Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

РАМПА / В Липецке иьцут новые формы постановки классики Шок — это по-чеховски Сергей Малюков Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого, несмо­ тря на солидный статус, в последнее время не чужд смелых экспериментов. Правда, консервативная театральная публика не все из них пока способна принять и оценить по достоинству. Началось все пару лет назад со спектакля с необычным на­ званием «Барабанта-Алимонда» в постановке Евгения Кгшакина, специально приглашённого из Рязани . Казалось бы, ничто не предвещало скандала. Имя Чехова на афишах настраивало на серьезный лад, гарантируя театралам изрядную порцию душеполезной, но слегка скуч­ новатой классики. Однако зрите­ лей, собравшихся в зале, словно расстреляли из пресловутого чеховского ружья. «Изложение для театра» трех классических рассказов А. П. Чехова — «Жалобная кни­ га», «Злоумышленник», «Ра­ дость», а также несколько диа­ логов из пьесы «Вишнёвый сад» стараниями Евгения Калакина, а также хореографа Игоря Сур- мий и главного рюжиссёра театра Сергея Бобровского, выступив­ шего в качестве сценографа и автора костюмов, превратились в сюрреалистичный балаган с кино, танцами, цирком и клоу­ надой. Под стать зрелищу вы­ брали и название — «Барабанта- Алимонда». Это имя одного из герюев рассказа Чехова, некоего графа-мецената, покровителя живописцев, писателей и арти­ стов, о котором много говорят, но он так и не появляется. Занятые в «Барабанте» ак ­ теры Алевтина Коваленко и Сергей Денисов играли Чехова легко и непринужденно, словно дети, шалящие в песочнице. Классический текст стал лишь отправной точкой для философ­ ских размышлений и извечных русских вопросов, задававших­ ся, впрочем, в довольно легко­ мысленной форме. Необычным для академического театра стало и использование визуальных средств — действие спектакля прошло на фоне киноэкрана, на котором шли фрагменты филь­ мов братьев Люмьер, Андрея Тарковского, Федерико Фелли­ ни, Кирилла Серебрянникова. И если цитаты из классиков кино воспринимались зрителями сдер­ жанно, то когда дело дошло до знаменитого монолога милицио­ нера из картины Серюбрянникова «Изображая жертву», состоя­ щего практически полностью из отборного мата, театралы старой школы вознегодовали. Такой подход к классике стал шоком для многих. «Срамота какая! Стыда у них нет, посылать куда подальше в храме искусства. Глаза бы мои на все это не глядели», —помню. ворчала после премьеры благооб­ разного вида старушка, забирая пальто в гардеробе. Такая сценическая раскован­ ность смутила и организаторов театрального фестиваля «Мели­ ховская весна», посчитавших «Барабанту-Алимонду» не впол­ не соответствующей формату основной мелиховской сцены. На какое-то время спектакль исчез из репертуара, к большому огорчению поклонников со­ временных театральных форм, среди которых был, к примеру, известный писатель и литерату­ ровед Лев Анненский. Однако недавно было принято решение восстановить режиссерскую версию скандального проекта, но в режиме «закрытого показа» по предварительной записи. «Спектакль необычен по вос­ приятию , на него надо идти подготовленным, имея опреде­ ленный интеллектуальный ба­ гаж. Однозначно, это спектакль не для случайной аудитории. Люди, привыкшие наблюдать за переживаниями героев и перипетиями любовных линий, в этой постановке подобного не увидят. «Барабанта-Алимонда» воспринимается исключительно глубинным уровнем подсознания человека: актёрами здесь ведёт­ ся тончайшая работа не только на сцене, но и внутри зрителя. Мы стремимся сформировать публику из тех людей, кому действительно интересен Чехов и новые формы подачи стгшших хрестоматийными произведе­ ний», — рассказывает органи­ затор «закрытых показов» Юлия Чернявская. «Спектакль, конечно, свое­ образный. Для романтического вечера с девушкой его бы я не ре­ комендовал. Ночто-то в нем есть. А бояться в художественном про­ изведении нужно не мата, а по­ шлости, ее и так слишком много вокруг», — поделился мнением один из зрителей «бесцензурно­ го» варианта постановки Андрей Малявкин. Не успели утихнуть страсти вокруг «Барабанты», как в ака­ демических стенах разгорелся новый скандал. В постановке Сергеем Бобровским чеховской «Чайки» один из героев спек­ такля — писатель Тригорин — бросает под ноги Нины Заречной живуюсвежевыловленнуюрыбу, которая потом несколько секунд конвульсирует на траве. АктивистыЛипецкого регио­ нального отделения Общероссий­ ской общественной организации «Социально-экологический со­ юз» направили в театр и распро­ странили в Интернете письмо, в котором требуют исключить, по их мнению, жестокую и не­ поправимо травмирующую не­ окрепшую психику сцену из спектакля. Они считают, что служители Мельпомены мучают рыбу без всяких на то оснований (в тексте Чехова нет описания этой сцены), и убежденный ве­ гетарианец Лев Толстой, чье имя носит театр, подобное обращение с живым существом ни в коем случае не одобрил бы. Режиссера Сергея Бобровского они при­ Сцена из спектакля «Барабанта-Алимонда». равнивают к постановщикам жестоких фильмов ужасов в духе «Пилы». «Вместо формирования ин­ теллигентных личностей, регу­ лярно посещающих театр. Вы, возможно, участвуете в форми­ ровании личностей будущих пре­ ступников », —громко заявляют авторы письма. Дело дошлодаже до пикетов у служебного входа театра. «Даже не хочется комменти­ ровать всю нелепость предъяв­ ленных обвинений. Это какая-то болезненная клевета, неимеющая ничегообщегосмоими нравствен­ ными и творческими принципа­ ми. Очевидно, что авторы обра­ щения стремятся таким образом получить максимальный пиар для себя.Могутолькодогадывать­ ся, кто заказал все это. Выброшенная на берег рыба — знаковый для меня образ. Он фиксирует страшное, патологи­ ческое отношение Тригорина к жизни и окружающим. Именно в силу этого он в другой сцене так пристально рассматривает подстреленную на охоте чайку. Так же, как с несчастной рыбой, Тригорин поступит впоследствии и сНиной, зрители должны свои­ ми оголенными нервами про­ чувствовать это. Сцена должна шокировать публику, для этого она и задумывалась. Я показы­ вал «Чайку» на фестивале в Ме­ лихово перед людьми, мнению которых я доверяю, и ни один критик или литературовед не упрекнул меня в неоправданной жестокости. Если слушать по­ желания каждого не имеющего отношения к сцене человека — там рюшечку на платьице при­ делай, а там музыку повеселее включи, то ничего не останется от личности художника, его авторского взгляда. Чаще при­ ходите в театр, размышляйте над увиденным, и вам станет понятна его символика. Рыбу я тоже люблю, мне ее жалко. Сам рыбак, прекрасно знаю, как с ней обращаться. Специально прошу покупать карпа, эта рыба самая выносли­ вая и дольше других способна жить без воды. Судьба рыб, занятых в спектакле, складыва­ ется по-разному, честно говоря, пристально я за этим не слежу, хватает других проблем. Самая первая рыбка отыграла в не­ скольких спектаклях. Она жила в маленьком бассейне в фойе театра, пока зрители не закидали ее камнями. Такова печальная участь артиста — умереть ради потехи грубой толпы. Однурыбу- актрису, каюсь, мы съели сразу после представления по случаю какого-то праздника. Вэтом, по­ жалуй, было что-то сакральное, объединяющее труппу. Такова жизнь, никого же не шокирует вид аквариумов в крупных ма­ газинах, а ведь там ежедневно расстаются с жизнью сотни рыб. А ребятам я бы посоветовал, если им действительно небезраз­ лична природа, заняться реаль­ ным делом. Вгороде хватает про­ блем с экологией, так сделайте его хоть немного чище, уберите для начала мусор», —объяснил «Липецкой газете» свою пози­ цию Сергей Бобровский. В театре к претензиям обще­ ственников относятся спокойно и убирать шокирующую сцену не собираются. «Театр — живое искусство, поэтому должна обязательно присутствовать полемика, диа­ лог со зрителем. Это хорошо, что молодая публика обратила внимание на наши спектакли даже столь необычным образом. Интернет сегодня — это своего рода отдушина для критики. Накипело — можно острым словцом приложить кого угодно — хоть власть, хоть артистов. Относиться к такой критике нужно сдержанно. Но мнение зрителей, в том числе молодых, для театра очень важно. За по­ следний год мы организовали несколько творческих встреч Сергея Бобровского и артистов в университетах, школах, об­ ластном военкомате. На них шел оживленный диалог, обмен мнениями. Новый репертуар вызывает интерес, споры, и это главное. Отклики приходят даже из-за рубежа. Если люди благодаря этому шуму придут к нам и откроют для себя классику в новомпрочтении, значит, наша задача выполнена», — убеж­ ден заведующий литературной частью академического театра драмы Петр Чередниченко. «Чайка» будет идти на сцене театра 19 февраля, «Барабанта- Алимонда» —5 марта. Цензуры пока не предвидится. ПОДПИШИСЬ — ВЫИГРАЙ ПРИЗ! Проигравших не будет Продолжается досрочная подписная кампа­ ния на второе полугодие, стартовавшая с начала февраля. Продолжается и наша традиционная игра, в которой на сей раз не будет проигравших! Для тех, кто пропустил первую информацию, сообщаем: редакция «ЛГ» решила на этот раз поощрить ВСЕХ, кто оформит подписку на «ЛГ» на 2 полугодие 2011 года в течение февраля — марта и правильно ответит на несложные вопросы нашей мини-викторины. А кроме того, среди при­ зеров будет проведен дополнительный розыгрыш и 15 счастливчиков получат от редакции еще по одному призу! Напоминаем правила нашей традиционной игры. Вы идете на почту (в любой день вплоть до 31 марта); оформляете подписку на «ЛГ» на второе полугодие (кстати, в период досрочной подписной кампании действуют цены первого полугодия); заполняете опубликованный ниже купон (ответы на вопросы викторины можно на­ писать и на отдельном листике) и отправляете свое письмо (с пометкой «Викторина») по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, редакция «Липецкой газеты». Ваши письма мы будем принимать до 10 апре­ ля, а итоги игры-викторины будут подведены и опубликованы до 20 апреля. Всю дополнительную информацию о сроках, месте, порядке получения призов можно полу­ чить по телефонам: (84742) 30-81-70, 30-81-77. Ждем ваших писем, друзья-подписчики! I Вопросы мини-викторины I ' 1. Какие представители фауны (животные, птицы, насекомые) I изображены на гербах районов и городов нашей области?_____ I 2. Названия каких деревьев чаще всего встречаются в названиях I населенных пунктов нашей области?________________________ 3. Какие областные газеты и журналы выпускает Издательский дом «Липецкая газета»?___________________________________ Фамилия И. О. ДАННЫЕ ПОДПИСЧИКА Адрес, телефон I Где (номер почтового отделения) I и когда ос|юрмлена подписка __

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz