Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

№ 24-25/23902-23903/ 10 ФЕВРАЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА О ВРЕМЕНА | Как добиться успеха в мире современного искусства ? Скандал как двигатель таланта Вопросы мини-викторины 1. Какие представители фауны (животные, птицы, насекомые) изображены на гербах районов и городов нашей области? _______ ________________________________________________________________________ 2. Названия каких деревьев чаще всего встречаются в названиях населенных пунктов нашей области? _____________________________ ________________________________________________________________________ 3. Какие областные газеты и журналы выпускает Издательский дом «Липецкая газета»? _________________________________________ ________________________________________________________________________ ДАННЫЕ ПОДПИСЧИКА Фамилия И. О. ______________________________________________________ _______________________________________________________________________ Адрес, телефон _____________________________________________________ _______________________________________________________________________ Где (номер почтового отделения) и когда оформлена подписка ___________________________ ________ ____________________________________________________ Сергей Малюков Не так давно в одном из подвалов в центре Липецка при большом стечении свиде- телей был совершен… провока- ционный акт современного искусства. Под нежные звуки клавиш и аккордеона юную модель сначала раздели догола, потом от головы до пят измазали поочередно краска- ми разных цветов, периодиче- ски обертывая тело в бумагу. Готовые арт-объекты — отпе- чатки женской фигуры на бумажных листах (их набра- лось около полусотни) — тут же украсили стены галереи «Искусство». Автор перформанса — ли- пецкий художник Сергей Бу- гровский — не претендует на лавры первооткрывателя твор- ческого метода. Нечто подобное в конце пятидесятых под акком- панемент «Монотонной симфо- нии» устраивал французский авангардист Ив Кляйн, ныне признанный и уважаемый клас- сик европейского искусства. По словамБугровского, его главная цель—путем эпатажа привлечь внимание публики к современ- ным формам живописи, расше- велить спящуюобщественность, показав, что существует иное ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ВНИМАНИЕ: ВИКТОРИНА! С «ЛГ» скучно не будет 1 февраля стартовала досрочная подписная кампания на второе полугодие. Стартует и наша традиционная игра! Как известно, получать подарки приятно, но еще приятнее их дарить. Именно поэтому редакция «Липецкой газеты» решила внести коррективы в традиционную игру «Подпишись—выиграй приз!», чтобы порадовать подарками как можно большее число на- ших «подписчиков-досрочников» и от души порадоваться за них и вместе с ними. Сообщаем: теперь поощрительные призы получат ВСЕ, кто оформит подписку на «ЛГ» на 2 полугодие 2011 года в течение фев- раля — марта и правильно ответит на несложные вопросы нашей мини-викторины. А кроме того, среди призеров будет проведен до- полнительный розыгрыш, и 15 счастливчиков получат от редакции еще по одному подарку! Правила нашей традиционной игры, как всегда, просты. Вы идете на почту (в любой день вплоть до 31 марта); оформляете под- писку на «ЛГ» на второе полугодие (кстати, в период досрочной подписной кампании действуют цены первого полугодия); запол- няете опубликованный ниже купон (ответына вопросы викторины можно написать и на отдельномлистике) и отправляете свое письмо (с пометкой «Викторина») по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Мо- сковская, 83, редакция «Липецкой газеты». Ваши письма мы будем принимать до 10 апреля, а итоги игры- викторины будут подведены до 20 апреля. Всю дополнительную информацию о сроках, месте, порядке вручения призов можно получить по телефонам: (84742) 30-81-70, 30-81-77. Ждем ваших писем, друзья-подписчики! ☺ искусство, помимо официально признанного. А для этого все средства хороши, пиара много не бывает! Бугровскому не привыкать шокировать окружающих. Не так давно этот один из немногих представителей липецкого арт- авангарда был признан победи- телем конкурса на худшую в мире картину, представлявшую собой отпечатокфилейной части натурщицы. И вот новая акция на грани фола, по крайней мере, для провинции. Стоит сказать, что цель была достигнута. Галерея, предостав- ленная для скандального пер- форманса, едва смогла вместить несколько десятков охочих до сенсаций и бутербродов журна- листов, пикантный сюжет с удо- вольствием показали на всех телеканалах, что вызвало не- мало комментариев разного толка. Но возник бы такой ажи- отаж, если бы Бугровский, да и любой другой талантливый местный художник, просто по- звал публику посмотреть свои новые работы и поговорить за чашкой чая о творчестве? Со- мневаюсь. В наши дни, когда современ- ное искусство давно преврати- лось в расхожий товар, худож- нику надо обладать поистине навыками опытного маркетоло- га, чтобызанять достойноеместо на арт-рынке. Талант, ориги- нальность, утонченный стиль вовсе не гарантируют успеш- ность. Хороших художников много, а славу и деньги получа- ют единицы. Виктор Пелевин в «Священной книге оборотня» дал очень точное определение всему этому: «Экономика, осно- ванная на посредничестве, по- рождает культуру, предпочи- тающую перепродавать создан- ные другимиобразывместо того, чтобы создавать новые». Обыватели свирепеют, узнав за какую сумму были проданы очередные «Целующиеся мили- ционеры», медиа шумят скан- дальными репортажами, а лов- кие дельцыподсчитывают бары- ши. Нонконформизм в творче- стве давно перестал быть сино- нимом противостояния системе и обществу потребления. Ради- кальные эксперименты, шоки- ровавшие искус ствоведов каких-то пару десятков лет на- зад, превратились в дорогой то- вар на художественном рынке, а эксцентричные чудачества не вполне адекватных творцов—в продуманные пиар-кампании. Обычный художник, если толь- ко онне делает китчевые портре- ты власть имущих, как Никас Сафронов, и не изображает человека-собаку, подобно Олегу Кулику, обречен на прозябание в безвестности. Чтобы привлечь внимание публики, критиков и галеристов, надо выделяться любой ценой. От умения правильно пози- ционировать свое творчество напрямую зависит и стоимость работ. Громкое имя художника — это мощный бренд, притяги- вающий покупателей, и наобо- рот, никто не будет платить ре- альные деньги неизвестному таланту. Умение раскрутить художника, чтобы как следует заработать на нем, — искусство не менее тонкое, чем самаживо- пись. Мой знакомый, работаю- щий в одной из известных мо- сковских галерей современного искусства, рассказывал, что хозяин галереи нередко сам че- рез третьих лиц приобретает свои картины, чтобы потом вы- ставить на них еще больший ценник. Что характерно, клиен- тура галереи, состоящая преи- мущественноиз топ-менеджеров нефтегазовых компаний и про- чих обремененных деньгами граждан, рассматривает покуп- ку произведений современного искусства исключительно как хорошую инвестицию, способ- нуюпринести дивидендыв буду- щем. Тут уж не до личных при- страстий. Если картина позво- лит выглядеть богатым и про- двинутым среди своего круга, значит, надо брать! «Как продать за 12 миллио- нов долларов чучело акулы» — красноречиво называется книга о современном искусстве До- нальда Томпсона. Автор убеди- тельно описывает механизм це- нообразования на аукционах, торгующих работами современ- ных художников. Вот он, прак- тически готовый рецепт процве- тания. «Можно распределить цвета в порядке от наилучшей продаваемости к наихудшей: красный, белый, голубой, жел- тый, зеленый и черный. Если речь идет об ЭндиУорхоле, зеле- ный стоит нашкале выше. Зеле- ный — цвет денег. Яркие цвета продаются луч- ше, чем блеклые. Горизонталь- ные картины — лучше, чем вертикальные. Обнаженная на- тура продается дороже, чем скромность, а обнаженное жен- ское тело — дороже, чем муж- ское. Сюжетные работы про- даются лучше, чем пейзажи. Натюрморт с цветами стоит до- роже, чем натюрморт с фрукта- ми, а роза — дороже, чем хри- зантема. Спокойная вода на картине увеличивает ее стои- мость, бурная вода уменьшает. Кораблекрушение стоит еще дешевле. Чистокровные собаки доро- же дворняжек, скаковые лоша- ди дороже упряжных. Если на картине присутствует дичь, то чем дороже обходится охота на нее, тем больше она увеличивает стоимость картины, к примеру, рябчик втрое дороже утки. Кар- тины с коровами никогда не продаются по хорошей цене. Никогда». Мастеру есть над чем подумать, прежде чембраться за кисть! Вдруг взбредет в голову изобразить буренок, ивсе—про- щай карьера! По его мнению, добиться успеха может любой. Главное — создавать вокруг себя много шума. Вот уж действительно сталиреальностьюлозунгиЭнди Уорхола о пятнадцати минутах славыдлякаждого.Абсурдность ситуации все чаще становится мишенью едкой сатиры. Вот, к примеру, герой новой псевдо- документальной ленты англий- ского лидера контркультуры Бэнкси—комичный немолодой французский хипстер по кличке Промыватель мозгов. Он зараба- тывает на жизнь, выгодно пере- продавая купленный за копейки на помойках винт ажный «Adidas», везде ходит с кинока- мерой, снимая все, что попадает в кадр, случайно знакомится с художниками, рисующими на городских стенах граффити, и начинает документировать их акции. Со временем нелепый толстячокисамрешает заняться «творчеством». В одночасье, на- штамповав конвейерным спосо- бом руками безликих помощни- ков серию «шедевров» и путем подлога заручившись лестными рекомендациями самого Бэнк- си, Промыватель мозгов стано- витсяновой звездой современно- го искусства. «Чтобыбыть услы- шанным, нужно залезть макси- мально высоко, чтобы тебя увидели поутру унылыежители мегаполиса»,—формулирует он свое творческое кредо. Вот он устраивает выставку в самой лучшей галерее Лос- Анджелеса, позируетперед теле- камерами, дает интервью мод- ным журналам, хвастаясь, что один взмах его баллончика с краской увеличивает стоимость картины на 20 тысяч баксов, тусуется со знаменитостями. Одна из его работ попадает на обложку нового дискаМадонны. На дутуюфигуру «короля улич- нойживописи»живо реагируют и коллекционеры. Скучающие дамочки из высшего общества прикупают за неприличные деньги «шедевры» Промывате- ля мозгов вдогонку к работам ЭндиУорхола, одним из первых научившегося «разводить на деньги» буржуазию. За какие-то пару месяцев толстячок стано- вится миллионером, но и не ду- мает останавливаться на достиг- нутом. «Я всегда поощрял всех своих знакомых заниматься ис- кусством.Думал, все должныим заниматься. Я больше этого де- лать не буду», — комментирует триумф посредственности Бэнк- си. Говорят, однажды к Пабло Пикассо с картинами пришел коллекционер и попросил опре- делить, где тут работы самого Пикассо, а где подделки.Мастер стал рассортировывать полотна на две части, но когда он поло- жил одну из работ в категорию фальшивок, коллекционер вос- кликнул, что эта точно работа самого Пикассо — он своими глазами видел, как мэтр ее пи- сал на прошлой неделе. «А ка- кая разница? — ответил Пикас- со. — Я могу подделывать Пи- кассо, точно также, как и любо- го другого мошенника в Евро- пе». В мире, превратившемся в глобальный супермаркет, уже почти невозможно отличить оригинал от фейка. Да и кому это надо? Главное, чтобы росли продажи. «Вмоей голове звонко и пусто — это называют совре- менное искусство?» — вспоми- наются строчки песни одной из модных хипстерских групп. А Сергею Бугровскому тем не ме- нее хочется пожелать успехов. Без таких незаурядных и проти- воречивых фигур художествен- наяжизнь в нашем городе, и без того не слишком богатая на со- бытия, была бы слишком скуч- на. Вот только бы эпатаж не отодвинул на второй план само творчество.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz