Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 71/23949/ 14 АПРЕЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Илья Пурчел, агентство «Столица», специально для «ЛГ» Съемки нового сезона «Камен- ской» только-только заверши- лись. К зрителям снова вернут- ся полюбившиеся герои — в том числе и полковник «Коло- бок»-Гордеев в исполнении замечательного актера, народного артиста России Сергея Никоненко. Авторы фильма обещают, что новые серии будут необычайно захватывающими и интерес- ными. И это немудрено — ведь в этот раз сценарий написала сама Александра Маринина, автор романов о Каменской. Сергей Петрович согласился уделить нам время, чтобы рассказать о том, с каким настроением он подходит к своему серьезному юбилею, какие планы он вынашивает и что греет его душу и сердце. Мастер на все руки — Сергей Петрович, вы — известный актер, сценарист, режиссер. Но мало кто знает, что вы еще и основатель музея Сергея Есенина! — Это правда. В 1971 году я сыгралЕсенина вфильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…». И после этого создал музей. Он расположен в Есенин- ском культурном центре, что в переулке Сивцев Вражек в цен- тре Москвы… Есенин, безуслов- но, великий поэт! И когда я его играл, проникся этим челове- ком, этим образом. Изахотелось оживить то время, в котором он жил. Это же так здорово: нахо- дить вещи интересного тебе че- ловека, его эпохи, что-то новое узнавать, говорить с людьми, прикасавшимися к истории... — Трудно было создавать музей? — Основную часть времени заняло не собирание экспози- ции, а «пробивание» этого дела. Наши чиновники — это какой- то отдельный, очень суровый класс, с которым неимоверно трудно общаться и договари- ваться о чем-то. Но, слава Богу, все срослось, и музей работает. Иногда я сам провожу в нем экс- курсии. —Тамбольшая экспозиция? — Огромная — около двух тысяч единиц хранения! Полу- чился памятник целой эпохи! Все предметы быта, все мелочи — вплоть до иголок — все соот- ветствует тому времени! Есенин курил сигареты марки «Сафо». И в последний раз, когда он был на квартире у Анны Романовны Изрядновой — музей, кстати, располагается в ее квартире, — он оставил у нее пачку этих си- гарет. Так вот, я раздобыл эти самые сигареты, и они сейчас выставлены в экспозиции. «Девчонкам — винца» — У вас во ВГИКе был «звездный» курс: вы учились с Ларисой Лужиной, Галиной Польских, Лидией Федосеевой- Шукшиной. Наверное, студен- ческая жизнь была бурная? —Невероятно бурная! Япом- ню эту атмосферу во ВГИКе: в каждом углу что-то варилось и иногда даже закипало! Много творческих споров было — при- чем чуть ли не до драки! Не хватало помещений для репети- ций— репетировали до полуно- чи где придется… — А как вы отдыхали в сту- денческие годы? —Унас все было просто—не то, что сейчас у молодых! Если намечался какой-нибудь празд- ник — мы шли в магазин, по- купали бутылку водки, черный хлеб и докторскую колбасу, а девчонкам отдельно—винца. И это был уже такой хороший, приличный банкет. — А сейчас встречаетесь с кем-нибудь из тех, с кем вы учи- лись? — Ну сейчас уже, к сожале- ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Сергей Никоненко накануне 70- летнего юбилея : «Везде для меня найдется роль» нию, многих нет в живых. С Ларисой Лужиной встречаюсь, пожалуй, чаще, чем с остальны- ми. Еще часто вижусь с компо- зитором Кареном Хачатуря- ном… О хвале и клевете —У вас очень богатая филь- мография: больше 200фильмов. Вы сами-то все их видели? — Ну фильмы практически все смотрел. Но когда речь идет о сериалах — скажем, «Любовь как любовь», где 320 серий, то тут всего не пересмотришь! — Какие фильмы ваши лю- бимые? —Их много. «Люди и звери» и «Журналист» Сергея Гераси- мова, фильм ЛарисыШепитько «Крылья» . Люблю фильм «Странные люди» Василия Шукшина, «Красная площадь» Василия Ордынского — тоже прекраснаяработа. Это все очень серьезные роли и потрясающие фильмы. Есть еще маленькая роль в «Войне и мире» у Сергея Бондарчука — я там сыграл русского офицера. Бондарчук, конечно, удивительный режис- сер и актер! Очень понравилось работать с Михалковым в филь- ме «Неоконченная пьеса для механического пианино»…Одна из самых серьезных моих ролей в девяностые — это, конечно, фильм «Классик» ГеоргияШен- гелия. Эту картину тоже лю- блю… — Что вас может заставить отказаться от предложенной роли? — Разные вещи. Например, отношение режиссера к работе и к актерам. Был в недавнем про- шломтакойслучай: меня,Женю Стычкина и Николая Бурляева вызвал один австрийский ре- жиссер сыграть в своемфильме. Стычкина поселили в номер, окна которого выходили на про- езжуючасть. Он всюночь не мог заснуть, потому что под окнами ревели машины, и попросил переселить его в другой номер. Режиссер счел просьбу капри- зом и сказал, что не будет с Же- ней работать. Я тогда сказал: «Он хочет выходить на работу отдохнувшим, со свежей голо- вой. Он ради работыэто просит!» Арежиссер мне: «Не вмешивай- тесь, это не ваше дело!». Я ска- зал, что в таком случае тоже ухожу с проекта.Авслед замной ушел и Коля Бурляев. Еще бы- вает так, что дают роль, а ты читаешь и понимаешь, что играть нечего: нет драматургии! У Никиты Михалкова в «Нео- конченной пьесе для механиче- ского пианино» мне дали роль Якова, слуги у генеральши Вой- ницевой. ИяМихалкову сказал: «Тут же нечего играть! Не могу же я весь фильм ходить за гене- ральшей с подносом!» В итоге сценарий немного доработали, и все встало на свои места… — Кто ваш главный критик и советчик? — Как писал Пушкин: «Ты сам свой высший суд: всех стро- же оценить умеешь ты свой труд!». Театр, к примеру, тем и прекрасен, что тыможешь всег- да на следующем спектакле сы- грать лучше и интереснее — есличувствуешь, что в прошлый раз что-то не получилось. — А к критике как относи- тесь? — Снова отвечу словами Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…». —Бытует мнение, что любой актермечтает сыграть Гамлета. Вы его сыграли в студенческие годы. Осталась ли у вас роль- мечта? —В русской классике, кото- рую я очень люблю, — столько ролей! У Островского, Лескова, Чехова и многих других. Что ни пьеса, что ни рассказ — везде дляменя найдется роль! Кстати, недавно предложили сыграть в одной из постановок по Чехо- ву... Я все хотел дотянуться до Чехова — попытаться отразить то, что он хотел вложить в свои произведения. Но режиссер был немного другого мнения… — А чего хотел режиссер? — Он считал, что просто так ставить Чехова неинтересно — хотел какую-то свою, современ- ную трактовку изобразить. Я отказался играть в его постанов- ке. «Спорт — дело сложное и опасное» —Как поддерживаете себя в форме? — Делаю гимнастику по утрам. А вот к серьезному спор- ту отношусь с осторожностью — дело это достаточно сложное и даже опасное. Спортом, как и любым другим делом, надо жить. Взять, например, футбо- листов наших: все они очень избалованы славой, деньгами, пиаром всяким. Это им мешает играть по-настоящему. Я дру- жил в свое время с Эдуардом Стрельцовым — так вот он был настоящим футболистом! Он бы и бесплатно играл—потому что в этом был смысл его жизни. —Квопросу о здоровье.Мно- го лет назад вы бросили курить. Как вам это удалось? — На самом деле я и начи- нать не собирался. Во ВГИКе все курили, а мне нравилось быть оригинальным и я не притраги- вался к сигарете. Но когда играл главнуюроль в фильме «Журна- лист», режиссер Сергей Гераси- мов сказал: «Журналисты все курят. Ради реалистичности надо и тебе в кадре курить». Я попробовал—и втянулся, так и началкурить. Апечальнымпри- мероммнепослужилмойдавний друг Александр Абдулов: он курил по пять пачек в день! В пятьдесят четыре года уйти из жизни—это ужасно! Нас это так всех потрясло! И я тогда понял, что пора завязывать. В «Герое нашего времени», где я играл Максима Максимовича, я в одной из сцен должен был ку- рить трубку. Так вот я даже там просто пускаюдым, не втягивая его в легкие. Балуюсь, короче говоря… — Вы следите за тем, какие продукты находятся у вас на столе, в холодильнике? — Это трудно контролиро- вать в большом городе. Продук- ты покупаем на рынке, что-то берем в оптовых магазинах. Своего огорода у нас нет, и вре- мени на него нет—ни уменя, ни у жены. Я занимаюсь работой, она — воспитанием внука. Нет у нас домика в деревне! «Люди разучились понимать друг друга» — А корни деревенские в роду вашем есть? —А какже! Мой дед—дере- венский плотник. 12 детей вы- растил и прокормил, работая одним топором. Это отец моего отца—дед Никанор. В его честь я назвал своего сына. А сын на- звал своего сына в честь своего деда — моего отца. И теперь у нас растет Петр Никанорович — тезка моего отца, Петр Никанорович-второй! — Вы с вашей женой Екате- риной Ворониной уже 40 лет вместе. Есть ли секрет долголе- тия брака? — Я думаю, разводы проис- ходят из-за гордыни. Люди раз- учились понимать друг друга, уступать, прощать. Кто-то про- сто невнимателен, кто-то ищет богатенького мужчину илижен- щину.Но людей-то не обманешь! Если ты прохиндей, то ты им и останешься. А семья — это дело серьезное, тут шутить нельзя. Ведь потомже появляются дети, внуки. Это — огромная ответ- ственность, от которой сегодня многие стараются убежать! — Кстати, ваш внук еще не говорил, кем хочет стать? —Ему всего три года—пока еще не проявляет особой тяги к какому-то ремеслу. Тем более — к актерскому... —А вы бы хотели, чтобы он тоже стал актером? — Я бы хотел, чтобы он стал тем, кем он сам захочет — и ни- как иначе! Вот я не хотел, чтобы мой сын был связан с кино, а он взял да и окончил режиссерский факультет! Породниться с Каменской — В каких съемках вы сей- час задействованы? —Снимаетсяфильм«Бомби- ла» — об одном человеке, под- рабатывающем частным изво- зом. Я играю следователя с оченьнепростойсудьбой... Взял- ся за работу, потому что следо- вателей играл уже много раз. В этот раз попытался сделать об- раз, отличный от «Колобка»- Гордеева из «Каменской». — Вы так давно его играете — не надоела эта роль? — Нет, не надоела. Когда сценарий хорошо написан, то и играть интересно. А новый сце- нарийМарининой очень хорош! В роли Сергея Есенина (1971 год). На съемках фильма «Тема» с Михаилом Ульяновым (1979 год). С мамой Ниной Михайловной. С супругой Екатериной Ворониной. ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕРГЕЯ НИКОНЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz