Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
С О Б Е С Е Д Н И К « л г » I А р х и м а н б р и ш Т и х о н : «Не отвергайте помощь Божью» Сергей М алю ко в Архимандрит Тихон (Шевку- нов) — священнослужитель Русской Православной Церк ви, наместник московского Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, главный редактор сайта ргауо51а\ае.п1 предста вил в Липецке свою новую книгу «Несвятые святые и другие рассказы*. Небольшой зал магазина «Техническая книга* не смог вместить всех желающих по общаться со священником и писателем. Два часа разговора о духовном и мирском, внуши тельная горка записок на столе и откровенные ответы на самые сложные вопросы. «Липецкая газета* предлагает читателям познакомиться с наиболее ин тересными высказываниями архимандрита Тихона. О книге Большинство рассказов из нее я так или иначе использо вал в проповедях в Донском и Сретенском монастырях, в бе седах с семинаристами. Друзья просили записать эти истории. Работал над книгой почти два года. Врюмени, к сожалению, не хватало. Писал и в машинах, и в самолетах. Приходится очень много заниматься церковными административно-хозяйствен ными делами, участвовать в раз личных совещаниях. Ксчастью, можно на них порой покивать с умным видом заседающим, открыть ноутбук и спокойно писать рассказ про... кота. Почему люди — молодые, здоровые, красивые, успешные — приходят в монастырь, что ищут и находят они вего стенах? Вот об этом я хотел рассказать в своей книге невыдуманных историй. Зачем ты идешь в монастырь, часто спрашиваем мы у послушников. Обычно отвечают: служить Господу, соблюдать заповеди, совершен ствоваться духовно. Но ведь все это можно делать и в миру! В монастырь идут с одной целью —стать монгкхом. Когда человек поймет вкус этой жизни, а мо настырский образ жизни станет родным и близким, тогда его берут в монахи. Несколько лет мы присматриваемся к челове ку, а он к нам. Отговариваем, проверяем: «Смотри, какие красивые девчонки пошли!*. Монашеское служение прекрас но и удивительно, это радостное исполнение воли Божьей, но и трудностей тоже немало. О любимой литературе Моя любимая книга сегодня — это Псалтырь. Читаю сейчас в основном православную лите ратуру. Из светских писателей, конечно ж е , люблю русских классиков —Пушкина, Гоголя, Достоевского. Гораздо сложнее я отношусь к творчеству Льва Толстого. Это бесспорно гени альнейший автор. Кто из нас не зачитывался «Войной и ми ром*? Но, с другой стороны, он восстал на Христа и его церковь. Сделал это изящно, сильно, та лантливо. Не случайно Ленин в известной статье писал, как мно го сделал Толстой для русской революции, смутив людские умы, оторвав их от церкви. Он создал свою антихристианскую религию, поставив в центре себя и призвав за собой после дователей. В этом гргшдиозное и страшное значение Толстого для русской истории. Православные потомки писателя прекрасно понимают это и с огромной скор бью несут память о нем. А из зарубежной классики люблю трагедии Шекспира и вообще английскую литературу. 0 6 уроках православной культуры в школе Очень сложно говорить на эту тему. Мы рады, что право славное образование наконец-то пришло в школу. Но есть боль шие опасения что уроки, пре подаваемые кое-кг1К и кое-кем, могут дать обратный эффект. Все помнят, как в романе Марка Твена Том Сойер, Гекльберри Финн и их друзья-сорванцы относились к урокам Закона Божьего. Если преподаватель лишен таланта и подходит к делу формально, ребенок будет продолжать скорбеть. Учителю нужно самому жить по запове дям Христовым, быть кротким и мудрым, своим примером вдох новляя ребят к изучению основ православия. Любое занудство, ханжество, морализаторство сразу отвратит детей от предмета и, что самое страшное, от веры. Нелегкое это послушание — до стучаться до юных сердец. О ТОМ, как обрести своего духовника Духовника надо и вымгили- вать, и высматривать. Не надо сразу подходить с тгшой прось бой к понравившемуся священ нику. Подождите немного, при смотритесь к нему, побеседуйте, исповедуйтесь. Если не уверены — идите ко второму, третьему, четвертому. Вы рано или поздно обязательно почувствуете, что вот оно, свершилось, вы роди лись для Бога и церкви. Вместе с духовником искать и находить волю Божью — вот истинное счастье христианина. О СМИ и обществе в начале девяностых весь на род требовал свободы СМИ и по лучил ее. «Даст тебе Господь по сердцу твоему*. Ек:лимыжелаем чего-то плохого. Господь сначала отвращает нас от этого, а потом, словно говорит, да, бери, и мы получаем по заслугам. В 1917 году в обществе ки пели страсти похлеще, чем сей час. Княгиня Чавчавадзе вспо минала, как в Царском Селе, где жила высшая российская аристократия, она заступилась за Романовых и сразу же стала изгоем в своем кругу. Мало кто сейчас знает, что все духовен ство, крюме двух архиереев, под- держгшо на Соборе свержение Николая II. Именно русское духовенство стало рассадником революционных идей. Совсем не случайно Гапон повел за собой рабочих... 1*угать власть легко, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Телевизор я практически не смотрю, иногда только отдель ные передачи по каналам «Рос сия-1*, «Культура*. А вот «Эхо Москвы», признаюсь, порой слу шаю. Врага надо знать в лицо. Журналисты этой радиостанции сеют идеи, озвучивают мысли и установки, вредные для России и нашего общества, но делают это сверхпрофессионально. На мой взгляд это самое професси ональное радио в России, вот и слушают его все, как раньше на кухнях Би-Би-Си. Правда, в последнее время они, на мой взгляд, стали сдавать, все стало слишком предсказуемо и потому неинтересно. Влияние СМИ на общество велико и, к великому сожале нию, как правило, пагубно. Телевидение, Интернет сегодня приучают нас к мысли, что грязь, порок —это естественное состояние человека. Если ничего не изменить, через несколько десятков лет полностью раз рушится семья в привычном понимании. И это будет не виданная трагедия. В наши дни большинство подростков начинает жить взрослой жиз нью уже лет с тринадцати. К школьному выпускному у них уже огромный опыт, тянущий на дно, убивающий душу. К нам постоянно приходят молодые, красивые девушки: помогите, я очень люблю своего мужа, но по стоянно изменяю ему и не могу ничего с собой поделать. В такой же ситуации оказываются и пар ни. Нашу молодежь приучили к полигамии, люди стали просто неспособны к браку. Вот к чему привел гнилостный псевдо либерализм. Сознательно разру шаются устои, складывавшиеся веками. Сегодня семья — на острие главного удара. Конечная цель всего этого — борьба с Христом, со всем, что было ему дорого на Земле. мой друг Никита Михалков. Дербенев работал с Гайдаем, пи сал легкомысленные песни про зайцев и медведей, но постепен но шел к вере. Когда я случайно услышал песню в исполнении Пугачевой на его стихи «Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной », то был просто потрясен ее глубоким духовным смыслом. «А мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего испргшить нельзя», — написал Дербенев. «Один лишь способ есть нам справиться с судьбой, один есть только путь в мелькании дней. Пусть тучи разогнать нам труд но над землей, но можем мы любить друг друга сильней» —в этих словах все христианство. С моей подачи песня стала гимном Сретенской семинарии. Умер поэт от рака, перед смертью много причащался, каялся. Я все время молюсь за него. О мигрантах О медицине О музыке в рок-музыке я совершенно ничего не понимаю, а то, что понимаю, вызывает у меня от торжение. Мой духовник, отец Иоанн Крестьянкин, не совер шал рукоположение тех, кто профессионально занимался роком. У меня был хороший знакомый Сергей, замечатель ный питерский резчик. Онделал изумительной красоты кресты, аналои, иконостасы. Все батюш ки Питера ходили с крюстами его работы. И при этом он был за ядлым любителем рок-музыки. Всегда работал в наушниках, в которых звучал рок. На все уве щевания отвечал: я про себя все врюмя молитву творю. В Вырице он сделал свою лучшую работу —раку для мощей преподобного Серафима Вырицкого. Как толь ко рака была закончена, он схва тил стамеску и десять раз вонзил в себя. Вот такая история... Я слушаю классику и наши старые песни. Был такой заме чательный поэт-песенник —Ле онид Дербенев, его хорошо знал Врачи созданы Богом для нашего блага, православный, уповая на Иисусову молитву, не должен отвергать их по мощь. У одного архимандрита диагностировали рак мозга, врачи настаивали на операции. Такую же сделали митрополиту Лавру, и после нее он прожил еще пятнадцать лет, объединил православные церкви. Но архи мандрит отказывался, нашел православную целительницу, которая лечила его водой с со лью. Когда стало совсем плохо, опухоль разрослась, он стал терять ориентацию в простран стве, согласился на операцию, но было уже поздно. Нельзя от вергать помощь Божию влюбых ее проявлениях. О наркомании я не понимаю, что это такое, болезнь или бесовство, но твердо знаю: более сильной и страш ной зависимости невозможно себе представить. У меня есть один знакомый — успешный состоятельный человек, при мерный семьянин, отец четве рых маленьких детей, искренне верующий, патриот России. Десять лет назад он активно употреблял наркотики, в том числе — героин. Он признался мне, что даже спустя годы раз буди его ночью и спроси, чего ты хочешь больше всего, то честно ответит: уколоться. Самые при ятные воспоминания в жизни, если быть откровенным с со бой, — это не глаза маленьких детей, а наркотический кайф. Природу этой страшной силы мы даже постичь до конца не в состоянии. Выход один: любы ми запретами, да хоть поркой, если понадобится, отвращать молодых от наркотиков. Миграционная политика государства — вопрос очень тяжелый и непростой. Все мы знаем, что случилось в Косово. В конце сороковых годов Тито заселил в край 250 тысяч ал банцев. В 90-е все закончилось кровопролитной войной. Сейчас Косово — практически полно стью мусульманский анклав. Наши ребята-семинаристы с охраной ездили недавно туда поддержать прЕшославных бра тьев. Косовские семинаристы даже выйти на улицу не могут, тут же украдут, расчленят на органы и продадут. Вот что происходит в цивилизованной Европе в XXI веке. Я вдобавок ко всему еще и «председатель колхоза», руко вожу хозяйством в Михайлов ском районе Рязанской области, мы даже госпремию получили как эффективные собственники земли. Так вот несколько лет я не брал на работу гастарбай теров, упаси Боже, не из наци оналистических соображений, а потому, что хотел помочь местным крестьянам. Сегодня на селе нет людей, молодежь стопроцентно уезжает в город, те, кто остается, стремительно стареют и спиваются. Говоришь: мужики, надо отремонтировать коровник, только деньги — по факту выполненных работ. Му жики берутся за дело, кое-как работают пару недель, потом приходят с женами и требуют аванс, клянутся, что пить не будут. Не выдерживаешь, даешь часть денег за работу —и только этих работников видели. Пьют, пока не кончатся последние деньги в доме. Алкоголизм в со временной России достиг угро жающих размеров. Ежегодно от него умирают по 700 тысяч человек, необходимо, пока не поздно, всем миром противо стоять этой угрозе. А земля не может ждать, ее должен кто-то обрабатывать — сейчас в нашем хозяйстве трудятся таджики, туркмены, китайцы... Строим парники и стоим перед альтер нативой —для их обслуживания нужно 12—15 наших или один китаец. Комментарии излишни. Конечно, приоритет в при обретении земли должны иметь коренные жители. Но у нас в Рязани часто бывает, что по купает землю Иванов, а за его спиной стоят люди с Кавказа. Это серьезная проблема. о национальной идее Поиски национальной рус ской идеи и споры о ней не ути хают в обществе уже несколько веков. Вряд ли у меня сразу за несколько минут получится ее сформулировать. Мне близко высказывание философа Ильи на: все, что отвечает националь ным интересам исторической России, — благо для России. ^ о и X ' г. ^ ; с ? с I ; о Р I - г ’ ■- 31 О а. ь ъ . -с а К 'X т о2> о г : ^ , ’-З О и- п &*' и Ь - С 'Г ^ у Ф яX) о г а ^ ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ с 21 ПО 27 МАЯ 2012 ГОДА У ТЕЛЕЭКРАНА! О ШОМ, ЧГПО ПОКаЖ уГП ПО «ЯЩЫКу»у и о теХу кого мы там часто видим (Г 91 X т Бонджошо, синьори! На канале «Культура» в поне дельник, 14 мая, стартовало интел лектуальное реалити-шоу «Поли глот. Изучаем итальянский». Уроки языка Данте и Микеланджело идут четыре раза в неделю — с понедель ника по четверг — с 20.45. Преподаватель — Дмитрий Пе тров — полиглот (в его активе более 30 языков), психолингвист, син хронный переводчик, автор методи ки интенсивного обучения иностран ным языкам. В группе 8 учеников. В основном это медийные лица (актёры, режиссе ры, телеведущие). Вот он, этот октет: писательМихаилКлизаров, рюжиссер Валерия Гай Германика, актрисы Анна Старшенбаум, Анна Чурина, актеры Александр Тютин, Артем Михалков, Епстриса и певица Настя Задорожная, студентка Екатерина Соловьева. Все ученики или не знают изуча емого языка, или, в лучшем случае, у них остались смутные воспомина ния от попыток когда-то его освоить. Уже на первом уроке они начали об щение на языке. С ошибками, с дол гими паузами, с напряжением, но прогресс заметен сразу. На каждом уроке закрепляется- пройденное и вводится новый грам матический и лексический материал. Кфинишу ученики должны овладеть основными грамматическими схема ми и весьма свободно использовать их в своей речи. Метод состоит в том, чтобы не «приступать* к языку, а проникать в него, почувствовать с^ я комфортно в новой языковой среде. Напомним, что не те 1 К давно на канЕЕле «Культура» прошел проект «Полиглот. Изучаем ешглийский ». Телезрители тогданепростосмотрели, КЕПСучат язык известные и знамени тые, а выполняли задания сами, жда ли новые серии. Теперь по аналогичной схеме тем, кто решил провести вечер у «голубо го экрана», предлагается получать навыки общения на итальянском. В «Доме-2» бросают курить РеЕьяити-шоу «Дом-2» —совмест но с Минздравсоцразвития России — уже не первый год ведет борьбу с курением. На этот раз участница по пулярного шоу канЕкла ТИТ Либерж Кпадону прошла обследование в московской городской больнице №57. На избавлении от пЕпубной при вычки настЕшвал И в е ш Барзиков — молодой человек Либерж. Когда всевозможные доводы в пользу здо рового образа жизни были исчерпа ны, Иван решил прибегнуть к самому кардинальному методу—предложил Либержобследоваться вбольнице. «Я начала курить в 17 лет, — рассказы вает Либерж. — И, честно говоря, я уже давно хотела бросить это дело, но мне как будто чего-то не хватало». Под руководством доктора меди цинских наук, заместителя директо ра НИИ пульмонологии ФМБА Рос сии, доктора медицинских наук Га лины Сахаровой Либерж и Ваяя прошли два обследования. В ходе первого удалось выяснить, что кон центрация угарного газа ворганизме девушки равняется тринадцати еди- НИЦЕ1М, тогда как у некурящего чело века этот показатель не более трех. «И это при том, что я выкурила с утра всего одну сигарету! — ужасается Либерж. — А если бы я покурила сегодня, как обычно, то концентра ция была бы еще выше!» Во время следующего обследова ния Либерж узнЕша биологический возраст своих легких. ОказЕшось, что они старше девушки на целых три года. «Мне сейчас 25 лет, а легким уже 28, почти тридцатка, —удивля ется Либерж. — Это ужасно!» «Курение влияет на женский ор- ГЕШИзм гораздо сильнее, да и сопро тивление болезням у курящего чело века намного ниже, — рассказывает Галина Сахарова. — И давайте не будем забывать про пассивное куре ние, которому подвергаются окружа ющие. Плюс КЕ 1 ЖДЕ 1 Ямолодая девуш ка вбудущем мечтает стать матерью, и в этом случае нужно незамедли тельно бросать эту вредную привыч ку. А лучше никогда не начинать*. Леди Гага появится в «Симпсонах» Знаменитая американская поп- дива Леди Гага станет одним из персонажей мультсериЕкла «Симпсо ны*. Экстравагантная артистка сооб щила об этом в своём микроблоге Т\уШ;ег и выложила короткий ре кламный ролик. Согласносюжету ГЕиаизо всех сил Звезда американского шоу-бизнеса Леди Гага решила попробовать себя в мультипликации. прюбует приободрить старшую дочь семейства Симпсонов, которую почему-то возненЕквидели сверстни ки. ОдевЕкясь в свои эпатЕкжные на ряды, певица всеми путями старается поднять морЕкльный дух Лисы. Всё это зрители увидят 20 мая. СамаЛеди Гага о своей роли сказЕкла, что в этом фильме «она — еще та штучка*. За всё время персонажами куль тового мультипликационного сери ала побывали многие знаменитости: звезда Голливуда Элизабет Тейлор, бывший премьер-министр Англии Тони Блэр, король поп-музыки Майкл Дж е к с о н , о сноват ель 1Л?1к1Ьеак8Джулиан А ссешдж . Сериал «Симпсоны» показывают уже 24 года, а первая серия увидела свет в апреле 1987 года. Всего было снято целых 23 сезона. Последний начался 25 сентября 2011 года. В 1997 году «Симпсоны* по продолжи тельности показа обогнали «Флинт- стоунов», стали первыми по этому показателю на американском ТУ. Их знают зрители более 100 стрЕШ мира. Создатели «Симпсонов* завоева ли множество нагрЕкд, в том числе 27 статуэток «Эмми* — главной амери канской премии в телевидении. А 14 января 2000 года персонажи «Симп сонов* были удостоены собственной звезды на Аллее славы Голливуда. По м а териал ам и н те рн е т -по р тал о в 1укиКига.ги, 1е1еуе511.ги, ихпаууве.ги по д го то в и л И го р ь К а п ус ти н . ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ Сказка про Кащеево царство И саа к Розенфельд Ландшафты нашего ТВ так скудны, однообразны, искусственны при всей их внекпней пестроте, что когда на овчине вдруг ЗЕкзеленел маленький, но живой кустик в виде «Реальной скЕкзки» —детского фильма, который авторы, однако, предпочитЕкют называть картиной для семейного просмотра, то это уже событие. Лента быстро перекочевЕкла из проката в телеэфир. Это заставляет ЗЕШОдозрить: судьба ее в российских ки нотеатрах не сложилась. Где уж скромному фильму, снятому на Христа ради добытые пять миллионов дол ларов, соперничать с американскими блокбастерами! Кстати, инициатор и душа проекта популярный актер, выступивший на сей раз и в роли генерального продюсе ра, Сергей Безруков такой поворот, похоже, предвидел. Он давно заявил, что всерьез подумывает, не организо вать ли показ его любимого, выношенного и выстрадан ного детища прямо в школах: «Буду делать Еккции, со бирать учителей, если не будет широкого проката*. Газеты писЕкли, да и сам прюдюсер рассказывал: из-за нехватки денег съемки надолго прерывались. Безруков даже готов был заложить свое имущество ради продол жения проекта. Примечательно и грустно: государство в картину ничего не вложило. Т еек или иначе, но демонстрация «Реальной сказки* по Первому КЕШЕклудля большинства российской публи ки стала единственным шансом посмотреть ленту. Она, конечно, «неформат*. И не только потому, что ей недо стает размЕкха, спецэффектов и прочих атрибутов боеви ка. Сказка Безрукова и режиссера Андрея Мармонтова как-то диссонирует с телесериалами и кинофильмами, которые талантливо или бездарно констатируют: жизнь обламывает всех. Она такова, КЕккова она есть. Идеалы и рыцари без страха и упрека не для нее. Самый честный мент или предприниматель должен идти на компромис сы и поменьше прислушиваться к тоненькому голосу совести. Слишком совестливые ни преступника к стен ке не припрут, ни бизнес не сохранят, ни любовь не удержат. Хорошо еще если сами уцелеют. Героическая романтика, абсолютное бескорыстие, жертвенная вер ность долгу, честь, благородство — анахронизмы. В нынешние деловые времена все это нежизнеспособно. Сергей Безруков с друзьями мужественно поплыли против течения. Они как раз утверждают противопо ложное. Они хотят пригласить к размышлению и диа логу о разумном, добром, вечном взрослых, а главное —детей. За что им, разумеется, в'ырЕкжаясь на молодеж ном сленге, респект и увЕкжуха, а если по-старомодному — низкий поклон. Когда у авторов столь прекрасная цель, рука не поднимается писать, что у них не все по лучилось. Тянет прюпетьдифирамбы за само намерение. Сюжет «Реальной сказки* Безруков, по его словам, сочинил за один вечер. Ему показЕклось, что история будет очень оригинальной, подобного вкино еще не было. Пред ставьте: персонажи народных скЕкзокпопадЕпот в нынеш ний мир. Кащей, натурально, становится денежным мешком и чувствует себя кеек рыба в воде. Неписаные за коны нашей жизни ему понятны и милы. Теперь здесь его Кащеево царютво, где можно НЕкживат 1 >ся на других, рас правляться с неугодными, да к тому же еще и слыть фи- ЛЕШтрюпом, меценатом, социально ответственным пред принимателем. Другим сказочным герюям, что не способ ны поступиться принципами ради шкурного интер>еса, приходится хуже. Три богатыря вынуждены служить у Кащея телохрЕшителями. Иван-дурЕкк в тельняшке ВДВ без всякой пользы палит вКащея из пистолета, словно не ведая, чтототбессмертный. ЕгоженаВасилиса Премудфая тихо работаетшкольной учительницей и уговаривает бес- шабЕЕшного супруга ни во что не лезть. Добрая Баба Яга скор)бно наблюдает, что творится с ее сотоварищами, и рюбко, исподволь шлтается помочь мальчику Саше ^ г а - тырюву спасти похищенную КЕПцеемсестрюнку. ОригинЕЕЛЬность этих ходов на поверку оказывается не так уж оригинальна. Когда-то были у нас и мультик, где пионер встретился со злой Бабой Ягой и бодрю ее по бедил, и симпатичный игрювойфильм «Снежная сказка*. Его, кстати, критика тогда буквально растердзала. Ну как же, в нем ведь Старый новый год, взяв в подручные трех Снежных баб, превратившихся в фурий (одну из них, к слову, азартно сыгрЕкла сама Клара Лучко), пытался остановить в Москве все часы, чтобы не уступать места Новому году. Этой компании опять - тееки помешал хра брый мальчуган в красном галстуке. Но рецензенты все равно сердились: сценаристы и режиссер оклеветЕкли Старый год, который не мог так скверно себя вести, по тому КЕЕК это же очередной год нашей пятилетки! Верюятно, особая ценность и смелость его картины Безрукову виделись в стержневой мысли: сказки и ска зочные герюи—это отрежение нас самих. Когда мымель чаем, трусим, приспосабливаемся, лишееются своей силы, гордости, бесстрашия и создания нашего вообрЕкжения. «Реальная сказка* должна была быть доброй, на зидательной и вместе с тем увлекательной. Первые две задачи создатели ее выполнили и перевыполнили. С третьей справились похуже. «Реальная* половина кар тины несколько вялая, затянутая. Д инеемизм и напря жение возникают лишь к концу, когда действие пере мещается в трЕкдиционнофантастическое прюстранство, где разворачивается главное сражение с Кащеем. Но много об этом рассуждать, вдЕкваться в подроб ности у меня нет желания. Сергей Безруков сделал что мог. И появился полноценный детский, семейный фильм. А такого мы, пожалуй, лет за десять-пятнадцать уже и не припомним. После смерти Ролана Быкова, бившегося за возрождение отечественного детского кинематографа, мало кто прюбовал прюдолжить его дело. Но вот упавшее знамя поднял Безруков. Опасаюсь, правда, что он еще долго будет прюбывать водиночестве. Кащеям с тугими кошелькЕкмидобрые сказки ни к чему. Спонсирювать их они вряд ли ЗЕкхотят.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz