Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Полина И . Девочка живет и воспитывается в специализиро- ванном детском доме для ребят, которые отстают в развитии, тре- буют к себе особого подхода и отношения. Полине тоже многое давалось с трудом. Но коллектив детского дома, очень дружный и высококвалифицированный, сделал всё, чтобы развить способ- ности и таланты девочки, ставшей ныне участницей музыкального ансамбля «Бусинки». Здесь дети слушают и понима- ют музыку, поют, танцуют. И все чаще улыбаются. Вот и Полина — тоже. Ласковая, аккуратная, она охотно помогает взрослым, не обижает младших. Ее любят ребята в детском доме, с кото- рыми она играет, делится с ними книжками, игрушками, утешает и успокаивает, когда они расстроены. Родилась Полина 25 мая 2005 года. Маму лишили роди- тельских прав. Унее есть еще два сына. Почему-тоженщина относится к детям по-разному, и это очень печально… Елена Т. Этот ангелочек любит трудиться. Она усердно подметает полы, поливает цветочки, рыхлит землю в горшочках, расставляет по местам все игрушки. А вот спо- койно сидеть на занятиях ей не под силу. Быстро утомляется она при необходимости повторять слоги, слушать сказки, четко проговари- вать слова. Хотя значение многих она знает, выстраивает предло- жения. Но стихи запоминает с трудом. Ее не ругают — наоборот: хвалят даже за маленькие успехи. С девочкой терпеливо работают самые разные специалисты, рас- считывающие на то, что она начнет развиваться быстрее и сможет рассказывать наизусть стишки про Мишку косолапого, рисовать солнышко и дом. В этот же дом — для детей-сирот с отставанием в разви- тии—к ней никто не приходит. Поэтому каждый раз, когда открывается дверь, она бежит к любимым воспитателям и, уткнувшись в колени, ждет, когда ее приласкают и скажут: «Здравствуй, моя хорошая. Соскучилась?..» УЛены большая семья—сестра и три брата. Но девочка их не знает. Даша Б. Дашенька — жизне- радостная, улыбчивая девочка, с большим интересом ходит на за- нятия, задаетмного вопросов, сама любит рассказывать и рассуждать на разные темы. У Даши тоже были проблемы с развитием, но теперь они практически решены. Все чаще она открывает детские красочныекниги, называет буквы, складывает их в слоги, в слова. Старается передать содержание книги по картинкам. Девочка развита и музыкаль- но, поет в ансамбле. Начинает рисовать. Хотя с ней еще надо ра- ботать, воспитатели не сомневают- ся, что уДашеньки все получится. Потому что она очень старательная и упорная, не отступает от самых разных дел и поручений. Унее сильный характер и добрая душа. Поэтому, наверное, она мечтает стать врачом. А потом найти маму и вылечить ее от всех болезней, если мама нездорова. Сейчас девочкешесть лет. Свои первыешаги она сделала в Доме ребенка. ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! СУД ДА ДЕЛО | Как гарнитур оказался « золотым » Скандал начинается с... кухни ЗДОРОВЬЕ | В плену табачного дыма Лимит уговоров исчерпан Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК | Наследники школы Москаленко Элитная, а не «мажорная» № 10/24138/20 ЯНВАРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Елена Бредис Представьте на минутку, что вашему ребенку предстоит идти в первый класс, а недалеко от дома две школы — обычная и, как сейчас говорят, элит- ная. Какую предпочесть? Выбор тем более сложный, поскольку вы успели посмотреть сериал «Шко- ла» и до сих пор пребывае- те в состоянии легкого шока. При одной только мысли, что ваше чадо может оказаться в таком окружении, вы впадаете в полуобморочное состоя- ние. Нет, элитная школа — в принципе, конечно, непло- хо: есть надежда, что там хорошо готовят к ЕГЭ. С другой стороны, у вас семья хоть и не малоимущая, но к «новым русским» вы себя тоже причислить не можете. А ну как окажется, что у вашего ребенка нет такого дорогого мобильника, как у остальных?Иодет он с веще- вого рынка, а не из модных бутиков? И в школу ходит пешком, а не приезжает на джипе с водителем? Тут ни- как нельзя исключить, что он будет чувствовать себя изгоем, у него разовьется комплекс неполноценности. Да просто-напросто над ним однокашники смеяться станут! Собственно, вот так прямолинейно я вопрос и сформулировала: как до- биться, чтобы элитная школа не превратилась в «мажорную»? А задала его заместителю директора по научно-методическойработе Липецкой гимназии № 12, кандидату педагогических наук Алексею ВОЛКОВУ. — Это зависит от много- го. Все начинается с крите- риев отбора учащихся. Для нас в первую очередь важны интеллектуальное развитие и искреннее желание ребен- ка учиться, открывать для себя новое. Многолетний опытпоказывает: такие дети чаще всего приходят отнюдь не из богатых семей. Атмос- фера в школе определяет- ся тем, какие жизненные ценности исповедуют сами учителя. У нас подобрался народ творческий, ищу- щий, увлеченный. Общение с такими педагогами само по себе воспитывает. Если учитель не бубнит равно- душно что-то себе под нос, не твердит одно и то же из года в год, если он постоянно в поиске и хочет поделиться с детьми своими находка- ми, ребята не могут не от- кликнуться, не включиться в творческую работу. Так постепенно складывается своего рода союз учителей и учеников, основанный на общей увлеченности. — Мне вспоминается одна давняя история. В одной из престижных школ к мальчику из семьи во- еннослужащего подошел его ровесник из сверхобес- печенной, высокопостав- ленной семьи и, плюнув на стодолларовую купюру, приклеил ему на лоб со словами: «Это тебе на кар- манные расходы, офицер- ское отродье». Согласитесь, страшно, когдаимуществен- ное расслоение так корежит детскую психику. — У нас я подобного представить себе не могу. В нашей гимназии ребята не будут хвастаться последни- ми моделями мобильных телефонов или дорогими ча- сами. Зато гордятся нестан- дартнымрешениемсложной задачи или победой на олим- пиаде. Приоритеты у нас другие: не зарабатывание денег, а образование и куль- тура. Более того, наша за- дача—развить у детей вкус, способности, навыки для самообразования, это потом во взрослой ихжизниможет сыграть решающую роль. Уже ясно: в ближайшем будущем крупные державы начнут конкурировать не из-за сырьевых ресурсов, а в сфере интеллектуального потенциала. Дети должны это понимать, должны быть к этому готовы. — Сегодня часто слы- шишь, что педагогические методики советского вре- мени безнадежно устарели. Во многихшколах делается упор исключительно на подготовку к тестам ЕГЭ, что, по сути, превращается в натаскивание. Получается, одно устарело, а другое еще не придумали… — Знаете, говорят так: «Все, что можно было при- думать в педагогике, уже придумалидонас».Идалеко не все придуманное устаре- ло. Во многих прежних ме- тодиках есть рациональное зерно, которое можно твор- чески прорастить, развить, использовать. Вот сегодня в России несправедливо забыли так называемый «липецкий опыт» и его авто- ра—Константина Алексан- дровичаМоскаленко. Но мы используем его идеи, и они дают замечательные резуль- таты. Напомню: сутьметода заключалась в изменении структуры урока. Моска- ленко доказал: детейможно и нужно учить именно на уроке, не рассчитывая, что они доучатся, доучат потом, выполняя домашнее зада- ние. А деятельностный ме- тод, предложенный Моска- ленко, изначально меняет отношение ребят к урокам, потому что онине усваивают знания, а открывают их. То есть пассивное поведение — учитель объясняет, дети слушают — меняется на активное, творческое. Сам ученик формулирует про- блему, а педагог помогает ее решить. — Но скажите, как убе- дить учителей так работать? Как вообще побудить моло- дых специалистов идти в школу при нынешних зар- платах? Они ведь в курсе: продавец-консультант в магазине получает семнад- цать тысяч, не напрягая извилин… — В том-то и дело, что в школу должны идти люди, которым хочется напрягать извилины, которым это ин- тересно. И финансовый во- прос вполне решаемый. У нас, скажем, всячески под- держиваются и стимулиру- ются повышение квалифи- кации, обучение в заочной аспирантуре. Действуют эффективная система поо- щрительных доплат, оплата внеурочной работы. И уже в первый год работы моло- дой учитель получает око- ло семнадцати тысяч. При этом он занимается своим, интересным, творческим делом, не изменяет призва- нию. Не случайно к нам так часто возвращаются после вуза наши же выпускники. Значит, им здесь хорошо, комфортно. —А как вы относитесь к введению новых школьных стандартов? — То, что сейчас вводят в начальной школе, в целом мне симпатично. Хотя бы потому, что на первое место выдвинуто воспитание ре- бенка. Я в принципе против термина «образовательные услуги». Учитель должен быть не «поставщиком зна- ний», а в первую очередь воспитателем. Да, у ребенка надо пробуждать любозна- тельность, вкус к творче- ству, потребность каждый день узнавать новое. Но полезно ли развитие ин- теллекта без нравственного воспитания? Мы знаем, чем это может закончиться. И в этом смысле эксперимент с введением курса «Филосо- фия — детям» в начальной школе — органическое про- должение и развитие метода того же Москаленко. Этот курс опятьже ориентирован не на пассивное усвоение информации, а на активи- зацию детей, на стимуля- цию их личностного роста. Вообще то, что предложено в новых стандартах для на- чальной школы, мы давно у себя делаем. Возьмите ту же внеурочную работу. Ею занимаются все учителя, она очень нравится детям, увлекает их. Вот я веду кру- жок химии по субботам. Кажется, ну зачемребятам в выходной идти в гимназию? Но приходят. Между тем их ведь никто не заставляет. И в кружке я подготовкой к ЕГЭ не занимаюсь. — Кстати, а как у вас в гимназии относятся к не- прекращающемуся ажио- тажу вокруг ЕГЭ? — Я этого не понимаю. Общий уровень подготовки должен быть таким, чтобы сдача ЕГЭ просто не стано- вилась отдельной пробле- мой. Опять-таки резуль- таты единого госэкзамена — вовсе еще не показатель одаренности, потенциала ребенка. Зачастую ученик, получивший сто баллов по предмету, не в силах решить олимпиадную за- дачку. И наоборот: победи- тель олимпиады, случается, допускает нечаянно чисто техническую ошибку в те- сте. Вот как тут судить, как оценивать? Но я убежден: педагогу неприлично го- ворить: «Я готовлю к сдаче ЕГЭ». Детей надо готовить к жизни. К постоянному саморазвитию и познанию мира. Тогда они будут отно- ситься к единому госэкзаме- ну всего лишь как к очеред- ному этапу пути, который надо пройти достойно. Александр Иванов На праздники принято делать подарки. Самые разные. Родственникам, знакомым, коллегам. Можно и самого себя чем-то порадовать. Как, например, герой нашей истории. Сразу после новогодних и рождествен- ских празднеств решил он обновить… нет, не гардероб с одеждой, а кухню в своей квартире. Приобрести такой гарнитур, чтобы и самому уютно и комфортно было за обеденным столом, и гости порадовались бы за хозяина. Но у задумки вышел неприятный финал. Правда, не для потребите- ля, а для исполнителя заказа. Итак, липчанин Алек- сандр У. задумал обновить кухню. Присмотрел в одной фирме красивейший гар- нитур. И цвет, и дизайн, словом, все на пять с плю- сом. Договорились как по- ложено, оформили с фирмой взаимоотношения в пись- менном виде. Александр оплатил фирме основную Эмма Меньшикова Общественной палатой РФ проведена экспертиза проекта Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Темвременемподмаской противостоянияущемлению свобод и личностных прав курильщиков в ряде СМИ, Интернете, да и внутри го- сударственных структур, отвечающих за обновле- ние вышеупомянутого фе- дерального закона, разра- зилась неистовая борьба за незыблемость сложившейся в России ситуации по куре- нию. Своим мнением по этому поводу делится с читате- ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА часть от стоимости мебели. Теперь оставалось только ждать исполнения заказа, а потомуже радоваться обнов- ке в квартире. Но вот дождался клиент положенного срока, приеха- ли специалисты, и закипела на кухне работа. Правда, до конца собрать гарнитур мастера почему-то не смог- ли, но пообещали, что еще приедут и все доделают. А у хозяина тем време- немсползала с лица счастли- вая улыбка, и он не успевал отмечать недоделки, брак, всяческие шероховатости, которые никак не присущи новой мебели. И цвет гар- нитура не тот, что заказы- вал горожанин. И кромка у столов ишкафов получается какая-то неровная. И сколы бросаютсяв глаза.Ипочему- то при установке мойки обломилиськрепления, и те- перь она неплотно прилегает к столешнице. Разве так выглядит новая шикарная кухня? Нет, это совсем не то, чего ожидал Александр. Словом, после отъезда ма- стеров настроение у него окончательно испортилось. В дальнейшем на все устные и письменные пре- тензии исполнитель не реа- гировал, в том смысле, что брак устранен не был, по- траченные деньги потреби- телюне вернули. Вситуации пришлось разбираться уже Правобережному район- ному суду Липецка, куда Александр, не выдержав, обратился с исковым заяв- лением о защите своих прав потребителя. Удивляют своей непро- биваемостью наши фирмы из сферы торговли и оказа- ния услуг населению. Пред- ставитель ответчика, пред- принимателя Дмитрия К., спокойно заявил в судебном заседании, что искАлексан- дра не признает. Дескать, фирма не против завершить сборку и установку мебели, но истец сам этого не хочет. Смешно, не правда ли? Да кто же захочет иметь на кухне такой гарнитур, поль- зоваться плодами такой «ра- боты»? Ну ладно, простой обыватель может в чем-то и не разбираться. Но есть же высококвалифицированные специалисты. Например, в экспертном заключении областного центра гигиены и эпидемиологии сказано, что «в результате осмотра кухонной мебели выявлены сколы на стенках навес- ных шкафов, неровности и заусеницы на видимых частях полок, несимметрич- ность деталей, несовпадение цветовой гаммы, которые признаныпроизводственны- ми дефектами, отсутствует одно крепление на мойке». И далее следует вывод — «данные дефекты влияют на качество, комфортность и эксплуатационные свойства изделий». Определяя качество ме- бели, суд для полноты кар- тины назначил еще одну экспертизу — товаровед- ческую. Недостатков обна- ружилось еще больше не только в самом гарнитуре, но и в качестве его сборки. На сей раз была представле- на даже целая фототаблица с описанием 29 (!) недостат- ков — с указанием способов устранения одних и выводов о неустранимости некото- рых других. Все это эксперт подтвердил и в судебном заседании. Тщательно проанализи- ровав сложившуюся карти- ну, Правобережный райсуд Липецка пришел к выводу, что налицо явные наруше- ния требований Закона РФ «О защите прав потреби- телей». И вынес решение — расторгнуть договор, за- ключенныймежду предпри- нимателеми заказчикомме- бели, взыскать в пользу по- требителя100 тысячрублей, заплаченных по договору, такую же сумму неустойки, а также компенсацию мо- рального вреда, затраты на проведение экспертизы и услуги адвоката. Такой поворот событий пришелся явно не по душе индивидуальному предпри- нимателю Дмитрию К. С просьбой отменить решение райсуда, изложив ее в кас- сационной жалобе, ответ- чик обратился в областной суд. Однако здесь не нашли оснований для отмены. И пояснили, что все сделано строго в соответствии с За- коном «О защите прав по- требителей». (По материалам пресс-службы Липецкого областного суда). лями «ЛГ» заведующий отделением профилактики Липецкого областного нар- кодиспансера, заслужен- ный врачРоссии, член обще- ственной палаты г. Липецка и общественного совета при УМВДпо Липецкой области Вячеслав ТРУШОВ. — Общественная палата России показывает, что за- конопроект в данной версии реализует комплекс самых эффективных на сегодняш- ний день мер, позволяющих существенно снизить по- требление табака в нашей стране, где ежегодно от бо- лезней, связанных с потре- блениемтабака, погибают от 350 до 400 тысяч граждан. По данным российских и международных исследо- ваний, курение сокращает продолжительность жизни на 10-12 лет, что является однойиз причин демографи- ческого кризиса. Максим Горький в своё время сказал, что всё самое лучшее на свете — от лучей солнца и молока матери. Каким же будет здоровье будущего ребёнка, если с мо- мента своего зачатия он ока- зался в прокопченной утро- бе родной мамы? В табаке четыре тысячи химических соединений, изних400особо ядовитых. Одиниз факторов вредоносного воздействия продуктов сгорания табака — окись углерода. Это тот самыйугарныйгаз, которым будущаямама замещаетпол- ноценный кислород своему ещё не родившемуся ребен- ку.По-научному этоявление называется внутриутробная гипоксия. Какже нужно не любить своего малыша, чтобы соз- дать для его развития такие невыносимые условия. А значит, беременность и по- требление женщиной табач- ного дыма несовместимы. Одно дело, если некурящую жену окуривает её непуте- вый супруг или хамоватый сослуживец. Другое дело, когда сама будущая мама не расстаётся с табачной «забавой». По данным Минздрава, сорокпроцентовкурильщиц не прекращают курение на протяжении всего срока беременности. И как грибы после дождя по всей стране открываются новые пери- натальные центры для вы- хаживания новорожденных с запредельнонизкоймассой тела. Государство вынуж- дено тратить миллиарды рублей на преодоление про- блемы, которой могло бы и не быть. Но производителей и торговцев табачной про- дукцией эта тема не волну- ет. Главное — заморочить голову женщинам, детям и подросткам и любой ценой поддерживать в обществе потребность, в которой нет никакой потребности. Нам предлагают табач- ную продукцию на любой вкус. Умело и ненавязчиво — через моду, имидж, гла- мур и прочее — формируют привычку, которая быстро перейдет в болезнь под на- званием никотиновая зави- симость. А никотин — это пока ещё социально прием- лемый наркотик. Лимит уговоров исчер- пан. В 2003 году 175 стран мира в рамках Всемирной организации здравоохране- ния подписали антитабач- ный документ. Несколько позже, в 2008 году, Россия присоединилась к этой кон- венции. Анедавно нас нако- нец приняли во Всемирную торговую организацию. А там свои правила. Одно из них—соблюдениемеждуна- родных обязательств, в том числе и по курению. Как показал междуна- родныйопыт «закручивания гаек»по табаку, нитабачных бунтов, ни табачных по- громов нигде не произошло. Намболееполувека объясня- ли, что капля никотина уби- вает лошадь. Бог с ней, с ло- шадью. Отныне нужно при- выкать к международным стандартам человеческого бытия, где признано, что курить не только опасно для здоровья и даже жизни, но еще инемодно, непрестижно и, более того, некультурно. Наступает эпоха здорового образа жизни. Современные медико-психологические технологии помогают вы- рваться из табачного плена. Было бы желание.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz