Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Александр Артемьев, руководитель Центра космических знаний Многие века наши предки мечтали порвать путы земного притяжения, подняться в небо и увидеть то, что скрывает от взора человека таинственная линия горизонта. В древ- них рукописях, в научных трудах мыслителей разных эпох мы можем найти вещественные доказатель- ства поиска способов полетов в заоблачные дали. Даже сказочные персонажи Баба Яга или Змей Горыныч, совершав- шие полеты по небу, первая — в ступе с метлой, второй — извергая невооб- разимый шум (не прообраз ли это современных ракетных двигателей?) подтверждают то, что люди далеких от нас эпох в своих фантазиях предвиде- ли время, когда необычные корабли начнут бороздить воздушный океан так же просто, как морские суда преодолевают безбрежные просторы океана. От мечты, от сказочных образов, рождавшихся в головах наших еще необ- разованных предков, через тернии научного поиска путь лежал к реальным схемам, к открытию законов природы, которые помогли человечеству оторваться от земли. Воплощение мечты Оставшиеся нам в на- следство работы выдающе- гося ученого эпохи Возрож- дения Леонардо Да Винчи говорят о том, что уже в XVI веке вопрос полетов в небе был очень близок к своему решению. По крайней мере, великий итальянец за много веков до появления вертоле- та представлял принципы его устройства. Он же пред- сказал появление парашюта — способа спуска с небес на землю. Но для того, чтобы че- ловек действительно смог оторваться от матушки- Земли, потребовалось еще много времени и усилий ученых и изобретателей многих стран и народов. Случилось это в конце XVIII века во Франции. Первыми людьми, взглянувшими на землю с высоты птичьего полета, стали два брата Монгольфье. Их фамилия дала имя новому изобрете- нию — большому воздуш- ному шару, изготовлен- ному из легких деревян- ных материалов и бумаги с подвешенной на веревках корзиной для воздушных путешественников. Шар наполнялся горячим дымом от костра и устремлялся в небо на большую по тем временам высоту. Однако французы были не одиноки в своем поиске. История сохранила для нас и имя рязанского кресть- янина по фамилии Кря- кутный, который обладал исключительной смекал- кой и наблюдательностью. Он, так же, как и братья Монгольфье, заметил, что теплый дым от костра под- нимается вверх, и попы- тался поймать легкий газ с помощью огромного шара, сшитого из шкур. Его по- лет, как гласит легенда, был очень коротким и чуть было не закончился гибелью изо- бретателя. Но воздушные шары, наполненные легким теплым газом, с тех пор успешно и широко исполь- зуются во всем мире. Прав- да, теперь их конструкции стали надежнее, чем те, ко- торые применялись двести с лишним лет назад. Следующимшагомвнебо стало изобретение самолета, аппарата, работающего на использовании принципа подъемной силы крыла. Приоритет в открытии и на- учном обосновании возмож- ности полетов на машинах, снабженных винтом и кры- льями, принадлежит Рос- сии. Николай Жуковский —вот имя русского ученого, кому потомки обязаны за его аэродинамику, главную небеснуюнауку, научившую человека летать, как птица. Американцы братья Райт, француз Блерио стали пер- выми, кто смог реализовать идеиЖуковского и взлететь в небо. Но, завоевав одну вы- соту, человек стремился подняться выше. Одолеть новую высоту, выйти за пределы земной атмосферы человеку должна была по- мочь ракета... Николай Кибальчич НиколайКибальчич про- жил очень короткую жизнь (1853—1881 гг.), которая прервалась на эшафоте. Об- ладая исключительными талантами учёного и изо- бретателя, он смог их реа- лизовать, к величайшему сожалению, только в терро- ристических целях: его «ад- ская машина», начинённая самодельным динамитом, брошенная Гриневицким в императора Александра Константин Циолковский. Проект летательного аппарата на пороховом двигателе Н. Кибальчича. Сергей Королев готовится к полету на спроектированном и построенном им самим планере. Проекты ракет, разработанных в ГИРД. Первая жидкостная ракета ГИРД-Х. № 38-39/23916-23917/ 1 МАРТА 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 ГОД КОСМОНАВТИКИ | Через тернии лежал путь человечества к звездам Гагаринские предтечи ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРА АРТЕМЬЕВА II, достигла своей цели, царь был смертельно ранен. Группа заговорщиков, в которой был Кибальчич, после следствия и суда была казнена. Однако, находясь под следствием в Петропавлов- скойкрепости, НиколайКи- бальчич сумел обосновать принципы, по которым мог быть построен пилотируе- мый летательный аппарат. Приоритет Кибальчича за- ключается в том, что он предложил в качестве ре- активного двигателя поро- ховой заряд. Причём автор идеи продумал и то, как можно было бы управлять движением ракеты, изме- няя вектор тяги порохового двигателя или программи- руя его горение. Можно ска- зать, что Кибальчич ещё в те далёкие времена, в тюрьме, перед самой своей казнью придумал то, что сегодня называется «твёрдотоплив- ный ракетный двигатель» и нашлоширокое применение в ракетной технике и космо- навтике. К сожалению, тетрадь Николая Кибальчича с чер- тежами и расчётами после казни оказалась в архиве департамента полиции вме- сте с другими документами. Идеи Кибальчича стали известны широкой обще- ственности только в 1918 году после опубликования в журнале «Былое». Константин Циолковский Константин Циолков- ский родился 17 сентября 1857 года. Этот человек вошел в историю мировой науки как великий ученый, теоретик космонавтики, сделавший очень много от- крытий в области физики, астрономии, аэродинамики, математики, теплотехники и других наук. Это был действительно от приро- ды талантливый человек, одержимый идеей полета в заоблачные выси, умевший преодолевать преграды, ко- торые ставили на его пути жизнь и люди, не осозна- вавшие того, какие вели- кие, просто потрясающие перспективы открывают человечеству теоретические разработки Циолковского. Он родился в семье обе- дневшего польского дво- рянина — провинциаль- ного служащего лесного ведомства. Все годы своей жизниКонстантин Эдуардо- вич Циолковский ощущал нужду в средствах, сначала — для нормальной учебы, потом—для своих научных исследований и экспери- ментов. А перенесенная в детстве скарлатина привела к тому, что Циолковский потерял слух и всю жизнь страдал глухотой. По этой причине он не смог закон- чить гимназию. Он рано потерял родителей и не мог рассчитывать на чью-то помощь. Однако проявив- шийся в детстве интерес к наукам, упорство ижелание познать неизведанное, дали юному Циолковскому силы самостоятельно освоить курс гимназии (основным местом учебы Константина стали библиотеки Москвы, Рязани, Вятки), а затем сдать экзамены на звание учителя уездной школы. Зарабатывая себе на жизнь уроками в учебных заведениях, Константин Циолковский все свободное время посвящал опытам, научнымрасчетам, экспери- ментам, сам своими руками строил различные приборы и модели. Так, уже в возрас- те 20 лет он создает первуюв мире центробежную маши- ну—прообраз современных центрифуг — и проводит опыты с различными жи- вотными, изучая их спо- собность переносить много- кратные перегрузки. Как мызнаем, сегодня трениров- ки космонавтов на центри- фугах являются основным элементом подготовки к космическим стартам. За- тем Циолковский строит и запускает монгольфьер, ра- ботает надпроблемойполета аэростата, рассчитывает конструкцию дирижабля, профиль крыла самолета, опередив намного самые смелые проекты других ученых и конструкторов, по сути — опередив само время. Наверное, поэтому его не понимали те, кто по долж- ности своей должен был в то время поддержать талант- ливого ученого, выделить средства на его революци- онные проекты. Однако пришло время, и имя это- го человека зазвучало не только у нас в России, но и далеко за ее пределами. Мир узнал его гениальные работы, открывающие путь человечеству в заоблачные дали. 10 мая 1897 года (дата зафиксирована доподлинно) Циолковский вывел форму- лу, по которой, в общем-то, и строятся современные многоступенчатые ракеты, осуществляются косми- ческие полеты на орбиту вокруг Земли и в дальний космос. Книга Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», изданная уже в годы Советской власти, когда ученый получил за- служенное признание, ста- ла основным его трудом в области теоретического обоснования космических полетов, целей и задач кос- монавтики, пути развития земной цивилизации че- рез постепенное освоение космического пространства. СловаЦиолковского «Земля — колыбель человечества. Но не может человек все время находиться в колыбе- ли. Он шагнет в космос, который даст человеку горы хлеба и бездну могущества» оказались пророческими. Юрий Кондратюк Юрий Васильевич Кон- дратюк, один из пионеров космонавтики, родился 21 июня 1897 года в Полтаве. Настоящее его имя—Алек- сандр Игнатьевич Шаргей. Он, офицер, участвовал в гражданской войне на стороне белых и вынуж- ден был, чтобы выжить и не попасть под репрессии большевиков, дезертиро- вать из деникинской армии и скрываться под чужой фамилией, сменить место жительства. Еще в юные годы он увлекся идеей межпла- нетных сообщений, целе- устремленно шел к постав- ленной цели — разработке теоретических основ и прак- тических рекомендаций для будущих космических полетов. Будучи еще совсем молодым, Кондратюк (Шар- гей) написал серьезную на- учную работу «Тем, кто бу- дет читать, чтобы строить», в которой вывел основное уравнение движенияракеты (независимо от К. Э. Циол- ковского), дал схему и опи- сание 4-ступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя со схемами фор- сунок окислителя и горю- чего, параболоидального сопла, турбинного насоса для подачи топлива, систе- мы управления ракетой с применением гироскопов. В этойже работе Кондратюк сформулировал революци- онные предложения об ис- пользовании сопротивления атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива, о старте космического аппарата к Луне и другим небесным телам с орбиты искусствен- ного спутника Земли как наиболее экономичного ме- тода исследования далеких планет. Кондратюк также задумывался об исполь- зовании даровой солнеч- ной энергии для снабжения космического аппарата, о создании систем зеркал на орбите вокруг Земли для освещения городов в ночное время. В 1929-м вНовосибирске на собственные средства Кондратюка был напечатан его главный труд — книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой определена последователь- ность этапов освоения кос- мического пространства, более подробно рассмотрено большинство технических решений космических по- летов, схем многоступенча- тых ракет и др. Во многом Кондратюк опередил свое время. Скажем, предложен- ная им схема полета косми- ческого корабля на Луну в дальнейшем была успешно реализована американцами в программе «Аполлон». Оставаясь патриотом своей Родины, Кондратюк в первые дни Великой Отече- ственной войныушел добро- вольцем на фронт, участво- вал в боях. Место и дата его гибели остаются неизвест- ными. Именем Кондратюка назван кратер на Луне. Фридрих Цандер Фридрих Артурович Цандер родился 23 августа 1887 года в Риге в семье доктора медицины. С от- личием окончил Рижское реальное училище. Рано по- знакомился с работами Ци- олковского, а затем увлекся идеей космических полетов. Высшее образованиеЦандер получил в Рижском поли- техническом институте, по- сле чего приступил к иссле- дованиям в области теории межпланетных сообщений. В 1921 году он сделал доклад о проекте межпла- нетного корабля-аэроплана на конференции изобрета- телей. В 1924 году опубли- ковал в журнале «Техника ижизнь» статью «Перелеты на другие планеты». В ней он отстаивал идею создания космического аппарата, со- четающего в себе ракету и самолет. Он предложил сжигание в полете отрабо- тавших металлических ча- стей космического аппарата в качестве дополнительного горючего. Цандер одним из первых разрабатывал идею об использовании Луны или попутных планет (их гра- витационного поля или ат- мосферы) для увеличения скорости полёта на другие планеты (успешно была ре- ализована в 70—90 годы прошлого века во время по- летов межпланетных стан- ций «Пионер», «Вояджер», «Вега», «Кассини» и др.), а также идею планирую- щего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере планеты (приме- няется на космических ко- раблях «Союз» с 1967 года). В 1930—1931 годах Цандер построилииспыталреактив- ный двигатель, работавший на сжатом воздухе с бензи- ном. В 1931—1932 годах он спроектировал установку с жидкостным ракетным двигателем (на жидком кис- лороде с бензином). Группа изучения реак- тивного движения (ГИРД), в которойЦандер принимал активное участие, создала и запустилапервуюсоветскую ракету конструкции М. К. Тихонравова, а затем вто- рую — по его проекту. ГИРД объединила в сво- ихрядахмногихинициатив- ных инженеров, конструк- торов, таких, как будущие «космические генералы» Сергей Королёв, Валентин Глушко (он ещё раньше в Ленинграде, в стенах ГДЛ (газодинамической лабо- ратории) начал работы над созданием жидкостных и электрореактивных ракет- ных двигателей). Во многом ГИРД, на базе которой в 30-е годы был создан пер- вый «ракетный» научно- исследовательский инсти- тут—РНИИ, сталашколой будущих конструкторов ра- кетных систем. И Фридрих Цандер сделал немало для того, чтобы привлечь моло- дых талантливых людей к идее реактивных полётов и исследованию космоса. К сожалению, Цандер рано умер (в 1933 году), не успев осуществить свои да- леко идущие проекты. Име- нем Цандера назван кратер на обратной стороне Луны. Сергей Королев Сергей Павлович Коро- лев родился 12 января 1907 года в городе Житомире (Украина). Его уму, талан- ту, выдающимся организа- торским способностям наша страна обязана своими три- умфальнымидостижениями в космосе в 50 — 60-е годы. Тернистый путь к звез- дам юный Сергей Королев начал еще в 20-е годы, когда сконструировал, построил и сам лично испытал в полете первый свой летательный аппарат — планер. В 30-е годы подающего большие надеждыконструктора при- гласили в только что соз- данную организацию энту- зиастов ракетной техники — ГИРД. Уже в 1933 году этому коллективу удается создать первые образцы жидкост- ных ракетных двигателей и испытать недалеко от Москвы первую ракету. В дальнейшем разработки ГИРДа-РНИИ нашли свое применение при создании первых реактивных систем залпового огня, в том числе и знаменитых «катюш». Однако в разгар жестоких сталинских репрессий в 1937—38 годах практиче- ски весь коллектив РНИИ подвергся гонениям, мно- гие грамотные и способные специалисты оказались в лагерях, расстреляны или умерли, не выдержав ис- пытаний. Среди репресси- рованных оказался и Сергей Королев. От смерти его спас знаме- нитый конструктор Андрей Туполев, который, сам, на- ходясь в бериевской «ша- рашке», за колючей прово- локой занимаясь созданием получивших в дальнейшем всемирнуюизвестность бом- бардировщиков, вспомнил о молодоми талантливомкон- структоре. Королева нашли практически умирающим в лагере на Колыме, достави- ли в КБ Туполева, где он на- ходился до 1944 года. Тогда наши наступающие войска захватили вПольше, а затем и в Германиималопонятные конструкции неизвестных доселе снарядов, которыми фашисты обстреливали на большое расстояние англи- чан и поляков. Это были ракеты «Фау-2» Вернера фон Брауна. Для изучения этих снарядов сформиро- вали группу специалистов, в которую вошел и Сергей Королев. Так ему второй раз при- шлось заняться тем, к чему он стремился всю жизнь. Вскоре Королев стал глав- ным конструктором совет- ских баллистических ра- кет. Под его руководством развернулись грандиозные работы по созданию балли- стических ракет различ- ного назначения, началось формирование производ- ственной базы, ставшей впоследствии основой на- шей ракетно-космической отрасли. Космический корабль «Восток», на котором был выполнен первый в исто- рии человечества пило- тируемый полет вокруг Земли , так же , как и ракета-носитель «Восток», создавался в конструк- торском бюро, которым руководил Сергей Королев. Конечно, над этимпроектом трудились многие коллек- тивы нашей страны, многие научные организации и за- воды, множество истинно талантливых, умных кон- структоров и рабочих. Но без преувеличения можно сказать, что именно свет- лый ум, великолепные ор- ганизаторские способности главного конструктора Сер- гея Королева, его «пробив- ная» мощь (на начальном этапе в руководстве нашей страны у него было не так много сторонников и при- ходилось прилагать массу усилий и напористости для того, чтобы добиться реа- лизации космических за- мыслов, убедить некоторых военных и политических руководителей страны в том, что нам нужныне толь- ко ядерные ракеты, но и спутники, и межпланетные станции, и пилотируемые корабли), его умение увлечь конструкторов и ученых своей идеей стали теми важ- ными отправными точками, которые позволили осуще- ствить прорыв человека в космос. Вспомним триумфаль- ные успехи нашей страны в исследовании космоса, которые были достигнуты в 50 — 60-е годы прошлого века и за которыми стоит имяСергеяПавловичаКоро- лева. Первый в мире искус- ственный спутник Земли, первые в мире автоматиче- ские межпланетные стан- ции, отправившиеся кЛуне, Венере и Марсу, первый в мире возвращенный на Зем- лю космический аппарат с животными — собачками Белкой иСтрелкой на борту, первый в мире полет в кос- мос человека, первый в мире многоместный пилотируе- мый корабль, первый в мире выход человека в открытый космос. Наконец, первая в мире мягкая посадка ав- томатической станции на поверхность Луны. Правда, это событие произошло уже после смерти Сергея Коро- лева и стало прощальным салютом этому поистине ве- ликому человеку, на долгие годывперед определившему пути развития нашейкосмо- навтики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz