Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
/ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 94 / 24222/17 мая 2012 нАУКАиЖИЗНЬ! Сгпарейшая кйфедра ЛГТУ отмечает 50-летие с роботами на «ты» ^е на П ан круш ина 0ри слове «робот» в доображении многих появляются картинки дпеханизмов, оснащенных искусственным интеллек- Как правило, их умения исчисляются определенным набором функций. В производстве, особенно крупном, им нет равных. Правы те, кто говорит, что за машинами будущее. Но оно и за теми, ктобудет знать, как этими механизмами управлять. Хаких специалистов готовят на одном из старейших факультетов Липецкого государствен ного технического; универ ситета — механико-маши ностроительном. В этом годукафедре технологии машиностроения исполня етсяполвека. Внимательныйчитатель, наверное, заметил несоот ветствие в цифрах:политех ведь был образован в 1956 году, а следовательно, и от мечает он не круглую дату, а56лет. Все верно. Кафедра получила официальный статус лишь в год первого выпуска—виюне 1962-го — как раз к государственным экзаменам. К этому времени полныйкурс обучения здесь прошлинесколько десятков студентов-заочников. Все они прямиком отправились в цеха Липецкого трактор ного завода и ряда других предприятий. Спрос на квалифици рованных мастеров и на чальников цехов в те годы был огромен. А качество знаний липецких студен тов ценилось выше, чем у выпускников вузов со седних регионов. Против определенных Министер ством образования страны полсотни бюджетных мест расширенный набор про изводственников доходил до 120 абитуриентов при неизменно высоком всту пительном конкурсе. Сей час ежегодно формируются группы общей сложности 45 • человек. Такова бюджетная квота Минобразования. — Учиться у нас слож но, — .говорит доктор тех нических наук, профессор, заведующий кафедрой «Тех нология машиностроения* ЛГТУ Александр Козлов. — Предметов много, тре бования высокие. Оценки мы ставим заслуженные, необоснованно не завышаем их никому. Из двенадцати препо давателей кафедры девять — выпускники ММФ. Сам Александр Михайлович прошел путь от студента до заведующего кафедрой, по бывав в свое время в долж ностях и лаборанта, и млад шего научного сотрудника, и ассистента, и преподавате ля. Вот и учат здешние пе дагоги так, как и их учили, — со всей строгостью. Но желающих освоить выбран ную профессию меньше не становится. Они знают, что за стенами альма-матер их ждут широкие горизонты приложения своих знаний и гарантированное трудо устройство. — Мы развиваем пар тнерское взаимодействие с предприятиями как на шего региона, так и за его пределами, —рассказывает Александр Михайлович. — В настоящее время име ем договоренности с пя тью организациями, в том числе Лебедянским маши ностроительным заводом, «Елецгидроагрегатом », воронежской инженерно консалтинговой фирмой «Солвер»: Каждая из них ежегодно принимает к себе на работу от двух до десяти наших выпускников. В планах кафедры цели ком перейти на подготовку специалистов «под заказ». Чтобы вы пускники были конкурентоспособ ными после получения на руки диплома, преподава телям приходится постоян но обновлять программу и совершенствовать методы обучения — идти в ногу со временем. На счету педсостава бо лее десятка учебников, рас тиражированных по всей стране. Все свои знания сотрудники кафедры от рабатывают на практике. «Приходится сперва самим учиться, а уж потом препо давать»,.— говорит Алек сандр Михайлович. Чтобы лекции и прак тические занятия были нескучными, профессора придумывают способы, как заинтересовать молодежь. К примеру, предлагают «дать ума» роботам. Есть еще одна категория — промышлен ные манипуляторы. Они менее презентабельные, но зато более нужные с произ водственной точки зрения. На парах студентам предла гается все эти электронные машины самостоятельно запрограммировать. Студенты уже научили роботов отыскивать пред меты из кучи похожих , избегать препятствия, тан цевать, даже делать «ла сточку» и писать «ММФ». Кому-то покажется это не серьезным, но, разобрав шись в мелочах, можно сделать и что-то гранди озное. Недаром студенты механико-машинострои- тельного факультета не раз были отмечены на специ ализированных выставках в Москве. А список вы пускников ММФ говорит сам за себя. В разные годы здесь обучались председа тель областной Федерации профсоюзов АнатолийЖид ких, президент Липецкой торгово-промышленной палаты Анатолий Гольцов, руководитель регионально го управления по ценам и контролю в сфере размеще ния государственных зака зов Эдуард Зубков и многие другие известные в регионе и за его пределами люди. иаоки I В конце мая в области пройдет фестиваль оркестров народных инструментов Балалайка на страже государства Софья Вобликова «Светит месяц», частушка про миленка да разудалая плясовая — приблизительно так представляет себе неподготовленный слушатель репертуар оркестра русских народных инструментов. Отчасти это правда: народные песни, романсы, плясовые, конечно, входят в программу музыкальных коллективов, где на первых ролях — не рояль и скрипка, а баян и балалайка. Но... «Часто те, кто впервые оказался на нашем концерте, по-хорошему бывают удивлены услышанным. Музыка, которую мы исполняем, открывает им глаза на куда более широкие возможности оркестра, чем они ожидали», — говорит художественный руководитель и главный дирижер Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, заслуженный артист России Олег Федянин. Чайковский, Мусорг ский, Гурилев, Россини, Сибелиус, Дворжак, Сараса- те,Шнитке —вот неполный список композиторов, чьи произведения исполняет липецкий коллектив. И, конечно, современные ав торы, современная музыка, с разговора о которой и на чаласьнаша беседа с Олегом ФЕДЯНИНЫМ. — Олег Иванович, не так давно вы с артистами побывали в Москве, на X всероссийском фестивале современной музыки для русского народного орке стра. Расскажите об этом. —Это ежегодный фести валь. Цель его—пропаганда современной музыки, напи санной специально для на родногооркестра, имеющего неисчерпаемые колористи ческие возможности. Фести валь привлекает ведущих композиторов России. Один из них —Михаил Броннер, лауреат премии Союза ком позиторов России имени Шостаковича, секретарь Союза. Его концерт для хора и оркестра «И дуновенье бурь бытия» мы исполнили в столице вместе с хором Воронежской государствен ной академии искусств. Это была практически мировая премьера, ведь данное про изведение не исполнялось нигде, кроме Липецка: мы за несколько дней до фести валя показали программу на липецкой сцене. Так же впервые сыграли сюиту Владимира Беляева «Песни Кольцова*. Автору, кстати, очень понравилась наша ра бота. Еще на суд слушателей мы представили «Рондо- сюиту* Бориса Выросткова и увертюру к итальянской комедии молодого компо зитора Павла Рукавицына. Готовясь к фестивалю, мы столкнулись с опреде ленными трудностями: и со вместные репетиции с хором организовать былонепросто, и расходы на поездку оказа лись значительными. Но у нас было огромное желание исполнить эту великолеп ную музыку. И наше высту пление произвело впечатле ние: профессора академии музыки имени Гнесиных, Московской консерватории подходили к нам, хвгшили. Это приятно. Кроме того, я убежден: каждый ува жающий себя коллектив должен хотя бы раз в сезон выступить на столичной сцене. Это подтверждение статуса и самого оркестра, и вцелом Липецкой области как одного из культурных центров России. —Вы отметили, что спе циалисты высоко оценили ваше выступление. А как откликнулся обычный зри тель? Есть ли разница в вос приятии столичной публики и липецкой? —Современнуюмузыку, как правило, хорошо вос принимают слушатели под готовленные. И фестиваль собирает в основном именно таких. Липецкий же кон церт, в программе которого были только современные произведения, слушали раз ные люди. Зал был почти полон, но чувствовалось, что зрители несколько удив лены, их ожидания были иными. Возможно, не все по нимали звучащее со сцены. Но так ли уж это необходи мо, если есть эмоциональное воздействие? Вот потекли слезы, побежали мурашки —значит, хорошая музыка, значит, человек понял ее не головой, а сердцем. Слияние оркестра, хора, прекрасных стихов — это заворажива ет. К нам после концерта подошел простой человек, неискушенный меломан. И он благодарил: спасибо, го ворит, впервые за много лет я услышал то, что вернуло меня в детство, в деревню, в родной дом... —Чем в ближайшем бу дущем собираетесь удивить липчан? — Самое крупное собы тие — IV Липецкий фести валь профессиональных оркестров народных инстру ментов. Он пройдет в обла сти с 24 по 27 мая. Каждый подобный форум у нас имел свою «изюминку». Первый был самым крупным, сем надцать коллективов к нам приехало тогда. На втором — первый раз мы органи зовали сводный оркестр, когда музыканты из разных коллективов сыграли все вместе. Впечатление было феноменальное! В третий раз закрытие фестиваля совпало с празднованием Дня славянской письмен ности и культуры. И когда на концерте сводный хор спел молитву, то зал встгьл от избытка чувств. В этом же году мы решили немного поменять формат форума. Договорились с националь ными оркестрами Беларуси, Украины и Калмыкии. Так что фестиваль расширил свои рамки до форума орке стров инструментов разных народов, а не только рус ских. Конечно, это вызовет дополнительный интерес зрителей. — На каких площадках пройдет фестиваль? —Основная —областной Центр культуры и народ ного творчества. Но будут выезды и в районы. Кон церты состоятся в Ельце, Задонске, Лебедяни, Усма- ни. Красном, Хлевном. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше жителей области могли приобщиться к хорошей музыке. — Воспитание слушате ля начинается с юных лет. Вы уже как-то говорили в интервью нашей газете о том, что планируете работу с детьми... — Сразу уточню — с детьми мы работаем давно, разработали даже специаль ный детский абонемент на базе колледжа искусств име ниИгумнова. Несколько лет назад пришло понимание того, что взращивать свое го слушателя необходимо. «Своего» не в том смысле, что слушать он будет только нас. Просто формировать определенную культуру. знакомить с ее истоками, корнями. Это очень важно для всего общества. Ведь по теря своей культуры — это потеря государства. Все это и подвигло нас на создание музыкально-образователь ного проекта «Детский сад — Школа — ВУЗ». В его рамках мы создаем специ альные программы. Напри мер, для ученика младших классов сорок пять минут концерта — самый опти мальный вариант, дольше ему трудно удерживать вни мание. Я вообще разрешено маленьким детям ходить во время концерта, танцевать. Это нормально. Главное — у ребенка нет отторже ния того, что он слышит. «Сказка о Царе Салтане», «Наш Корней Чуковский», «Знакомство с инструмен тами русского народного оркестра», «Сказы Бажо ва» — все эти программы пользуются успехом у юных слушателей и в Липецке, и в районах. Уверен: потом они уже не будут с прене брежением говорить, мол, зачем нам эти балалайки нужны. И еще очень ценно в таких концертах, что, как правило, на них приходят семьями: папа, мама, дети. Это замечательно! Что касается планов, то они связаны с нашим сотрудничеством с интер натом для слепых и слабо видящих детей. Хотелось бы заинтересовать ребят музыкой, создать творче ский коллектив. Однако сначала мы должны с ними подружиться. Пока сыграли для них несколько концер тов, присматриваемся друг к другу. В идеале хотелось бы охватить все интернаты области, но это трудно. Рабо та большая, ответственная, если начать ею заниматься, то бросить на полдороге не возможно. КОГДА БОЛЕТЬ — НЕ ВРЕДНО Прежде чем поехать на чемпионат в связи с эпидемией кори в ряде европейских стран (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Румыния, Испа- иия, Великобритания, Украина) Всемирная организация здравоохранения настоятельно рекомендует всем, кто собирается поехать на чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2012 и кто не болел ранее корью и не был вакцини рован, сделать прививку. По данным, опубликованным на сайте Министерства Здравоохранения Украины — одной из стран проведения Чемпионата, — на конец апреля этого года в стране было Зарегистрировано свыше восьми тысяч случаев заболевания корью. Источником инфекции является больной человек, вирус Кори распространяется при кашле и чихании, тесных лич- Кь 1 х контактах. В Грязинском районе уже зарегистрировано Несколько случаев кори среди непривитого населения. Все заболевшие и контактные лица госпитализированы в Ли пецкую клиническую инфекционную больницу. Областной центр медицинской профилактики напоми нает, что основная профилактика заболевания корью им- **Унизация детей в возрасте с 12 месяцев и в 7 лет, а также Дополнительная иммунизация взрослых до 35-летнего возрас- Ч'а: непривитых, привитых однократно и не имеющих офи циальных сведений о прививках живой коревой вакциной. Ивзрослым, и детям, не привитым против кори, следует обратиться в свою территориальную поликлинику. По- оле этого можно болеть на любом чемпионате за любимую номанду и спортсменов. РОСГОССТРАХ СТРАХОВАНИЕ КВАРТИРЫ (ИМУЩЕСТВО, РЕМОНТ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) ЦЕНА СПОКОЙСТВИЯ- 365 РУБЛЕЙ В ГОД! При индивидуальном расчете в рамках приобретения страхового продукта Квартира «Актив» за 365 рублей в год Вы получаете страховое покрытие: по комплексному страхованию квартиры (ремонт, домашнее имущество, ответственность) по «полному пакету» страховых рисков на общую страховую сумму 60 000 рублей. РОСГОССТРАХ КВАРТИРА «АКТИВ» «ПРЕСТИЖ» ■Распрострлнявтсв мавпирвы* загаючвииыо договоры по стрякооыы продуктам РОСГОССТРАХ КВАРТИРА «Актав», РОСГОССТРАХКВАРТИРА яПрасгиж». Подробно 06 усповия» «крик можно узнвтк по уквэянному телефону Акдия действует во всея офнсах продаж компании РОСГОССТРАХу агентов и при покупке полисов на сайте. Предложение действительно о01.04.2012поЗТОВ.!012. Имвкяся оптачиченив. П С О П БИЛАЙН, МЕГАФОН, МТС и о о и звонок БЕСПЛАТНЫЙ \л/\л/\л/.Р08.ги »}Об1г Йгики» Слово обозревателю Мастерская оберегов и . Неверов Кружу по редакционному холлу, не зная, с чего начать эти заметки. И тут раздвигаются двери лифта, мне навстречу выходит Ирина Беликова. Только что в крае ведческом выпуске «Былое» напечатан ее рассказ о династии романовских гончаров Митиных, вот она и приехала поблагодарить за публикацию. И не словами. Ирина достает из сумочки нечто тщательно запеленутое в бумагу: — Вам. На память. Моя работа. Мне в ладонь ложится приятная даже на ощупь тяжелая глиняная фигурка — барыня в переднике, кокошнике и с петухом подмышкой. Ирина не только вникала в историю старинного промысла. Ей хотелось самой овладеть ремеслом легендарного Ивана Гунькина или тех же Митиных. ■ти Не берусь гадать, как и почему влюбилась современ ная элегантная женщина в наивное крестьянское искус ство, что ей все эти барыни, солдаты, петухи, бараш ки. Любовь не объяснишь. Любят потому, что любят. Зачем девушка в джинсах, с мобильником в кармане учится плести елецкие кру жева по заветам и образцам бабок и прабабок? Почему Кристина Иващенко, создав шая фольклорный ансамбль «Воскресенье», колесит по глухим деревушкам, вслу шивается в напрочь забы тые песни, пытаясь уловить мельчайшие особенности их звучания? Чему так раду ются этнографы липецкого городского музея, привозя из экспедиций по области кукол, начиненных золой (они так и называются: золь ные), мураевинские вышив ки и допотопное крестиль ное одеяльце? Что дают эти находки, эти навыки, этот опыт? Нынешние девоч ки с зольными куклами не играют, предпочитают Барби. Романовских куп чих и солдатиков не про дашь. Они даже для малого, микроскопического бизнеса бесперспективны. А наряд красавицы позапрошлого столетия оценит в лучшем случае полдюжины знато ков. И все-таки, все-таки... История культуры —не скончаемая хроника утрат и отказов. Стихийные бед ствия, войны, мятежи, иде ологические табу и смена моды ничего не щадят. По сле разрушения Батыем Ки ева тамошние искусные ма стера бежали от вражеского нашествия, рассеялись по просторам Руси, исчезли. А с ними исчезли секреты изумительной перегородча той эмали и мелкой зерни. И спустя восемьсот лет их, выходит, так и не раскрыли, даром что в распоряжении сегодняшних специалистов новейшая техника, изо щренные научные способы исследования. А вот поди ж ты, не постигли секрет предков. Может, лишь сейчас в полной мере осознается дра матизм этих невозвратимых потерь. Цивилизация насту пает. Повсюду насаждаются удобные, но усредненные, конвейерные, безнацио- нальные и вненациональные стандарты, вкусы, потреб ности. Гламур — он и есть гламур, хоть в Европе, хоть в Африке, хоть в России. Уже при жизни провозгла шенный великим классиком американский художник Энди Уорхол не без тайной издевки над публикой раз множал в своих компози циях консервные банки, изображения МерлинМонро или Микки Мауса. Пять, десять, двадцать одинако вых банок, пять, десять, двадцать одинаковых дис неевских мышат. Да, та же романовская керамическая игрушка де сятилетиями, столетиями воспроизводила канон, при емы и формы, передавав шиеся от мастера к масте ру по наследству. А канон вроде бы то же самое, что стандарт, шаблон. Но это не так. В отличие от рас тиражированных Барби и Мерлин Монро канон власт но устанавливает родство поколений. А когда новые творцы осторожно, чутко, трепетно что-то привносят в традиционную глиняную пластику, что-то меняют в традиционной мелодии, это воздействует куда сильнее, революционнее дерзких экс периментов авангардистов. Марфа Синева вспомина ла, как исподволь преобра жала она с единомышленни ками каноническую хохлом скую роспись, вглядываясь в елецкие кружева, визделия художников по металлу да просто в природу липецкого края. Из этого и рождался стиль «липецких узоров». А однажды в Задонске я по пал вмаленькую гончарную мастерскую при местном музее. Ее хозяева вращали дедовский гончарный круг, и из куска глины возникал крутобокий кувшин. Он был абсолютно таким же, как стоящие на полках образцы вековой давности. Люди ис пытывали радость от того, что их ладони, пальцы спо собны повторять движения мастеров, которые впервые нашли это простое и мудрое, проверенное временем со вершенство формы. А еще радовались, что потом мо гут что-либо сделать иначе, по-своему, не разрывая с обычаями, традицией, но умно и тактично продолжая, продлевая их жизнь. Это не забавы пресы щенных эстетов, не хобби, не бессильная ностальгия по всему, что ушло и чему не суждено вернуться. Это миссия. Не нам решать, что нужно, что не нужно. Главное — чтобы не кану ло в Лету, не расточилось бесследно, вошло в память рук и сердца. Тут работа ет мощный инстинкт. Он заставляет противостоять агрессивному напору пусто телого, глянцевого, вирту ального, то есть изначально не существующего, мираж ного масскульта. Носителей этого инстинкта самосо хранения как будто бы гор сточка. Мы смотрим на них как на белых ворон, будь то увенчанная почетными на градами и званиями Марфа Синева, что, попросив по мощи у Бога, выписывает на вазах, братинах, блюдах золотой орнамент из веток, листьев, цветов. Или житель глубинного села, который в определенное время года от правляется ломать лозины для плетения корзин, луко шек, коробов. Или умелец, что мастерит рояльную гар мошку и генетически натре нированным ухом слушает, звучит ли она как надо. Белые вороны? Пусть так. Но они делают то, что ныне не востребовано, пло хо продается и покупается, в конечном счете, за нас и для нас. Жизнь, как говорится, долгая. Кто предскажет, в какой год, день, час толпа вспомнит, что когда-то была народом, затоскует по под линности, не машинной, не поверхностной, не безли кой, не глянцевой красоте. Возможно, та же Ирина Бе ликова, тогда совсем юная, прочитала в вышедшей в конце семидесятых годов минувшего века книжке о русской керамической игрушке. Там было сказа но: наиболее оригинальные глиняные фигурки лепили в селе Ленино, оно же Ро маново. Да вот беда: больше не лепят. И стало Ирине обидно и жалко, что так по лучилось. Потому и начала она собственными руками воссоздавать то искусство. И, слава Богу, не она одна. В нынешнюю эп о х у большой спрос на пессимизм и мизантропию. Это очень соблазнительная игра. Во преки герою Вольтера, мы с мазохистским удоволь ствием твердим, что все к худшему в этом худшем из миров. К тому же вот-вот вообще грянет конец света — не по календарю майя, так по какому-нибудь дру гому календарю или пред сказанию. А коли так, с нас и взятки гладки. Чего там хлопотать о храмах, ремес лах, пересказывать детям или внукам старые сказки, что толку за это цепляться? Все равно же провалятся в тартарары и отчие дома, и детские куклы, и древние столицы. Но не все внимают угрю мым пророчествам, как не все заботятся о выгоде и сла ве. Кто-то, не формулируя, вне слов угадывает, чув ствует: женщина, поющая младенцу вечную колы бельную, любитель музыки, строящий роялку, Ирина Беликова, которая лепит, обжигает, покрывает лаком своих барынь и петухов, от срочивают, отодвигают, а то и отменяют Апокалипсис. ... Романовская фигурка стоит у меня на столе. Под неси ее к губам, выдохни и раздастся тонкий чистый свист. Еще с дохристиан ских времен эти глиняные человечки, зверушки, пти цы считались не просто дет ской забавой. Они были оберегами — от глаголов «беречь», «оберегать». Их звуки пугали и разгоняли недобрую, нечистую силу. Народное искусство, как, впрочем, и вся наша клас сическая культура, выпе стованная талантливыми и памятливыми предками, — одна огромная мастерская оберегов. Мы о них нечасто задумываемся, но всегда в них нуждаемся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz