Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
КСТАТИ У Русской Православной Церкви есть еще две по - добные « проблемы »: как молиться за младенцев , не родившихся в результате абортов , и как — за атеи - стов , за которых в церквях хотят молиться родственни - ки . Но — всему свое время . 5 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму Ведущий рубрики Александр Косякин ПЯТНИЦА , 11 МАРТА 2011 № 45-46 (23923-23924) Открывая собор, Святей- ший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что в случае одобрения Свя- щенным синодом чин будет направлен во все епархии для использования. Святей- ший также пояснил, что «всем правящим архиереям приходится сталкиваться с такимявлением, когда скор- бящие родственники лица, покончившего с собой, об- ращаются с просьбой о его отпевании». Чин должен внести в этот вопрос «еди- ную практику», без злоупо- треблений «как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений», встречаю- щихся в разных епархиях. О необходимости созда- ния особого обряда помино- вения самоубийц патриарх Кирилл впервые публично упомянул более года назад. На епархиальном собрании Москвы в декабре 2009 года предстоятель РПЦотметил, что «категорически нельзя молиться за тех, кто ушел сознательно, в твердом уме и доброй памяти». При этом установить, был ли человек в сознании, когда совершал самоубийство, по словам патриарха, как правило, сложно: причиной суицида может быть психическое расстройство, алкоголизм или состояние аффекта. Как заявил тогда Кирилл, для таких случаев и разрабаты- «Это были лучшие мои кадры» Уже много времени прошло, а перед глазами все стоит эта картинка... Дело было прошлой осенью в Лебедянском Троекуровском монастыре, накануне престольного празд- ника в честь местночтимого святого Иллариона. Мыкак раз снимали там фильм о преподобном. Всеношная собрала много народа, но в самомцентре храма оставалось свободное место. И вот сюда вдруг притопала маленькая девочка в розовеньком капюшоне и с детской сумочкой, из которой все время выпадала красивая открытка. Во время ектении это «розовое облачко» вдруг упало на колении стало молить- ся ! Я стоял за камерой и уже не мог снимать ничего другого. Это были кадры! Девочке, как я потом выяснил у бабушки, всего год и девять месяцев, и, конечно, она еще мало что понимает в жизни, но ее детское сердце уже запомнило-вместило в себя эту картину: свечи, шепот молитвы и люди на коленях про- сят о чем-то Бога... Строгие батюшки у аналоя, глядя в эту минуту на ребенка, осторожно, одними губами, улыбнулись, и служба пошла своим чередом. А в моем архиве остались эти чудные кадры… Александр Панков, оператор г. Воронеж ОТКРОВЕННО — О СВОЕМ Александр Косякин Постелит на стол хозяйка старенькую скатерть, достанет из шкафа надтреснутые тарелочки и, уж конечно, выдер- нет из розетки шнур телевизора... Дажепо внешнимпризнакамраньшеможно было судить: в семье начался Великий пост, и все сорок девять дней до- мочадцы будут стараться жить просто и скромно. Правда, место телевизора тогда занимал самовар, да и тот прятали в чулан, довольствуясь видавшим виды чайником. А в «красном углу» затепляли лампадку и молились усерднее обычного, но в свободную минуту спешили в храм. Чтобы не напрасной была борьба с грехом во время Великого поста, миряне посещали богослужения, особенные, постовые, робко надеясь, что Господь подаст мир и радость душам... Великий пост, учит Церковь, — это подготовка к Свет- лому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее матери- альной стороны. Это время, когда мы всякуюминуту долж- ны помнить о посте Сына Божиего в пустыне, а также Его последних днях, о Тайной вечере, иудином поцелуе, отре- чении близких и страданиях на Кресте. А отказ от привычных блюд на столе—лишь маленькая личная лепта человека, захотевшего Постом хоть немного изменить себя. Сколь это сложно — решает каждый, ведь одному трудно обойтись без фаршированной индейки, дру- гому — от привычного фаст-фуда, а третьему — от жвачки, в которой, кстати, тоже есть вещества животного происхо- ждения... Не случайно, говоря о соблюдении поста, святые отцы замечали: «Мы — не телоубийцы, а грехоубийцы». То есть мы должны ненавидеть не свое тело, а грехи, и бороться с ними всеми средствами, в том числе и телесным воздержа- нием. А еще, чтобы легче было говеть, нужно читать клас- сику. Например, «Лето Господне» замечательного Ивана Шмелева. Вот его детские воспоминания: «Говеет много народу, и все знакомые. Квартальный говеет даже, и наш пожарный в тяжелой куртке с железными пуговицами, и от него будто дымом пахнет. Два знакомых извозчика говеют, и колони- альщик Зайцев, у которого я покупаю пастилу. Он всегда становится на колени и воздыхает-сокрушается о грехах: сколько, может, обвешивал народу!.. Может, и меня обве- шивал и гнилые орешки отпускал. И пожарный тоже со- крушается, все преклоняет голову. А какие у него грехи? Сколько людей спасает, а все-таки боится…Я пощусь, даже и сладкого хлеба с маком не хочется. Матушка со мной ла- скова, называет «великим постником». Отец все справляет- ся: «Ну как дела, говельщик, не заслабел?» С Великим постом, читатели! ТЕМА ВЫПУСКА | Семь недель очищения Великий пост на Руси СТРАСТИ-МОРДАСТИ | К чему ведет новомодная традиция «Мама, я хочу себе тату...» Не могли бы вы разъяснить, откуда пошла такая модная теперь татуировка? И хорошо ли делают те, кто наносит на свое тело всяких жучков-паучков? Надежда Падва, г. Елец. Действительно, тату стало явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнес- мены, профессора и домохозяйки укра- шают себя экзотиче- скими иероглифами, браслетами, магиче- скими знаками и ор- наментами. Мужчи- ны считают тату сим- волом мужественно- сти, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. История ее дав- няя. Еще английские моряки наносили на спины изображение Христа и строчки из Библии в надежде, что пороть их за про- ступки не будут: мол, как можно наносить удары по «святому»? Но это не спасало — пороли пуще прежнего. В России татуировка появилась в конце XIX века. Тогда она являлась одним из признаков аристократичности. Уже в 1906 году в Санкт-Петербурге открылся первый салон художественной татуировки, раз- витие этого «искусства» набирало обороты. Процесс затор- мозился после Октябрьской революции. Тату сразу попало в разряд буржуазных и вредоносных «пережитков царско- го режима», за наколку могли и в тюрьму посадить. Но позже запрет был снят, и сегодня мы наблюдаем ренессанс тату. Но если раньше «пример» в этом деле по- давали зэки, то теперь все больше «звезды» эстрады, кино и прочие представители богемы. В Библии сказано: «Не наносите письмена на кожу...» Поэтому для христианина это увлечение безусловный грех. Особенно в том случае, когда носители этой псевдокультуры используют религиозную тематику. Уязычников татуиров- ки не были под каким-либо запретом, но и не делались по любому поводу. Всякий знак имел смысл и значение. Так, к слову, обстоит дело и в преступном сообществе. Алексей Александров Этот домик на тихой улочке в Задонске знают все. В нем жила когда-то дружная семья Фроловых. Двенадцать детей воспита- ла простая русская женщи- на Мария Матвеевна и восьмерых из них у нее отняла война... Сюда, на улицу Урицко- го, теперь приходят экскур- сии — на фасаде прибита мемориальная доска. Но мало кто знает, что дом этот ВЕРСИИ | К 150- летию канонизации Тихона Задонского Как келья стала домом имеет судьбу необычную, что связан он с именем вели- ким и дорогим сердцу каж- дого христианина — святи- теля Тихона Задонского. После пожара Фроловы купили у Богородицкого монастыря сруб, который стоял на месте келейки знаменитого старца. Со- седка Фроловых Клавдия Прокофьева, дружившая с Марией Матвеевной, вспо- минала, как соборный про- тоиерей говорил ей: «Да знаете ли вы, матушка, какой счастливый домок вы приобрели?В нем каждая трещинка молитвы Тихона помнит...» Конечно, всякий вправе усомниться: какмог уцелеть сруб, ведь святитель почил еще в 1769 году—почти два с половиной столетия назад? Но любой лесник или чело- век, знающий свойства дре- весины, скажет, что длядуба —аименноиз этогоматериа- ла собран дом— это не срок, простоит и больше. Остается вопрос исторической досто- верности, ведь ни в житие угодника Божиего, ни в краеведческой литературе напрямую о переносе сруба на тихую улочку Задонска не говорится. В то же время косвенные доказательства этого превращения келии святого в обычную мирскую избу все-таки имеются. Леонид Морев — журна- лист, краевед, церковный историк — в своей книге «История Задонского муж- ского монастыря» пишет: «По задонскому преданию, передававшемуся со слов о.ИоаннаПопова,протоиерея Успенского собора, наиболее крепкие бревна из деревян- ной части бывшей кельи свя- тителя Тихона были отданы одному близкому к обители мирянину, чей дом сильно пострадал от пожара. Пред- положительно, речь идет о так называемом «доме бра- тьев Фроловых». Косвенным подтверждением достоверно- сти предания могут служить следующие обстоятельства: в 1841 году в Задонске дей- ствительно имел место силь- ный пожар, уничтоживший многие дома. Отец Иоанн был членом комиссии, осви- детельствовавшей в 1861 году тело святителя Тихона и проводившего прочую под- готовительную работу в ходе процесса канонизации...» Сегодня паломники, во множестве притекающие в Задонск, ищут и, конечно же, находят для себя те места и предметы, которые, по их мнению, еще помнят святителя. Есть, например, в городе так называемый «поющий дуб», возле кото- рого, по преданию, отдыхал Тихон. В то же время келия святого, перенесенная Бо- жьим Промыслом на новое место, остается пока вне поля зрения людей. Что ж, всему свое время и на все воля Божия... НОВОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ «Со святыми упокой...» вается чин молитв о само- убийцах. «В некоторых слу- чаях, когда вина в совершен- ном самоубийстве сомни- тельна, дается разрешение на молитву о его душе. Но во время отпевания просим Господа со святыми упоко- ить во Христе душу раба Божия. В случае с самоубий- цами, даже с психически больными, это неуместно. Тут мы просим Господа о снисхождении, о милосер- дии к его душе, и слова должны быть другими». По словам экспертов, «церковь осознала, что жи- вет в новом мире». Еще в XIX веке суицид достаточно редко встречался, а сейчас у России один из самых высо- ких рейтингов по самоубий- ствам. Между прочим, при- ходские батюшки уже давно пытаются приспособить эту проблему к современным реалиям. Рассудите, люди Стояла я в очереди за водой у святого источника на Ка- менной горе в Ельце. Мороз был сильный, а очередь длин- нющая. И, как это бывает в любой очереди, создавалось напряжение: кто-то пытался обойти других, кто-то его уко- рял совсем не смиренными словами. Людиже! Но тот, кото- рый втерся в очередь, выбрал такую тактику, он стал вы- говаривать нам: «А вы в храме на ночной службе были? То-то!» Мы прикусили языки — он же выстоял ночную... Но мужчина, поняв, что одержал победу, не успокоился и стал увещевать другого, веселого по складу (это было вид- но) человека, который всешутил и подбадривал других. Вот ему больше всех и досталось: как, мол, можно в очереди за святой водой шутки шутить? И опять все примолкли, но ненадолго — мороз прово- цировал нас на разговоры, иначе не продержаться. Но я отчетливо помню, что вся очередь была на стороне весель- чака и балагура. Неужели он (да и мы вместе с ним) вели себя не по-православному? Надежда Семенова г. Елец О первой любви... Мой внук влюбился. Конечно, первый раз в жизни. И, конечно, безответно — да и какая там любовь может быть в пятом классе! Главная для него проблема — девочка не по- зволяет ее обнимать. А вот мальчику Денису — что самое ужасное — разрешает! Мы ходим с внуком в храм, и вот я говорю ему: а ты обратись со своей проблемой к батюшке. Священник оказался мудрым человеком. Выслушал, а потоми говорит: «Адевочкаине должнапозволять обнимать себя всем. Она же — цветочек. Что будет с цветком, если каждый станет его трогать? А ты люби прежде всего Бога. Он никогда тебя не предаст, молись Ему, и Он тебе обяза- тельно поможет». Удивительно, но после этого внук сразу успокоился. Елена Тришина г. Липецк ПРОСТО ФАКТ Если человеку удастся прожить 70 лет , это будет всего лишь 25 тысяч дней . Из них 8 тысяч уйдет на сон , 1500 — на еду , 1000 дней — на транспорт ( в год человек на дорогу туда - сюда тратит больше 500 часов — целый отпуск !). Но больше всего — 9000 дней — уходит на учебу и работу . Это еще статистика не знает , сколько драгоценного вре - мени тратит человек на газеты , Интернет и телевизор . А когда же жить - то ? И главное — когда о душе думать ? Отношение Церкви к само- убийцам всегда было одно- значным. Их не отпевали, их хоронили за кладбищенской оградой и, главное, за них даже не молились. И вот — новость: в Русской Право- славной Церкви может появиться единый чин молитв о самоубийцах. Эта тема обсуждалась на состо- явшемся недавно архиерей- ском соборе в Москве. «Особый чин молитв о самоубийцах» уже составлен. Предметно же вопрос должна рассмотреть специальная богослужебная комис- сия. Виктор Стернин Для любого нормального человека в его счастливом детстве самыми неприят- ными, да что там — просто противными — словами были вот эти: «К доске пойдет…» и «Неси-ка сюда ремень…» Причем часто одна фраза дополняла другую, но в том и в другом случае имело место наси- лие и нарушение прав человека. Если сказать проще — порка… Но — удивительное дело — проходило время, дети становились взрослыми, папами и мамами и уже сами при случае командо- вали: «А ну неси-ка сюда ремень…» Пороть или не пороть? – так по-гамлетовски продол- жает звучать вопрос. Однаж- ды я задал его начальнику Воронежского Михайлов- ского кадетского корпуса Александру Голомедову, прибывшему со своими вос- питанниками в Задонский Богородицкий монастырь. Уж очень вышколенными выглядели кадеты: ходили строем, на досужие разгово- рыне отвлекались, внимали каждой команде офицеров. Так вот, когда я спросил офицера, что он думает о телесных наказаниях, он ответил: «Я — за порку. Если слова старших не до- ходят через голову, пусть доходят через другие части тела...». Однако о порядках на сей счет в корпусе рас- пространяться не стал. На эту же тему я беседо- вал с Валентиной Панари- ной, директором Задонской школы слабослышащих де- тей. В этой образцовой шко- ле, понятно, с детей пылин- ки сдувают, но сама Вален- тина Андриановна роди- ДОМОСТРОЙ | Допустимо ли в православной семье насилие «Непоротое поколение» тельскую педагогику, где ремень был штукой знако- мой, вспоминает с глубоким уважением. Конечно, худой мир луч- ше доброй ссоры. Особенно со своим ребенком. Лучше договориться. Лучше ла- ской, чем таской, как гово- рит русская пословица. Ре- мень — аргумент весомый, но он—крайняя мера и где- то даже признак родитель- ского бессилия. Это — уже мнение монаха Алипия, который по послушанию много занимается с детьми в школах Задонска. Историяже телесных на- казаний в России весьма богата на примеры. Вспом- нимхотя быяркий сюжет из фильма «Тихий Дон», где отецпробует пороть взросло- го Гришку за связь с Акси- ньей. Правда, не вышло у отца — поздновато за кнут взялся—вырос Гришка. Но порка как явление у казаков узаконена в любом возрасте. До сих пор. И, как они сами уверяют, идет только на пользу. Так считают, кста- ти, не только казаки. У сторонников телесных наказаний были серьезные предшественники: законы Российской империи и зна- менитый древнерусский литературный памятник ХVI века «Домострой». «Любитьихранить детей, но и страхом спасать, наказы- вая и поучая, а не то, разо- бравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей». Идалее : «Если дети, лишенные наставленийотца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и на- смешка, дому убыток, а себе самому скорбь, от судей же позор и пеня». У святителя Тихона За- донского находим такие советы: «Детей неисправ- ных должно наказывать родителям. Таково слово Божие повелевает им: «не преставаймладенца наказы- вати: аще бо жезлом биеши его, не умрет от него, то бо побиеши его жезлом, душу его избавиши от смерти». Выходит, телесные на- казания были вполне демо- кратической процедурой в старой России и, более того, не расходились с православ- ной традицией. Пороли за провинности не только де- тей, но и взрослых. Пороли солдат в армии, мужиков на конюшне, гимназистов, бур- саков и представителей раз- ных сословий. В наши дни вожжами не стегают. Не только из-за от- сутствия вожжей. Сегодня появился даже термин «не- поротое поколение» — при- чемупотребляют его со вздо- хом, как бы сожалея об упущенныхвозможностях… КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ОЛЕГА КУПРИЕНКО Время подумать, покаяться...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz