Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 247/24125/24 ДЕКАБРЯ 2011 ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ на 2012-2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области X Окончание. Начало на 4-й стр. III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Стороны совместно: 3.1. Заключают Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы, которое распространяется на работников предприятий и учреждений области (приложение к настоящему Соглашению). 3.2. Стороны соглашаются, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минималь- ной заработной плате. 3.3. Принимают в пределах своей компетенции меры, направленные на рост заработной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни населения области и снижение масштабов бедности. 3.4. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно устанав- ливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирую- щие размеры различного вида выплат работникам, закреплялись в коллек- тивных договорах, соглашениях. 3.5. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регу- лирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора эконо- мики. Устанавливают тарифную часть заработной платы на уровне не ниже 60% от общего её размера. 3.6. Разрабатывают предложения и осуществляют практические дей- ствия по: — регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, настоящего соглашения, отраслевых та- рифных соглашений, коллективных договоров; — обеспечению своевременной выплаты стипендий и пособий, зара- ботной платы работникам, повышению реальных доходов населения, ликви- дации и недопущению в дальнейшем возникновения задолженности по вы- плате заработной платы. 3.7. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения ра- ботников и работодателей. Проводят мониторинг эффективности внедрения новой системы оплаты труда бюджетной сферы. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению изменений и дополнений в областное законодательство об оплате труда ра- ботников бюджетных учреждений. Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в обла- сти до уровня не менее трёхкратного размера прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. Проводят консультации по следующим вопросам: — регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг; — поэтапное снижение регионального стандарта максимально допусти- мой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном до- ходе семьи. 3.8. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и по- вышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлече- нию к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области. Администрация: 3.9. Принимает меры по ежегодному увеличению фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, с целью обеспечения роста заработной платы не ниже уровня инфляции и по- этапному приближению её к уровню средней заработной платы по области. 3.10. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между Липецкой областью и муниципальными образованиями Липецкой области предусматривает средства на: — фонд оплаты труда работников областных государственных учрежде- ний в соответствии с действующей системой оплаты труда, выплату гаран- тированных доплат, надбавок и компенсаций в размерах не ниже установ- ленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; — компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образова- тельных учреждений Липецкой области в установленном законодательством порядке; — компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения; — материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учебе; — оказание государственной социальной помощи малоимущим гражда- нам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан об- ласти. 3.11. Обеспечивает реализацию нормативных актов по прожиточному минимуму в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном мини- муме в Российской Федерации». Проводит оценку уровня жизни населения. 3.12. Обеспечивает в установленном порядке определение, утвержде- ние и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточ- ного минимума на душу населения в целом по Липецкой области и по основ- ным социально-демографическим группам населения. Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного мини- мума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня насе- ления. 3.13. Обеспечивает переход к отраслевым системам оплаты труда ра- ботников бюджетной сферы области. 3.14. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучаю- щихся в образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюд- жета. Работодатели и профсоюзы: 3.15. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят измене- ния в действующие договоры и соглашения, предусматривая в них в том числе: — порядок индексации заработной платы в связи с ростом потреби- тельских цен на товары и услуги; — размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной пла- ты выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; — размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Россий- ской Федерации на уровне средней заработной платы работника. Работодатели: 3.16. Обеспечивают выплату минимальной заработной платы работни- кам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и испол- нившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в соответствии с Согла- шением между Администрацией Липецкой области, Федерацией профсою- зов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы. 3.17. Устанавливают размер тарифной ставки 1 разряда (оклада) рабо- чих, занятых в нормальных условиях труда, не ниже предусмотренных об- ластными отраслевыми соглашениями с обязательным включением в кол- лективные договоры. 3.18. Обеспечивают первоочерёдность выдачи начисленной заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении перед остальными платежа- ми. 3.19. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять зара- ботную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности вы- полняемой ими работы и качества затраченного труда. Не допускают выплат теневой заработной платы. 3.20.Обеспечивают условия для осуществления государственного над- зора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за со- блюдением требований законодательства и нормативных актов о труде. 3.21. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выпла- ты заработной платы на срок более 15 дней — простоем по причинам эконо- мического или организационного характера, возникшим по вине работода- теля, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. 3.22. При наличии финансовых средств предоставляют работникам, нуждающимся в жилых помещениях, безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций. Профсоюзы: 3.23. Участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам. 3.24. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работо- дателями законодательных и других нормативных актов о труде, рассматри- вают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства. 3.25. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды с индексацией, предусмотренной коллективным договором, отраслевым со- глашением, но не ниже уровня, установленного действующим законодатель- ством. 3.26. Проводят работу по выполнению работодателями отраслевых со- глашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех органи- зациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли. 3.27. Включают в коллективные договоры организаций всех форм соб- ственности условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законодательства. IV. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стороны совместно: 4.1. Признавая в настоящем соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности. 4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законода- тельства в области охраны труда и экологической безопасности. 4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и меро- приятий, направленных на предупреждение производственного травматиз- ма и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. 4.4. Проводят семинары, совещания, «круглые столы» по вопросам условий и охраны труда. 4.5. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами госу- дарственного надзора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности. 4.6. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охра- ны труда и экологической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за ходом их выполнения. 4.7. Участвуют в работе областной трехсторонней комиссии по регули- рованию социально-трудовых отношений, а также в других областных ко- миссиях при рассмотрении вопросов охраны труда и экологической безо- пасности. 4.8. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда руководи- телей, специалистов предприятий и организаций всех форм собственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 4.9. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в органи- зациях области. Администрация: 4.10. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на со- блюдение трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством; осуществляет государственное управление охраной труда, окружающей средой на территории области, разрабатывает и реализует соответствующие областные программы. 4.11. Содействует организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляет оценку качества аттестации рабочих мест в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе в учреждениях, финансируемых из областного бюджета. Не допускает ввода в действие производственных объектов, средств производства и технологий, не соответствующих требованиям охраны труда и экологической безопасности. 4.12. Обеспечивает контроль за: — ходом выполнения первоочередных природоохранных мероприятий в рамках областных программ по охране окружающей среды и рациональному природопользованию; — выделением и использованием по назначению средств областного бюджета, предназначенных на экологические мероприятия. 4.13. В пределах своих полномочий осуществляет необходимые меры в области пожарной безопасности и защиты территорий и населения от чрез- вычайных ситуаций. 4.14. Регулярно через средства массовой информации информирует население о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан, освещает проводимые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности. 4.15. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических про- грамм и рубрик; проведения массовых спортивно-оздоровительных меро- приятий. Работодатели: 4.16. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих ме- стах, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчаст- ных случаев, профессиональных заболеваний, в зоне расположения органи- заций решают вопросы экологической безопасности. 4.17. При осуществлении производственной деятельности создают службы охраны труда в организациях с численностью более 50 человек, при эксплуатации опасных объектов внедряют оптимальную систему управления охраной труда и промышленной безопасности. 4.18. Способствуют развитию медицинской помощи работникам по ме- сту работы. 4.19. Направляют на обучение и проверку знаний по охране труда работ- ников отдельных категорий руководителей и специалистов, обучаемых охра- не труда за счет средств Фонда социального страхования РФ, руководите- лей, специалистов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполно- моченных (доверенных) лиц по охране труда в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 4.20. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях фи- нансирование на: —мероприятия по охране труда и окружающей среды; — проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; — предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работни- кам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; — обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. диетическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индиви- дуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соот- ветствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняе- мых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; — отдых и оздоровление, санаторно-курортного лечение работающих и членов их семей; — обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возме- щению вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. 4.21. Создают в организациях за счет собственных средств специаль- ные рабочие места для трудоустройства работников своих организаций, по- лучивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное по- вреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обя- занностей. 4.22. В установленные сроки обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изно- шенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказы- вающего негативное воздействие на окружающую среду. 4.23. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышению ка- чества рабочих мест и условий труда, снижению смертности от предотвра- тимых причин. 4.24. Своевременно организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; обучение работников безопасным методам и приемам работы, подготовку инструкторов по оказанию доврачебной помо- щи пострадавшим при травмах на производстве. 4.25. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчаст- ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разъясня- ют застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия этого вида страхования. 4.26. Проводят совместно с профсоюзами аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охра- не труда, используя результаты аттестации в качестве плановой основы дея- тельности по улучшению охраны труда, а также для обоснования предостав- ления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 4.27. Организуют надлежащее санитарно-бытовое и лечебно- профилактическое обслуживание работников в соответствии с требования- ми охраны труда, соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха работников. 4.28. За счет собственных средств организуют проведение обязатель- ных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в тече- ние трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обяза- тельных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с меди- цинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должно- сти) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельство- ваний. 4.29. Организуют проведение за счет средств Фонда социального стра- хования Российской Федерации углубленных медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными фактора- ми. 4.30. Осуществляют строительство, реконструкцию, расширение, тех- ническое перевооружение зданий, сооружений и площадок при наличии со- ответствующих положительных заключений экспертиз. Включают предста- вителей профсоюзов в комиссии по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства. 4.31. В установленные сроки выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности, рассматрива- ют в установленном порядке представления органов общественного контро- ля. 4.32. Обеспечивают проведение постоянного производственного лабо- раторного контроля уровня воздействия вредных производственных факто- ров, разработку и реализацию исчерпывающих мер по максимальному сни- жению их уровней и концентраций, исключению случаев превышения пре- дельно допустимых их значений. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагаю- щихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Обеспечива- ют выплаты таких компенсаций и использование средств индивидуальной защиты. 4.33. Обеспечивают наличие и возможность изучения сотрудниками за- конодательных и нормативных правовых актов об охране труда, учитываю- щих специфику организации. 4.34. Ведут техническую политику применения «чистых технологий», безопасных материалов, сырья и полуфабрикатов, модернизацию и замену устаревшего оборудования, способствуют внедрению в производство эко- логически чистых и ресурсосберегающих технологий. 4.35. Предоставляют органам государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательных и иных правовых актов по охране труда, экологической безопасности необхо- димую информацию для осуществления возложенных на них полномочий. 4.36. Не допускают сокрытия несчастных случаев, включают представи- телей профсоюзных органов в состав комиссий по их расследованию. 4.37. Не допускают к работе лиц, не прошедших в установленном поряд- ке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. 4.38. Предоставляют уполномоченным по охране труда не менее 4 ча- сов в неделю для осуществления общественного контроля, с сохранением места работы (должности) и среднего заработка в рамках заключенных кол- лективных договоров. Профсоюзы: 4.39. Содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности работников на территории об- ласти. 4.40. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законо- дательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологиче- ской безопасности. 4.41. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области охраны труда и экологической безопасности работников. 4.42. Взаимодействуют с государственными органами управления, над- зора и контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопас- ностью, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и (или) вредными условиями труда. 4.43. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на про- изводстве и фактов возникновения профессиональных заболеваний. 4.44. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному ак- тиву организаций по осуществлению общественного контроля за соблюде- нием трудовых прав работников, правил и норм по охране труда и экологи- ческой безопасности. 4.45. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охра- не труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представитель- ных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда и профактива организаций. 4.46. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодате- лей по охране труда в коллективных договорах и соглашениях, а также в свя- зи с изменением условий труда. 4.47. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, страдающих профзаболеваниями; защи- ту прав застрахованных в системе обязательного социального и медицин- ского страхования. 4.48. Вносят в установленном законом порядке предложения в соответ- ствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и долж- ностных лиц за несоблюдение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, правил и норм по охране труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве. 4.49. Организуют включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда; содействуют включению в коллективные до- говоры дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущер- ба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего дня при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, обеспечению работников сер- тифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты. 4.50. Принимают участие в работе комиссий по испытаниям и приёму в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в каче- стве независимых экспертов. V. В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Стороны совместно: 5.1. В целях повышения уровня жизни инвалидов, пенсионеров, много- детных семей, детей-сирот, граждан, оказавшихся в трудной (экстремаль- ной) жизненной ситуации и других слабо защищенных категорий населения изыскивают дополнительные возможности их материальной и иной соци- альной поддержки и помощи. 5.2. Обеспечивают методическую поддержку молодежным объединени- ям, организациям, профсоюзным организациям, молодежным комиссиям (советам, комитетам), участвующим в осуществлении государственной мо- лодежной политики в Липецкой области. 5.3. Обеспечивают координацию деятельности всех заинтересованных структур при организации трудоустройства (в т.ч. временного) молодежи. Содействуют трудоустройству по специальности выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования. Разрабатывают и ре- ализуют мероприятия по трудовой адаптации молодежи. 5.4. Разрабатывают меры поддержки и закрепления на предприятиях и в организациях молодых специалистов, решения их социально-бытовых про- блем в рамках реализуемых в области целевых программ. 5.5. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориента- ции обучающихся в образовательных учреждениях с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, вос- требованным на рынке труда. Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодёжной среде. 5.6. Обеспечивают реализацию основных направлений демографиче- ской политики Липецкой области, программ, мероприятий в области наро- донаселения. 5.7. Изыскивают возможности материальной поддержки семей с деть- ми, в том числе детьми-инвалидами, а также молодых и многодетных мало- обеспеченных семей. 5.8. Принимают долевое участие в финансировании культурно- массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Оказывают организационно-методическую помощь досуговым, оздоро- вительным учреждениям. 5.9. Принимают меры по сохранению и развитию сети загородных оздо- ровительных лагерей и укреплению их материально-технической базы. 5.10.Принимают меры по сохранению и использованию по назначению социально-бытовых, дошкольных, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности, в том числе профсоюзных объектов и учрежде- ний, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан. 5.11. Формируют заявку на подготовку кадров для организаций всех форм собственности и организуют прохождение производственной практи- ки студентами и учащимися высшего, среднего и начального профессио- нального образования. 5.12. Разрабатывают и реализуют меры по поддержке системы студен- ческих трудовых отрядов Липецкой области, направленные на социализа- цию молодежи, получение практического опыта рабочих профессий и спе- циальностей, востребованных на рынке труда региона. 5.13. Способствуют созданию в области доступной среды для инвали- дов и других маломобильных категорий населения. Администрация: 5.14. Обеспечивает социальное обслуживание и защиту населения об- ласти в пределах и порядке, установленных федеральным и областным за- конодательством. 5.15. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленный на сни- жение числа граждан области, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного по Липецкой области. 5.16. В целях повышения качества жизни населения области продолжа- ет оказание государственной поддержки органам местного самоуправления на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципаль- ных образований, строительству и реконструкции объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры. 5.17. При формировании проекта областного бюджета на соответствую- щий финансовый год предусматривает средства на: — организацию летнего и зимнего отдыха, оздоровление детей, оказав- шихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей, в том числе многодетных и неполных семей; — приобретение литературы для библиотек, организацию подписки на периодическую печать, обеспечение доступа к сети Интернет в бюджетных организациях, финансируемых из областного бюджета; — субвенции местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с регио- нальными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг. 5.18. Осуществляет мониторинг демографических процессов на терри- тории области. 5.19. Организует разработку и реализацию областных целевых про- грамм, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, уве- личение продолжительности жизни и улучшение положения детей и жен- щин. 5.20. Содействует в пределах полномочий устойчивому социально- экономическому развитию сельских муниципальных образований, развитию в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг, сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультативного обеспечения, систем энергоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования, телекоммуникационной и телефонной связи. 5.21. Обеспечивает реализацию на территории области федеральных и областных законов и программ по социальной защите различных категорий граждан, имеющих право на льготы и нуждающихся в дополнительной под- держке. 5.22. Предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры в сельской местности, рабочих посёлках (городского типа). 5.23. Предусматривает средства областного бюджета в рамках област- ных жилищных программ для предоставления социальных выплат на приоб- ретение (строительство) жилья молодым семьям, работникам бюджетной сферы, молодым специалистам, изъявившим желание работать в сельской местности, сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных усло- вий; компенсацию целевого займа (кредита) при рождении (усыновлении) ребенка и части процентной ставки отдельным категориям граждан, уста- новленным Законом Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ «О соци- альных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строи- тельство жилья». 5.24. Проводит согласованную политику поддержки развития жилищно- го строительства и стимулирования спроса на рынке жилья в целях обеспе- чения населения региона благоустроенным и доступным жильем в соответ- ствии с областной целевой программой «Стимулирование развития жилищ- ного строительства в Липецкой области на 2011-2015 годы». 5.25. Продолжает предоставление льгот по оплате проезда на пасса- жирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, имеющим такое право в соответствии с федеральным и областным законо- дательством, в т.ч. в период проведения сезонных работ на садово-дачных участках. 5.26. Оказывает социальную поддержку в виде социальных выплат на питание учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений, спе- циальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в государствен- ных учреждениях начального и среднего профессионального образования. 5.27. Содействует сохранению и развитию сферы культуры и искусства, досуга и отдыха населения, поддерживает деятельность мастеров искусств, развитие народных промыслов, самодеятельного художественного, при- кладного и иных видов народного творчества. 5.28. Обеспечивает оказание молодым гражданам психологической, пе- дагогической, информационной помощи через соответствующие государ- ственные учреждения. 5.29. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молоде- жи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально- культурной сферах. 5.30. Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населе- ния, особенно детей и молодежи, сельского населения, малообеспеченных граждан. 5.31. Принимает меры по сохранению и развитию сети детских стацио- нарных оздоровительных лагерей. Поддерживает уровень охвата детей и подростков мероприятиями по оздоровлению. 5.32. Устанавливает среднюю стоимость путевки в загородные стацио- нарные детские лагеря, расположенные на территории Липецкой области. 5.33. Принимает меры по вовлечению молодежи в предприниматель- скую деятельность, способствующие созданию новых рабочих мест и под- держке социально ответственного бизнеса. 5.34. В рамках установленных законодательством Российской Федера- ции полномочий принимает меры по сохранению уровня социальной под- держки населения в условиях роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Работодатели: 5.35. С целью улучшения демографической ситуации в области при на- личии финансовых возможностей осуществляют за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличи- вая сумму выплат при рождении второго и каждого последующего, оказыва- ют материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс. 5.36. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы учащейся молодёжи, молодежных трудовых отрядов. 5.37. При заключении коллективных договоров предусматривают раз- делы по работе с молодежью с указанием мер социальной защиты молоде- жи (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможно- сти повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные ком- пенсации на найм жилья, содержание детей в детских дошкольных учрежде- ниях и другие меры). 5.38. Принимают участие в профориентационной работе с молодежью, уделяя больше внимания формированию положительного имиджа своих предприятий, учреждений, организаций за счет улучшения условий и оплаты труда, широкого информирования молодежи о работе трудовых коллекти- вов. 5.39. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший молодой рабочий по профессии», «Лучший молодой специалист». 5.40. Совместно с профсоюзами предусматривают мероприятия по со- хранению и доступности услуг, оказываемых пунктами общественного пита- ния, культурно-просветительскими, спортивными, оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния. 5.41. Предоставляют отпуск преимущественно в летнее время матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей. 5.42. Сохраняют высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работникам очередь на получение жилья, улучшение жилищных условий и возможность пользования детскими дошкольными учреждениями в течение трех лет, а также в течение двух лет — право на получение путевок в санатории и профилактории, оздоровительные детские лагеря, пользова- ние услугами лечебных учреждений, обеспечение топливом на равных усло- виях с работающими, первоочередное трудоустройство на своем предприя- тии при наличии свободных рабочих мест. 5.43. Реализуют меры по поддержке и трудовой адаптации молодых ра- ботников в период освоения профессии или специальности (доплаты, повы- шенные тарифные ставки, пониженные нормы выработки, наставничество и др.). 5.44. Оказывают материальную помощь гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место ра- боты, в размере, определяемом коллективным договором. Выплачивают единовременное пособие при приеме на работу детей- сирот в размере, определяемом коллективным договором. 5.45. Предусматривают для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования гарантии от увольне- ния в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения. Работодатели и профсоюзы: 5.46. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях производства на- правляют усилия на восстановление традиции наставничества, обеспечива- ющего преемственность поколений, сохранение накопленного профессио- нального опыта. 5.47. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают со- циальную защиту, дополнительные (сверх установленных законодательными актами) гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, поддержка беременных и кормящих женщин); родителям многодетных, неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, родите- лям одаренных детей (гибкий график работы, дополнительный отпуск, до- плата на питание детей, оказание помощи в обучении детей в специализи- рованных учебных заведениях), работающим пенсионерам, бывшим работ- никам предприятий и организаций за счет собственных средств по критери- ям прожиточного минимума и среднедушевого дохода. 5.48. В целях усиления социальной защищенности молодых работников в организации: — вносят соответствующий раздел в коллективный договор; — разрабатывают комплексные программы работы с молодежью и ме- роприятия по их реализации. 5.49. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях прове- дение и финансирование из фондов организаций, профбюджета и средств социального страхования мероприятия по созданию условий для досуга и отдыха работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пан- сионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях. Профсоюзы: 5.50. Организуют обучение молодых профсоюзных активистов, предсе- дателей молодежных советов и комиссий. Изучают и обобщают опыт работы с молодежью членских организаций и внедряют его в практику работы про- фкомов первичных профсоюзных организаций. 5.51. Защищают социально-трудовые права и интересы молодых членов профсоюза на предприятиях всех форм собственности. 5.52. Создают комиссии (советы) по работе с молодежью при профко- мах. VI. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ Стороны совместно: 6.1. В целях совершенствования на территории области системы защи- ты трудовых прав граждан, устранения и предупреждения нарушений трудо- вого законодательства, усиления взаимодействия органов государственно- го управления, работодателей и профсоюзов стороны при осуществлении государственной политики в сфере социально-трудовых отношений руко- водствуются принципами Генерального соглашения между общероссийски- ми объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями рабо- тодателей и Правительством Российской Федерации, Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входя- щих в Центральный Федеральный округ, Ассоциацией территориального объединения организаций профсоюзов Центрального Федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и пред- принимателей Центрального Федерального округа на 2011-2013 годы, Зако- на Липецкой области «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области» и данного Соглаше- ния. 6.2. Стороны проводят консультации по выполнению пунктов соглаше- ния, а также по вопросам, не включенным в него, но представляющим вза- имный интерес. 6.3. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых, террито- риальных соглашений и коллективных договоров, принимают меры по повы- шению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и согла- шений, организации контроля за их выполнением. 6.4. Способствуют предотвращению коллективных и трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с действующим за- конодательством на принципах примирительных, компромиссных решений и процедур, не допуская перерастания трудовых споров в остро конфликт- ные формы. 6.5.Определяют основные направления в развитии социального пар- тнерства в районах и городах области через трехсторонние комиссии по ре- гулированию социально-трудовых отношений. 6.6. Способствуют обобщению и распространению передового опыта социального партнерства. 6.7. Организуют трудовое соперничество (соревнование) между райо- нами, городами, трудовыми коллективами организаций всех форм соб- ственности. Вносят предложения по кандидатурам для занесения на областную До- ску почета и в Книгу «Трудовая слава Липецкой области» для обсуждения на областной трехсторонней комиссии. 6.8. Проводят согласованную политику по созданию новых и укрепле- нию действующих отраслевых и территориальных объединений работодате- лей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов. 6.9. Оказывают практическое и методическое содействие заключению и реализации отраслевых и территориальных соглашений, считают обязатель- ным заключение коллективных договоров в организациях всех форм соб- ственности области и их уведомительную регистрацию в установленном по- рядке. 6.10. Обеспечивают регулярную публикацию материалов, посвященных развитию системы социального партнерства на территории области, выпол- нению настоящего Соглашения, деятельности областной трехсторонней ко- миссии по регулированию социально-трудовых отношений, практике урегу- лирования коллективно-трудовых споров в печатных и электронных сред- ствах массовой информации, на официальном сайте администрации обла- сти. 6.11. Проводят в рамках социального партнерства мероприятия и обу- чение представителей работодателей, профсоюзов, органов местного са- моуправления формам и методам регулирования социально-трудовых отно- шений, совершенствованию механизма трехсторонних отношений. 6.12. Создают в каждой организации на паритетной основе с профсою- зами комиссию по трудовым спорам и обеспечивают ее работу. Администрация и работодатели: 6.13. Содействуют обеспечению условий для организации и уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов, в организациях незави- симо от их форм собственности. Администрация: 6.14. Предоставляет возможность для участия представителей профсо- юзов и работодателей в работе формируемых администрацией области по- стоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы, приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости населения, выполнения национальных проектов и другие проблемы, связанные с реализацией социально- экономических интересов работников и жителей области. 6.15. Направляет на рассмотрение в Комиссию проекты нормативных правовых актов администрации области и главы администрации области в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуж- дения. Решения Комиссии или мнения её сторон по направленным проектам нормативных правовых актов администрации области и главы администра- ции области подлежат обязательному рассмотрению администрацией. 6.16. Проводит предварительную экспертизу областных отраслевых та- рифных соглашений в части финансового обеспечения, соответствия зако- нодательным и нормативным актам Российской Федерации и Липецкой об- ласти. 6.17. В целях распространения опыта работы по заключению коллектив- ных договоров ежегодно проводит областной конкурс, направленный на поддержку социально-трудовых прав граждан через коллективный договор. 6.18. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, пред- ставляемых к государственным наградам и присвоению почётных званий Российской Федерации, учитывает мнение профсоюзов, результаты выпол- нения коллективного договора, отраслевого, областного Соглашения. 6.19. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодате- лей в повышении их роли в обществе. Администрация и профсоюзы: 6.19. Продолжают выпуск приложения «Мы» в областной газете «Липец- кая газета». 6.20. Организуют обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнер- ства, трудового законодательства, охраны труда. 6.21. Оказывают практическую помощь в создании и работе объедине- ний работодателей. 6.21. Не реже 2 раз в год проводят встречи руководства администрации области с профсоюзным активом. Работодатели: 6.22. Объединяются в союзы, ассоциации и другие формы объединений с целью координации своих действий, направленных на укрепление эконо- мической эффективности организаций. 6.23. Перечисляют ежемесячно в полном объеме и бесплатно на счет профсоюзной организации членские взносы членов профсоюзов одновре- менно с выплатой им заработной платы. 6.24. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах осво- божденным работникам профсоюзных комитетов выделение средств на оплату труда, льготы и гарантии, установленные для работников данной ор- ганизации, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанно- стей с сохранением среднего заработка. 6.25. Предусматривают в коллективных договорах финансирование ме- роприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на приобретение жилой площади для работников, нуждающихся в улучше- нии жилищных условий. Исключают деятельность, препятствующую реализации права работни- ков на вступление в профсоюзную организацию. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсо- юзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы: 6.26. Поддерживают усилия администрации области и органов местно- го самоуправления, представителей работодателей, направленные на повы- шение эффективности развития хозяйственного комплекса, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообеспеченных слоев населе- ния. 6.27. В установленном порядке участвуют в работе коллегиальных орга- нов администрации. 6.28. В период действия настоящего соглашения профсоюзы не органи- зуют забастовок по вопросам, включенным в соглашение, при условии их выполнения. Возникающие разногласия и конфликты по поводу невыполне- ния отдельных обязательств Соглашения рассматриваются в соответствии с действующим законодательством. 6.29. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсою- зах работников организаций различных отраслей экономики и форм соб- ственности. 6.30. Продолжают работу по восстановлению ранее действовавших и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллек- тивах, особенно в негосударственном секторе экономики. 6.31. Организуют работу территориальных координационных советов профсоюзов в муниципальных образованиях. Работодатели и профсоюзы: 6.32. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные, терри- ториальные отраслевые и иные соглашения основой заключения коллектив- ных договоров и включают в коллективные договоры условия, не противоре- чащие соглашениям и не ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями. 6.33. Обеспечивают регулирование отношений работников и работода- телей в организациях на основе соблюдения норм Трудового кодекса Рос- сийской Федерации, коллективных договоров и соглашений, индивидуаль- ных трудовых договоров. 6.34. Заключают коллективные договоры в организациях всех форм собственности и отраслей экономики, сферы обслуживания независимо от численности работающих, своевременно вносят в них изменения и дополне- ния, не реже одного раза в год подводят итоги выполнения коллективных до- говоров и отчитываются о них на собраниях, конференциях работников ор- ганизаций. 6.35. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнёрства, обеспече- ния прав работников, практике заключения коллективных договоров и согла- шений. VII. ДЕЙСТВИЕ ОБЛАСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 года. 7.2. Стороны создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают че- рез печать, электронные СМИ, официальный сайт администрации области населению о ходе реализации Соглашения. Итоги по выполнению Соглаше- ния подводятся ежегодно с заслушиванием ответственных исполнителей на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 7.3. Контроль за исполнением Соглашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляется областной трехсто- ронней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами в соответствии с их функциями и организационными прин- ципами деятельности. 7.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному со- гласию Сторон после предварительного обсуждения и одобрения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше- ний. 7.5. Соглашение открыто для присоединения к нему других профсою- зов, работодателей и их объединений согласно установленному порядку. 7.6. Текст Соглашения после подписания публикуется в печати и разме- щается на официальном сайте администрации области. Глава администрации Липецкой области О.П. КОРОЛЕВ Председатель Федерации профсоюзов Липецкой области А.Ф. ЖИДКИХ Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от стороны работодателей, председатель Совета директоров ОАО «Грязинский культиваторный завод» Н.В. АНИСИМОВ Приложение к областному трехстороннему соглашению на 2012-2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 — 2014 ГОДЫ Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее — Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее — Работодатели), Федерации профсоюзов Липец- кой области (далее — Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в целях реализации Областного трёхстороннего соглашения на 2012-2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Ли- пецкой области, объединениями работодателей Липецкой области заключи- ли настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы (далее — Региональное соглашение) о нижеследующем: 1. Региональное соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической по- литики области в сфере оплаты труда с учетом интересов сторон социально- го партнерства. 2. Стороны договорились, что в Липецкой области размер минимальной заработной платы для работников предприятий и учреждений области вне- бюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого за I квартал каждого года Постановлением администра- ции Липецкой области. 3. В случае снижения величины прожиточного минимума трудоспособ- ного населения в связи с изменением уровня цен размер минимальной за- работной платы работника в сторону уменьшения не пересматривается. 4. Размеры минимальной заработной платы, установленные пунктом 2 настоящего Регионального соглашения, не являются ограничением для реа- лизации более высоких гарантий по оплате труда. 5. Региональное соглашение распространяется на работодателей в по- рядке, установленном ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. 6. Региональное соглашение после его подписания публикуется в печа- ти и размещается на официальном сайте администрации области. 7. Региональное соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны. Глава администрации Липецкой области О.П. КОРОЛЕВ Председатель Федерации профсоюзов Липецкой области А.Ф. ЖИДКИХ Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от стороны работодателей, председатель Совета директоров ОАО «Грязинский культиваторный завод» Н.В. АНИСИМОВ 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz