Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 1-2/23879-23880/ 1 ЯНВАРЯ 2011 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Софья Вобликова Учебный год в самом разгаре, а вот год кален- дарный, посвященный Учителю, подходит к концу. Чем он запомнится? Только ли показом скан- дального телесериала «Школа», вызвавшего поначалу шумиху, а затем тихо дожившего отмерен- ный ему срок и без помпы скончавшегося вместе с одной из своих централь- ных героинь? Отнюдь нет, ведь жизнь не состоит лишь из «скандалов, интриг и расследований». И тем не менее: что же изменил Год учителя — для самих педагогов, учеников, их родителей, для всех нас? В беседах со многими преподавателями выясни- лось, что эти особые двенад- цать месяцев отличались для них от предыдущих: забот по подготовке к раз- личным торжественным мероприятиямприбавилось. Реформы идут в школе уже не первый год, не первый же год решаются и те про- блемы, которые накопились за долгое время в сфере об- разования, и, разумеется, наивно было бы ждать, что в одночасье все устроится лучшим образом. Год учи- теля был скорее хорошим поводом более пристально разобраться в том, что се- годня происходит в класс- ных кабинетах, какой стала отечественная школа за последние несколько лет, какие изменения — внеш- ние и внутренние — в ней произошли? Свой ответ на эти вопро- сы решили предложить и журналисты «Липецкой га- зеты», побывав на финише года в средней школе села Стегаловка Долгоруковско- го района, директор которой — Игорь Востриков — стал призером Всероссийского конкурса руководителей об- разовательных учреждений «Директор школы-2010». * * * Белоснежные, пластико- вые стеклопакеты в окнах, новая, блестящая от сырого снега зеленая крыша, укра- шающая типовое здание 1975 года постройки, — да- же внешний вид Стегалов- ской школы убеждает, что не зря Игоря Вострикова признали одним из лучших школьных директоров Рос- сии. Когда мы приехали на встречу с ним, в учебном заведении вовсюшла подго- товка кНовому году. На сте- клах с двух сторон от входа уже «нарисовались» пуши- стые зайцы, в вестибюле ре- бята крепили на натянутую нить блестящий «дождик», по стенам коридора, где на- ходятся кабинеты началь- ных классов, выстроились в ряд забавные снеговички, созданные, видимо, млад- шими учениками, а из-за солидной филенчатой двери с табличкой«Хореографиче- ский класс» неслось друж- ное пение знакомой всем с детства веселой песенки про медведя, наступившего на хвост лисе. В ожидании директора мы рассмотрели интерьер первого этажа, отметив его аккуратный, современный вид, изучили стенд с офи- циальной информацией, из которой, между прочим, стало известно, что процент качества знаний (то есть количество «4» и «5» в за- висимости от общего числа оценок) по разным предме- там превышает пятьдесят и более пунктов. Обычно такие показатели—предмет гордости для руководства образовательного учрежде- ния. Но у Игоря Вострикова свой взгляд на это: — Проценты мало о чем говорят. Для меня главный показатель — реализация учебных возможностей уче- ника. У каждого из них свои способности, и наша задача—создать такие усло- вия, чтобы они развили их максимально. Не всем дано учиться на «пятерки», для кого-то и «тройка» — боль- шой успех. Поэтому нельзя оценивать работу учите- ля лишь «по процентам», важны реальные возмож- ности учеников. Так, как это, например, предполагает специальная методика, по которой наша школа, как экспериментальнаяплощад- ка областного уровня, уже не первый год работает. Преподаватель физики попрофессии,ИгорьВостри- ков руководит Стегаловской школой четыре года. При- знается: в юности мечтал быть военным летчиком, а не учителем. Отслужил в армии (в ВДВ, кстати), по- ступил на физмат Елецкого — тогда еще — педагогиче- ского института. В школу пришел скорее поработать, а не остаться навсегда. Но вскоре понял, что здесь и есть его призвание. Долго преподавал в Долгоруков- ском лицее. А в Стегаловку его, видимо, как бывшего десантника, направили, что называется, на прорыв. Четыре года назадшкола на- ПОСЛЕСЛОВИЕ К ГОДУ УЧИТЕЛЯ | На чем стояла и стоять будет российская школа Возвращение к истокам И. Неверов Пять раз он со своими бойцами проделал этот путь по кипящей от взры- вов реке. Его катер, маневрируя, буксировал с левого берега на правый понтоны с солдатами, пушками, минометами, боеприпасами. Высаживал одних и тут же возвращал- ся за следующим десан- том. В эту долгую ночь на 26 сентября 1943 года тысячу с лишним воинов переправил лейтенант Петр Зачиняев через Днепр, туда, где был эпицентр сражения. Помните у Твардовского: Переправа, переправа… Темень, холод. Ночь как год... Новотужесталосветать.Идвадцатипятилетнийкомандир в шестой раз направил катер к другому берегу. На понтоне находились триста бойцов. Казалось, Зачиняев вновь сумеет обмануть смерть. И вдруг даже не мина, не снаряд, а пуле- метная очередь, выпущенная «мессершмиттом», пробила на судне бензобак. Вспыхнул пожар. Зачиняев получил тяжелое ранение.Ноониеговзводсумелиотцепитьполыхающийкатер отпонтонов, спасаялюдей.Петратоварищидоставиликсвоим. На берегу он прожил еще три часа. Вмарте 1944 годаПетру Спиридоновичу Зачиняеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно… А до войны у него была такая мирная профессия — учи- тель. Он закончил Задонское педучилище. Преподавал в деревнеАлександровка, работал завучемвшколе задонского села Сцепное. И наверняка хранил в памяти кажущуюся сегодня кому-то общим местом некрасовскую строчку: «сейте разумное, доброе, вечное…». Для него она была не банальностью, а сутью сделанного им выбора. В давние годы кто-то сказал о писателях: время склонит колени перед художником, чьи книги будут лучшим ком- ментариемк егожизни, ажизнь—лучшимподтверждением его книг. Быть может, эти слова справедливы и когда речь идет об учителе? Во всяком случае, Зачиняев подтвердил и жизнью своей, и смертью всё, что говорил детям о Роди- не, чести, патриотизме. Так что справедливо, размышляя В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ Берег левый, берег правый… сегодня о российском, русском учительстве, вспомнить и ПетраСпиридоновича. Вряд лиможно сомневаться: длянего служение школе, детям не сводилось только к «оказанию образовательных услуг». В том, военном, поколении таких педагогов было боль- шинство. Покинув классы, простившись с учениками, на- дев в дни страшных испытаний солдатские или офицерские шинели, они заслонили собой страну, родные города и села, детей, которым рассказывали о Пушкине и Толстом или объясняли законы Ньютона. Четверо из них — наши земляки — удостоились звания Героя Советского Союза. Кому-то суждено было после Победы вновь перешагнуть порог школы. Кто-то остался лежать на поле боя. А вот, допустим, краснинскому учителю Владимиру Сапрыкину после ранения и гитлеровского концлагеря довелось дожи- вать векна чужбине, забытому, оклеветанному, лишенному наград… Один из задонских краеведов однажды напечатал в районной газете небольшую заметку о своем наставнике Владимире Александровиче Севастьянове. Мальчишкам и девчонкам на уроках истории он, случалось, с улыбкой говорил, что руку ему повредило на войне, только не пулей, не снарядом, а упавшимкотлом, когда он кашеварил на сол- датской кухне. Ребята знали, что Саныч (так они его за глаза называли) ушел на фронт в семнадцать лет добровольцем. А в восемнадцать был уже демобилизован из-за ранения. И недоумевали: как же это он, бедняга, воевал не с оружием в руках, а с поварешкой? Только много позже, уже после смерти Севастьянова, они узнали: был он не поваром, а стрелком-радистом танка. Его машину подбили, она горела… За героизм Саныч был награжден орденом Славы. Вот только вручить награду ему не смогли. На войне такое случалось. Она пришла, когда Владимира Александровича не стало. А в конце заметки о замечательном наставнике ее автор, ученик Севастьянова, предложил составить отдельную, особую Книгу Памяти всех учителей-фронтовиков. Но, по- моему, такой книги все еще нет. А может, она нужна? Ведь вот вышел же в год 65-летия Победы томик, посвященный ветеранам войны — медикам. А разве педагоги заслужили этого меньше?Ине беда, что Год учителя прошел. Память не приурочивают к каким-то датам или кампаниям. О людях, подобных Сапрыкину, Зачиняеву или Севастьянову, надо помнить всегда. Р.S. В материале использованы публикации краеведов Константина Огрызкова, Михаила Егорова и студенче- ская работа Александра Кузнецова, родственника Пе- тра Спиридоновича Зачиняева, написанная к 60-летию Победы. поминала «горячую точку» по накалу негативных стра- стей, кипевших в ее стенах. Проблемы педагогического коллектива отражались и на учебномпроцессе. Теперь во все это трудно поверить. — Прежде всего надо было изменить атмосферу в школе, сплотить коллектив, объединить его для решения творческих задач. Вообще, требовалось поднять имидж школы, чтобы люди на селе увидели, что здесь — остро- вок нравственности, духов- ности, всего самоголучшего. Но чтобы это было не фаль- шиво, учитель сам должен быть эталоном поведения не только на словах, но и на деле, — говорит Востриков. Оздоровить атмосферу в школе ему удалось, и он принялся за решение других задач. Результат многих из них мы увидели, совершив путешествие по ее этажам и кабинетам. Вот Владимир Сычев, заместитель директора по информационным техно- логиям, со скромной гор- достью демонстрирует нам свое рабочее место — ком- пьютер, ноутбук, на стене в ряд — множество розеток, над ними — сетевые комму- таторы, с «вытекающими» из них ручейками проводов, стекающихся в одну широ- кую«реку», спрятаннуюпод кабель-каналом. — У нас в школе 35 ком- пьютеров, все соединены в школьную локальную сеть. Постоянныйдоступ вИнтер- нет имеют 18 компьютеров, 10 из них — в предметных кабинетах. Два ноутбука связаны по сети WI-FI, — коротко рассказывает Сы- чев. — В кабинете инфор- мационных технологий есть интерактивная доска. Учи- теля заранее заказывают кабинет и проводят там свои уроки. А так каждый может прийти сюда и поработать за компьютером. — Владимир Анатолье- вич, а можно я презентацию посмотрю? — подтверж- дая только что сказанное, скороговоркой выпаливает розовощекий пятикласс- ник, показавшись в дверях кабинета. Он получает согласие, а мы идем дальше. Кабинет русского языка и литерату- ры, здесь ведет уроки фило- лог Татьяна Григорьева. На ее столе тоже работает ком- пьютер, картинка с которого проецируется на экран. —Использование новых технологий не только при- ближает процесс обучения к современным реалиям, но и дает новые возмож- ности и учителю, и детям. Ученики больше нацелены на самостоятельную работу, что развивает их творческие способности. Вообще, это очень интересно, — шепо- том (урок уже идет) делится впечатлениями от иннова- ций учительница. Вшкольной библиотеке, а точнее — в библиотечно- информационном центре, по-старинному пахнет кни- гами, но здесь есть и боль- шой выбор аудио-, видео- материалов, электронных учебников, пособий. По словам библиотекаря Еле- ны Саввиной, все это очень востребовано и учителями, и учениками. Авот вшахма- тыпоследние предпочитают играть по-старому, двигая фигурки по настоящему по- лю, а не виртуальному. Вместе с Игорем Вос- триковыммыидем вшколь- ный музей. Вход у него от- дельный, добираемся через школьный двор. Проходя мимо хоккейной коробки, директор замечает: — Когда капитальный ремонт делали, остались старые доски половые, тру- бы. Вот из них и соорудили коробку... Более семи миллионов рублей было выделено три года назад из областного и местного бюджетов на об- новление зданияшколы. За- менили отопление, кровлю, окна, все полы в коридорах и на втором этаже, двери, актовый зал, пищеблок, в котельной провели рекон- струкцию. Оставшиеся сред- ства пошли на косметиче- ский ремонт первого этажа. — В результате опти- мизации к нам присоеди- нили Свишенскую школу. Пришлось организовывать подвоз детей, а автобус наш не соответствовал установ- ленным нормативам. И вот агрофирма «Трио» сделала нам подарок — полностью оборудованный всемнеобхо- димым школьный автобус, — рассказывает дальше Игорь Востриков, кивая на ярко-желтуюмашину, ожи- дающую учеников. Сейчас в Стегаловской школе учатся 130 ребят, 24 — в филиале в Свишне. По- следний доживает свой век, это очевидно, но продлить жизнь образовательному учреждению, по мнению директора, можно, объеди- нив его с существующимтам детским садиком. Располо- жен он неудобно, на краю села, и объединение пошло бы всем на пользу. Но для этого нужны значительные средства. Кстати, при Сте- галовской школе группа дошкольного обучения ра- ботает, сейчас ее посещают двадцать малышей. В музее учитель истории Надежда Майорникова де- монстрирует нам собранные здесь экспонаты — ухваты, чугунки, домотканые ков- ры, половички, кружевные подзоры, вышитые рушни- ки и многое другое. А потом Игорь Востриков размыш- ляет о роли воспитания в системе образования: — Вот на Манежке вы- ступили подростки, и сра- зу стали говорить: школа должна воспитывать. Хо- рошо, хоть о семье тоже вспомнили. Но в одиночку учителя не смогут ничего сделать. Должна быть го- сударственная политика воспитания. В новых об- разовательных стандартах воспитаниюуделяется боль- шое внимание. Десять часов внеурочной деятельности — это хорошо. И мы в этом направлении уже давно ра- ботаем. Вопрос в условиях: раньше эти занятия были по желанию, теперь они станут обязательными. Но атмосфера на них должна быть иной, чем на уроках. Нельзя просто еще на два часа в день сажать детей за парты. Значит, нужны до- полнительные помещения, нужны педагогические ка- дры.Ждем как это все будет воплощаться вжизнь, когда все перейдут на новые стан- дарты... Информатизация об- разовательного процесса, материальное обновление школы, создание здорово- го, творческого коллекти- ва — обо всем этом и рас- сказал Игорь Востриков в своем эссе, посланном на всероссийский конкурс «Директор школы-2010». Почему решил в нем уча- ствовать? «Наши учителя, ученики стараются попро- бовать силы, во всех состя- заниях, добиваются в них хороших результатов. И я не мог остаться в стороне, потому что обязан первым подавать пример», — объ- яснил он. Жюри по достоинству оценило его успехи как ру- ководителя: Игорь Востри- ков вошел в тридцатку луч- ших участников конкурса. Кроме этого он, единствен- ный из всех финалистов, был удостоен специального приза — сертификата на приобретение интерактив- ной доски. Ее должны при- везти в новом, 2011 году. Она займет место в кабинете информационных техноло- гий. А старую перенесут в один из предметных кабине- тов. Да и помимо этого забот на будущее хватает. Так что следующие двенадцать ме- сяцев дляИгоряВострикова и егоколлег станут такимже рабочим Годом учителя. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Обращение членов Общественной палаты Липецкой области, утвержденных главой администрации Липецкой области Мы, члены Общественной палаты Липецкой области нового со- става, утвержденные главой администрации Липецкой области, обра- щаемся к общественным объединениям Липецкой области, исполни- тельным и представительным органам власти муниципальных образо- ваний с предложением включиться в процесс формирования Обще- ственной палаты Липецкой области и приступить к выдвижению кан- дидатов в ее состав в соответствии с Законом Липецкой области «Об Общественной палате Липецкой области». Предлагаем общественным объединениям, осуществляющим уставную деятельность на территории Липецкой области, направлять предложения о включении своих представителей в состав Обще- ственной палаты в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Липец- кой области «Об Общественной палате Липецкой области». Для включения в состав Общественной палаты Липецкой области представителей от муниципальных образований области необходимо провести процедуру в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона Ли- пецкой области «Об Общественной палате Липецкой области». Предложения принимаются по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Пле- ханова, 1, к. 425. Контактный телефон: 28-08-21. В соответствии со статьей 5 Закона Липецкой области «Об Обще- ственной палате Липецкой области» не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты следующие общественные объединения: 1) объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты дей- ствующего состава (зарегистрированные после 01.03.2010 года); 2) политические партии. НОВОСТИ Степан Волошин Люблю, господа, народные праздники. Раньше-то у нас их было — раз, два и обчелся. Ну Масленица, ну ночь на Ивана Купалу, ну день рождения тещи. А теперь можно отмечать все подряд: и Хэллоуин, и День святого Валентина, и Варфоломеевскую ночь. Приятно, согласитесь, на Валентинов день преподне- сти женщине бумажное сердечко с душевной надписью вроде «Да убоится жена мужа своего» или «Кого люблю, того и бью». Или порадовать публику, сыграв с соседом дуэт: он, допустим, на балалайке, а ты — на вувузеле. Вот так, глядишь, помаленьку и вольемся в мировую глобальную цивилизацию. Правда, над этим еще предстоит поработать. В чем-то мы пока сильно недотягиваем. Вот у них там, за бугром, даже нецензурные выражения звучат интеллигентно. И напиваются они до бессознательного состояния не пале- ной водкой или, стыдно сказать, самогоном, а джином, виски, сакэ. Это ж какая, господа, разница! Так что будем цивилизовываться и дальше. Хорошо, что среди нас столько продвинутых людей. Одна мамаша на днях объясняла своемупятилетнему сынку, тыча паль- цем в витрину с ДедомМорозом: «А вот смотри, деточка, это Санта Клаус». Умная мамаша. Современная. Санта Клаус куда как изысканнее и благороднее звучит, чем ДедМороз. На кой он нам, этот дед, в двадцать первом-то веке? Пусть сидит в своем Великом Устюге и Снегурку в «комок» за пивом гоняет. А мы будем встречать Новый год с СантаКлаусом.Может, благодаря ему унас иклимат уже меняется? Санта ведь при наших пятнадцати, а тем более двадцати градусах ниже нуля мерзнет и трясется, как эфиоп в холодильнике. У него ж на Западе зима те- плей и мягче. В общем, с Запада мы импортировали очень ценного новогоднего персонажа. Но это не идет ни в какое срав- нение с дарами Востока. Мы теперьживем по тамошнему календарю. У них не календарь, а прямо зоопарк напо- полам с животноводческой фермой. То год Крысы, то год Быка, то год Тигра. И каждый из нас, получается, кто из домашнихживотных произошел, кто из диких зверей. У меня есть знакомые, которые так и представляются: «Я Кот», «Я Кабан», «Я Собака». Привет тебе, Собака, гав- гав, косточку хочешь? Нет, я понимаю, у японцев, китайцев, вьетнамцев традиция такая. С Буддой связана. Говорят, бросил он однаждыклич: приходите ко мне, животные, кто первым явится, того награжу. Ну и прибежали кПросветленному те двенадцать, кто стал потом символами Зодиака. Если честно, тамошняя философия и мистика для нас с вамине больно-то вразумительны. Как-никак география с историей другие, да и религия тоже. Однако это нас не смущает. Куда ни глянешь сегодня, повсюду то кроличьи морды, то кошачьи. Потому как год такой подошел— то лиКролика, то лиКота, они у себя на Востоке самимежду собой окончательно не договорились, чей же именно. Но мы с энтузиазмом готовы праздновать вместе с ними год невиданного гибрида — Котокролика или Кроликота. Поставив при этом под елку Санта Клауса и аккомпанируя звону бокалов на банджо, вувузеле и губной гармошке. Такой вот мы открытый народ. Найдется, предполо- жим, энтузиаст, который решит организовать венециан- ский карнавал в деревне Малые Зипуны, —пожалуйста. Желающих включиться, не сомневайтесь, отыщется в избытке. Ведь вот дни рождениямасса россиян давно уже празднует, распевая «Хэппи бёздэй тую». Появился даже новый глагол в русскомязыке: отхэппибёздить. «Сегодня мы отхэппибёздэй нашего дорогого Ивана Ивановича». Интересно, а у них, у абсолютно и бесповоротно ци- вилизованных, не возникает желания отхэппибёздить ихнего Джона или Майкла по-русски: Как на Джоновы именины Испекли мы каравай… Похоже, все-таки не возникает. Нет у бедняг нашей широты души. Ну а в будущем праздники на Руси, да тот же Новый год, представляются мне примерно так. Встречаются у елки дилеры, брокеры, мерчендайзеры и бюджетники. Все в кимоно. На столах—жбаны с сакэ из свеклынового урожая. Раз пять подряд выпивают, на шестой закусы- вают квашеной капустой и начинают петь по-английски с китайским акцентом трогательную японскую песню: Шумел бамбук, Гнулись под ветром сакуры, Стояла безлунная ночь, А одна возлюбленная пара До самого рассвета Гуляла по склонам Фудзи. Когда сакэ допьют, а песню допоют, бюджетник, гру- стя и надеясь, спросит у дилера: — Вася-сан, ты меня уважаешь? — О чем базар, кореш! — весело отзовется дилер. А брокер поднимет усталое, озабоченное курсом доллара, евро и йены лицо из блюда с «оливье» и крикнет: —С Новым годом, братва! Хэппи бёздэй ту ю! Горько! Виват! Банзай! Требую продолжения банкета! С ПРИЩУРОМ | Мысли по поводу Санта Клаус путешествует без виз Вместе с директором во «всемирной паутине»; когда учиться в школе интересно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz