Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

7 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 237/24115/10 ДЕКАБРЯ 2011 «СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ — ДОСТОЙНОЕ БУДУЩЕЕ» | Как семейное благополучие может зависеть от ... барометра Щедрость души Эмма Меньшикова Наша совместная с управ- лением социальной защи- ты населения акция «Счастливые дети — до- стойное будущее» продол- жает стимулировать, порождать творческие инициативы на местах. В Липецком районе, напри- мер, многодетные семьи не только получают поддерж- ку общества, но и сами помогают друг другу. Казалось бы, что нового можно придумать в вопро- се пропаганды семейных ценностей? Начальник от- дела соцзащиты населения Липецкого района Светлана Белякина уверена: непо- средственное общение, ин- дивидуальная работа с каж- дой семьей, нуждающейся в социальном попечении, подскажут и формы, и ме- тодыпривлечения общества и отдельных его граждан к судьбам детей, родители которых не в состоянии обеспечить им полноценное развитие и существование. Причем в число социаль- но зависимых по определе- нию попадают не только не- благополучные — по образу жизни — семьи, но и те, где детям по объективным причинамнедостает матери- альных и культурных благ: при отсутствии одного из супругов, большом количе- стве ребятишек, тяжелом заболевании или инвалид- ности детей. Однако бывают и счастливые исключения, когда по формальным при- знакам семья относится к льготной категории, а на деле родители успешно справляются и с содержани- емдетей, и с их воспитанием и развитием. «Киндер-сюрприз» Так в шутку называют в семьеРешетниковыхиз села Варваро-Борки Липецкого района младшего ребенка — сына Илью. Все пятеро детей Владимира Иванови- ча и Татьяны Дмитриевны — любимые и желанные, но Илюшка родился, когда НАШ СОБЕСЕДНИК | Слово о призвании и любви В маленькой стране большого танца ВЕРНИСАЖ Волшебный добрый мир ГАСТРОЛИ Браво, «Тодес»! Елена Бредис Сегодня уже невозможно подсчитать, сколько танцев за сорок два года она поставила на сцене област- ного Центра культуры и народного творчества: дети в коллективе от пяти до шестнадцати лет, и для каждой возрастной группы надо было придумать что-то свое, новое. Как тут сосчитаешь? Точно так же невозможно сказать, сколько ребят благодаря ей полюбили танец, и не просто танец, а прежде всего русский народный. Уже не вспомнить всех детей, которые занимались в детскомхореографическом ансамбле «Родничок», все страны, которые объездил этот уникальный коллек- тив. А сколько воспитанни- ков продолжили обучение и стали профессиональными танцорами и балетмейстера- ми? А сколько ее учеников сегодня преподают в музы- кальных школах и студиях нашей области? В юбилей принято подводить итоги в точных цифрах, но в данном случае это просто невозмож- но. Скажем так: настоящая хореография в нашем крае началась с Шелякиных и благодаря им. Правда, сегодня свой юбилей отмечает создатель «Родничка» Галина Пав- ловна Шелякина, но вся ее жизнь — творческая, про- фессиональная, семейная — неразрывно связана с супругом, партнером, кол- легой и верным спутником Валерием Серафимовичем. — Мы познакомились в танцевальной группе хора металлургов, и с того само- го дня не расставались. Мы друг для друга и главные советчики, и главные кри- тики. С того момента, как были созданы коллективы «Родничок» и «Раздолье», первым зрителем каждой новой постановки у Валеры была я, а у меня — он. — И вы всегда соглаша- лись с замечаниями друг друга? — Ну бывало, что и спо- рили далеко за полночь, но ведь это творческие споры, в которых нет обид, нет зло- сти. Зато после этих споров всегда рождались самые ин- тересные решения, а потом возникали самые интерес- ные постановки. — Но ведь художествен- ный руководитель ансамбля — это все равно что режис- Сергей Иванов Графика в стилистике наивного искусства, деревянные арт-объекты и оригинальные бумажные поделки представлены на выставке «Волшебный мир Николая Андросова» в липецком музее народного и декоративно- прикладного искусства. Всего зрители увидят бо- лее 100 произведений. Кри- тики характеризуют работы мичуринского художни- ка словами: «наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение». Немного наивные вариа- ции на темы, взятые из на- родных волшебных сказок, привлекают своейяркостью. Зрелищный характер работ Андросова проявляется в его смешанной технике, тяго- теющей к народной картин- ке. Этот прием разнообраз- но проявлялся в искусстве лубка, с одной стороны, и с росписью на прялках, сун- дуках, искусством украше- Константин Клюткин Очередное выступление балета «Тодес» на сцене областного Центра культу- ры и народного творчества носило особый, предъюби- лейный характер. Через три месяца ансамблю исполнится 25 лет. И, надо сказать, столь почтенную для трупп эстрадного танца дату «Тодес» встречает в полном творческом «воору- жении». У «Тодеса» прочны и ты- ловые, ипередовыепозиции. Первое относится к его шко- лам,источникампополнения основного состава труппы, раскинутым в разных точ- ках СНГ. Второе — в неиз- менной, при всех новейших вариантах, артистической стратегии и тактике «Тоде- са». Балет Аллы Духовой — бренд, который гарантирует публике яркое, стремитель- ное зрелище нон-стоп. Непременное условие Галина Шелякина и ее маленькие большие артисты. сер в театре. А говорят, что все режиссеры—диктаторы с железной волей. А тут в одной семье два человека с железной волей и при этом счастливо живут вместе почти полвека. Как вам это удалось? — Все правильно, руко- водитель ансамбля в чем-то должен быть диктатором, а иначе просто не будет дис- циплины. Но не надо забы- вать, что у нас были разные коллективы и что свои «же- лезные характеры» мы про- являли только в работе. Всё, что за пределами коллекти- вов, — это творческий союз, причем очень счастливый. Кроме того, «Родничок» из- начально питал «Раздолье», как все роднички питают реки. Мы с Валерием Сера- фимовичемвсегда говорили, что очень трудно обозначить границу, где заканчивается «Родничок» и начинается «Раздолье». — Меня всегда удивля- ло, с каким удовольствием бежали дети к вам на репе- тиции, а ведь это был огром- ный и тяжкий труд. Но они готовы были идти в любую погоду, на дополнительные занятия, даже с температу- рой. И я хорошо знаю, что в этом не было никакого на- силия и принуждения. — А тут все дело в вос- питании. Это ведь сейчас стали говорить, что воспиты- вать должна исключительно семья, а образовательные учреждения только «оказы- вают услуги». В «Родничке» воспитательный процесс был и, надеюсь, останется на первом плане. Железное правило «нельзя подвести коллектив» дети начинали усваиватьспервыхсвоихша- говвансамбле.Тыпропустил несколькозанятий, работалв «полноги»? Значит, на оче- реднойрепетициивсягруппа будет не разучивать новые движения, а отрабатывать вместе с тобой старые, кото- рые ты недоучил. Поэтому, если даже ребенок из-за бо- лезни пропустил репетиции, топотомвсеребятакидаются к нему научить, показать, помочь. Вот эта взаимоответ- ственность ивзаимовыручка всегда были «фирменным знаком» «Родничка». — Вы еще не добави- ли: великолепный уровень исполнения и блестящие постановки. Но у вас, навер- ное, были свои «звездочки», которымвсе легко удавалось с первого раза? — При наличии любого таланта искусство — это огромный труд. А «звездная болезнь» особенно опасна в детском возрасте. Причем чаще всего она проявляется втом, чтоодаренныйребенок начинает лениться, пропу- скать занятия, отвлекаться на репетициях. Вот такого я не прощала. Как только за- мечала первые признаки бо- лезни, сразужепереставляла «юнуюзвезду»вовторойряд. Зато трудолюбивый и дис- циплинированный «серед- нячок»запростомог стать со- листом. Поэтому дети твердо усваивали: хочешь добиться результатов — трудись, не жалея сил. Успех легким не бывает. Почему всегда говорили, что самодеятель- ный коллектив «Раздолье» работает на высокопрофес- сиональном уровне? В том числе и потому, что в него приходилиребята, воспитан- ныев«Родничке».Мывсегда сШелякиным делали общее дело, врозьмыбыэтиколлек- тивы просто не создали. — Насколько я помню, репетиции у вас с Валерием Серафимовичем не совпа- дали ни по вечерам, ни по выходным, поскольку репе- тиционных залов в Центре не хватало. Многие супру- жеские пары из-за этого давно бы распались. Ну, знаете, как это бывает: муж вынужден сам разогревать себе ужин, сидеть вечером в одиночестве. А вот вы суме- ли сохранить и пронести лю- бовь через столькие годы… — Надо же, а мы даже не заметили этих «быто- вых неудобств»… Наверное, потому, что кроме любви друг к другу у нас еще была огромная общая любовь к его маме было «уже», как она сама сказала, 36 лет. Но Господь дал — и малыш появился на свет, а иначе в этой семье и быть не могло: люди они верующие, к де- тям относятся трепетно. Сейчас часто употребля- ется слово «любовь», но всё реже под ним подразуме- ваются истинные чувства. Решетниковы свою любовь узнали, не перепутали, не разменяли на дешевые стра- сти. Хотя могли еще в мо- лодости разминуться: ведь встретились они в Москве на… Метрострое. Она работала в столовой поваром, жила в общежи- тии. Там она и познакоми- лась сВладимиром, который трудился на строительстве метро. Он родом из Туль- ской области, она — из Липецкой. В 1987 году по- женились, а через год уеха- ли из Москвы в липецкие Варваро-Борки. Работали в совхозе. Владимир оказал- ся на все руки мастером и хорошим хозяином: токарь, тракторист, комбайнер, он и дом недостроенный довел до ума, и живность во дворе развел, а сейчас работает автослесарем на частном предприятии. Первой в семье появи- лась дочьНаташа, второй— Маша. Далее, как по заказу, родились двое сыновей — Иван и Сергей. Ну и самый младший— Илья, который в следующем году пойдет в первый класс. Старший брат учится в 11 классе, а средний — в 8-м. Наташа работает медсестрой, а у Маши, когда она стала петь в храме, открылся хороший голос — и теперь она обу- чается вокалу в колледже искусств имени Игумнова. У Р е ш е т н и к о в ы х - старших уже есть внучка, пятимесячная Анечка. Се- мья растет, а значит, надо расширяться, решили на се- мейном совете. За счет чего? За счет хозяйства, естествен- но: откармливая живность на продажу и вкладывая деньги в свой дом. Такой пример для подражания грех не поощрить. С этой целью с 2011 года управлением социальной защиты населения области организован публичный конкурс на определение лучших многодетных ро- дителей, преуспевающих в ведении личных хозяйств. Участие в конкурсе при- няли 20 больших семей из всех городов и районов. И Решетниковы стали в нем призерами.По этому случаю им вручен сертификат на приобретение новоймебели, что оказалось очень кстати для преображенного и более просторного дома. Риск — благородное дело — Мы идеальная фер- мерская семья, — убежден ее глава Олег Носов. — Я агроном,жена—экономист, бухгалтер, дочки— помощ- ницы, особенно в сезон, в уборку урожая. Но, глядя на старшую дочьОлега иЕленыНосовых Ирину, ни за что не подума- ешь, что она имеет какое-то отношение к крестьянским заботам, к деревенскому об- разу жизни: так красива и элегантна эта современная девушка. Которая, кста- ти, получает образование в Российской академии на- родного хозяйства и госу- дарственной службы при Президенте РФ. —Это вы наших дочерей в горячую пору не видели, когда они и на элеваторе, и в поле, и на складе по- могают, — рассказывает о дочках мама, Елена Носова. Впрочем, мама тоже в день нашего приезда была по- хожа на царицу бала. Ведь она не просто принимала гостей— она принимала их в новом доме. Они шли к реализации своей мечты двадцать лет. Ипоначалу даже сами не ве- рили, что крестьянскимтру- дом смогут добиться боль- ших успехов. Но рискнули, вспоминает Олег Носов, не- смотря на предостережения родных и друзей. Фермерское дело в ли- пецком селе Пружинки на- чали с 60 гектаров земли, больших кредитов и еще большего энтузиазма. Всё— сами: на авто, на комбайне, на тракторе, с отчетами, рас- четами, заявками. Без под- собных помещений, без га- ражейимастерскихони, тем не менее, упорно трудились, развивались, расширялись, строились. Без детского сада, который закрыли, без бабушек-дедушек, они всю- ду брали с собой дочек — и те с малых лет знают цену крестьянскому труду. С тех пор иживут в семье не столько по часам, сколько по барометру: погода в доме, конечно, главней всего, но и судьба урожая — это итог всей работы за год, задел на будущее — как для семьи, так и для сельского хозяй- ства района. Весной ждем дождя, зимой — снега, так иживем, рассказывает Олег Носов. Кр о м е т о г о , ч т о в крестьянско-фермерском хозяйстве Носовых обра- батывается и засевается зерновыми уже более трех тысяч гектаров и создано несколько десятков рабо- чих мест для земляков, они еще занимаются личным подворьем и огородом, где сами выращивают плоды и овощи, зелень. Младшие — Ирина учится в 9 классе, а Людмила — в 8-м — тоже всячески способствуют се- мейному процветанию. К тому же девчонки —краса- вицы и умницы. С таким «багажом» нетрудно ли бу- дет найти им подходящих женихов? —Выходить замуж, — строго сказал папа, и глаза его блеснули при взгляде на жену, — надо по любви! Остальное — приложится. Мама тоже согласна, что любовь — это для создания семьи прежде всего: тогда и «погода» в доме будет ясная, и природные катаклизмы можно всем вместе одолеть. За воспитание достойных детей, за особую домашнюю атмосферу они получают награды, благодарственные письма. Однако не только за это, а «за щедрость души и сочувствие ближним». Оказывается, Носовы не довольствуются собствен- ным достатком, добытым большими трудами, они за- нимаются благотворитель- ностью, помогают детям, которыенедоедают, которые болеют, у которых труд- но складывается семейная обстановка. Они помогают проводить утренники для детей-инвалидов, направ- ляют продуктовые посылки, игрушки, сладости в семьи, нуждающиеся в помощи. Провожали нас всей се- мьей. Впрочем, они всё де- лают всей семьей. Им это не в тягость, они рады друг другу, людям, приветливы и доброжелательны. И от этого их лада и согласия тепло и хорошо на душе не только у них… ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА И ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА ния рукописных книг — с другой. Особняком стоят автор- ские вытинанки (от бело- русского «тщательно выре- зать»). Сегодня это занятие не только народных масте- ров, но и профессиональ- ных художников. Николай Андросов показывает серию работ в этой технике, как бы заново открывая для себя ее своеобразные возможно- сти. Художник использует традиционные изобрази- тельные мотивы и образы, но преподносит их в более современной форме. Это птицы, различные живот- ные и рыбы. Все они имеют широкое распространение в народной мифологии. Встречаются также фигуры людей. Обращается Андросов и к вырезанию архитектур- ных форм. Кроме того, как детали вытинанки исполь- зуются те же ромбовидные, прямоугольные, круглые, треугольные формы с таким их наполнением, какое мы встречаемв вышивке, ткаче- стве, резьбе по дереву, ковке. Оригинальное творчество самобытного мастера можно увидеть до конца января. дэнс-шоу—чередованиемас- совых и камерных номеров: соло, дуэты, трио и т.д. дают возможность передохнуть большей части танцоров, успеть сменить костюмы. Камерные составляющие шоу имеют роковой оттенок страстного борения двух сердец или классического любовного треугольника. Веселость же идет от цирка. Местами пантомимический номер «дворников» с мет- лами завершается класси- ческим клоунским антре. Обязательно присутствует и своя тодесовская классика: два дуэта с эротическимими- зансценаминаофисномстоле и диване и заключительный номер с длинной скакалкой, поименнымпредставлением участников шоу. В общем, не захочешь, а в предъюбилейном вооду- шевлении воскликнешь: «Тодес», «Браво!». Ибо у питомцев Аллы Духовой — непременно акробатическое владение телом, завидное чувство темпа, азартность, синхронность. профессии, к танцу. Нас вообще быт мало волновал, мы жили искусством, и это было главное. Я ведь пер- вая настояла на том, чтобы Шелякин поехал учиться в Москву, причем на очное отделение. А нашему сыну Алексею тогда было всего три года. Зато Валера полу- чил диплом, в котором было написано«режиссербалета». — И как же вы остались одна с маленькимребенком? — А Алеша так и рос в хореографическом зале. Даже больного приходилось водить его с собой на репе- тиции. Он знал, что нельзя мешать, нельзя отвлекать, — тихонько сидел и вни- мательно смотрел. А потом дома пытался повторять и копировать. Понятно, что затем он танцевал в «Род- ничке», студии, «Раздолье». Честно говоря, мы не хоте- ли, чтобы сын пошел в нашу профессию — уж очень она тяжелая. Но он сам сделал свой выбор помимо нашего желания. Итоже, кстати, до сих пор не пожалел. —ГалинаПавловна, а вы с Валерием Серафимовичем не ощущаете себя последни- ми могиканами со своей лю- бовью к народному танцу? —Когда «Раздолью»или «Родничку» рукоплескали огромные залы, когда кол- лективам давали высокие награды, когда ими восхи- щались и в Европе, и в Аме- рике, такого ощущения не было. Асейчас…смотрюяпо ТВвыступленияансамблейв стиле «а ля рюс» или просто на потребу публике… Ну, конечно, грустно. Но я все равно убеждена, что подлин- ная поэзия народного танца будет востребована. Хотя бы потому, что наши воспитан- ники сегодня сами работают с детьми. Потому что наши- ми стараниями в областном колледже искусств создано хореографическое отделе- ние, мы два года этого до- бивались. Согласитесь, это уже немало. НАША СПРАВКА Галина Павловна Шелякина — заслуженный работник культу - ры , кавалер орденов Дружбы народов и Знак Почета , награждена медалью ордена « За заслуги перед Отечеством II степени » и знаком « За заслуги перед Липецкой областью ». Созданным ею детским хореографическим ансамблем « Родничок » руководила сорок два года . Сегодня этот ансамбль носит имя Галины Пав - ловны Шелякиной . Журналисты Издательского Дома «Липецкая газе- та» сердечно поздравляют Галину Павловну с юбилеем! Спасибо вам за все, что вы сделали! В многодетных семьях Решетниковых (слева) и Носовых царят любовь и согласие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz