Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

№ 81-82/23959-23960/ 28 АПРЕЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Эта книга шла к читателю ни много ни мало три года. При том, что стихи для нее не писались специально, они уже существовали в творчестве каждой из двух липецких поэтесс — Эммы Меньшиковой (она не только поэт, но и журналист «Липецкой газе- ты») и Аллы Линевой. Почему авторы решили издаться под общей обложкой и как смогли создать такую книгу, которая удивила видавших виды столичных писателей и крити- ков, «генералов от российской литературы», рассказывает одна из участниц презентации Наталья Никанорова. Предыстория, действитель- но, нужна, чтобы читателям стало понятно, как, собственно, книга оказалась в Москве и кто организовал ее презентацию в Союзе писателей России, в знаменитом особняке на Комсо- мольском проспекте столицы, где уже более 40 лет располага- ется правление самой большой и влиятельной писательской организации страны. Найти читателя Впрочем, в наше время по- явление любой книги стихов можно считать событием ис- ключительным. Поэтические сборники не приветствуются издательствами, их не берут книжные магазины: дескать, народ стихи не читает, прошли времена лирики. Однако лю- дей, пишущих стихи, в России с каждым годом прибывает! Знаете, сколько авторов зареги- стрировано на интернет-портале Стихи.ру? Более 300 тысяч! 11 миллионов произведений! И это не единственный портал, где самовыражаются стихотворцы всех мастей и уровней. А сколь- ко литературных сайтов сейчас в интернете! Да что там интернет. На творческих встречах, всегда находятся самодеятельные ав- торы, которые спрашивают: как опубликовать стихи, где издать книгу?Почтикакв томанекдоте про чукчу: мы не читаем — мы сами пишем… Главная задача поэта, уже выпустившего книгу, — найти читателя. Ибо если его не ис- кать, не сохранить как вид, то вымрут и писатели. Вымрет человек. Чтобы этого не произо- шло, писатели не только пишут — в данном случае стихи, но и публикуют их, издают и настоя- тельно предлагают почитать. Итак… Тебе половина, и мне половина… Однако чтобыиздаться, нуж- ны деньги. Поэтому у авторов и появилась мысль: если создать книгу на двоих, можно сэконо- мить. Пусть это звучит слишком прозаично, но куда деваться. Сто тысяч рублей— а примерно столько сейчас стоит издание поэтического сборничка — на дороге не валяются. Но поэты на то и поэты, чтобы оставаться ими в любых условиях. Если уж делать вдвоем книгу, то пусть она будет необыкновенная… «Тебе половина, и мне по- ловина» — такая схема их не устраивала. После долгих раз- мышлений и экспериментов родился проект диалога, пере- клички двух поэтов, выстроен- ный по ассоциативному прин- ципу. Как в разговоре двух друзей, который протекает непринужденно, легко, словно сам собой — от одной темы к другой, от события к его анали- зу и так далее. И такой разговор в стихах сложился у них таким образом: от одного автора к другому читатель переходит на каждомразвороте двух страниц, что даже зрительно создает эф- фект диалога, беседы, продол- жающейся с очередной парой стихотворений. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Почему книгу липецких авторов признали в Москве уникальной Мелодия на два голоса Улыбнулось счастье Кроме собственно работы над книгой, подбора стихов от страницы к странице, много времени заняли поиски издате- ля и людей, готовых финансово поддержать появление сборни- ка. Издатели находились, даже денег не требовали — только подписей в договоре, согласно которому авторы на пять лет переставали быть собственни- ками своих стихов, не получа- ли ни книг, ни гонораров, ни вообще ничего. Выходит, не такой уж это пропащий товар — стихи? На к о н е ц , им у лыб н у - лась удача в лице директора редакционно-издательского дома «Российский писатель» в Москве Николая Дорошенко. Он заинтересовался книгой и взялся за ее издание на очень приемлемых условиях. А ког- да сборник вышел, в Союзе писателей России предложили провести его презентацию в Москве, в том самом актовом зале, где бывали и Шолохов, и Леонов, и Абрамов, и Носов, и Гамзатов, где и посейчас по- являются Распутин, Бондарев и другие известные писатели нашего Отечества. Книга привлекла внимание видных российских критиков, литературоведов, поэтов и даже прозаиков, что для авторов — а отчасти и для организаторов ве- чера — стало неожиданностью. «Просачивание совести» Надо было слышать, как из уст суровых и бескомпро- миссных, убеленных сединами классиков и решительных, отрицающих все авторитеты молодых критиков звучали на- ши—женские! —стихи. Никто никуда не торопился, хотя вечер затянулся на два с лишнимчаса. Вел встречу издатель кни- ги, директор редакционно- издательского дома «Рос - сийский писатель» Николай Дорошенко. Открыл вечер за- служенный мастер русского литературного слова, член Выс- шего творческого совета СП России Николай Сергованцев, назвавший проект «рискован- ной затеей»: и не такие голоса, сказал он, терялись при со- вместном выступлении. Од- нако, по его словам, сильный самостоятельный голос каждого из авторов, характер и судьба спасли положение. Кроме того, в их поэзии он отметил «сильное просачивание совести». Поэт и критик, секретарь правления СП России Алексей Шорохов, бесстрашно ломаю- щий стереотипы и традиции в оценке творчества многих наших классиков и в силу мо- лодостинепризнающийкомпро- миссов в литературной критике, сравнил сегодняшнее существо- вание поэзии с легендарным Ледяным походом Белой Гвар- дии, которая была обречена на поражение и всё же держалась в своем противостоянии до по- следнего ради высоких идеалов служения России. — Прежде с таким опытом я не встречался, — сказал он о книге. — У каждого автора именно свой голос, своя интона- ция стиха. Но оба продолжают классические традиции русской поэзии: Эмма Меньшикова — Ходасевича, Тютчева, Алла Линёва — Бунина. Но самое главное, это, конечно, женская душа, открывающаяся нам в сборнике… Встретимся в «Библиоглобусе»? Василий Дворцов, худож- ник, писатель, публицист, с ходу отринул такое явление, как женская дружба, особенно между творческиминатурами, и предположил, что авторовкниги объединяет нечто иное. А имен- но: служение Слову. В трудные моменты именно женщины «держат платочки», не позволяя миру рухнуть. И Россию право- славную тоже спасали «белые платочки тихие»—матери, вдо- вы, девы, «собой скрепляющие» своды церкви и Отечества. И русскую поэзию сейчас спасают женщины, творящие Слово… Валерий Хатюшин, поэт, прозаик, критик, публицист, главный редактор журнала «Молодая гвардия», назвал книгу абсолютно органичной. Мне казалось, сказал он, что соединить двухженщин в одной книге практическиневозможно, ибо они очень ревнивыне только в личной жизни, но и в творче- стве. Единственное исключение: чем больше талант, тем менее он боится соперничества. Эмму Меньшикову и Аллу Линеву из- начально соединила ПОЭЗИЯ, поэтому и стал возможен такой необычный дуэт. Хотя они очень по-разному строят стих, отметил Дорошен- ко: —Эмма метафизична, начи- нает писать, словно из глубины, из бесконечности, выходя на какую-то решающую деталь, подробность, смысловую точку или многоточие в завершение стиха. А Алла начинает с кон- кретности, детали, становится на крыло и — в завершение стиха — взлетает… Поздравивавторов с выходом книги, Хатюшин предложил из- дателю выйти с тиражом в «Дом книги»наАрбате. Остановились на другом магазине: «Библио- глобусе». Там и презентацию авторам делают, и стихи берут на продажу. Идею поддержали в своих выступлениях москов- ские поэты Валерий Диков и Александр Куваев, смоленский поэт, писатель, критик Олег До- рогань, тульский поэт Валерий Савостьянов. Мы говорим «Липецк»… Особенно запомнилось вы- ступление Николая Иванова, прозаика, секретаря правления Союза писателей России, про- шедшего Афганистан и Чечню: —Занастоящихпоэтоввсегда страшно, потому что они обнажа- ют себя, свою боль и душу. Это прозаик может спрятаться за строчку, за сюжет и героев, до- веривимсвоимыслиипережива- ния.Поэтуспрятатьсянегде,иего лирическийгерой—этовсегдаон сам. Икаждое Слово—его слово, и оно всегда на виду, обнажаю- щее, открывающее. Так писать способен далеко не каждый поэт. И этим отличаются истинные художники, мастера слова. Не- смотрянагрусть,печаль, трагизм мироощущения, отчаянную ду- шевную открытость, я бы назвал этот сборник КНИГА-ВЕСНА. Потому что она светлая, теплая, добрая, потомучто онаистинная. Очень ценно и то, что авторы занимают активную обществен- ную позицию, постоянно вы- ступают на сайте «Российского писателя». И теперь мы знаем о Липецке во многом благодаря Эмме Меньшиковой и Алле Ли- нёвой. Липецк теперь для нас— не пустой звук, это замечатель- ный город, гдеживет поэзия, где есть душа и красота… На струнах души Денис Устинов, писатель- публицист, сын и помощник выдающегося русского поэта Валентина Устинова, назвал книгуинтереснымявлениемдля литературных критиков. Мало того, что в ней, по сути, полно- правно представлены два поэта, два поэтических сборника, так это еще и любопытный арте- факт, самодостаточное явление культуры, сказал он. — Это действительно мело- дия на два голоса, которую авто- ры исполняют на струнах своей души, каждая по-своему. Одной присуща глубокая погружен- ность в литературнуюкультуру, интонационно-размашистая, с элегическим подходом, ма- нера письма, лермонтовское начало. Для другой характерна концентрация поэтического не- рва, собранность. Обе владеют разнообразным ритмическим рисунком, соответствующим строю души автора. Завершил встречу Николай Дорошенко, поблагодарив всех присутствующих и выступаю- щих: в общей сложности слово «держали» 13 человек. —Подобнойкниги,—сказал он, — в современной русской литературе нет, она уникальна. И вполне могла бы служить учебным пособием в литератур- ном институте, других вузах и на факультетах гуманитарной, филологической направленно- стиидаже вшколах. Достаточно ее прочитать — и ничего приду- мывать не надо. Хочу подчеркнуть, что вхож- дение двух липецких поэтесс в российскуюлитературу обуслов- лено не только высокимуровнем поэзии, мастерства. Они актив- но участвуют в литературном процессе современной России — выступают с публикациями и комментариями на сайте, пе- чатаются в литературных жур- налах, общаются с коллегами по перу в разныхрегионах, пред- ставляют свои произведения на всероссийские конкурсыпоэзии и побеждают в них. Важно осознать: вне россий- ского литературного контекста поэт состояться не может. Нель- зя творить шедевры в вакууме, не сообразуясь с тем, как и о чем пишут, чем болеют и страдают сегодня писатели и граждане России. Сегодня и впрямь имена поэтов связывают с их городами, областями. Светлана Сырнева — это Киров, Игорь Тюленев — Пермь, а Эмма Меньшикова и АллаЛинева—Липецк. Ипусть у их замечательной книги будет счастливая судьба. За автографом. На презентации: генерал-майор ФСБ, кстати, земляк авторов, Виктор Порядин с женой и издатель книги Николай Дорошенко (в центре). ФОТО ИЗ АРХИВА ЭММЫ МЕНЬШИКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz