Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Слово просит обозреватель Умолкшие голоса № 50/23928/ 17 МАРТА 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Сергей Кибальниченко В этом году в Липецком государственном педагоги- ческом университете впервые будет проходить прием абитуриентов на бакалавриат. Это лишь одно из нововведений, о которых «Липецкая газета» попросила расска- зать ректора вуза Павла Бугакова. — Павел Георгиевич, почему приемная кампания в вуз будет проводиться по новым правилам? —Связано это с проходя- щей в нашей стране рефор- мой системы образования, которая затрагивает и выс- шую школу. Федеральные государственные образова- тельные стандартывысшего профессионального обра- зования нового поколения имеют рядпринципиальных отличий. Предусматривает- ся, в частности, двухуров- невая система подготовки «бакалавриат — магистра- тура». Сразу скажу, что ны- нешних студентов такое но- вовведение не затронет. По программам бакалавриата будут обучаться только сту- денты, принятые в ЛГПУ в этом и последующих годах. А вот продолжить обучение вмагистратуре прижелании смогут и те и другие. Новые стандарты предо- ставляют вузам большую академическую свободу. Мы теперь получили воз- можность самостоятель- но определять содержание и объем теоретической и практической подготовки бакалавров, что позволит максимально учитывать как интересы студентов, так и запросы работодателей. По- следние из них, как требует того новая образовательная Иван Сергеев В администрации Липец- ка состоялась официаль- ная презентация всерос- сийского интернет-портала рaralimpizm.ru. Он был создан месяц назад для сильных духом инвалидов, кто борется с обстоятель- ствами и не сдаётся, ищет единомышленников. По словам руководителя проекта Алексея Логинова, ВЫСШАЯ ШКОЛА | Как будет развиваться Липецкий педуниверситет Новые стандарты и возможности ПРЕОДОЛЕНИЕ | У инвалидов появился собственный сайт Паралимпийцы вышли в Интернет И. Неверов Нет пророков в своем Отечестве. Нет и быть не может. Мы в этом убежде- ны изначально, непоколе- бимо. Однажды, давным- давно, известный липец- кий журналист выпустил сборник своих рассказов. Спрашиваю у его коллеги по редакции: «Ты уже читал?» О, как саркастиче- ски он поднял брови: «Я еще и классиков-то не всех перечитал, а ты мне про всякую дребедень...». Вот так. Даже не полистав. Что-то стоящее способен написать кто угодно, но не тот, кто рядом, кто живет или жил в твоем городе, в твоем селе, на одной с тобою земле. Наверное, это и есть провинциальный снобизм. Спросите соседа, прияте- ля, сослуживца, кого из писателей-земляковонизна- ют. Почти наверняка список будет куцым, из двух, пусть и великих, имен — Бунина да Пришвина. Андрея Пла- тонова и то не вспомнят: почему-то мы безраздельно уступили его воронежцам. Какая там поэтесса Анна Бунина? Какой тамАлексей Жемчужников? Хорошо, если у кого-то смутно всплы- вет в памяти, что он имеет прямое касательство к по- явлению в русской словес- ности директора пробирной палатки Козьмы Пруткова. А уж все прочее, вышедшее из-под его пера, для нас тай- на за семью печатями. Кто такой Александр Эртель? Автор «Записок степняка» и романа «Гарденины»?Апро чтороман-то?Великолепная русская проза, говорите?Но в магазинах среди «хитов продаж» ее что-то не видно. В последнее время, прав- да, в газетах несколько раз упомянули Алексея Ли- пецкого. Тот, кто следит за прессой, вероятно, в курсе, почему. Не потому, что пере- издали прозу и поэзию этого автора, некогда публиковав- шегося в Москве и Ленин- граде, в толстых журналах, солидных издательствах, а потому, что дом его вЛипец- ке снесли. Года два назад елецкий краевед, увы, ныне покой- ный, Владимир Заусайлов похвалилсямне толстенным томом, который вышел в Санкт-Петербурге. На пере- плате значилось имя Сергея Бехтеева. Поэта, ставшего легендой. Это его стихотво- рение «Молитва», перепи- санное рукой великойкняж- ны Татьяны Николаевны, нашли в Ипатьевском доме после гибелицарской семьи. Не нужно бытьмонархистом или сочувствовать белому движению, чтобы отдать должное и поэтическому дару, и таланту верности Бехтеева. Он стал крупной фигурой Русского Зарубе- жья. Бехтеевские книги политической и любовной лирики, которые в двад- цатые годы появились в эмигранскихиздательствах, — сильное, страстное сви- детельство трагического времени и волнующий че- ловеческий документ. Но вряд ли они попадут в руки земляков поэта, уроженца липецкого края. А вот еще одно примет- ное имя — уже из другой эпохи. Майя Румянцева. Платиновая блондинка, мягкая, доброжелательная, тихая. Это впечатление не- множко нарушалось неожи- данно черными, густыми, «брежневскими» бровями. И окончательно рассеива- лось, когда она читала свои стихи — с «маяковскими» ритмами, резкие, бьющие по нервам, по сердцу. Ее «Балладу о седых» выучила наизусть вся страна. Она звучала в те годы на равных со стихами Евтушенко и Вознесенского. На днях я откопал в бу- кинистическом развале ру- мянцевский сборник. Он продавался по цене двух спичечных коробков. А в нем-то — потрясающая по- весть в стихах о трактористе Пашке. Об озорном парне, высоком, ладном, распевав- шем под гитару «Полюби меня, Маруся! Полюби за красоту!» Но с войны дере- венский красавец вернулся со смятым ожогами лицом, «вместо ног — два обрубка- квадрата»: Тяжесть века И горе века — На земле плачет полчеловека... И не струны, А стоны рвутся, И слова с тоской в пустоту: —Полюби... меня... Маруся... Полюби... за красоту... Но Майя Александровна была шестидесятницей. А потому историяПашки у нее не экзистенциальная драма безысходности, а оптими- стическая трагедия преодо- ления. Герой Румянцевой упрямо надевает скрипучие протезы, взбирается в каби- ну трактора, включает мо- тор и прокладывает борозду по дымящейся пашне. Он пашет и то ли бормочет, то ли выкривает искалеченны- ми, обожженными губами: «Полюби меня, Маруся...». На кинопленке памяти я вижу их рядом на заня- тиях литобъединения при областной газете: Майю Александровну, Станислава Серикова, Александра Ва- сильева, Адольфа Беляева, автора поэмы«Крылья», на- печатанной в «Неве», и, мо- жет быть, одного из лучших в отечественной поэзии тех лет произведения — «Бал- лады о лосе». И тут же — могучий, с буденновскими усищамиАлексейМихайло- вич Садиленко, знаменитый партизанский командир по прозвищу «Черный гене- рал», чью повесть о мальчи- ке из партизанского отряда печатали даже за рубежом. Мало того, я теперь все чаще вспоминаю строчки человека, которые и при его жизнибыли знакомыедини- цам. Строчки эти возникают сами собой посредимодных, отдающих вдохновенным садомазохизмом разговоров о близком конце света. Апо- калиптические прогнозы смакуют в газетах, журна- лах, на ТВ. Мне попала в руки книженция с описани- ем ажпятидесяти сценариев всевозможных глобальных катастроф — от столкно- вения Земли с гигантской кометой до ядерной зимы. Полвека назад репертуар кошмариков выглядел по- скромнее. Тогда на каждом углу обсуждали мрачную теорию тепловой смерти на- шей бедной планеты. Ивот склонныйкмягкой иронии поэт-романтик из Липецка с улыбкой коммен- тировал эти споры: А мне совсем не верится В придуманный конец. Земля-старушка греется Теплом людских сердец. Его звали Евгений Под- вязкин. Он был технарем, работал инженером на заво- де «Свободный сокол». Но муза ведь не заглядывает в вузовские дипломы и бу- маги отдела кадров. Она стучалась в Женину дверь по ночам, а утром он пока- зывал друзьям торопливо набросанное стихотворение. Допустим, о верности и рев- ности. Ядо последнегомоего часа не забуду задорную его концовку: «И если я кого-то не ревную, то сразу пони- маю: не люблю!». Горько и несправедливо, что все эти очень разные, но чистые голоса умолкли. Что рассказы и романы круп- ного советского прозаика Ряховского нынче обнару- живаешь лишь в музее на его «малой родине» в дан- ковском селе Перехваль. Тамошние краеведы вместе с сыномлитератора, к слову, одаренным художником, издали полное собрание со- чинений Василия Дмитрие- вича тиражом... шесть эк- земпляров. Даже любимая несколькими поколениями мальчишек книжка о Евпа- тииКоловрате Бог весть как давно не переиздавалась... Как вернуть все это и еще многое другое читателю на- ших дней? Разве такая не на год, не на два рассчитанная акция не помогла бы восста- новить связь времен? У нас есть писательские союзы, есть совет по культуре, есть блестящие филологи, эруди- ты, краеведы. Им по силам было бы спланировать и осуществить серию книг «Литературное прошлое липецкого края». Да и сред- ства на это умное и доброе дело можно найти. Кстати, оно бы стало событием от- нюдь не регионального, а всероссийского масштаба. И убедило бы самых завзятых скептиков, что пророки, таланты, яркие творческие личности у нас и были, и есть, и, даст Бог, будут. Ибо дух дышет где хочет. ОБРАЗОВАНИЕ | В Липецке проходит областной конкурс « Учитель года -2011» Уроки с улыбкой Софья Вобликова —Мяу… Ку-ку… Га-га-га… В залитый солнечным светом коридор из раскры- той настежь двери кабине- та вылетают эти странные для школы звуки. Но это вовсе не расшалившиеся ученики нарушают дисци- плину. Это в 5 «г» классе лицея № 66 открытый урок ведет Алена Беляева — учитель музыки гимназии села Ольговка Добринско- го района, участник первого этапа финала областного конкурса «Учитель года-2011». Вместе с ней за звание лучшего соревнуются еще девятнадцать педагогов из всех районов области, а также из Липецка и Ельца. До 18 марта им предстоит пройти ряд конкурсных ис- пытаний, после чего будут названы пять лауреатов — участников второго этапа финала. Среди конкурсан- тов — пять преподавателей истории и обществознания, столько же учителей на- чальных классов, четверо педагогов по русскому язы- ку и литературе. Явный гуманитарный уклон со- ревнования разбавляют остальные пять конкур- сантов, представляющие математику, биологию и экономику. Среди претен- дентов на звание лучшего учителя области в этом году лишь двое мужчин, что, в принципе, неудивительно: у классной доски их вообще остались единицы. Хотя, как правило, те- перь при входе в каждую школу вы обязательно встретите мужчину. Вот и в лицее приветливый охран- ник, встречая участников конкурса и сопровождая их модель, должны стать непо- средственными участника- ми учебного процесса. — Готов ли педагогиче- ский университет работать в новых условиях? — Мы заблаговременно начали подготовительную работу. Наши ученые при- няли активное участие в работе учебно-методических объединений — по класси- ческому университетскому образованию, по специаль- ностям педагогического образования, по образова- нию в области народной художественной культуры, социально-культурной дея- тельности и информацион- ных ресурсов, по образова- нию в области физической культуры и спорта, — где обсуждались федеральные государственные образова- тельные стандартывысшего профессионального образо- вания третьего поколения. Мы и сегодня продолжаем плотно работать с вузами, за- нимавшимися разработкой новых стандартов. В университете утверж- ден и план перехода на уров- невую систему высшего про- фессионального образова- ния, который уже реализо- ванпо целому ряду позиций. По многим направлениям завершается подготовка основных образовательных программ, разрабатывается учебно-методическая доку- ментация. — Какие основные за- дачи стоят сегодня перед университетом? — Главной задачей по- прежнему остается подго- товка высококвалифициро- ванных, востребованных на рынке труда специалистов и сохранение ключевых по- зицийЛГПУв региональной системе профессионального образования. За свою более чем 60-летнюю историю университет зарекомен- довал себя как крупный образовательный, научно- методический и культурно- просветительский центр. Получив в 2000 году статус университета, вуз продол- жает уверенно развиваться. По итогам прошедшей в прошлом году комплексной государственной аттестации иаккредитацииуниверситет получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по 119 про- граммам высшего профес- сионального образования различного уровня, а также по 34 программам послеву- зовского и дополнительного образования. Темсамымбыл создан хороший задел на перспективу, что позволяет оперативно реагировать на потребности регионального рынка труда, а также сохра- нятьмобильностьвусловиях непростой демографической ситуации. В наших ближайших планах — на качественно иной уровень вывести на- учную работу через маги- стратуруирасширение аспи- рантуры. Учитывая наш кадровый потенциал, нам вполне по силам в течение ближайших полутора-двух лет открыть специализиро- ванные диссертационные советы по историческим, филологическим, педагоги- ческим, социологическим, биологическим наукам. Только за последние пять лет по перечисленным выше направлениям сотрудники университета защитили че- тырнадцать докторских и сто семь кандидатских дис- сертаций. Другой круг задач лежит в экономической плоскости. В январе 2011 года вступил в силу восемьдесят третий федеральный закон, предо- ставивший вузам широкие возможности зарабатывать средства не только оказывая платные образовательные услуги, но и распоряжаясь находящимся в их ведении имуществом. В этой связи нам предстоит освоить но- вые виды экономической деятельности. Особо отмечу, что ре- шение всех стоящих перед нами задач возможно только при обеспечении социаль- ной защищенности препо- давателей, сотрудников, аспирантов и студентов, а также при сохранении пси- хологического комфорта в коллективе. —Накакиенаправления в 2011 году будут принимать абитуриентов? — В этом году мы будем принимать абитуриентов на бакалавриат более чем по 20 направлениям. Подробная информация о правилах приема размещена на на- шем сайте в сети Интернет. Хочу еще раз подчеркнуть, что мы готовим не только учителей, но и экономи- стов, менеджеров, социоло- гов, специалистов по работе с молодежью, системных программистов, экологов, клинических психологов, лингвистов, дизайнеров, руководителей творческих коллективов. — Не препятствует ли развитиюуниверситета ста- тус педагогического вуза? —Университет в послед- ние годы активно развивает непедагогические направ- ления. Так что реальные возможности вуза опреде- ляются не названием, а его научно-педагогическим по- тенциалом и материально- технической базой. «Педа- гогический» статус не соз- дает никаких препятствий для дальнейшего движения вперед. Стратегию своего развития мы строим исходя из сложившейся региональ- ной структуры высшего об- разования. Вводить новые технические специальности вряд ли оправданно, так как эта ниша давно уже занята ЛГТУ. В то же вре- мя развивать социально- гуманитарное направление для нас вполне естественно и органично. И, конечно же, важней- шим направлением нашей работы была и остается под- готовка педагогических ка- дров. Мы тесно взаимодей- ствуем с органами государ- ственной власти, осущест- вляя целевую подготовку специалистов по направле- ниямобластногоуправления образования и науки, управ- лениякультурыиискусства. По ходатайству Липецкой и Елецкой епархии уни- верситет открывает в этом году такое направление, как «теология». Рассуждая об изменении статуса вуза, не стоит упу- скать из виду и тот факт, что любое кардинальное преоб- разование повлечет за со- бой серьезную структурную реорганизацию, а это далеко не безболезненный процесс. Поэтому здесь необходимо все тщательно продумать и взвесить. — Как вы относитесь к тому, чтопедагогические ка- дры готовит еще и Елецкий государственный универси- тет имени И.А. Бунина? —В целом здоровая кон- куренция идет на пользу двум вузам. Каждый за- нимает свою нишу, что во многом обусловлено «гео- графическим» фактором. Выпускники наших вузов трудоустраиваются преиму- щественно по месту жи- тельства. Педагоги из Ель- ца не едут работать в наш город из-за трудностей с получением жилья. Об этом свидетельствует нехватка в областном центре тех же воспитателей дошкольных учреждений и учителей на- чальных классов, которых ежегодно выпускает ЕГУ. И не случайно наш уни- верситет получил в этом году заявку от департамента дошкольного образования администрации города Ли- пецка на подготовку пе- дагогических кадров для детских садов. —На этойнеделе старто- вал областной этап конкур- са «Учитель года». Павел Георгиевич, что бы вы хо- тели пожелать его участ- никам? — Начну с того, что фи- нальный этап конкурса, как и в прошлом году, пройдет в ЛГПУ. Мы всегда рады принять в своих стенах луч- ших учителей Липецкой области. Хочу отметить, что большинство участников и победителей этого конкурса прошлыхлет—выпускники Липецкого государственно- го педагогического универ- ситета. А наши студенты- пятикурсники вот уже на протяжении нескольких лет успешно участвуют в го- родском профессиональном конкурсе «Учитель года» в номинации «Надежда». Нынешним участникам областного конкурса хочу пожелать педагогического вдохновения, творческой самореализации, удачи и, конечно же, победы! его цель — развитие пара- лимпийского движения в России и физическая реа- билитация инвалидов. Он намерен оказывать инфор- мационную, организацион- ную, реабилитационную, консультационную и ме- тодическую помощь инва- лидам и паралимпийцам в реализации их спортивных и социальных проектов. Кроме того, одна из главных задач портала — объедине- ние творческих сил инвали- дов, общественных органи- заций, благотворительных фондов и государственных структур в вопросах реаби- литационной деятельности, социальной адаптации и защищенности инвалидов. На презентации была ор- ганизована видеосвязь с по- сольствомИрана вМоскве, с Пермью и Украиной. Глава Липецка Михаил Гулевский пообщался по скайпу с иранским послом. Чрезвычайный и Полно- мочный посол Исламской Республики Иран в России Реза Саджади пообещал свое содействие российско- иранскому проекту по со- вместному восхождению инвалидов на одну из гор Ирана—Демавенд высотой 5610 метров над уровнем моря. Липецкий градоначаль- ник, в своюочередь, объявил о реализации еще одного паралимпийского проекта. В сентябре этого года слабо- видящиеинезрячиелипчане на велосипедах и велотан- демах совершат велопробег протяженностью3000кило- метров по маршруту Россия —Белоруссия—Польша — Германия — Франция с фи- нишем в Страсбурге. К лип- чанам смогут присоединить- ся спортсмены-инвалиды из других российских городов и зарубежных стран. Этот велопробег реализуется в рамках подготовки к пара- лимпийским Играм в Лон- доне в 2012 году. Помимо международ- ных спортивных проектов, создатели портала планиру- ют организацию междуна- родной социальной сети для инвалидов, создание базы данныхдлятрудоустройства людей с ограниченными воз- можностями. Через Интернет с липча- нами пообщалась руководи- тель национального проекта «Ты — предприниматель» при Федеральном агент- стве по делам молодежи, депутат облсовета Елена Бочерова, которая выразила готовность содействовать трудоустройству инвалидов и помочь им в реализации бизнес-проектов. Поддержали эту инициа- тиву и липецкие предпри- ниматели. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ в гардероб, напомнил: «Не забывайте ценные вещи в карманах». «Наши ценно- сти—это знания», —отшу- тились усманские педагоги. Их район на конкурсе пред- ставляет учитель истории и обществознания усманской школы № 2 Ирина Черни- кова. — Вы не переживай- те, я сама волнуюсь, — вот так просто и искренне предупредила она одиннад- цатиклассников, у кото- рых через несколько минут должна была провести кон- курсное занятие. Ее урок был посвящен трудовому праву. Но неофи- циально его можно было бы назвать «Спасение безработ- ной Даши». Начался он с небольшого видеоролика, в котором как раз и рассказы- валось о злоключениях вче- рашней выпускницы, стол- кнувшейся с нерадивым работодателем. Какие нару- шения закона он допустил и что нужно делать, чтобы не попасть, как Даша, в не- приятную ситуацию, — на эти вопросыи должны были ответить ученики за сорок минут занятия. С этим они справились с честью, несмо- тря на присутствие в классе многочисленного жюри и постоянно щелкающие фотокамеры. Впрочем, для учеников лицея № 66 эти атрибуты конкурсных уроков при- вычны — соревнования педагогов области здесь проводятся ежегодно уже больше десяти лет. К ним в лицее все относятся по- особенному. «Довольные выходят, улыбаются. Это хорошо», — переговарива- ются дежурящие в коридоре возле «конкурсного» ка- бинета учителя, оценивая реакциюжюри и учеников. «А я целых шесть набрал», —оживленно делится успе- хами с одноклассниками Влад Пахомов, демонстри- руя полученные им на необычном уроке музыки шесть разноцветных скри- пичных ключей — бонусы за удачные ответы. «Нор- мально все прошло? Ну, слава Богу» — интересу- ются у выходящих с урока истории старшеклассников женщины в синих халатах технического персонала. Эмоции кипят и у две- рей «конкурсных» каби- нетов, где все сорок минут болеют «за своих» колле- ги конкурсантов из райо- нов. «Минута осталась, не успеет!», «Как там? Не ошибается?», «А доску-то не открыла!»… Восклица- ния, выразительные же- сты, осторожные попытки заглянуть внутрь класса через открытую дверь — эх, видели бы сейчас дети своих педагогов! —Прозвенел звонок, на- чался урок. Очень тихо вы садитесь, отвечать вы не ле- нитесь,—начинает занятие Нина Даровских, учитель начальных классов школы села Сырское Липецкого района. На уроке литературно- го чтения по творчеству Евгения Чарушина дети успевают и загадки про животных отгадать, и рас- сказ прочитать и обсудить, и ответить на самые разные вопросы. «Когда вы идете гуськом?» — спрашивает учительница, желая про- верить, все ли понимают смысл этого выражения. И получает неожиданный от- вет: «Когда мы в столовую спешим». Улыбается Нина Александровна, забыв о волнении, улыбаются чле- ны жюри, «болельщики» за дверью кабинета, сами дети. И эти улыбки — тоже результат конкурса. Может быть, не менее важный, чем победа в нем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz