Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 95/24223/ 18 МАЯ 2012 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ВВЕДЕНИЕ На основании части 1 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» Липецкий областной Совет депутатов представляет пятый доклад «О состоянии за- конодательства Липецкой области». Осуществление комплексного анализа деятельности Липецкого областного Совета депутатов по реализации своих полномочий направлено на установление устойчивой связи между нормотворческой деятельностью и ее конечным резуль- татом. В целях совершенствования правового регулирования Липецкой области в 2011 году в качестве ориентира выступала гуманизация законодательства в соци- альной сфере; упрощение административных процедур и создание благоприятно- го инвестиционного климата в экономической сфере; структурные преобразования институтов и органов управления в административной сфере; усиление механиз- мов контроля в природоохранной сфере. Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2011 год «О состоянии за- конодательства Липецкой области» имеет существенное значение для обеспече- ния единства и последовательности законотворческой работы. Мониторинг зако- нодательства и правоприменительной практики выступает основой для выработ- ки предложений по совершенствованию областного и федерального законодатель- ства, в том числе предложений по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР в законодательство Российской Федерации. Обеспечение открытого доступа к информации о законодательстве обла- сти и направлениях его развития позволяет объективно и беспристрастно оце- нивать своевременность и результативность отражения потребностей общества в региональных нормах и предоставляет возможность каждому жителю Липец- кой области с привлечением депутатов, представителей Общественного совета, Молодежного парламента включаться в осуществление законодательного про- цесса. Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области и законотворческого процесса ГЛАВА 1. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ ДЕПУТАТОВ В 2011 ГОДУ Вопросы планирования законотворческой деятельности нашли нормативное закрепление в Законе Липецкой области от 27 марта 1997 года № 64-ОЗ «О норма- тивных правовых актах Липецкой области». На основании указанных положений постановлением Липецкого областного Со- вета депутатов от 23 декабря 2010 года № 1525-пс была утверждена программа нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2011 год, ко- торая содержит перечень законопроектов с указанием субъектов права законода- тельной инициативы и сроков внесения законопроектов на рассмотрение Липецко- го областного Совета депутатов (далее — областной Совет). Так, в 2011 году было запланировано к принятию 54 закона области, из них при- нято 45 законов области, что составило 83,3% от запланированного объема. Пока- затель исполняемости программы нормотворческих работ увеличился на 3,3% по отношению к показателю 2010 года. Не приняты следующие законы Липецкой области: 1. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О приватизации государ- ственного имущества Липецкой области»; 2. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите»; 3. «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере осуществления охоты на территории Липецкой области»; 4. «О творческих премиях для журналистов региональных средств массовой ин- формации»; 5. «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном референ- думе»; 6. «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправле- ния». На настоящий момент вопрос присуждения премий журналистам региональ- ных средств массовой информации урегулирован в Законе Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 18-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере средств массо- вой информации Липецкой области». Проект закона «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об област- ном референдуме» планируется к принятию в текущем году. Проект закона «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере осу- ществления охоты на территории Липецкой области» был внесен и находится на рассмотрении областного Совета. Перспективы внесения на рассмотрение и принятия других проектов законов сохраняют неопределенность и в программу нормотворческих работ Липецкого об- ластного Совета депутатов на 2012 год не включены. Всего же в 2011 году депутатами законодательного органа области был принят 131 закон области, что на 14% больше по сравнению с 2010 годом, 375 постанов- лений областного Совета. Вне плана работы областного Совета поступило и рас- смотрено 86 законов области, что составляет 65,6% от общего числа принятых за- конов. Из принятых законов Липецкой области: 14 базовых законов, 1 закон о поправ- ках к Уставу Липецкой области Российской Федерации, 114 законов о внесении из- менений в законы Липецкой области, 2 закона об исполнении бюджетов. 3 закона Липецкой области, запланированных к принятию в 2010 году, были приняты в 2011 году. Из принятых постановлений областного Совета 23 постановления носили регу- лятивный характер; из них 13 были внесены на рассмотрение главой администра- ции области, 7 — комитетами областного Совета, 2 — депутатами, одно — Управ- лением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. Качество законодательства остается неизменно высоким, о чем свидетельству- ет отсутствие случаев судебного обжалования нормативных правовых актов обла- сти. Помимо этого, областным Советом были внесены в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Феде- рации 7 проектов федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об оружии»; «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; «О внесении изменений в статью 14 и статью 32 Федерального закона «О граж- данстве Российской Федерации»; «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «Об обществен- ных объединениях»; «О внесении изменений в статьи 15 и 23.1 Федерального закона «О некоммер- ческих организациях». В 2011 году было продолжено размещение на официальном сайте областного Совета в сети Интернет http://www.oblsovet.ru/ внесенных проектов законов Липец- кой области и постановлений областного Совета, а также всех принятых депутата- ми нормативных правовых актов. В целях дальнейшей реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» была продолжена видеотрансляция сессий областного Совета. В 2011 году 9 сессий транслировалось в режиме реаль- ного времени на официальном сайте в сети Интернет. Активность субъектов права законодательной инициативы в областном Совете в прошедшем году выглядела следующим образом: Субъект права законодательной инициативы Количество принятых законов области В% к числу принятых законов области Принято всего законов области, 131 100% в том числе: глава администрации области, администрация области 93 71% комитеты областного Совета депутатов 19 14,5% депутаты областного Совета депутатов 13 9,9% представительные органы местного самоуправления 2 1,5% члены Совета Федерации Федерального Собрания — представители областного Совета и администрации области - - прокурор области 1 0,8% председатель Липецкого областного суда - - председатель Арбитражного суда области - - начальник Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области 3 2,3% группа избирателей - - Активность комитетов областного Совета представлена следующим образом: Комитеты областного Совета депутатов Количество принятых Законов области В% к общему количеству принятых законов области комитет по законодательству и правовым вопросам 6 4,6% ДОКЛАД Липецкого областного Совета депутатов за 2011 год О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Постановление четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 102-пс от 19.04.2012, г. Липецк О докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2011 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Доклад «О состоянии законодательства Липецкой области» за 2011 год явля- ется ежегодным подведением итогов законотворческой деятельности Липецко- го областного Совета депутатов. В докладе отражены основные тенденции развития законодательства Липец- кой области и результаты правотворческой деятельности законодательного ор- гана власти области в 2011 году, а также определены дальнейшие перспективы развития правотворчества в регионе. Структура доклада традиционно включает в себя вопросы развития зако- нодательства области по сферам правового регулирования. Сохраняя преем- ственность с докладами прошлых лет, основной акцент в докладе 2011 года сделан на взаимосвязи качества законодательства и качества жизни граждан. Основными ориентирами правотворческой деятельности в прошедшем году явились, прежде всего, гуманизация областного законодательства в социальной сфере, а также упрощение административных процедур. Отличительной особенностью доклада 2011 года является раздел, посвя- щенный работе в сфере инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР в законо- дательство Российской Федерации. Анализ состояния законодательства области позволяет дать высокую оцен- ку организации правотворческой деятельности, качеству нормативных правовых актов и их влиянию на все сферы общественной жизни. Вместе с тем мониторинг законодательства области показал необходимость его дальнейшего совершенствования в целях устранения имеющихся пробелов правового регулирования. Особую озабоченность вызывают пробелы областно- го законодательства по социально значимым направлениям. В частности, в свя- зи с ростом в 2011 году в регионе подростковой преступности остро встал во- прос принятия нормативного правового акта, устанавливающего порядок закре- пления общественного воспитателя за несовершеннолетним и ведения Реестра общественных воспитателей в соответствии с Законом Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершенно- летних». Учитывая изложенное, решение комитета Липецкого областного Совета де- путатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторин- ге нормативных правовых актов Липецкой области», областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2011 год «О состоянии законодательства Липецкой области». 2. Считать, что в докладе 2011 года дается комплексная характеристика со- стояния законодательства Липецкой области, определяются основные тенден- ции развития законодательства в сферах, имеющих комплексное значение для реализации прав и свобод человека и гражданина. 3. Направить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2011 год «О состоянии законодательства Липецкой области» в Совет Федерации и Государ- ственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Главному федеральному инспектору по Липец- кой области, главе администрации области, в администрацию области, Липец- кий областной суд, Арбитражный суд области, прокуратуру области, в Управле- ние Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, Упол- номоченному по правам человека в Липецкой области, Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области, в органы местного самоуправления муни- ципальных районов и городских округов области. 4. Комитетам Липецкого областного Совета депутатов использовать выводы и рекомендации доклада при осуществлении своей деятельности по правовому мониторингу и реализации полномочий областного Совета депутатов. 5. Опубликовать текст доклада Липецкого областного Совета депутатов за 2011 год «О состоянии законодательства Липецкой области» отдельным издани- ем, а также разместить на официальном сайте Липецкого областного Совета де- путатов. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН комитет по государственному устройству и местному самоуправлению 11 8,4% комитет по экономике - - комитет по социальным вопросам 2 1,5% комитет по вопросам АПК, земельных отноше- ний и экологии - - комитет по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи - - Комитеты, всего: 19 14,5% Приведенные данные свидетельствуют о том, что в 2011 году значительно уве- личилось количество законодательных инициатив, внесенных суммарно на рас- смотрение комитетами и депутатами областного Совета. По сравнению с 2010 го- дом более чем в четыре раза увеличилось число законопроектов, разработанных депутатами областного Совета; по представленным депутатами законодательным предложениям в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Фе- дерации были внесены три проекта федеральных законов. ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ § 1. Участие прокуратуры Липецкой области в законотворческой деятельности В 2011 году прокуратура Липецкой области принимала активное участие в зако- нотворческом процессе областного Совета. В порядке законодательной инициативы были внесены три проекта закона Ли- пецкой области, по результатам рассмотрения которых по состоянию на 31 дека- бря 2011 года принят Закон Липецкой области от 14 июля 2011 года № 514-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонару- шениях». Представители прокуратуры Липецкой области принимали участие в заседани- ях комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, законов области и постановлений областного Совета, комитетов и сесси- ях. В рамках совместной работы к проектам нормативных правовых актов Липецкой области, внесенных на рассмотрение областного Совета, было представлено 164 заключения, 45 из которых — с замечаниями и предложениями. В 2011 году областным Советом было рассмотрено 17 предложений прокура- туры области, направленных в целях внесения изменений в нормативные право- вые акты Липецкой области. В частности, по ее инициативе были приняты Законы Липецкой области: от 27 мая 2011 года № 489-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Липецкой области «О благотворительной деятельности в Липецкой обла- сти», от 14 июля 2011 года № 507-ОЗ «О порядке обеспечения жилыми помеще- ниями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых других категорий граж- дан», от 7 сентября 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земель- ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей». Кроме того, в прошлом году прокурором Липецкой области было внесено пред- ставление на Закон Липецкой области от 14 июля 2011 года № 521-ОЗ «О продле- нии срока полномочий Совета депутатов города Ельца и главы сельского поселе- ния Введенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой обла- сти», в связи с противоречием отдельных положений указанного закона федераль- ному законодательству, которое было удовлетворено. Таким образом, в 2011 году эффективное участие органов прокуратуры в зако- нотворческой деятельности посредством использования права законодательной инициативы, организации и проведения антикоррупционной экспертизы, внесе- ния предложений об изменении регионального законодательства, а также приня- тия мер прокурорского реагирования способствовало его дальнейшему совершен- ствованию. § 2. Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в законотворческой деятельности Немалая заслуга в обеспечении качества принимаемых и действующих норма- тивных правовых актов области принадлежит Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. Уже на стадии предварительного рассмотрения в областном Совете депутатов проектов нормативных правовых актов Управление проводит правовую и антикор- рупционную экспертизы этих актов. За 2011 год Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области рас- смотрено 149 проектов нормативных правовых актов Липецкой области на пред- мет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законо- дательству, по которым подготовлены письменные заключения, из них 54 — с заме- чаниями и предложениями. Экспертные заключения по 39 проектам нормативных правовых актов были удовлетворены. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой обла- сти принимает активное участие в законотворческом процессе Липецкой области. В 2011 году Управлением были разработаны и внесены в областной Совет депу- татов в порядке законодательной инициативы 4 проекта нормативных правовых ак- тов Липецкой области, по результатам рассмотрения которых приняты: 1) постановление Липецкого областного Совета депутатов от 4 августа 2011 года № 1717-пс «О внесении изменений в постановление Липецкого областного Совета депутатов от 06.10.2005 № 973-пс «О присвоении номеров (кодов) муници- пальным образованиям Липецкой области»; 2) Закон Липецкой области от 18 августа 2011 года № 535-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения»; 3) Закон Липецкой области от 18 августа 2011 года № 536-ОЗ «О внесении из- менений в статью 5 Закона Липецкой области «О наделении муниципальных обра- зований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения»; 4) Закон Липецкой области от 7 сентября 2011 года № 555-ОЗ «О регулирова- нии отдельных вопросов в сфере деятельности профессиональных союзов в Ли- пецкой области». Эффективным инструментом осуществления контроля за законностью действу- ющих нормативных правовых актов Липецкой области является ведение Управле- нием Министерства юстиции РФ по Липецкой области федерального регистра нор- мативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По состоянию на 31 декабря 2011 года общее количество содержащихся в фе- деральном регистре нормативных правовых актов Липецкой области составило 5980, из них принятых органом законодательной власти области — 1995, органами исполнительной власти области — 3985. В 2011 году в федеральный регистр включено 1130 нормативных правовых ак- тов, в том числе принятых областным Советом депутатов — 156, органами испол- нительной власти области — 974. В 2011 году Управлением выявлены несоответствия положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в трех законах Липец- кой области. Таким образом, проводимая Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области работа с проектами нормативных правовых актов и принятыми законами и постановлениями способствует повышению качества за- конотворческой деятельности, своевременности и эффективности осуществления правового регулирования общественных отношений. § 3. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов В целях выявления положений, несоответствующих федеральному и областно- му законодательству, а также способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом областного Совета правовое управление областного Совета осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы всех проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение областного Со- вета. Значительная часть замечаний учитывается до рассмотрения проектов на за- седаниях комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам феде- ральных законов, законов области и постановлений областного Совета и комитетов областного Совета. В 2011 году было представлено 101 заключение правового управления по про- ектам нормативных правовых актов, из которых 12 заключений — по проектам ба- зовых законов, 5 заключений — по проектам постановлений областного Совета и 4 заключения — по проектам федеральных законов. 5 проектов законов области, по которым были даны отрицательные заключения, областным Советом не рас- сматривались. По 54 проектам нормативных правовых актов Липецкой области представле- ны замечания редакционного, синтаксического, юридико-технического характера. При доработке проектов нормативных правовых актов указанные замечания были учтены. Правовые замечания были даны к 40 проектам нормативных правовых ак- тов области и полностью учтены при принятии решений по 21 проекту нормативных правовых актов и частично учтены по 13 проектам нормативных правовых актов. В 2011 году по результатам антикоррупционной экспертизы законопроектов и проектов постановлений областного Совета правовым управлением областного Совета в заключениях по 13 проектам нормативных правовых актов Липецкой обла- сти было указано на наличие 14 коррупциогенных факторов. Антикоррупционную экспертизу проектов законов области и нормативных пра- вовых актов областного Совета осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. В 2011 году на наличие коррупцио- генных факторов было рассмотрено 149 проектов, из которых в 7 проектах выявле- ны коррупциогенные факторы. Кроме того, независимая экспертиза на коррупциогенность проводилась на территории области восьмью независимыми экспертами, аккредитованными Ми- нистерством юстиции Российской Федерации, которые представили заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы 8 проек- тов законов области, принятых в 2011 году. Помимо того, на Общественную палату Липецкой области возложено полномо- чие по проведению общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Липецкой области. Порядок ее проведения определяется Обще- ственной палатой самостоятельно. Заключения о результатах общественной анти- коррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения. В условиях открытого доступа к проектам, размещаемым на официальном сай- те областного Совета, отмечается тенденция увеличения субъектов, желающих участвовать в общественной экспертизе. В зависимости от отраслевой направлен- ности законопроектов свои предложения направляют Молодежный парламент Ли- пецкой области, профсоюзные организации, общества инвалидов, промышленные союзы, объединения аграриев. К примеру, в 2011 году Общественной палатой Ли- пецкой области была осуществлена общественная экспертиза проектов областно- го бюджета и отчета об исполнении областного бюджета. В течение последних двух лет в проведении общественной экспертизы законо- проектов области участвует Общественный совет при Липецком областном Сове- те депутатов. При участии Общественного совета проводилась, в частности, обще- ственная экспертиза законопроекта «О взаимодействии органов государственной власти с некоммерческими организациями». Таким образом, практику осуществления общественной экспертизы проектов законов можно считать сложившейся. Антикоррупционная экспертиза в связи с правовой и общественной эксперти- зами восполняет дефицит возможностей выявления несовершенства законода- тельных положений, содержащихся в проектах представляемых на рассмотрение нормативных правовых актов, которые могут продуцировать коррупциогенные фак- торы. Часть II. Направления развития законодательства Липецкой области по сферам правового регулирования ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТАХ, ИНСТИТУТАХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА § 1. Законодательство об административно-территориальном устройстве Объединение в 2010 году некоторых сельских поселений в Данковском и Крас- нинском муниципальных районах, которое завершилось созданием новых му- ниципальных образований, повлекло за собой изменения в административно- территориальном устройстве области. Данные изменения нашли закрепление в Законе Липецкой области от 18 ав- густа 2011 года № 535-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения», в котором были уточнены перечни населенных пунктов, входящих в состав территорий вновь образованных муниципальных образований: Баловнев- ского, Березовского, Бигильдинского, Воскресенского и Спешнево-Ивановского сельсоветов Данковского муниципального района, Ищеинского и Сотниковского сельсоветов Краснинского муниципального района. Таким образом, на сегодняшний день законодательство области в данной сфе- ре правового регулирования отражает реально сложившуюся территориальную ор- ганизацию области и соответствует действующему законодательству. § 2. Законодательство об органах государственной власти В 2011 году Законом Липецкой области от 14 июля 2011 года № 499-ОЗ в Устав Липецкой области Российской Федерации внесен ряд поправок, направлен- ных на приведение основного Закона области в соответствие с нормами федераль- ных законов от 4 октября 2010 года № 261-ФЗ, от 15 ноября 2010 года № 296-ФЗ, от 15 ноября 2010 года № 297-ФЗ, от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ, от 23 декабря 2010 года № 369-ФЗ, внесшими изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи- тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий- ской Федерации», а также в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образова- ний» и принятием Закона Липецкой области от 14 июля 2011 года № 517-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Липецкой области». Продолжение на 10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz