Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 57/23935/ 26 МАРТА 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Софья Вобликова — Это только для зрителя театр начинается с вешал- ки. А вообще в его основе — идея. И идея эта — утверждение добродетели. Это понятие, к сожалению, забывается. На первом плане сегодня — экономи- ка, политика… Вот говорят о финансовом кризисе или кризисе власти, ищут причины, а о главном забывают: кризис возника- ет тогда, когда размывает- ся нравственное начало. Наша цель — утверждать добро. И не только на сцене, но и в жизни. А л е к с е й Ры б а к о в , артист-кукловод областно- го Театра кукол, не только образом мыслей, но и внеш- не похож на философа: не- большая бородка, серьезный взгляд, спокойствие, даже некоторая сдержанность в движениях. Дома у него библиотека философской литературы, наиболее близ- кие мыслители — Кант, Бердяев, Лосский. «Фило- софия образовывает ум и упорядочивает чувства», — говорит Алексей Ильич. Вместе со мной его внима- тельно слушает осел в кам- золе и беломпарике с букля- ми, даже голову повернул в нашу сторону, в отличие от остальных его соседей по стеллажу. Сверху, правда, еще улыбается принцесса в пышном голубомплатье, на- стоящая блондинка, но вряд ли ее сильноинтересует тема беседы. Скорее, она просто рада гостям. ВедьмысАлек- сеем Ильичом находимся в театральном хранилище, РАМПА | Завтра — Международный день театра Философия игры Актер Алексей Рыбаков — один из тех, кто оживляет куклы; а по ночам они не спят... где куклы из папье-маше, ткани и дерева в прохладе и тишине отдыхают от актер- ского труда. Многих из них Рыбаков, работающий в театре с 1983 года, помнит еще совсем но- венькими, выходил или до сих пор выходит на сцену. А это не просто игра. — Кукла, хотим мы или нет, накладывает отпечаток на человека. Ведь мыотдаем и ей часть души, часть себя. Кукловоду нужно не только продумать характер изобра- жаемого героя, линию его поведения, но и передать это кукле, «оживить ее»,—раз- мышляет Алексей Ильич. Любой театр — место удивительное. Театр же кукол удивителен вдвойне. Заглядываем во время ан- тракта за сцену. И едва не сталкиваемся в служебном коридоре с фигурой, обла- ченной во все черное. Даже лицо закрыто черной сет- кой. За спиной у «ниндзи»- кукловода — два уличных фонаря и сгрудившиеся в кучу домики из холста на деревянном каркасе. Чуть дальше — обитатели этих домов, висят на специаль- ной подставке, повернув лица к высоченному по- толку. Это «актеры» из но- вой постановки театра — «Женитьба Бальзаминова» Островского. Но сейчас на сцене начинается второй акт другого спектакля — «Зо- лотой цыпленок». Фигура в черном уже растворилась на темном фоне задника сцены. Вот такая актерская судьба у кукловода! Зато все внимание юных зрителей, сидящих где-то там, по ту сторону рампы, направлено на ярко-желтого цыплен- ка — такого забавного и трогательного, совершенно не догадывающегося, что его любимой маме-лисе он нужен лишь как будущая несушка золотых яичек. А он, вообще-то, петушок. Как поступит рыжая «мама», узнав об этом, нетрудно до- гадаться. — Да, это интересный, душевный спектакль. Но мой любимый—«Звездный мальчик». Внемдаже музы- ка помогает сопереживать героям, очень удачная рабо- та композитора Владимира Копытова. И еще «Стойкий оловянный солдатик» нра- вится, — делится своими предпочтениями звукоре- жиссер театра, заслужен- ный деятель культурыАлла Заворуева. Мы беседуем с ней после окончания представления в небольшой комнате, за- ставленной аппаратурой. За окном в глубокой темноте зала угадывается далекая опустевшая сцена. Театр кукол стал для нее вторым домом, судьбой. Как при- шла сюда семнадцатилет- няя Алла 4 сентября 1968 года, так словно один день и пролетел. Здесь познако- милась с будущим мужем — Анатолием Заворуевым, который сейчас заслужен- ный артист России. Здесь рос их сын, здесь же рядом с бабушкой-звукорежиссером за пультом сидел иногда ее внук. ...Мы спускаемся на пер- вый этаж, в мастерские. Здесь пахнет деревом и еще чем-то специфическим. Де- корации, куклы, различные механизмы, костюмы—все то материальное, из чего со- стоит спектакль, создается в этих помещениях. В эти же дни здесь все заняты подго- товкойкпремьере «Пиковая дама». — Это пробный проект, продолжающий новое на- правление постановок для старшего поколения зрите- лей. В спектакле не будет кукол, актеры в нем играют вживую. Замысел таков: если драматические театры используют часто и приемы кукольного театра, и эле- менты балета, оперетты — да чего угодно, то почему бы и нам не попробовать отступить от канонов? — знакомит нас с предстоя- щей постановкой директор театра, заслуженный артист РФ Олег Пономарев. Ставит «Пиковую даму» московский режиссер, за- служенный деятель ис- кусств, профессор школы- студииМХАТСеменБульба. А играть будут не только артисты театра, но и их на- чинающие коллеги с липец- кого курса Российской ака- демии театрального искус- ства (ГИТИС), и студенты курса кукловодов Липец- кого колледжа искусств имени Игумнова. В начале июня, когда по всей стране проходят Пушкинские дни, Театр кукол планирует про- вести межрегиональный фестиваль «Кореневщино», и «Пиковая дама» будет в программе его. Но это еще впереди. А пока готовятся встретить Международный день теа- тра — 27 марта пройдут сразу три спектакля: два детских и один вечерний, для взрослых. Еще эта вес- на богата на юбилеи — и АлексейРыбаков, и супруги Заворуевы отмечают в этом году свои юбилейные даты. — Лучший подарок для нас — это внимание зрите- лей, — улыбается в ответ на поздравления Олег Поно- марев. —Приходите, будем очень рады! ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА Сергей Малюков Скажи еще лет двадцать назад, что в Липецке, городе, далеком от тради- ционных центров казачьей культуры, появится коллектив, который с казачьим фольклором покорит лучшие сцены мира, — не поверили бы. А сегодня Государственный ансамбль танца «Казаки России» стал настоящей визитной карточкой области и символом возрождения исконных традиций. В чем секрет притяга- тельности народной куль- туры, какими качествами должен обладать настоящий казак, приходилось ли пу- скать в дело шашки — об этом и многом другом худо- жественный руководитель и главный балетмейстер коллектива, народный ар- тист России Леонид МИЛО- ВАНОВ рассказал в беседе с журналистом «Липецкой газеты». — Леонид Петрович, вы, как известно, коренной липчанин, откудаже возник интерес к казачьей теме? —Думаю, казачьи песни и танцы у каждого русского в крови. Душа сама тянется к вольнице, удали и раздо- лью. Истоки, конечно же, в детстве, в семье. Отец и старший брат, Анатолий, не расставались с гармонью, часами мог их слушать. По- том все как обычно: само- деятельность, учеба в Задон- ском училище культуры... Тамзамечательныепедагоги из Питера заложили основы хореографии, показав, на- сколько красив может быть народный танец. Армейскую службу про- ходил в Государственном ансамбле песни и пляски Московского военного окру- га. Вот это была профес- сиональнаяшкола! Самодея- тельность — это прекрасно, но когда видишь, какие требования предъявляются к профессиональным арти- стам, с какой отдачей нужно работать, то понимаешь — нужно серьезно учиться. С этимимыслямипосле армии я и отправился поступать в Московский институт куль- туры, в котором оконча- тельно сформировался как хореограф. — Но как все-таки ро- дилась идея создать про- фессиональный казачий коллектив? — Вернувшись после учебы в Липецк, я откро- венно заскучал. В рамках самодеятельности стало уже тесно, хотелось расти как постановщику. В конце семидесятых судьба пода- рила шанс. Брат Анатолий работал музыкальным ру- ЛЮБО! | Народный артист России , художественный руководитель Государственного ансамбля танца « Казаки России » Леонид Милованов : «Какой же казак без усов!» ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ководителем Кубанского народного хора в Краснода- ре. Им как раз нужен был балетмейстер. Приехал их человек, посмотрел мои но- мера, пригласил на Кубань. Много ездил с магнитофо- ном по станицам, записы- вал казацкие песни, искал традиционные костюмы, изучал казацкие танцы, стремясь на их основе делать свои номера. Все складыва- лось удачно, но в 1989 году Анатолий Никифорович Нехорошев, руководивший тогда областной культурой, позвал обратно в Липецк. «Создавай свой ансамбль, обещаю полную свободу творчества», — заявил он. Я сразу загорелся предло- жением. Ансамбль решили назвать «Казаки России». Согласитесь, есть в этом названии объединяющее народначало.Пригласилне- скольких лучших танцоров изСтаврополяиКубани, они составили костяк коллекти- ва, с балетмейстеромМаксу- томКубановыммыработаем все эти годы, пришли ребята по объявлению. На дворе — начало девяностых, Союз разваливается, продукты по карточкам, жить толком негде, а нам хоть бы что, ре- петируемновуюпрограмму. — Вам сразу удалось сделать себе имя и выйти на серьезный международ- ный уровень. В чем секрет успеха? —Нужно изначально за- давать максимальнуюплан- ку. Родные, друзья верили и поддерживали, земной поклон им за это. В октя- бре 1991 года представили свою первую программу в Государственном концерт- ном зале «Россия». Залез в долги, но сделал красивые костюмы и афиши. Арти- стам без этого нельзя никак. Успешно заявили о себе в столице — поступили при- глашения на зарубежные гастроли. Интерес понятен —русская экзотика, казаки с шашками, разве что без медведей. Это нас и спасло. Но вот беда — ехать не на чем. Пришлось создавать фирму, брать кредит под залог квартиры, покупать старый «Икарус». Вот на нем мы и объехали пол- Европы. Начали с Испании, затем Португалия, Италия и далее по карте. Это турне по-настоящему закалило и сплотило нас, заставило поверить в свои силы. Мо- лодые были, дерзкие, ничего не боялись. А потом стало проще. — Путешествовать на автобусе в «лихие девяно- стые» было весьма риско- ванно. В какие переделки приходилось попадать на дорогах? — Всякое бывало. Как- то в Польше автобусу пере- крыли дорогу два черных «БМВ». Вышли ребята в кожаных куртках, смотрят на наши афиши, в воздухе повисает недобрая тишина. «Ребята, достаем шашки и начинаем разминку на улице», — говорю арти- стам. Выходим из автобуса и начинаем рубиться так, что искры летят. Парни в кожанках посмотрели на нас, быстренько сели в ма- шины — и след простыл. Пригодился реквизит! Вообще приключений быломного. ВГермании сло- мался «Икарус» на трассе, да так, что чуть не отвали- лись колеса. Отбуксировали на станцию техобслужи- вания, немцы после осмо- тра говорят: лопнула рама, ремонту не подлежит. А у нас гастроли в разгаре, кон- церты наперед расписаны. Без автобуса — катастрофа. «Будем варить сами, давай- те инструменты», — заяв- ляю немцам. Бросил клич по танцорам. Один из них — сейчас уже заслуженный артист России — Сергей Тертычный говорит, что сварщик по первому образо- ванию, но как это делается забыл. «Ладно, вспомнишь по ходу», — успокаиваю его. Закипела работа, нем- цы волками на нас смотрят, хмурятся. «Что приуны- ли, доставайте баян, будем песни петь и танцевать», — обращаюсь к ансамблю. Посленесколькихпесенпер- сонал на станции подобрел, заулыбались люди, открыли туалеты и душевые, кофе угощают. А потом и вовсе братание началось, настоя- щая народная дипломатия. Но автобус еще прослужил нам какое-то время. — Какими качествами, по-вашему, должен обла- дать настоящий казак? — Вера у него должна быть прежде всего. Недаром казаки сражались всегда за Веру, Царя и Отечество. То, что во время революции был уничтожен огромный слой этих замечательных людей, стало непоправимой трагедией для нашего на- рода. Хорошо, что сейчас постепенно начинает воз- рождаться духовность. У ансамбля есть свой священ- ник, мы постоянно общаем- ся с ним, получаем мудрые советы и благословения. Без Бога нельзя человеку. Конечно, казак должен быть храбрым, не бояться грудью постоять за правду. Ну и без усов казак не казак, а тетка. Наши ребята так ухажи- вать за ними наловчились, парикмахера не нужно. По крученым усам их в городе и узнают, даже на рынке угощают бесплатно! — «Казаки России» се- годня — больше чем просто танцевальный ансамбль. Под вашим крылом швей- ное и обувное производство, детская студия. О чем меч- таете теперь? — Да, нас в шутку «ка- зачьей монополией» назы- вают. Рассчитываем только на свои силы. Нашшвейный цех делает прекрасные ко- стюмы для выступлений. Если бы их заказывали в Москве, то разорились бы, меняя наряды артистам от одной программы к другой. То же самое и с обувью. Изнашивается она гораз- до быстрее, чем одежда. Средний срок службы кон- цертных сапог — полгода, потом подметки напрочь отлетают. В столице оче- редь к мастерам громадная, а нас свои выручают. Есть в коллективе вокальная группа, ею руководит моя супруга Галина Николаев- на, заслуженная артистка России, — моя опора и по- мощник. Думаю и о своих профессиональных кадрах. С 2000 года при «Казаках» работает детская студия, где ежегодно занимаются около двухсот казачат с пяти и до шестнадцати лет. Кто-то просто в свое удовольствие, а для кого-то это становится делом всей жизни. Мы уже 12 выпускников взялив наш коллектив. Мечтаю теперь больше всего о достойнойжизни для наших артистов. То помеще- ние, где мынаходимся, сами видите, мало приспособлено для репетиций и концертов. К счастью, есть надежда на лучшее. Глава области Олег Петрович Королев нас вся- чески поддерживает. Уве- рен, что вскоре у «Казаков» наконец-то появятся свой зал и репетиционная база. — Где в ближайшее вре- мяможно увидеть концерты «Казаков России»? — В понедельник, 28 марта, мы выступим на сце- не Академического театра драмы с новой программой. Приглашаю всех, поста- раемся удивить земляков новыми номерами. А после отправляемся на Ближний Восток. С 5 апреля начнутся наши концерты в рамках «Дней российской культу- ры» в Сирии. По мнению Леонида Милованова, казачьи песни и танцы у каждого русского в крови. Не так давно, в середине марта, она стояла на сцене другого театра — Акаде- мического — и принимала поздравления как победи- тельница XII городского конкурса молодых профес- сиональных артистов «Бе- региня». Первое место в номинации «Театральное искусство» она разделила вместе с Евгением Азмано- вым (Липецкий академиче- ский театр драмы). Успех в творческом со- ревновании ей принесла роль Лики в спектакле «Не бойтесь быть счастливыми!» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». — Мой родной город — Калининград, — рассказы- ваетГалина.—Тамяучилась в театральномклассе, оттуда поехала после окончания школыпоступать в театраль- ный вуз в Москву. Но кон- курс не прошла. И в итоге я стала студенткой Воронеж- ской академии искусств. Академия подарила нашей собеседнице еще и встречу с будущим супругом — Ростиславом Семенихи- ным (он, кстати, в этом году тоже стал призером «Бе- регини»). А Липецк, куда молодые актеры приехали через некоторое время после окончанияучебы,—двух за- мечательных малышей и не- сколько интересных ролей: Вероника («Вечно живые»), Фери («Странная миссис Сэвидж»), Клариче («Слуга двух господ»), Оливия («Две- надцатая ночь») и другие. —Если любишь и семью, и работу, то везде можно успеть, всему уделить вни- мание, — считает Галина, отмечая, между тем, что в домашних хлопотах и муж, и бабушка помогают. ПРИЗВАНИЕ Ей снятся роли Милада Федюкина «Что сказать? Грудь ее в медалях…» — такой шутливой цитатой проком- ментировала актриса елецкого драматического театра «Бенефис» Людми- ла Соловьева (Луник) присуждение ей высокой награды — медали ордена «За заслуги перед Отече- ством» II степени за большой вклад в развитие отечественного искусства и многолетнюю творческую деятельность. Это не первая высокая награда любимой ельчана- мимастера сцены. Людмила Соловьева стала единствен- ной актрисой в регионе из провинциального театра — лауреатом премии Цен- трального федерального округа в области литерату- ры и искусства, учрежден- — Конечно, после долгого перерыва, когда сидишь с ребенком, выходить на сцену тяжело. Ощущение, что все сначала начинаешь. Но было бы желание, и все быстро наверстываешь. Дочка Галины еще со- всем маленькая, родилась в прошлом году. А вот стар- ший сын уже выходит на сцену вместе с мамой в фи- нале спектакля «Странная миссис Сэвидж». — И сама работа над ро- льюбывает очень интересна. Икогда тычувствуешь связь между собой и зрителем, когда идет отдача из зала,— это непередаваемое ощуще- ние,—размышляет Галина. —Хотя театр — это вечный процесс, вечное движение, здесь точку на полпути не поставишь. В творческой биографии самой Галины до точки еще очень далеко. И пусть каж- дая ее страница заканчива- ется манящим «Продолже- ние следует»… ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Жизнь, отданная сцене ной по инициативе полно- мочного представителяПре- зидента РФ в ЦФО Георгия Полтавченко. Награда была присуждена за роль Марии Александровны в спектакле «Дядюшкин сон». В репер- туаре Соловьевой также роли в постановках «Без вины виноватые» (Кручи- нина), «Калека с острова Инишмаан» (мать Джонни Патинмайка), «Дорогая Памела» (Памела) и другие. Она родилась вКемерово. Будущаяпримаещевшколь- ные годы стала завоевывать областныепремииинаграды, так что мало кто из родных удивился, когда после вы- пускногобалав1972годуона решилапоступать вГорьков- ское театральное училище. За годыслужениютеатру она поняла очень важную вещь: зритель одинаков всюду, важно искусство. А еще — она по-настоящему счастлива тем, как сложил- ся ее жизненный и творче- ский путь. Софья Вобликова «Если во время работы над ролью она начинает тебе сниться по ночам, значит, ты уже ухватил ниточку, зацепил что-то важное», — считает Галина Семенихина, актриса Липецкого драматического театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz