Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 98/24226/ 23 МАЯ 2012 3 ПАМЯТЬ | Рядовой Ожерельев навсегда останется на родине Последний приют воина Роман Ромашин В апреле второго года войны с фашистами Васи- лий Ожерельев — уроже- нец лев-толстовской деревеньки Лужки, полу- чил повестку из райвоенко- мата. Сбор на фронт был недолгим. Закинув на спину вещмешок с нехи- трыми домашними припа- сами, обняв на прощание жену и четверых детишек, Василий отправился пешком на призывной пункт. Домой левтолстовец больше не вернулся... Шестнадцать месяцев его фронтовой биографии довольно скупы на факты. Неизвестно, сколько раз рядовой стрелковой роты поднимался из окопа в без- оглядную атаку. Скольких товарищей спас от верной смерти Василий Ожерельев и какое количество фаши- стов он отправил в мир иной. Но одно мы знаем точно: на Ленинградском фронте, где воевал наш отважный зем- ляк, советские воины стояли насмерть и не пропустили на родную землю врага. В начале лета сорок тре- тьего почтальон принёс в лужковский бревенчатый домик последнюю написан- ную убористым почерком весточку, в которой Василий Ожерельев сообщил близ- ким — вскоре вместе с со- служивцами он пойдёт на прорыв. А в августе пришло официальное извещение о том, что он без вести про- пал юго-восточнее деревни Поречье Мгинского района Ленинградской области. А несколько дней назад в кабинете исполняющего обя- занности главы администра- цииЛев-Толстовскогорайона Дмитрия Маторина неожи- данно раздался телефонный звонокиз Северной столицы. Заместитель председателя комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организа- циями правительства горо- да Виктор Юхневич, он же командир поискового отряда «Малая Охта», сообщил, что 7маявовремяраскопокбыли подняты останки Василия Ожерельева.Установитьлич- ностьпогибшего бойцапомог один из двух обнаруженных при нём медальонов. Эта удивительнаяновость не оставила равнодушным ни одного левтолстовца. Но с особым душевным трепетом её восприняли жители Зна- менского сельского поселе- ния, на территории которого находиласьнесуществующая ныне деревня Лужки, по- этому проститься с воином Великой Отечественной на местное кладбище в минув- ший понедельник пришли молчаливой колонной сотни человек со всей округи. Здесьбыли, наверное, все: от впервые участвующих в подобных церемониях мест- ных школьников и кадетов до хорошо помнящих воен- ное лихолетье стариков. На зеленом пригорке у входа на погост был поставлен на табуретках принесенный за сотни метров на руках алый гроб, увенчанныйсолдатской каской.Церемониязахороне- ния останков Василия Оже- рельева началась с совсем неказенных трогательных слов прощания. Их говорили Дмитрий Маторин, местный военком Юрий Строков, руководи- тель областной ветеранской организации Леонид Ро- щупкин, командир «Малой Охты» Виктор Юхневич, внучка родного брата воина Надежда Гудкова. Каждый сказал что-то своё, личное, но объединяла эти, идущие от самого сердца, слова тема немеркнущего народного подвига. Для совершения которогоВасилийОжерельев и его земляки пожертвовали самым ценным – собствен- ными жизнями. О массовом героизме свидетельствует одна красноречивая цифра. Из знаменской округи на фронт ушли почти четыре с половиной сотни человек. Из них вернулись на малую родинулишь сто сорокселян. А потом под нескончае- мые соловьиные трели со- вершил чин отпевания на- стоятельНикольского храма села Домачи иерей Евгений. ВоеннослужащиеЛипецкого авиацентра дали трёхкрат- ный залп. Первыми прости- лись с солдатом родственни- ки, приехавшие по такому случаю из разных городов и весей. Найденный в окрест- ностях Северной столицы боец обрёл последний приют в семейном захоронении, рядомс супругойидочерьми. — Когда отца призвали на фронт, мне было десять лет, — поделился с нашим корреспондентомволнующи- ми воспоминаниями данков- чанин Николай Ожерельев. — Я его хорошо помню. Это человек крепкого характе- ра, председатель передового колхоза «Борьба». Он умел радоваться жизни, был ис- кусным кузнецом, слеса- рем, пахарем. После потери кормильца семья получала пенсию – восемь рублей в месяц. Эти хоть и небольшие деньги помогли нам выжить в голодные годы. А петербуржец Виктор Юхневич передал растроган- ному Николаю Васильевичу обнаруженные в карманах формы стрелка потемнев- шие от пропитанной кровью земли и долгого времени реликвии. Это бронзовый корпус от компаса, несколь- ко искореженных советских монет, пробка от трофейной немецкой фляжки. А также вражеский осколок, кото- рый, судя по всему, стал для отважного солдата роковым. Все этинаходкиОжерельевы единодушно решили пере- дать на вечное хранение в Лев-Толстовский районный краеведческий музей. — Стрелок стал пятнад- цатым героем, имя которого нам удалось установить в ходе недавно проходившей в Ленинградской области тра- диционной «Вахтыпамяти». Мыподняли егоиз одиночно- го окопа, что фактически ис- ключаетвероятностьошибки при установлении личности. Примечательно, что это про- изошло вечером последнего дня раскопок, когда надежда найти кого-либо была почти призрачной. В окрестностях Поречья кипели особенно жаркие бои. Это местечко сыграло ключевую роль в обороне Ленинграда, — со- общил командир поискового отряда. От имени всех левтол- стовцев его сердечнопоблаго- дарилДмитрийМаторин. По его словам, на территории муниципалитета находятся шесть воинских захороне- ний. Все они, как и положе- но, содержатся в образцовом порядке. ЗамогилойВасилия Ожерельева, вернувшегося в родные края почти семь десятилетий спустя после гибели, будут ухаживать не только его родственники, но и многие из тех, кто пришёл сопроводить фронтовика в последний путь. Ведь нет для русских людей ничего дороже священной памяти о тех, кто сложил головы за «Отечество и други своя». Слово обозревателю Победила дружба и провинция Александр Косякин Провинция похожа на девочку, тайком берущую мамину помаду. Встав на высокие каблуки, она пудрится перед зеркалом и выгибает брови. А потом придет со службы мама, отберет помаду да еще и отшлепает полотенцем. И девочка будет хлюпать носом в своем углу, тоскуя по той поре, когда она наконец станет взрослой. Но если приглядеться, то увидишь, что девочка-про- винция мало чем в жизне- устройстве от мегаполисов и отличается. Банкоматы — пожалуйста, иномарки — у любого подъезда. Про мобильники и говорить не- чего—без них даже старики на завалинку не приходят. Сетевые магазины — как на Тверской или Невском. И все же в провинции дома пониже, а дым пожиже — поэтому вместо Таганки — народный театр, вместо «сольников» эстрадных звезд — местная самодея- тельность. Да и Ксюшу Соб- чак или Владимира Вольфо- вича на местном базаре не встретишь—они отоварива- ются на других рынках. Но эту данность провинциалы переживают с пониманием… Всю прошлую неделю в Задонске шел звездопад. Сначала приехал известный в Европе ди-джей Винсонт Вега. Онвсюночь «зажигал» в местном клубе «Гелакси», нагрузив молодежь децибе- лами на три недели вперед. Потом появился француз Жорж Азра, известный в мире фотохудожник. Мсье не только развесил в фойе кинотеатра свои работы, но показал в темном зале и слайды, так что задонцы побывали сразу и в Перу, и в Омане, и, само собой, в Париже. Француз долго общался со зрителями на русском (к нам он наезжает с 1970 года) и думал, что этим и обойдется. Но не тут-то было — к нему подошли две «француженки» (препода- ватели французского языка в местной школе) и сказали что-то такое, отчего глаза го- стя за очками увлажнились — будто он узнал о только что полученном наследстве. А на следующий день в том же зале выступал на- родный артист РоссииАлек- сандр Пятков, вызвав бурю оваций. А уже наутро здесь же случилось большое со- бытие — открылась между- народная выставка семей- ных фотографов «Сердце мое». Из сорока работ две были Яны Родионовой — человека тонкого, светло- го и по-детски наивного. Кстати, кроме фотографии Яна серьезно занимается еще и куклами. Не играет в куклы, а делает их (хотя точнее будет сказать — соз- дает). Куклы необычные — интерьерные, стильные, она их делает на заказ, о чем многие в городе и не до- гадываются. Остается наде- яться, что когда-нибудь Яна порадует земляков новой выставкой. А еще в местном учили- ще искусств состоялся вы- пускной—40 детей (из 400!) получили первые в своей жизни дипломы. Многие из них смогли учиться даже на разных отделениях, теперь онивладеютимузыкальным инструментом, и кистью. Концерт выпускников про- шел не просто с аншлагом, он растрогал — так мастер- ски играли, пели, творили дети. Здесь же была пред- ставлена великолепная вы- ставка работ юных худож- ников, посвященная войне 1812 года. А из Данкова «со щи- том» возвратился люби- мец задонцев — духовой оркестр, заняв на смотре второе место. Когда ребята играют «Гусарский марш», у мужчин выпрямляются спины и сами собой закру- чиваются усы… Все эти события случи- лись за неделю. Ну и куда, скажите, за какими такими впечатлениями ехать про- винциалу? В общем, по части зрелищ у нас все, как в Москве. Как у взрослых. С хлебом тоже перебоев нет. В глубинке он, пожалуй, покачественней будет — своя грядка ближе. Даже кухни элитных ресторанов не могут конкурировать по экологическимпоказателям с обычным борщом тещи (свекрови, жены, любовни- цы — нужное подчеркнуть) в любой деревушке нашего края. Хватает нам и демокра- тии — хоть на розлив, хоть на вынос. Есть даже свои удальцовы и своя Болотная. Только это не площадь, а площадка перед зданием районного ДК. Периоди- чески на нее приходят со своими флагами партийцы и кричат громкое «нет!» проезжающим мимо грузо- викам. Дальнобойщики в ответ газуют и едут дальше. Но если в Москве бунтари протестуют против самих устоев, то задонцы—только против «альтернативно- го проезда» через их горо- док транзитного грузового транспорта. Им не нравит- ся, когда под колесами гру- зовиков гибнут паломники, соседи, дети. А в местном краеведческом музее (феде- ральном памятнике) по сте- намползет трещина—скоро изнутри будет видно все, что происходит на улице. А там происходит то же самое — мимо цугом ползут грузови- ки частных перевозчиков. И прохожим непонятно, поче- му этот самый перевозчик, по всей видимости, совсем не больной и не бедный, на- живается за их счет? Чтобы стряхнуть пару градусов с «ртутного про- тестного столбика», «Ав- тодор» установил на про- блемной улице Коммуны немигающий светофор. Он горит все время зеленым. Но может и красным — для этого пешеходу нужно нажать соответствующую кнопочку. И тогда 80 тонн на колесах остановятся, чтобы пропустить его на противоположный тротуар. Но горит все время зеленый — пешеходы стесняются нажимать кнопку. Провин- циалы, что с них возьмешь… Сегодня вМоскве спешно ищут место для оппозиции. Она гонима с площадей не за свои лозунги, а за, простите, физиологические проявле- ния. Говорить о реформах можно сколь угодно долго, но когда-то ведь потянет (еще раз простите за подроб- ность) и за угол. Местным жителям все это не нравит- ся, говорят оппозиционеры хорошо, но биотуалетов они с собой не носят. Да ишумно от них ночами… Мэрия Мо- сквы ищет выход, думают устроить где-то гайд-парк по типу лондонского. А в мэрии Задонска не ищут ничего. Но при чем здесь За- донск? Ну как же… Анало- гия стопроцентная. В угоду демократии (как в Москве) через маленький городок (между прочим, центр ту- ризма края) разрешили аль- тернативный проезд стадам грузовиков, и эти стада вмиг загадили (как в Москве) главнуюулицу чадом, гарью и мусором. Но если в столи- це оппозиционерам могут поменять Болотную пло- щадь на Тверскую улицу, а Тверскую на Битцевский парк, то Задонск в этом смысле обречен. Демокра- тия взяла его в заложники без боя. В общем, девочка поиграла «в тетю», стерла помаду, умылась и села за уроки. Утерлась то есть… Правда, местные руки не опустили. Они пишут во все концы. И, что интересно, получают не только отпи- ски. «Росгидромет» ввиду тревожной экологической ситуации настаивает на за- прете движения транспорта. Депутаты Госдумы во главе с председателемкомитета по транспорту г-ном Москви- чевым насчитали сразу не- сколько нарушений законо- дательства и подключили к проверке Генпрокуратуру… А так — все в глубинке спокойно, пристойно и бла- гостно. К концу встречи с Жоржем Азра темперамент- ный француз совсем обворо- жил задонских женщин, и мыуж(несколькомужиков в зале) подумали, что этим все икончится, как вдруг на сце- ну вышел наш, русский, — ВикторНиколаевичВойнов. Вообще-то он — рабочий по двору в центре «Элегия» (а там все поют и пляшут — и методисты,икиномеханики, и рабочие), но перед францу- зом и зрителями появился в расшитой рубахе и с попу- лярным в народе баянистом Виктором Ивановичем Шу- тиком. И Николаич выдал: «Выйду на улицу—гляну на село… Девки гуляют и мне весело». Голос у него, как у Собинова, только лучше. Итог: француз оказался на лопатках, а статус-кво в за- донском обществе был вос- становлен. Впрочем, чтобы избе- жать международного скан- дала, скажем: счет был ни- чейный. Победила дружба. И — провинция. Елена Бредис Когда мы вспоминаем начало девяностых, то неизменно всплывают бритоголовые «братки» с массивными золо- тыми цепями на шеях, учителя, врачи и инженеры, срочно переквалифицировавшиеся в «челноков» с клет- чатыми сумками, сводки новостей, пестрящие сообщения- ми об очередных бандитских «разборках» с перестрелка- ми. Одно слово — «лихие девяностые». И мало кому приходит на память: именно в то время, когда все, каза- лось, думали только о выживании, на липецкой земле родился фортепианный конкурс имени Константина Игумнова, которому на следующий год исполняется двадцать лет. Нашлись-таки люди, кому хватило жела- ния, сил, воли напомнить нам: человек жив не хлебом единым. Я беседую об этом с автором проекта, одним из организа- торов конкурса, заместителем директора учебно-методи- ческого центра по образованию областного управления культуры Ольгой Хрусталевой. —Каквызнаете, иво вре- мя войны музыканты про- должали выступать, гастро- лировать, театры выезжали с постановками. По-моему, в самые трудные времена ни в коем случае не надо забывать о духовной состав- ляющейжизни. Впринципе, липецкий конкурс не мог не родиться, ведь нашим земляком был основатель од- ной из самых знаменитых в мире пианистических школ — Константин Николаевич Игумнов. Сегодня его уче- ники, ученики его учеников работают по всему миру. Это крупные музыканты, их имена широко известны. И мы сразу решили: они обяза- тельно должныбыть вжюри. —То есть выизначально установили высокую про- фессиональную планку… — Было бы неприлично, если бы конкурс, носящий имя Игумнова, превратил- ся в «междусобойчик» по принципу: ну собрались, поиграли. Вообще планку всегда надо ставить повыше, тогда будет к чему тянуться. Потому конкурс год от года становился все более пред- ставительным и значимым, ныне на него отовсюду съез- жаются наиболее одаренные юные музыканты. — Итак, раз в два года — с такой периодичностью к нам приезжают пианисты со всей России и из-за ру- бежа — у нас происходит крупное, нерегионального уровня, культурное событие. А что в промежутках? Мож- но ли говорить, что форте- пианный форум изменил в чем-то музыкальную среду Липецка и области? — Я считаю, что только благодаря уровню конкурса нам удалось сохранить вы- сокое качество образования в музыкальных школах и школах искусств. Этим се- годня могут похвастаться далеко не все регионы. В одной из соседних областей учащийсяпришелнамастер- класс кприглашенному про- фессору Московской госу- дарственной консерватории имени Чайковского с вари- ациями… на тему песен Пу- гачевой! Слава Богу, такого катастрофического паде- ния у нас не произошло во многом потому, что есть та самая планка, о которой мы говорили. —Когда-то у нас в стране было лучшее музыкальное образование в мире, вклю- чающее три ступени: музы- кальная школа — училище — консерватория. Что же произошло с ним сегодня? — Двадцать лет нарас- тала тенденция, превращав- шая музыкальные школы фактически в кружки, где нет обязательных для всех учебных программ, предме- тов, единыхучебныхпланов. Не хочет ребенок посещать сольфеджио и музыкальную литературу? Хочет играть эстрадные песенки вместо классики? Пожалуйста, вы только деньги платите. Этот развал музыкального об- разования, хочется верить, помогут остановить новые федеральные государствен- ные требования, которые планируется ввести с 1 сен- тября 2012 года. —А что в них принципи- ально нового? — Я бы сказала, что это возвращение к старой со- ветской системе — фунда- ментальной и качественной. Если в минувшие годы у школ была в основном обще- эстетическая функция, то теперь они будут нацелены также и на предпрофессио- нальное образование. Ины- ми словами, решили дать ребенку музыкальное, ху- дожественное образование — получайте его в полном объеме, без всякой халтуры. Будьте готовы к серьезным занятиям. — Но с советских лет очень многое изменилось. И самое главное— профессия музыканта перестала быть престижной. Вы не боитесь, что при этой системе роди- тели просто не будут при- водить детей в музыкаль- ные школы? Какой смысл тратить силы и время, если ребенок потом все равно будет поступать на юриди- ческий или экономический факультет? — Ну, во-первых, навер- няка возродятся хозрасчет- ные отделения, школы, где не будет такой уж жесткой программы, такого жест- кого контроля, хотя плата, вероятно, будет выше. А во- вторых, иного пути просто нет: долгое время неуклонно снижался уровень подго- товки ребят, поступающих в музыкальные училища, колледжи. Соответственно, падал и уровень абитуриен- тов консерваторий, испол- нителей в оркестрах. Если бы все дальше так и шло, о выдающихся российских музыкантах в мире просто забыли бы. — Да, качество образо- вания — один из главных показателей состояния об- щества в целом. Но когда-то профессию выбирали по зову души, а не по размеру будущей зарплаты. Это к вопросу о предпрофессио- нальной подготовке. К тому же ребенку не нанимали по несколько репетиторов для сдачи ЕГЭ. Современный подросток физически не успеет бегать по репети- торам и выполнять новые требования музыкальной школы. — На самом деле все можно успеть, но для этого должна измениться позиция родителей. Зачем раньше де- тей отдавали в музыкальную школу? Чтобы они росли культурными и образован- ными. А сегодня? Чтобы свободное время заполнить, чтобы на улице меньше были. И отношение сформи- ровалось соответственное. Сейчасмама спокойноможет сказать преподавателю: «А у нас времени не было под- готовиться». Потому что ей лень оторвать ребенка на полчаса от телевизора или компьютера, посидеть рядом с ним, пока он занимается. А раньше — сидели. Это все объяснимо. Нынешние молодые родители — те, чей подростковый возраст пришелся на конец вось- мидесятых — начало де- вяностых. Вы же помните: тогда подростки кинулись зарабатывать деньги—мыть машины, разносить газеты. И ныне, став взрослыми, они по-прежнему убеждены: важнее денег ничего нет. Да и личной культуры мамам- папам зачастую не хватает. Эту ситуацию надо менять… — …и я даже догадыва- юсь как: значительно по- высить зарплату препода- вателям школ искусств, музыкальных училищ, кон- серваторий. Чтобы профес- сия музыканта снова стала уважаемой в обществе. — Это жизненно необхо- димо! Вообще от финансиро- вания зависит очень многое, а точнее — от отношения и местных властей, и го- сударства. Только потому, что мы находим понимание у областной администра- ции, удалось сохранить и конкурс, и стипендии для одаренных детей, и премии, и оплату поездокна зарубеж- ные конкурсы, и курсы по- вышенияквалификации для преподавателей. Поверьте, редко в каких регионах дела обстоят так благополучно. — Вы уже начали подго- товку к конкурсу 2013 года? —Конечно. Это же будет особый, юбилейный год — сто сорок лет со дня рожде- ния Константина Николае- вича Игумнова, четыреста лет его родной Лебедяни. Я не хочу заранее раскрывать сюрпризы, которые мы го- товим, но они будут, не со- мневайтесь. — А Лебедянь собирает- ся как-то отметить юбилей своего выдающегося уро- женца? — В Лебедяни наш кон- курс любят и всегда прекрас- но встречают. В настоящее время идет реставрация дома Игумновых под музы- кальную школу. Вызывает, правда, досаду история с памятником, который со- бирались поставить Кон- стантину Николаевичу. Вес- ной 2011 года в районном краеведческом музее и на сайте выставили макеты трех памятников, забыв почему-то про работу «Игум- нов у рояля» скульптора Вольфсона. Между тем она была представлена и членам жюри восьмого конкурса имени Игумнова, и район- ной администрации в 2010 году. Так вот, предложили лебедянцам самим решать, какой вариант из трех до- стойнее. Но это же непро- фессиональный подход! Если вы затеваете конкурс, то объявите требования, ус- ловия, пригласите квалифи- цированных специалистов, чтобы они сделали правиль- ный выбор. Потом вдруг вы- ясняется: памятника вообще не будет, появится просто бюст. Это дешевле. Вот та- кое несерьезное отношение. Хотя если речь идет о том, чтобы всего лишь поставить «галочку», тогда понятно. — А мнение учеников Константина Николаевича при этом учитывалось? —«Игумновцы», причем не только из Москвы, но и из Швейцарии, Израиля, США, поддерживают проект «Игумнов у рояля». За него выступают и потомки на- шего выдающегося земляка из Воронежа и столицы. Это был бы действительно замечательный памятник, достойный не только Лебе- дяни, но и Москвы. Кстати, Евгений Вольфсон — автор мемориальной доски на доме Игумновых, эмблемы кон- курса. По его же проекту восстановлено захоронение родственников Игумнова в Лебедяни. — И з в е с т н о , ч т о Вольфсон предлагал бес- платно выполнить всюрабо- ту. Администрации района остается только оплатить отливку памятника и обу- стройство территории... — Вольфсона можно по- нять: он работал над этим памятником почти двадцать лет. В поддержку его проек- та в 1999, 2001, 2004 годах в адрес Министерства культу- ры России направляли свои ходатайства ученики Игум- нова—народный артистРФ, профессор МГК имени Чай- ковского Наум Штаркман и заслуженная артистка РФ и Армении, профессор РАМ имениГнесиныхМарияГам- барян. На взгляд липецкой музыкальной общественно- сти, это тоже был бы очень достойный вариант. Причем речь идет именно о памятни- ке, а не о бюсте. В культуре нельзя идти по принципу наименьшего сопротивле- ния, иначе ее можно просто потерять. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | Игумнов и его наследники Возвращение музыки Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлага - ем высказать свою точку зрения и в письме в ре - дакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА Последний путь домой; священные реликвии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz