Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ЦИФРЫ И ФАКТЫ Высокий уровень качества образовательной деятель - ности обеспечивают около 600 преподавателей , сре - ди которых 60 докторов и 291 кандидат наук , 12 дей - ствительных членов и 10 членов - корреспондентов российских и международных академий . В состав университета входит 9 факультетов — механико - машиностроительный , инженерно - строительный , инженеров транспорта , автомати - зации и информатики , физико - технологический , экономический и гуманитарно - социальный , а также очно - заочный и факультет по переподготовке спе - циалистов , — и 2 института : металлургический и научно - исследовательский . Около 7000 студентов обучаются в ЛГТУ . Обучение в университете ведется по 66 направле - ниям подготовки , в том числе по 43 специальностям , 13 направлениям подготовки бакалавров , 10 на - правлениям подготовки магистров , 4 программам дополнительного профессионального образования по профилю вуза . Владимир Киселев , сту- дентпервогокурсамагистра- туры по направлению «ме- таллургия», размышляет о том, почему металлургиче- скиеспециальностивпослед- ние годы не пользуются та- кой популярностью у абиту- риентов, как, например, гу- манитарные или строитель- ные. Сам Владимир практи- чески и не раздумывал, куда поступить. «Моя семьяпере- ехала из Хабаровска в Ли- пецк. Ачто первое бросается в глаза здесь? Фонтаны на улицах и трубы комбината. Так что я не гадал, сразу по- дал заявление в ЛГТУ», — вспоминает собеседник. А вот Евгений Рязанцев , третьекурсник по специаль- ности «сварочное производ- ство», выбрал технический университет потому, что здесь учились в свое время его родители. — И вообще, это самое лучшее место вЛипецке, где можно учиться, — патрио- тично добавляет Евгений. — Сложно, конечно, нотакведь идолжнобыть,когдаполуча- ешь профессию. Зато препо- даватели очень хорошие. С началом учебы в вузе у Евгения связаны два самых ярких впечатления: его пер- вое выступление на «Осен- них дебютах», традицион- номфестивале студенческой самодеятельности, и то, что его чуть не отчислили. «По- началу ленился», — с улыб- кой признается сегодняш- ний культорг факультета. Да, творчество настолько за- хватило Евгения, что уже на втором курсе его выбрали на эту должность. Теперь все свободное время занято у Евгения подготовкой к раз- личным творческим меро- приятиям, организацией репетиций, обсуждением с единомышленниками про- грамм будущих выступле- ний. Но об учебе он теперь тоже не забывает, стараясь, чтобы увлечения не мешали освоению профессии. С пер- спективамина будущееЕвге- ний пока не определился. — Наверное, сначала пойду работать по специаль- ности. А там посмотрю, на- сколько конкурентоспособ- ным буду, — заключает он. А вот Владимир Киселев уже знает, что, скорее всего, займется наукой. Впрочем, он уже начал движение в этом направлении: его ис- следование, представляю- щее собой математическое моделирование определен- ного процесса при производ- стве металла, выдвинуто в этом году на областную пре- мию имени Сергея Коцаря. — Металлургия всегда будет перспективной отрас- лью. Хоть говорят о веке ин- формационных или нанотех- нологий, но это не отменяет того, чтопо-прежнемуиз ста- ли делаются машины, само- леты, в строительстве она применяется. Поэтому буду- щее за металлургией, а все современные технологии только помогают ей разви- ваться,—убежденВладимир. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Две «пятерки» в зачетку Создавать инновационную Россию— с таким призывом первый заместитель главы администрации области Юрий Божко обратился к преподавателям и студентам Липец- кого государственного технического университета, поздравляя их вчера с 55-летним юбилеем вуза. —История развития ЛГТУ неразрывно связана с истори- ей становления нашей области, — подчеркнул он. —И ныне мы пожинаем плоды совместной деятельности органов власти, науки и промышленности нашего регио- на. Сегодня Липецкая область — одна из лидеров не только в Центральном федеральном округе, но и в Рос- сийской Федерации по многим социально-экономическим показателям. Они достигнуты в том числе и благодаря мощному научному потенциалу. Уже в новой России, в новой экономической формации ведущий вуз области нашел свое применение и переформатировал работу, готовя кадры для нашей экономики. История университета богата славными делами и датами. Лучшие преподаватели и сотрудники ЛГТУ получили из рук Юрия Божко почетные грамоты областного Совета депутатов и администрации Липецкой области. — Открытие вечернего факультета Тульского механиче- ского института положило начало формированию не только технического университета, но и высшего профес- сионального технического образования на всей липецкой земле, — отметил, обращаясь к ветеранам вуза и колле- гам, ректор ЛГТУ Анатолий Погодаев. —Прошло 55 лет, и сейчас наш вуз — один из лучших научно- образовательных центров. Мы готовим высококвалифи- цированные кадры, востребованные и в металлургии, и в машиностроении, и в строительстве, и в транспорте, и в экономике. Но самое важное — у нас учится талантливая молодежь, увлеченная наукой, а это главный ресурс университета. «Липецкая газета» в сегодняшнем спецвыпуске страни- цы «Наш город» рассказывает о тех, кто составляет гордость этого славного учебного заведения. ИННОВАЦИИ | Сегодняшний день одной из старейших кафедр университета Сенсоры успеха ПЯТНИЦА , 16 ДЕКАБРЯ 2011 № 241 (24119) Страница о Липецке и его жителях Ведущие рубрики Сергей Кибальниченко и Галина Чернышова Н аш город Выпуск подготовила Софья Вобликова Страница о Липецке и его жителях 5 ЛИПЕЦКАЯ газета Софья Вобликова — В каких продуктах больше всего остаточных следов антибиотиков содержится? Например, в мясе креветок, особенно королевских. Их же в неволе разводят, а они в таких условиях много болеют. Вот такой делика- тес, — говорит Татьяна Ермолаева, доктор химиче- ских наук, профессор кафедры химии металлур- гического института ЛГТУ. Наша собеседница рас- сказывает об одном из на- правлений научных иссле- дований, проводимых на кафедре, — использовании химических и биосенсоров для мониторинга объектов окружающей среды, оцен- ки безопасности пищевых продуктов, химической диа- гностики. Сенсорыпомогают определить даже следовые количества в продукте ток- синов, пестицидов, различ- ных ядов, а также могут применяться для диагности- ки аутоиммунных заболе- ваний. А чтобы еще больше повысить чувствительность сенсоров, сотрудники кафе- дры используют, например, наночастицы золота. «При- чем не просто говорим о на- нотехнологиях, отдаваядань моде. Благодаря имеющему- ся в университете атомному силовому микроскопу мы можемувидеть эти частицы, проводить точные замерына наноуровне», — подчерки- вает профессор. — Существующие на се- годня методы анализа за- частую отличаются сложно- стьюпроцедуры, что ограни- чивает их применение. Ана- лиз же с помощью сенсоров занимает минут двадцать, длянего не нужно проводить много операций по подготов- ке пробы к исследованию. Кроме того, сенсоры более точны и чувствительны — могут определять наличие тех или иных веществ на уровне нанограммов. И если мы ищем, например, при- знаки заболевания, то это позволяет нам диагностиро- вать болезнь на более ранних стадиях,—объясняетТатья- на Ермолаева преимущества использования сенсоров. Простота анализа способ- ствовала бы его широкому применению, а это очень важно. — Мы иногда даже не ЕСТЬ ТАКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | Студенты - металлурги занимаются не только наукой Вопреки стереотипам Елена Москаленко Есть такой стереотип: металлург — это тот, кто в грязной робе стоит возле конвектора, весь черный от копоти. Тяжелый труд и ничего больше. Но это не совсем верно. Если есть стремление, то вполне можно и до инженерной должности дорасти. Конечно, нужно учиться, развиваться. — У меня интерес к про- фессии окончательно сфор- мировался, когда мы побы- вали на практике в цехах НЛМК, когда своими глаза- ми увидел, что такое произ- водство. Это впечатляет, и предвзятое мнение о «суро- вых металлургах» исчезло. КАДРЫ | Как преодолеть трудности с набором «Охота» на абитуриента Ольга Пономарева Число выпускников школ за последние годы значи- тельно сократилось. О том, что демографическая ситуация обострит борьбу профессиональных учеб- ных заведений всех уров- ней за абитуриента, загово- рили уже давно. Не только училища и техникумы, но и многие вузы уже не первый год испытывают трудности с набором на определенные специальности и направле- ния. Не избежал этихпроблем и ЛГТУ. Но здесь вовремя поняли, что трудности нуж- но не только обсуждать, но и преодолевать конкретны- ми действиями. Еще в декабре 2003 года в университете была созда- на лаборатория социально- психологических исследо- ваний, которая в прошлом году была реорганизована в отдел по профориентацион- ной работе. О том, какими новшествами отличается его работа, корреспонденту «Липецкой газеты» расска- зала его начальникСветлана ЯКОВЛЕВА. —Вотужетретийсеместр на базе ЛГТУ в рамках про- граммы «Университетский комплекс», объединяющей вуз и школы Липецка, рабо- тают профориентационные классы. Это не подготови- тельныекурсы, помогающие сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Задача классов — ввести по- тенциальныхабитуриентовв мир будущейпрофессии. Об- учение в них проводится бо- лее чем по десяти направле- ниям, таким, например, как школамолодого экономиста, юного энергетика, химика- экологаит.д.Преподаватели вуза знакомят ребят со спец- ификой обучения по тому или иному направлению и организуют практические занятия. Все это проводится бесплатно и вызывает боль- шой интерес у школьников. Достаточно сказать, что мы изначально планировали классы на пятнадцать че- ловек, а записывалось на некоторые направления до ста тридцати. Правда, из-за загруженности в итоге при- ходит, какправило, меньше, чем записалось, но все равно набираетсянесколько групп. Сейчас мы думаем о том, чтобывыпускникамклассов выдавать специальные удо- стоверения. Традиционно с февраля начинаются агитационные выезды в районы области. В них принимают участие не только преподаватели университета, но и сами сту- денты, которые выступают перед ребятами, отвечают на ихвопросы.Все-такишколь- нику легче общаться с тем, кто ближе ему по возрасту, чем со взрослым человеком. Самое же основное — мы хотим, чтобы к нам шли учиться не ради «корочки» или престижа, а из-за про- будившегося интереса к профессии. Наш отдел занимается еще и социально-психоло- гическим сопровождением учебного процесса в уни- верситете. Например, со- всем недавно мы проводили психологический тренинг с первокурсниками, в ходе которого они могли лучше познакомиться друг с дру- гом, адаптироваться к новой среде. Ребятам очень понра- вилось, ведь все проходит в веселой, игровой форме. А для старшеклассников мы проводим занятия, ориенти- рованные уже на выбордаль- нейшего пути, места работы. Так что в нашем вузе, где действуют и отдел профори- ентации, ицентр содействия занятости выпускников, внимательно относятся не только к студентам, но и к абитуриентам, и к тем, кто уже практически покидает стены университета. подозреваем, где могут со- держаться, к примеру, яды, воздействующие на эндо- кринную систему челове- ка, — продолжает ученый. — Еще несколько лет назад детская посуда повсеместно изготавливаласьизполикар- боната. Но при его производ- стве применяется бисфенол. Аэто сильнейшийэндокрин- ный яд, даже небольшое его количествоможет бытьопас- ным для здоровья человека. СейчасРоссийскийинститут питанияразрабатываетстан- дарт по упаковкам, и его со- трудники заинтересовались нашими разработками. Впрочем, исследования, проводимые научной груп- пой под руководством Ермо- лаевой, уже давно признаны инароссийском, инамежду- народном уровне. Сенсоры успеха липецких ученых — неоднократно выигранные гранты Российского фонда фундаментальных исследо- ваний, Министерства науки и образования, администра- ции Липецкой области. Мо- лодые исследователи стано- вилисьобладателямистипен- дии Президента РФ, гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Участник молодежного научного инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»). ХимикиизЛипецкаучаство- валивподготовке отдельных разделов серийного издания Российской академии наук по актуальным проблемам аналитической химии. А совсем скоро выйдет между- народное издание на англий- ском языке, одна из глав в котором также написана со- трудниками кафедрыхимии ЛГТУ. Их разработки имеют и большое практическое зна- чение, но вот с внедрением научныхидейвпроизводство есть определенные пробле- мы. — Когда мы только на- чинали проводить исследо- вания, наши соответствую- щие службы — например, Роспотребнадзор — были очень заинтересованы в ре- зультатах. Но они не могут использовать несертифи- цированные методики. А процедура сертификации, включения в федеральный реестрметодик весьма слож- ная, — отмечает Татьяна Ермолаева. Тем не менее надежда увидеть, как результаты ис- следованийиспользуютсяна практике, принося пользу обществу, у наших собесед- ников есть. Так, в этом году химики кафедры сотрудни- чали с московской фирмой, котораязаключиладоговорс МЧС на создание прототипа прибора для определения токсинов в сточных водах. Сегодня уже создан макет прибора на основе сенсоров, разработанных липчанами. Теперь дело за развитием промышленного производ- ства — Это уже шаг к вне- дрению наших инноваций, — подчеркивает Татьяна Николаевна. Конечно, проблемы с внедрением разработок, с обновлением оборудования осложняют работу ученых. Но они не опускают руки. Через несколько дней аспи- рант кафедры Ольга Воро- нежцева будет защищать кандидатскуюдиссертацию. Заниматься наукой она пла- нирует и в дальнейшем. Зна- чит, будущее укафедрыесть. ПЕРСПЕКТИВА | Что нужно для рывка в вузовской науке Творчество, а не престиж! Елена Бредис Сегодня говорить о россий- ской науке сложно. С одной стороны — ожидание бурного расцвета, иннова- ции и Сколково, с другой — утечка мозгов, недофи- нансирование, развал материальной базы. И хотя в последние годы государ- ство стало значительно больше внимания уделять научной деятельности и самим ученым, этого пока недостаточно. А «сливки науки», собранные в Сколково, вряд ли смогут решить все проблемы, стоящие перед нашей экономикой и страной в целом. Россия-то по размерам своим — не княжество Монако. Положительным сдви- гом можно назвать то, что эпицентром научной мысли все чаще становятся вузы, а не академические институ- ты. И здесь Липецкий госу- дарственный технический университет — не исключе- ние. Какие бы времена ни стояли на дворе, в старом красном здании на улице Зегеля или в новых роскош- ных корпусах на протяже- нии всех пятидесяти пяти лет научная жизнь не зати- хала ни на минуту. Один из мощнейших ме- таллургических факульте- тов страны не просто гото- вил инженеров, а еще и ре- шал те практические зада- чи, которые ставил перед ним металлургический ги- гант. Решал при помощи научныхразработокне толь- ко преподавателей, но и студентов. Тоже можно ска- зать обо всех факультетах. Разве без ученых ЛипПИ у нас развивалось бы так бы- стро машиностроение, вы- растали бы новые микро- районы, строились бы до- роги? Да, сегодня российской науке, в том числе и вузов- ской, приходится нелегко. Но она выживает и остается востребованной. Рассказы- вает проректор по научной работе ЛГТУ, доктор техни- ческих наук, профессор Игорь ВОЛОДИН: —Если сравнивать с про- шлым годом, то по объему заключенных договоров в этом году, думаю, будет луч- ше. Мы еще не подводили итоги, но должно выйти бо- лее сорока миллионов ру- блей. С нами подписывает договоры НЛМК, наши уче- ные проводят исследования для Грязинского культива- торного завода, для елецко- го завода «Энергия». Мы выиграли грант на перера- ботку твердых бытовых от- ходов. То есть наши ученые по-прежнему востребованы не только городом и обла- стью, но и страной. Что бы я сегодня сделал для качественного скачка в вузовской науке? Начал бы с преподавателя. Нет препо- давателя — не будет науки. Не могут доцент ипрофессор получать соответственно зарплату двенадцать ишест- надцать тысяч рублей. Хо- рошо помню: в бытность доцентом я получал триста двадцать рублей и еще сто двадцать рублей по науке. На это можно было достойно жить. Ана что рассчитывать новому поколению ученых? Я бы ввел для вузовской науки льготное налогообло- жение. И еще: многие пред- приятия стараются скрыть реальную прибыль от вне- дренных изобретений, а в итоге страдают авторы, по- лучая гроши. Так почему бы прибыль от внедрения не освободить отналогообложе- ния хотя бы на несколько лет? И предприятию выгод- но, и изобретатель будет доволен. Наконец, не следо- вало бы брать налог с тех сумм прибыли, которые предприятия вкладывают в науку. Ну, а пока мы стараемся максимально сохранить наши научные кадры и, по возможности, увлечь иссле- дованиями молодых. Слава Богу, есть еще энтузиасты, способные оценивать свой талант не только в деньгах. Пороймнекажется, что если им вообще не будут платить, они все равно не изменят призванию. Атеперь—комментарий заслуженного деятеля нау- ки РФ, доктора физико- математических наук, про- фессора кафедры приклад- ной математики, человека, отдавшего вузу более сорока лет, Семена БЛЮМИНА: — Наша кафедра была создана в 1994 году по ини- циативе большого ученого, тогдашнего ректора Сергея Леонидовича Коцаря в очень нелегкое для страны время. Необходимость ее очень быстро подтверди- лась. Преподаватели кафе- дры традиционно сотрудни- чали в научных исследова- ниях с кафедрами прокат- ки, электропривода, инфор- матики, автомобилей и тракторов и рядом других, участвовали во многих рабо- тах на базе НЛМК. Мы даем фундаментальные знания по математике и в то же время занимаемся реальны- ми прикладными задачами. Именно поэтому наши вы- пускники, а у нас уже было тринадцать выпусков, не знают сложностей с трудо- устройством. Они работают и на комбинате, и в компа- нии «Ростелеком», и в бан- ках, и на ряде других пред- приятий, и в учреждениях. Нашу кафедру, наших сту- дентов там оценили. А на- чинается все уже на произ- водственных практиках. Всегда находятся люди, беззаветно преданные нау- ке. Более пятнадцатинаших выпускников уже кандида- тынаук. Многие из них пре- подают и ведут научные ис- следования. К нам поступа- ют очень сильные ребята, которые не думают о пре- стижности и выгодах буду- щей профессии. Мы их ни- чемне заманиваем, они сами кнамидут, потому что хотят заниматься прикладной математикой. По инициати- ве ректора на кафедре поя- вились новые перспектив- ные направления подготов- ки: управление качеством, стандартизация и метроло- гия. Сочетание этих трех направлений улучшает ка- чество подготовки выпуск- ников, повышает научный потенциал кафедры и пер- спективы ее развития. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz