Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

/ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 94 / 24222/17 мая 2012 нАУКАиЖИЗНЬ! Сгпарейшая кйфедра ЛГТУ отмечает 50-летие с роботами на «ты» ^е на П ан круш ина 0ри слове «робот» в доображении многих появляются картинки дпеханизмов, оснащенных искусственным интеллек- Как правило, их умения исчисляются определенным набором функций. В производстве, особенно крупном, им нет равных. Правы те, кто говорит, что за машинами будущее. Но оно и за теми, ктобудет знать, как этими механизмами управлять. Хаких специалистов готовят на одном из старейших факультетов Липецкого государствен­ ного технического; универ­ ситета — механико-маши­ ностроительном. В этом годукафедре технологии машиностроения исполня­ етсяполвека. Внимательныйчитатель, наверное, заметил несоот­ ветствие в цифрах:политех ведь был образован в 1956 году, а следовательно, и от­ мечает он не круглую дату, а56лет. Все верно. Кафедра получила официальный статус лишь в год первого выпуска—виюне 1962-го — как раз к государственным экзаменам. К этому времени полныйкурс обучения здесь прошлинесколько десятков студентов-заочников. Все они прямиком отправились в цеха Липецкого трактор­ ного завода и ряда других предприятий. Спрос на квалифици­ рованных мастеров и на­ чальников цехов в те годы был огромен. А качество знаний липецких студен­ тов ценилось выше, чем у выпускников вузов со­ седних регионов. Против определенных Министер­ ством образования страны полсотни бюджетных мест расширенный набор про­ изводственников доходил до 120 абитуриентов при неизменно высоком всту­ пительном конкурсе. Сей­ час ежегодно формируются группы общей сложности 45 • человек. Такова бюджетная квота Минобразования. — Учиться у нас слож­ но, — .говорит доктор тех­ нических наук, профессор, заведующий кафедрой «Тех­ нология машиностроения* ЛГТУ Александр Козлов. — Предметов много, тре­ бования высокие. Оценки мы ставим заслуженные, необоснованно не завышаем их никому. Из двенадцати препо­ давателей кафедры девять — выпускники ММФ. Сам Александр Михайлович прошел путь от студента до заведующего кафедрой, по­ бывав в свое время в долж­ ностях и лаборанта, и млад­ шего научного сотрудника, и ассистента, и преподавате­ ля. Вот и учат здешние пе­ дагоги так, как и их учили, — со всей строгостью. Но желающих освоить выбран­ ную профессию меньше не становится. Они знают, что за стенами альма-матер их ждут широкие горизонты приложения своих знаний и гарантированное трудо­ устройство. — Мы развиваем пар­ тнерское взаимодействие с предприятиями как на­ шего региона, так и за его пределами, —рассказывает Александр Михайлович. — В настоящее время име­ ем договоренности с пя­ тью организациями, в том числе Лебедянским маши­ ностроительным заводом, «Елецгидроагрегатом », воронежской инженерно­ консалтинговой фирмой «Солвер»: Каждая из них ежегодно принимает к себе на работу от двух до десяти наших выпускников. В планах кафедры цели­ ком перейти на подготовку специалистов «под заказ». Чтобы вы пускники были конкурентоспособ­ ными после получения на руки диплома, преподава­ телям приходится постоян­ но обновлять программу и совершенствовать методы обучения — идти в ногу со временем. На счету педсостава бо­ лее десятка учебников, рас­ тиражированных по всей стране. Все свои знания сотрудники кафедры от­ рабатывают на практике. «Приходится сперва самим учиться, а уж потом препо­ давать»,.— говорит Алек­ сандр Михайлович. Чтобы лекции и прак­ тические занятия были нескучными, профессора придумывают способы, как заинтересовать молодежь. К примеру, предлагают «дать ума» роботам. Есть еще одна категория — промышлен­ ные манипуляторы. Они менее презентабельные, но зато более нужные с произ­ водственной точки зрения. На парах студентам предла­ гается все эти электронные машины самостоятельно запрограммировать. Студенты уже научили роботов отыскивать пред­ меты из кучи похожих , избегать препятствия, тан­ цевать, даже делать «ла­ сточку» и писать «ММФ». Кому-то покажется это не­ серьезным, но, разобрав­ шись в мелочах, можно сделать и что-то гранди­ озное. Недаром студенты механико-машинострои- тельного факультета не раз были отмечены на специ­ ализированных выставках в Москве. А список вы­ пускников ММФ говорит сам за себя. В разные годы здесь обучались председа­ тель областной Федерации профсоюзов АнатолийЖид­ ких, президент Липецкой торгово-промышленной палаты Анатолий Гольцов, руководитель регионально­ го управления по ценам и контролю в сфере размеще­ ния государственных зака­ зов Эдуард Зубков и многие другие известные в регионе и за его пределами люди. иаоки I В конце мая в области пройдет фестиваль оркестров народных инструментов Балалайка на страже государства Софья Вобликова «Светит месяц», частушка про миленка да разудалая плясовая — приблизительно так представляет себе неподготовленный слушатель репертуар оркестра русских народных инструментов. Отчасти это правда: народные песни, романсы, плясовые, конечно, входят в программу музыкальных коллективов, где на первых ролях — не рояль и скрипка, а баян и балалайка. Но... «Часто те, кто впервые оказался на нашем концерте, по-хорошему бывают удивлены услышанным. Музыка, которую мы исполняем, открывает им глаза на куда более широкие возможности оркестра, чем они ожидали», — говорит художественный руководитель и главный дирижер Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, заслуженный артист России Олег Федянин. Чайковский, Мусорг­ ский, Гурилев, Россини, Сибелиус, Дворжак, Сараса- те,Шнитке —вот неполный список композиторов, чьи произведения исполняет липецкий коллектив. И, конечно, современные ав­ торы, современная музыка, с разговора о которой и на­ чаласьнаша беседа с Олегом ФЕДЯНИНЫМ. — Олег Иванович, не так давно вы с артистами побывали в Москве, на X всероссийском фестивале современной музыки для русского народного орке­ стра. Расскажите об этом. —Это ежегодный фести­ валь. Цель его—пропаганда современной музыки, напи­ санной специально для на­ родногооркестра, имеющего неисчерпаемые колористи­ ческие возможности. Фести­ валь привлекает ведущих композиторов России. Один из них —Михаил Броннер, лауреат премии Союза ком­ позиторов России имени Шостаковича, секретарь Союза. Его концерт для хора и оркестра «И дуновенье бурь бытия» мы исполнили в столице вместе с хором Воронежской государствен­ ной академии искусств. Это была практически мировая премьера, ведь данное про­ изведение не исполнялось нигде, кроме Липецка: мы за несколько дней до фести­ валя показали программу на липецкой сцене. Так­ же впервые сыграли сюиту Владимира Беляева «Песни Кольцова*. Автору, кстати, очень понравилась наша ра­ бота. Еще на суд слушателей мы представили «Рондо- сюиту* Бориса Выросткова и увертюру к итальянской комедии молодого компо­ зитора Павла Рукавицына. Готовясь к фестивалю, мы столкнулись с опреде­ ленными трудностями: и со­ вместные репетиции с хором организовать былонепросто, и расходы на поездку оказа­ лись значительными. Но у нас было огромное желание исполнить эту великолеп­ ную музыку. И наше высту­ пление произвело впечатле­ ние: профессора академии музыки имени Гнесиных, Московской консерватории подходили к нам, хвгшили. Это приятно. Кроме того, я убежден: каждый ува­ жающий себя коллектив должен хотя бы раз в сезон выступить на столичной сцене. Это подтверждение статуса и самого оркестра, и вцелом Липецкой области как одного из культурных центров России. —Вы отметили, что спе­ циалисты высоко оценили ваше выступление. А как откликнулся обычный зри­ тель? Есть ли разница в вос­ приятии столичной публики и липецкой? —Современнуюмузыку, как правило, хорошо вос­ принимают слушатели под­ готовленные. И фестиваль собирает в основном именно таких. Липецкий же кон­ церт, в программе которого были только современные произведения, слушали раз­ ные люди. Зал был почти полон, но чувствовалось, что зрители несколько удив­ лены, их ожидания были иными. Возможно, не все по­ нимали звучащее со сцены. Но так ли уж это необходи­ мо, если есть эмоциональное воздействие? Вот потекли слезы, побежали мурашки —значит, хорошая музыка, значит, человек понял ее не головой, а сердцем. Слияние оркестра, хора, прекрасных стихов — это заворажива­ ет. К нам после концерта подошел простой человек, неискушенный меломан. И он благодарил: спасибо, го­ ворит, впервые за много лет я услышал то, что вернуло меня в детство, в деревню, в родной дом... —Чем в ближайшем бу­ дущем собираетесь удивить липчан? — Самое крупное собы­ тие — IV Липецкий фести­ валь профессиональных оркестров народных инстру­ ментов. Он пройдет в обла­ сти с 24 по 27 мая. Каждый подобный форум у нас имел свою «изюминку». Первый был самым крупным, сем­ надцать коллективов к нам приехало тогда. На втором — первый раз мы органи­ зовали сводный оркестр, когда музыканты из разных коллективов сыграли все вместе. Впечатление было феноменальное! В третий раз закрытие фестиваля совпало с празднованием Дня славянской письмен­ ности и культуры. И когда на концерте сводный хор спел молитву, то зал встгьл от избытка чувств. В этом же году мы решили немного поменять формат форума. Договорились с националь­ ными оркестрами Беларуси, Украины и Калмыкии. Так что фестиваль расширил свои рамки до форума орке­ стров инструментов разных народов, а не только рус­ ских. Конечно, это вызовет дополнительный интерес зрителей. — На каких площадках пройдет фестиваль? —Основная —областной Центр культуры и народ­ ного творчества. Но будут выезды и в районы. Кон­ церты состоятся в Ельце, Задонске, Лебедяни, Усма- ни. Красном, Хлевном. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше жителей области могли приобщиться к хорошей музыке. — Воспитание слушате­ ля начинается с юных лет. Вы уже как-то говорили в интервью нашей газете о том, что планируете работу с детьми... — Сразу уточню — с детьми мы работаем давно, разработали даже специаль­ ный детский абонемент на базе колледжа искусств име­ ниИгумнова. Несколько лет назад пришло понимание того, что взращивать свое­ го слушателя необходимо. «Своего» не в том смысле, что слушать он будет только нас. Просто формировать определенную культуру. знакомить с ее истоками, корнями. Это очень важно для всего общества. Ведь по­ теря своей культуры — это потеря государства. Все это и подвигло нас на создание музыкально-образователь­ ного проекта «Детский сад — Школа — ВУЗ». В его рамках мы создаем специ­ альные программы. Напри­ мер, для ученика младших классов сорок пять минут концерта — самый опти­ мальный вариант, дольше ему трудно удерживать вни­ мание. Я вообще разрешено маленьким детям ходить во время концерта, танцевать. Это нормально. Главное — у ребенка нет отторже­ ния того, что он слышит. «Сказка о Царе Салтане», «Наш Корней Чуковский», «Знакомство с инструмен­ тами русского народного оркестра», «Сказы Бажо­ ва» — все эти программы пользуются успехом у юных слушателей и в Липецке, и в районах. Уверен: потом они уже не будут с прене­ брежением говорить, мол, зачем нам эти балалайки нужны. И еще очень ценно в таких концертах, что, как правило, на них приходят семьями: папа, мама, дети. Это замечательно! Что касается планов, то они связаны с нашим сотрудничеством с интер­ натом для слепых и слабо­ видящих детей. Хотелось бы заинтересовать ребят музыкой, создать творче­ ский коллектив. Однако сначала мы должны с ними подружиться. Пока сыграли для них несколько концер­ тов, присматриваемся друг к другу. В идеале хотелось бы охватить все интернаты области, но это трудно. Рабо­ та большая, ответственная, если начать ею заниматься, то бросить на полдороге не­ возможно. КОГДА БОЛЕТЬ — НЕ ВРЕДНО Прежде чем поехать на чемпионат в связи с эпидемией кори в ряде европейских стран (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Румыния, Испа- иия, Великобритания, Украина) Всемирная организация здравоохранения настоятельно рекомендует всем, кто собирается поехать на чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2012 и кто не болел ранее корью и не был вакцини­ рован, сделать прививку. По данным, опубликованным на сайте Министерства Здравоохранения Украины — одной из стран проведения Чемпионата, — на конец апреля этого года в стране было Зарегистрировано свыше восьми тысяч случаев заболевания корью. Источником инфекции является больной человек, вирус Кори распространяется при кашле и чихании, тесных лич- Кь 1 х контактах. В Грязинском районе уже зарегистрировано Несколько случаев кори среди непривитого населения. Все заболевшие и контактные лица госпитализированы в Ли­ пецкую клиническую инфекционную больницу. Областной центр медицинской профилактики напоми­ нает, что основная профилактика заболевания корью им- **Унизация детей в возрасте с 12 месяцев и в 7 лет, а также Дополнительная иммунизация взрослых до 35-летнего возрас- Ч'а: непривитых, привитых однократно и не имеющих офи­ циальных сведений о прививках живой коревой вакциной. Ивзрослым, и детям, не привитым против кори, следует обратиться в свою территориальную поликлинику. По- оле этого можно болеть на любом чемпионате за любимую номанду и спортсменов. РОСГОССТРАХ СТРАХОВАНИЕ КВАРТИРЫ (ИМУЩЕСТВО, РЕМОНТ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) ЦЕНА СПОКОЙСТВИЯ- 365 РУБЛЕЙ В ГОД! При индивидуальном расчете в рамках приобретения страхового продукта Квартира «Актив» за 365 рублей в год Вы получаете страховое покрытие: по комплексному страхованию квартиры (ремонт, домашнее имущество, ответственность) по «полному пакету» страховых рисков на общую страховую сумму 60 000 рублей. РОСГОССТРАХ КВАРТИРА «АКТИВ» «ПРЕСТИЖ» ■Распрострлнявтсв мавпирвы* загаючвииыо договоры по стрякооыы продуктам РОСГОССТРАХ КВАРТИРА «Актав», РОСГОССТРАХКВАРТИРА яПрасгиж». Подробно 06 усповия» «крик можно узнвтк по уквэянному телефону Акдия действует во всея офнсах продаж компании РОСГОССТРАХу агентов и при покупке полисов на сайте. Предложение действительно о01.04.2012поЗТОВ.!012. Имвкяся оптачиченив. П С О П БИЛАЙН, МЕГАФОН, МТС и о о и звонок БЕСПЛАТНЫЙ \л/\л/\л/.Р08.ги »}Об1г Йгики» Слово обозревателю Мастерская оберегов и . Неверов Кружу по редакционному холлу, не зная, с чего начать эти заметки. И тут раздвигаются двери лифта, мне навстречу выходит Ирина Беликова. Только что в крае­ ведческом выпуске «Былое» напечатан ее рассказ о династии романовских гончаров Митиных, вот она и приехала поблагодарить за публикацию. И не словами. Ирина достает из сумочки нечто тщательно запеленутое в бумагу: — Вам. На память. Моя работа. Мне в ладонь ложится приятная даже на ощупь тяжелая глиняная фигурка — барыня в переднике, кокошнике и с петухом подмышкой. Ирина не только вникала в историю старинного промысла. Ей хотелось самой овладеть ремеслом легендарного Ивана Гунькина или тех же Митиных. ■ти Не берусь гадать, как и почему влюбилась современ­ ная элегантная женщина в наивное крестьянское искус­ ство, что ей все эти барыни, солдаты, петухи, бараш­ ки. Любовь не объяснишь. Любят потому, что любят. Зачем девушка в джинсах, с мобильником в кармане учится плести елецкие кру­ жева по заветам и образцам бабок и прабабок? Почему Кристина Иващенко, создав­ шая фольклорный ансамбль «Воскресенье», колесит по глухим деревушкам, вслу­ шивается в напрочь забы­ тые песни, пытаясь уловить мельчайшие особенности их звучания? Чему так раду­ ются этнографы липецкого городского музея, привозя из экспедиций по области кукол, начиненных золой (они так и называются: золь­ ные), мураевинские вышив­ ки и допотопное крестиль­ ное одеяльце? Что дают эти находки, эти навыки, этот опыт? Нынешние девоч­ ки с зольными куклами не играют, предпочитают Барби. Романовских куп­ чих и солдатиков не про­ дашь. Они даже для малого, микроскопического бизнеса бесперспективны. А наряд красавицы позапрошлого столетия оценит в лучшем случае полдюжины знато­ ков. И все-таки, все-таки... История культуры —не­ скончаемая хроника утрат и отказов. Стихийные бед­ ствия, войны, мятежи, иде­ ологические табу и смена моды ничего не щадят. По­ сле разрушения Батыем Ки­ ева тамошние искусные ма­ стера бежали от вражеского нашествия, рассеялись по просторам Руси, исчезли. А с ними исчезли секреты изумительной перегородча­ той эмали и мелкой зерни. И спустя восемьсот лет их, выходит, так и не раскрыли, даром что в распоряжении сегодняшних специалистов новейшая техника, изо­ щренные научные способы исследования. А вот поди ж ты, не постигли секрет предков. Может, лишь сейчас в полной мере осознается дра­ матизм этих невозвратимых потерь. Цивилизация насту­ пает. Повсюду насаждаются удобные, но усредненные, конвейерные, безнацио- нальные и вненациональные стандарты, вкусы, потреб­ ности. Гламур — он и есть гламур, хоть в Европе, хоть в Африке, хоть в России. Уже при жизни провозгла­ шенный великим классиком американский художник Энди Уорхол не без тайной издевки над публикой раз­ множал в своих компози­ циях консервные банки, изображения МерлинМонро или Микки Мауса. Пять, десять, двадцать одинако­ вых банок, пять, десять, двадцать одинаковых дис­ неевских мышат. Да, та же романовская керамическая игрушка де­ сятилетиями, столетиями воспроизводила канон, при­ емы и формы, передавав­ шиеся от мастера к масте­ ру по наследству. А канон вроде бы то же самое, что стандарт, шаблон. Но это не так. В отличие от рас­ тиражированных Барби и Мерлин Монро канон власт­ но устанавливает родство поколений. А когда новые творцы осторожно, чутко, трепетно что-то привносят в традиционную глиняную пластику, что-то меняют в традиционной мелодии, это воздействует куда сильнее, революционнее дерзких экс­ периментов авангардистов. Марфа Синева вспомина­ ла, как исподволь преобра­ жала она с единомышленни­ ками каноническую хохлом­ скую роспись, вглядываясь в елецкие кружева, визделия художников по металлу да просто в природу липецкого края. Из этого и рождался стиль «липецких узоров». А однажды в Задонске я по­ пал вмаленькую гончарную мастерскую при местном музее. Ее хозяева вращали дедовский гончарный круг, и из куска глины возникал крутобокий кувшин. Он был абсолютно таким же, как стоящие на полках образцы вековой давности. Люди ис­ пытывали радость от того, что их ладони, пальцы спо­ собны повторять движения мастеров, которые впервые нашли это простое и мудрое, проверенное временем со­ вершенство формы. А еще радовались, что потом мо­ гут что-либо сделать иначе, по-своему, не разрывая с обычаями, традицией, но умно и тактично продолжая, продлевая их жизнь. Это не забавы пресы­ щенных эстетов, не хобби, не бессильная ностальгия по всему, что ушло и чему не суждено вернуться. Это миссия. Не нам решать, что нужно, что не нужно. Главное — чтобы не кану­ ло в Лету, не расточилось бесследно, вошло в память рук и сердца. Тут работа­ ет мощный инстинкт. Он заставляет противостоять агрессивному напору пусто­ телого, глянцевого, вирту­ ального, то есть изначально не существующего, мираж­ ного масскульта. Носителей этого инстинкта самосо­ хранения как будто бы гор­ сточка. Мы смотрим на них как на белых ворон, будь то увенчанная почетными на­ градами и званиями Марфа Синева, что, попросив по­ мощи у Бога, выписывает на вазах, братинах, блюдах золотой орнамент из веток, листьев, цветов. Или житель глубинного села, который в определенное время года от­ правляется ломать лозины для плетения корзин, луко­ шек, коробов. Или умелец, что мастерит рояльную гар­ мошку и генетически натре­ нированным ухом слушает, звучит ли она как надо. Белые вороны? Пусть так. Но они делают то, что ныне не востребовано, пло­ хо продается и покупается, в конечном счете, за нас и для нас. Жизнь, как говорится, долгая. Кто предскажет, в какой год, день, час толпа вспомнит, что когда-то была народом, затоскует по под­ линности, не машинной, не поверхностной, не безли­ кой, не глянцевой красоте. Возможно, та же Ирина Бе­ ликова, тогда совсем юная, прочитала в вышедшей в конце семидесятых годов минувшего века книжке о русской керамической игрушке. Там было сказа­ но: наиболее оригинальные глиняные фигурки лепили в селе Ленино, оно же Ро­ маново. Да вот беда: больше не лепят. И стало Ирине обидно и жалко, что так по­ лучилось. Потому и начала она собственными руками воссоздавать то искусство. И, слава Богу, не она одна. В нынешнюю эп о х у большой спрос на пессимизм и мизантропию. Это очень соблазнительная игра. Во­ преки герою Вольтера, мы с мазохистским удоволь­ ствием твердим, что все к худшему в этом худшем из миров. К тому же вот-вот вообще грянет конец света — не по календарю майя, так по какому-нибудь дру­ гому календарю или пред­ сказанию. А коли так, с нас и взятки гладки. Чего там хлопотать о храмах, ремес­ лах, пересказывать детям или внукам старые сказки, что толку за это цепляться? Все равно же провалятся в тартарары и отчие дома, и детские куклы, и древние столицы. Но не все внимают угрю­ мым пророчествам, как не все заботятся о выгоде и сла­ ве. Кто-то, не формулируя, вне слов угадывает, чув­ ствует: женщина, поющая младенцу вечную колы­ бельную, любитель музыки, строящий роялку, Ирина Беликова, которая лепит, обжигает, покрывает лаком своих барынь и петухов, от­ срочивают, отодвигают, а то и отменяют Апокалипсис. ... Романовская фигурка стоит у меня на столе. Под­ неси ее к губам, выдохни и раздастся тонкий чистый свист. Еще с дохристиан­ ских времен эти глиняные человечки, зверушки, пти­ цы считались не просто дет­ ской забавой. Они были оберегами — от глаголов «беречь», «оберегать». Их звуки пугали и разгоняли недобрую, нечистую силу. Народное искусство, как, впрочем, и вся наша клас­ сическая культура, выпе­ стованная талантливыми и памятливыми предками, — одна огромная мастерская оберегов. Мы о них нечасто задумываемся, но всегда в них нуждаемся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz