Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Б ылое Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » Да, золотошвейное дело — одно из замечательных русских традиционных ремесел — получило у нас широкое распространение со времени принятия христианства в Х веке. Расшитые золотом завесы, покровы, хоругви, шитые иконы украшали храмы. Драгоценные облачения священнослужителей, царские, княжеские и боярские парадные одеж- ды поражали богатством и обилием парчовых тканей, отделанных разноцветны- ми камнями, жемчугом. Блеск и сияние золота, переливы жемчуга при све- те свечей и лампад созда- вали особую атмосферу. Но золотным шитьем украша- ли и светские одежды, интерьер, предметы домашнего обихода. ВДревней Руси вышив- ка была исключительно женским занятием. Вот не- сколько строчек из «Домо- строя»: «Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; та- кая…всегда хорошуюжизнь устроит своемумужу.., руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за вере- тено, …самые разные одеж- ды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим». Иностранцы, приезжав- шие в Россию, отмечали особый дар русскихженщин прясть, ткать, прекрасно шить, вышивать шелком и золотом. Помимо боярских и царских мастерских золо- тошвейное дело существова- ло в монастырях. В ХVIII—ХIХ столетиях золотным шитьем продол- жают отделывать одежды священнослужителей, по- кровцы, пелены, а также парадные и бальные муж- ские иженские платья, при- дворные костюмы, военные мундиры. Да и в купеческих домах, у зажиточного кре- стьянства были душегреи, платки, рубахи, сорочки и кокошники,шитые золотом. Золотой и серебряной пряденой нитью шили по бархату и шелку швом «в прикреп». Нить рядами укладывали на поверхно- сти, а затем в определенном порядке прикрепляли шел- ковой или льняной нитью- «прикрепой». Плоские эле- менты узора шили гладким швом, а для создания более выпуклого орнамента под- кладывали бумагу, вату или ткань. Помимо пряденых нитей в таком шитье можно было рассмотреть металли- ческие блестки в виде пло- ских колец и канитель — тончайшую золотую, сере- бряную или медную нить, скрученную спиралью (сло- во «канитель» происходит отфранцузского«cannetille» — тончайшая металличе- ская нить). В 1900 году на Всемир- ной промышленной выстав- ке в Париже российским товариществом «В. Алексе- ев, П. Вишняков и А. Шам- шин» представлена новая разновидность золотошвей- ных нитей, ставшая сенса- цией. Тонкостью и мягко- стью продукция товарище- ства превзошла лучшие ми- ровые образцы, за это ей присудили золотую медаль «Гран-при». Медалями и дипломаминаградилиинже- нера золотоканительной фабрики и нескольких ра- ботников, а также председа- теля правления товарище- ства Константина Сергееви- ча Алексеева, более извест- ный нам под псевдонимом Станиславский. Будущий выдающийся театральный деятель происходил из бога- тейшего купеческого семей- ства. Для изучения произ- водства отец отправил его в Германию, откуда Констан- тин привез технологию из- готовления алмазных фи- льер — медных цилиндров совставленнымвцентрепро- сверленным алмазом, пред- назначеннымдляизготовле- ния тончайшей канители. В старину такуюнить вытяги- вали клещами из раскален- ной металлической прово- локи. Делалось это крайне долго, медленно, кропотли- во. Отсюда и выражение: «тянуть канитель». Со временем вместо пря- деной золотой и серебряной нити стали использовать хлопчатобумажную нить с навитой на нее медной про- волокой, позолоченной или посеребренной. Содержание драгоценного металла в та- ком случае составляло от трех до девяти процентов. Этими нитями пользуются, кстати, и до сих пор. До наших дней дошли поразительные образцыкре- стьянской вышивки, однако множество такихизделийне сохранилось, поскольку в начале ХХ века в централь- ных губернияхРоссии скуп- щики сотнями приобретали старинные крестьянские головные уборыи выжигали из них серебро. Современные золотош- вейные предприятия, про- должающие старинные тра- диции, существуют в Город- це Нижегородской области, Торжке. Тамтеперь, помимо ручного труда, используют- ся и специальные машины. Получить профессию золо- тошвеи можно в профес- сионально-художественном училище в Твери, а также в Московском Православном гуманитарном институте, Мастерскаяишкола церков- ной вышивки и золотного шитья есть также в С.-Пе- тербурге. Традиции мастеров про- шлых веков живут в совре- менных изделиях, обогаща- ясь новыми мотивами, сю- жетами, формами. Татьяна Высоцкая, старший научный сотрудник отдела фондов Липецкого областного краеведческого музея. ИЗ ИСТОРИИ РЕМЕСЕЛ | Со времен принятия христианства Золотое шитье В высшем петербургском обществе позапрошлого столетия большим уваже- нием пользовались сестры Вадковские. Уроженки Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкая область), богатейшие невесты России, они не скрывали, что гордятся своими братьями, бросив- шими вызов самодержа- вию. Мало того: упорно старались облегчить их участь. В салонах Вадков- ских часто гостили видные деятели литературы, искусства. Эти незауряд- ные женщины были знакомы с Жуковским, дружили с Пушкиным. Софья Федоровна роди- лась в 1799 году в одном из елецких имений. Стала су- пругойБезобразова, норано, прямо накануне своего двад- цатилетия, овдовела, после чего долгое время не выхо- дила замуж. Поэт Петр Вя- земский, хорошо ее знав- ший, называл ее «вдовой случайностью, но прелестью невестой». Вадковская- Безобразова приложила все силы для освобождения старшего брата — Ивана, героя такназываемой «семе- новской истории». Поса- женный в витебскую тюрь- му за сочувствие к восстав- шим солдатамСеменовского полка в 1820 году, Иван Фе- дорович держался стойко. Софья Федоровна добилась личной аудиенции у Алек- сандра Первого. Неравно- душный к женскому обая- нию, император был пора- жен ее красотой. Он дал ей понять, что брат должен на- звать якобы замешанных в «семеновской истории» чле- нов тайного общества. Но Вадковский этого сделать не мог. СофьяФедоровна выбра- ла себе в мужья бравого гвардейского офицера, ге- роя Варны, Варшавы гене- рала И. С. Тимирязева, ко- торый позднее был назначен астраханским губернато- ром. В Петербурге Иван Се- менович и его супруга часто посещали Карамзиных, Вя- земских, Жуковского. Там Софья Федоровна познако- милась с Пушкиным. Они стали друзьями. Сын Тими- рязевых, Федор Иванович, писал в мемуарах, опубли- кованных в «Русском архи- ве» за 1884 год: «Пушкин в то время был уже женат, камер-юнкер, и много ездил в большой свет и ко двору, сопровождая свою красави- цу жену. Этот образ жизни часто был ему в тяжесть, и он жаловался друзьям, что это не только не согласуется с его наклонностями и при- званием, но ему и не по кар- ману. Часто забегал он к моим родителям. И как школьник радовался, что КРАЙ РОДНОЙ | Они дружили с Александром Пушкиным Сестры Вадковские Валерий Акимов, член областного общества краеведов Благотворительное движе- ние в России начинает возрождаться. Поэтому, наверное, полезно огля- нуться в наше прошлое и вспомнить об истоках его и традициях. Разрозненные и фраг- ментарные источники, тем не менее, дают представле- ние об одном из известней- ших лебедянских благотво- рителей середины XIX века титулярном советнике Луке Алексеевиче Федотове по прозвищуСибиряк.Человек религиозный и состоятель- ный, он тратил большую часть своих средств на укра- шение церквей, обновление иконостасов, помощь Тро- ицкому монастырю. После смерти Федотова и его дом по завещанию перешел мо- настырю, в нем разместился приют«призренияпрестаре- лых и беднейших лиц духов- ного ведомства». Удачно поставленное торговое дело давало воз- можность не только безбед- но жить, но и помогать ближнимиместнымкупцам Игумновым. Иван Ефимо- вич Игумнов построил в на- чале позапрошлого века на городскомкладбище неболь- шую каменную Преобра- женскуюцерковь.Аусилия- ми его сыновей Ивана и Степана в 1830-х годах в Лебедяни появился величе- ственный Ново-Казанский ТРАДИЦИИ | Ради ближнего своего ... Спешите делать добро собор. ВнукНиколайИвано- вич настойчиво занимался украшением этого храма, до смерти был бессменным старостой собора. Недаром в памятном адресе, подарен- номему прихожанами, гово- рилось: «…уВас замечатель- ное верное понимание цер- ковного благолепия и изящ- ный вкус соединяются с превосходным умением ве- сти церковное хозяйство, редкой энергией, пример- ным усердием и любовью к своей службе и истинно хри- стианской готовностью жертвовать из своихличных средств на благоустроение храма». Нередко жертвовали го- рожане и на борьбу с голо- дом, и на содержание школ и училищ. Купцы, стано- вясь попечителями церквей и с о з д анных при них ц е р к о в н о - п р их о д с ких школ, снабжали хлебом ученические столовые. До- брыми делами был известен, например, Николай Васи- льевич Чурилин. Хлебный торговец, владелец винного склада и трактира, он был жертвоват елем Свято - Троицкого монастыря. Вес- ной 1871 года, когда пожар в Стрелецкой слободе полно- стью уничтожил дома на четырех улицах, Чурилин кормил погорельцев хлебом до нового урожая. Он же — член земской управы, руко- водил городскимкомитетом по организации помощи го- лодающим в 1891—1892 годах. В Лебедяни, как, впро- чем, и во многих других местах России, особенно много поддерживали бога- дельни. На городские сред- ства в1880 году содержалась мужская и женская бога- дельни для престарелых, соответственно на 10 и 25 человек. Попечители — ку- пец Митрофан Попов и ме- щанин Петр Маслов — сле- дили за расходованием средств и созданием в бога- дельнях атмосферы «благо- чиния и добронравия». При- нимали в богадельни очень разных людей: увечных, престарелых, не имевших пропитания лиц всех состоя- ний, бродяг, «кои по свиде- тельству местного началь- ства и врачебного управле- ния найдены будут вовсе неспособнымик следованию в Сибирь», исключенных за «порокииз духовного ведом- ства, которые по старости и увечьюне могут заниматься земледельческим трудом», а также нищих из разночин- цев, не принадлежавших «ни к каким обществам» и не имевших родственников, впавших в убожество от не- счастных обстоятельств, сиротства, старости или дряхлостиикогда по состоя- нию здоровья и сил своих не могут трудами снискатьпро- питание. С 1880 года сбором и рас- пределением средств для благотворительных целей занималосьлебедянское бла- готворительное общество, учрежденное в память 25-ле- тия царствования императо- ра Александра II. Основате- лемипервымегопредседате- лем был потомственный по- четный гражданин Петр Иванович Игумнов. К середине 1890-х годов это общество было одним из семи, действовавших в Там- бовской губернии. Вотличие от губернского, имевшего капитал в 60650 рублей (не считаянедвижимогоимуще- ства на 100 тысяч рублей и земли) и содержавшего бога- дельню, приюты для маль- чиков и для девочек, образ- цовую ремесленную мастер- скую и странноприимный дом, лебедянскоене распола- гало значительнымифинан- совымивозможностями.Тем не менее оно опекало 94 де- вочек и 110 взрослых, обра- щавшихся за помощью. Средства пополнялись из по- собий, получаемых от города и государственной казны, а также благодаря подаяни- ям, пожертвованиям и за- вещаниям в пользу заведе- ний общественного призре- ния, штрафным деньгам, различного рода хозяйствен- ным и случайным доходам. Проводили «кружечный сбор» подаяний. При этом закономпредусматривалась строгая отчетность за со- бранное. Что интересно: осо- бое значение придавалось нравственности доброхотов. «При пожертвовании от частных людей должно об- ращать внимание,—говори- лось в уставе, — на поведе- ние и прежний образ жизни лица приносящего, не был ли и не состоит ли под судом и следствием». Запрещалось принимать пожертвования от «порочных» людей, пы- тавшихся прикрыть преж- ние свои поступки и полу- чить награду от правитель- ства.Информациюо частной благотворительности пола- галось публиковать в специ- альных ведомостях. В конце ХIХ века в Лебе- дяни разорился обществен- ный банк. Пропали и хра- нившиеся в нем3500 рублей благотворительного комите- та. Тем не менее активная помощь нуждающимся про- должалась: оборотыкомите- та составляли от 100—150 рублей (не забудем о высо- кой покупательской способ- ности тогдашнего рубля) в месяц. А во время голода в 1892 году комитету удалось собрать 6500рублейпожерт- вований. Граф А. Бобринский как раз тогда, в голодные меся- цы посетивший с инспекци- онной проверкой Тамбов- скую губернию, включая Лебедянский уезд, отметил весомость этой деятельно- сти. В своем дневнике он записал: «Такие частные благотворителивстречаются как средимужчин, так в осо- бенности среди женщин, люди пожилые и совершен- но молодые девицы с заме- чательной выносливостьюи достойным удивления само- отвержением посвящают себя в течение месяцев труд- ной работе хождения по из- бам и организации помощи на правильных началах. Оставляя в стороне всякие заботы о личных неудоб- ствах и ежедневно сопри- касаясь как с заразными болезнями, так и с самыми неотрадными сторонами крестьянского быта, эти лица не могут быть обойде- ны молчанием. Я считаю долгом с глубоким благого- вением отметить факт тако- го обширного проявления частной благотворительной деятельности. В простран- номряду темных и тяжелых впечатлений, вынесенных какмною, так и спутниками моими при объезде некото- рых частей губернии, — эти прекрасные личности благо- творителей, эти доброволь- ные сестры милосердия яв- ляются светлыми точками, одно воспоминание о кото- рых вызывает тёплые сер- дечные чувства». Инспектор также упоминал, что ко дню его приезда в Лебедянь там было «уже открыто 76 сто- ловых, всего на около 3 000 человек и во многих местах успешно действовали хлебо- пекарни. Большинство из этих столовых содержались на комитетские средства, многие — на счет частных благотворителей: А. Конь- шина, П. и Н. Игумновых, госпожи Бобарыкиной, М. Хозиковой и других. Кроме того, в сельскихшколах раз- давалась горячая пища бед- нейшим ученикам на сред- ства, пожертвованные для сего графиней и графомТол- стыми. Вообще Лебедян- ский уезд насчитывал боль- шое число благотворителей, оказывавших в различных видах помощь населению». Благотворительное об- щество в Лебедяни продол- жало работать и в ХХ веке. К 1910 году в нем состоял 31 член, в том числе шесть по- четных. На его средства вы- давалось пособие 64 семьям. Всегоже напопеченииобще- ства находился 181 человек. Существовало и обще- ство пособия нуждающимся воспитанникам мужской гимназии. Деньги от прове- дения благотворительных мероприятийшли на оплату обучения, жилья, питания, покупку одеждыикниг гим- назистов. Лебедянь. Троицкий монастырь. Фото конца XIX — начала XX века. Уже в 1911 году дома знати в центре Липецка освеща- лись электрическим светом. Как вырабатыва- лась энергия в то время, когда не было единой энергосистемы, не было даже примитивных гидро- станций? Любопытную техническую документа- цию мне удалось обнару- жить в Тамбовском архиве. В центре Липецка и по- ныне есть архитектурный памятник, известный как Дом Мастера. В его подвале и был смонтирован первый электрогенератор фирмы «Сименс и Гальске». В архи- ве сохранились подробные описания старинных схем и условий его эксплуатации. Вкачестве силового агре- гата использовался нефтя- ной двухтактный двигатель мощностью 10 л.с. фирмы «Скандия». Двигатель вра- щал динамо-машину, вы- рабатывавшую постоянный ток напряжением 115 вольт и мощностью 54 ампера. И двигатель, и динамо находи- лись в сухом отапливаемом СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ АРХИВЫ | Еще до « лампочек Ильича » Первая липецкая электростанция помещении, на каменных фундаментах. От динамо к распределительной комму- тационной доске шли два соединительных провода с резиновой изоляцией. Сама доска была из по- лированного белого мрамо- ра, на ней находились ам- перметр, вольтметр, маги- стральные выключатели, фарфоровые предохраните- ли, штепсели и (цитирую) «одно бра тюльпаном для освещения приборной до- ски». Под доской стоялшунто- вый реостат с воздушным охлаждением для регули- ровки динамо-машины. От мраморной доски по стенам к распределительным пун- ктам шли магистральные провода с двойной изоляци- ей, укрепленные на фарфо- ровых роликах, сечением 2,5 кв. мм, а уже от распре- делительных пунктов к по- требителям — проволока сечением 1,5 мм, проложен- ная в эбонитовых трубках. Непосредственно к лампоч- кам ток мощностью 5 ампер подходил по проводам сече- нием 1 мм. Здания освещались до- вольно экономичными лам- паминакаливания«Тантал» мощностью 16—25 ватт. Возможностей первой элек- тростанции хватало на 70 ламп накаливания. Все оборудование и при- борыпоставлялись и монти- ровались воронежским от- делением акционерного об- щества «Русские электро- технические заводы «Си- менс и Гальске». Кто же те избранные, что начинали у нас пользоваться электричеством? Во-первых, от электростанции запитали духовное училище земской управы. Была электрифици- рована усадьба городского головы Клюева. Фамилии остальных счастливчиков мало о чем говорят современ- ному читателю, но все же на- зовем их: речь идет об усадь- бах М. Д. Крюковой, В. К. Вяжлинского, С.А. Раковой, И. И. Сатина, А. Л. Афиноге- новой, А. А. Быхановой. Напомню: тогда в городе уже действовали телефон и телеграф. И, представьте, заниматься электрификаци- ей, оказывается,можнобыло только по согласованию с техническим отделением Тамб о в с ко г о по ч т о в о - телеграфного округа. В до- кументе от 14 марта 1911 года за подписью главного механика и старшего меха- ника округа говорится, что он ознакомлен с соответ- ствующими чертежами. Тем не менее трения между свя- зистами и электриками все- таки возникли. Тот же глав- ный механик написал в строительное отделениеТам- бовскогогубернскогоправле- ния докладную, донося, что энергетиками не предостав- лена пояснительная записка о том, как они намерены «предохранить телефонные и телеграфные провода при устройстве осветительных проводов, согласно положе- ний,указанныхвЦиркуляре Техническо-строительного комитетаМ.В.Д. от 29 сентя- бря 1904 года». Но это вскоре было ула- жено. Главный механик прибыл и лично убедился: электричество — связи не помеха. Кстати, потребите- лей заставили оплатить транспортные расходы свя- зистов. Проезд на извозчике из Тамбова в Липецк и об- ратно обошелся в 63 полно- весных царских рубля. Вскоре началась Первая мировая война, а там — ре- волюция и гражданская война. Развитие энергетики в России надолго затормози- лось. Но начало было поло- жено. Алексей Нарциссов, председатель творческого центра «Традиция». Екатерина Вадковская- Кривцова. Сестра декабристов Ф.Ф. и А.Ф.Вадковских, жена Н.И.Кривцова. Близко знала А.С.Пушкина. Поэт Жуковский на- писал для нее стихотво- рение «Минувших дней очарованье». может провести несколько часов в кружке искренних друзей». Однажды Александр Сергеевич, восхищаясь кра- сотой и стройной фигурой хозяйки, воскликнул: —Ах, СофьяФедоровна, как посмотрю я на вас и на вашрост, такмне все кажет- ся, что судьба меня, как ла- вочник, обмерила! ИногдаПушкин, правда, ссорился с Вадковской- Тимирязевой. В одной из записей поэта от 24 апреля 1834 года можно прочитать: «Вчера был у Карамзиной и побранился с Тимирязе- вой». Но дружбе эти недол- гие размолвки не мешали. Она продолжалась до смерти поэта. В доме Тимирязевых долго соблюдали траур по Пушкину. Был у СофииФедоровны еще один брат — Федор. Он оказался участником дека- бристского движения, был отправлен в Сибирь. Иопять сестра вместе со своим су- пругом хлопотала, заступа- ясь за «государственного преступника». Благодаря чему «властью придержа- щей» декабрист получил возможность отправитьсяна поселение. Сестра Софии, Екатери- на Федоровна, получила прекрасное домашнее обра- зование. Влюбленный в нее В. А. Жуковский, которому она напоминала тетку Анну Ивановну Плещееву, посвя- тил ей строки: Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Шепнул душе привет бывалой, И зримо ей минуту стало Незримое с давнишних пор… Она вышла замуж за ге- роя Отечественной войны 1812 года, друга Пушкина Н. И. Кривцова. Николай Иванович в одном из сраже- ний потерял ногу. К нему благоволел императорАлек- сандрПервый.В1823—1824 годах Кривцов был туль- скимгубернатором, в1824— 1826 годах—воронежским, в 1827 году — нижегород- ским. Его сместил с этой должности Николай Пер- вый, поскольку младший брат Кривцова, Сергей, так- же, как Федор Вадковский, был декабристом. Впервые Вадковская- Кривцова встретилась с Пушкиным в 1827 году. Их познакомил Николай Ива- нович, который давно был с поэтом на дружеской ноге. Вообще у Екатерины Федо- ровны было много друзей- литераторов. Посаженным отцом на ее свадьбе стал ни- кто другой какН. М. Карам- зин, а посаженной матерью — его жена. Кривцовы постоянно об- щались с Пушкиным. В одном из писемП. А. Вязем- ского жене читаем: «Вчера на именинном пире были семейства Кривцовых, до- брая ботвинья... Александр Пушкин…». Николай Иванович умер 31 августа 1843 года в пять- десят три. Похоронила его Екатерина Федоровна в ро- довом имении Любичи на Тамбовщине. Единственная дочь Кривцовых — Софья — вышла замуж за Помпея Николаевича Батюшкова —родного брата знаменито- го поэта Константина Ба- тюшкова. А ее мать пере- жила суженого на восемнад- цать лет. Имя нашей землячки не- редко возникает в воспоми- наниях, дневниковых запи- сях современников, письмах Карамзиных, Вяземского, Баратынского. Известный историк, дядя будущего со- ветского наркома иностран- ных дел Г. В. Чичерина, Бо- рис Николаевич Чичерин свидетельствовал: «Екатери- на Федоровна была женщи- ной, которая с высшим изя- ществом форм соединяла тонкий, живой, наблюда- тельный и несколько на- смешливый ум, а вместе с тем и глубокие чувства. В молодости она была очарова- тельноюсобеседницейивсег- да была искреннимдругом». Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И. А. Бунина. Старинные документы о многом рассказывают... № 224/24102/ 23 НОЯБРЯ 2011 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz