Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ка? Вроде все при всем, все выдержано в ключе самого почтенного дресс-кода: ко- стюм, галстук, «дипломат». А человека нет — ни лица, ни рук, ни ног. Но ведь сто- ит, и портфель держит, и на- верняканемалуюдолжность занимает... Нет, неслучайно, ох, неслучайно такие листы в экспозиции Басырова в липецкомЦентре изобрази- тельных искусств оказались рядом с его же ранними, считай, студенческими ил- люстрациями к булгаков- скому «Мастеру и Марга- рите». Называть их кари- катурами, графическими фельетонами язык как-то не поворачивается. И уж тем паче не отнесешь к злобод- невной скоропортящейся сатире другие работы этого мастера-парадоксалиста—с уносимыми ветром дубо- подобными и непременно «опортфеленными» персо- нажами. С фигурами, что летят по воздуху в позах спящих. С рвущимся впе- ред, указующим путь деяте- лем, ноги которого—корни дерева, застревающие в земле... Мир в равной мере странный и узнаваемый. Мир тридцатилетней, соро- калетней давности, который мало чем отличается от того, в каком живем мы, да и все человечество, сегодня. Свои- ми ошеломляющимифанта- зиями Басыров возвращает нас к реальности, но застав- ляет увидеть ее под иным углом, выявляя ее алогизм, монументальнуюнелепость, человеческую ущербность. Если это и злободневность, то вечная. Если это и сатира, то философская, под стать Рабле, тому же Свифту, на- шемуЩедрину. Художника давно нет на свете, а кажет- ся, что последний штрих он положил на бумагу только что. ВыставкаБасырова вЛи- пецке, хочу с удовольствием подчеркнуть, не первая. Ра- нее стараниями руководите- ляЦентра изобразительных искусств ТатьяныНечаевой мыпознакомились с нефигу- ративнымипроизведениями художника. Говорят, он на- чал так рисовать, опасаясь, что «фигуративная» его графика чересчур сиюми- нутная. Однако, право же, опасался зря. В чем может убедиться любой посетитель новой экспозиции. ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА К ДНЮМАТЕРИ | Усманский район стал родным для многодетной семьи Удел избранных № 227/24105/ 26 НОЯБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ПРЕМЬЕРА История любви ВЫБОРЫ-2011 | Кандидат в депутаты областного Совета по избирательному округу № 4 Виктор Хрипунков : «Слаще победа, когда потрудилась душа» ВЫСТАВКИ | Летящие монументы Гарифа Басырова Вечная злободневность абсурда Константин Клюткин «Иван Бунин. Натали. Дра- ма в одном действии» — скромно обозначено в программке нового спекта- кля Липецкого драматиче- ского театра. Понятно, постановщик Геннадий Балабаев и режиссер по пластике Владимир Беляйкин (они инсцениро- вали этот рассказ И.А. Бунина из книги «Темные аллеи») должны были привнести в «Натали» что-то свое. И все же: за закрытым пока занавесом ожидался павильон (выгородка), как и описано у автора, имения улана Черкасова. Туда, в поисках «любви без роман- тики», приезжает студент Виталий Мещерский, кото- рый «был еще чист душой и телом». Приезжает поздно, поезд опоздал, героя встре- чает только его кузина Соня — ну и т.д. Занавес открывается—и никакого павильона. Сце- ническую темень озаряют три фары якобы паровоза. Весь в сухом дыму, он над- вигается ближе к рампе, и тут возникает Виталий. Что и говорить, резкое, непред- виденное начало, чуть ли не «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Затем поезд ис- чезает, а вместо «подробно» обозначенного интерьера имения на опустевшем про- странстве — лишь минимум необходимого: плетеные стол, стулья, неподалеку — реквизит для умывания. И, конечно, с нетерпением ждущая кузена Соня (Алек- сандра Иванцова). Далее эпизод идет по тексту Ивана Алексеевича. Правда, с «мимоходными» нюансами. В рассказе Соня наливает себе и своему ви- зави вина, по причине от- сутствия водки. Персонаж АлександраМалахова реши- тельно «исправляет положе- ние» — достает из чемодана емкость, предполагается, именно с оной. Соня заку- ривает папиросу, передает ее Виталию, и он закашли- вается... Да что там водка и кашель: от стольобыденных, мелочных привнесений те- атр движется много дальше. Первая, мельком, без- молвная встреча Виталия и гостящей у Черкасовых Со- ниной подруги красавицы Натали (Екатерина Мор- довцева) решена в открыто романтически-фатальной тональности. Почти непод- вижные позы героев и их неотрывное, пусть и на се- кунды, взаимное лицезрение не оставляют никакого со- мнения в том, что их отно- шения приведут к роковым последствиям... Своеобразный, неожи- данный апофеоз спектакля возникает на студенческом балувБлагородномсобрании вВоронеже, гдеНаталипояв- ляется женой немолодого и богатогоАлексеяМещерско- го, кузена Виталия (явный, хоть и решительно ранее от- вергавшийсяНаталибракпо расчету). Бал, безо всякого благородства студенческой непринужденности, правит массовка с непроницаемыми лицами и в темных одеж- дах наподобие униформы. Пританцовывая в некоем жестко-безжалостном стиле (хореограф — руководи- тель ансамбля модерн-танца «Данс Лэнд Клаб» Игорь Сурмий), массовка очевидно материализует, подчерки- вает подавленное состояние героя. Бал оборачивается отвергающим, унижающим Виталияшабашом, описание которого у Бунина напрочь отсутствует. ЛДТ пошел в итоге поч- ти парадоксальным путем относительно адаптации короткой прозы. Обычно ее «переводят» на сцени- ческий язык посредством привнесения фрагментов из других произведений того или иного автора, сохраняя тональность основного про- изведения. Здесь бунинские диалогиперсонажейпракти- ческиполностьюсохранены, к их разговорам никаких других фраз не добавлено. Зато рассказ «дополнен и расширен» чисто визуаль- но и музыкально. Четко определено, подчеркнуто — стараниями режиссера по пластике — едва ли не каждое движение артистов. Обильно звучит музыка Г. Генделя и И. Стравинского (соответственно, в лири- ческие и драматические моменты). Алаконизм деко- раций компенсируется сши- тымихудожникомЕлецкого театра «Бенефис» Влади- миром Луником по эскизам эффективными костюмами. Поэтому спектакль чем-то напоминает концертное, богато костюмированное и пластически насыщенное представление. Значит, перед нами — эксперимент в «чистом виде»? Для ЛДТ, скорее все- го, так оно и есть, прежние его работы не отличались столь решительными «изы- сками». Но если «Натали» вызывает ассоциации с чем- то прежде виденным, с вне- дрением в реалистическое повествование условных, иррациональных мотивов, —это уже не совсемэкспери- мент, не новаторство. Это, я бысказал, неоконсерватизм, перелицовкаприемов,когда- то явившихся открытиями в театральном и киноискус- стве. Главный же парадокс «концертности» спектакля заключен в том, что бунин- ская история любви выра- зительно подана, показана, но ее эмоциональное, пси- хологическое наполнение скорее декларируется, чем актерски «проживается». Тем самым создатели «дра- мы в одном действии» пред- лагают зрителям«прожить» данную историю любви са- мим, в надежде на откры- тость, доверительность и доверчивостьихвосприятия. Иначе говоря, театр предла- гает особые условия игры, и зрителям самим решать, принимать их или нет. Эмма Меньшикова Они расстались с мужем, когда в семье было девять детей… — Он очень хороший человек, — настаивает Татьяна Дорофеева. — Просто дети — моя судьба, мой выбор. Он любил нас и старался принять эту судьбу, как свою, — но не получилось… Однако они долго не мог- ли научиться жить врозь, он звонил ей, переживал за детей, а потом спросил: —Можно, я приеду? Она очень хотела, чтобы он вернулся, но у нее хва- тило духу перед тем, как положить трубку, сказать: — Приезжай. Только у нас теперь не девять детей, а десять… Он приехал. Она даже подумала, что навсегда, так по-хорошему, по-доброму вновь сложились отношения в семье, так он привязался и к новой дочке. Но, видимо, осознал, что такая безгра- ничная самоотверженность, когда жизнь вся, без остат- ка, отдается детям, — это уделизбранных. Втомчисле егожены. Ему это оказалось не под силу. И он уехал… Карьера Ее материнская «карье- ра» началась во Владиво- стоке, куда она в свое время перебралась из Молдавии. В Приморском крае она успешно выстроила биз- нес, организовав мощный строительный кооператив, в котором трудились ни много ни мало 400 человек. Возводили серьезные объ- екты — цеха, жилье и так далее. Работа приносила и удовлетворение, и доход. Но не хватало времени на дочь, стало сдавать здоровье, при- ходили невеселые мысли: а кому всё это? И зачем? Дочери Ольге исполни- лось четырнадцать, когда онанаконецуговориламужа взять в семьюприемного ре- бенка. Он согласился только на сына. И было это сем- надцать лет назад. Приш- ли в больницу, где лежали брошенные малыши. А там оказалась только девоч- ка. Двухмесячная малютка Ксюша. Они подержали ее на руках—и не смогли оста- вить. Через два часа им по- звонили из больницы—есть мальчик.Шесть дней. Слав- ный милый кроха. Берите! В общем, они взяли и Сашу. Только потом она поняла, как это здорово, когда приемные дети растут по двое: примерно одного возраста, с общими инте- ресами, они учатся в одном классе, поддерживают друг друга и в дальнейшей взрос- лойжизни. Другое дело, что маме спать с двумя малы- шами не приходится — всю ночь по очереди их пелена- ешь, носишь на руках, под- кармливаешь, не замечая, как наступает утро. Не по скользкой дорожке А тут в детдом попадают четверо детей из неблаго- получной семьи, которые вскоре потеряли мать, а потом и отца. Больше года Татьяна курировала этих ребят. Младшему было пять лет, старшим— семь, один- надцать и четырнадцать. Поселок Славянка, где они жили в Приморском крае, небольшой, поэтому секре- тов, кто и откуда, не было. Татьяна даже поначалу пыталась всё устроить так, словно она сама родила двой- ню — Ксюшу и Сашу. И ре- бят они тогда оформили как своих: о приемных семьях, о льготах и государственной поддержке в те времена еще речи не шло. Но что было делать с еще четырьмя? На дворе стояла середина девяностых прошлого века, мизерные детские — и те не выплачивались, день- ги лихорадочно таяли. А дети были серьезно боль- ны, младшему из четверых сирот срочно требовалась операция: у него остановил- ся рост, врачи утверждали, что все сроки счастливого исхода уже прошли. Однако Татьяна настояла, и маль- чик был прооперирован. И вырос, и выучился, и стал благополучным человеком. — Я точно знаю, что была им нужна. И они все нужны мне: моя судьба об- рела совсем другой смысл. А у детей она сложилась за- ново, перед ними открылись широкие пути в будущее — вместо скользких дорожек, по которымонимоглипойти в ином случае… Надо ли говорить, что в семье с семерыми детьми было много сложностей. Поэтому когда она узнала, что в роддоме мама оставила близнецов, то решила толь- ко поглядеть на них, одним глазком. Потом уговорила и мужа: мол, посмотрим — и всё. Скорее всего, оннадеялся на ее благоразумие. Поэтому согласился. Ведь младшим их детям было всего по два года. И все же они принесли тогда близнецов домой — мальчика и девочку. — Мы были счастливы, — рассказывает Татьяна. —Несмотря ни на что. Глав- ное, что дети были сыты и ухожены, а такого культа одежды, как сейчас, тогда я не помню. Крыша над голо- вой имелась, мы старались почаще выбираться с ребя- тами на природу, в тайгу, на рыбалку, охоту.Жили интересно… Но вдруг тяжело забо- лел один ребенок, началась астма у других. Помогла жена тогдашнего губерна- тора края, руководившая региональным детскимфон- дом. Семью оформили как приемную, у них появилась государственнаяподдержка. Дети были обследованы. Вердикт врачей оказался су- ровыми однозначным: сроч- но увозить их «на материк». Реальная забота Так в 1998 году Татьяна перебралась в Воронежскую область. Там они жили на съемной квартире, там у них появилась Юля, а по- том еще несколько детей, которых привела в семью уже старшая дочь Татьяны Оля, поработавшая в оздоро- вительном лагере для сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей. А своего жилья всё не было. Хотя Татьяна даже умудрялась работать в организации под сложным названием «Рем- строймонтажпроект». — Только переехав в Липецкую область, село Сторожевое Усманского района, где уже обоснова- лись мои родители, — гово- рит Татьяна, — мы почув- ствовали реальную заботу власти о нашей семье. Нас приняли как родных. Мы словно очутились в другой стране, где многодетных не просто контролируют, а по-настоящему опекают. Я очень благодарна главе администрации района Вла- димиру Мазо, социальной службе — такое впечатле- ние, что они пропускают че- рез сердце все бедыи горести приемных детей… Благодаря поддержке руководителя района, со- циальных органов Татьяна замахнулась на строитель- ство своего дома. Впрочем, всех ее добровольных по- мощниковневозможнопере- числить: так много добрых людей принимают участие в их судьбе. Как настоящий про- фессионал, Татьяна многое делает сама. И знает, как удешевить постройку, ис- пользуя старый строитель- ный материал. В пятьдесят лет онане побоялась с оравой детейначатьновуюжизньна новом месте. На земле, став- шей родной для их семьи. Всего через руки Татья- ны Ивановны — в прямом и переносном смысле этого слова — прошли 14 детей. Сейчас с ней проживаютше- стеро: с 10 до 16 лет. Многих детей она вырастила с груд- ного возраста. У нее уже во- семь внуков, на носушестая свадьба, а в феврале ожида- ется еще одна внучка. Но для полного счастья им не хватало… собаки. Приехав с Новогодней кремлевской елки, где дети встречались с Владимиром Путиным, пришедшим к ним со своей собакой, ребята Татьяны за- горелись: тоже хотимлабра- дора.Иона купилаимтакую собаку, у которой сейчас во- семь щенков, один другого лучше, с романтическими именами — типа Финист Ясный Сокол. Одна незадача — на тор- жественную встречу в об- ластной администрации, где Татьяну будут награждать почетным знаком «Слава Матери», со щенками не приедешь. А то бы они тоже всем понравились, считают ребята. И глаза их с такой любовью и благодарностью обращены к маме, идущей навстречу их мечтам и по- желаниям, что и впрямь по- нимаешь: ей достался удел избранных. А быть избран- ным — это всегда большой труд. Но и большое счастье. Жители областного цен- тра хорошо знают Виктора Хрипункова по его много- летней и успешной работе, направленной на обеспе- чение торжества Закона и безопасности горожан в нашем регионе. Его профес- сиональная и общественно- политическая деятельность получила высокую оценку не только на региональном уровне, но и у руководства страны. Весной 2011 года Указом Президента России Дмитрия Медведева он на- граждёнмедальюордена«За заслуги перед Отечеством» II степени. А годом раньше — в апреле 2010 — Патри- архМосковский и всея Руси Кирилл наградил Виктора Васильевича орденом Сера- фима Саровского третьей степени за помощь в строи- тельстве и восстановлении православных храмов… — Сразу отвечу, — как всегда энергично говорит ВикторВасильевич,—такой вектор не только возможен, но и необходим для нашего развития. По своему опыту знаю, что главное — знание проблемконкретного района и собственная высокая ра- ботоспособность, интеллект и организованность. У меня семилетний опыт работы на общественных началах в парламентских структурах городаиобласти.Мне в опре- делённой мере повезло: в те- чение всего времени я пред- ставляю интересы жителей практически одного района Липецка: 20, 23, часть 21 микрорайона, МЖК. Есте- ственно, что и меня здесь хорошо знают. Да и мне комфортно работать, потому что я сторонникпостоянства и системных подходов в любом деле: хоть большом, хоть малом. Более трехсот обращений отдельных граж- дан и свыше двух десятков от коллективов, на реали- зацию которых привлёк со сторонысвыше 3миллионов рублей,—важный аргумент в пользу сложившейся си- туации. Кстати, отмечу, что практически столько же обращений, сколько за пять лет работы, я уже получил за период предвыборной кампании. — Виктор Васильевич, успех работы с людьми, по- пулярность в обществе во многом зависят от особен- ностей личности человека. Поэтому и неординарный Выборы депутатов Госдумы и облсовета проходят в нашем регионе, демонстрируя остроту политических страстей. Избирателям хотелось бы, конечно, верить в то, что неуёмная энергия предвыборной агитации будет направлена в мирное, созидательное русло. Реален ли такой вектор деятельности наших энергичных кандида- тов в депутаты? Вопрос не праздный, и адресовали мы его человеку, имеющему немалый политический опыт, депутату облсовета уходящего созыва и одновременно кандидату в депутаты регионального парламента пятого созыва по 4-му избирательному округу, директору по безопасности ОАО «НЛМК» Виктору Васильевичу ХРИПУНКОВУ. Его интервью мы и предлагаем вниманию читателей. вопрос: о каких чертах соб- ственного характера вы могли бы сказать избира- телям? — На неординарный во- прос, наверное, должен быть и нестандартный ответ. Я скажу о том, о чём зача- стую умалчивают или, по меньшей мере, стремятся не афишировать публичные люди, к которым относятся и депутаты. Я хочу сказать о личных недостатках. Все мы, и я в том числе,—обыч- ные люди, которым вместе с достоинствами, ценимы- ми в обществе, присущи и недостатки. Преодолевая их, формируется характер и достигаются самые зна- чимые успехи. Понимаю, это несколько непривычно для интервью кандидата во времяизбирательнойкампа- нии, но все же. Меня всю жизнь пресле- дует грех сомнения. Нет, в идеалах, заложенных в мою личность воспитанием—па- триотизм, справедливость, честь, ответственность, — они не находят места. Но зато они всегда рядом, когда надо найти нужный способ решения той или иной про- блемы.Поэтомуяудивляюсь людям, у которых на все есть готовый ответ и легко принимаемое решение. Но не завидую. Потому что со- мнения заставляютмыслить и анализировать и, следова- тельно, приводить к наибо- лее верному решению. Так было, например, в начале моей политической карьеры, когда я осущест- влял партийный проект «Безопасная школа». Мно- гое вызывало у меня сомне- ния, но они были преодо- лены, нужные и наиболее эффективные путинайдены. Сегодня, спустя годы, про- грамма успешно работает во многих детских учреждени- ях области. Непросто далось и возрождение добровольче- ства в охране общественного порядка. Однако сегодня в нашей области сотни обще- ственных объединений — помощников полиции. В личном же плане ска- жу: слаще победа, когда заставляешь не только ин- теллект, но и душу сра- жаться за неё. Годы рабо- ты в парламенте убедили, что, преодолевая сомнения, критически оценивая свою деятельность, я смог до- стичь некоторых успехов в представительской деятель- ности. Еслия буду сегодня, в период предвыборной агита- ции, подробно о них расска- зывать, то меня, конечно, несложно будет обвинить ещё в одном недостатке — самолюбовании. Но здесь Господь миловал, этот грех обошёл меня стороной. — Виктор Васильевич, опираясь на свой богатый депутатский опыт, вы мо- жете определить хотя бы пунктирно границы дости- жимого на парламентском поприще, или это все-таки линия горизонта? — Я больше склоняюсь к тому, что это всё же линия горизонта. Вместе со сделан- ным вижу, как много ещё предстоит потратить сил, энергии, чтобы жизнь моих земляков хоть в малой мере соответствовала их пред- ставлениям о благополучии. Кстати, в этом проявляется ещё один мой недостаток — постоянная неудовлетворён- ность сделанным. Он делает моюжизнь беспокойной, по- рой даже тревожной, но зато насыщенной, интересной. И именно он, этот недостаток, постоянная неудовлетво- рённость, в том числе, и успехами в своём округе, вынуждает меня очередной раз предложить избирате- лям мою кандидатуру в де- путаты областного Совета по избирательному округу № 4. Готовясь к выборам, к встречам с избирателями, я со своими помощниками провел подробный монито- ринг округа. Причём даже иллюстрированный. Сдела- ли более 200 фотографий, разных по содержанию, но честных по идее. Они не мо- гутнерадовать. Запоследние пять лет современный вид обрели улицы и дворы окру- га (например, Стаханова, пр. Победы), уютные дворы (Стаханова, 21, пр. 60-летия СССР), детские площадки (например, во дворах домов по Стаханова, 24 или П. Смородина, 3), парковки (Меркулова, 37, Стаханова, 21), места для сбора мусора, скверы. А как замечательно обустроены дворы по ул. Смургиса № 4 и № 9. Во многом этом заслуга самих жителей. Коротко говоря, нам есть чем гордиться! Но не всё так гладко и празднично. Будут правы и те, кто скажет, что еще многое надо сделать. Мы прекрасно видим и необу- строенные территории, и свалки, и стоянки транспор- та на газонах, и расписан- ные стены, и обшарпанные подъезды. Не хочу назы- вать адреса, жители округа сами это прекрасно видят, как вижу и я. Словом, нам есть над чем работать. Я вновь иду на выборы, чтобы реализовать то, что задума- но, но еще не сделано. Для этого есть желание, опыт, возможности. Есть и силы, способные обеспечить эту работу и её успех. За мной стоит авторитетная полити- ческая организация — пар- тия «Единая Россия». За мной стоит Новолипецкий металлургический комби- нат, являющийся гарантом стабильности и развития города и области, самый экономически и производ- ственно мощный коллектив нашего региона. Буду благодарен всем, кто 4 декабря придет на избирательные участки и проголосует заменя.Но в бу- дущем не откажу в помощи и противникам. Потому что это будет по-христиански: я так воспитан. Публикация оплачена из избирательного фонда кандидата в депутаты областногоСовета депутатов по избирательному округу№4В. В. Хрипункова. Цензоров оставалось лишь пожалеть. Крамола Басырова была очевидной, но практически не поддава- лась осуждающим словес- ным формулировкам, по- зволяющимналожитьнанее цензурное вето. Тем более что по внешним признакам рисунки как будто бы отно- сились к полезному жанру карикатуры, а нам ведь нужны Гоголи и Щедрины. Ну, за что запрещать, допу- стим, изображение челове- ческой фигуры без…челове- И. Неверов В семидесятые-восьмидесятые годы ушедшего века художник Гариф Басыров был такой же знаковой фигу- рой, как, предположим, Андрей Тарковский или Влади- мир Высоцкий. То есть не какой-нибудь там диссидент, «самиздатчик», а человек вполне легальный, известный. Он служил оформителем вроде бы невинного, благонаме- ренного научно-популярного журнала «Химия и жизнь», иллюстрировал сотни книг от Джонатана Свифта до Станислава Лема. И вместе с тем подобно песням Высоц- кого и фильмам Тарковского рисунки Басырова были отмечены чем-то явно не нашим, не советским.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz