Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТЫНИ | Время собирать камни С верой и смирением Роман Ромашин Однажды один норовистый конь перекусил удила, сбросил всад- ника и помчался, не разбирая дороги. Он решил, что наконец-то вырвался на желанную свободу, но не заметил близкой пропасти и прямиком угодил в неё. Так случается и с людьми. Стоит им убрать из своих сердец смирение, они начинают превоз- носиться, чувствовать вседозво- ленность. И не замечают, что впереди их неминуемо ждёт пропасть.... Эту поучительнуюисториюмне совсемнеслучайно поведал на лест- нице, ведущей на второй этаж дан- ковского Тихвинского собора, его настоятель архимандрит Герман. Поднимаясь по чугунным сту- пеням, украшенным затейливыми коваными узорами в летний храм, мы дивились мастерству предков. Вжаркийиюньскийдень в его при- ятной прохладе витает аромат свежих сосновых досок. На площа- дивполтысячиквадратныхметров заканчивается настил полов. Здесь звонко стучат молотки. Длинные доски прибивают к лагам педагоги школОлег Беляев, АлександрШу- стиков и водитель районного от- дела образованияЕвгенийМосков- цев. Апомогают имкрепкие парни из числа местных болельщиков липецкогофутбольногоклуба «Ме- таллург». Все они трудятся совер- шенно бесплатно. С 24-метровой высоты соборно- го купола на каждодневные труды энтузиастов взирают чудомуцелев- шие еще с дореволюционных вре- мен строгие лики четырёх еванге- листов. Частично сохранилась фреска «Снятие с креста» и еще однанеизвестная—по уцелевшему маленькому фрагменту её невоз- можно опознать. А в зимнем храме в наследие от позапрошлого века осталась только одна святыня, зато какая! Это икона Тихвинской Бо- жьей матери, украшенная золотой ризой от облачения самого правед- ника Иоанна Кронштадтского. С обретением чтимого право- славными верующими образа свя- зана история создания величе- ственного собора. В 1817 году в уездном Данкове случилось 17 поджогов, в результате которых деревянный город почти полно- стьювыгорел.Найти злоумышлен- ника не удавалось. Тогда в канун праздника Тихвинской иконы ве- рующие собрались в старом соборе и истово молились о спасении. Несколько дней спустя поджига- тель был пойман, что называется, с поличным. Пускал «красного петуха»живший в городе пленный польский солдат. Благодарные данковчане со- вершили по случаю избавления от напасти крестный ход. Когда они проходили Хлебную площадь, то увиделинакаменномстолбе явлен- ную Тихвинскую икону. Впослед- ствии она была поставлена «в на- рочито сделанную в столбе впади- ну», перед которой горела неугаси- мая лампада. Со временем было решено по- строить на этом месте новый со- борный храм. Соответствующее прошение было подано в Рязан- скую духовную консисторию в апреле 1858 года. Часть денег к тому времени уже имелась. А ку- пец второй гильдии Сергей Пеш- ков пообещал не только пожертво- вать три тысячи рублей серебром, но и снести мешающий строитель- ству собственный магазин. В январе 1861 года верующие запросили в епархии шнурован- нуюкнигу для сбора недостающей суммы. Десяток лет спустя архие- пископом Рязанским Алексием были освящены боковые престолы в нижнем этаже. Три престола верхнего этажа, в томчисле и глав- ный—Тихвинской иконыБожьей матери — были освящены уже его преемником — Преосвященней- шим Палладием в 1879 году. У собора была отдельно стоя- щая пятиярусная колокольня. Сорок колоколов оглашали округу своим звоном. Их слышали даже в селе Тёплом, находящемся от Дан- кова в двадцати верстах. Вес же главного бронзового колокола со- ставлял более четырёхсот пудов. А потом души русских людей «взбрыкнули», уподобившись без- вестному коню из рассказанной отцом Германом притчи. В Тих- винский собор нагрянули револю- ционеры в кожанках с маузерами. Из составленной ими тогда описи следует, что изъято было более двух пудов драгоценной утвари. В год смерти вождя мирового про- летариата большевики закрыли собор, после чего устроили в нём клуб. В лоно Православной церкви Тихвинский собор вернулся в по- следний год существования Стра- ныСоветов. А в начале нынешнего века верующим передали чтимую Тихвинскую икону. —Её возвращение стало знако- вым событием, — говорит настоя- тель собора архимандрит Герман (Ледин). — Именно с момента об- ретения намоленного образа вос- становление храма пошло в гору. И нет в районе предприятия или организации, которые не приняли в том участия. Уже многое сделано. Нижний храм заново расписан. Восстанов- лены спиленные богоборцами ме- таллические стяжки, без которых постройка была обречена. Обнов- лены купола, главный из которых засиял золотом. В дни торжеств раздаётся благовест со стоящей во дворе небольшой звонницы. Сло- вом, главный храм благочиния постепенно обретает благолепие. Только осилить воссоздание соро- каметровой колокольни данковча- нампока не под силу.Но всему своё время… СЛОВОМ И ОРУЖИЕМ | Гроза двенадцатого года Пророчество Тихона Задонского Предисловие к сегодняшнему выпуску страницы «Дорога к Храму» предлагает… Николай Васи- льевич Гоголь. А насколько актуальны его мыс- ли, судить вам, читатель. «Дело в том, что при- шло время нам спасать нашу землю, что гибнет уже земля наша не от нашествия иноплеменных языков, а от нас самих, что уже помимо законно- го управления образовалось другое правление, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, все оценено... И никакой правитель не в силах поправить зла... Все будет безуспешно, покуда не почувствует каждый из нас, что так же, как в эпоху войны, он должен вооружаться против врагов, так и теперь должен воевать против неправды», — писал Николай Гоголь. ПЯТНИЦА , 8 ИЮНЯ 2012 № 110 (24238) ВОПРОС — ОТВЕТ Кто нищ, тот и благ Возле каждого храма можно видеть нищих. И если в другихместахихпрогоняют,то здесьтерпятижалуют. Более того, в трапезную пускают. Что стоит за этим явлением? Наталья СТРЕШНЕВА, г. Елец С Феодосия Печерского, основателярусскогомонаше- ства, который считается од- нимизпервыхсвятыхнашей Церкви, пошла на Руси тра- диция милосердия и мило- стыни, ставшая чертойдрев- нерусского быта. Выдаю- щийся русский историк Ва- силий Ключевский по этому поводу писал: «Как в клини- кенеобходимбольной, чтобы научиться лечить, так и в древнерусском обществе не- обходимбылсирыйиубогий, чтобы воспитать умение и навыклюбить человека.Ми- лостыня была дополнением кцерковной службе, доказа- тельством того, что вера без дел мертва». Уважительное отноше- ние к нищете восходит к традиции христианства. «Кого Бог полюбит —нище- тою взыщет», — говорили в народе. По уставу святого Владимира нищий прирав- нивался к паломнику, слеп- цу и даже игумену и считал- ся человеком Церкви. При Алексее Михайловиче ни- щиежили рядом с царскими хоромами. Сам государь участвовал в погребении бедняков и раздавал при этом щедрую милостыню. А вот при Петре Первом их уже не жаловали. Царь- реформатор принялся иско- ренять бродяжничество. «Нищим по улицам и при церквах милостыни не про- сить иникомуне давать, ипо улицамнишататься, понеже в таковыхмногие заленостя- ми и молодые, которые не употребляют в работе и най- мы милостыни просят, от которых ничего доброго, кроме воровства, показатьне можно а ежели кто даст ми- лостыни нищему, будет с него взят штраф 5 рублей». Таков был указ императора. Правда, в это же время и тем же государем борьба с нищенством велась и иными методами. Строили госпита- ли, в монастыри определяли увеченных на войне солдат с довольствием от казны. Эта мера прижилась на долгие годы в России: в ХIХ веке в Богородице-Тихоновском женскоммонастыре близ За- донска была богадельня для инвалидов войны1812 года с церковкой в честь Алексан- драНевского. Кстати, и сами городские управителисчита- ли милосердие важным де- лом. В одной из реляций тех дней было сказано: «Для го- рода главное дело, главная забота — это нищие, в них все — и спасение наше, и кара Божия». Роман Малинов, трудник Леонид Морев Нынешней осенью испол- нится 200 лет великой победе русского оружия — изгнанию Наполеона из пределов российских. И хотя та Отечественная война стороной обошла территорию нашей нынеш- ней области, но след в ее истории оставила. В том числе и в истории Задон- ского Богородицкого монастыря. ...Немалые неприятно- сти причинил задонским застройщикам и домовла- дельцам страшный ураган, наделавший бед в 1811 году. О нем помнили несколько поколений местных жите- лей. «В это время сорвало железную кровлю с церков- ной трапезы; во многих зда- ниях монастыря выбило рамы со стеклами. А в горо- де много поломало садовых деревьев, пораскрыло кров- ли с обывательских домов, разнесло заборы и проч.», — приводит воспоминания очевидцев богородицкий летописец — иеромонах Ге- ронтий. Время было предвоен- ное, полное тревожных ожи- даний, несмотря на некото- рое затишье в российско- французском противостоя- нии послешаткого Тильзит- ского мира, заключенного летом 1807 года. Так что не удивительно, если буйство стихии задонцывосприняли как провозвестье очередной военной беды. А в июне 1812-го, когда беда пришла, именно из Богородицкого монастыряпрозвучало слово утешения убоявшимся. Несмотря на то, что всту- пившая в Россию армия Наполеона шествовала по- бедоносно, НикандрАлексе- евич Бехтеев, ученик св. Тихона Задонского, спасав- шийся в Задонском мона- стыре, успокаивал бого- мольцев, передавая со слов святителя, «что Голиаф по- гибнет, а Россия восторже- ствует». Ивскоре последова- ло подтверждение прозорли- вости покоившегося в За- донске праведника — 21 декабря 1812 года (2 января 1813 г. по новому стилю) Кутузов в приказе по армии поздравил войска с изгнани- ем врага из пределов России и призвал их «довершить поражение неприятеля на собственных полях его». Не только утешитель- ным словом, но и делом по- могали насельники Богоро- дицкого монастыря Отече- ству в трудную годину. Ар- химандрит Евграф с братией пожертвовали«на защиту от нашествия двунадесяти языков» пять тысяч рублей наличными, препроводивих через духовную консисто- рию в Воронежскую казен- ную палату. Кроме того, на эти же цели братия выдели- ла околошести фунтов сере- бряных с позолотой вещей, несколько драгоценных камней, жемчуг и иные цен- ности. Ивотфранцузовизгнали. В Задонск вернулся пере- живший оккупациюнастоя- тель Богородицкой обители в 1791-1805 годах архиман- дрит Тимофей (Самбикин). Во дни нашествия он пребы- вал на той же должности в Виленском Свято-Духовом монастыре. Высочайшим указом от 19 декабря 1812 года архимандрит Тимофей был уволен на покой в За- донск «с полным пенсионом в 370 рублей в год». Как со- общает биограф о. Тимофея, «Во время пребывания его в Вильне [совр. Вильнюс] Свя- то-Духов монастырь был в значительной мере разгра- блен и разорен проходивши- ми французскими войска- ми».Этопотрясениенемогло не сказаться на физическом и духовном состояниинасто- ятеля, который еще в 1810 году просилсяна покойиз-за расшатанного здоровья. В октябре 1817 года архиман- дрит Тимофей скончался. Довелось воочию лицез- реть горести войны и архи- мандриту Иларию (Иродио- нову), начавшему свой ино- ческий путь в восстанавли- ваемой ныне Раненбургской Петропавловской пустыни. А в Задонске Иларий насто- ятельствовал в сане архи- мандрита с 1834 года. В 1812-м именно о. Иларию, тогда еще иеромонаху Симо- нова монастыря в Москве, доверено было спасение со- кровищСинодальнойризни- цы от подступившего к сто- лице неприятеля. Справив- шись с возложенной на него задачей, отец Иларий и риз- ницу Симонова монастыря успешно эвакуировал в Во- логду. Вывоз драгоценной утва- ри из ризниц соборов и мо- настырей начался накануне решения военного совета в Филях об оставлении Мо- сквы. 30 августамосковский губернатор прислал на архи- ерейское подворье 300 под- вод, которые были отправле- ны в соборы и монастыри епископом Августином, осуществлявшим фактиче- ское управление Москов- ской епархией из-за старо- сти и болезни митрополита Платона. 31-го вечером в Кремле собрались подводы с сокровищами из ризниц, а также большинства москов- ских монастырей, включая Симонов. После благослове- ния преосвященного Авгу- стина на рассвете 1 сентября подводы тронулись в Волог- ду. С этим обозом покинул Москву и о. Иларий. А оставшиеся в Москве иноки Симонова монастыря претерпелинемалые скорби. Наместника обители, иеро- монаха Иосифа, оккупанты подвергли «гражданской казни»: приказали ему на- клонить голову «для отсече- ния», однако затем отпусти- ли. Старинные храмыобите- ли использовались францу- зами как конюшни, а во время пожара сильно по- страдали от огня. Среди насельников Бого- родицкой обители были не только те, кто оказался сви- детелем несчастий, причи- ненных вражеским наше- ствием, но и люди, что схо- дились с неприятелемлицом к лицу на поле боя. Так, Затворник Задонский Геор- гийАлексеевичМашурин во время войны с Наполеоном предположительно служил в 9-мКазанском драгунском полку. На военную службу он поступил восемнадцати- летним в 1807 году. Служил юнкером в свежесформиро- ванном Лубенском гусар- ском полку. С производ- ством в первый офицерский чин—корнета —переведен был в 9-йКазанский драгун- ский полк. Точная дата не- известна, но, в соответствии с возрастомМашурина, ско- рее всего, это случилось не- задолго до начала войны. Срок перевода в корнеты из юнкеров, служивших без нареканий, составлял, как можно судить по хорошо датированнымвоеннымбио- графиям сверстников Геор- гия, до четырех лет. В 1812 году Казанский полк находился в составе 1-го резервного кавалерий- ского корпуса под командо- ванием генерал-адъютанта Ф. П. Уварова, участвовал в партизанских действиях. После того, какнашипереш- ли границу, «казанцов» включили в корпус, блоки- ровавший Данциг. Они не раз отличались во время осады, например, «смелой атакойнамызуШальмюль». Еще более богата воен- ная история лубенских гу- сар. Они входили в состав 3-й резервной армии и были в отряде генерала Мелисси- но. Отряд этот с 1 июля по 21 сентября сражался про- тив французского VII кор- пуса генерала Ренье. Имен- но они отбили у противника одно орудие — первый тро- фей войны 1812 года. Затем прогремели октябрьские бои у Горностаевичей и Вол- ковыска. В зарубежном походе лубенцы доблестно сражались у Вальгейма, Версдорфа, Носсена и Би- шофсверде. 14 августа 1813 года под Дрезденом их полк геройски атаковал гвардей- скую пехоту и, потеряв своего командира Мелисси- но, смял неприятельское каре. Полку были пожало- ваны знаки на кивера с над- писью «За отличие». Впечатления военных лет нашли отражение в ду- ховной поэзии Затворника Задонского. «Меня и на ре- ках смерть алчная искала, и в море ад мне разверзала: но Бог помог — и я не утонул!!! В степи с людьми я замер- зал. Иочень близокк смерти был; мороз и вихрь меня терзал; в живых остаться я не мнил... Как много было стрел на жизнь мою!» Но: «Господь помог! И я возмог. Теперь, благодаря, пою: «Свят! Свят! Свят!» — вос- клицает в последних стро- ках стиха Георгий... НОВОСТЬ Министр культуры возвращает имена Новый министр культуры России Владимир Мединский предложил переименовать московские улицы, названные в честь «террористов-революционеров». В частности, он выступил за то, чтобы дать другие названия улицам Халтурина, Желябова и Войкова, а также станции метро «Войковская». Вопрос о переименовании улиц Мединский поднял, вы- ступая на открытии выставки «Россия в Святой Земле» в Манеже. По его словам, улицы, которые он перечислил, можно назвать в честь великого князя Сергея Александро- вича Романова, брата Александра III, и его супруги Елиза- веты Федоровны, убитых революционерами. Предложения подобного рода появляются регулярно. В частности, станцию метро «Войковская», а также улицу, проезд и район Москвы имени Петра Войкова, принимав- шего участие в расстреле царской семьи, предлагают пере- именовать уже много лет. В 2010 году с таким предложени- ем к московским властям обратилась Госдума РФ. Что касается других улиц, которые Мединский хочет переименовать, то они названы в честь Степана Халтурина, одного из организаторов теракта в Зимнем дворце в 1880 году, и в честь Андрея Желябова, принимавшего участие в организации убийства императора Александра II. Вфеврале 2012 года мэрМосквыСергей Собянин заявил, что не считает переименование столичных улиц вопросом первой важности. По его мнению, убийцами можно назвать многих революционеров, не только Войкова, поэтому такие предложенияподлежат обсуждению.Призвалкобсуждению переименования улиц и Мединский. ОБСУДИМ? Об упертости и толерантности По - моему , православная религия — это религия ортодоксов и ... крайностей . Если уда - рили тебя по одной щеке , подставь другую . Поблагодари обидчика . Радуйся невзгодам . Вора , который унес у тебя из дома добро , не бей , а добавь к награбленному и отпусти с миром ... Что же это такое ! А кто же со злом бороться будет ? Пред - ставители других вероисповеданий ? Или я не прав ? Игорь Шмелев , г . Воронеж ДОМОСТРОЙ К вопросу о порке Для любого нормального человека в его счастливом детстве самыми неприятны- ми (да просто противными!) выражения- ми были вот эти: «К доске пойдет…» и «Неси-ка сюда ремень…» Причем часто одно вытекало из другого, но в том и в другом случае имело место грубейшее насилие и нарушение прав человека. Если сказать попроще — порка… Но — удивительное дело — проходило время, дети становились взрослыми, папами имамами и уже сами при случае командова- ли: «А ну неси-ка сюда ремень…» Вечные вопросы: пороть или не пороть?Наказывать словом или спускать на тормозах (жизнь сама воспитает и образумит…)? УсвятителяТихонаЗадонского, который любил детейиккоторому они тянулись, как к отцу родному, в знаменитой «Симфонии» есть глава: «Аще детибудутнепослушливы, наказы- вать их как словами пристойными, так и раны им налагать. Тако писание научает: «наказуй сына своего…дане поболишионем инапоследокстиснешизубытвоя.Нетдаждь ему впасти в юности… сокруши ребра его, дондеже млад есть да не когда ожестев, не покоритися». Заметим, что на первое место в своих на- ставлениях святитель ставит «слова при- стойные» — как главную воспитательную меру, хотяипоркуне исключает.Между тем название следующей главы его поучений звучит сурово: «Родители, если не воспиты- вают детей по-христиански, являются их убийцами». Святой имеет в виду, конечно, не физическое убийство, но духовное: «Су- губое горе родителям, которые злым при- мером юные сердца заражают». Народный фольклор оставил нам му- дрость предков: детей нужно наказывать пока онипомещаютсяпопереклавки.Потом бывает поздно… ЦИТАТЫ В ТЕМУ «Судите наш народ не потому, что он есть, а потому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасали его в века мучений. Они срослись с душой его и наградили его навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом». Федор ДОСТОЕВСКИЙ «...Какую силу воли придавала нашим предкам в годину испытаний уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями смотрит на них с участием, хотя немым, но неизменным!». Михаил ЛЕРМОНТОВ «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь много любви к ней, которая бы поглотила уже другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова... Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей». Николай ГОГОЛЬ «Церковь есть единственно поэтическое, единственно глубокое на земле... Да чем бы была земля без церкви? Вдруг обессмыслилась бы и похолодела». Василий РОЗАНОВ «Я немало попутешествовал по свету. И в монастырях бывал, и в святых местах. Но здесь, у мощей угодника Тихона, я испытал особые непередаваемые чувства. Благоговею и благодарю». Валерий ГАНИЧЕВ ” Д. Шмаринов. «Французы в Москве». ФОТО РОМАНА РОМАШИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz