Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 35-36/23913-23914/ 25 ФЕВРАЛЯ 2011 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Постановление администрации Липецкой области № 32 от 10.02.2011, г. Липецк Об утверждении областной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011—2013 годы» В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р в целях создания условий для повышения эффективно- сти деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой обла- сти по выполнению государственных функций и обеспечению потребности граждан в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долго- срочных приоритетов и целей социально-экономического развития Липецкой обла- сти администрация Липецкой области постановляет: 1. Утвердить областную целевую программу «Повышение эффективности бюд- жетных расходов Липецкой области на 2011—2013 годы» (приложение). 2. Исполнительным органам государственной власти Липецкой области до 1 мар- та 2011 года разработать ведомственные планы повышения эффективности бюджет- ных расходов. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ I. Паспорт областной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011— 2013 годы» Наименование областной целевой программы Областная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011— 2013 годы» (далее — Программа) Основание для разработки Программы Бюджетный кодекс Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р Заказчик Программы Разработчик-координатор Программы Администрация Липецкой области (далее — администрация области) Управление финансов Липецкой области Цели Программы Создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой области по выполнению государственных функций и обеспечению потребности граждан в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Липецкой области (далее — области) Задачи Программы 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области. 2. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики. 3. Повышение эффективности предоставления государственных услуг. 4. Переход к программной структуре расходов бюджета. 5. Совершенствование государственного финансового контроля. 6. Совершенствование системы государственных и муниципальных закупок. 7. Совершенствование информационной системы управления государственными финансами. Сроки реализации Программы 2011—2013 годы Наименования исполнителей программных мероприятий управление финансов области; управление экономики администрации области; управление образования и науки области; управление здравоохранения области; управление инвестиций и международных связей области; управление имущественных и земельных отношений области; управление культуры и искусства области; управление социальной защиты населения области; управление энергетики и тарифов области; управление инновационной, промышленной политики и транспорта области; управление по развитию малого и среднего бизнеса области; управление строительства и архитектуры области; управление физической культуры, спорта и туризма области; управление по размещению госзаказа области; управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов области; управление по делам печати, телерадиовещания и связи области; управление ветеринарии области; управление сельского хозяйства области; управление внутренней политики области; управление административных органов области; управление жилищно-коммунального хозяйства области; управление дорог области; управление контроля в сфере размещения госзаказов области; управление лесного хозяйства области; управление экологии и природных ресурсов области; управление ЗАГС и архивов области; управление информатизации администрации области Объемы и источники финансирования Программы Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составляет 15000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 г. — 7000 тыс. руб. 2012 г. — 4000 тыс. руб. 2013 г. — 4000 тыс. руб. Объемы финансирования ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности Реализация Программы обеспечит: развитие собственной доходной базы областного и местных бюджетов и создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Липецкой области в результате повышения точности прогнозирования доходов областного бюджета, создание Резервного фонда области, снижение дефицита областного бюджета и долговой нагрузки; взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной (муниципальной) политики путем применения программно-целевых методов планирования; повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг путем приведения правового положения областных государственных учреждений в соответствие с нормамиФедерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области; развитие системы государственного финансового контроля; совершенствование системы государ- ственных закупок. Сокращение расходов областного бюджета вследствие снижения стоимости закупаемых товаров, работ и услуг в течение срока реализации Программы; развитие информационно-аналитических систем управления финансами. Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация области. Управление финансов Липецкой области предоставляет отчетные данные о реализации Программы в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 г. № 168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ». Координация деятельности по реализации Программы осуществляется управлением финансов Липецкой области. Исполнители Программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий Программы: — по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9-ти месяцев — до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; — по итогам года — до 20 января года, следующего за отчетным Областная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011—2013 годы» II.Описательная часть Программы 1. Характеристика проблемы Программа «Повышения эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011—2013 годы» разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президен- та Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010—2012 годах», во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р. Результатом проводимых реформ в Липецкой области стало формирование совре- менной системы управления государственными и муниципальными финансами путем: организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств; разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между Ли- пецкой областью и муниципальными образованиями Липецкой области; ликвидации «необеспеченных региональных мандатов» и упорядочения основных со- циальных обязательств; введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов; поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на резуль- таты (доклады главных распорядителей бюджетных средств об основных направлениях деятельности, областные целевые программы, ведомственные целевые программы, го- сударственные (муниципальные) задания); перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию; создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обе- спечения государственных (муниципальных) услуг; установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выпол- нение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Экономический кризис оказал негативное воздействие на экономику Липецкой области, и экономические проблемы, прежде всего проблемы, связанные со струк- турой экономики, встали крайне остро. В 2009 г. доходы бюджета Липецкой области сократились по сравнению с 2008 г.в номинальном выражении на 13% — с 30,8 млрд. руб. до 26,8 млрд.руб.. При этом налог на прибыль предприятий и организаций, яв- ляющийся одним из ключевых доходных источников Липецкой области, сократился более чем в 3 раза — с 15,7 млрд.руб. в 2008 году до 4,7 млрд. руб. в 2009 г. В связи с этим в Липецкой области возник значительный дефицит бюджета. В 2009 г. он со- ставил 3 млрд. руб., или 11% доходов бюджета. В 2010 г. в законе о бюджете Липец- кой области дефицит утвержден на уровне 7,3 млрд. руб., что составляет 20% расхо- дов бюджета. Все это поставило перед администрацией Липецкой области задачу дальнейшего повышения эффективности расходов и структурных реформ в бюджетном секторе. Кризисные явления в экономике и значительное падение доходов бюджета Ли- пецкой области обусловили необходимость проведения ряда мероприятий, наце- ленных на обеспечение сбалансированности бюджета. В частности, необходимо по- высить точность прогнозов доходной базы бюджета, эффективность процесса фор- мирования и корректировки расходных обязательств бюджета. Необходимо выра- ботать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расхо- дных обязательств бюджета вне зависимости от краткосрочных колебаний доход- ной базы. Бюджетная политика Липецкой области не всегда увязана со стратегическими целя- ми и приоритетами социально-экономического развития Липецкой области. Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического разви- тия через усиление программной ориентированности бюджета. Также необходим ряд мер по совершенствованию межбюджетных отношений в Ли- пецкой области и созданию дополнительных стимулов для муниципальных образований к расширению доходной базы. Для ускорения реформы бюджетной сети на федеральном уровне был принят Фе- деральный закон от 8 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законо- дательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового по- ложения государственных (муниципальных) учреждений», который определил клю- чевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Закон ввел новые типы учреждений: ка- зенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюд- жетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правово- му статусу к автономному учреждению. В 2011 году и первом полугодии 2012 года в Липецкой области необходимо осуществить перевод всей бюджетной сети в новые организационно-правовые формы, что подразумевает принятие значительного ко- личества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым формам учреждений. Также целесообразно предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на повы- шение эффективности и оптимизацию функций государственного управления. Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финан- сового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и мето- дов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе бюджет- ных заданий, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения государственных (муниципаль- ных) заданий. Таким образом, стоящие перед Липецкой областью задачи повышения эффектив- ности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координа- ции всех исполнительных органов государственной власти области, а также взаимо- действия с муниципальными образованиями. Оптимальной формой выполнения ком- плекса мероприятий по решению указанных проблем является областная целевая про- грамма. 2. Цели и задачи Программы Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой области по выполнению государственных функций и обеспечению потребности граждан в го- сударственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долго- срочных приоритетов и целей социально-экономического развития Липецкой обла- сти. Программа предусматривает решение следующих задач: I. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Липецкой области. Основным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обе- спечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюд- жетов. Достижение цели Программы будет осуществлено путем реализации жестких бюджетных ограничений по следующим направлениям: 1. Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефи- цита и государственного долга Липецкой области. Мировой экономический кризис привел к замедлению темпов роста объема дохо- дов, поступающих в консолидированный бюджет области, существенно ограничил воз- можности публично-правовых образований по исполнению в полном объеме действую- щих расходных обязательств или по принятию новых. В целях проведения ответствен- ной бюджетной политики, обеспечения в полном объеме исполнения публичных обяза- тельств перед населением формирование объемов доходов областного и местных бюд- жетов должно быть основано на консервативном прогнозе развития экономики Липец- кой области. Для обеспечения устойчивости областного и местных бюджетов в средне- срочной перспективе требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита и госу- дарственного долга Липецкой области. 2. Удлинение горизонта планирования. Формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Липецкой обла- сти и построения на его основе долгосрочной бюджетной стратегии Липецкой об- ласти. Для более четкого формирования целей и задач деятельности исполнительных орга- нов государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления не- обходимо обеспечить формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Липецкой области. На основе указанного прогно- за возможно построение долгосрочной бюджетной стратегии Липецкой области, опре- деляющей основные направления использования бюджетных средств на указанный пе- риод. 3. Установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей)расходовпонаправлениямгосударственнойполитики(Программы). Установление на основе бюджетной стратегии Липецкой области среднесрочных по- казателей объемов расходов для конкретных исполнительных органов государственной власти Липецкой области с одновременным определением значений целевых показате- лей их деятельности с учетом выделяемого за счет средств областного бюджета объе- ма бюджетных ассигнований позволит повысить эффективность использования бюджет- ных средств, обеспечивая преемственность и стабильность бюджетной политики Липец- кой области. 4. Повышение точности прогнозирования доходов областного бюджета. В 2007—2010 годах отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов об- ластного бюджета от соответствующего прогноза составляли от 11,1% до 18,2 %. Разработка методики прогнозирования доходов бюджета Липецкой области по- зволит повысить уровень точности прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета. 5. Обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний доходов областного бюджета. Мировой финансовый и экономический кризис высветил одно из слабых мест рос- сийской экономики — высокую зависимость от мировых цен на сырьевые товары. Ре- зультатом такой зависимости стало резкое снижение доходов бюджета, вызванное ухуд- шением внешнеэкономической конъюнктуры. В наибольшей степени такое снижение доходов коснулось тех субъектов Российской Федерации, в структуре экономики кото- рых преобладали виды деятельности, связанные с производством и экспортом сырье- вых товаров, к числу которых относится Липецкая область. В результате в 2008—2010 гг. темпы роста доходов консолидированного бюджета Липецкой области изменялись в пределах от 131,2 % в 2008 году до 89,1 % в 2009 году. Высокая волатильность доходов областного бюджета ставит под угрозу возможность стабильного исполнения расходных обязательств, колебание которых должно быть ми- нимальным. Сгладить колебание бюджетных доходов позволит внедрение в бюджетный процесс инструментов сбережения «конъюнктурных» доходов субъектов Российской Федерации, аналогичных имеющимся на федеральном уровне, т.е создание Резервно- го фонда области. 6. Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обяза- тельств. Порядок ведения реестра расходных обязательств Липецкой области регулирует- ся постановлением администрации Липецкой области от 23 сентября 2005 № 158 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Липецкой области». Вместе с тем, структура реестра расходных обязательств не связана с государственными услугами, работами и функциями, выполняемыми главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями. Совершенствование форм и порядка ведения реестра расходных обязательств обеспечит сокращение неэффективных расходов, ко- торые могут возникнуть в результате несоответствия реестра расходных обязательств расходам областного бюджета. 7. Формализация процедуры введения новых и увеличения действующих расходных обязательств. Для обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств и повыше- ния эффективности бюджетных расходов планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действу- ющих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно со- провождаться четкой оценкой необходимых для их исполнения бюджетных ассигно- ваний на весь период их исполнения. Одновременно должен проводиться система- тический анализ и оценка рисков для областного бюджета вследствие принятия но- вых расходных обязательств. При этом должны быть определены механизмы реали- зации новых расходных обязательств уже на стадии принятия решения об их введе- нии. 8. Предоставление методологической и финансовой помощи муниципальным образованиям в области совершенствования управления бюджетным процессом на местном уровне. В Липецкой области функционируют следующие инструменты, направленные на со- вершенствование бюджетного процесса в муниципальных образованиях: 1) Предоставление грантов на стимулирование качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов (Постановление гла- вы администрации Липецкой области от 16.04.2010 № 102 «Об утверждении Порядка выделении дотаций для предоставления грантов на стимулирование качества управле- ния финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Ли- пецкой области»). К индикаторам системы оценки качества управления финансами и платежеспособ- ности были отнесены такие критерии, как наличие решения о бюджете на очередной фи- нансовый год и на плановый период, Программы мероприятий по увеличению поступле- ний налоговых и неналоговых доходов, Программы по оптимизации расходов, Положе- ния о порядке создания и использования резервных фондов местных администраций, соблюдение требований бюджетного законодательства. 2) Выделение грантов бюджетам городских округов и муниципальных районов Ли- пецкой области в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наи- лучших показателей деятельности органов местного самоуправления городских окру- гов и муниципальных районов Липецкой области (Постановление главы администра- ции Липецкой области от 28.04.2009 г. № 138 «О мерах по реализации Указа Прези- дента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности де- ятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»). Данный инструмент охватывает широкий массив показателей, характеризующих со- стояние различных сфер деятельности местных органов власти. В частности, учитыва- ется кредиторская задолженность по оплате труда бюджетным учреждениям, объем не- эффективных расходов по здравоохранению и образованию, а также степень удовлетво- ренности населения качеством оказываемых услуг. 3) Выделение дотаций (грантов) сельским поселениям Липецкой области в целях до- стижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправ- ления сельских поселений области (Постановление главы администрации Липецкой об- ласти от 03.02.2010 № 22 «Об утверждении Порядка выделения дотаций (грантов) сель- ским поселениям Липецкой области в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоу- правления сельских поселений области» ). На основе методики выявляются сельские поселения с наилучшими значениями по- казателей в сфере формирования, утверждения, исполнения бюджета, использования муниципального имущества и по широкому перечню других вопросов местного значе- ния. Планируемый комплекс мероприятий направлен на оказание содействия муници- пальным образованиям в решении следующих приоритетных задач: 1) Повышение устойчивости бюджетной системы. Решение задачи предусматривает принятие мер по мобилизации доходов (повыше- ние точности прогнозирования доходов, совершенствование функций главных админи- страторов доходов, повышение эффективности использования земель) и оптимизации расходов (сокращение расходов на аппарат управления, на предоставление муници- пальных услуг, на обслуживание муниципального долга). 2) Внедрение программного бюджета. Решение задачи предусматривает принятие соответствующих мер по обеспечению связи между программно-целевым планированием и программно-целевым бюджетом, переход к формированию программного бюджета. 3) Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с со- вершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреж- дений». Реализация задачи предусматривает формирование соответствующей муниципаль- ной правовой базы, обеспечивающей переход к предоставлению муниципальных услуг на основе формирования муниципального задания, функционированию 3 типов учреж- дений. 4) Совершенствование механизмов внутреннего финансового контроля. Решение задачи предусматривает организацию системы осуществления внутренне- го контроля учреждений различных типов, обеспечение координации деятельности ор- ганов внутреннего и внешнего финансового контроля. Для поощрения муниципальных образований, реализующих муниципальные про- граммы повышения эффективности бюджетных расходов, в областном бюджете преду- смотрены субсидии. II. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики. 1. Инвентаризация сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых государственных услуг, востребованности населени- ем Липецкой области государственных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Инвентаризация имущественного комплекса бюджетных учреж- дений. Наличие большой сети бюджетных учреждений требует соответствующих расходов областного бюджета. В условиях сокращения расходов бюджета на содержание бюд- жетных учреждений, а также для повышения эффективности расходов областного бюд- жета, направляемых на содержание сети бюджетных учреждений, необходимо: — провести инвентаризацию имеющейся сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых бюджетными учреждениями государственных услуг, востребованности населением Липецкой области государственных услуг, предо- ставляемых бюджетными учреждениями, наличия организаций, предоставляющих ана- логичные услуги; — провести анализ имущественного комплекса бюджетных учреждений, их структу- ры и штатной численности, финансово-хозяйственной деятельности. В результате долж- ны быть оценены объемы затрат областного бюджета на содержание вышеуказанной сети. На основе проведенных мероприятий должны быть приняты решения о реструктури- зации бюджетных учреждений, проведена оптимизация структуры и штатной численно- сти бюджетных учреждений, необходимой и достаточной для эффективного выполнения их функций. Продолжение на 10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz