Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 67/23945/ 8 АПРЕЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Валентина Лобова, заведующая редакционно- издательским сектором об- ластной юношеской библио- теки В 2011 году весь мир отмечает 50-летие первого полета человека в космос — нашего соотечественни- ка Юрия Гагарина. Пол- ным ходом идет подготов- ка к юбилею по всей стране. Особо ждут эту дату в Липецкой областной юношеской библиотеке. Вот уже 10 лет здесь действует Центр космиче- ских знаний. Это уникаль- ное, единственное в регио- не творческое объединение молодежи, увлеченной космосом. Возглавляет его писатель-документалист, автор книги «Архив космонавтики» Александр Артемьев. …А начиналось все 10 лет назад буднично и про- сто. Библиотекари, отмечая участившиеся запросы чи- тателей на книги по косми- ческой тематике, решили организовать клуб, который бы объединил всех желаю- щих, помог найти едино- мышленников, предоставил бы им возможность для не- формального общения, об- мена интересной информа- цией. Так появилось новое направление в деятельности библиотеки. На первом же заседании ГОД КОСМОНАВТИКИ | 10 лет в областной юношеской библиотеке работает уникальный клуб К горизонтам далеких миров были определены основные принципыклуба, которыми должен руководствоваться каждый его участник, — систематическое знакомство с новыми публикациями и популяризация получен- ных знаний среди друзей и родных. Каждое заседание начиналось с обзоров пе- риодической печати, новых поступлений в библиотеку и личных книжных собраний членов объединения. У нас в области живут ветераны, которымдовелось строить космические объ- екты, служить на космодро- мах, запускать космические ракеты. Таквозникламысль о сотрудничестве сжурнали- стами и писателями, исто- риками, специалистами и испытателями космической техники, участниками со- бытий и людьми, близкими героям космоса. Этих лю- дей и стали приглашать на встречи с ребятами. Первыми членами клу- ба стали учащиеся кадет- ских классов школы №14. Затем на заседания стали приходить студенты метал- лургического техникума. Они стали участниками конференций и заседаний, для них читались лекции о развитии и достижениях космоса, готовились тема- тические обзоры литерату- ры, показывались докумен- тальные фильмы о героях космоса. Традиционными в библиотеке стали Декады молодежной книги. Одна из наиболее запомнившихся читателям — «Горизонты таинственных миров», по- священная научной фан- тастике, которую любит, читает и хорошо знает мо- лодежь. Встречи с легендар- ным летчиком, начальни- ком Липецкого авиацентра Александром Харчевским, очевидцем событий на Бай- конуре Александром Моро- зом, писателем-фантастом Виталием Зыковым и дру- гими интересными людь- ми рождали в мальчишках мечты, создавали идеал человека романтической, героической профессии, учили общению, привива- ли любовь к книге и чте- нию. Сегодня многие из бывших членов клуба ста- ли офицерами, инженера- ми, учителями, работают с молодежью. Например, Антон Журавлев, куратор кадетских классов липец- кой школы № 14, Максим Крутиков, старший препо- даватель кафедры приклад- ной математики и информа- ционных технологийЛГПУ, Александр Клюев, член со- вета Липецкой областной историко-патриотической общественной организации «Наследники Александра Невского» и др. В этом году читатели и просто посетители би- блиотеки отправятся в увле- кательную космическую одиссею. В апреле в Центре будет дан старт культурно- просветительскому про- екту «И в космосе мы были первыми». Преследуя цель заинтересовать молодежь космической темой, повы- сить интерес к профессиям, связанным с авиациейикос- мосом, привлечь молодежь к научному и техническому творчеству, библиотекари выбрали необычные формы проведения заседаний. Это и электронные выставки- портреты к юбилеям кос- монавтов, выставки книг и архивных документов, видеолектории о главных вехах космических лет, вы- ездные заседания в учебные заведения города, викто- рины и конкурсы. Все это находит отражение на сай- те библиотеки, где любой желающий может оставить свои замечания, предложе- ния и комментарии. Кульминацией Года кос- монавтики в Липецкой об- ластнойюношеской библио- теке станетДекадамолодеж- ной книги «Гагаринская весна», которая пройдет с 11 по 20 апреля. Ее программа включает мероприятия в формате прямого общения молодежи с людьми, чьи судьбы причастны к космо- навтике, внесшими вклад в пропаганду достижений российской космической науки. Откроет декаду тор- жественное заседание Цен- тра космических знаний «Космическая одиссея: 10 лет пути», которое соберет нынешнихи бывших членов клуба. Несомненный интерес читателей вызовет выстав- ка книг о космонавтике из личной библиотеки Алек- сандра Артемьева. Ребят ждут встречи с очевидцем событий на Байконуре полковником Алексан- дром Морозом, с ветера- ном ракетно-космических войск Александром Лячи- ным. Выездное заседание Центра космических зна- ний пройдет в Липецком авиацентре: ребята посетят музей. Директор музея Вла- димир Масликов расскажет о летчиках-космонавтах, обучавшихся в Липецке. Декадамолодежнойкни- ги подведет итоги проделан- ной работыи определит век- тор дальнейшего движения. Подвиг Гагарина продолжа- ется в грандиозных косми- ческих планах будущего, в самоотверженном труде сегодняшних космонавтов и астронавтов на орбите, в величайших достижениях современной космической науки. А значит, продолжа- етсяисследовательскаяипо- знавательная деятельность нашегоЦентракосмических знаний, который объединя- ет всех, кого манят далекие звезды и миры. ВитяК. Мальчикуисполнилось 11 лет. Не так давно он отдыхал и лечился в санатории. Окреп, ста- рается не отстать от учебной про- граммы, которая все-таки отлича- ется от той, что в учебных классах лечебного учреждения. Становясь старше, мальчик серьезнее отно- сится к оценке своих поступков. Старается с пользой проводить свободное время. Ходит в секцию вольной борьбы и даже посещает кружок... рукоделия. «Каждый мужчина должен сам уметь при- шить пуговицу, заштопать носки, смастерить красивое панно на сте- ну, — считает юный воспитанник детского дома. Хозяйственный, неленивый парень растет. Хотя и побаловаться может, и устроить потасовку со сверстниками. Через это все прохо- дили в свое время. Ни его, ни других братишек и сестренок, которые воспи- тываются в детских домах, мама или другие родственники не навещают. Данила Н. В день нашего при- езда воспитаннику детского дома исполнилось 12 лет. Ощущения радостине было, хотядетиивоспи- татели поздравили Данилу. Мол- чаливый, застенчивый мальчик каждый день рождения не устает ждать и надеяться на встречу с че- ловеком, которому он стал бы сы- ном. Мама умерла, отец, который проведывает его не чаще раза в год, видимо, не собирается налаживать своюжизнь и вернуть себе детей: у мальчика есть младший брат Егор. Данила собирается стать хоро- шим газосварщиком, узнал, в ка- ком училище дают основательные знания и есть общежитие. Серьез- но готовится к взрослойжизни. Чтобы стать сильнее, ходит в бассейн, делает зарядку. Летом, на каникулах, он снова поедет в оздоровительный лагерь. Но ему очень хотелось бы пожить в семье, съездить на рыбалку, поливать цветы, огурцы, помидоры, просто помогать всем. Может быть, кто- то возьмет Данилу на лето? Никита В. Он всегда говорит правду. Даже когда можно промол- чать. Такой характер: бесхитрост- ный, открытый. Учится среднень- ко, скорее, из-за неусидчивости. Шустрый Никита везде успевает. Занимается теннисом, баскетбо- лом. Тренер доволен его успехами иследит занагрузками: умальчика проблемы со здоровьем. НоНикита духом не падает и больным себя не считает.Онсудовольствиемизучает краеведение, обществознание.Свы- бором профессии не определился. Отец Никиты умер. Есть стар- шая сестра и мать. Но им не до Никиты. Скоро воспитаннику детского дома исполнится 12 лет. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Софья Вобликова Совсем недавно американ- ское рекрутинговое агент- ство провело опрос: пред- ставители каких профес- сий считают себя самыми счастливыми. В число лидеров вошли специали- сты в области биотехноло- гий, менеджеры по работе с клиентами и — учителя. Причем авторы исследова- ния отмечают, что в вопросах счастья есть факторы более важные, чем денежные доходы. Так что, возможно, и россий- ские педагоги, проведи подобный опрос в нашей стране, оказались бы солидарны в этом с заоке- анскими коллегами. Пока же можно только гадать, прибавил ли счастья нашим педагогам прошед- ший 2010 год, объявлен- ный Годом учителя. Но вот новые веяния в их жизнь он привнес точно. Об этом свидетельствуют и инициа- тива «Наша новая школа», и проекты закона «Об образовании» и новых федеральных государ- ственных образовательных стандартов для старших классов. Эти два проекта вызвали необычайно заинтересован- ную реакцию общественно- сти, хотя широкомасштаб- ное реформирование систе- мы образования в нашей стране началось не вчера, а еще лет десять назад. Раз- мах преобразований таков, что можно говорить не о реформе, а о революции в данной сфере. Ведь затраги- вают они не только какие-то внешние моменты — смену формы аттестации или вне- дрение новых технических средств в образовательный процесс, но и глубинные основы того, что принято именовать традициями рос- сийскойшколы. Потому что в одном ряду плохо сочета- ются такие понятия, как «конкурентоспособность», «образовательная услуга» и «подвижничество», «служе- ние призванию». Атмосфера в образовании становится суше, более прагматичной, деловитой. Возможно, так и должно быть, учитывая современные реалии. А воз- можно, и нет. Что же думают обо всем этом педагоги Липецкой области? Какие радости и сложности привнесли в их деятельность свершившиеся перемены в отрасли, что они ждут от грядущих? Напри- мер, от повсеместного пере- хода на новые образователь- ные стандарты начальной школы, планируемого на 1 сентября этого года. Уже сегодня по ним— в порядке эксперимента — живут 34 класса в 25-ти образователь- ных учреждениях региона. Одно из них — лицей села Добринка. Участника- миэксперимента здесь стали учитель начальных классов Елена Коробова и ее перво- клашки. — Мне очень нравится работать по новым стандар- там, — делится впечатле- ниями педагог. — Это инте- ресно, открываются новые возможности, новые формы работы. Вначале было очень тяжело. Ведь, говоряпроще, ОБРАЗОВАНИЕ | Будни школы в режиме постоянных реформ Перемены продиктованы жизнью надо было очень многое по- менять в сознании: главная задача учителя теперь не просто дать готовые знания, а научить детей самим их добывать и применять на практике. Нашей с о б е с е днице очень помогли и курсыпере- подготовки, и постоянное самообразование. Пройти обучение и начать самим ис- кать нужную информацию Елена советует и всем своим коллегам, которые этой осе- ньювозьмут первые классы. «Главное—четко понимать, что от тебя требуется, и по-настоящему хотеть реа- лизовать это. Только тогда будет хороший эффект», — считает Коробова. В липецкой гимназии № 12 новые стандарты вне- дряются уже второй год. В прошлом учебном году здесь сделали смелый шаг — попробовали перевести на «новые рельсы» сразу четыре первых класса. — По большому счету, мы не были готовы к это- му, — признается директор гимназии Ольга Уласевич. —Учебная деятельность во- просов не вызвала: учителя у нас квалифицированные, учебники остались теми же. Но вот вторая половина дня… Несмотря на то, что у нас большое количество кружков, организовать еже- недельно по десять часов дополнительных занятий в каждом из четырех классов оказалось проблематично. Резко возросла нагрузка на учителя — раз. Нехватка свободных помещений для занятий — два. И к тому же не все родители были готовы к новому режиму работы, хоть изначально согласи- лись с нововведениями все. До конца года в рамках новых стандартов дожили лишь два класса. Сейчас это уже второклассники, они и их педагоги продолжают жить в том же режиме. А в этом году новые стандарты осваивает лишь один пер- вый класс. Кроме того, гим- назия заключила договоры со специалистами из сферы дополнительного образо- вания, которые и проводят занятия во второй половине дня. Пока все идет успешно. Но вот что будет 1 сентября, когда все первоклассники начнут учиться по новым стандартам? Перед шко- лами, где учеба идет в две смены — а среди них много именно техобразовательных учреждений, что считаются самимилучшими,—очевид- но встанет проблема нехват- ки помещений, где можно было бы проводить занятия второй половины дня. Мож- но, конечно, выходить за школьные стены, но… — Здесь тоже есть во- просы. Музеи или бассей- ны не откроют нам двери бесплатно только потому, что у нас новые стандарты. Значит, нужно дополни- тельное финансирование. И если школы начнут массово привлекать профессионалов из сферы дополнительного образования, то хватит ли их на всех? — размышляет Ольга Уласевич. —Главное, что мыдолж- ны учитывать, — качество образования, — добавляет она. —Именно об этом надо думать прежде всего, пред- лагая ту или иную иннова- цию. Вот сейчас мы вводим третий час физкультуры. Начинание вроде бы благое. Но если учесть нехватку пе- дагогических кадров, весь- ма скромные возможности школьных спортзалов, то эта идея оказывается уже не так хороша. Или взять интегрированные предме- ты. Если химию, биологию, физику, географию объеди- нять в один курс, как это предусмотрено проектом стандартов для старших классов, то уже сейчас надо готовить соответствующих специалистов. Иначе полу- чится просто профанация образования. — Нужны хорошие учи- теля учителей,—продолжа- ет тему учитель математики липецкого лицея № 44 и победитель городского кон- курса «Учитель года-2011» Ольга Иванова. — Да, есть проблема психологической неготовностипедагогов кпе- ременам. Меняться сложно. Я сама лет пять назад была против информатизации, считая, что мела, тряпки и хорошей головы на уроке вполне достаточно, чтобы и объяснить, и увлечь. Сейчас об этом даже вспоминать смешно. Дети изменились, мир вокруг изменился — в своей скорлупе нельзя оставаться. Но учителям надо помочь. Проблем у них сегодня много, они сильно загружены, и заниматься саморазвитиемпоройпросто некогда. Не самое лучшее мате- риальное положение учите- лей — еще одна проблема, влияющая на отношение педагогической обществен- ности к внедряемым ре- формам. И хоть в последнее время, после введения новой системыоплатытруда, сред- няя заработная плата растет (в нашей области, напри- мер, средняя оплата труда учителя в прошлом году составила 12076 рублей, что почти на двенадцать про- центов больше, чем в 2009), данная тема по-прежнему актуальна. Вот и на недав- нем заседании правитель- ства премьер-министр РФ ВладимирПутин поднял во- прос о повышении зарплаты учителей на треть. Сочетание серьезной на- грузки и невысокой оплаты труда отпугивает от школы молодых специалистов. — В городском конкур- се есть номинация «На- дежда», в ней соревнуются выпускники Липецкого пединститута. И в беседе с ними понимаешь, что никто из них в школу не спешит. А ведь это лучшие студен- ты, которые действительно могли бы украсить наше образование. Но и те, у кого успехи похуже, тоже не стоят в очереди к классной ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Милада Федюкина На пороге лета власти Ельца заняты организацией каникул детей. С этого года здесь заработала целевая программа «Организация отдыха детей в каникулярное время». Рассчитанная на 2011 — 2013 годы, она направ- лена на обеспечение отдыха, оздоровления детей и совершенствование материально-технической базы старейшего оздоровительного лагеря «Белая березка». Какпоказывает практика, загороднымлагерямосновная масса школьников (коих в Ельце около 18 тысяч), однако, предпочитает город и посещение лагеря дневного пребы- вания. Во время весенних каникул они были открыты в одиннадцати учебных учреждениях. Предстоящим летом уже появится 19 лагерей дневного пребывания на 2200мест. На отдых детей будет израсходовано порядка 4 миллионов рублей. Еще 400 школьников смогут принять участие в по- ходах и экспедициях, организуемых детским юношеским Центром «Детский парк им. Б.Г. Лесюка». КОРОТКО На пороге летних каникул ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ доске. Кто же придет нам на смену?—спрашивает Ольга Иванова. Этот же вопрос задала участникамитоговой колле- гии областного управления образования и науки пред- седатель городского депар- тамента образования Анна Шамаева. По ее словам, из пяти тысяч работников сферыобразования вЛипец- ке молодых специалистов лишь 217. «Если не будет кардинальных перемен в го- сударственной политике,— отметила она,—направлен- ных именно на улучшение материального положения учителей, то кто будет учить наших детей через пять- десять лет?». И кто, можно добавить, будет воплощать реформы в жизнь? Родителей же, судя по тому, что слышишь в бесе- дах перед классными собра- ниями, волнуют несколько иные вопросы. Образование будет платным, главными уроками станут ОБЖи физ- культура, все делается для того, чтобы загнать детей в училища — вот, вкратце, основные «страшилки», ко- торымищекочут себе нервы мамы-папы. — Самое неправильное, на мой взгляд, что проис- ходит сегодня в обществе, — это то, что люди обсуж- дают нововведения, пере- сказывая пересказы других людей. Думаю, в Липецкой области найдется в лучшем случае несколько десятков людей, которые сами чита- ли тексты стандартов или проект закона «Об образова- нии», — говорит начальник областного управления об- разования инаукиЮрийТа- ран. —Это им, по большому счету, и не нужно. Главное внимание родители должны уделить двум моментам: кто будет учить их ребенка и по каким учебникам он будет учиться. Это самое важное. Никаких серьез- ных перемен для родителей не произойдет, кроме того, что несколько изменится режим учебы детей из-за дополнительных занятий во второй половине дня. Но мое личное мнение: столь острое обсуждение новых стандартов в обществе долж- но послужить сигналомМи- нистерству образования и науки, что вводить их надо с крайней осторожностью. По словамЮрия Тарана, школы нашей области к внедрению новых стандар- тов для начальной ступени готовы. Учителя проходят необходимое повышение квалификации, работают экспериментальные пло- щадки, педагоги делятся опытом. Совсемнедавно, на- пример, прошла региональ- ная научно-практическая конференция, посвященная введению в школах области новых стандартов начально- го общего образования. — Важно, чтобы школы уже сегодня знали, какова будет образовательная про- грамма, которую они сами для себя разрабатывают, а педагоги заранее должны задумываться над тем, как эта программа реализуется в их собственных учебных планах, — подчеркивает Таран. — Нацпроект «Образо- вание» стал лакмусовой бумажкой, которая выявила актуальные проблемы от- расли. Его реализация по- казала неготовность части наших коллег к переменам и их нежелание нести от- ветственность за резуль- таты своей деятельности, — продолжает начальник управления. — Обнажил он и еще одну беду —правовой нигилизм. Законы есть, но их принято критиковать, не исполняя при этом даже наполовину. Когда мы при- ходим с проверкой в школу, это очень заметно. Напри- мер, законом запрещено проводить какой-либо отбор при приеме в первый класс. Но в уставах почти каж- дой пятой школы, особенно городских, такой пункт есть. Или анализируем, как распределяются средства, выделенные на оплату тру- да. Оказывается, на бумаге — одни надбавки за опреде- ленный вид деятельности. На деле же выплачиваются совсем другие и за другую работу. Но положения об оплате труда составляет сама школа! И никто не за- ставляет ее делать все по одномушаблону. Просто так привыкли, так проще. Вопрос квалификации управленческих кадров в образовании — отдельная острая тема в разговоре о ре- формах. Реализациямногих положений, законов требует от директоров школ, руко- водителей муниципальных отделов не просто правовой и экономической грамотно- сти, но и творчества. Прояв- лять же его, учиться, брать на себя ответственность спе- шат не все. — В реализации ФЗ-83 все видят лишь переход в новый статус — автономное учреждение, бюджетное или казенное. Но еще один серьезный пласт закона — формирование государ- ственного, муниципального заказа. Это очень важно: что муниципалитет как учреди- тель закажет конкретному образовательному учрежде- нию, на то и будут выделены деньги. Муниципалитеты нас сейчас просят: помо- гите разработать заказ. Но мы просто не в состоянии это сделать, ведь в каждом районе — своя специфика, и учесть ее проще тем, кто на местах. Коллеги же не- довольны тем, что им самим нужно сделать ихже работу, — говорит Таран. Многие проблемы, от- мечает он, вполне решаемы на местном уровне и даже уровне школы. Просто нуж- но грамотно использовать те новшества, которые прино- сят в образование реформы. Тогда и платить учителям можно уже сегодня больше, идлямолодыхспециалистов создавать более привлека- тельные условия, и даже пресловутая оптимизация — вовсе не закрытие школ, а механизм разумного пере- распределения ресурсов, при помощи которого и во- прос перегруженных школ решить тоже можно. Но отчего все же обще- ство именно сейчас так взволнованно говорит о ре- формах образования? — Нацпроект высветил и лидеров отрасли. Их не- много — процентов 10—15, пожалуй, так и должно быть. Но при этом между ними и всеми остальными — большой отрыв. А дети учатся везде. Поэтому-то без серьезноймодернизации образования не обойтись, — подводит итог Юрий Таран. — Президент РФ Дмитрий Медведев заявил об инно- вационном развитии эконо- мики страны. И все с этим согласны. Но когда говорят об инновационном развитии образования, все начинают говорить: «Нет, нам этого не надо, давайте оставим все как есть». Но нужно дви- гаться вперед, иначе нельзя. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz