детей является художественно- эстетическое направление. В 2011 году в 1185 объединениях художественно- эстетической направленности учреждений дополнительного образования детей зани- мались 17436 воспитанников (в 2009 г. – 17594 чел., в 2010 г. – 17949 чел.). Программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности осущест- влялись 37 многопрофильными учреждениями дополнительного образования и 2 учреж- дениями дополнительного образования однопрофильной направленности. В 624 объединениях учреждений дополнительного образования детей в 2011 году занимались 35 видами спорта 12539 воспитанников (в 2009 г. – 14686 детей, в 2010 г. – 19156 детей). В учреждениях дополнительного образования детей спортивно- туристской направленности реализуются вариативные программы разноуровневой работы с детьми, интегрированные спортивно-эстетические программы, целевые оздо- ровительные программы. Были разработаны и внедрены авторские образовательные программы по 10 видам спорта. Продолжают совершенствоваться содержание и формы туристско-краеведческого дополнительного образования. Научно-исследовательской краеведческой работой в ре- жиме дополнительного образования занимались более 1,5 тыс. учащихся. В 332 объединениях спортивно-технической направленности занимались 4842 вос- питанника (в 2009 г. – 4833 чел., в 2010 г. – 3662 чел.). вательных учреждений свидетельствует о получении обучающимися качественного об- разования. В 2011 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) на этапе государствен- ной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в Липецкой области проводился по 13-ти общеобразовательным предметам: математика и русский язык – обязательные, остальные – по выбору (таблица 5.3). В целом результаты этого года на уровне итогов прошлых лет. Доля учащихся, по- лучивших неудовлетворительный результат, осталась практически без изменений. Значительное снижение процента несдавших наблюдается только по немецкому языку – 9,52% и увеличение числа несдавших по географии – 3,03 %; по остальным предметам изменение процента несдавших в пределах 1 %. Средний балл по предметам по сравнению с 2010 годом значительно изменился в сторону увеличения по английскому языку, немецкому языку и литературе. По инфор- матике и ИКТ, биологии и обществознанию наблюдается незначительное снижение по сравнению с прошлым годом. По остальным предметам наблюдается незначительное увеличение среднего балла от 3,03 до 5,57. В 2011 году 100 баллов получили на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по различным предметам 66 выпускников общеобразовательных учреждений обла- сти, из них: – около 50 % награждены золотыми и серебряными медалями; – 75,7 % имеют по предметам отметку «отлично»; – 54,5 % являются победителями, призерами и участниками олимпиад, конкурсов, фестивалей муниципального, регионального, всероссийского, международного уров- ней. Таблица 5.3 Результаты ЕГЭ по Липецкой области в 2009 – 2011 годах № Предмет 2009 г. 2010 г. 2011 г. 1. Русский язык 61,17 62,10 66,50 2. Математика 53, 88 52,54 56,66 3. Физика 57,13 57,46 61,95 4. Химия 67,10 67,61 71,11 5. Информатика 62,36 64,24 61,95 6. Биология 61,57 63,91 62,65 7. История 61,78 63,93 67,33 8. География 59,54 62,78 63,32 9. Английский язык 63,19 58,18 65,61 10. Немецкий язык 53,30 40,38 58,78 11. Французский язык 67,22 63,58 64,64 12. Обществознание 64,41 64,18 63,40 13. Литература 56,87 58,50 61,10 В 2011 году государственный выпускной экзамен (ГВЭ) выпускники 11-х классов сда- вали по двум предметам: русский язык и математика; досрочно сдали экзамены 4 чело- века. Число экзаменующихся по математике – 224 человека и 214 человек – по русскому языку. Это выпускники с ограниченными возможностями здоровья и выпускники обра- зовательных учреждений уголовно-исполнительной системы. Успеваемость составила 100 %, качество знаний по математике – 32,6 %, по русскому языку – 71 %. В 2011 году обучающиеся 9-х классов принимали участие в федеральном экспери- менте по введению независимой системы оценки качества образования по 11 пред- метам. В 74 пунктах проведения экзаменов сдавали русский язык и математику в новой форме 95,6 % выпускников 9-х классов. Качество знаний по русскому языку по области составило 55,96 %, успеваемость – 91,14 %, качество знаний по математике – 70,17 %, успеваемость – 93,53 %. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме учитываются при формировании профильных классов, организации индивиду- альной работы с учащимися старшей ступени общего образования, поступлении в сузы. Около 4 % детей с ослабленным здоровьем сдавали экзамены в щадящем режиме, исключающем влияние негативных факторов на состояние их здоровья. Досрочно сдали экзамены в 2011 году 8 выпускников 9-х классов, объективными причинами этого стало участие в российских и международных спортивных соревнованиях. Поддержка образования одаренных детей В области проводится работа по реализации комплекса мер по сохранению и разви- тию интеллектуального и творческого потенциала детей. В 2011 году объем финансовых средств, выделенных на поддержку талантливых детей, составил 10152,5 тыс. рублей. В образовательных школах области действуют научные общества учащихся. В об- ластном центре создано специализированное учреждение дополнительного образова- ния по развитию детской одаренности «Центр дополнительного образования «Страте- гия». Имеющиеся ресурсы позволяют оказать поддержку 42 % (от общей численности обучающихся 1 – 11 классов) одаренных детей и талантливой молодежи города. Принимая во внимание запрос региона индустриальной направленности на техниче- ские специальности, с целью повышения результативности участия школьников региона в интеллектуальных испытаниях по предметным областям естественно-математического цикла, в 2011 году продолжила свою работу областная очно-заочная школа «Одаренный ребенок» (в рамках реализации областной целевой программы «Модернизация образо- вания Липецкой области, 2009 – 2011 годы»). Занятия для 440 обучающихся (2010 г. – 252 чел.) общеобразовательных учреждений области проводились в дистанционном режиме и в очной форме преподавателями выс- шего профессионального образования. Результатом деятельности очно-заочной школы «Одаренный ребенок» можно считать положительную динамику успешности участия обучающихся в этапах всероссийской олимпиады школьников. Обучающиеся области ежегодно участвуют и являются победителями и призерами различных конкурсных ис- пытаний (Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»; национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России», всероссийская дистанционная интернет-олимпиада по физике, за- очная олимпиада для старшеклассников по избирательному праву). В системе дополнительного образования детей было проведено 193 областных ме- роприятия, в которых приняло участие около 119 тысяч человек. Стали победителями и призерами (дипломантами) всероссийских и международных мероприятий системы до- полнительного образования детей 643 человека, что составило 20,3 % от общего количе- ства участников. Доля победителей и призеров (лауреатов, дипломантов) всероссийских мероприятий дополнительного образования детей составила 19 % от общего количества участников, международных мероприятий дополнительного образования детей – 41 %. В рамках реализации областной целевой программы «Модернизация образования Липецкой области, 2009 – 2011 годы» для 600 учащихся 9 – 11 классов образователь- ных учреждений области по 16 учебным предметам были проведены консультационные сборы по подготовке к региональному этапу олимпиады. Для занятий со школьниками были приглашены ведущие преподаватели вузов области, учителя. Региональный этап олимпиады был проведен по 21 учебному предмету. Определено 45 победителей и 99 призеров регионального этапа олимпиады, 15 учащихся стали победителями и призе- рами по нескольким предметам одновременно. Наибольшее количество победителей и призеров в г. Липецке (26 победителей и 58 призеров) и в г. Ельце (8 победителей и 12 призеров), а также в районах области: в Добровском районе (1 победитель, 5 призеров), в Лебедянском районе (3 победителя, 3 призера). Победители и призеры награждены дипломами, призами. В соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» назначены ежемесячные стипендии для победителей регионального этапа. Для победителей и при- зеров более чем по одному предмету в региональном этапе и победителя заключитель- ного этапа предусмотрены премии, которые вручены в июне на торжественном приеме у главы администрации области. Победители регионального этапа (33 человека) принимали участие в заключитель- ном этапе всероссийской олимпиады по 20 предметам в 16 городах России (таблица 5.4). В текущем году впервые на региональном и заключительном этапе проводилась олимпиада по искусству (мировой художественной культуре). Липецкий школьник стал победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады по МХК. Таблица 5.4 Количество победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2009 – 2011 годах Предмет Количество победителей и призеров 2009 г. 2010 г. 2011 г. Право 1 1 Астрономия 1 1 Русский язык 1 1 Литература 1 1 2 Технология Экология 2 1 Физическая культура Немецкий язык 1 1 Обществознание Французский язык 1 Химия 1 Биология 1 2 1 История 1 1 1 География 1 Основы предпринимательской деятельности Экономика 1 1 Искусство (МХК) 1 Английский язык 1 Итого 9 8 12 Доля победителей и призеров регионального этапа олимпиады от общего числа участников регионального этапа на 27 % выше уровня прошлого года. Доля победителей и призеров по нескольким предметам от общего числа участников регионального этапа на 36 % выше уровня прошлого года. Количество призовых мест, занимаемых липецкими школьниками в заключительном этапе всероссийской олимпиады по учебным предметам, выросло с 8 (2010 г.) до 12 (2011 г.). Эффективность участия региональной команды в заключительном этапе все- российской олимпиады школьников – 36 %. Положительная динамика увеличения числа победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников повлекла необходимость внесения изменений в Закон Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере обра- зования и науки Липецкой области», предусматривающий поощрительные выплаты для данной категории обучающихся, в результате чего увеличено количество областных пре- мий одаренным детям с 8 до 13. Дети Липецкой области принимают участие в разнообразных конкурсах, которые помогают им ярче проявить себя, свои способности, повысить уровень своего мастер- ства. В октябре – ноябре 2011 года в рамках областной целевой программы «Развитие и сохранение культуры Липецкой области на 2009 – 2013 годы» при поддержке Всерос- сийского Дельфийского Совета состоялись Первые молодежные Дельфийские игры Липецкой области «Старт надежды». Этот масштабный и новый проект объединил более 860 детей региона в 20 конкурсных номинациях. Официальная делегация одаренных детей Липецкой области ежегодно принимает участие в молодежных Дельфийских играх России. Всего в 2011 году в 43-х конкурсах и фестивалях приняли участие 146 солистов и 20 коллективов (221 человек). Одаренные дети завоевали 1 Гран-При, 62 первых места, 36 человек стали лауреатами 2-х премий и 103 юных липчанина стали обладателями 3-х, 4-х премий и дипломов. Победы они привезли из 5 стран и 32 городов с 21-го междуна- родного, 13-ти всероссийских, 7 региональных и 2-х областных конкурсов. Численность детей и коллективов, принимающих участие в профильных состязаниях, ежегодно растёт (в 2009 г. – 85 солистов и 12 коллективов, в 2010 г. – 90 солистов и 22 коллектива, в 2011 году – 146 солистов и 20 коллективов). В рамках выполнения Закона Липецкой области от 07 октября 2008 года №187-ОЗ «О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой об- ласти» в 2011 году одаренным детям и молодежи было выплачено: – 2 областные премии имени К.Н. Игумнова; – 2 областные премии имени В.М. Лутова; – 2 областные премии имени М.П. Трунова; – 2 областные премии имени В.С. Сорокина юным художникам области; – 10 областных стипендий студентам учреждений среднего профессионального об- разования сферы культуры и искусства области; – 35 областных стипендий учащимся учреждений дополнительного образования де- тей сферы культуры и искусства; – 20 областных стипендий одаренным детям, продолжающим обучение в учрежде- ниях высшего или среднего профессионального образования культуры и искусства Рос- сийской Федерации. Администрации городов Липецк, Елец продолжают выплачивать ежегодные муници- пальные стипендии одаренным детям. Таким образом, поддержка образования одаренных детей осуществляется через ор- ганизацию конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований; реализацию разнообраз- ных механизмов материальной поддержки талантливых детей; развитие дистанционных Продолжение на 14-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz