Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » 4 ЗЕМЛЯКИ | Во имя Победы Мост Мельникова Липецкая область взрастила немало талантливых людей, что приобрели известность в масштабах общероссийских. Среди них Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Семен Иванович Мельников. Он появился на свет 110 лет тому назад в селе Липов- каЗадонского района.Маль- чишкой узнал, что такое труд батрака. После револю- ции добровольцем вступил в Красную Армию, служил в Сивашской дивизии. Уволившись в запас, де- сять лет работал на шахте и заводе, затем в партийных органах. В 1935 году Семен Иванович по партийной пу- тевке возвращается в ар- мию. Онначальникполитот- дела танковой бригады в Забайкалье, затем — на- чальник политотдела 57-го особого корпуса. Когда кор- пус преобразовали в 1-ю ар- мейскуюгруппу,Мельнико- ва назначили заместителем начальника политотдела. В 1939 году за храбрость и мужество, проявленные в боях с японцами наХалхин- Голе, Мельников получил свои первые ордена—Крас- ного Знамени и Боевого Красного Знамени МНР. Начало Великой Отече- ственной войны Мельников встретил на Ленинградском фронте. Он комиссар танко- вого корпуса, позже — опе- ративной группы, член во- енного совета армии на Ле- нинградском, Волховском, Западном, Воронежском, Брянскоми 1-мУкраинском фронтах. Семен Иванович великолепный организатор и отважный человек. Он принимал участие в разгро- ме врага на Дону под Канте- мировкой, в битве на Орлов- ско-Курской дуге, освобож- дал Украину, штурмовал Берлин и спасал Прагу. Его вклад в Победу отмечен дву- мя орденами Ленина, че- тырьмя — Красного Знаме- ни, орденамиОтечественной войны I степени, Суворова II степени, Кутузова I и II сте- пени, Красной Звезды, Бог- данаХмельницкого II степе- ни, а также орденами Поль- ши и Чехословакии. Осенью 1943-го генерал Мельников сумел обеспе- чить в рекордные сроки воз- ведение моста через Днепр у села Козинцы. Именно за этот подвиг Семену Ивано- вичу присвоили звание Ге- роя Советского Союза. По- стройка моста была страте- гической необходимостью —3-я гвардейская танковая армия не могла иначе пере- правиться на другой берег. Возводитьмостприходилось вкрайне тяжелыхусловиях, под непрерывным обстре- лом. Мельников круглые сутки находился среди стро- ителей и, даже получив ра- нение и контузию, не поки- нул стройку до ее оконча- ния. Всего одиннадцать суток — именно столько времени было затрачено на строи- тельство. Благодаря этому через Днепр перекинули крепкий семисотметровый мост, по которому вскоре прошли танки. А в войсках его называли не иначе как «мостом Мельникова». После Победы Семен Иванович продолжил воен- ную службу — занимал должности заместителя по политчасти командующего войсками Прикарпатского военного округа и команду- ющего бронетанковыми и механизированными вой- сками Вооруженных Сил СССР, являлся членом во- енного совета Горьковского военного округа . А на «гражданке» Семен Ивано- вич занимался обществен- ной работой, особенно среди молодых. Жил Мельников в Мо- скве, однако каждое лето старался выбираться в свою родную Липовку. Связь с роднымкраем он поддержи- вал до последних дней… Ушла девчонка на войну… Этой простой русской женщине, прошедшей всю войну медсестрой полевого госпиталя, — Валентине Федоровне Босовец в апреле нынешнего года исполнилось бы девя- носто. Она родилась в деревне Прочесть Елецкого района. Окончив школу, в сентябре 1937годапоступилавфельд- шерско-акушерскуюшколу. В 1940 году устроилась на работузаведующеймедпунк- том в селе Страчеве Сузем- ского района Орловской об- ласти. А когда началась Вели- кая Отечественная, девят- надцатилетняя девушка стала медсестрой фронтово- го эвакогоспиталя № 1154. Много дорог прошла Вален- тина Федоровна в военные годы. Довелось ей прини- мать участие и в обороне Сталинграда, и в Курской битве, и в освобождении Варшавы, и во взятии Бер- лина. За храбрость, стойкость и мужество она была на- граждена медалями «За по- беду над Германией в Вели- кой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Сталинграда», а в 1985 году ей вручили орден Отече- ственной войны II степени. За заслуги перед Родиной В.Ф. Босовец награждена 14 медалями и тремя знаками. После войны Валентина Федоровна работала фельд- шером ремесленного учили- ща № 3 в Липецке, затем занимала должность заведу- ющей здравпунктом завода ферросплавов, позднее — возглавляла здравпункт ре- монтно-механического цеха Новолипецкогометаллурги- ческого завода. Не стало Валентины Фе- доровны 14 апреля 2007 года. Евгения Селезнева, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области. Работницы эвакогоспиталя. Валентина Босовец — в центре. Ирина Беликова Не многие имена старых мастеров романовской игрушки сохранило время. Тем приятнее осознавать, что и сейчас рядом с нами живут люди, которые создавали для потомков глиняные сокровища. Династия Митиных — долгожитель этого ремесла. Она свои знания, секреты и навыки сохранила и пронес- ла через три столетия, по- зволив нам проследить раз- витие промысла с XIX века до наших дней. Одно из самых ранних официальных упоминаний о нем в Тамбовской губер- нии, куда входили и терри- тории сегодняшней Липец- кой области, относится к 1853 году. «Тамбовские гу- бернские ведомости» рас- сказывали об особенностях романовской игрушки. В основном глиняные сви- стульки тогда изображали лошадок, коров, баранов, петухов, оленей, солдат в папахахи барынь в капорах. Игрушку покрывали жел- той, зеленой, коричневой поливой или расписывали краской. К концу позапро- шлого века промысел достиг наибольшего расцвета. И было это связано с развити- ем Липецкого курорта, ко- торый посещали и столич- ная знать, и известные писа- тели, поэты, музыканты, актеры, и революционеры- народники, а в военное вре- мя здесь залечивали раны солдаты и офицеры. В те годы, следуя моде, адаптируя стиль городской жизни, романовская игруш- ка становится отражением эпохи. Не изменяя традици- ям, мастера начинают ле- пить офицеров в парадных мундирах, нарядных дам, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каре- тах. Сдержанная по колори- ту поливная игрушка отхо- дит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике. Ее охотно покупают отдыха- ющие, заезжие гости. Как раз в это время в селе Романово жили и работали Павел Степанович Митин (1850 — ?..) и его сыновья Иван Павлович (1878— 1932) и Яков Павлович (1880 — …). Судя по всему, они были среди ведущих мастеров. Творчество их превращается в самостоя- тельное ответвление про- мысла. Митины стали уде- лять внимание мельчайшим деталям. Допустим, у офи- церов и генералов — эполе- тамиаксельбантам,шнурам и перевязкам, медалям, ор- денам, пуговицам. На фу- ражках, конечно, кокарды. Барышень украшали замыс- ловатые головные уборы. Игрушки становятся мини- скульптурами. ПозднееМи- тины начали использовать штамповку лиц. Так появ- ляются фигуркиНиколая II и Льва Толстого. Есть даже изображение великого писа- теля на смертном одре. В 1905 году Иван Митин соз- дает «Попа Гапона». Такие МАСТЕРА ЗЕМЛИ ЛИПЕЦКОЙ | Романовская игрушка : династия Митиных Эти незабытые секреты Б ылое ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 4 МАЯ 2012 № 86 (24214) необычные игрушки редки и особенно ценны. Достоверно известен один занятный случай из жизни Ивана Митина, опи- санный Н.А. Пивеном в 1955 году в статье «Липец- кая глиняная игрушка». Вылепив фигурки офицера в парадноммундире с лицом Николая II, Иван Павлович отправился на базар. Госу- даря, слепленного Мити- ным, оценили быстро. Едва он выставил изделие на про- дажу среди прочих, как был задержан жандармом. До- вольно долго ему пришлось сидеть под арестом в «холод- ной», а потом находиться под надзором полиции. До 1918 года семейство Митиных работало сообща. В архивных записях, со слов Якова Павловича Митина, читаем: «...занимался ку- старными работами. Во вре- мя зимы делали глиняные детские игрушки, а летом в промежуток от полевых ра- бот вырабатывали за лето 15-20тысячштуккирпича». ЯковИванович участвовал в войне с Японией, с Германи- ей. Вернувшись, «в конце 1918 года разделился с бра- том и отцом». В начале XX века в Ли- пецке Михаилом Труновым создается липецкое Петров- ское общество распростране- ния научных и практиче- ских знаний. Тогда и стали собирать первуюколлекцию глиняных игрушек для краеведческого музея. В от- чётахПетровского общества за 1909 год сказано: «В с. Романово Липецкого уез- да из стари существует ку- старный гончарный промы- сел и в музее положено на- чало составлению коллек- ции глиняных игрушек, работы этих кустарей; игрушки эти очень разноо- бразны, некоторые работа- ются по стариннымформам. Но в последнее время стари- на заменяется новыми фор- мами, конечно, соответству- ющими переживаемым ин- тересам: в последние годы появились куклы, изобра- жающие японцев». Огромный вклад в сохра- нениенародногоигрушечно- го промысла внесли жены М.П. Трунова и М.А. Клюе- ва, первого градоначальни- ка Липецка. Из отчёта Пе- тровского общества за 1911 год: «В отдел кустарный... поступили следующие по- жертвования: 1. От Е.И. Клюевой — большая кол- лекция глиняных игрушек («свистульки» и детская посуда), изделия гончаров- кустарей с. Романово, Сыр- ской волости, Липецкого у. Всего 65. 2. В дополнение переданного в 1909 г. собра- ния таких же игрушек М.Н. Труновой, от неё же поступило ещё 20». По мнению искусствове- даА.Фрумкина, «ИванПав- лович делал замечательные традиционные игрушки: поездки, всадников, кавале- ров, дам, самые разно- образные свистульки и про- чее. Многие его работы со- ставили липецкую музей- ную коллекцию, а в 30-х годах он сделал игрушки для Музея этнографии на- родов СССР (Ленинград). Особенно он любил лепить две фигурки — «Беседа» и «Пожарник». «Пожарник» представлял собойлошадку, везущую бочку на колесах, на передке — мужичок в красивой униформе... «Бе- седа» — многофигурная композиция. Вокруг стола, уставленного чашками или рюмками,штофоми блюдом с пирогами, сидят двое или трое: священник, офицер и статский». В 30-х годах промысел постепенно угасал. Переста- ли делать большие куклы, которые раньше готовили к Егорьевскойярмарке. Лепи- ли лишь свистульки. Со временем и они стали исче- зать. Лишь сын И.П. Мити- на — Василий Иванович (1912—1975 гг.) — продол- жал крутить «дудки». Крутил он их и во время войны. На фронте в редкие минуты затишья Василий Иванович занимался люби- мым делом. И каково же было его удивление, когда однажды на мелодичный наигрыш свистульки от- кликнулись деревенские мальчишки. Их радости не было предела. Придя сфронта, Василий Иванович вернулся в про- мысел. Теперь секретам его он обучал своих детей. Из воспоминаний Марии Васи- льевны, ВиктораВасильеви- ча, Анатолия Васильевича и ВасилияВасильевичаМити- ных: «Глину привозил на телеге отец. Брал под Студе- нымиХуторами, там, в Бор- щевом логу, была жила тёмно-синей очень эластич- ной глины. Заливали водой в корыте, и она три дня раз- мачивалась. Потом отец бралкусок глиныиразбивал его железным прутом — часа два им тякает-тякает, а ужпотомначинает натирать глину на лавке, как тесто. Работать садились все. В окно глянем—дети гуляют, а мы «лепёшки» шлепаем. Потом делали заготовки — «пушки». Складывали на двухметровуюдоску в 4 ряда и 4 ряда вверх. Отец рога и хвосты крутил, а мать (Лю- бовь Михайловна) прокол- кой из бересклета свистки делала. Всю зиму лепили, сушили на печи, а обжигать начинали с весны, как снег сойдёт. В горн сначала за- кладывали выжигать из- вестняк, а на него сверху клали игрушки. Игрушки закладывали аккуратно, за- полняя пустоты между ку- кламимелкими свистулька- ми. За раз могло поместить- ся до 20 тысяч штук. Горн топили до тех пор, пока игрушки не станут красны- ми. Затемзатворку закрыва- ли и оставляли, чтобы осты- ли. А уж на другой день са- дились красить. Брали гуси- ное перо и химическую кра- ску, разведённую на яйце. Раскрашивали клюв, гребе- шок и на спине делали три, четыре полоски красным, зелёным, голубым, жёлтым цветом. Игрушки получа- лись как конфетки. Апотом их забирали перекупщики из «Вторсырья» по 3 копей- ки заштуку (договор заклю- чали заранее) или же мать насыпала в корзину и шла на рынок свистеть. На база- ре она продавала свистульки по 5 копеек. В 1947 году на игрушечные деньги купили кирпичный дом, который сохранился до наших дней». ТаксемьяМитиныхжила до 1959 года. Но время лете- ло, дети выросли. Сыновья ушли в армию. В 60-е годы дохода от игрушечного про- мысла почти не было. Было- го интереса свистулька как игрушка уже не вызывала. Кто-то из детей уехал, кто-то остался на малой родине. Но навыки, полученные в дет- стве, помнят все Митины. Добавлю. Любили в род- ном селе Марию Васильевну По л я н с к ую (Ми т и н у ) (1930—2009 гг.). Могла она нетолькосвистулькилепить, но и на гармошке сыграть, и песню затянуть, и задорную частушку с приплясом ис- полнить. Огромный вклад внесла она в организацию музея в Доме культуры села Хрущёвка.МарияВасильев- на передала ему в дар народ- ные костюмы, рушники, скатерти, а также помогала собиратьпредметыстаринно- го быта со всей округи. А «митинской» лепке и сейчас можно поучиться у Анатолия Васильевича и Виктора Васильевича. Вну- ки именитого деда, бывая в гостях в Центре развития творчества «Советский» в Липецке, с удовольствием делятся с ребятами из круж- ка «Глиняная игрушка» се- кретамистаринногоремесла. Татьяна Высоцкая, старший научный сотрудник отдела фондов Липецкого областного краеведческого музея С давних времен головной убор был не просто частью костюма, но и своеобразным выражением духа времени, вкусов и представ- лений людей, их положения в обществе. В эпоху античностишляпа име- ла чисто практическую функцию. В дорогу древние греки надевали низкую круглую шляпу с полями — петасос (в такой шляпе изобра- жался посланец богов Гермес). Войлочные колпаки без полей — пилосы—носили моряки и ремес- ленники. Рабы не имели права их надевать — такие колпаки счита- лись привилегией свободного че- ловека. В средние века головные уборы становятся предметами роскоши. Их украшали лентами, мехом, перьями и драгоценностями, они должны были символизировать богатство владельцев. Врезультате появлялись причудливые соору- жения, чьи размеры свидетель- ствовали о степени знатности об- ладателей. Например, эннен—вы- сокий конусообразный головной убор знатных дам, сделанный из жесткой бумаги или накрахмален- ного льна, обтянутого дорогой тканью. Чем знатнее дама, тем выше ее эннен. Для принцесс его РАССКАЗЫМУЗЕЙЩИКОВ | Красота требует жертв Когда на голове больше, чем в голове… высота устанавливалась в преде- лах метра, у придворных дам он не должен был превышать 60 см. Входя в помещение с таким кону- сом на голове, надо было присе- дать. Иногда случалось, что богатые заимствовали, так сказать, идеи у бедных. Например, капюшон. Он был сперва частьюпростонародно- го плаща, позже — самостоятель- ным убором крестьян и горожан. Впоследствии приобрел свисаю- щий до пояса башлык и оплечье и в XIII —XIV веках вошел в моду у знати. А с XV века превратился в атрибут шутов и «дураков». В Западной Европе XIV — XV веков вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.Щего- ли надевали иногда одновременно две шляпы—одна была на голове, другая за спиной. Формы и раз- мерыих были разнообразны. Иные шляпы так велики, что надевать их прямо на голову не решались. ВначалеXVI века в моду вошел баретт с плоской тульей ишироки- ми полями. Его носили и мужчи- ны, и женщины. Делался он из дорогой бархатной ткани алого цвета с золотыми нитями, жемчу- гом и драгоценными камнями, украшался пышными перьями, вышивкой, медальонами. Размеры этих головных уборов были иногда весьма внушительные, тогда под баретт надевали скуфью, чтобы он не сползал набок. Позднее само слово несколько изменилось, те- перь оно привычно для нас звучит как «берет». В конце 70-х XVIII столетия, благодаря развитию парикмахер- ского искусства, головные уборы становятся частью композиций, создаваемых для дам придворны- ми парикмахерами. Появляются удивительные причёски, не просто высокие и пышные, но как бы со- ставляющие единое целое с голов- ным убором. Создатель их — при- дворныйпарикмахерфранцузской королевы Марии-Антуанетты Ле- онар Боляр. Дамы носили на голо- ве «клумбы», «вазы с фруктами», «мини-сады» и так далее. Была даже изобретена прическа «а-ля фрегат» в честь победы над англи- чанамифранцузского фрегата «Ля Бель Пуль» в 1778 году. Несколь- ко куаферов во главе с Леонаром Боляром, сооружаяМарии-Антуа- нетте прическу «а-ля фрегат» вы- сотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около десяти часов! Во время сна дамы пользовались спе- циальными обтянутыми шелком деревянными подставками-под- головниками, которые давали воз- можность сохранять прическу в течение долгого времени, держа ее на весу. Некоторые модницы во- обще спали сидя в креслах... В начале XX века мода на при- чудливые нагромождения на голо- ве вернулась. Дамы носили пыш- ные широкополые шляпы, укра- шенные искусственнымицветами, фруктами, птичками и перьями и походившие на переполненные корзины. Может быть, поэтому они получили название корзин (с ударением на «о»). Подобные кон- струкции фиксировались при по- мощи большого количества шпи- лек и булавок, из-за чего в 1912 году городские управыПетербурга и Москвы во избежание травм на- селения запретили допускать в трамваи дам в шляпах с булавка- ми. «Женщина без шляпки — что Эйфелева башня без наконечни- ка», — утверждают утонченные французы. Они считают, что имен- но этот аксессуар способен превра- тить женщину в таинственную, броскую и элегантную, яркую и кокетливую незнакомку. Но мы живем в век высоких технологий, когда во всех сферах главенствует принцип удобства ипрактичности. Это относится к одежде и ее дета- лям, в том числе к головному убо- ру. В отличие от прошлых веков, большинство современных жен- щин уже не придают такого значе- ния шляпе, и многие даже зимой предпочитают обходиться без го- ловного убора. И все же кто-то со- храняет верность шляпке. Сейчас она начинает возвращать свои по- зиции как модный элемент гарде- роба. Один из представителей династии Митиных лепил романовские игрушки даже в годы войны. На фронте в минуты затишья «крутил» свистульки к огромной радости деревенской детворы ” ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА В семье Митиных бережно хранят традиции мастеров романовской игрушки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz