Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 99/24227/24 МАЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ГОСТЬ РЕДАКЦИИ «ЛГ» | За портрет — и стол , и дом Странствует художник налегке Сергей Малюков Можно ли нормально жить и путешествовать по миру без денег? Художник Сергей Баловин, создавший проект «Натуральный обмен», своим примером утверждает: можно, и вполне неплохо. В прошлом выпускник и преподаватель кафедры изобразительных искусств Воронежского государственного педагогического университета сейчас обосновался в Шанхае, откуда выбирается в поездки по России и Западной Европе. В рамках арт-проекта Сергей рисует портреты за... еду и полезные в быту предметы. Очередную акцию странствующий художник устроил на художе- ственно-графическом факультете ЛГПУ. Студенты и все желаю- щие, до отказа заполнившие аудиторию, узнали о том, как прожить, занимаясь исключительно искусством, и получили свои портреты в обмен на нехитрую снедь. «Осень халасо» Все началось с первой по- ездки в Поднебесную. Один из китайских студентов Баловина, увидев его акварели, написан- ные во время путешествия по Европе, взялся организовать выставкувКитае. «МойдядяЩу —большой человек в партии, он все сделает, работы обязательно купят за хорошую цену», — клялся студент. Вскоре Баловин с огромным чемоданом, где лежали 70 аква- релей, вылетел в неизвестность. На месте все оказалось совсем не так, как планировалось. Один из китайских знакомых Сергея вообще исчез, ехать пришлось в совершенно другой город, дядя Щуоказалсязаведующимкакой- то маленькой художественной школой в провинции. Однако у него нашлись влиятельные род- ственники. Сергея поселили в горах — на базе отдыха местных чиновников. За месяц с небольшим надо было написать не меньше ше- стидесяти «калитина с маслом», чтобы потом продать их и рас- платиться за проживание. Аква- рели почему-то в провинции не ценились. Художник принялся трудиться с упорством китай- ских рабочих на «потогонных фабриках». “Осень халасо! Зима халасо. Делево халасо, снег халасо...”, — обозначил художественные приоритетыдядюшкаЩу. Боль- ше реализма, Китай на холстах не нужен, пусть лучше будет Россия или Европа. Баловин, оставив все свои амбиции, принципы и предрас- судки, назвал происходящее проектом «Made for China» — «Сделано для Китая», начав пи- сать кич в старомодной салонной манере, принимая во внимание все замечания и советы от на- рода, даже самые абсурдные. Дорисовать в пейзаж влюблён- ную парочку — нет проблем, превратить китайский дом в русский— с удовольствием. По словам Сергея, работая по 12-14 часов в день, он словно играл в Коровина, Левитана, Моне, по- свящая выходившие из-под его кисти «калатины» гостеприим- ному китайскому народу. За полтора месяца работаю- щий в ударном китайскомтемпе живописец закончил около сот- ни холстов. Предстояло орга- низовать выставку, пригласить публикуипрессу для того, чтобы удачно продатьживопись. Денег хватило на аренду выставочно- го зала всего на три дня. Этого достаточно, уверяли знакомые китайцы. Любопытства ради Баловин заглянул на вернисаж местного мастера. Экспозиция открылась в восемь утра. По- сетителей встречали оркестр бабушек-барабанщиц, венки, как на похоронах, и фейерверк. Подумав, Сергей решил все же действовать по-своему, обойтись без венков, петард и барабанов и перенести открытие на час поз- же. Видимо, поэтому открытие выставки прошло практически незамеченным. Зато кконцу дня в зал зашел китаец в спортивном костюме ипосле беглого осмотра приобрел сразу 52 картины. Че- рез три дня работы были почти полностью распроданы. Осень халасо! Окрыленный успехом, Баловин через какое-то время вновь вернулся в Китай, привез новые, более качественные холе- ты, поднял цены в два-три раза. Вторая выставка также прошла успешно. Это позволило Сергею переехать в Шанхай и снять квартиру-студию на последнем этаже небоскреба с роскошным видом на мегаполис. Натуральный обмен Художник планировал все- рьез закрепиться на китайском арт-рынке, хотя прекрасно по- нимал, что такая игра в китч может серьезно повредить его репутации на Западе. Богемная жизнь быстро опустошила ко- шелек, и надо было срочно ор- ганизовывать третью выставку. Однако сделанная самостоятель- но, без китайских посредников, экспозиция прошла неудачно. Баловину помог случай. Соседка по дому уезжала из Шанхая в Израиль и избавлялась от не- нужных вещей. Несмотря на все уговоры, дама отказывалась расстаться с подаренным ей мольбертом, тогда находчивый художник предложил распла- титься…портретом, обменять подарок на подарок. Так шуточ- ный эксперимент превратился в концептуальный проект. В Интернете Сергей разме- стил объявление, в котором предложил людям делать их портреты тушью в обмен на еду и предметы первой необходимо- сти. Вскорежаждущие запечат- леть себя понесли все: начиная от фруктов и кофе, заканчивая мебелью и бытовой техникой. А для оплаты жилья находчивый Баловин стал проводить у себя вечеринки для русской общи- ны в Шанхае (русских в городе около трех тысяч), собирая с гостей небольшие взносы на погашение аренды квартиры. Домашняя студия скоро стала одним из культурных центров «русского Китая». Здесь оста- навливались музыканты, ре- жиссёры, художники. Сергей начал организовывать концер- ты, кинопоказы и вечеринки. К нему охотно приходили десятки людейвыпить вместе чаюипооб- щаться с очередныминтересным гостем. ОБаловине сняли сюжет в программе о путешествиях «Моя планета», популярные блогеры Рустем Адагамов и ИльяВарламов также побывали у него. Обещали за портреты на- писать о художнике в «Живом журнале», но, правда, так и не выполнили обещанного. Сергей решил не замыкаться в рамкахШанхая. Со своим про- ектом «Натуральный обмен» художник уже побывал в Санкт- Петербурге, Новосибирске и даже в Черногории. Перед по- ездкой, договорившись с мест- ными организаторами, Баловин вывешивает в Интернете список необходимого — от спичек и компаса до мобильного теле- фона. Часто он меняет портрет на авиа- и железнодорожные билеты, место для ночлега, вПи- тере ему активно несли одежду — пятнадцать футболок, шесть рубашек, брюки, пиджак. В Черногории — местные вина и сувенирныемагнитики, авНово- сибирске, где на персональной выставке фотографии подарков и портретов полностью заняли двенадцатиметровую стену, еды принесли столько, что можно было несколько дней кормить с десяток человек. Самый необыч- ныйподарок—большаябарабан- ная установка. Чтобы доставить ее, пришлосьнаниматьгрузовик. А в Липецке Сергей Баловин об- менивал свои художества на еду. Портрет… за обед Перед сеансомживописи Ба- ловин пообщался со студентами и преподавателями худграфа ЛГПУ и ответил на вопросы журналистов. По его словам, в творчестве он стремится совме- стить русскуюшколу живописи и западный подход к продвиже- нию художника на арт-рынке: «Наши художники прекрасно рисуют, но совершенно не умеют подать себя и поэтому не могут обеспечить себе творчеством достойную жизнь. Западные художники, напротив, легкомо- гут написать концепцию своего творчества, сделать презента- цию в галерее, оформить заявку на культурный грант. Но когда они пытаются рисовать, получа- ется, по большей части, полная ерунда. Но это не мешает им за- ниматься всю жизнь любимым делом, безбедно существовать и вполне комфортно себя чувство- вать. Выстроенная система гран- товигосподдержкиимпомогает. Сегодня пиар — важнейшая со- ставляющая творчества». Немало русских художни- ков в поисках лучшей жизни и вдохновения сейчас едут в Китай, преподают живопись в художественных школах, выставляются и продают рабо- ты местным коллекционерам. Однако, как считает Сергей, настоящий успех вКитае прихо- дит к тем, кто ориентируется на Запад и современное искусство. Сейчас в Китае, как в России несколько десятилетий назад, спросом пользуются художни- ки-диссиденты и нонконфор- мисты. Все это на волне борьбы с тоталитарным режимом ком- партии очень хорошо продается и приносит авторам приличный доход—шестизначные суммы в долларахиевро запроизведение. Некоторые художники рисуют один и тот же сюжет годами, абсолютно не развиваясь. Зачем, если есть спрос? Свои работы тушью, создан- ные во время «творческого об- мена», Баловин называет скорее набросками, на исключитель- ную художественную ценность они не претендуют, их главная цель — фиксация реальности. Один блиц-портрет забирает модель, другой остается на па- мять у художника. «Человек, с которым меня сводит судьба, попадает в мою историю. Каж- дый, кто влияет на нее, стано- вится активным соучастником творческого процесса, который я не рассматриваю отдельно от жизни», — говорит он. Липчане, в отличие от жите- лей других городов, не баловали Баловина разносолами. Чиз- кейк, банка варенья, печенье, сок, крепкое пиво, шоколадка — таков был «обед» Сергея в на- шем городе. Впрочем, художник не разочарован. «Благодаря проекту я могу путешествовать по всему миру, общаться с интересными людь- ми, заводитьмногоновыхдрузей и чувствовать себя совершенно свободным без денег. Для меня творчество неотделимо от жиз- ни реальной, не вымышленной, мне нравится то, как яживу, это вдохновляет меня развиваться как художнику. Ничего, кроме рисования, я не умею и не хочу делать», — признается он. «Эвтаназия» реализма Баловин рассчитывает со- вершенно без денег, с помощью натурального обмена, совершить уникальное кругосветное путе- шествие. В художественной ак- ции принципиально участвуют толькомоментальные портреты, чтобы не обесценились более се- рьезные работы. Под влиянием шанхайской моды на современ- ное искусство Баловин недавно затеял проект «Эвтаназия». Тридцать три непроданных пей- зажа, написанные в реалистиче- ской манере, будут символично уничтожены по причине своей неактуальности— написаны в духе творчества самых модных и дорогих современных худож- ников. Приговор реализму осу- ществляется последовательно и неумолимо — одна-две художе- ственных эвтаназии в неделю. Процесс уничтожения скрупу- лезнофиксируется. Одновремен- но новые картины получают и новый ценник — переписанный с юаней на евро. А еще Сергей, несмотря на возраст, уже начал писать о своих приключениях мемуары «Незаконченная книга». Почитать ее главы, а также узнать о новых акциях и путе- шествияхможно в личномблоге художника balovin.livejournal. com.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz