Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 103/24231/30 МАЯ 2012 ОБРАЗОВАНИЕ | В российских школах вводится новый предмет С чего начинается Родина... Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Слово обозревателю ПОТТЕРянные книги Елена Бредис Видный литературовед, исследователь творчества Михаила Булгакова Мариэтта Чудакова предприняла героическую попытку вернуть в жизнь современных подростков книги. И не фэнтези, которыми они и так зачитываются, а умные, добрые, помогающие внутренне взрослеть сочинения, которые в их возрасте читали отцы и деды. Она выпустила несколько сборников под интригующим названием: «Не для взрослых. Время читать!» В сущности, это жела- ние заинтересовать подрост- ка, показать, чего он себя лишает, убедить обязатель- но узнатьПушкина, Гоголя, Марка Твена, а потом поста- вить томики на своюполку. Серии так и называются: «Первая книжная полка», «Вторая книжная полка», «Третья книжная полка»… Мариэтта Омаровна не пы- тается что-то системати- зировать. На ее «полках» рядом оказываются повести Валентины Осеевой и рас- сказы О.Генри, «Приклю- чения Тома Сойера» и «Три толстяка». Она «помещает» на них то, что произвело на нее когда-то самое сильное впечатление. Заинтересует ли кого-то эта «виртуальная» библио- тека? Ведь для того, чтобы подростки заинтересова- лись, они должны для на- чала захотеть. Что можно и нужно сделать, чтобы нынешние школьники стали читать. Не для сдачи ЕГЭ и не для реферата, а для души. Оши- баетесь, если прекрасная современная экранизация «Идиота» Достоевского с Евгением Мироновым в главной роли сподвигла кого-то из них взять в руки роман. Ни в коем случае. Когда речь идет о произ- ведении, по которому сня- ли фильм, на вопрос: «Ты читал?» чаще всего услы- шишь: «Не, я смотрел». И то слава Богу! Ос о б о пр о д вину тые взрослые грудью встают на защиту подрастающего по- коления. Главный аргумент звучит приблизительно так: не надо навязывать моло- дым свои культурные цен- ности, они устарели. Куль- тура должна обновляться, и у молодых она своя. Но, кажется, подлинные куль- турные ценности не уценя- ются, не обесцениваются, их насущно необходимо передавать из поколения в поколение. И одна из этих ценностей — любовь к кни- ге. Когда очередная про- читанная книга становится открытием нового мира, в который хочется возвра- щаться еще и еще. Когда какой-то абзац или даже одно предложение перечи- тываешь по нескольку раз. Когда мысли и поступки героев примериваешь на себя, чтобы понять: а чего бы ты стоил в таких же об- стоятельствах? Оказывает- ся, все это не нужно, все это не соответствует духу (или бездуховности?) времени. Показывали недавно телепередачу «Самый ум- ный». Конечно, это не «ум- ники и умницы» из проекта Вяземского, но все равно славные ребята: информи- рованные, умеющие отве- тить на сложные вопросы. Но и они способны легко логически вычислить, как переводится название де- нежной единицыБотсваны, но не знают, как звали коня Дон Кихота. Прозвучала финальная ария Татьяны из «Евгения Онегина» со знаменитой строчкой «Но я другому отдана и буду век ему верна» и… почти никто не вспомнил имени героини. А один юноша то ли запамятовал, то ли ни сном ни духом не ведал, как был наречен шекспи- ровский принц Датский. Понятно, что «угадать» произведение, сделавшее знаменитым композитора Огинского, тоже оказа- лось непосильной задачей. Притом они не путаются в современных поп- и рок- группах или персонажах американских мультиков. Но те же «особо продви- нутые» взрослые зададут вопрос: а для чего, собствен- но, нужны сейчас классиче- ская литература и музыка? Это же не даст толчок к продвижению по карьерной лестнице. Сейчас недосуг вдумчиво читать «Войну и мир» Толстого, предпо- чтительнее сокращенные варианты на нескольких страничках. И что? Зато мо- лодежь поглощает огромное количество информации из Интернета. Да, культурные ценности прошлых поколе- ний «потребляются» ими только в адаптированном виде. Значит, давайте эти ценности адаптировать. Что уже и делается в брошюр- ках типа «Весь Достоевский за полтора часа» или «Ду- бровский» в пересказе для школьников». Филолог и журналист Марина Аграновская уже как теоретик всерьез пред- лагает сокращать объемные произведения для подрост- ков, дабы не пугать бедня- жек толщиной книги. Или даже взять и переписать в более доступной форме. Представим себе, издается два варианта «Войны и мира»: один — для мальчи- ков, другой — для девочек. В девчачьем варианте остав- ляем исключительно про любовь, в мальчишечьем —про войну. Ах, насколько тоньше станет роман-эпо- пея! Правда, эпопеей уже не будет… Многие сетуют на так называемое «клиповое со- знание»—оно формируется у подростков под воздей- ствием Интернета. «Клип» с английского переводится как «нарезка». Именно такую нарезку из коротких информаций, картинок, музыкальных фрагментов и Бог знает чего еще и воспри- нимают дети, беспрерывно щелкая «мышкой». Им сложно концентрировать внимание на каком-то од- ном занятии, трудно долгое время быть сосредоточен- ными на том, что они дела- ют. «Долгосрочная память» уходит в прошлое: сегодня дети скоропостижно забы- вают то, что совсем недавно читали или учили. Некоторые утверж- дают, что «клиповое со- знание» — единственный способ выжить в современ- ном мире, переполненном информацией, единствен- ная возможность как-то в нем ориентироваться. Но вот яркий пример подоб- ного сознания. В той же передаче «Самый умный» мальчику задают вопрос, в каком северном городе России построили завод, на котором стали делать фор- тепиано. Подумав, мальчик отвечает… Якутск! Просто он по отдельности знает, что такое фортепиано и что холоднее всего в Яку- тии. А Санкт-Петербург ему не приходит в голову, поскольку в этой голове ничего и ни с чем не связы- вается. Там одни отрывки из обрывков. В таком случае рвется не только связь времен, но и вообще — все связи в мире. Ощущение, что ты одновременно находишься в нескольких местах, что у тебя множество друзей, что ты успеваешь все от- слеживать и быть в курсе всех событий, — иллюзия. И в какой-то момент она рушится. Интернет пестрит сай- тами фанатов «Гарри Пот- тера» и других фэнтези. Дети не просто делятся впечатлениями, они при- думывают свои истории на те же сюжетные моти- вы, составляют словари и путеводители по про- странству любимой книги, участвуют в ролевых играх. А в сущности, решают про- блему своего одиночества. Однако что делать в этом виртуальном пространстве ребенку, который зачиты- вается Джеком Лондоном или Александром Грином? Ему ведь и пообщаться не с кем. Взрослым, кстати, уже советуют читать «Гар- ри Поттера» и вампирские саги Майер, чтобы было что обсуждать с детьми. А может, лучше перечитать Пушкина или «Старика Хоттабыча»и потом вместе обсуждать именно их? ОБЩЕСТВО | Выездной консультационный пункт по делам семьи продолжает работу Пусть детских домов станет меньше Галина Кожухарь Задать интересующие вопросы представителям администрации области, специалистам областных управлений образования и науки, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолет- них, а также муниципаль- ных структур, — такая возможность представи- лась жителям Чаплыгин- ского района. Созданный по иници- ативе органов опеки и по- печительства управления образованияинаукиобласти выездной консультацион- ный пункт вот уже восемь лет оказывает поддержку семьям в деле воспитания детей, пропаганды традици- онных семейных ценностей и профилактики правона- рушений среди несовер- шеннолетних. На этот раз представительный десант специалистов побывал в Ча- плыгинском районе. Как всегда, на такие встречи приезжают жители отдаленных сел. Вот и на этот день в зале лицея города Чаплыгина собрались усы- новители, опекуны, прием- ные родители, что воспиты- вают в своих семьях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетные и просто мамы и папы и педагоги, которым было интересно встретиться со специалистами выездного консультационного пункта. Кстати, в ходе разговора вопросы могут возникнуть даже у таких благополуч- ных родителей, как Ольга Киселева иСтепанБогайчук из села Ломовое. Живут они и их приемные сыновья в собственном благоустроен- ном доме. Материальных и иных проблем нет. Ольга Николаевна и ее супруг по- могают ребятам осваивать школьную программу, под- держивают связь с учебным заведением, приучают детей к труду, вместе с сыновьями с пользой проводят свобод- ное время. В ближайшее время Ольга и Степан хо- тят взять в семью еще двух мальчиков с непростой судь- бой. Подружатся ли с ними приемные сыновья Ваня и Леша? И как сделать, чтобы этот процесс привыкания стал безболезненным для всех членов семьи, — эти вопросыприемные родители и хотели обсудить с предста- вителями органов опеки и психологами. Хотя, похоже, беспокоятся они напрасно: сыновья с нетерпениемждут появлениябудущихбратьев, готовят им подарки, мечта- ют, как будут показывать им дом, хозяйство, папину ма- стерскую, угощать вкусней- шими мамиными борщами, блинчиками и пирожками. Хороших, дружных се- мей в Чаплыгинскомрайоне немало. Но есть и такие, где отцов и матерей лишают родительских прав. В ре- зультате профилактической работы, которая ведется в области с недобросовестны- ми родителями, таких семей становится все меньше. Но если уж случилось так, что родителей лишили прав, местные органы опеки не спешатотдаватьребятишекв детские дома, стараясь опре- делить их в семьи, готовые принять и укрыть от несча- стий маленьких земляков. Об этой приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, говорила в сво- ем выступлении Надежда Шульгина, начальник отде- ла опеки и попечительства областного управления обра- зования и науки: «В области за первые три месяца 2012 года на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, в приемные семьи переда- ны 66 детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. Наверное, эта цифрамогла быбыть имень- ше, а число детских домов сократиться до минимума, если бы проблемы взрослых ималенькихграждан вовсех районах области решали на начальном этапе, а не тогда, когда нужно просто спасать детей».Поэтому заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации области На- талья Калугина призывала родителей, органы власти на селе, педагогов обращать- ся за помощью при первом же тревожном сигнале и по «Горячей линии» телефона доверия 8-800-2000-122. Участники выездного консультационного пункта НинаКосухина, заместитель главного врача областной детской больницы, Марина Сапанкова, консультант от- дела материнства и детства управления социальной за- щиты населения области, Зоя Горяева, социальный педагог Центра психолого медико-социального сопро- вождения, рассказали о том, куда и с какимипроблемами могут обратиться родители и их дети, какую помощь получить. С некоторыми вопро- сами, прозвучавшими на встрече, члены выездного консультационного пункта разобрались на месте. По другим подсказали, в какие структуры надо обратиться. По третьим дали поручение уполномоченным органам власти на местах, в том чис- ле и в сельских поселениях. Забота о приемных, мало- обеспеченных и многодет- ных семьях — дело общее. ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА | Связь третьего поколения Без «белых пятен» Сергей Малюков Без Интернета сегодня невозможно представить нашу жизнь. Множество новостей и разнообразной информа- ции, общение в социальных сетях, обмен электронными письмами и фотографиями, все это доступно одним нажатием клавиши. В Липецке сейчас почти 70 процентов домохозяйств имеют выход в Интернет, по области этот показатель пока скромнее — порядка 40 процентов. Как же быть тем, кто хочет пользоваться современными технологиями, но живет вдали от областного и районных центров? Выход есть — мобильный Интернет. Сегодня все сотовые опе- раторыпредоставляют услу- гипо выходу в сеть с мобиль- ных устройств—телефонов илиUSB-модемов. Вместах, где пока нет широкополос- ного доступа в Интернет, такой способ дает возмож- ность абонентам всегда и везде находиться в режиме «он-лайн». Современные технологии 3G позволяют обмениваться данными со средней скоростью до 3,6 Мб/с. Для сравнения, еще пару лет назад проводной Интернет со средней ско- ростью 2,5 Мб/с считал- ся очень быстрым. При 3G-соединении страницы не зависают, быстро гру- зится видео, пользователь может свободно просматри- вать фотографии, фильмы и даже играть в сетевые игры. Неудивительно, что с развитием в области инфра- структуры сетей 3G объем мобильного трафика зна- чительно вырос. Как сооб- щили «Липецкой газете» в компании «Билайн», за год мобильный интернет- трафик вырос более чем в 6 раз, а среди пользователей USB-модемов онувеличился более чем в 7,5 раза. Наи- большую активность про- явили Елец, Грязи, поселки Дачный и Сырский. «Мы провели и продол- жаемвестисерьезнуюработу по модернизации существу- ющей сети и строительству новых базовых станций. Результатом нашей работы является доступность и ра- стущая популярность сер- висов мобильного доступа в Интернет. Теперь услугами сетей третьего поколения могут воспользоватьсяжите- ли даже самых отдаленных населенных пунктов нашей области», — прокомменти- ровал цифры технический директор Липецкого фи- лиала ОАО «ВымпелКом» Рафаэль Нурмухаметов. За минувший год в об- ласти было построено более 30 станций третьего поколе- ния связи, всего к маю 2012 запущено 70 позиций 3G. Теперь сеть 3G есть во всех районных центрах, кроме Измалково, а скоро на карте вообще не останется «белых пятен». Более того, введены дополнительные 3G базовые станции в Липецке в райо- нах улиц Пестеля, Баума- на, Катукова, Юношеской, Плеханова, Стаханова и в поселке Матырский. Наша область входит в первую пятерку Централь- ного региона по общему объему потребляемого або- нентами трафика передачи данных в сети 3G (наряду с Воронежем, Белгородом, Курском и Тамбовом). Что же представляет собой базо- вая станция нового поколе- ния?Вместе с сотрудниками «Билайна» мы совершили экскурсию в село Ярлу- ково Грязинского района. Главная деталь, по которой безошибочно определишь расположение базовой стан- ции, — высокая мачта, на которой закреплена аппа- ратура. Вопреки всем сте- реотипам о якобы сильном вредном электромагнитном излучении на одной из пло- щадок мачты свили гнездо птицы. Станция в штатном режиме функционирует автоматически, персонал появляется здесь лишь для планового техосмотра. В маленькой будке подмачтой находится оборудование. Собственно 3G станция раз- мером не больше бытового DVD-плейера и усилителя, гораздо больше места за- нимают питающие ее акку- муляторы. Такая станция третьего поколения обслуживает зону радиусом до десяти километров. АКЦИЯ Начало хорошей традиции Мария Гурова Акцию, посвященную дню пожарной безопасности, провели спасатели Главно- го управления МЧС России по Липецкой области. Благотворительный тематический вечер для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, они организовали совмест- но с руководством одного из ресторанов города. Школьникамрассказали о лесных пожарах, показав фильм«Лето-2010», а также мультфильм-напоминание о необходимости соблюдения правил пожарной безопас- ности. Ребята смогли лучше узнать о работе огнеборцев, свои же знания в области пожарной безопасности они продемонстрировали в вик- торине «Огонь – друг, огонь — враг». — Я надеюсь, что сегод- ня мы положили начало хорошей традиции, — под- черкнул в ходе вечера заме- ститель начальника ГУМЧС РоссиипоЛипецкойобласти Валерий Ачкасов. — Наша цель — в разгар пожаро- опасного сезона напомнить о правилах безопасности, а также привить детям на- выки действий в случае возгорания. По окончании меропри- ятия детям вручили памят- ные подарки с символикой МЧС. Александр Хаустов Когда идут выпускные экзамены, когда шьются платья для последнего школьного бала, а буду- щим первоклассникам еще не купили ранцы и тетра- ди, первое сентября кажется далеким. Однако у людей, так или иначе причастных к введению в программу с нового учеб- ного года курса основ религиозных культур и светской этики, ощущение иное. Им, напротив, кажется, что времени слишком мало, чтобы успеть как следует подгото- виться к этому отнюдь нерядовому и очень ответ- ственному делу. Принятому в январе ре- шению правительства об изучении новой дисципли- ны предшествовали острые, иногданервозныедискуссии. Кто-тозаподозрил,чтовшко- лах собираются устраивать уроки чуть ли не Закона Бо- жьего. Кто-то, ревностно хлопоча о правах конфес- сий, настаивал на том, чтобы учащиеся могли выбирать между православием, исла- мом, иудаизмом, буддизмом. Кто-то пытался трезво рас- ставить точки над «i»: речь не о воскресных школах, не овероучительныхуроках, ао просвещенииподрастающего поколениявсфере, игравшей и продолжающей играть ко- лоссальную роль в жизни об- щества, всегочеловечества.В конце концов, ни Пушкина, ни Гоголя, ни Достоевского, ни Толстого невозможно все- рьез, глубоко понять, ничего не зная оПравославии. Гени- альные фрески Андрея Ру- блеваостанутся загадочными картинкамибез знакомства с религиознымучением, рели- гиознойфилософией, этикой, эстетикой. Но «неверующе- му» такая информация не- обходима: великое наследие веков каждого делает более зрячим, восприимчивым, думающим,духовнобогатым. Впрочем, все суждения, возражения, предложения были приняты во внимание. Как рассказал журналистам «Липецкой газеты» замести- тельначальника управления образования и науки нашего региона СергейКосарев, уже имеется нормативно-право- вая база для нового курса, то есть, помимо распоряже- ния правительства, изданы соответствующие приказы Минобразованияинауки.На их основе в школах области и вводится дисциплина «Ос- новырелигиозныхкультури светской этики». Она неслу- чайно названа комплексной. Родители и дети будут выби- рать,какойизшестимодулей будет включен в программу: основыправославной,ислам- ской, буддийской, иудейской культуры, мировых религи- озных культур или светской этики. Как видим, долгие споры дали свои плоды. Читателей наверняка интересует, кто же будет преподавать этот непростой курс. Учителям, отметил Сергей Косарев, существен- ную помощь окажут регио- нальные тьюторы. Это слово для нас непривычно, пото- му объясним: тьюторство означает индивидуальное наставничество и сопрово- ждениепреподавания.Наши тьюторы прошли подготов- ку в Москве, где получили знания о содержательных и методических принципах занятий по основам религи- озных культур и светской этики (сокращенно, кстати, курс называется ОРКСЭ). Это четыре специалиста Ли- пецкого института разви- тия образования. У них уже есть опыт обучения основам православной культуры. В позапрошлом и прошлом годах они пополнили свои знания в столице в Центре переподготовки и повыше- ния квалификации и Феде- ральноминституте развития образования. Конечно, число их для области мало. Поэтому они работают с тьюторами му- ниципальных территорий и непосредственно с педагога- ми, на чьи плечи ляжет пре- подавание нового предмета. Сегодня уже приступили к делу 26 муниципальных тьюторов, представляющих все районы, а также Липецк и Елец. Им предстоит по- делиться тем, что они сами изучили, с педагогами в рамках цикла семинаров. Одновременнопродолжается дополнительная подготовка людей и в Институте разви- тия образования. Институт же осуществляет информа- ционное и учебно-методиче- ское сопровождение ОРКСЭ на сайте iro48.ru.Напортале учебно-методического обе- спечения теперь есть страни- ца по новому курсу. Конечно, крайне важна работа с родителями. Сейчас длянихпроводятсясобрания с участием представителей религиозных организаций. Они получают сведения о программе, формах и мето- дах преподавания ОРКСЭ. На каком модуле будет оста- новлен выбор, поможет вы- яснить анкетирование. Короче, сделано и дела- ется многое. Хотя и вопро- сы, и сомнения остаются. К примеру, педагог липецкой школы № 46 Галина Тимо- шина, оценивая введение ОРКСЭ со знаком «плюс», тем не менее тревожится: что скажут мамы и папы? Да, большинство учеников русские, но немало и детей других национальностей. Как объяснить всем, что на уроках будут учить не вере, а приобщать к пониманию роли, места, сути религии в истории страны? Что ка- сается учителей, то они до- статочно хорошо, так ска- зать, экипированы, чтобы увлекательно иярко донести до детей необходимую ин- формацию. Педагоги видят цель своего труда: пробудить мысль, помочь становлению по-настоящемукультурных, нравственных людей, под- линных патриотов нашего Отечества. Поскольку ОРКСЭ будут изучать в четвертом классе, то мы, естественно, решили полюбопытствоватьуодного, а вернее у одной из тех, кому средипервых предстоит рас- крыть новый учебник. Даша закончила третий класс. Ей очень интересно, что в следующем учебном году расскажет ей учитель. — Представляете, — удивляетсяДаша,— далеко не все ребята знают, какой они веры. Но вот мне стар- шие сказали, что наша семья православная. А у нас один мальчик из Дагестана. Он говорит: я — мусульманин. А чем православные отли- чаются от мусульман? Я бы хотела это знать. А теперь — слово маме троих детей. У Светланы Викторовны сын, как и Даша, первого сентябряпой- дет в четвертый класс. — Мне думается, это хо- рошо, если дети поймут: история любого народа неот- делима от его традиционных верований. Пока оконча- тельно неизвестно, чтоимен- но будут преподавать моему сыну, какой модуль мы все выберем. Лично я за основы мировых религиозныхкуль- тур. А еще бы надо говорить на уроках о тоталитарных сектах, чем они опасны. Школьникам нужна такая прививка от влияния таких весьма небезобидных рели- гиозных объединений. Некоторыхродителейне- сколькосмущает, чтоОРКСЭ включен в учебный план именно четвертого класса, на переходной стадии от на- чальной к основной ступени школьного образования. Не рановато ли предлагать столь сложный историко- культурологический мате- риал? Они же еще истории не знают, не читали книг от- ечественных и зарубежных классиков. Специалисты, однако, полагают, что новый курс как раз и должен, с одной стороны, дополнить обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», а с другой — стать прологом начинающегося в пятом классе изучения истории. ФОТО С САЙТА NR2 RU

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz