Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

6 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму Ведущий рубрики Александр Косякин Счастьем светились лица причастников. Улыбался владыка. Радовалась братия. Прихожане вставали на цыпочки, чтобы лучше видеть и слышать, и алтарь в тот час утонул в цветах... А пышные букеты все несли и несли к амвону, и виновник торжества — а им был в этот день владыка Никон — для каждого находил свое слово... Это были его чада — молодые, старенькие, грешные, но любящие и взволнованные по случаю. Даже у мужчин глаза в ту минуту «были на мокром месте», но это от волнения и от радости за своего отца, такого в этот день счастливого. Из-за цветов не было видно детей, а они льнули к нему, как к родному деду, у которого такая теплая ладонь и всегда полные кар- маны гостинцев. — А это наш Глеб... — обнимал владыка случившегося рядоммальчонку и совал ему незаметно какой-то подарочек. — Спаси, Господи! —шептал мальчишка по-взрослому и по-православному, но от владыки больше не отходил. День ангела архиепископ Липецкий и Елецкий Никон встретил, как и подобает священнику, в храме. В этот день он причастил сотни мирян, что и было главным для архие- рея подарком... С праздником, владыка! И многая Вам лета! Александр Косякин В селе Липовка, что под Задонском, оживает храм Сергия Радонежского. Здесь часто бывала рано ушедшая от нас певица Валентина Толкунова. Сегодня церковь помогает восстанавливать ее подру- га автор-исполнитель Светлана Копылова, собирая средства на своих концертах. Но в Липовке будет восстановлен не только Божий храм, но и фрагменты усадьбы рода Бехтеевых. Эту задачу поставил перед собой созданный два года назад Бехтеевский фонд, воз- главляет который наш земляк, известный право- славный писатель Влади- мир Невярович. Последняя его книга «Певец святойРуси»—о по- эте Сергее Бехтееве — удо- стоена Большой литератур- ной премии Союза писате- лей России. Сегодня Влади- мир Константинович гото- вит второе издание книги. Он только что вернулся из Бразилии, куда ездилвместе со Светланой Копыловой, чтобы решить важную за- дачу — вернуть на Родину, в Липовку, прах поэта, по- хороненного в Ницце. Бла- гословение на этот акт ар- хиепископа Липецкого и Елецкого Никона получено, и вопрос теперь находится на рассмотрении в Москов- ской Патриархии. СегодняВладимирНевя- рович отвечает на вопросы нашего корреспондента. — Вы предприняли та- кое дальнее путешествие. Как говорится, где Липовка и где Бразилия? — Сам Сергей Бехтеев никогда не был в Латинской Америке, а истово любил лишь Россию и ей одной по- свящал свои стихи. Ещё он боготворил роднуюЛиповку и очень хотел вернуться на Родину. Бехтеевский фонд любителей русской старины и москвичка Светлана Ко- пылова, принимающая ак- тивное участие в восстанов- лении родового бехтеевско- го Сергиевского храма в селе Липовка, решили испол- нить волюпоэта. Адля пере- захоронения праха изФран- ции вРоссиюнеобходимо со- гласие ближайших род- ственников, к числу кото- рых принадлежит родной племянник поэта, Алексей АлексеевичБехтеев, прожи- вающий ныне в Бразилии. Вот к нему мы и ездили. — Вы сказали «воля по- эта»... Существует ли его за- вещание на этот счет? — Да, существует. В его стихотворении «Тоска по Родине» есть такие строки: Иль, может быть, исчезнув на чужбине, ИСТОКИ | Прах Сергея Бехтеева возвращается на Родину И будет петь родимый соловей... МНОГАЯ ЛЕТА! Архиепископ Никон отметил день своего ангела РАКУРС Схимники О СОКРОВЕННОМ | Из нашей почты И голубь стережет Дары Стояла на исповеди, волновалась. Потом, когда пришел мой черед, рассказала батюшке о многом, хотя, конечно, не обо всем... И вот он меня спрашивает: «К причастию готови- лась?» «Да!» — уверенно отвечаю, ведь я же только что ис- поведовалась. А он: «А Правила ко Причастию все вычита- ла?» Это было для меня полной неожиданностью. И тогда он пошел в алтарь ипринес эти «Правила»—сугубые молитвы, которые каждый обязан вычитывать, прежде чем идти при- чащаться. Я этого не знала. Но это была моя проблема. Ба- тюшка сказал: «Немогуя тебядопуститькоПричастию—ты согрешишь, да и я с тобою... Ступай готовься...» Помню, была на сердце обида, но потом, постояв у икон, подумав, послушав свое сердце, яуспокоилась.Ипоняла пра- воту священника. Ведь он не допустил меня, неподготовлен- ную, к принятию Тела и Крови Христа! Позже в однойкнижкеявычитала такуюпритчу.Малень- кий мальчик в храме громко смеялся, когда люди причаща- лись. На негошикали, а он, указывая пальчиком на кого-то, говорил: «И у этого гулюшка из ложечки все выклевала...» То есть ребенку было открыто то, что взрослые не видят. Тот, кто недостойно причащается, принимает Дары из Чаши. Но так ему только кажется. Невидимый голубь отбирает Их у него. Теперь я легко представляю себе эту картину. Надежда Бельских, г. Липецк Свои первые четыре дня Лиза прожила в воронеж- ской БСМП, куда по «скорой» привезли ее маму, мою сестру Нину. Она десять лет не могла забеременеть, и вот — преждевременные роды: девочка появилась на свет недоношенной, семимесячной. Но это было не все! Унее обнаружили сразу два порока сердца, да еще менингит и пневмонию. Сергей Бехтеев Владимир Невярович, Светлана Копылова с потомком поэта Бехтеева Алексеем Алексеевичем Бехтеевым От милой родины в изгнаньи и вдали, Безмолвно лягу я в холодной домовине Под чуждым небом чуждой мне земли. Ужель тогда, под крышкой гробовою, В немой тоске не веря, не любя, Поникнув тихо гордой головою, В земле чужой забуду я тебя? О, нет, клянусь нелживыми устами — Итам, во мгле, где буду я лежать, Я буду жить заветными мечтами И встречи радостной уныло ожидать. Когда ж пройдет порыв народной злости И кончит пир прожорливая тля, Прими тогда мои немые кости Под свой покров, родимая земля. Пусть надо мной могучей, юной силой Забьется жизнь и ярче, и полней, И будет петь весною над могилой Родную песнь родимый соловей! —Выдвенадцать лет по- святили исследованиюжиз- ни и творчества поэта. И работа эта продолжается. На этом пути неизбежны открытия... — Вы правы. Не столь давно в роду Бехтеевых поя- вилась первая святая: Свя- щенный Синод Украинской Православной Церкви про- славил летом прошлого года в лике святых инокинюЕле- ну (Бехтееву), могила кото- рой и поныне сохранилась в Киеве в Свято-Флоровском монастыре. Интересно, что эта Христова подвижница в течение пятидесяти лет хра- нила у себя гроб, сделанный руками самого святителя Тихона Задонского. Эту до- мовину святой изготовил для себя, живя в Задонском монастыре на покое. Но по- хоронен был (по причине того, что для архиерейских облачений гроб ему оказался мал) в другом, сделанном елецкими купцами. Соглас- но завещанию инокини, сама она после кончины былапохороненавтомсамом гробе, о чем свидетельствует и надгробная надпись. Среди известных пред- ставителей рода Бехтеевых можно назвать также дипло- мата елизаветинской эпохи Ф. Д. Бехтеева—первого учителябудущегоимперато- раПавлаПервого, талантли- вого русского-советского художника, графика, иллю- стратора, оформителя пуш- кинского «Евгения Онеги- на» — Владимира Георгие- вича Бехтеева, а также отца поэта — видного государ- ственного деятеля Сергея Сергеевича Бехтеева, моги- ла которого находится в селе Липовка.Многиепредстави- тели рода Бехтеевых занесе- ны в ДворянскуюРодослов- ную Книгу. По женской линии Бехтеевы дали Рос- сии критика-демократа Дмитрия Писарева и поэта пушкинской порыМихаила Милонова, путешественни- ка Петра Семенова-Тян- Шанского и бывшего пре- зидента УкраинскойАкаде- мии Наук Александра Бого- мольца. Эти подробности я специально называю, чтобы заинтересовать наших крае- ведов, уделяющих, на мой взгляд, недостаточное вни- мание знаменитому роду, тесно связанному с историей нашего края. — К сожалению, имя русского поэта Сергея Бех- теева до сего времени недо- статочношироко известно и в России. Хотя на его стихи многие поют романсы... — В советское время он просто не укладывался в за- данные идеологические рам- ки (бывший лицеист и кава- лергард, монархист, дворя- нин). Лишь в некоторых фильмах того времени ино- гда звучали трогательные романсы на слова неизвест- ного автора, которымявлял- ся, как теперь установлено, именно СергейБехтеев. Осе- нью и зимой 1917 года ему удалось переслать в То- больск несколько своих па- триотических верноподда- нических стихотворений («Молитва», «Россия», «Верноподданным», «Свя- тая ночь», «Боже, Царя со- храни») плененной царской семье. Стихотворение «Мо- литва» поэт посвятил цар- ским дочерям Великим княжнам Ольге и Татьяне. Текст «Молитвы» своей ру- кой позже переписали как царица Александра Федо- ровна, так и её старшая дочь Ольга. Позже в бумагах рас- стрелянной царской семьи в Екатеринбурге было обнару- жено стихотворение, пере- писанное царевной Ольгой, которой некоторое время и приписывалось ошибочно авторство«Молитвы». Одна- ко после издания в Герма- нии первого сборника Бех- теева «Песни русской скор- би и слёз» вопрос этот про- яснился. — Как принимали вас в Бразилии? Какова судьба потомка рода Бехтеевых? — Племянник поэта Алексей Алексеевич Бехте- ев родился в 1922 году в Сербии. В четырехлетнем возрасте лишился матери. Перед войной успел окон- чить русский кадетский корпус, который, по его сло- вам, был подобием слепка царской России. «Мы все жили там, — вспоминает Алексей Алексеевич,— как одна большая семья: рус- ские, украинцы, армяне, осетины, грузины. У нас были прекрасные педагоги и замечательные священни- ки, такие как бывший во- енный священник Георги- евский кавалер отец Иоанн (Федоров) и известный рус- ский богослов Георгий Фло- ровский». АлексейАлексее- вич прекрасно говорит по- русски (как и все почти по- томки рода Бехтеевых, про- живающие за границей, с которыми мне довелось об- щаться). В Бразилию он попал после войны. Имеет двух сыновей и трех внучек. Две встречив его доме прош- ли душевно, по-русски. Сидели на террасе, за окном которой начинался то ли лес с диковинными деревьями и лианами, то ли настоящие джунгли. У Алексея Алек- сеевича богатая библиотека, и сейчас он очень озадачен вопросом, как всё это можно переправить в Россию. Нам онподарилнекоторые книги и брошюры для будущего музеяБехтеевых, чтоплани- руется создать в Липовке. — Ваша спутница обыч- но не расстается с гитарой... —Действительно, во вре- мя десятидневного пребыва- ния в Бразилии и Аргенти- не были организованы два концерта СветланыКопыло- вой среди местных русских общин. Эта яркая и самобытная актриса и певица (или как она сама себя называет: «ав- тор и исполнитель песен притч и баллад») за послед- ние несколько лет стала во многих регионах России и вне её очень популярна, осо- бенно среди православных христиан. Со своими кон- цертами Светлана побывала уже почти в 20 странах мира. В Бразилии и Аргентине её выступления прошли очень успешно. Но концер- тыздесь были, конечно, бла- готворительные. НАША СПРАВКА Сергей Сергеевич Бех - теев , автор 10 поэтических сборников , похоронен в 1954 году в Ницце на русском кладбище Кокад . В эми - грации жил очень скромно и уединенно . В течение 16 лет был старостой русско - го домового храма во имя Державной иконы Божьей Матери . На свои скромные средства он лично изготовил иконостас для этого храма , а также храма во имя преп . Серафима Саровского . Александр Иванов Землетрясение в Японии достигло и России. И вот уже обнажились разломы в воспитании и культуре. Обнажи- лись трещины в демографии (итоги последней переписи — повод задуматься). Дальние толчки вызвали колебание умов и досужие разговоры о вечном. …Сначала в трещину угодил известный режиссерНики- та Михалков, попенявший японцам на безбожие. Дескать, природный катаклизм — кара за то, что они за делами мо- дернизации и урбанизации забыли о заповедях. Если бы Никита Сергеевич порассуждал об этомнепростомпредмете за обеденным столом у себя на даче на Николиной горе, тогда это было хотя бы объяснимо. Но сказано это было со сцены при большом стечении народа и прямо в телекамеру. Общество не простилоМихалкову его сентенций, и он пожал бурю. И поделом — нельзя рассуждать о трагедии народа походя да еще в позе ментора. Даже если ты и знаешь (как тебе самому кажется) Истину. Налицо сценическое наруше- ние триединства — места, времени и действия. … Чем зловещее становилась тень Фукусимы, тем аза- ртнее вещали всякие ворожеи, прорицатели, кудесники, экстрасенсы и колдуны. Для астрологов, шаманов, чрево- и просто вещателей наступило время жатвы. Многие из них стали вызывать дух Ванги и добились от него (от духа) того, чего хотели... Наиболее продвинутые и нетерпеливые объ- явили, что конец света наступит уже в этом году. И запас- ливый народ затарился на всякий случай солью и спичка- ми. При этом оказалось, что этой соли на антресолях еще с прошлого прогноза завались. Ужсколько их было, этих про- рочеств — с указанием дней недели и даже часов. Всякий православный знает, что за каждым таким про- гнозом стоят темные силы. Если речь не идет о помрачении рассудка очередного Нострадамуса. С точки зрения христи- анского мировоззрения, любой человек, который называет дату конца света, лжец. Если сказать проще—проходимец. Потому что обо всем этом сказано в Вечной Книге — Еван- гелие. Откроем главу 24 от Матфея. Вот слова Иисуса Хри- ста: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небес- ные, а только Отец Мой один». … Земные колебания обострили болезнь, имя которой гордыня. Профессиональная стриптизерша Волочкова, упо- требив всю фантазию на фотосессии, истратив задор на политический блеф, начала клеймить Церковь и заступать- ся за... геев. Тактично ответил балерине глава синодально- го отдела по взаимоотношению Церкви и общества протои- ерей Всеволод Чаплин. Он призвал (прежде всего как священнослужитель) пожалеть и геев, и бывшую балерину. «Нужно относиться к ним с жалостью и состраданием, по- стоянно говоря им: подумайте о своем будущем, измените свое поведение, так вам будет, бесспорно, лучше и в этой жизни, и в будущей. Госпожу Волочкову тоже, наверное, стоит пожалеть, ведь в последнее время она, на мой взгляд, подает признаки внутреннего беспокойства, какой-то неу- строенности», – заявил священник «Интерфаксу». Он заметил, что Волочковой «очень нравится отовсюду выходить». «Вышла из «Единой России», кто-то написал, что вышла из Церкви, будем надеяться, что не выйдет из человечества, а то покинет его, объявит себя цветком или эльфом, и всемнамбудет горько ипечально от сознания того, что мы так и не смогли ее по-настоящему к человечеству привязать». Междутемподземныетолчкинаостровахпродолжаются... ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | В головах очередное брожение Время жатвы прорицателей Игорь Добролюбов Есть две жизни. Две правды. Два мира. Один из них — монашество. Тот, кому удивительно видеть человека в рясе, тот, кого гложет вопрос: «и зачем он заточил себя?» — вряд ли ведает, что явлению этому века, что первые затворни- ки появились еще в IV веке в Египте. Кроме обыкновенного правила, инок клал по две, а то и по три тысячи поклонов за день. А для «самоумерщ- вления», кактогда говорили, каждыйчернецносилжелез- нуюброню(аналог современ- ных бронников, но не для за- щиты, а для «утяжеления»), железные вериги на ногах да еще острую власяницу. Изжитияместночтимого святого Иллариона Троеку- ровского узнаем, что он уже вмолодые годыистязал себя, умерщвляя плоть. Однажды во время Великого поста за литургиейвхраме инокупал в обморок, потомучтоничего не ел 18 дней. И люди увиде- ли на нем тяжелые вериги и сорочку из медной проволо- ки. Тело его было изранено. А так как обувь Илларион не носил, его босые ноги от ветра и холода были изре- заны глубокими кровавыми рубцами. Сегодня, конечно, вла- сяницу да вериги не носят, но в остальном, и в главном, смысл иночества не изме- нился. Он—в ежеминутном общении с Господом. Мир теперь все время ря- дом, он дразнит соблазнами, он чадит на прилепившей- ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА ВЕРА Велики дела твои, Господи! Врачи сами порекомендова- ли срочно покрестить ребен- ка. Пока не поздно... Мы обратились к иеро- монаху Задонского Богоро- дицкого монастыря Сера- пиону, батюшка быстро со- брался и мы поехали. Он покрестил Лизу прямо в боксе больницы и прича- стил. А выйдя сказал: «Ве- руйте и молитесь». А что нам оставалось? И тут сразу начались чудеса. Когда я поехала на- вестить мать с ребенком, в такси на лобовом стекле увидела иконку Николая Чудотворца. Ему и моли- лась всю дорогу. Акогда мы дождались врача, услыша- ли: «Уже два часа ваша де- вочка дышит самостоятель- но, аппарат искусственного дыхания отключен.Можете даже пройти к ней». Нина стала верующей в одночасье. Она по собствен- ному зароку бросила курить и каждыймесяц заказывает Лизе сорокаусты. Девочке сейчас два с половиной го- дика. Она ходит, улыбается и любит «мерить лужи». Но самое главное — врачи сня- ли с нее диагноз «порок сердца». На дняхмысоборо- вались в Задонске, где требу проводил наш батюшка Се- рапион (он теперь игумен). Рассказали про «его» крест- ницу и увидели счастливую улыбку. «Почаще теперь причащайте Лизу!»— ска- зал он. Мы так и делаем. Елена Юрова, г. Задонск ся к монастырской ограде автостраде дорогими ино- марками, он вламывается в несуетную жизнь молодым щенячьим восторгом любо- пытствующих и озорными девичьими взглядами, он напоминает о себе газетами иИнтернетом, отвлекая, уво- дя, мешая... И монахи, как могут, по-своему оберегают свой дом от этого «наше- ствия мира». В Задонском Богородицком вывешивают табличку, запрещающую яркий макияжи брюки (для женщин). Убедительно про- сят выключать при входе в храм мобильники и не мешать службе кино-, фото- съемками. Входя в положе- ние, уже у монастырских ворот не подготовившимся, не ведающим, не думающим выдают ... платки и юбки. Но это только видимая часть жизни обители. Люди воцерковленные, уже на- шедшие дорогу к Храму, спешат не только к дорогим иконам, но и за советом и по- мощью — к опытным мона- хам.Асамыеопытныеизних — схимники. В Задонском Богородицком монастыре их несколько. Вот они на снимке, самые умудренные, самые опытные и самые … молчаливые. ПЯТНИЦА , 8 АПРЕЛЯ 2011 № 67 (23945)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz