Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
РАМПА / В Липецке иьцут новые формы постановки классики Шок — это по-чеховски Сергей Малюков Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого, несмо тря на солидный статус, в последнее время не чужд смелых экспериментов. Правда, консервативная театральная публика не все из них пока способна принять и оценить по достоинству. Началось все пару лет назад со спектакля с необычным на званием «Барабанта-Алимонда» в постановке Евгения Кгшакина, специально приглашённого из Рязани . Казалось бы, ничто не предвещало скандала. Имя Чехова на афишах настраивало на серьезный лад, гарантируя театралам изрядную порцию душеполезной, но слегка скуч новатой классики. Однако зрите лей, собравшихся в зале, словно расстреляли из пресловутого чеховского ружья. «Изложение для театра» трех классических рассказов А. П. Чехова — «Жалобная кни га», «Злоумышленник», «Ра дость», а также несколько диа логов из пьесы «Вишнёвый сад» стараниями Евгения Калакина, а также хореографа Игоря Сур- мий и главного рюжиссёра театра Сергея Бобровского, выступив шего в качестве сценографа и автора костюмов, превратились в сюрреалистичный балаган с кино, танцами, цирком и клоу надой. Под стать зрелищу вы брали и название — «Барабанта- Алимонда». Это имя одного из герюев рассказа Чехова, некоего графа-мецената, покровителя живописцев, писателей и арти стов, о котором много говорят, но он так и не появляется. Занятые в «Барабанте» ак теры Алевтина Коваленко и Сергей Денисов играли Чехова легко и непринужденно, словно дети, шалящие в песочнице. Классический текст стал лишь отправной точкой для философ ских размышлений и извечных русских вопросов, задававших ся, впрочем, в довольно легко мысленной форме. Необычным для академического театра стало и использование визуальных средств — действие спектакля прошло на фоне киноэкрана, на котором шли фрагменты филь мов братьев Люмьер, Андрея Тарковского, Федерико Фелли ни, Кирилла Серебрянникова. И если цитаты из классиков кино воспринимались зрителями сдер жанно, то когда дело дошло до знаменитого монолога милицио нера из картины Серюбрянникова «Изображая жертву», состоя щего практически полностью из отборного мата, театралы старой школы вознегодовали. Такой подход к классике стал шоком для многих. «Срамота какая! Стыда у них нет, посылать куда подальше в храме искусства. Глаза бы мои на все это не глядели», —помню. ворчала после премьеры благооб разного вида старушка, забирая пальто в гардеробе. Такая сценическая раскован ность смутила и организаторов театрального фестиваля «Мели ховская весна», посчитавших «Барабанту-Алимонду» не впол не соответствующей формату основной мелиховской сцены. На какое-то время спектакль исчез из репертуара, к большому огорчению поклонников со временных театральных форм, среди которых был, к примеру, известный писатель и литерату ровед Лев Анненский. Однако недавно было принято решение восстановить режиссерскую версию скандального проекта, но в режиме «закрытого показа» по предварительной записи. «Спектакль необычен по вос приятию , на него надо идти подготовленным, имея опреде ленный интеллектуальный ба гаж. Однозначно, это спектакль не для случайной аудитории. Люди, привыкшие наблюдать за переживаниями героев и перипетиями любовных линий, в этой постановке подобного не увидят. «Барабанта-Алимонда» воспринимается исключительно глубинным уровнем подсознания человека: актёрами здесь ведёт ся тончайшая работа не только на сцене, но и внутри зрителя. Мы стремимся сформировать публику из тех людей, кому действительно интересен Чехов и новые формы подачи стгшших хрестоматийными произведе ний», — рассказывает органи затор «закрытых показов» Юлия Чернявская. «Спектакль, конечно, свое образный. Для романтического вечера с девушкой его бы я не ре комендовал. Ночто-то в нем есть. А бояться в художественном про изведении нужно не мата, а по шлости, ее и так слишком много вокруг», — поделился мнением один из зрителей «бесцензурно го» варианта постановки Андрей Малявкин. Не успели утихнуть страсти вокруг «Барабанты», как в ака демических стенах разгорелся новый скандал. В постановке Сергеем Бобровским чеховской «Чайки» один из героев спек такля — писатель Тригорин — бросает под ноги Нины Заречной живуюсвежевыловленнуюрыбу, которая потом несколько секунд конвульсирует на траве. АктивистыЛипецкого регио нального отделения Общероссий ской общественной организации «Социально-экологический со юз» направили в театр и распро странили в Интернете письмо, в котором требуют исключить, по их мнению, жестокую и не поправимо травмирующую не окрепшую психику сцену из спектакля. Они считают, что служители Мельпомены мучают рыбу без всяких на то оснований (в тексте Чехова нет описания этой сцены), и убежденный ве гетарианец Лев Толстой, чье имя носит театр, подобное обращение с живым существом ни в коем случае не одобрил бы. Режиссера Сергея Бобровского они при Сцена из спектакля «Барабанта-Алимонда». равнивают к постановщикам жестоких фильмов ужасов в духе «Пилы». «Вместо формирования ин теллигентных личностей, регу лярно посещающих театр. Вы, возможно, участвуете в форми ровании личностей будущих пре ступников », —громко заявляют авторы письма. Дело дошлодаже до пикетов у служебного входа театра. «Даже не хочется комменти ровать всю нелепость предъяв ленных обвинений. Это какая-то болезненная клевета, неимеющая ничегообщегосмоими нравствен ными и творческими принципа ми. Очевидно, что авторы обра щения стремятся таким образом получить максимальный пиар для себя.Могутолькодогадывать ся, кто заказал все это. Выброшенная на берег рыба — знаковый для меня образ. Он фиксирует страшное, патологи ческое отношение Тригорина к жизни и окружающим. Именно в силу этого он в другой сцене так пристально рассматривает подстреленную на охоте чайку. Так же, как с несчастной рыбой, Тригорин поступит впоследствии и сНиной, зрители должны свои ми оголенными нервами про чувствовать это. Сцена должна шокировать публику, для этого она и задумывалась. Я показы вал «Чайку» на фестивале в Ме лихово перед людьми, мнению которых я доверяю, и ни один критик или литературовед не упрекнул меня в неоправданной жестокости. Если слушать по желания каждого не имеющего отношения к сцене человека — там рюшечку на платьице при делай, а там музыку повеселее включи, то ничего не останется от личности художника, его авторского взгляда. Чаще при ходите в театр, размышляйте над увиденным, и вам станет понятна его символика. Рыбу я тоже люблю, мне ее жалко. Сам рыбак, прекрасно знаю, как с ней обращаться. Специально прошу покупать карпа, эта рыба самая выносли вая и дольше других способна жить без воды. Судьба рыб, занятых в спектакле, складыва ется по-разному, честно говоря, пристально я за этим не слежу, хватает других проблем. Самая первая рыбка отыграла в не скольких спектаклях. Она жила в маленьком бассейне в фойе театра, пока зрители не закидали ее камнями. Такова печальная участь артиста — умереть ради потехи грубой толпы. Однурыбу- актрису, каюсь, мы съели сразу после представления по случаю какого-то праздника. Вэтом, по жалуй, было что-то сакральное, объединяющее труппу. Такова жизнь, никого же не шокирует вид аквариумов в крупных ма газинах, а ведь там ежедневно расстаются с жизнью сотни рыб. А ребятам я бы посоветовал, если им действительно небезраз лична природа, заняться реаль ным делом. Вгороде хватает про блем с экологией, так сделайте его хоть немного чище, уберите для начала мусор», —объяснил «Липецкой газете» свою пози цию Сергей Бобровский. В театре к претензиям обще ственников относятся спокойно и убирать шокирующую сцену не собираются. «Театр — живое искусство, поэтому должна обязательно присутствовать полемика, диа лог со зрителем. Это хорошо, что молодая публика обратила внимание на наши спектакли даже столь необычным образом. Интернет сегодня — это своего рода отдушина для критики. Накипело — можно острым словцом приложить кого угодно — хоть власть, хоть артистов. Относиться к такой критике нужно сдержанно. Но мнение зрителей, в том числе молодых, для театра очень важно. За по следний год мы организовали несколько творческих встреч Сергея Бобровского и артистов в университетах, школах, об ластном военкомате. На них шел оживленный диалог, обмен мнениями. Новый репертуар вызывает интерес, споры, и это главное. Отклики приходят даже из-за рубежа. Если люди благодаря этому шуму придут к нам и откроют для себя классику в новомпрочтении, значит, наша задача выполнена», — убеж ден заведующий литературной частью академического театра драмы Петр Чередниченко. «Чайка» будет идти на сцене театра 19 февраля, «Барабанта- Алимонда» —5 марта. Цензуры пока не предвидится. ПОДПИШИСЬ — ВЫИГРАЙ ПРИЗ! Проигравших не будет Продолжается досрочная подписная кампа ния на второе полугодие, стартовавшая с начала февраля. Продолжается и наша традиционная игра, в которой на сей раз не будет проигравших! Для тех, кто пропустил первую информацию, сообщаем: редакция «ЛГ» решила на этот раз поощрить ВСЕХ, кто оформит подписку на «ЛГ» на 2 полугодие 2011 года в течение февраля — марта и правильно ответит на несложные вопросы нашей мини-викторины. А кроме того, среди при зеров будет проведен дополнительный розыгрыш и 15 счастливчиков получат от редакции еще по одному призу! Напоминаем правила нашей традиционной игры. Вы идете на почту (в любой день вплоть до 31 марта); оформляете подписку на «ЛГ» на второе полугодие (кстати, в период досрочной подписной кампании действуют цены первого полугодия); заполняете опубликованный ниже купон (ответы на вопросы викторины можно на писать и на отдельном листике) и отправляете свое письмо (с пометкой «Викторина») по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, редакция «Липецкой газеты». Ваши письма мы будем принимать до 10 апре ля, а итоги игры-викторины будут подведены и опубликованы до 20 апреля. Всю дополнительную информацию о сроках, месте, порядке получения призов можно полу чить по телефонам: (84742) 30-81-70, 30-81-77. Ждем ваших писем, друзья-подписчики! I Вопросы мини-викторины I ' 1. Какие представители фауны (животные, птицы, насекомые) I изображены на гербах районов и городов нашей области?_____ I 2. Названия каких деревьев чаще всего встречаются в названиях I населенных пунктов нашей области?________________________ 3. Какие областные газеты и журналы выпускает Издательский дом «Липецкая газета»?___________________________________ Фамилия И. О. ДАННЫЕ ПОДПИСЧИКА Адрес, телефон I Где (номер почтового отделения) I и когда ос|юрмлена подписка __
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz