Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ПЯТНИЦА , 11 ФЕВРАЛЯ 2011 № 26 (23904) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой « Дорога к Храму » Александр Косякин И ветры когда-нибудь стихают, и облака уступа- ют место ясному небу. И невзгоды кончаются. И приходит на заросшее сорняком поле пахарь, и, помолясь, берется за соху. И на пепелище появляется человек и, разбросав головешки, берется тесать бревна и ставить новый дом... Так и священник начинает жизнь прихода — как сеятель, как строитель. Как созидатель. Так начинал на нашей липец- кой земле возрождение монастырского строя, самого прочного в былые времена на Руси, владыка Никон. В то время приход- ская жизнь тепли- лась по местам, ред- кие батюшки совер- шали литургии в озябших храмах, и в одном из них, в Павловке, служили отецНикон.—300 человек было в приходе. Четырнадцать лет пастыр- ских забот — трудное, но счастливое было время. Но в начале девяностых уже архимандритом ему было суждено взяться за построе- ние иноческой жизни на липецкой земле, и первым на его пути стоял разгра- бленный временем знамени- тый Богородицкий мона- стырь в Задонске. Собствен- но, никакогомонастыря еще не было — Церкви отдали (точнее вернули) соборный храм, заставленный бочка- ми с краской и разным хла- мом. Тогда еще игумен Ио- сиф, самый первый строи- тель, только разгребал за- валы, бабульки из дальних приходовмуравьинойцепоч- кой спешили к разрушен- ным сводам, снималипаути- ну в алтаре, крестясь на «Тайнуювечерю», где в лике Христа засела пуля какого- то лихого ворошиловского стрелка... Не было тогда в соборе ни раки с мощами, ни знаменитой иконы Влади- мирской, да и вообще ника- ких икон. А вместо колоко- лов на паперти висели пу- стые газовые баллоны... Вот в эту сумрачную пору, а точнее 1 июля 1991 года, и принял обитель ее новый кормчий архиман- дрит Никон, прибывший из воронежского Акатова мо- настыря по благословению митрополита. Был в том Промысел Божий—настоя- тель оказался из числа чад духовников Глинской пу- стыни — последнего оплота старчества в Советской Рос- сии, и ему, что важно чрез- вычайно, было с кем совето- ваться. Его наставники — митрополит Тетрицкарой- ский Зиновий (Мажуги) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко) руководили первыми шагами молодого наместника в то самое вре- мя, когда планировалось возвращение мощей святи- теля Тихона в Задонский Богородицкиймонастырь, к месту их упокоения и обре- тения. Теперь, кажется, уместно чуть подробнее вспомнить это начало... С егодня трудно пред- ставить, насколько сложное это было время. Уже в бли- жайшие дни пред- стояло это великое церковное действо, кроме массы канонических вопро- сов приходилось решать чи- сто бытовые, житейские. Как принять гостей (а их прибыло более трех тысяч!), где разместить, чем накор- мить... Это сегодня такая задача не представляетсяне- разрешимым делом — на помощьвладыкеприбылибы сотни его чад, благодетелей Церкви из руководителей и простых мирян, а тогда... Еще свежи были в памяти ПОДВИЖНИКИ ВЕРЫ | Путь служения архиепископа Никона Наш владыка Как уже сообщала «Липецкая газета», 1 февраля во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя в Москве во вторую годовщину интрони- зации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в архиепископское достоинство был возведен пра- вящий архиерей Липецкой и Елецкой епархии владыка Никон. Соответствующий чин осуществил предстоятель Русской Православной Церкви. Сегодняшний выпуск нашей странички «Дорога к Храму» посвящен этому знаменательному событию не только в жизни епархии, но и всей Липецкой области. В приветствии, которое направили архи- епископу Никону руководители нашего региона Олег Королев и Павел Путилин, особо подчеркива- ется, что совместная деятельность епархиального управления и органов государственной власти заметно активизировала процесс духовно- нравственного возрождения, восстановления и реставрации памятников истории и культуры на нашей благословенной земле. Это позволяет гово- рить не только о росте количественных показателей развития самой молодой епархии РПЦ, но и об изменении качественной составляющей в возрожде- нии духовной жизни на местах. ЦИФРЫ И ФАКТЫ В 2003- м , в год образования епархии , на липецкой земле в запустении пребывали 400 храмов . Сегодня в 250 из них уже совершается Божественная литургия . Одновременно строятся еще 20 церквей . На приходах служат 334 священника , тогда как семь лет назад их было в четыре раза меньше . На липецкой земле действуют 11 монастырей . Архиепископ Никон имеет государственные и церковные награды : орден Дружбы , орден Преподобного Сергия Ра - донежского II степени , орден Святого благоверного князя Александра Невского I c тепени , орден Петра Великого I степени . Он награжден Дипломом Фонда Святого Всехваль - ного апостола Андрея Первозванного и является почетным членом этого Фонда . В 2005 году владыка награжден Дипломом Действительного академика Петровской академии наук и искусств . Монашеский постриг принял 21 марта 1980 года в Христо - Рождественском храме Липецка . 26 декабря 2003 года решени - ем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода назначен епископом Липецким и Елецким . В Липецкой и Елецкой епархии издаются газеты « Липецкие епархиальные ведомости », « Усмань православная », « Право - славный Раненбург », « Лебедянская звонница », « Добрый кормчий », « Благочиние », « Гимназист », альманахи « Задонский паломник », « Преображение », « Светлячок » и другие . Значительным событием в культурной жизни края стало из - дание серии книг « Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии ». На губернском телеканале « Липецкое время » выходит епар - хиальная передача « Свет миру ». Большой популярностью у молодежи пользуется дискуссионный клуб « Фома ». попытки провокаций со сто- роны местного райисполко- ма (освящение собора пыта- лись запретить под предло- гом... антисанитарии), но- менклатурные товарищи все не могли смириться с тем фактом, чтомонастырь—это уже другойинеподвластный им мир... Тем не менее дата торжеств — 25-26 августа (день Памяти святителя Ти- хона) неуклонно приближа- лась, решался вопрос о пер- восвятительском визите в Задонск Патриарха Москов- скогоивсеяРусиАлексия II. Ходили упорные слухи о приезде и самого президента Бориса Ельцина... И тут — путч. ТрагедияновойРоссии случилась буквально нака- нуне — 19-го, в праздник Преображения Господнего. Высокие визитыв область по понятным причинам были отложены. Но, несмотря на все эти настроения, перене- сение мощей угодника со- стоялось внамеченный срок. ИЗадонск, забывший крест- ные ходы и звоны колоколь- ные, вернул все себе в этот день сполна. Улица Комму- ны, бывшая Монастырская, принялашествие крестоход- цев с ракой, давая дорогу прибывшим на торжества иерархам Церкви, священ- нослужителям, монаше- ствующим, тысячам мирян, пожелавшим соприкоснуть- ся с таинством возвращения в Задонск его святыни. А 30 августа архиман- дрит Никон получил из рук тогдашнего директора су- шильного завода Николая Орлова акт передачи на зда- ние теплого храма Рожде- ства Богородицы, превра- щенного в консервный цех. Нового наместника в те дни можно было встретить на заводскойпланерке (храм все еще находился на его территории), в коридорах райисполкома, в подвале собора, где он работал на станках—мастерил киоты, рамы. Ав свободнуюминуту вмаленькойкелейке батюш- ка писал богородичные ико- ны. Самая первая надврат- ная, кисти владыки, и сегод- ня украшает вход во Влади- мирский храм. П ервыемонахидолго ютились по углам бывше г о мона - стырского ком- плекса. Сначала его занимали за- водские постройки, потом районная больница. Она съе- хала последней — когда по- строили новую. А тогда пря- мо за алтарем собора стоял хирургический корпус, и архимандрит в сослужении с иеромонахамии дьяконами, глядя на освещенную элек- тричеством операционную, всякийразмолились за того, кто лежал там, на столе. Они молились за всех—замалых и сирых, за добрых и злых, за нуждающихся и преуспе- вающих, за терпящих и про- сящих, а также—за обидчи- ков и врагов, ибо сказал Го- сподь: «...благословляйте проклинающих вас, благо- творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...». Таков удел, такова работа монаха —молить Бога о всех и каж- дом... И был день, когда братья пришли 9 Мая к обелиску. Сталимолиться за убиенных на поле брани за Отечество и за други своя. А в спину на- сельникам зашикали в тол- пе те, кто привык горло драть в президиуме и руко- водить построением празд- ничных колонн. Ничего не ответил архимандрит на брань, окончил молебен и удалился... То было время, когда человек в рясе вызы- вал... подозрение. Но нужно было пройти и через это. Однажды пришлось со- провождать отца Никона в поездке вУсмань, где в числе разных нужд он надеялся найти... седло длямонастыр- ской лошадки (про седло вспомнилне случайно—ны- нешний машинный двор обителинасчитывает тысячи лошадиных сил). Ехали на стареньком желтом «Мо- сквиче», дьякон Зосима вы- жимал из него последние соки, но добрались, слава Богу. На табачной фабрике батюшка все удивлялся — надо же, такая умная техни- ка, а все против людей стара- ется. Вцехах робко подходи- ли к нему женщины — за благословением,живого свя- щенника иные сызмальства не видели. У некоторых — тут я ничего не придумываю — в глазах стояли слезы. Седло мы так и не раздо- были (лошадей всех переве- ли), зато из Поддубровки привезли старенькую зерно- вую сеялку (хоть и далече еще было до монастырских севооборотов, но знал уже тогда архимандрит — при- дет время...). А на обратном пути в хлевенской сельхоз- технике, где была своя мас- лобойка, пожертвовали бо- чонок подсолнечного масла, которое было кстати к брат- ской трапезе, ведь тогда уже в монастыре подвизались пятеро монахов… Т акначинал владыка. Где-то просилмешок цемента, где-то — банку краски и лист железа — за все бла- годарилжертвовате- лей и Господа. Но постепенно от Богоро- дицкой обители, так трудно поднимавшейся из руин, по- шел свет созидания. Он до- стигал самых окраиннашего Липецкого края. Возникали приходы, откуда-то прибы- вали священники (они так и говорили: «к владыке»), люди по крохам собирали деньгинаремонт своихцерк- вей, искали благодетелей и находили! Но прежде всего они находили поддержку у владыки, к которому при- езжали за благословением. Он помогал всем, помогал саммонастырь, делясь с при- ходами стройматериалом, людьми и монашествующи- ми иереями. И вот уже под ободранными сводами сель- ского храма владыка освя- щал престол, чтобы начина- лось самое главное—литур- гия, чтобы соборные молит- вы прихожан достигали Неба. И вот уже тянули на разбитую колокольню от- литый на заводе благовест- ник, на его звон спешили старухи и не только—моло- дые, неуверенно ступая,шли венчаться, а детский писк у алтаря означал, что на свет появился еще одинокрещен- ный христианин... Это движение не было заметнопостороннемувзгля- ду, но от задонской обители, от ее святынь—во все сторо- ны по городам и весям — шлаикрепла духовная сила. И возвращались из небытия или возникали заново мона- стыри, открывались храмы, причем не только на пусты- рях и погостах, но и в тюрь- мах, больницах, колониях. Стало правилом православ- нойжизниосвящать заводы, самолеты, памятники. Окро- плялись святой водой ком- байныперед выходомв поле, скотина в загоне, офис с ком- пьютерами, детская кроват- ка в доме с образами в изго- ловье—все просилиБожией благодати, понимая, что именно так теперь и надо жить. Каждое уважающее себя ведомство спешило за- ключить договор с епархией о сотрудничестве, уяснив, что без духовной поддержки ничегохорошегонеполучит- ся. Очень важно, что в на- шем Липецком крае мощно звучит симфония властей —церковной и светской. Ни одно сколь-нибудь важное дело в хозяйственной прак- тике не начинается без со- вета с владыкой. Ине только по большим праздникам глава региона Олег Королев непременно едет в Задонск к мощам святителя Тихона, чтобы получить духовную поддержку и архиерейское благословение на дальней- шее служение краю. Этот пример хорошо «работает», влияя на атмосферу в среде руководителей и людей биз- неса. Ау самого архиеписко- па с каждымднемприбавля- ется соработников, помощ- ников из числа духовных чад. Они видят, как работает архиерей — не жалея себя, служа Богу и людям. Чада стараются как-то соответ- ствовать примеру пастыря, и эта невидимая связь с года- ми становится все прочней. Или вот — примета вре- мени, деталь сугубо липец- кого опыта: целые семьи людейсостоятельных строят на свои средства храмы, ча- совни, помогают сиротам и бедным. Во всем этом тоже видится влияние владыки. Тут быимолвить привычное —мол, процесс пошел! —да вспоминаются размышле- ния епископа в одном из интервью нашей газете: — … О поголовном про- зрении говорить рано. Если смотреть правде в глаза, то массовый приход народа в храмы сегодня свидетель- ствует не только о вернув- шейся к людям вере, но и об отсутствии опоры в жизни, об ушедшей вдруг почвыиз- под ног. Иные идут в храм не каяться, а оправдываться —чувствуете разницу? Дру- гие действительно надеются на спасение, но спасение — именно в этой жизни, как говорят, здесь и сейчас. Но что она в сравнении с Вечно- стью?! В Церковь часто бе- гут за «скорой помощью»: получил и снова забыл о своих духовных болячках. А ведь в нашем прошлом были не одни только рево- люции и пятилетки. Были еще: тихая молитва в каж- дом доме (а не только в хра- ме), родительское благосло- вение, без которого и шага отрок не делал, была пра- ведная, у мира на виду, жизнь святых отцов и их высокая педагогика. При этом они твердо знали, что у всех у нас один, как говорит Евангелие, Учитель—Хри- стос. Вот — те традиции, которые должны быть вос- требованы сегодня. Святи- тель Феофан Затворник сравнивает святоотеческое наследие с теплицей, попав в которую человек ощущает особую живоносную атмос- феру, где он дышит ожив- ляющим духовным возду- хом. Постепенно такой че- ловек начинает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмотря на кажу- щуюся «правильность» его собственной жизни, имеет прямое отношение к нему, что путь, на который они указывают, это и его путь. И в нем крепнет желание идти вперед, совершенство- ваться, набираться опыта духовной жизни. А еще в проповедях вла- дыка любит повторять, что все наши добрые дела запи- сывают на небесах ангелы, и надо спешить делать эти дела... … 6 февраля 2011 года. Воскресе- ние. Владимир- ский собор в За- донске. Архие- рейскаяслужба. Одна из многих сотен. Но все-таки особая: в первый раз литургию служит архи- епископ Никон. С особым настроением поет братский хор. В заполненном до краев храме ближе к алтарю среди причастников люди с буке- тами цветов. У прихожан и монахов одинаково счастли- вые лица. Все ждут минуту, когда можно будет поздра- вить и взять благословение у архиепископа... И, до- ждавшись своей очереди, робко подойдет к владыке простой рабочий человек и подарит сделанный своими руками, с любовью, крест. Какмного вместит в себя эта минута... Служба в этот день за- канчивается высокой мину- той: когда люди, прощаясь с храмом, подходят ко кре- сту, владыка на амвоне вме- сте с братским хором и при- хожанами поет полюбив- шуюся всем песню «Мило- сердный отец». Единение в эти мгновения — причта и священства—полное! Эту и другие песни поют теперь во мн о г их хр ама х Ру с и - России. Но мало кто знает, что слова к ним написал та- лантливый инок монастыря иеромонах Стефан (Кисе- лев), а музыку сочинил вла- дыка! У писателя Николая Ле- скова в характеристике свя- тителя Тихона есть тонкое сравнение — его, человека при высоком сане и знаме- нитости и все-таки простого — с «владыками пышны- ми». Отличался от этих владык Тихон. Пусть про- стятся мне эти параллели, но слова писателя можно отнести и к владыке Нико- ну. Его простота — магнит, которыйпритягивает кнему людей. Но эти качества не мешали ему, а помогали твердо стоять на страже православия. Он всегда нес свой священнический крест спокойно и достойно даже в мрачные времена. Кто те- перь вспомнит, как держал- ся настоятель Покровской церкви в Павловке, когда его доставали всякие това- рищи из «компетентных органов». Тем очень бы хо- телось знать от батюшки тайну исповеди некоторых сограждан, но твердость в вере христовой, мягкость в обращении с людьми — эти две человеческие сущности живут в нем в полном согла- сии... О днаждыябылсвиде- телем такой карти- ны. В монастырь приехала журна- листка из столицы, корреспондентодно- го важногожурнала. Влады- ка принял ее в своемкабине- те не то чтобы с радостью, но весьма приветливо. Хотя была дамочка в брючном костюме и с непокрытой го- ловой. И губки, понятно, были алые. Наверное, мож- но бы было тактично что-то пояснить женщине, пред- ложить взятьюбку в караул- ке (предусмотрено длятаких случаев). Но владыка терпел и вежливо улыбался. Он улыбался, даже когда она обращалась к нему и к при- сутствовавшему здесь же благочинному по-простецки — «Мальчики...» (!) Вот где была, как представляется мне, грешному, высота сми- рения монаха Никона! В Прощеное воскресенье многие приходят в храм, чтобы увидеть просящего прощения у братии и мирян владыку. Не из праздного любопытства приходят, а ради душевной для себя пользы, чтобы, научась у пастыря,житьхоть сколько- нибудь похоже... А он стоит на коленях и просит у всех прощения, и глаза его бле- стят от слез — владыка все делает с чувством, искренне, сердцем. К слову, тема его дипломной работы в Мо- сковской духовной акаде- мии была «Сущность покая- ния по учению святого Иоанна Лествичника». Вмонастыре рассказыва- ют случай, как однажды у алтаря, только что получив мирскую награду, владыка отдал ее в монастырскую ювелирку—переплавить на что-то полезное для нужд церкви. Я верю этому рас- сказу — зачем ему эти орде- на да медали, — награда ждет монаха совсем в иных пределах... У него удивительная па- мять. Он назовет каждого, с кем хоть раз сводила его судьба, по имени и отчеству. Он помнит — где и в каком углумонастырского двора (и берем шире — епархии!) лежит нужная для дела вещь. Он знает о всех бедах, настроенияхвмногогранной жизни благочиний. Без его точных указаний (благосло- вения) невозможно никакое движение в епархии: ни строительство, ни паломни- ческие поездки, нибогослов- ские чтения, ни жизнь пра- вославных гимназий, ни приходские траты на теку- щие нужды... И в этом от- нюдь не мирская привычка подчиненныхкдисциплине, а совсем другое, а именно: по-слу-ша-ние—очень древ- нее, очень русское, очень емкое понятие. Послушание по благословению. Вцерков- ном мире все иначе: если тебя благословили, значит, попросили помощи у Госпо- да, значит, ты не один, зна- чит, надейся и дерзай... Михаил ОРЕШЕЧКИН , солист Воронежского оперного теа - тра , певчий архиерейского хора : — У владыки тонкий музыкальный слух и хороший голос . Клиросное пение во время архиерейской службы — это всегда явление . Владыка как никто чувствует хоровую музыку , знает ее и попадает в тональность мгновенно . С ним легко и замечательно поется - работается . Николай ГРИГОРЬЕВ , директор агрофирмы « Высокие технологии », депутат областного Совета : — Никогда не забуду наше первое знакомство . Тогда еще ар - химандрит Никон слушал доклад кого - то из монахов ( я при этом случайно присутствовал ). Речь шла о ЧП на пилораме . Там кто - то из трудников крепко выпил , запорол дело и остался ночевать в столярке . Нормальная реакция руководителя в таком случае могла быть такой — призвать к ответственности виновного ... А от батюшки мы услышали совсем другое : « Как же он , бедняга , ночевал там в такую - то стужу ?» Марина АНИСИМОВА , служащая банка , г . Липецк : — Помню урок , который получила от владыки . Мне было пятнадцать лет , я подошла к нему попросить благословения . И вдруг он спрашивает с улыбкой : « А тебя мама такой родила ?» Я не сразу поняла , а он продолжал улыбаться по - доброму , как бы призывая и меня посмеяться . У меня были накрашены глаза — вот он и подметил . И замеча - ние сделал так тактично , как умеет только он . Много лет прошло с тех пор , а я с трепетом всегда подхожу к любому священнику и всегда переживаю за любую бизнесвумен , которой владыка не успел сделать замечание . » Мысли вслух ФОТО ОЛЕГА КУПРИЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz