Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
занный и с улучшением материального оснащения школ, и с реализацией об- разовательных инициатив, — эти факторы создают образ сегодняшней школы. Насколько этот образ сло- жен и противоречив, можно судить и по приведенным выше цифрам, и по мнени- ям, фактам, что прозвучали на совещании. Почему при значитель- ных средствах, выделяемых на образование, и растущей средней заработной плате по-прежнему звучат и сето- вания педагогов на низкий уровень оплаты труда, и жалобы родителей на по- боры в школе? С одной сто- роны, есть убедительные факты неэффективного ис- пользования средств, когда директорашкол, например, не могут грамотно распоря- диться надтарифным фон- дом и в итоге к концу года остаются неиспользованные средства, а педагоги между тем недополучают стиму- лирующие выплаты. Или когда руководители район- ных отделов образования не спешат принять решение по тем школам, где затраты на образование высокие, а качество его — низкое. Оптимизация — это, как прозвучало на совещании, политика не ликвидации школ, а предоставления как можно большему числу де- тей условий для получения полноценного качественно- го образования. С другой стороны, ди- ректор современной школы должен быть настоящимме- неджером, чтобы наладить успешную работу в своем образовательном учрежде- нии. Но многие ли нынеш- ние руководители готовы к происходящим в отрасли переменам? Кадровые про- блемы — от недостаточной профессиональной компе- тенции работников до не- хваткиспециалистов вообще — серьезное препятствие на пути реализации любых инноваций. К тому же, как отметила, например, пред- седатель департамента об- разования администрации Липецка Анна Шамаева, чтобы привести подавляю- щее большинство школ об- ластного центра в соответ- ствие с требованиями новых федеральных стандартов образования, нужны сред- ства, значительно превы- шающие нынешние объемы финансирования. И, судя по аплодисментам в зале, это утверждение справедливо и для других муниципалите- тов области. — Да, проблем много, и часть из них возможно решить только на федераль- номуровне. Номыне можем ждать, мы должныработать каждый день, исходя из тех реальных условий, ко- торые имеем на нынешний день, — подвела итоги со- вещания заместитель главы администрации области Людмила Куракова. — И главная цель для нас—уже сегодня дать детямхорошее, качественное образование. Директор школы сейчас по- настоящему ключевая фи- гура в системе общего обра- зования. И поэтому прежде всего ему нужно меняться, активно осваивая новые механизмы управления. Не бойтесь нового, не бойтесь самостоятельности и ответ- ственности, анализируйте, считайте. Руководство об- ласти всегда вас поддержит, но без вашей инициативы преодолеть трудности про- сто невозможно. Игорь Ж. Игорь учится в тре- тьем классе. Умный, сообрази- тельный мальчик. Оценки в те- традях и дневнике говорят о том, что знания по предметам у него приличные. Очень нравится ему рисовать — и карандашами, и акварельными красками. Цвета выбирает позитивные: голубые, зеленые, оранжевые, желтые... Игорь с удовольствием ходит в спортивнуюсекцию, где занимает- ся борьбой. Его мечта: выступить на престижных соревнованиях и победить. Еще стать сильным и сдержанным: покаИгорь не всегда может справиться с эмоциями и устраивает потасовки. Но о своих синяках умалчивает, а за чужие просит прощения и быстро мирится со сверстниками. Игорь старается работать над собой, прислушивается к мнению взрослых. И очень надеется, что на него обратит внимание дружная семья. «Я не ленивый, вещи не разбра- сываю и занятие сам себе найду, не опозорю!» — заверил нас парнишка. А еще он сказал, что у него есть старший брат, которого он, правда, никогда не видел. Есть у него и и сестры. Кто, где, чем живет — это отдельная история. Ее могут рассказать будущемуусыновителюилиопекунуИгоря специалисты органов опеки. Гена З. Спокойный, уравно- вешенный парень. В апреле ему исполнится десять лет. Но он уже пример во всем для младшего бра- та. Гена хорошо учится, приохо- тился читать художественную литературу. Его словарный запас постоянно пополняется, поэтому говорит и рассказывает он четко, ясно и интересно. Мечта — стать учителем физкультуры и быть авторитетом для ребят, как ди- ректор их детского дома. Гена активно занимается спор- том: есть первые успехи в секции борьбы, куда он привел и брата. Он хорошо ходит на лыжах, пла- вает в бассейне. Крепким, силь- ным растет парнишка. И брат его тоже подтянулся, только частенько болеет. Очень дружные, открытые, симпатичные ребята. Хорошие сыновья бы выросли, только где их мама и папа? Алеша Б. Уже привык к дет- скому дому и перестал дичиться. Аппетит и сон нормальные, со здоровьем проблем нет. А вот в учебе ему приходится труднова- то. Отстал Алеша от школьной программы, а задавать вопросы, ответы на которые его сверстники знают, стыдится. Будем надеять- ся, что учителя поймут и помогут воспитаннику детского дома. Воспитатели отучили мальчика грызть ногти, не предаваться грустным воспоминаниям, во- влекли в занятия в кружках. Но Алешке пока дорог и дом родной, и мама с папой, которые, увы, так и не смогли понять за это время, что детей своих они предали. Трое их сыновей находятся на попечении государства. Супруги не сделали ничего для того, чтобы изменить свой образ жизни и вернуть детей в семью. Увы... * * * Уважаемые читатели! Спасибо вам за слова поддержки в адрес акции «Найди меня, мама!». По поводу усыновления, опеки, создания приемной семьи вы можете обращаться в органы опеки по месту вашего жительства или в управление образования и науки области потелефонам: 32-94-17, 32-94-18, 32-94-19. Директор центра Любовь Кондрашина возле «дерева» с фотографиями воспитанников. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ФОТО ИРИНЫ СМОЛЬЯНИНОВОЙ № 42/23920/ 4 МАРТА 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Ирина Смольянинова На одной из стен в Центре сопровождения опекун- ских, приемных семей и социальной реабилитации несовершеннолетних, расположенном в селе Баловнево Данковского района, есть необычное дерево. Вместо листочков на нем —фотографии воспитанников, когда-либо проживавших в центре. Любовь Кондрашина, его директор, как и другие сотрудники, помнит всех по имени и фамилии, может рассказать историю каждого ребенка — все они прошли через ее сердце. Чужие среди своих Вприхожей было неожи- данно тихо. Нас встретили лишь ряды разнокалибер- ных домашних тапочек под вешалкой. —Старшие ребята вшко- ле,—объяснила необычную тишину Любовь Кондраши- на. — Здесь сейчас только малыши. И действительно: в игро- войкомнатенамягкомковре расположились несколько дошколят. Мальчики увле- ченно играли в машинки. Едваначавшаяходитькроха с важным видом восседала на руках у няни. Четырех- летняя Катя за отдельным столиком под руководством воспитателя-педагога Та- мары Прокошиной училась складывать картинку-пазл. Появление незнакомого взрослого никого из ребя- тишек не испугало. Все про- должали заниматься своими делами. От комнаты — за- литой солнцем, с красивыми портьерами на окнах, со сте- нами, любовно украшенны- ми ребячьими рисунками, —веяло совсемне казенным уютом. Доносившиеся из столовой аппетитные запа- хи еще больше усиливали КУЛЬТУРА | Библиотеки Ельца по - прежнему пользуются популярностью Чтобы посетитель был доволен КОЛЛЕГИЯ | Решение проблем образования начинается с инициативы на местах Не бояться самостоятельности Лада Юрьева В конце прошлого года центральная городская библиотека Ельца им. Горького стала участником регионального объедине- ния «Липецкие корпора- тивные информационные технологии». В его рамках создается сводный каталог библиотек Липецкой области. Для этих целей было приобретено со- ответствующее компьютер- ное оборудование. Но провинциальная би- блиотека живет не только современными технология- ми. Чаще всего сюда прихо- дят за старой добройкнигой. Недавно в Ельце подсчита- ли: посещает библиотеки почти половина городского населения. —В течение года мы вы- дали более восьмисот тысяч экземпляров, — говорит директор Централизован- ной библиотечной системы Ельца Наталья Конева. Библиотечный фонд в СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ — ДОСТОЙНОЕ БУДУЩЕЕ | Иногда нужно просто поддержать семью … С мечтою о родном доме абсолютных цифрах сегод- ня составляет почти триста восемьдесят тысяч единиц хранения. На комплекто- вание потрачено свыше по- лутора миллионов бюджет- ных рублей. Приобретено около 15 тысяч экземпляров изданий. А вот площади для размещения книжного фонда остались те же, что и многие годыназад. Поэтому библиотекари вынуждены «ужимать» свои рабочие места и зоны обслуживания читателей. Библиотечный фонд увеличивается, но его ка- чество нельзя назвать высо- ким. Характерной пробле- мой всех массовых библио- тек остается большая доля изношенных книг и их уста- релость. Рекомендуемый показатель обеспеченности населения новыми посту- плениями предусматривает в качестве оптимальной величины 250-220 изданий в год в расчете на тысячу жителей. Впрошлом году по Липецкой области этот по- казатель составил 200 изда- ний на тысячу жителей. По городу Ельцу—62 издания, по Липецку — 100. Библиотечные работни- ки ежегодно прикладывают немало усилий для развития материально-технической базы, участвуя в конкур- сах профессионального ма- стерства. Одни выиграли компьютерный комплекс, победив в областном кон- курсе «Библиотека года». Второй комплекс приобрели за счет средств областного бюджетапопрограмме софи- нансирования. Третий — за счет собственных средств. В 2011 году ельчане плани- руют купить новое компью- терное оборудование для детской библиотеки № 1, библиотеки-филиала № 4. Но любой, даже наимощ- нейший компьютер никогда не заменитживого человече- ского общения. А для елец- ких библиотек кадровый вопрос — проблема из про- блем. Мало желающих обу- чатьсябиблиотечномуделув вузах. На сегодняшний день в библиотеках работают 56 человек, из них со специ- альным образованием — 16 человек. «Мы давно начали решать эту проблему с помо- щью областных библиотек и учебно-методического цен- тра управления культуры и искусства Липецкой обла- сти. В 2010 году повысили квалификацию 10 специа- листов, двое продолжают обучение. В наступившем году на базе ЦБС будет ор- ганизована учеба библио- текарей города и Елецкого района специалистами трех областных библиотек по программе повышения ква- лификации», — поясняет Наталья Конева. ощущение домашнего тепла и покоя. Присматривать за малышами воспитателям помогал подросток 16-17 лет. — Это наш Ваня (имена детей изменены по прось- бе сотрудников центра. — Прим. авт. ), — вздохнула Любовь Кондрашина.—Его три сводных братика тоже здесь. В этом году Ваня за- канчивает школу, но ухо- дить из центра не хочет. Просит, чтобы разрешили ему здесь жить и работать. Иван не любит вспоми- нать о своем детстве. Да и было ли оно у него? До сих пор на коротко стрижен- ной голове его видны следы «воспитания» — когда мать попала в больницу, пьяный отчим бил мальчика по го- лове всем, что попадало под руку, угрожал ножом, а чтобы не убежал… посадил его на цепь. Мать мало обра- щала внимания на детей. И кто знает, как бы сложилась Ванина судьба, не попади он сюда. В центре парнишку отогрели душевным теплом и заботой. Неудивительно, что даже теперь, повзрослев, подросток считает реаби- литационный центр своим домом, а его сотрудников — настоящей и единственной семьей. — Дети к нам попадают по разным обстоятельствам. Бывает, что семья испыты- вает временные трудности, но чаще всего причина—ал- коголизм одного или обоих родителей, и таких боль- шинство. Особенно страшно, когда пьет мать, — сетует директор центра. К сожалению, женский алкоголизм сейчас не ред- кость. Внароде говорят: отец пьет — крыша горит, мать пьет — весь дом горит. А бывает, что и сгорает дотла, уносяс собойдетскиежизни, как это случилось недавно в Нижегородской области. А сколько ребятишек без- молвно страдают от голода, холода, а то и жестоких по- боев в таких семьях! Уважаемые читатели! Вобщественнойприемной«Липец- кой газеты» в марте 2011 года вас смогут проконсультиро- вать и помочь в решении определенных проблем следующие специалисты: 10марта—КРЕМНЕВАТатьяна Петровна, заместитель председателя департамента здравоохранения г. Липецка. 11 марта — СИЗОНЕНКО Лариса Михайловна, предсе- датель департамента дошкольного образования г. Липецка. 16 марта—СПИВАКЛюдмила Валерьевна, начальник жилищного отдела департамента ЖКХ г. Липецка. 18 марта—СПИЦЫНААлександра Ивановна, адвокат Липецкой областной коллегии адвокатов, член региональ- ного отделения «Ассоциация юристов России». 22 марта—ДОРОФЕЕВНиколай Дмитриевич, коммер- ческий директор ОАО «Свой дом». 25 марта—ЗОЛОТАРЕВАНаталья Тихоновна, началь- ник группы по обращениям граждан отделения Пенсион- ного фонда РФ по Липецкой области. 30марта—АНДРЕЕВАТатьянаМихайловна, нотариус, президент Липецкой областной нотариальной палаты, член регионального отделения «Ассоциации юристов России». 31марта—НЕГРОБОВВалерийЛеонидович, начальник Управления Росреестра по Липецкой области, председатель Липецкого регионального отделения «Ассоциацииюристов России». Все консультации бесплатные. Предварительной запи- си нет. Время приема: 10.30—13.00. Наш адрес: г. Липецк, ул. Московская, 83, 2-й этаж, к. 209. Р. S. Уважаемые читатели! Во время приема вы мо- жете оставить письменное заявление, жалобу, отразив в ней суть проблемы. Просим также принести с собой те документы, которые позволят специалисту лучше понять смысл изложенного вопроса. В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ» Задавайте вопросы. Поможем разобраться Остановиться, оглянуться А бывает и так, что кру- шение привычного жиз- ненного уклада выбивает из колеи даже почтенную мать семейства. Так случи- лось с Валентиной Д. После внезапной смерти мужа она осталась с четырьмя детьми на руках, старший из кото- рых учился в пятом классе. От горя, свалившихся на нее семейных тягот и бес- покойства за судьбу детей женщина начала выпивать. Не помогали ни увещевания родственников, ни угроза лишиться родительских прав. Но работники соци- альной службы, органов опеки не оставилиженщину один на один с ее бедой — с Валентинойработали врачи, психологи, педагоги. — Дети все это время находились у нас, —расска- зываетЛюбовьКондрашина. — Видя, что с ними все в порядке, мать постепенно успокоилась, поняла, что можно и нужно жить даль- ше, устроилась на работу. Вскоре встретила хорошего человека, который стал и от- цом для ее детей. А недавно в этой семье появился уже пятый ребенок. Иногда, чтобы восстано- вить нормальную семейную жизнь, не так уж много и надо— просто дать человеку передохнуть, поддержать — и он снова встанет на ноги, поверит в свои силы. Но да- леконевсегдаситуацияскла- дывается столь благополуч- но. Ибывает, что помещение детей в реабилитационный центр, а потом, возможно, и вдом-интернат—единствен- ный шанс их спасти. Братья Маугли Так их то ли в шутку, то ли всерьез прозвали в реабилитационном центре. Родители — стихийные пе- реселенцы «первой волны». Малограмотные, без доку- ментов, они так и не смогли устроиться на работу. Осев в одном из сел Данковского района,жилив заброшенной полуразвалившейся вре- мянке с земляным полом. Питались с детьми тем, что добрые люди подадут. Бра- тья, одномуиз которых было 5 лет, а другому — 3 года, до заморозков, едва одетые, босиком пасли скот за кусок хлеба. Когда их привезли в реа- билитационный центр, все — от нянечки до директора — не смогли сдержать слез. Дети были настолько ис- тощены, чтонесколько суток только ели и спали. Они поч- тине умелиговорить,многие предметыипродуктывообще видели впервые в жизни. Когда мальчики окрепли и немного освоились, с ними начали работать воспитате- ли и детский психолог. Сейчас братья верну- лись в семью, но находятся под постоянным контролем социальных работников и органов опеки и попечи- тельства. Помогли и роди- телям — их взял на работу местный предприниматель. А дома лучше В год через центр прохо- дит до 60 детей. Для каждой возрастной группы разрабо- тана своя базоваяреабилита- ционная программа. В то же время с каждым ребенком индивидуально работают педагоги-психологи, дефек- тологи, другие специалисты. Немалых трудов стоит со- трудникам центра, чтобы запущенный, отстающий в развитии, нередко физи- чески сильно истощенный человечек вновь стал тем, кемонидолженбыть,—здо- ровым и веселым ребенком. Но с какими бы сложны- мижизненнымиситуациями ни сталкивались специали- стыподеламсемьи,материн- ства и детства управления социальной защиты населе- ния, они, прежде всего, ищут возможности возвращения детей в семью. Приносит своирезультатыипрофилак- тическая работа по раннему выявлению неблагополуч- ных семей и оказанию им своевременной помощи: за прошедший год таких в об- ласти стало на 109 меньше. На укрепление семейных отношений направлены и действующие в нашем ре- гионемногочисленныемеры поддержки многодетных и малоимущих семей, раз- работанные при содействии администрации Липецкой областииодобренные главой Олегом Королевым. Ведь как бы хорошо ни было детям под крылом у добрых и внимательных педагогов центра, они всегда мечтают о своих—хороших — родителях, ждут их, на- деются, что когда-нибудь они вспомнят о них и придут за ними. — Однажды я случайно услышала, как один наш мальчик молился в церкви: «Господи, сделай так, чтобы мамканепила…»,—вспоми- нает Кондрашина. —И ведь не подарков себе просил, не конфет, не сотовый теле- фон, не велосипед. Детским своим сердечком понимал, что самое большое счастье — это когда рядом родные и любящие родители. Все эти цифрыпрозвуча- ли на итоговом совещании областного управления об- разования и науки, состояв- шемся на днях в Липецком государственном педагоги- ческом университете. Речь на нем шла о самых акту- альных проблемах данной сферы, в основном — об общем образовании. Демографический кри- зис, реформы, вызванные изменениямивфедеральном законодательстве, внедрени- ем нормативно-подушевой системы финансирования и отраслевой оплаты труда, переход отрасли на новый качественный уровень, свя- Софья Вобликова Более девяти миллиардов рублей — это почти двадцать три процента консолидированного бюджета области — получила система образования региона в минувшем году. За десять лет количество учащихся сократилось на тридцать семь с половиной тысяч человек — это сопоста- вимо с числом всех детей, которые учатся сегодня в сельских школах. В прошлом году было закрыто пятнад- цать школ, в которых обучалось 728 детей. В 2000 году только четверть от общего числа учащихся обучалась в условиях, отвечающих современным требованиям, в 2010 году их стало в три раза больше — 78 процентов от общего количества. Более чем на двадцать три процента выросла в среднем зарплата педагогов в 2010 году по сравнению с 2008-м — годом введения новой системы оплаты труда. Из пяти тысяч педагогов Липецка лишь 217 — молодые специалисты. На начало текущего учеб- ного года в школах областного центра не хватало 83 учителей-предметников. Из пяти тысяч педагогов Липецка лишь 217 — молодые специалисты. ” На 23 процента выросла в среднем зарплата педагогов за последние два года ”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz