Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
3 ФОТО ГЕРМАНА КИЧАТОВА ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 235/24113/8 ДЕКАБРЯ 2011 Не будем лицемерить: денежный интерес есть у каждого. Хорошо какому- нибудь олигарху из России, сидящему в своем уединен- ном замке в окружении лю- бовно собранной коллекции эксклюзивного виски, за- думчиво, созерцательно философствовать: «Большие деньги предоставляют боль- шие возможности. А все остальное. . . Не знаю. . . Солнце, воздух, небо, море —для всех одинаково, неза- висимо от количества де- нег...» Попробуй с ним по- спорь. Попробуй объясни, что иногда человеку, у кото- рого нет не только милли- ардных банковских счетов, но и ста рублей в кармане, общедоступное и бесплатное небо видится с овчинку. И все же кому из нас не знакомы те, кто живет на зарплату школьного учите- ля, инженера, медсестры, почтальона, библиотекаря, но способны рассуждать точно так же, как владелец умопомрачительного поме- стья и других немыслимых для нас, уважаемый чита- тель, активов. Да, они уме- ют быть счастливыми. Да, у них есть и солнце, и небо, а затянут пояс, глядишь, и на поездку к морю накопят. А сверх того, с ними их дети, их старики, их память, их история, их вера. Не так уж мало, господа! Пару дней назад мне по- дариликнижку, пособие для учителя. Ее написалилипча- не, а вышла она в старейшем и почтеннейшем столичном издательстве «Просвеще- ние», по учебникам которо- го, не сомневаюсь, занима- лись все без исключениямои читатели. Я не удержался — полюбопытствовал, из- вините, насчет гонорара у одного из авторов Алексан- дра Геннадьевича Трубици- на (впрочем, Александр Ген- надьевич он для своих уче- ников, я же помню его еще студентом истфака и обра- щаюсь по привычке — Саша). Унас-то с вами какое представление: коли в Мо- скве издали, то составители озолотились. Дудки! Общая сумма до месячной пенсии едва дотягивает. Аподелили на троих — и вышло у каж- догонемногимбольшемини- мальной зарплаты. И это, братцы, за четыре года рабо- ты. За горы досконально проштудированной литера- туры. За отбор «вбитых» в короткие, четкие формулы сотен фактов, концепций, оценок. За компактный и точный путеводитель по ты- сячелетнейисторииГосудар- ства Российского. Пособие так и называет- ся: «Российская государ- ственность. Истоки, про- шлое, современность». На- чинается все с первых рус- ских князей Рюриковичей, завершается Владимиром Путиным и Дмитрием Мед- ведевым. В приложении — информация о символах нашей государственности, включая тексты всех когда- либо существовавших гим- нов — от «Молитвы рус- ских» до «Интернациона- ла», разных вариантов Гим- на Советского Союза и Гим- на Российской Федерации 2000 года. Но Александр отнюдь не огорчен смешной оплатой своего труда. Догадываюсь, что два его соавтора—тоже. Познакомиться мне с ними пока не повезло. Кто они, знаю лишь по рассказу Саши. Галина Алексеевна Иванова — учитель исто- рии, сейчас на пенсии, рабо- тала в третьей школе, Тру- бицин — ее благодарный ученик. ВалерияАнатольев- на Жукова — тоже препо- даватель, юрист, ее роль в подготовке пособия была особенно важна, когда писа- лись последние главы о ны- нешнем устройстве россий- ской власти. Кслову: вполне вероятно, уже на будущий год то же «Просвещение» книгу переиздаст. Обещали, что теперь уже на хорошей, не газетной бумаге. Как- никак в 2012-м российской государственности испол- нится тысяча сто лет. Дата! Но я все о Саше Трубици- не. В отечественной школе во все времена мужчины были редкостью. А уж сейчас-то... Однако он, по- моему, изначально решил: получит диплом — и непре- менно вернется вшкольный класс. Так и вышло: он пре- подает в тойжешколе, кото- рую сам закончил. А пересеклись мы с ним, когда он застенчиво принес в редакцию заметочку для краеведческой страницы «Былое». Сочинил он ее, не книжные сведения компи- лируя, а поработав в архи- вах. Уже на студенческой скамье предметом его глав- ного интереса стала история завода «Свободный сокол» двадцатых-тридцатых годов минувшего века. Тогда я еще понятия не имел, что познакомился с потомком нескольких до- стойных и известных купе- ческих династий—елецких Заусайловых и Жаворонко- вых, задонских Трубици- ных. — Когда ты узнал, кто твои предки? —спрашиваю его недавно. — В четырнадцать лет, — отвечает, — когда начал изучать нашу родословную. Она была для меня введени- ем в большуюисторию стра- ны. После этого он уже не метался, не разбрасывался. Поднимая пластыархивных документов, Александр все острее переживал чувство причастностиделуушедших поколений, причастности роду, в котором тыне первое и, даст Бог, не последнее звено. А судьба рода влива- лась в судьбу России, слива- лась с нею. Трубицину не требова- лись никакие указания «сверху» — мол, пора уси- лить патриотическое вос- питание, пора остановить вал антипатриотического негатива, предвзятого под- хода к прошлому. Он вгля- дывался и продолжает вгля- дываться в даль столетий, отдавая себе отчет, насколь- ко все было сложно, неодно- значно, нередко—страшно, кроваво, жестоко, но не реже — героично, духовно, возвышенно. Такое наслед- ство нельзя завещать. Но его можно принять. И он принял все целиком, при- знал, что в ответе и за хоро- шее, и за плохое. А главное —за то, чтобыправда о пере- житомнародоми страной не приносилась вжертву ника- кому политиканству. Па- триотизм для Александра — не слово, не абстрактное понятие. У этого патриотиз- ма есть лицо. И оно похоже на лица сашиных дедов и прадедов. Не могу судить, какой Трубицин педагог. На уро- ках его не бывал. Но, мне думается, личная страсть ко всему, касающемуся исто- рии, заразительна. Дети чувствуют, когда человек у доски искренен и неравно- душен, а когда всего-навсего «излагает материал» от сих до сих! Кстати, мой герой остается историком двад- цать четыре часа в сутки. Например, занимается школьным музеем или го- родским музеем образова- ния — это в Липецке нечто абсолютно новое. По-другому он жить не согласится, будут ли ему за это платить столько же, сколько сейчас, больше или меньше. Так же, впрочем, как не способен к полной самоотдаче, к неподдельно- му вдохновению кто-то из случайных коллег Трубици- на, учитель по диплому, а не по душе. Даже если ему за это посулят большие деньги. Слово обозревателю Наследство без завещания ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА | Липецкая делегация приняла участие в международной конференции в Сколково Кузница кадров XXI века Иван Сергеев Президентской программе (ПП) подготовки управлен- ческих кадров в будущем году исполняется 15 лет. За эти годы в ее рамках подготовлено более 60 тысяч высококвалифици- рованных управленцев, занятых во всех отраслях экономики. Подвести итоги работы ПП в стране, укрепить партнерские связи, сверить планы на будущее в канун юбилея — такие задачи стояли перед участниками Мо- сковской международной научно-практической конференции «Навстречу 15-летию Президентской программы подготовки управленческих кадров: опыт и перспективы». В работе форума при- няли участие около 400 делегатов от органов госу- дарственной власти РФ, правительства Москвы, ре- гионов России, иностран- ных партнеров программы, вузов, региональных комис- сий и ресурсных центров, общественных объединений выпускников ПП. Липецкую область пред- ставляли ответственный секретарь региональной ко- миссии программы Елена Ничипорова и члены об- ластной общественной орга- низациивыпускниковПП— исполнительный директор ООО «РОСЭКОПРОЕКТ» Сергей Боков и редактор отдела «Липецкой газеты» Сергей Малюков. Символично, что столь значимое мероприятие про- шло в Московской шко- ле управления «СКОЛКО- ВО». Это место сегодня стало синонимом передового опы- та и инноваций . Устремлен- ность в будущее подчеркива- ет и футуристичный дизайн школы управления. Здесь читают лекции лучшие пре- подавателиведущихунивер- ситетов и бизнес-школмира, готовя управленцев самого высокого уровня. —Сегодня в рамках Пре- зидентской программы в сотне российских вузов дей- ствуют 146 различных об- разовательных программ. Свыше 70 процентов обу- чающихся по ним — пред- ставителималого и среднего бизнеса. Это мощный ресурс модернизации, свежаякровь экономики,—подчеркнул в своем выступлении на пле- нарном заседании ректор Московской школы управ- ления «СКОЛКОВО», пред- седатель экспертного совета Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Рос- сийской Федерации Андрей Волков. — Президентская про- грамма подготовки управ- ленческихкадров—это уни- кальный проект, — заявил руководитель Департамента науки, промышленнойполи- тикиипредпринимательства правительстваМосквыАлек- сейКомиссаров.— За 15 лет своего существования она не только не потеряла своей ак- туальности, но из года в год становилась все болееиболее востребованной. Подтверж- дением моих слов является отношение Правительства России, регионов и субъ- ектов Федерации, реакции предприятийиорганизаций, направляющих своих со- трудников, и самое главное — положительные отзывы участников и выпускников программы.Насегодняшний день словосочетание Прези- дентская программа — это серьезный заслуженный и уважаемый бренд. Павел Мрдуляш — ди- ректорФедеральногоресурс- ного центра по организации подготовки управленческих кадров — отметил, что ПП с каждым годом прибавляет оборотов, объединяя вокруг себя энергичных, предпри- имчивых людей. За эти годы треть ее участников стали руководителями высшего звена, а 67 процентов — среднего. Ежегодно от 15 до 35 процентов выпускников ППорганизуют собственные предприятия и производ- ства, создавая не менее пяти тысяч новых рабочих мест. Затраты на повышение ка- чества управления гораздо экономичнее для государ- ства, нежели расходы на их создание. В 20 российских регионах уже созданы ре- сурсныецентрыПП, занима- ющиесяорганизациейобуче- ния и стажировок, а также постпрограммной работой. Зарубежные стажировки российских участников про- граммы, иностранных пар- тнеров вРоссии содействуют созданию взаимовыгодных деловых контактов и со- вместных предприятий и проектов. По подсчетам, к примеру, членов немецкого комитета программы, за счет стажировок участников товарооборот между Росси- ей и Германией составляет 700 000 евро в год на одного стажера. В рамках програм- мы заключено семь межпра- вительственныхсоглашений с Францией, Германией, Нидерландами, Японией, Норвегией, Финляндией и США. — Нами выполняется новая миссия по модерни- зации экономики России через развитие человече- ского капитала, — сообщил Павел Мрдуляш. — Слова «человеческий капитал» являются ключевыми в этой формулировке. Это такой неуловимый, но абсолют- но реальный в экономике фактор, который требует комплексной работы. Оче- видно, что построение новой инновационной экономики без качественного человече- ского капитала невозможно. Ростчеловеческогокапитала — это первое направление, над которым мы сейчас ра- ботаем. И вторая целевая задача, котораялежит в этом же русле, — это подготовка управленцев в сфере здраво- охранения и образования». Участники конферен- ции выразили уверенность в том, что в ближайшем будущем ПП станет еще шире. Заместитель дирек- тора Департамента эконо- мики, социального развития и приоритетных программ Министерства экономиче- ского развития Российской Федерации Юлия Михеева в своем докладе озвучила впечатляющие цифры. На развитие ПП государство выделит свыше двух милли- ардов рублей. За четыре года необходимо подготовить по- рядка35тысячсовременных управленцев. Важной частью конфе- ренции стала работа «кру- глыхстолов», входекоторых был рассмотрен опыт раз- личныхрегионовРоссийской Федерации по реализации Президентской программы, а также вопросы организа- ции работы региональных комиссий и ресурсных цен- тров в 2012 году с учетом новаций. Анализ и обсужде- ние инициатив участников программы, неформальное общение — благодаря всему этомумеждународнаяконфе- ренциявСколководаламощ- ный импульс дальнейшему развитию ПП в регионах. В постпрограммной работе главная ставка делается на общественные организации выпускников ПП, их энер- гию и творческий подход. Большуюзаинтересован- ность в укреплении деловых контактов с участниками ПП высказали зарубежные партнеры программы. «Я с большим интересом слежу за развитием японского биз- неса в Липецкой области. Надеюсь, успешных реали- зованных проектов станет еще больше. Хочется, чтобы самое активное участие в этом принимали ваши вы- пускники Президентской программы. Ждем их на стажировки в Японии»,— отметилдиректор«Японско- го центра» господин Сёети Куросака. В Липецкой области за время действия ПП в ве- дущих вузах страны под- готовлено свыше 420 вы- сококвалифицированных специалистов, работающих в различных секторах эконо- мики.Многие из них сумели реализовать свои управлен- ческие проекты, открыть новые предприятия или зна- чительно продвинуться по карьерной лестнице. Десят- ки липецких выпускников стажировались в профиль- ных зарубежных компа- ниях Германии, Норвегии, Нидерландов, Франции, Финляндии,Японии.Сейчас общественное объединение выпускников ПП Липецкой области совместно с област- ной администрацией разра- батываетпланмероприятий, посвященных 15-летиюпро- граммы. И. Неверов — Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем, — хихикали на кухнях советских времен. Хихикать-то хихикали, но знали: это неправда. Многие из нас, не думая об окладах и премиях, трудились увле- ченно, азартно, с удовольствием. Надеюсь, вы не верите, что сейчас такие совсем переве- лись? Хотя, конечно, народилось в устрашающем количе- стве и беззастенчивое племя, которое пальцем не шевель- нет, пока не заплатят. Если вас заинтересовала тема этой публикации , вы можете высказать свое мнение на сайте Из - дательского дома « Липецкая газета » — www. lpgzt.ru. ОБСУДИМ? БЕЗОПАСНОСТЬ «Дорога глазами детей» АКТУАЛЬНО | Диалог с психологом после телешоу Укол славы Екатерина Воронина В регионе подведены итоги ежегодного конкурса детского творчества по вопросам безопасности дорожного движения под таким названием. Победителей из-за боль- шого их числа награждали «кустовым» способом в трех муниципалитетах — Чаплы- гине, Задонске, а заключи- тельныйэтаппрошелвЛипец- ке, в актовом зале УГИБДД. Для участия в област- ном финале жюри отобрало 730 лучших работ. Больше Елена Бредис Под яркими лучами софитов, при переполнен- ном зрительном зале на сцене танцевали двое шестилетних малышей. Не польку, не летку-енку, а рок-н-ролл и латину. Делали они это виртуозно, не хуже взрослых исполни- телей бальных танцев. Девочка очень кокетливо, если не сказать эротично, делала характерные движения бедрами, маль- чик держался, как настоя- щий мачо. Зал буквально визжал от восторга. Это была подлинная минута славы двух детей из Молдовы. Ауменя почему-то вдруг появилось отчетливое чув- ство раздражения. Нарочи- тая сексапильность у ше- стилетних — разве это нор- мально? Разве это не табу, господа? Даже создавая сценический образ, нельзя накладывать маленьким девочкам взрослый макияж и наряжать их в вызываю- щие платья. Точнее, нельзя детям создавать ТАКОЙ сценический образ. Много лет назадмоя дочь занималась в детском хо- реографическом ансамбле «Родничок» имени Галины Павловны Шелякиной. И я помню, как отличались по- становки для малышей от композиций для тех, кому было уже восемь, десять или двенадцать лет. Нет, я не только о сложности, но и о содержании. Шестилет- ки выходили в костюмах смешных зверушек, цветов, а «сюжетом» становилась какая-нибудь сказка. В репертуаре ребят постарше появлялись народные тан- цы, патриотические ком- позиции. Галина Павловна не пси- холог, но настоящий пе- дагог: «Я просто чувствую детей и хорошо знаю, что и в каком возрасте им нуж- но»,—говорит она. Анужно самое главное: радостно про- жить любой отрезок своего детства, не перескакивая раньше срока во «взрос- лость». Заметьте: зачастую в эту самую «взрослость» затяги- ваем детей именно мы. Пси- хоаналитик Любовь Заева убеждена: ранняя сексуали- зация — это использование всего призовых мест заняли учащиеся школ Липецка и Ельца, Лебедянского, Ча- плыгинского, Задонского и Лев-Толстовского районов. Победителей выбирали по тридцати восьми номина- циям: работы из природного материала и бисера, теста и пластилина, дерева, нити, бумаги, мягкая игрушка и вышивание, макеты и кол- лажи, панно и витражи, вышивкаивязание,фотогра- фии и компьютерная графи- ка, сказкии загадки, ребусы и кроссворды по безопас- ности дорожного движения, народный фольклор. Но в конкурсе «Дорога глазами детей» широк не толькодиапазонноминаций, но и возраст участников. Ежегодно в нем принимают участие и воспитанники детскихсадов,ивыпускники средних школ. Можно утверждать, что это не только самый массо- вый, но и самый любимый конкурснетолькоудетей, но и у тех, кто им помогает, — педагогов и родителей. Успех детских работ — это, безусловно, и заслуга их педагогов. Лучших из них наградили дипломами. Всего в конкурсе приня- ли участие около тридцати тысяч школьников из 520 образовательных учрежде- ний всех районов области. А грамотами и призами награ- дилиболеечетырехсотребят. детей для компенсации не- реализованных потребно- стей взрослых, вовлечение их в мир неестественных для них, преждевременных отношений. Признайтесь, первое, что приходит нам на ум, — это педофилия. Но не спешите пугаться. Педо- филов гораздо меньше, чем нереализованных потреб- ностей у самых обычных людей. Слово Заевой. Вот вам типичный пример. Мама — незаметная, невзрач- ная женщина, на которую никогда не обращали вни- мания мужчины. Воспиты- вает дочь. И очень боится, что девочка повторит ее судьбу. Поэтому с малолет- ства начинает одевать ее чересчур ярко, броско. В десять лет — джинсы, которые непонятно на чем держатся. В двенадцать— пирсинг в пупке, макияж. Мать не осознает, что она во властинесбывшегося стремления выглядеть при- влекательной, сексапиль- ной. И вместо того чтобы, так сказать, согреть дочь изнутри, предлагает ей красивые фантики, игру в «псевдовзрослость». Жен- щина так борется со свои- ми старыми страхами, не понимая, что навязывает дочери пошлость, а не учит ее чувствами отношениям. Дети очень верят нам, взрослым. И это мы первые объясняем им, что такое хорошо и что такое плохо. Как объясним, так они по- том и будут думать, да и жить. Дети — податливый ма- териал. Аужесли они любят своего педагога, то готовы горы свернуть, лишь бы заслужить его одобрение. Ну, конечно же, у той мол- давской девчушки секса- пильность не шла изнутри. Смой с нее макияж, сними черные перчатки и туфли на высоком каблуке—оста- нется милый ребенок как раз на свои шесть лет. А эротичным телодвижениям их старательно обучил педа- гог. Ребята воспроизвели все исключительно точно. Но зачем понадобилось строить программу на таких танцах? И вот тут мы подходим к главному. Педагог понимал: разучи он с ними програм- му, соответствующую их возрасту, ничего особенного не произойдет. Публика рас- трогается, но жюри нажмет красные кнопки. Нужен был взрыв, шок, эпатаж. И ведь что интересно: это на- верняка понимал не только педагог, но и родители. И поддерживали. То есть все то же — реализация своих неосуществленных надежд и мечтаний. Мы не суме- ли, так пусть у детей будут успех и слава. Какой ценой? Не важно. Слово Заевой. С моей, профессиональной, точ- ки зрения навешивать на ребенка вот этот груз «великого будущего» — преступление. Когда мы ему говорим: «Ты — гений, ты завоюешь весь мир», то рискуемне только сломать ему судьбу, но и довести до того, что он возненави- дит и этот мир, и своих родителей. Я занималась с такими несчастными детьми. Знаете, как это часто бывает? Ребенок «гениально» играет на фортепиано или «гени- ально» танцует, поет. А потом приходит в школу, и вдруг выясняется: он не тянет по многим предме- там, совершенно не умеет общаться со сверстника- ми. И у него резко обруши- вается внутренняя са- мооценка, сформированная взрослыми. Родителям бы задуматься: а они готовы взять на себя ответствен- ность за потенциальный невроз сына или дочери? Разделять лавры — легко и приятно. А вот каково жить с грузом вины? Говорят, к гадалкам не стоит ходить еще и пото- му, что они программиру- ют твою судьбу: будет так и не иначе. Но у судьбы всегда множество дорог. Похоже, для молдавских детишекжюри уподобилось этим самым гадалкам. Ачто если на очередном конкурсе эти дети проиграют? Как им тогда быть? Разочаро- вать любимых родителей и педагога?Не у каждого подростка хватит сил на это. Слово Заевой. Дети, ко- торые растутна похвалах и аплодисментах, могут быстро сломаться. Сегодня Фортуна отвернулась, зав- тра нашелся кто-то более талантливый и подготов- ленный. И все... Забвение. А ведь слава — это очень сильный наркотик. Его детская психика вряд ли выдержит. Даже минута славы—это уже укол. Ипо- сле него может наступить зависимость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz