Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

№ 240/24118/15 ДЕКАБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Лидер музыкальной группы « Бахыт - компот » Вадим Степанцов : «Не хочу назад в девяностые!» Сергей Малюков Известный поэт и музы- кант, основатель Ордена куртуазных маньеристов Вадим Степанцов высту- пил в Липецке со своей группой «Бахыт- компот». Концерт в арт-кафе «Kamin» собрал публику самых разных возрастов — от студентов до далеко не юных любителей ирони- ческих произведений Степанцова. Полуторача- совая программа из хитов разных лет и новых песен заверши- лась всеобщими танцами и скандированием хором строчек из произведений «Бахыт-компота». А незадолго до своего фееричного выступления Вадим Степанцов отве- тил на вопросы журнали- ста «Липецкой газеты». — Вадим, вы впер- вые приехали в Липецк. Оправдались ли ожида- ния от встречи с городом? — Да, раньше, к со- жалению, выбраться к вам не получалось. Хотя я практически ваш зем- ляк, родился на станции Узловая Тульской обла- сти. Многих моих друзей- однокашников распреде- лили в Липецк, так что какая-то незримая связь с вашим городом всегда присутствовала. Вообра- жение рисоваломне город, окруженный романти- ческим ореолом старо- го курорта минеральных вод. Увы, у нас было не так много времени, чтобы осмотреть все липецкие достопримечательности, но знаменитой водички в парке мы все же попро- бовали. Еще я сходил на Центральный рынок за продуктами. С собой в столицу увезу липецкого сала, моченых яблок, ма- ринованных грибочков. — Если ваших школь- ных друзей судьба занесла в Липецк, то вы отправи- лись в Москву учиться в литературный институт имени Горького. Находи- ли ли понимание ваши ироничные стихи у препо- давателей, воспитанных на советской поэзии? — Как и в любом вузе, преподаватели у нас были разные. Были, конечно, и закостенелые партократы, но большинство — нор- мальные люди с чувством юмора. Учился я хорошо, но когда пришло время защитыдиплома, стихииз моего дипломного сборни- ка «Убей меня, красотка, на заре» почему-то вызва- лиживотный страхинена- висть уСергеяМихалкова. Автор Гимна СССР в 1988 году был председателем Государственной экза- менационной комиссии литинститута. Лев Оша- нин, который вел у меня семинары по поэзии, рас- сказывал, что классик орал последними словами, обещая, что диплом Сте- панцов получит только через его труп. Никаких доводов Ошанина, что это, мол, такая же сатира, как у вас, Михалков не при- нимал. Я долго не мог по- нять, чтоже разозлило его в моих стихах. Потом много лет спу- стя дошло: сын Михал- кова, Андрей Кончалов- ский, сбежал в Америку. И папа, как настоящий идеолог, руководитель Союза советских писате- лей, осуществлялжесткий контроль над литерату- рой, доказывая свою пре- данность системе. Тут я и попался под руку. Шуму было много, к счастью, ру- ководство института было на моей стороне, классику по линии Литфонда выде- лили бесплатную путевку в Египет, а я спокойно за- щитился с отличием. — Так, со студенче- ской скамьи вы начали эпатировать почтенную публику… — Да какой это был эпатаж?! Вполне невин- ные по нынешниммеркам стихи. Если говорить о поступках, то, помню, в начале девяностых, на десятилетие смертиБреж- нева, когда было принято хаять СССР и всю эту эпо- ху, мыс поэтамиизОрдена куртуазных маньеристов пришли к Кремлевской стене и возложили гвоз- дики к могиле Леонида Ильича. К сожалению, наша акция прошла в об- ществе незамеченной, и на площадь никто больше не вышел. Вспоминаю еще один громкий инци- дент — несколько лет на- зад все российские пииты возгорелись желанием написать новые слова к Гимну. Мне показалась это забавным, я написал свою«Историюс гимном», не стесняясь в выражени- ях. Петр Подгородецкий, ведущий «Хулиган-шоу» на «Серебряном дожде», попросил прочесть стихи в эфире. Я отказался, если уж так хочется, говорю, ставь диск. Ну, Петя и поставил… В итоге уво- лили и Подгородецкого, и программного директора радио, и уборщицу, кото- рая в это время оказалась в студии. А мне потом за «Историю с гимном» вру- чилипремию«Серебряная калоша». — Сейчас много гово- рят о стагнации общества, возвращении примет за- стоя. Вы, как поэт, ощу- щаете это? — Да, приметы эти, безусловно, есть. Я пре- красно помню, как мы жили в девяностые, и не хочу туда возвращать- ся. Недаром говорят, что история повторяется дважды, первый раз в виде трагедии, второй—в виде фарса. Трагедияуже была, в 1993-м. А то, что я вижу сейчас, скорее похоже на фарс. Шествия под разно- цветными флагами, из ди- намиков песня Цоя «Мы ждемперемен». Было ведь все это уже, проходили. — Вы нередко исполь- зуете образы из XVIII века, чем для вас привле- кательна эта эпоха? — Это время, когда люди научились гедониз- му, научились радоваться и получать удовольствие от жизни, освободились от религиозных оков, осо- знали, что Бог и церковь совсем не одно и то же. Кое-где на окраинах Ев- ропы еще пылали костры инквизиции, но свобода все больше владела умами людей. Вот за все это я и ценюXVIII век, прекрасно понимая, что в реальности он вовсе не был таким иде- альным, буколическим, каким мы его воображаем сейчас. Но его сюжеты и герои в свое время немало вдохновляли меня и наш Орден. — А что же сейчас, романтикауступиламесто прагматизму? — Ну, во всяком слу- чае, не с моей стороны. Но все заканчивается, любое литературное движение живет лет 5-7, мы же про- держались лет пятнад- цать. Время от времени участники Ордена собира- ются, выступают вместе, и отклик на наши стихи у публики не меньше, чем раньше. — За современной, скажем так, ироничной поэзией следите? Кто из популярныхфигур, таких, как Орлуша, вам инте- ресен? —СОрлушей, Андреем Орловым, мы уже доволь- но давно приятельствуем. Мне нравятся у него не те стихи, которые сделали его популярными, про ре- зиновую Ксюшу Собчак или Шойгу, а лирика, ко- торую он никому не пока- зывает. Обращаясь в ней к социуму, он достигает настоящих поэтических высот. Конечно, слежу за проектомДмитрияБыкова иМихаилаЕфремова«Поэт и гражданин». Многое из их творчества вызывает самый живой отклик, но иногда мне бывает стыдно за уровень произведений. Из молодых ребят интере- сен Андрей Родионов. Но ближе всего мне Емелин, в облике хулигана скрыва- ется большой, тонко чув- ствующийпоэт,настоящий Некрасов наших дней. — Сложно сегодня быть рок-музыкантом? «Легенды русского рока» то и дело жалуются: пира- тыпоследний кусок хлеба отнимают, молодежь на концерты не ходит… — Я прекрасно себя чувствую в качестве рок- музыканта.Этожездорово, чтовсеэтидутыерок-герои, перекачанные силиконом дядьки, исполняющие на электрогитарах унылые бардовскиепесни,наконец- то остались не у дел. На продаже альбомов у меня никогда не получалось за- рабатывать деньги. Была пара серьезных гонораров в девяностые, их хватило, чтобы выкупить квартиру у соседей по коммуналке, и все. Только концерты, живое общение с публи- кой. Мне нравятся живые, искренние группы. «Ле- нинград»и«ЛяписТрубец- кой», при всех их самопо- вторах, делают отличную музыку. Есть отличные концертные команды — «Мамульки бенд» из Яро- славля, «Джин-Тоник». У них драйва больше, чем у всех легенд русского рока вместе взятых. — Многие считают, хип-хоп сейчас — это как русский рок четверть века назад. В неми энергетика, и социальный протест. Со- гласны с таким мнением? — Идея, в общем-то, лежит на поверхности, так должно быть. Форма должна соответствовать времени. Но пока в рус- ском хип-хопе не поя- вилось своего Эминема. Многие наши хип-хоперы увлеклись внешней сто- роной стиля, обвешались килограммами цепей, тут уж не до текстов. Есть от- дельные удачные вещи, например у Басты, но в целом риторика наших репперов меня не трога- ет. Может, я не слишком хорошо знаком с этой му- зыкой. В то же время, допустим, мне очень нра- вятся стихи Тимура Шао- ва. Но исполняет он их под какой-то КСПэшный мутняк. Тоска. Я бы с удо- вольствием послушал что- то подобное в хип-хопе, так ведь нет пока равных по силе песен. — В свое время вы на- писали несколько отлич- ных песен для группы «Браво». А сейчас сотруд- ничаете с другими испол- нителями? — Песни для «Браво» органично получились из нашей юношеской друж- бы с Женей Хавтаном. Мыпознакомились в 1984 году. С тех пор прошло немало лет, а Женя про- должает эксплуатировать эту романтическую стили- стику.Мне это не особо ин- тересно, надо развиваться. Бывает, просят написать для кого-то песню. Как правило, отношусь я к этому без особого энтузи- азма и сразу озвучиваюта- кую сумму, что люди сами быстро отказываются от этой идеи. Последний раз я сотрудничал с «Тату». Попросили сделать текст к песне «Мальчик-гей», я и написалжестко и хлестко, по-мужски, все, что думаю про этихребят.Продюсеру ВанеШаповалову текст не понравился, онотдалпере- делать его одной поэтессе. В итоге у нее получилась какая-то невнятная каша из слов. Что возьмешь с этих поэтесс… —Не упрекают вас по- клонницы: как же так — автор строк «Король Оранжевое лето, голубо- глазый мальчуган» и про- чей нежной лирики пишет для«Бахыт-компота» тек- стыпро пьяных пионерво- жатых? — Девушки, которые внимательно слушают «Бахыт-компот», обла- дают хорошим чувством юмора. Вообще я заметил, что наши поклонницы умные, самодостаточные и красивые. — Цензуру в медиа сменил диктат формата. Как вам удается проры- вать его блокаду? — Это не формат, а вкусовщина медиаруко- водителей. Но ситуация понемногу меняется. На «Нашем радио» новый программный директор, который понимает, что нужно расширять музы- кальные рамки станции. Несколько лет назад по MTVнеожиданно активно ротировали нашу песню «Клип». Сейчас в Уфе на студии «Муха» ребята делают намновое видео на песню из последнего аль- бома с модным звуком. Рассчитываем с его по- мощью расширить наше присутствие на телека- налах. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz