Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Есть проблемы 5 Наши консультации Тамара Леонова, главный правовой инспектор ФПЛО ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 27/23905/ 12 ФЕВРАЛЯ 2011 Люди жалуются... Мнения и предложения липчан собирал Алексей Колбаско Жалобы бывают разные — устные и письменные, высказанные в сердцах род- ственникам и друзьям или официально на- правленные в соответствующие инстанции. Часто люди жалуются и в газету, потому что хотят, чтобы о тех неурядицах, которые мешают имжить, узнали и другие граждане, поддержали или поспорили с обиженными, а также высказали свое мнение по проблем- ным вопросам. «Мы» затронем некоторые из них. Потребительский практикум Человек пожаловался, что ему продали просроченный товар, и суд признал нарушенными его права. Другим потребителям не повезло — им отказали в удовлетворении иска. Почему? Знать, чего ты хочешь Александр Хаустов изучал судебные документы на предмет нашей правовой грамотности Один гражданин, на- зовем его Андреем, как-то в магазине фирмы «Строй- хозсервис» купил бутылку олифы. Чуть позже обна- ружил, что ему продали товар с истекшим сроком годности. Андрей обратился с исковым заявлением в суд. Его претензии внима- тельно изучили. Представ- ленные доказательства, кассовый и товарный чеки не оставляли сомнений — в самом деле, продукция с истекшим сроком годности была приобретена именно в этом магазине. Представитель ответчи- ка в судебное заседание не явился, хотя его иизвестили о предстоящем рассмотре- нии дела. Может быть, по- нимал, что оправдываться бессмысленно? Как гласит Закон РФ «О защите прав потребите- лей», на продуктыпитания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, това- ры бытовой химии и иные подобные товары изготови- тель ОБЯЗАН УСТАНАВ- ЛИВАТЬ СРОК ГОДНОСТИ — период, по истечении которого товар считается непригодным для использо- вания по назначению. Про- дажа товара по истечении срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок год- ности, но он не определен, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Изучив ситуацию, суд вынес решение, в соответ- ствии с которым с ответчика в пользу Андрея взыскана компенсация морального вреда. Также фирме при- шлось заплатить и госу- дарственную пошлину в размере 4 тысяч рублей в городской бюджет. Совсем иной пример в следующих случаях. Жен- щина купила в магазине концентрированное хозяй- ственноемыло, целыхдесять пачек. На ценнике было ука- зано, чтомассатовара состав- ляет 150 граммов. Взвесила, Вряд ли кто-то захочет пойти по инстанциям и требовать возмещения ущерба за просроченный кусок колбасы. Вроде бы мелочь, а времени и нервов потратишь уйму — на оформление искового заявления в суд, сбор дока- зательств, поиск свидетелей. Да еще госпошлину надо заплатить. Но есть все же среди нас отважные люди. оказалось на 20 граммов меньше. Антонина, назовем эту женщину так, решила, что продавецпредоставил ей недостовернуюинформацию инарушил ее правона выбор товара. Поэтому обратилась в суд с иском. В ходе разбирательства также было установлено несоответствие веса, указан- ного на упаковке, и факти- ческого, что подтверждено актом взвешивания. Но кто виноват? Продавец? Отнюдь, он предоставляет покупателю информацию на основании документов, сопровождающих товар. Кассовый чек содержит ин- формацию, позволяющую идентифицировать товар, но лишь подтверждает факт приобретения товара. Не может повлиять на выбор товара ни информация на упаковке, ни кассовый чек. Да и вообще, обязанность продавца—тщательно про- верить наличие всей обя- зательной информации. А насколько она достоверна, это вопрос другой. Всудебномзаседаниивы- яснялось, почему все-таки фактический вес мыла не соответствуетуказанномуна упаковке. Пришлось углу- битьсявдебриофициальных документов, связанных со стандартизацией, метро- логией и технологических процессов. Итак, на момент выработки в куске мыла, в зависимости от его группы, содержится до 25 процен- тов воды. Идет время, влага испаряется, продукция те- ряет в весе. Это называется естественным процессом, который невозможно уста- новить ниприприемке това- ра у поставщика, ни при его продаже покупателю. Как говорится, каждый кусок мыла не проверишь. Что же касается права Антонины как потребителя на получение от продавца достоверной информации, то оно нарушено не было, как и право выбора товара. Поэтому суд на вполне за- конных основаниях отказал ей в удовлетворении иска. Точно так же вышло и в случае с сервисной теле- фонной картой. Человек обратился в суд с иском к телекоммуникационной компании. Дескать, приоб- рел сервисную телефонную карту, уплатив за нее 48 рублей, но стоимость услуг не соответствует реально- сти, цена явно завышена. Поэтому к ОАО «Централь- наятелекоммуникационная компания» были предъяв- лены претензии по поводу того, что не предоставле- на полная информация об услуге, не рассказано, за что и на каком основании с пользователей карты взи- мается именно такая плата. Но представители от- ветчика возражали против иска. И в суде было уста- новлено, что вся предусмо- тренная законодательством информация находится на самой карте — наименова- ние оператора связи, видов услуг, правила пользова- ния, серийный и иденти- фикационный номер и так далее. Выяснилось в ходе расследования, что сум- марная стоимость услуг по карте может отличаться от номинала как в большую, так и в меньшую сторону, исходя из технологических особенностей списания та- рифных единиц до целого числа. А особенности цено- образования, увы, не явля- ютсяинформацией, которая должна быть доведена до потребителя в соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребите- лей». Иначе говоря, и в этом случае потребителю было отказано в удовлетворении исковых требований. По материалам Липецкого областного и Елецкого городского судов. Сегодня в нашей обла- сти ведется интенсивное строительство жилых до- мов. В Липецке, например, возникают целые микро- районы, заполняющиеся новенькими, современными многоэтажками. Вбольшин- стве случаев квартиры там сдаются, что называется, под ключ—въезжайиживи себе, все уже готово: ипотол- ки побелены, и обои накле- ены, и линолеум постелен, и сантехника на месте. Тем не менее счастливые ново- селы через некоторое время сталкиваются с очень непри- ятными вещами. В 28 микрорайоне об- ластного центра одна очень известная в Липецкой об- ласти строительная фир- ма сдала в эксплуатацию многоэтажный дом. Однако буквально через месяцпосле заселения, как пожалова- лись в редакцию жильцы, в квартирах стала отказы- вать сантехника: то помпа не перекрывала постоянно льющуюся в бачок унитаза воду, то выходили из строя прокладки в кранах, то ло- пались гайки, держащие «гусаки» тех же кранов. Пришлось жильцам за свой счет менять недоброкаче- ственную сантехнику, по- ставленную строителями. Еще одна напасть вот уже в течение года нерви- рует вчерашних новоселов —во всех помещениях квар- тир поэтапно отслаиваются обои. Только подклеят от- валившийся кусок, как уже спешит упасть следующий. Такое впечатление, говорят жильцы, что обои лепились на стену абы как, при по- мощи самого дешевого и плохого клея, лишь бы они не отвалились при сдаче квартиры собственнику. Да, иногда дома сдаются без отделки, оборудования и даже без стенвнутрикварти- ры, чтобы владельцы сами могли все сделать по своему усмотрению, подобрав каче- ственные материалы. Но и стоит такое жилье дешевле. Чтобывзять с новоявленных собственников квартир по- дороже, строители и делают дома под ключ, но некото- рые стройорганизации при этом слишком «экономят» в свою пользу, подсовывая людям самые дешевые и некачественные материа- лы, вынуждая жильцов в дальнейшем исправлять все огрехи, на чем свет ругая не- радивых строителей. И здесь возникает одна очень серьезная проблема. Фирма, построившая дом, дает на него гарантиюв тече- ние нескольких лет. Однако это касается лишь фасада здания, крыши, лестниц и тому подобное. В договоре покупки или участия в до- левом строительстве, кото- рые подписывают будущие собственники, выне увидите пунктов, в которых была бы оговорена гарантия вну- тренней отделки квартиры, поставленной сантехники… Иными словами, претензий кнекачественнойработеили плохому оборудованиююри- дически вы предъявить не можете. Возникает вопрос: а не пора ли самим покупа- телямили дольщикам заста- вить вносить необходимые условия гарантии в догово- ры и не подписывать их до тех пор, пока такие пункты не будут включены в доку- мент? Если за это взяться, как говорится, всем миром, то строительным организа- циям не останется ничего другого, как принять эти условия, иначе они просто не смогут реализовывать и построенноежилье, иначать возводить дом дольщикам. Вот тогда-то и относиться к своим прямым обязанно- стям строительные фирмы станут совсем по-другому. Еще один момент, на ко- торый жалуются люди, ка- сается переводажилогофон- да в нежилой. Возникающие то тут, то там на первых этажах жилых домов мага- зины, стоматологические кабинетыииже с ними в ста- рых постройках еще можно понять — при социализме, возводя дома, не думали о том, что когда-то возникнет целая плеяда частных пред- принимателей, которым понадобятся помещения для открытия собственно- го дела. Никто не спорит, сегодня это нужно и даже удобно дляжителей близле- жащих домов — магазины под боком, аптеки, кабине- ты с разными услугами. Но, скажите на милость, почему это не предусматривается сейчас, когда проектируется новый жилой дом? Можно ведь сразу запланировать на первом этаже два-три по- добных помещения, чтобы не ломали стены и фасады (все равно ведь в подавляю- щембольшинстве случаевна первых этажах новостроек отдельные квартиры пере- делываются под офисы и Многие проблемы могут разре- шиться, если соответствующие организации станут в полной мере исполнять свои прямые обязанности. магазины) новоявленные предприниматели, приводя в ужас не только владельцев примыкающих квартир, а и всего дома. Грохот кувалд, штробящих поверхность стен машин, сверлильных аппаратов месяцами разда- ется такой, что хоть из дома беги, а у жильцов (кстати, не только соседних квар- тир, слышимость в наших новых домах еще та!) — маленькие дети, больные старики. Кроме того, от такой, часто дилетантской переделки нередко начина- ют возникать трещины на фасадах новеньких, недавно сданных в эксплуатацию и заселенных уже домов, в строительных швах, стены соседних квартир трясутся так, что того и гляди упадут, сыплетсяштукатурка…Так почему же сегодня, спра- шивают люди, все это не предусмотреть заранее, коль такая проблема существует, и разрешать строительство только в том случае, когда на первом этаже будут спла- нированы и нежилые поме- щения?Ипеределкужилых квартир в этом случае не до- пускать. Все ведь в руках и строителей, и курирующих их властных органов… И еще одна проблема, с которой нередко в нашу га- зету обращаются читатели. Касается она работы почто- вых отделений в областном центре. Речь пойдет, в част- ности, о 36-м отделении по- чтовой связи города Липец- ка, обслуживающем новые микрорайоны. Без сомне- ния, тяжело приходится ра- ботникам этого отделения, очень много жителей новых микрорайонов, в которых до сих пор нет своих почтовых филиалов, вынуждены об- ращаться сюда. И что про- исходит? В Интернете существу- ет сайт независимого рей- тинга почтовых отделений России. На нем по ссылке rospt.ru/pochta_398036. html можно найти отзывы о работе 36-го отделения по- чтовой связи. Процитирую лишь некоторые из них. Пишет Светлана: «Позвони- ла в отделение и попросила посмотреть, пришла ли мне бандероль, на что работница ответила грозным голосом: вот приедете с паспортом и узнаете! После этого остал- ся на душе неприятный осадок… Вообще, надо бы разгрузить 36-е отделение, новых районов много, оче- реди постоянно, стоишь часами... Руководство, по- жалуйста, примите к сведе- нию». Алексей: «Работают ужасно медленно, собирая огромные очереди, в поме- щении задохнуться можно. При наличии нескольких компьютеров часто работа- ет только один сотрудник, несмотря на полный зал». Михаил Борисович: «Хуже почтового отделения я про- сто не видел! Извещения о посылке не дождешься, приходится приходить са- мому, отстаивать огромные очереди». Леонид: «Из- вещения о бандеролях не доставляются, в итоге берут- ся деньги за якобы какое- то хранение». Надежда: «Очень плохо работают со- трудники, особенно в отделе доставки, звоню вот уже 40 минут, никто не берет труб- ку или занято постоянно». И так далее. Столкнулся с работой этого отделения и лично я. Дело в том, что почтальон, работающий там, приносит «Липецкую газету», кото- рую я выписываю на дом с июля прошлого года. И вот уже в течение 7месяцев еже- дневную газету доставляют, как правило, раз в два дня и глубокимвечером. Выпуски за пятницу и субботу я по- лучаю после рабочего дня в понедельник, иногда газету не приносят вообще. Дозво- ниться до отдела доставки, и правда, проблематично, неоднократно в течение одной недели января пы- тался это сделать — трубку там просто не поднимали, как не брали ее и в самом почтовом отделении. Не раз приходилось лично ходить на почту, заведующая отде- лением Раиса Гриднева и ее заместитель Елена Касьяно- ва всегда обещают принять меры, но дней через десять все возвращается на круги своя. Очередное обещание своевременной доставки газеты я получил уже от почтальона на прошлой не- деле, время покажет, как оно будет исполняться. И все же я никак не могу взять в толк, почему, запла- тив за доставку газеты по- чте, я вынужден в букваль- ном смысле ее выбивать? Руководитель отдела экс- плуатации почтовой связи Татьяна Попова, которой я позвонил на днях, объясни- ла, что сотрудников не хва- тает, и сейчас ведется работа по укомплектованиюштата. Но на вопрос: долго ли будет вестись эта работа и когда я смогу вовремя получать ежедневнуюгазету, Татьяна Попова сказала, что точного ответа у нее нет… Особенности совмещения профессий Совмещение профессий (должностей) — явление довольно распространенное сегодня. Причем свою выгоду от этого процесса получа- ют не только работники, которые пытаются таким образом больше заработать, но и сами организации. Работодатель в данном случае сохраняет рабочие места и существенно эко- номит на оплате труда. В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ выделя- ют три вида совмещения: — совмещение профессий (должностей), выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности); — расширение зон обслуживания или увеличения объема работ — выполнение до- полнительной работы по такой же профессии (должности); — исполнение обязанностей временно от- сутствующего работника. Срок, в течение которого работник будет выполнять возложенные на него дополнительные обязанности, их содержание и объем устанавливает работодатель с письменного согласия работника. При оформлении совмещения по профессии, требующей специальных знаний либо специальной подготовки, кадровая служба может потребовать документ об образовании или профессиональной подготовке. Возможность совмещения той или иной профессии зависит не только от согласия работника, но и от самой замещаемой профессии и от должности, которую он уже занимает. Ограничения по совмещению отдельных видов профессий устанавливают специальные нормативно-правовые акты. Например, запреты для руководителей образовательных учреждений на совмещение некоторых должностей установлены п. 6 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Следует также помнить, что ограничения, установленные законом при приеме на работу по конкретной специальности, распространяются и на совмещающего работника. Так, если ст. 253 ТК РФ запрещает применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, то и при совмещении профессий такие виды работ для женщин запрещены. Очень часто возникает вопрос о том, может ли директор организации выполнять функции бухгалтера. Раньше этот факт служил темой для споров. Но после отмены Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 года № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий» (пост. Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216) поводов для дискуссии не осталось. Согласно п. 2 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» руководитель организации может не только учредить бухгалтерскую службу, ввести в штат бухгалтера, передать учет сторонним специалистам, но и вести учет самостоятельно. Таким образом, возможность совмещать директорскую функцию с обязанностями бухгалтера прямо предусмотрена законом. Важной особенностью совмещения профессий является ее добровольный характер. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем могут устанавливаться исключительно с его письменного согласия и не имеют законодательных ограничений. Более того, в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работник вправе досрочно отказаться от совмещения, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, в том числе без указания причины своего решения. Аналогично может поступать и работодатель. Законодатель не устанавливает определенной формы закрепления совмещения профессии. Бесспорным является лишь ее письменный характер. На практике распространено использование письменного заявления работника и докладной записки руководителя структурного подразделения с подписью соответствующего сотрудника о своем согласии на совмещение. Во избежание претензий со стороны работника рекомендуется заключать отдельное соглашение, в котором целесообразно отразить профессию, которую будет совмещать работник, конкретный вид поручаемой работы с указанием ее объема, срока совмещения, а также размер доплаты. На основании такого документа подготавливается приказ, который фиксирует условия соглашения между работником и работодателем. Стоит отметить, что никаких записей по этому поводу в трудовую книжку не вносится. Однако периоды, в течение которых имело место совмещение, включаются в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Работники, выполняющие дополнительную работу, имеют право на повышенную оплату своего труда. Размер доплаты в соответствии со ст. 151 ТК РФ определяется по соглашению сторон либо в виде конкретной суммы, либо в процентном соотношении от обычного заработка по совмещаемой профессии. Таким образом, стороны заранее должны договариваться о размере вознаграждения во избежание возникновения споров. На практике возникают трудности с разграничением совмещения и совместительства. При совместительстве согласно ст. 282 ТК РФ работник на постоянной основе выполняет оплачиваемую работу на условиях отдельного трудового договора в свободное от основной работы время. При этом выделяют внутреннее и внешнее совместительство: в первом случае работа выполняется у того же работодателя, во втором — у другого. При совмещении же профессий работник выполняет дополнительную работу в течение строго определенного периода времени, согласованного сторонами, вместе с основной, у одного и того же работодателя. Когда возможно отстра- нение от работы Правомерны ли действия работодателя, отстранившего сотрудника от работы за не- качественное выполнение производственного задания? Случаи, когда работник может быть отстранен от работы, установлены ст. 76 ТК РФ. Работодатель обязан отстранить от работы работника в следующих случаях: z появления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; z не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; z не прошедшего обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; z при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Отстранение от работы за некачественное выполнение производственного задания законодательством не предусмотрено. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz