Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Д орога к Храму Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой « Дорога к Храму » ПРЕДЛАГАЕТ ЧИТАТЕЛЬ Кто он — Петр Первый? СРЕДА , 21 ДЕКАБРЯ 2011 № 244 (24122) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета ХОРОШАЯ НОВОСТЬ Возвращение святыни ФОТО ПАВЛА ГЛЕБОВА Еще один храм появился в Задонске — Рождества Пре- святой Богородицы. Вернее будет сказать — вернулся к верующим, ведь построен он был еще в позапрошлом веке на территории Богородицкого мужского монастыря. В советскуюэпоху храмбыл превращен в…банкомоечное отделение овощесушильного завода. Двадцать лет потребо- валось, чтобы вернуть церковь к жизни. И теперь она пред- стала во всем былом великолепии, украсив ансамбль знаме- нитой обители. Но вот статистика: 84 процента жителей России креще- ны. 75 процентов считают себя православными. Но при этом ровно половина верующих и православных вообще ни разу не открывала Библию. А вот мнение человека, которого называют «рупором Церкви», — протодиакона Андрея Кураева: «Любой свя- щенник вам скажет: если бы прихожанами его храма были все, кого он крестил, наша церковнаяжизнь была бы совсем иной. Вот уже 20 лет мывидим, как расходится число людей реально церковных и крещеных. Одно дело, когда в совет- ские годынадо было дать людям хотя бынемного, достаточ- но было просто крестить. Но не надо делать советское ис- ключение нормой. Надо вернуться к нормам здравого смысла. Если любой человек желает войти в некое сообще- ство, это сообщество вправе предъявлять к нему какие-то требования». Недавно появился документ «О религиозно-образова- тельном и катехизическом служении в Русской Православ- ной Церкви». Суть его проста: теперь не будут крестить по первой просьбе, нужно будет пройти специальнуюподготов- ку. Пока, правда, документ не имеет юридической силы. На первом этапе он открыт для обсуждения. На втором — его примет президиуммежсоборного присутствия. Затем бума- га отправится в Синод. Потом ее обсудят на архиерейском соборе, и только после собора у РПЦпоявится новый догма- тический документ. Наш выпуск «Дорога к храму» открыт для обсуждения этого важного вопроса православной жизни. Пишите нам. ОБСУДИМ? «Крещается раб Божий…» Человек родился! И это — Божий человек! Так можно охарактеризовать событие, произошедшее в церкви села Верхнее Казачье Задонского района — малыша покрести- ли к радости родителей и восприемников. Обычное, в общем, событие приходской жизни. ФОТО ПАВЛА ГЛЕБОВА КОЩУНСТВО «Демократия» без границ и… совести «Симпатичные мордашки» в Раде оказались порочнее, чем Femen». «Во Львове на открытии стадиона к Евро- 2012 освистали Януковича». «Голые нищенки побира- лись в метро для уплаты долга Тимошенко»… Российский пользователь, вылавливая в Сети эти сообще- ния, хмыкал: во дают хохлушки! А 9 декабря он узнал, что такое «демократия» без границ. Прибывшие вМоскву девушки из скандального украин- ского женского движения FEMEN не побоялись холодной погоды и оголились по пояс... перед храмом Христа Спаси- теля. Свои телеса они испачкали черной краской, намалевав крест. Так российских оппозиционеров в эти дни «поддер- жали» украинские «подруги». Дурищ, разумеется, задержали, при этом одна слегка вывихнула руку. Рука-то, конечно, заживет. Хуже дело с головой — там вывих иного рода, с немедицинской терми- нологией: «свихнулись»… Однако почему демарш «демократки» устроили перед храмом, к которому еще недавно шли тысячи и тысячи людей, чтобы поклониться святыне — Поясу Пресвятой Богородицы? Ответ — в словах Христа: «Не ведают что творят!» Публикацию подготовил Игорь Иванов Владимир Киселев, журнал «Столетие» специаль- но для «Липецкой газеты» Представителем Москов- ского Патриархата в Совете Европы в уходящем году стал игумен Филипп (Юрий Анатольевич Рябых). Он родился в 1977 году в Липецке. Закончил Московский государствен- ный институт международ- ных отношений. Кандидат политических наук. Церковное образование: Смоленская духовная семинария и Московская духовная академия. В 2005-м стал священником. В 2009-м назначен заме- стителем председателя отдела внешних церков- ных связей Московского Патриархата. Сегодня отец Филипп отвечает на вопросы нашего корреспондента. — Отец Филипп, можно начать нашу беседу с вопро- са, касающегося не ваших забот на новом поприще, а вас лично? —Да, конечно. — Вы — монах, что пре- допределяет отрешенность отмира радижизнинаедине с Богом. Как сохранить в себе это состояние, занима- ясь активнойцерковнойдея- тельностью? —Монахиотмиранеизо- лированы, хотя их наимено- вание ипроисходит от грече- ского слова «монос»—один. Вера без дел мертва. Обще- ние с Богом непременно должно вести человека к до- брым делам в отношении ближних и мира. Как и для любого челове- ка, для монаха есть спектр разныхпутей, из которых он может избрать свой — по силамипризванию.Окончив МГИМО, я стал специали- стом по политологии и меж- дународным отношениям. О церковной дипломатии не думал. Хотел стать просто священником. Однако ми- трополит Кирилл (ныне — ПатриархМосковскийивсея Руси) пригласил меня рабо- татьвотделвнешнихцерков- ных связей Московской Па- триархии.Тогдаменяивдох- новила возможность соеди- нить мои знания в области дипломатии и служение Богу. А 16 июля 2009 года я принял монашеский под- стриг и был наречен в честь святого Филиппа. Это имя выбрал для меня лично Свя- тейший патриарх. Как он объяснил, поскольку мне предстоит в церковной дея- тельностинередко вестидиа- лог с представителями госу- дарственной власти, то я должен в этом ориентиро- ваться на пример святителя, который не страшился уве- щевать самогоИванаГрозно- го. НАШ ГОСТЬ | Уроженец Липецка представляет РПЦ в Страсбурге «Вера без дел мертва» У нас нередко есть пред- ставление о том, что правду- матку надо в лицо рубить, с ненавистью и злобой, а ми- трополит Филипп укорял царя кротко и спокойно. Очень хороший пример, как нужно отстаивать правду — твердо, непреклонно, но спокойно и мирно. — Ну светские диплома- ты тоже на крик стараются не срываться. Зачем же в Совете Европы в какой-то момент понадобилось еще и присутствие Церкви? —Церковный дипломат, отстаиваякакую-то принци- пиальную позицию, даже в светской международной организации может напря- мую обращаться к совести и сердцу. Порой это является самым сильным фактором, влияющим на решение того или иного вопроса. МиссияЦеркви—служе- ние спасению людей. Свя- щеннослужители призваны давать своей пастве верные ориентиры на этом пути. А поскольку после развала СССР во многих странах Ев- ропы значительно возросло присутствие верующих Рус- ской Православной Церкви, появилась необходимость представлять в Совете Евро- пы позицию Московского Патриархата в процессе вы- работки общеевропейских норм. Ведь здесь даются оценки различным обще- ственно-политическим со- бытиямивевропейскихстра- нах, выносятся суждения о внутреннейжизнирелигиоз- ных общин, роли религии в обществе, формируются стандарты общественного поведения. И верующих устраиваетневсе.Например, либеральное отношение к абортам, фактическое поо- щрение однополых связей. Для религиозного человека это тяжкие грехи. Конечно, можно уйти в непримиримуюоппозициюк такому институту. А можно и вступить с ним в диалог, попытаться найти решения, которые не ущемляли бы, в том числе, и права верую- щих. Русская Церковь вы- брала второй путь. И в 2004 году в Страсбурге было от- крыто представительство Московского Патриархата. — Но вот начинаете вы, батюшка, говорить европей- ским либералам о грехе, а в ответ слышите о демократи- ческих ценностях, правах человека. И как находите общий язык? — Задача церковного представителявСоветеЕвро- пы и состоит в том, чтобы строить добрые отношения с разными силами. При этом, конечно, не поступаясь хри- стианскими принципами. Церковь может находить общий язык с людьми раз- ныхполитическихвзглядов, если в своей деятельности они прислушиваются к со- вести. Совесть — это некий встроенный в нас Богом«ме- ханизм», который точно подсказывает, что есть до- бро, а что зло.Намвсемхоте- лось бы, чтобы в мире не осталось зла. Для этого надо терпеливо противостоять любому греху. Прежде всего в себе, но такжеив обществе. Полагаю, что такие методы вполне вписываютсяврамки демократического правопо- рядка. —А может целесообраз- но по каким-то принципи- альным вопросам объеди- няться с теми, кто представ- ляет вСовете Европыдругие конфессии? — В Совете Европы, по- мимо православных христи- ан, работают католики, про- тестанты, мусульмане, иу- деи. У католиков — особый статус. ГосударствоВатикан является наблюдателем при Совете Европы. В отдельном представительстве Русской Церкви заграницей необхо- димости нет, поскольку она является неотъемлемой ча- стью Московского Патриар- хата. Если решения Совета Европывызываютнепонима- ние не только у православ- ных верующих, но и у пред- ставителей других религий, мы стремимся действовать вместе.Например, сторонни- ки признания гомосексуа- лизма нормальным явлени- ем, как правило, отвергают право других людей крити- чески оценивать гомосексу- альную ориентацию и ее практику. А христианство, ислам, иудаизм и другие ре- лигии определяют гомосек- суализм как грех. И резолю- ция Парламентской ассам- блеи Совета Европы «Дис- криминацияна основе сексу- альнойориентациии гендер- ной идентичности» вызвала нашиобщиенарекания.Про- блема заключаетсяв том, что большинство мер по защите прав сексуальных мень- шинств — как предлагае- мых, так и уже осуществля- ющихся в некоторых стра- нах — приводит к тому, что люди не могут в СМИ и на различных публичных пло- щадках выразить негатив- ную оценку гомосексуализ- ма. Их права ущемляются или к ним применяются санкции. Однако сколотитькакую- то клерикальную партию Европы для защиты своих корпоративных интересов религиозные организациине пытаются. Устраивать свет- скую жизнь на христиан- ских основаниях должны миряне. Священники же — молиться, проповедовать и вдохновлять их на это. Из религиозной среды появля- ютсякрепкие организациии группы, которые представ- ляют спектр гражданского общества, возникающий по инициативе «снизу». Имен- но реализация религиозных верований людей в рамках традиционной духовной жизни способна предотвра- тить их увлечение экстре- мистскимии радикальными воззрениями. — А насколько Совет Европы готов сотрудничать с Церковью? — За последние десяти- летия все европейские стра- ны столкнулись с большим притоком населения из дру- гих стран или регионов, культура которых резко от- личается от европейской. Однако открытость к сотруд- ничеству с религиозными организациями появилась в Совете Европысовсемнедав- но. Не в последнюю очередь благодаря позиции России. Продвижение межкультур- ного и межрелигиозного диалога было одним из при- оритетов программы нашей страны, когда в 2006 году она председательствовала в Комитете министров Совета Европы. Начав в 2007 году разработку Белой книги по межкультурному диалогу и межрелигиознымотношени- ям, Совет Европы стал ак- тивно консультироваться с традиционными европей- скими религиозными общи- нами. А12 апреля этого года были приняты рекоменда- ции ПАСЕ, в которых гово- рится о необходимости соз- даниярабочегопространства для диалога Совета Европы и религиозных и нерелиги- озных организаций. —С какими проблемами приходится сталкиваться в Европе православным рус- скоязычным, проживаю- щим за пределами своей исторической Родины? В частности, что волнует вас как настоятеля прихода Всех святых в Страсбурге? — Как правило, религи- ознаясвободанашихсограж- дан в Западной Европе не нарушается. Однако ее пол- ноценной реализации порой могут препятствовать за- держки или отказ регистра- ции православных общин. Либо предоставление им юридического статуса ниже того, которым пользуются другие конфессии и религии в той или иной стране. Ино- гда такие препятствиямогут проявляться в задержке вы- деления земли под строи- тельство необходимого рели- гиозного сооружения. Во французском Страс- бурге уживаются разные ре- лигии. Но католики, проте- станты и иудеи пользуются большими возможностями, чем другие. Православный приход, который я ныне окормляю, создан в 2004 году. Поначалу богослуже- ния совершались священни- ком, приезжавшимодин-два раза в месяц из Парижа. Службы проводили у кого- либо в гостях—у румынско- го, греческого, сербского приходов.Лишь со временем приходу Всех святых уда- лось арендовать помещение. Его переоборудовали в соот- ветствии с традициями Рус- ской Церкви, установили иконостас. Итеперь богослу- жения на церковнославян- ском языке совершаются во все субботние, воскресные и праздничные дни. Но полноценного храма у нас нет до сих пор. Вопрос о выделении земли под строи- тельство церкви приход ста- вил начиная с 2005 года. Но толькопосле визита воФран- цию в 2007 году приснопа- мятного патриарха Москов- ского и вся Руси Алексия II, который обратился к вла- стям Страсбурга с просьбой об участке под храм, те все- рьез занялисьрешениемэтой проблемы. И лишь в этом году наконец-то было при- нято решение о выделении земли. Уже готов эскизный про- ект будущего храма. Его разработализвестный санкт- петербургский архитектор ЮрийКирс.Шатровыйодно- купольный храмв Страсбур- ге должен стать не только украшением старинного ев- ропейского города, но и свидетельствовать о богатых духовных традициях Рус- ской Церкви в Западной Европе. —Возвращаясь к работе представителя в Совете Ев- ропы— что из сделанного в России, на ваш взгляд, пре- жде всего может заинтере- совать эту организацию? — Сегодня генеральный секретарь Совета Европы проводит курс на активиза- цию контактов с граждан- скимобществом. Свой вклад можем внести и мы. Востре- бованным может быть опыт межрелигиозных и межна- циональных отношений как в диаспоре, так и в России. Вовсе не значит, что в этой сфере нет больших и малых конфликтов. Они были, есть и, увы, еще будут. Но создан действенный механизм по их решению. В последние годы активизировалась ра- бота Межрелигиозного со- вета России, созданного в 1998 году. В январе 2011-го принято решение о создании Миротворческоймиссиипри Межрелигиозном совете России. А1марта объявлено о создании Комиссии по во- просам гармонизации меж- национальных и межрели- гиозных отношений в рам- ках Совета по взаимодей- ствию с религиозными объ- единениямиприПрезиденте России. Представительство Рус- ской Православной Церкви в Страсбурге готово работать с различными проектами, направленными на полно- ценную интеграцию наших соотечественников в обще- ства проживания. Давно интересует меня отношение общества и Церкви к Петру Первому . Позиции заметно отли - чаются . Для одних — он реформатор , государ - ственник , патриот и прочая , для других — раз - рушитель Церкви , покро - витель католиков и т . д . Но памятник Петру в Липецке ( а он для города многое значит ) освящал батюшка , я сам тому был свидетель . Где же тут логика ? Василий Полуянов, г. Липецк. Мы предлагаем читате - лям высказаться по суще - ству заданного вопроса . Пишите нам , и вместе мы доберемся до истины . Александр Александров Недавно мир облетело сенсационное сообщение: косовские сербы просят Москву о российском гражданстве. В посольство России в Белграде было передано обращение более 20 тысяч человек. Они пошли на такой шаг от отчаяния и неверия в способность официального Белграда решать их проблемы. Но почему именно Россия? Ведь не только потому, что наша страна, как и Сербия, не признает самопровозгла- шенное государство Косово. Исторические связи Рос- сии и Сербии имеют много- вековую традицию, начи- ная, как минимум, со вре- мён Крещения Руси. В XIII- XV веках, когда Русь нахо- дилась под татаро-монгольс- кимигом, сербские правите- ли поддерживали русский монастырь Святого Панте- леймона на Афоне. Потом былирелигиозныепросвети- тели Григорий Цамблак и Пахомий Логофет, внёсшие огромный вклад в становле- ние русского летописного жанра, исправление богос- лужебных книг и церков- ных обрядов. Позже распро- странилось такое явление, какпаломничество сербских священниковкмосковскому двору. Сам Иоанн Грозный, чтивший православную веру, укорял турецкого сул- тана в притеснениях сербов, писал ему гневные письма, а вМоскве дал имприют для подворья, которое стало ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | Россия — Сербия : боль братских народов «Храня преданье о добре…» своего рода дипломатиче- ским посольством. Тогда же вСербиюпосылалиськниги, церковная утварь и деньги. Было движение и в об- ратном направлении. ВХIХ веке сербы в массовом по- рядке переселялись в Рос- сию, охотно шли на службу русскому царю, привносили в наши традиции своюкуль- туру. Но особо дружба на- родов проявлялась в годину испытаний. В 1876 году ма- ленькаяСербия заступилась за маленькую Болгарию, которую терзала Турция. За несколько дней было выре- зано более 30 тысяч болгар, а селения их разграблены. Мир тогда задохнулся от гнева, многие страны, в том числе и Россия, дипломати- ческим путем пытались по- влиять на агрессора, но тур- ки (а их всячески поддержи- вала Англия) пошли на еще больший разбой. Славян- ская кровь лилась рекой. И пока международное сооб- ществовырабатывалотакти- ку, способнуюпогасить кон- фликт (ничто не ново под луной!), Сербия сама объя- вили войну Османской им- перии. Все это было похоже и не похоже на недавний разгром натовцами бывшей Югославии, разница была только в том, что в концеХХ века никто официально не пошел против США и их со- юзников. А в веке ХIХ це- лый народ решился на вой- ну, чтобы поддержать бра- тьев по вере. Но военные действия складывались неблагопри- ятно для небольшой армии, и делошло к полному ее раз- грому. И тогда Сербия об- ратилась за помощью к Рос- сии. И та объявила Турции войну, не будучи к ней гото- ва. Итог был такой: балкан- ские народыполучили неза- висимость, а Россия потеря- ла 250 тысяч человек. К слову, заключительным аккордом в боевых действи- ях стало взятие турецкой крепости Карс нашим про- славленнымземляком, гене- ралом Муравьевым, после чего Карс обменяли на Сева- стополь. Та история не была за- быта памятливым сербским народом. И когда после Октябрьской революции на- чался исход русских из сво- ей России, Королевство Югославия (до 1930 года — Королевство сербов, хорва- тов и словенцев) приютило, по самым скромным подсчё- там, 200 тысяч российских беженцев. Эти высокие братские отношения русских и сербов можно спроецировать всего на одну жизнь, судьбу на- шего земляка, уроженца села Липовка, что под За- донском, Сергея Бехтеева. Его называют царским гус- ляром, потому что не было в истории нашей литературы другого такого поэта, кото- рый верность государю со- хранил бы до конца своих дней — от юных лет лицеи- ста до последних, в эмигра- ции. В1917 году Сергей, жив- ший тогда в Ельце, написал свое самое знаменитое сти- хотворение «Молитва», ко- торое потом сумел передать царской семье в ссылку. Оно укрепляло мучеников перед казнью… Сам Бехтеев был кава- лергардом, в Гражданскую служил в Добровольческой армии, не раз был ранен, и в 1920 году на пароходе «Са- мара» навсегда покинул Россию. Вторую Родину он, какимногие русские, нашел в Сербии. Очень нуждался, как и другие эмигранты. Работал где придется, в том числе и грузчиком. В под- вале, где квартировал с дру- гими русскими, обустроил православный домовойхрам в честь иконыБожиейМате- ри «Державная». На свои скромные средства и соб- ственными руками Бехтеев изготовил иконостас для этого храма, где 16 лет был старостой. В благодарность о том приюте русский поэт напи- сал стихотворение: Благородной Сербии Кому поверить нашу муку И боль бесчисленных обид, Кто нам пожмет с любовью руку, Кто нас в изгнаньи приютит? Кто с кроткой радостью обнимет Героев-нищих после сеч, Кто с честью рыцарской поднимет За нас священный, славный меч? Увы, где те, кто к нам стремились, Где наши прежние друзья? От нас с презреньем отстранились Цари, народы и князья. Одна лишь Сербия родная, Храня преданье о добре, Не изменила, нас спасая, Своей беспомощной сестре. Одна она в толпе безбогой У терний русского венца Сестре бездомной и убогой. Осталась верной до конца. Бухта Которская, декабрь 1920 года. P.S. Между темМИДРФ сообщил, чтоМосква не удо- влетворит прошение косов- ских сербов о гражданстве РФ, но поможет им, в част- ности, поставив гуманитар- ную помощь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz