Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 80/23958/ 27 АПРЕЛЯ 2011 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (Окончание. Начало в «ЛГ» № 77 (23955) от 22 апреля 2011 г.) 1.1.2. Организация медицинской помощи сельскому населению В Липецкой области медицинская помощь сельскому населению оказывается 18 центральными районными больницами, 10 участ- ковыми больницами, 37 врачебными амбулаториями, 21 кабинетом ОВП, 24 территориально обособленными центрами ОВП, 407 ФАП. Территориальное расположение участковых врачей, врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов. Компактные размеры области, развитость транспортной инфраструктуры (протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на конец 2009 г. составляет 6062,5 км, густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — 251,6 на 1000 кв.км территории, удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования — 90%) обеспечи- вают возможность в оптимально короткие сроки получать медицинскую помощь. В целом сеть амбулаторно-поликлинических учреждений области соответствует нормативам. В то же время увеличение числа ФАП в соответствии с федеральными нормативами не предусматривается в связи с продолжающимся расширением региональной сети об- щих врачебных практик, отработанной маршрутизацией сельского населения из близлежащих населенных пунктов в центральные рай- онные больницы, наличием развитой сети дорог и надежным транспортным сообщением. Первый контакт сельских жителей со здравоохранением осуществляется на уровне ФАП, участковых больниц и врачебных амбула- торий. В 2010 г. в них обслужено 1429525 посещений. Ежегодно увеличивается количество посещений к фельдшерам ФАП, а также посещений на дому. Это связано с активным привле- чением медицинских работников ФАП к подворовым обходам с целью раннего выявления заболеваний и профилактике обострения хронических заболеваний у хронических больных. Подворовыми обходами в 2010 году охвачено 450000 человек. Во время осмотров проводится санитарно-разъяснительная работа, рекомендации по питанию, образу жизни, уходу за тяжелыми больными, а при необ- ходимости оказывается неотложная помощь. Кроме того, проводится активная патронажная работа. Треть пациентов обращаются на ФАП для проведения различных процедур (инъекции, забор крови и мочи на анализы, иммунизация и др.). В соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 № 1183н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля», от 29.12.2010 № 1224н «Об утверждении Порядка оказания ме- дицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации» на медицинских работников возложены дополнительные функ- ции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактиче- ским осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулезом. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 ФЗ от 12.04. 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» на территории области в целях приближения лекарственной помощи населению удаленных сельских территорий организовано обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные учреждения. В отдаленных сельских населенных пунктах организована выписка и доставка льготных лекарственных средств медицинскими ра- ботниками 172 фельдшерско-акушерских пунктов. В 2011 г. запланирована организация отпуска медикаментов в 10 ФАП. Дополнительное профессиональное образование получили 406 фельдшеров по правилам отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в обособленных подразделениях (амбулатории, фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, отделения общей врачебной практики), располо- женных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. В системе реформирования амбулаторно-поликлинического звена сельского здравоохранения Липецкой области важно дальней- шее развитие оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики, что является перспективным направ- лением модернизации сельского здравоохранения и позволяет решить ряд задач: перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направить имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысить оплату труда специалистов высокой квалификации. Общая врачебная практика создает благоприят- ные условия для структурных и кадровых преобразований в амбулаторном и стационарном звене здравоохранения. Уникальность об- щей врачебной (семейной) практики определяется тем, что врач имеет дело с болезнями на ранней стадии их проявления, использует доступную технологию в диагностике, несет ответственность за здоровье прикрепленного населения, обеспечивает преемственность в медицинской помощи, его деятельность имеет профилактическую направленность. В связи с наличием специальной подготовки врач общей практики осуществляет прием по нескольким специальностям, снижая на- грузку на узких специалистов поликлиник до 10-25%. Центры ОВП обеспечивают эффективное замещение доврачебной медицинской помощи на уровне фельдшерско-акушерских пунктов. В центрах ОВП организована работа дневных стационаров на 97 коек, при рабо- те в две смены — 113 коек. По итогам 2010 г. врачи общей врачебной (семейной) практики обслужили 134085 посещений, в том числе 51777 (38%) с профилактической целью. Кроме того, выполнены 25717 посещений на дому. В рамках реализации приказов Минздрав- соцразвития России от 24.12.2010 № 1183н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Россий- ской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля», от 29.12.2010 № 1224н «Об утверждении Порядка оказания медицин- ской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации» врачами ОВП впервые выявлены 395 больных артериальной гиперто- нией, 161 — ИБС, 106 — сахарным диабетом, 25 — туберкулезом, 63 — новообразованиями. В сельских поселениях с численностью населения менее 50 человек предусматривается организация домовых хозяйств с выделе- нием ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь), и их оснащение необходимы- ми средствами для оказания первой помощи. Для обучения граждан (в виде выездных и иных форм обучения) планируется привлекать силы и средства Липецкого и Елецкого медицинских колледжей, Усманского медицинского училища. Оснащение домовых хозяйств будет осуществляться за счет средств местных бюджетов. В 2011—2012 годах в рамках реализации Программы за счет средств областного бюджета в сельских муниципальных районах за- планировано дополнительное открытие 16 центров за счет реструктуризации и перепрофилирования существующих врачебных амбу- латорий с их оснащением за счет средств областного бюджета в соответствии с Табелем оснащения, утвержденным приказом Мин- здравсоцразвития России от 01.12.2005г. № 753 «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований». 1.1.3. Совершенствование профилактического направления Важной задачей в сфере профилактики и укрепления здоровья является изменение позиции медицинских работников, а также на- селения в целом к индивидуальному здоровью. Эффективность этого направления зависит от интеграции профилактических и оздоро- вительных служб по вопросам укрепления здоровья населения. Важной проблемой является определение стратегических приоритетов в области профилактики заболеваний и укрепления здоро- вья. Инструментом проведения профилактических мероприятий должен стать мониторинг показателей здоровья, распространенности вредных привычек, факторов риска и т.п. Амбулаторно-поликлиническое звено является основной базой для широкого внедрения и тиражирования профилактических ме- роприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни, раннего выявления и снижения заболеваемости социально значимыми заболеваниями. Служба медицинской профилактики Липецкой области представлена: — 5 центрами здоровья на базе ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики», МУЗ «Городская поликлиника № 2» г. Липецка, МУЗ «Городская поликлиника № 2» г. Ельца, МУЗ «Тербунская ЦРБ», МУЗ «Елецкая городская детская больница» (открыт в декабре 2010 г.), созданными в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в соответствии с постановлениями Правитель- ства Российской Федерации от 18.05.2009 № 413, от 31.12.2009 № 1157; — 2 центрами медицинской профилактики (ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики»; Городской центр медицинской профилак- тики города Липецка, входящий в состав МУЗ «Городская поликлиника № 2»); — 6 отделениями медицинской профилактики на базе ГУЗ «Липецкий областной кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Ли- пецкий областной наркологический диспансер», МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер города Ельца», МУЗ «Задонская ЦРБ», МУЗ «Грязинская ЦРБ»); — 28 кабинетами медицинской профилактики, в том числе 16 кабинетами в муниципальных учреждениях здравоохранения, 12 — в государственных (областных) учреждениях здравоохранения; — 14 кабинетами здорового ребенка в муниципальных учреждениях здравоохранения. Все центры, отделения и кабинеты медицинской профилактики оснащены и функционируют в соответствии с требованиями при- каза Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации». В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» Центр здоровья оказывает медицинские услуги следующим контингентам граждан: впервые обратившимся в отчетном году для про- ведения комплексного обследования; обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья; направленным ЛПУ по месту прикрепления; направленным медицинскими работниками образовательных учреждений; на- правленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья; направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья. Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики по месту жительства гражданина. В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствую- щему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. За счет подобной организации маршрутизации пациентов устанавливается тесное взаимодействие центров здоровья и амбулаторно-поликлинических учреждений области. Центры здоровья оснащены оборудованием для проведения скрининговых обследований, организации профилактической стома- тологической помощи, работы кабинетов лечебной физкультуры в полном объёме согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 № 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». На уровне Липецкой области утверж- ден «Порядок организации и финансирования деятельности центров здоровья, в том числе центров здоровья для детей», определены их зоны ответственности (табл.6). Таблица 6 Зоны ответственности центров здоровья на территории Липецкой области № п/п Наименование ЛПУ, на базе которого создан центр здоровья Зона ответственности Численность населения в зоне ответственности, тыс. чел. 1 ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики» г. Липецк (Советский округ) 135,5 г. Липецк (Правобережный округ) 71,4 ИТОГО: 206,9 2 МУЗ «Городская поликлиника № 2» (г. Липецк) г. Липецк (Левобережный округ) 41,5 г. Липецк (Октябрьский округ) 179,2 ИТОГО: 220,7 3 4 МУЗ «Елецкая городская детская больница», МУЗ «Городская поликлиника № 2» (г.Елец) Всего в т. ч. дети г.Елец 110,4 17,7 Елецкий район 28,0 4,9 Краснинский район 14,0 2,6 Становлянский район 18,7 3,4 Лебедянский район 41,6 7,7 ИТОГО: 212,7 36,3 5 МУЗ «Тербунская центральная районная больница» Тербунский район 22,5 Воловский район 14,5 Долгоруковский район 18,8 Задонский район 34,8 Хлевенский район 20,3 Измалковский район 17,6 ИТОГО: 128,5 ВСЕГО: 768,8 Посещаемость центров здоровья в 2010 г. составила 10 на 1000 населения. Выявляемость факторов риска развития заболеваний выше среднероссийских и составляет 789 на 1000 обратившихся (по Российской Федерации — 667,0 на 1000 обратившихся). Все созданные в области Центры здоровья обеспечены в достаточном количестве средствами экспресс-диагностики токсических веществ в биологических средах организма, в том числе котинина, метамфетамина, опиатов, барбитуратов и т.п. В рамках Программы на уровне центров здоровья планируется внедрение психологического тестирования на приверженность к психоактивным веществам. Для улучшения качества трудового потенциала и снижения преждевременной и предотвратимой смертности среди лиц трудоспо- собного возраста в регионе ежегодно реализуются мероприятия по целевому профилактическому обследованию работающих граж- дан. В 2010 г. были обследованы 79597 работников промышленных предприятий (99,9% от плана), 4580 работников сельского хозяй- ства (98,3% от плана). Большое внимание уделяется профилактике заболеваний среди детского населения. Всего в 2010 г. прошли диспансеризацию 201091 ребенок в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе учащиеся школ — 190299 чел., студенты ссузов и вузов — 6669 чел., учащиеся ПТУ — 3226 чел., дети работников промышленных предприятий — 120. С 1998 г. в области во всех календарных возрастах поддерживается эпидемиологически эффективный (95% и выше) уровень при- витости против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, эпидпаротита, полиомиелита и краснухи. С целью профилактики инфекционных заболеваний в рамках дополнительной иммунизации с 2006 года прививками против вирус- ного гепатита В охвачено 53 процента от всего населения области. Дополнительная иммунизация против краснухи позволила снизить заболеваемость в 15 раз, или с 6,52 на 100 тысяч населения в 2005 году до 0,43 случаев в 2010 году; против кори — обеспечить отсутствие регистрации на территории области данного заболева- ния. Заболеваемость острым гепатитом В сократилась в 2,7 раза, или с 3,81 до 1,38 на 100 тыс. населения. Применение инактивиро- ванной полиомиелитной вакцины позволило полностью исключить регистрацию вакциноассоциированных случаев заболевания. В 2010 году сохранялась тенденция к снижению групповой заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопро- филактики. Не регистрировались случаи дифтерии, кори, эпидемического паротита, снизилась заболеваемость коклюшем в 1,5 раза, зарегистрировано 5 случаев краснухи и 1 случай столбняка. Мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок способствуют дальнейшему снижению заболевае- мости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. Ежегодный охват населения профилактическими обследованиями на туберкулез (всеми методами) ежегодно составляет не менее 90% от общей численности населения области. В результате планомерной деятельности общей лечебной сети показатель активной выявляемости злокачественных новообразо- ваний при профилактических осмотрах вырос с 17,6% до 18,7%. До 96% новорожденных проходят неонатальный и аудиологический скрининг в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Амбулаторно-поликлиническое звено организует и проводит дополнительную диспансеризацию работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». За 2009—2010 гг. дополнительной диспансеризацией охвачены 66265 чел. Доля граждан I и II групп здоровья составила соответ- ственно 42,9% и 40,3%. В 2010 году структура первично диагностированных заболеваний представлена следующим образом: I ме- сто — болезни системы кровообращения — 25,9%, II место — болезни мочеполовой системы — 16,2%, III место — болезни эндокрин- ной системы — 13,1%, IV место — болезни глаза и его придаточного аппарата — 10%, V место — болезни костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата — 7,6 %. По результатам дополнительной диспансеризации в 2010 году выявлены 8 больных со зло- качественными новообразованиями, 77 — с сахарным диабетом, 904 больных — с повышенным артериальным давлением. В целях по- вышения мотивации населения к здоровому образу жизни, по результатам диспансерных осмотров работающим гражданам, прошед- шим дополнительную диспансеризацию, на руки выдаются «Паспорта здоровья» с результатами обследований. «Паспорт здоровья» рассчитан на несколько лет и может предъявляться пациентом при обращении в любое учреждение здравоохранения, что позволит медицинским работникам повысить качество оказания помощи на этапе диагностики, а самому гражданину проконтролировать дина- мику основных показателей, характеризующих состояние его здоровья. Важное место в профилактической работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения Липецкой области, учитывая значительную распространенность алкоголизма среди населения, занимает профилактика наркологических расстройств (рис.1). В Липецкой области выстроена эффективная система антинаркотического информирования учащихся на основе «Концепции про- филактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Профилактическая работа осуществляется в со- трудничестве с учреждениями образования, при этом педагоги тиражируют для учащихся сведения, полученные на семинарах с нар- кологической службой. Первичная Направлена на молодежь, родителей. Взаимодействие с организациями и ведомствами, осуществляющими информационно-пропагандистскую деятельность Вторичная Выявление «групп риска» потребителей наркотиков и ПАВ. Мероприятия по снижению рискованного поведения Третичная Медикопсихологическая, индивидуальная и групповая помощь больным наркологическими заболеваниями и созависимым Созданы 5 центров здоровья Из них: 1 детский центр здоровья — 17 первичных наркокабинетов ЦРБ — 3 первичных наркокабинета ЦРБ для детей — кабинет медико-генетического консультирования ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» — 240 коек МУЗ «Елецкий наркологический диспансер» — 50 коек Из них: — реабилитационных — 50 — койки дневного пребывания — 10 — амбулаторно-реабилитационное отделение Центр первичной профилактики наркологических расстройств ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» Рис.1. Организация профилактики наркологических расстройств на территории Липецкой области Наркологическая служба ведет активную работу на популяционном уровне, а также собственные мероприятия с учащимися и мо- лодежью. Доля подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия по отношению к общей численности ука- занной категории, составила: возраст 11-18 лет — 100% (программой предусмотрено 100%), возраст 19-30 лет — 30% (программой предусмотрено 25%). Наряду с информированием о вреде употребления психоактивных веществ наркологической службой ведет- ся работа по профилактике рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией, гемоконтактными гепатитами. Распро- страняются соответствующие буклеты и памятки. В ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» разработаны и ведутся следующие профилактические программы: «Се- мья может и должна защитить ребенка от наркотической опасности» — по подготовке родительского актива, компетентного в принци- пах антинаркотического воспитания; «Поколение NEXT» — по формированию учительского актива, компетентного в проведении ком- плексной антинаркотической политики в образовательном учреждении; комплексная программа по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в учреждениях среднего профессионального образования (включает социологический мониторинг, об- следование обучающихся на предмет употребления наркотиков, групповую тренинговую работу, индивидуальную коррекцию, при не- обходимости лечение выявленных потребителей, информационно-лекционную работу. С целью информационного, методического и консультативного обеспечения деятельности учреждений здравоохранения ненар- кологического профиля по вопросам формирования здорового образа жизни у населения области, включая сокращение потребле- ния алкоголя и табака, в 2009 г. на базе ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» создан Центр первичной профилактики наркологических расстройств. Одним из направлений работы ЛПУ по гигиеническому обучению и воспитанию является организация и проведение занятий в «Школах здоровья». Деятельность «Школ здоровья» на территории области регламентируется приказом управления здравоохранения области от 18.06.2009 № 357 «О совершенствовании деятельности Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Липец- кой области». «Школы здоровья» созданы в составе ЛПУ на функциональной основе на основании приказа руководителя и «Положения о «Школе здоровья». Обучение проводится профильными медицинскими специалистами по разработанным программам. В 2010 г. ко- личество «Школ здоровья» в области по сравнению с 2009 г. увеличилось на 54 и составило 248. В рамках реализации Программы предусмотрены мероприятия по повышению эффективности деятельности созданных центров здоровья, в том числе повышение их посещаемости. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Феде- рации от 31.12.2010 № 1237 «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» запланирована организация деятельности ранее созданных центров здоровья по предупреждению слепоты и наркологических расстройств. Проведение данных мероприятий позволит: увеличить объемы амбулаторных посещений, в том числе за счет повышения мотива- ции населения к профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни, снизить уровень хронизации процессов, инвалидно- сти, смертности, а следовательно, сохранить здоровье, повысить качество и продолжительность жизни. 1.2. Совершенствование скорой медицинской помощи Скорую медицинскую помощь населению в 2009 г. оказывали 2 самостоятельных стации скорой медицинской помощи (в городах Липецке и Ельце) и 25 отделений скорой помощи в муниципальных районах области. С целью повышения качества и доступности скорой медицинской помощи в рамках реализации приоритетного национального про- екта «Здоровье» в 2006—2007 годах за счет средств федерального бюджета в область поставлено 76 ед. автомобилей скорой меди- цинской помощи. Учитывая федеральные поставки автомобилей, а также автотранспорта, закупленного за счет средств консолиди- рованного бюджета области, станции и отделения скорой помощи муниципального здравоохранения за два года получили около 120 единиц современного автотранспорта, благодаря чему автопарк службы обновился на 80%, а сроки ожидания приезда скорой помощи сократились в целом на 13%, или до 25 мин. На станциях скорой медицинской помощи городов Липецка и Ельца внедрены программные комплексы автоматизированных си- стем приема вызовов и оперативного управления работой бригад. Внедрение АСУ позволило привести оснащение диспетчерских служб всех станций скорой медицинской помощи в соответствие с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи». Все подразделения службы скорой медицинской помощи обеспечены современными средствами связи по числу развернутых под- разделений и бригад. В 2010 г. за счет средств областного бюджета введена в действие автоматизированная система управления автомобилями скорой медицинской помощи и реанимационно-спасательными бригадами центра медицины катастроф на базе технологии ГЛОНАСС. В на- стоящее время данной системой оборудованы 9 реанимобилей службы медицины катастроф области и 18 автомобилей бригад интен- сивной терапии станции скорой медицинской помощи г. Липецка. В целях совершенствования медицинской помощи пострадавшим в ДТП совместно с территориальным центром медицины ката- строф разработаны методические рекомендации по совершенствованию организации скорой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и определены зоны ответственности подразделений скорой медицинской помощи при ликвидации последствий ДТП на феде- ральных трассах. В 2010 г. на базе Липецкого территориального центра медицины катастроф создан «Учебный центр по обучению водителей транс- портных средств, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавших в результате ДТП». Для этой цели из Федерального бюджета получены и освоены денежные средства в размере 2 млн.руб., из областного бюджета — 860 тыс. руб. На эти средства закуплены 12 манекенов-тренажеров и приобретено компьютер- ное и мультимедийное оборудование на 12 учебных мест. В рамках Программы предусмотрено продолжение реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступности и повы- шение качества оказания скорой медицинской помощи, снижение летальности больных при угрожающих жизни состояниях. Плани- руется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, внедрить современные системы анализа и управления, улучшить взаимодействие со структурами дого- спитальной помощи и стационарами. С этой целью запланированы следующие мероприятия: — оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим силами фельдшерских бригад, прошедших обучение, и эвакуация в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи; — постепенное расширение объёма скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением вра- чебных бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад; — повышение роли и эффективности использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсив- ной терапии; — обучение основам оказания первой само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, муниципальной милиции водителей всех видов транспорта. В целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению области в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 № 586н «О внесении изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федера- ции от 01.11.2004 № 179» планируется создание на базе городской больницы «Липецк-Мед» отделения экстренной медицинской по- мощи. В 2012 г. запланирована организация единой диспетчерской службы, обрабатывающей вызовы как неотложной, так и скорой меди- цинской помощи, по единому телефону «03». Таким образом, в рамках Программы будут реализованы мероприятия, направленные на сокращение дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь, с 38,3% до 35,5% за счет дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Повышение доступности скорой медицинской помощи будет достигаться за счет реор- ганизации службы, увеличения количества фельдшерских бригад, создания отделений экстренной медицинской помощи, интеграции службы неотложной медицинской помощи и скорой медицинской помощи, ротации кадров. Развитие догоспитального и госпитального этапов СМП позволит обеспечить непрерывность процесса оказания медицинской по- мощи от постели больного до профильных отделений стационаров. 1.3. Совершенствование оказания стационарной медицинской помощи в соответствии с приоритетами Программы на основе порядков оказания медицинской помощи больным, утвержденных Минздравсоцразвития России Сложившаяся в предыдущие годы тенденция роста числа больничных коек, стоимости стационарной помощи, медицинской техни- ки привела к снижению медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности стационарного звена здравоохране- ния. Главными направлениями реорганизации стационарной помощи должны быть: 1) оптимизация объемов стационарной помощи; 2) интенсификация процесса оказания стационарной помощи на основе повышения ресурсного обеспечения каждого случая лечения и внедрения порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Минздравсоцразвития России; 3) дифференциация коечного фон- да по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса с одновременным расширением мощностей стационаров дневного пребывания и дальнейшим совершенствованием стационарозамещающих технологий. Стационарная помощь на территории Липецкой области в 2010 г. оказывалась 54 больничными учреждениями, имеющими статус юридического лица, по 65 специальностям, где развернуты 11213 круглосуточных коек. За период с 2005 г. по 2010 г. круглосуточный коечный фонд сократился на 1884 койки, или на 14%. Обеспеченность населения кой- ками круглосуточного пребывания снизилась со 110,1 до 96,8 на 10 тысяч населения. В 2010 г. средняя занятость койки составила 329 дней в году (в 2005 г. — 325). Планомерная работа по усилению контроля за соблюдением стандартов лечения, интенсификации стационарных методов лече- ния, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи позволила сократить в 2010 году среднее число дней пребывания больного на койке на 12% к уровню 2005 года, или с 14 дней до 12,3. Все стационары области осуществляют госпитализацию пациентов как в плановом, так и в экстренном порядке. Структура мощно- стей стационарных медицинских учреждений в целом соответствуют уровню и структуре заболеваемости населения по соответствую- щим профилям. При анализе объемов оказания стационарной медицинской помощи по причинам, занимающим первые места в струк- туре общей заболеваемости по обращаемости в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Рос- сийской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи в 2009 г., число коек для лечения болезней ор- ганов дыхания составило 13,6% от общего количества коек, для лечения болезней системы кровообращения — 17,6%, для лечения бо- лезней мочеполовой системы — 7,9%, для лечения болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани — 5,9%, для лечения болезней органов пищеварения — 9,3%, для лечения последствий воздействия внешних причин — 5,2%. При анализе показателя работы койки установлено ее достаточно интенсивное функционирование, составившее по итогам 2010 г. 335 дней. Целевые показатели на 2011—2012 годы планируются на уровне 336 дней. В маломощных ЛПУ отдаленных сельских районов показатели работы койки в 2011 году могут не достигнуть нормативных значе- ний. Однако с 2012 года в соответствии с законодательством об охране здоровья оказание медицинской помощи населению перейдет в полномочия субъекта Российской Федерации, что позволит укрупнить данные учреждения здравоохранения и создать более эффек- тивную систему оказания медицинской помощи населению и увеличить эффективность работы койки. В дальнейшем малочисленные узкоспециализированные койки будут выведены из структуры маломощных ЛПУ муниципальных районов и переведены в межмуници- пальные медицинские центры, где будет оказываться медицинская помощь в соответствии со стандартами и порядками. Развитие специализированной медицинской помощи в стационарах области оказывается больным с различными заболеваниями в соответствии с выбранными приоритетами. В Программе отражены направления совершенствования медицинской помощи населению по профилям, обладающим наибольшим потенциалом воздействия на состояние общественного здоровья в Липецкой области, влияющим на основные причины смертности. В рамках реализации Программы предусмотрена дальнейшая оптимизация избыточных круглосуточных мощностей стационаров. Для нормализации объемов стационарной медицинской помощи в 2010—2012 годах запланированы: дополнительное сокращение 1355 круглосуточных коек, уменьшение количества непрофильных и нецелесообразных госпитализаций. С целью сокращения госпита- лизаций будут переведены объемы медицинской помощи в дневные стационары, на амбулаторное звено, активизирована профилак- тическая работа с хроническими пациентами. Программа модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011—2012 годы Продолжение на 6-й стр. a a a a ` ` ` ` _ _ _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz