Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Рома Б. 28 марта Роману ис- полнилось 11 лет. Внимательный, ласковый мальчишка уважитель- но относится к взрослым, интере- суется, чем может помочь. Любит рисовать и играть в футбол. А еще ждет, когда бабушка позовет его в Москву на каникулы. Она не планирует взять его под опеку или усыновить, но и этими редкими возможностями пожить в семье он очень дорожит. У Ромы есть братья и сестры. Но они живут в других детских домах. Аня П. Мечтает поступить в медицинский колледж, чтобы стать медсестрой, а еще —освоить профессию массажистки. Анюта болеет редко. Учится средне. Ей нравятся уроки литературы. Чи- тать серьезные произведения — Толстого, Лермонтова, Пушкина, Достоевского—девочке пока рано, но о таких писателях она знает. Любит животных. В школе-интернате Анюта научилась вязать. Сейчас закан- чивает шарф — яркий, веселый. «Он весенний, поэтому должен быть желтым, как солнышко, голубым, как небо, зеленым, как трава. А красный цвет будет согревать горлышко,—рассказывает девочка,—я его подарить хочу». Кому — секрет. К сожалению, Ане ничего не известно о своих родных. Так что каникулы она пока проводит в лагерях или детском доме. ИгорьШ. Игорю 13 лет, он уже подросток. Но до сих пор ждет, что найдутся родители и будет у него семья. Любознательный, деловой мальчишка. Учится хо- рошо. Очень подвижный, хозяй- ственный. Не реагирует на тех, кто пытается спровоцировать драку, задеть за больное. В детском доме, куда попадают не от хорошейжиз- ни, случается всякое: боль, обиды, тоска. Игорь это понимает. Поэтому старается постоянно занять себя интересным, полезным делом. Играет в волейбол, баскетбол, теннис. Читает. После смерти ба- бушки проведывать его некому. У старшей сестренки хватает других забот и мало средств, а младшая живет в другом детском доме. Как сказал Игорь, учится она хорошо и никогда не забывает позвонить, что- бы поздравить с праздником или днем рождения. Зовут ее Марией. По поводу усыновления, опеки, создания приемной семьи выможете обращаться потелефонамуправления образования и науки области: 32-94-17, 32-94-19. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото № 62/23940/ 1 АПРЕЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | Инновации в жанре антиутопии Сага о форсайте В недалеком будущем вам будет предложено сда- вать экзамены и получать лицензию (!) на право быть родителями. Ну, как на водительские права. Даже если ребенок у вас уже есть. Провалили экзамен — ре- бенка отберут. Дети будут сами выбирать себе семью или даже несколько семей, кому как больше понравит- ся. Для детей будут созданы особые города, оборудован- ные по последнему слову техники, где с ними будут заниматься специально под- готовленные кураторы. «Не- компетентных» родителей будут стерилизовать и пред- лагать им ребенка-робота. Полагаете, я переска- зываю вам фабулу како- го-нибудь научно-фантас- тического романа, анти- утопии? Воспаленный бред больного воображения па- циента психиатрической лечебницы? Программу неофашистов? Ошибаетесь. Это форсайт-проект «Дет- ство-2030», подготовленный фондом «Мое поколение» и Международной методоло- гической ассоциацией. Так сказать, стратегия, направ- леннаяна защитуиразвитие наших детей, на создание в ближайшем будущем кон- курентоспособной нации. На самом сайте фонда все расписано очень красивы- ми и правильными общими фразами. Песня, а не проект! Но вот если заглянуть в сам текст, проанализировать прилагающуюся«дорожную карту», где все «инновации» распределеныпогодам, тогда можно будет сформировать подлинные задачи проекта. В образовании предпо- лагается переход на чипиза- циюмозга детей«для связи с глобальнымиинформацион- но- управляющими сетями» (это к две тысячи тридцато- му году). Введение обяза- тельного лицензирования и экзаменов на право вос- питания собственных детей. Генная модификация че- ловека с целью повышения его способностей. Отказ от ШУТКИ В СТОРОНУ | Не первоапрельские размышления в День всех дураков Лифт наверх Виктор Грибачев Ведущим мировым произ- водителям спортивной формы следует обязатель- но рекламировать ее в московских больницах. Это мне казалось, что причина, по которой я по- пал в один из столичных стационаров, есть редчай- ший случай в медицинской практике. Поэтому заранее соболезновал себе. Изавидо- вал врачам, которые позже, на профессиональных сим- позиумах и даже в кругу се- мьи, будут рассказывать об успешном лечении больного N и его героическом поведе- нии на операционном столе. За что сорвут заслуженные аплодисменты, получат пре- стижные награды там, где их дают, и праздничный салат «оливье» на домашней кухне. Из этих мечтаний меня быстро вывел лечащий врач, мужчина лет сорока, ко- торый в течение минуты обрисовал мне мое самое светлое будущее. Онождало меня после простейшей — в представлении врача—опе- рации. Вытащив из сумки минимальное количество предметов гардероба и про- верив, взял ли я зарядное устройство для «мобильни- ка» — забыть его сегодня страшнее, чем в советские времена в день получки не заплатить партийные взно- сы!—переоделся. Вкоридор я вышел в рубашке, заправ- ленной в «настоящий «Ри- бок», спортивные штаны, которые дома надеваю раз в месяц: выйти во двор и под- качать слегка «травящие» колеса машины. Первый же встречен- ный мной человек щеголял в красном тренировочном костюме «от «Найк». Вид у страдающего полнотой мужчины был грустный и задумчивый. Вместе мы по- дошли к лифту и спустились на первый этаж — так я и проследовал занимвподвал, где находилась «куритель- ная комната». В помещении «квадратов» на двадцать по четырем углам были по- ставленыкруглыежестяные урны размером с пятидеся- тилитровую бочку, вдоль одной из стен стояла обшар- панная скамейка примерно на трипосадочныхместа. Не следует на пачках сигарет рисовать череп и кости, что- бынавсегда убить в человеке желание отравить себянико- тином: надо дать подышать ему в этом подвале не более пятиминут без противогаза. Зато на собравшихся здесь пациентов больницы глоток сизого дыма действовал про- сто живительно. —Опять показывалипро переустройство Москвы, — обращаясь к соседу, про- изнес мужчина с повязкой на горле. Понятно, он тоже был одет в спортивные брюки. Черные, с белыми лампа- сами и не первой свежести. — А Лужков сказал, что Батурина, если бы не была его женой, так была бы еще богаче, — не к месту про- демонстрировал эрудицию еле хрипевший его сосед, носивший классически вы- тянутые на коленях темно- синие «треники» без опозна- вательных знаков. — А Со- бянин стал увольнять всех чиновников. Дал команду «фас» — и все тут! Пациент-«Найк» с моего этажа выдохнул табачный дым и тут же среагировал грамотным монологом: — Надо исследовать ка- чество асфальтового покры- тия. В нем много песка, но песок ведь нужен чистый, а у нас закатывали откуда по- падя, деньги зарабатывали. — Я про песок знаю, его берут вместе с глиной, а по- том, когда она промерзнет, асфальт гулять принимает- ся, — подхватили «трени- ки». — Все равно, пока не дадут командыразобраться, ничего не будет. — А я и не говорю, что будет, у нас откатына строи- тельстве дорог 60процентов, — заверил «Найк». Вошедшая сильно бе- ременная девушка носила свои чистенькие зеленые спортивные штаны с мар- кировкой «Адидас» очень элегантно: они не обвисали на ней так, как на других участниках «ток-шоу». Ей уступили место на лавочке, дали прикурить, и беседа продолжилась. — Мы французский ко- рабль «Мистраль» купим, — изложили свое видение мировых проблем «лампа- сы». — Будто у нас сделать не могут... Неподготовленная к обсуждению проблем оте- чественного оборонно - промышленного комплекса аудитория не поддержала новое направление беседы. Беременная задумчиво по- смотрела на нас, загасила окурок о край бочки и не- спешно вышла. Наступила пауза, разговор не возоб- новился даже по прибытии молодой женщины, пре- зревшей тренировочные штаны ради оранжевого в черную поперечную поло- ску халата. После того, как она закурила, все выжида- тельно посмотрели на нее, надеясь, что она предложит достойный для обсуждения предмет. Ничего не вышло, «халат» равнодушно смо- трел мимо всех на грязную зеленую стену. — Теперь все водители «маршруток» экзамен по русскому сдавать будут, — отчаянно попытались возо- бновить затихший диалог «лампасы». — Ну да! — радостно прохрипели «треники». — Я вот, когда на маршрутке надо ехать, сначала смо- трю, кто за рулем. Наш или украинец—сажусь, а если с Кавказа—ни-ни, ониездить не умеют. Начавшуюсябыло беседу о подлинном интернациона- лизме и понимании термина «толерантность» прервал металлический звук. Все за- тихли. Сначала на лестнице, ведущейвкурительныйпод- вал, появились голые ноги, затем перед нами в полный рост предстал крупный, спортивного вида мужчина лет тридцати пяти. Вправой руке он держал железную треногу с подсоединенной к его руке капельницей, а в левой — пачку сигарет. Одетый в светлые шорты, он полностью выпадал из нашей компании. Все обладатели разно- мастных спортивных шта- нов быстро переглянулись и потянулись к выходу. Пока мы поднимались двумя про- летами лестницы, ведущей из подвала, «спортсмены» преображались с каждой пройденной ступенькой. Только чтомы, гордые и уве- ренные в себе люди, знатоки политико-экономической ситуации в России, готовые переступить через боль ради того, чтобыузнатьпоследние новости, как и положено, превращались в грустных и согбенных пациентов. По- сле выхода из курительной никто не проронил и слова. Перед дверью лифта я огля- делнедавних«спортсменов»: лица у всех были печальны- ми, а грусть в глазах вобра- ла в себя все переживания больных, когда-либо нахо- дившихсяв этомстационаре. На каком-то этаже лифт остановился, и в кабину вошла одетая в белый ха- лат женщина, по виду и по возрасту — не медсестра, а врач. Автоматические двери закрывались очень медленно, и все мы успели услышать громкий младен- ческий — а потому страшно пугающий — крик. Прежде чем створки дверей оконча- тельно сомкнулись, я успел прочесть вывеску над вхо- дом в отделение: «Детская реанимация». ...Лифт наверх, к осво- бождению от недуга лежал через больничную палату, в которой все равны: и те, кто облачен в спортивную фор- му, и те, кто носит светлые шорты. детско-родительской любви как заблуждения и атавиз- ма. Отказ от установки«дети растут в семье» (это уже к две тысячи двадцатому). Отказ от добропорядочности и поддержки престарелых родителей, поскольку они не повышают нашу конку- рентоспособность. Отказ от стереотипа «дети должны разделять ценности своих родителей». Передача детей «неуспешных» родителей в «компетентныевоспитатель- ные сообщества», поскольку семейная структура резко тормозит их развитие (к две тысячи двадцать пятому). Управление способностями и«характеристикамидетей» посредством их програм- мирования. Упразднение традиционной семьи с за- меной многообразием форм семейной жизни. Это, если, так сказать, коротенько. Пожалуйста, не крутите пальцем у виска и не выдер- гивайте в ужасе последние волосы на голове. Я пони- маю, что первая реакциямо- жет быть именно этих двух типов. Лучше задумайтесь. То, что вы об этом ничего не знали, не означает, что этого нет. Проект был представ- ленв числе другихпрошлым летом вШанхае на выставке «Экспо-2010». Я не рискну взять на себя смелость единолично критиковать столь «про- грессивные» разработки. Может, я совсем уж косная и устаревшая. Может, мой интеллектуальный уровень не позволяет оценить все достоинства предлагаемых инноваций. Просидела, по- нимаешь, всю жизнь в Ли- пецке, воспитывала ребенка без всякой лицензии, как Господь на душу положит, а туда же, лезу подвергать сомнению исследования со- временных ученых. Ладно, заручимся мнением спе- циалиста. Моя собеседница — сотрудник липецкого Центра глубинной психо- логии Ольга МЕДВЕДЕВА. — Ольга Николаевна, вы детский психолог, вам, как говорится, и карты в руки. Ваши впечатления от проекта? — Сказать «кошмар» — значит, ничего не сказать. Даже если отбросить фан- тастические идеи о чипиза- ции и генной модификации детей, все равно страшно представить себе послед- ствия от радикальной ломки самих семейных традиций и традиционных ценностей. Точнее сказать, я как пси- холог очень хорошо себе эти последствия представляю. — Ав т оры про е к т а утверждают, что к две ты- сячидвадцатому году тради- ционная семья разрушится окончательно. А потому должен произойти переход к «множественным семей- ным формам». Это могут быть «гостевые» семьи, могут быть несколько семей одновременно и вообще любой вариант, который по- нравится ребенку. Дескать, ребенок самдолжен решать, где и с кем ему жить. И ссы- лаются они в первую оче- редь на большое количество разводов и так называемых «материнских семей». — Вот уже здесь не со- глашусь. Что такое тради- ционная семья?Папа, мама, ребенок. Допустим, родите- ли развелись или женщина родила без мужа. Но в роду все равно есть мужчина, ко- торый и займет место отца! Это не значит, что он будет ежедневно заниматься вос- питанием ребенка, но как мужчина он будет присут- ствовать в семье, полороле- вые отношения сохранятся. Я вообще не знаю ни одного цивилизованного общества, которое бызаявило об отказе от традиционной семьи. Да, после развода родителей у ребенка могут возникать психологические проблемы, но это повод, чтобывсемерно укреплять семью, а не отка- зываться от нее. — Вообще родители в проекте «задвинуты» куда- то на самый «задний двор». Нам предлагается забыть о наших взглядах, прин- ципах, воспитании, опыте. Забыть о существовании общественного мнения. И все это для того, чтобы пре- доставить ребенку полную свободу для самоопределе- ния. Но есть, по-моему, и еще одна подспудная при- чина, которую сами авторы формулируют так: «сломать старую идеологическую па- радигму». — Знаете, у меня впе- чатление полной неком- петентности этих авторов. Они ссылаются на какие- то исследования, но при этом не указывают никакой статистики. По принципу «одна бабушка у подъезда сказала». Они сами не очень понимают, о чемпишут. Как ребенок может сам опреде- литься, что такое хорошо, а что такое плохо, если у него нетжизненного опыта? Да и получая этот опыт в песоч- нице, в детском саду или в школе, он все равно возвра- щается с ним в семью и там уже происходит анализ, ин- теграция с родительским и в итоге кристаллизация его личного опыта. Акакможно сознательно отказываться от вековых нравственных ценностей? Фактически это означает отказаться от веры, от христианских заповедей. — Так нас ведь и упре- кают в том, что у нас модель «оградительного детства». То есть мы ограждаем детей от плохого, вредного, опас- ного, вместо того, чтобы предоставить им свободу выбора. По мнению авторов проекта, детство должно быть«компетентным».Ины- ми словами, ребенок сам решит, что ему делать: пить пиво или куритьмарихуану. Попробует ирешит. Впроек- те, правда, ещепредлагается модель «прикольного дет- ства», но я так толком и не поняла, что это такое. — Для любых родите- лей естественно ограждать своих детей от опасности и передавать свой опыт. При- чем это не только у людей, это и в дикой природе. Это закон сохранения жизни. Знаете, что самое ужасное в предлагаемых «инноваци- ях»? Из проекта полностью исключена эмоциональ- ная составляющая. Эмоции матери, эмоции ребенка в расчет не берутся. Дети будут расти в «воспита- тельных сообществах» под наблюдением кураторов. Фактически, те же детские дома, но только хорошо тех- нически оснащенные. Дети без любви. А вы знаете, что девяносто процентов вы- пускников детских домов демонстрируют негативное, асоциальное поведение? Потому что невозможно вос- питать без любви. —А о воспитании в про- екте речь вообще не идет. Главная задача — дать че- ловеку максимальный объ- еминформации. Для этого и предполагается вживление чипов. Нужен тебе курс высшей математики — ты его за секунды себе в мозги закачал. Так что с россий- ской педагогикой, считайте, тоже покончено. Любой профессией, как утвержда- ют «форсайтчики», можно будет овладеть виртуально. — При этом почему-то не учитывается, что для по- лучения знаний даже через Интернет необходима мо- тивация. А зачем получать какие-то знания, когда в том же Интернете можно просто играть? Меня еще потрясло то, что момент «выхода во взрослую жизнь» каждый тоже должен определять себе самостоятельно. При- чем это можно будет сделать в период от четырнадцати до тридцатилет.Представляете жизнерадостных недорос- лей, которые до тридцати будут жить в «городах дет- ства»? Разве можно рассчи- тывать на то, что эти «дети» создадут потом свои семьи, сами захотят иметь детей? Если же говорить об образо- ванииипедагогике, то стран- но напоминать очевидное: педагогиграетколоссальную роль не только в профес- сиональной подготовке, но и в становлении личности. Опять же, если вспомнить: у гениальных ученых были гениальные ученики. Ну о генияхнам, похоже, придет- ся забыть, несмотря на всю генную инженерию. —Вот выговорили, что в проекте начисто отсутствует эмоциональная сторона, от- сутствует любовь. Скажите как детский психолог, чем еще это грозит? — Нам когда-то показы- вали документальный аме- риканскийфильм.Малыша, которому чуть больше года, на неделю отдают в специа- лизированное учреждение. В семье все хорошо, просто маму отвезли в роддом, а папа работает и не может с ним сидеть. Камера фик- сирует дикую истерику в первые дни. Потом малыш пытается адаптироваться. К концу недели он замыкается в себе ине реагирует на окру- жающих. Когда его привоз- ят домой, он категорически отказывается идти на руки к матери. Поверьте, даже такая кроха расценивает это как предательство, потому что безумно нуждается в материнской любви. Если же вестиречьопоследствиях отсутствия такой любви, то можно начать с состояния тревожности у ребенка и закончить нарушениями в психическом развитии и психосоматикой. Что же касается этих «воспитатель- ных сообществ», то там бу- дут расти биороботы, а не люди. — Ну авторы проекта популярно объясняют, что родители не знают, как правильно любить детей. Вспомните историюс нашей актрисой во Франции, у которой отобрали ребенка с формулировкой «удушаю- щая материнская любовь» только за то, что она взяла малыша на руки и крепко обняла. Вполне понятно, от- куда ветер дует. Вы обрати- ли внимание, что в проекте в качестве главных целей постоянно упоминаются «лидерство», «успешность», «конкурентоспособность»? —Яеще обратила внима- ние на то, что вместо слова «люди» используется сло- восочетание «человеческий капитал». Интересно, кто будет распоряжаться этим капиталом? Хотя с помо- щью чипов возможно все. Так вот, об успешности. Как психолог я отлично понимаю, что в силу харак- терологических качеств далеко не каждый может быть успешным с точки зрения авторов проекта. Кто-то абсолютно счастлив, работая учителем началь- ныхклассов. Кому-топросто плевать на материальное благосостояние. Акто-то хо- чет, чтобы его не трогали и позволилив свободное время решатьшахматные задачки. Кто посмеет определить, что такое успех для каждого конкретного человека? Или «неуспешные», «нелидеры» будут просто выбраковы- ваться? Такое уже, кажется, было. Илиистория нас ниче- му не учит? P.S . Такое впечатление, что чересчур рьяные экспери- ментаторы в области образования существуют вне вре- мени и пространства. Они словно не замечают усилий и власти, и общества по укреплению именно традиционной семьи, по сохранениюнациональныхнравственно-духовных основ вшколе. Уже не разто президент, то премьер вынуж- дены были охлаждать пыл иных из этих реформаторов. Но те, как видим, не унимаются и взамен одного негодного, да просто шокирующего проекта подсовывают новый, еще более дикий. Кстати, в конце минувшего года Общественная пала- та РФ отложила рассмотрение плодов неусыпного труда «форсайтщиков». Надеюсь, что когда его все-таки обсу- дят (если до этого вообще дойдет дело), он будет кате- горически отвергнут. Иное решение просто представить невозможно. Р.Р.S. Так получилось, что этот материал попадет к читателю 1 апреля. Однако он никакого отношения к первоапрельским шуткам и розыгрышам не имеет. Все очень серьезно. К сожалению. В декабре 2009 года у ученика лицея № 44 г. Липецка Ярослава Сикоры обнаружили редкую форму злокачественной лимфомы. Все, кто готов принять участие в спасениижизни Ярослава Сикоры, могут перечислить по- сильную сумму по следующему счету. Липецкое ОСБ 8593 Центрально-Черноземного банка Доп. офис: 8593/088 БИК: 044206604 Кор. счет: 301 018 108 000 000 006 04 ИНН 7707083893 КПП 482202001 Расчетный счет: 408 178 108 350 066 876 59 Получатель: Сикора Олег Николаевич № счета пластиковой карты 408 178 108 350 066 876 59 МИЛОСЕРДИЕ Поможем липецкому школьнику КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Елена Бредис Вначале — цитата из детектива «Русский транзит»: «Жизнь богаче фантазии», — сказал доктор, обследовав подмосковные детсады на завшивленность». Впрочем, фантазия иных людей бывает настолько «богаче» жизни, что в нормальном сознании просто не укладывается. Предлагаю вам с трех раз угадать, о чем может идти речь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz