Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 221/24099/ 18 НОЯБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Павел Беляков, фото Вова С. Светловолосый, го- лубоглазый мальчишка практи- чески не болеет. Всегда активен в спортзале, хорошо ходит на лыжах, занимается баскетболом. А вот в школе не все получается. Но Володя пообещал нам: «Буду стараться, а то не захотят взять меня в свой дом хорошие люди». Мысли о семье не покидают его. Мама мальчика умерла, отца он не помнит. Есть родня, но у них свои заботы. А три сестры и брат живут вдругихучрежденияхсоци- альной поддержки детства. Хоть бы для кого-то нашлись родители, мечтает парнишка. Володя умеет радоваться и веселиться, хотя иногда может и погрустить. Любит коллективные мероприятия, неплохо поет и танцует. Родился 4 февраля 1999 года. Мечтает стать полицей- ским. Николай Д. В детский дом по- пал в 12 лет. А родился 4 июля 1997-го. Способный к учебе маль- чик, но прошлый учебный год закончил с тремя тройками. В этом году обещает исправиться. Занимается волейболом и баскет- болом, хочет вырасти высоким. «А то сложновато играть, — объ- ясняет свое желание парнишка. И добавляет: — Я и на коньках хорошо стою». Со здоровьем все в порядке. Мальчик честный, чужо- го не возьмет. Аккуратный. В будущем хочет получить права водителя и стать хорошим автомехаником. «Когда машину заводят, у меня сердце замирает. Я все марки автомобилей знаю, и еще много чего», —Коля рассказывал, и глаза его радостно светились. Вячеслав Ц. «Называйте меня Славой, а хотите—сынком…»,—и мальчик опустил глаза. Он уже не маленький, но очень нуждается в материнской ласке, похвале, поддержке. Учится он хорошо. По всем предметам у мальчика «чет- верки» и «пятерки». Занимается спортом, танцами. А еще хорошо поет: исполнилнампеснюизрепер- туара Марка Бернеса. Воспитан- никдетского домамного знает о его творчестве. Слава успевает читать: Пушкина,Лермонтова,Шолохова. Знает и современных писателей. Хороший мальчик, только очень ранимый. Может замкнуть- ся и молчать часами, не выдавая своих мыслей. Не драчлив, чужое не возьмет. Очень любит сладкое: конфеты, торты, пироги и пирожки с яблоками. Мы очень надеемся, что кто-то из наших читателей за- метит мальчика и возьмет его хотя бына зимние каникулы. Сейчас он учится в четвертом классе. * * * Уважаемые читатели! 20 ноября 1959 года Генеральная АссамблеяООНпринялаДекларациюправребенка. Все стра- ны мира отмечают этот день для привлечения общества к обеспечению детского благополучия. Мы благодарим всех, кто принимаетна себя ответственность за судьбу сирот. И. Неверов В пятый раз за последние десять лет в Липецке выступает питерский актер и историк Анатолий Низовцев, единственный режиссер и исполнитель театра, который не похож ни на какой другой театр в России, а может, и за рубежом. Он выходит к зрителю без грима и сценического костюма — в будничном свитере, пиджаке—и начи- нает рассказывать о людях и событиях минувшего. О Сергее Есенине или Эдит Пиаф, о Владимире Высоц- комилиФредиМеркьюри, о НиколаеРубцове или героях краснодонского подполья. Оформление более чем ску- пое — фотографии, плака- ГАСТРОЛИ | « ЖЗЛ » на сцене Негромкий голос минувшего ты. Голос негромкий. Но публика слушает артиста, не упуская ни слова. И какая публика — чаще всего под- ростки, студенты, избало- ванные пестрыми, яркими «тридэшными» зрелищами, полными динамики, напич- канными приключениями. А вот поди ж ты... Ну, допустим, вкомпози- циях о певцахНизовцеву по- могает удержать внимание музыка.Но вот что заставля- ет затихать зал, когда актер показывает программу о мо- лодогвардейцах? Ведь для большинства его зрителей до начала моноспектакля само сочетание «Молодая гвардия» мало о чем гово- рит. Теперь же в школе не «проходят» якобы устарев- ший, слишком советский, слишком партийный роман Фадеева. Однако уже через пять- десять минут после первых фраз Анатолия Низовцева наступаетабсолютнаятиши- на — сосредоточенная, вни- мательная. История борьбы и гибели подпольщиков, судьба юноши, а вернее, мальчика, которого долгое время считали предателем, хотя в действительности он вытерпел все пытки и нико- го не выдал, оказывается, способны тронуть его свер- стников из двадцать первого века. Без всяких компью- терных эффектов и прочих наворотов. Просто рассказ. Просто слова — строгие и человечные. Для Низовцева «моло- догвардейский» сюжет, пожалуй, самый дорогой. Он волновал будущего ак- тера еще в студенческие времена. Потом Анатолию Алексеевичу повезло све- сти близкое знакомство с несколькими выжившими краснодонскими подполь- щиками, родственника- ми и учителями погибших героев. Так что в основе программы — личные впе- чатления, эксклюзивный материал. — Сегодня никого из тех моих собеседников нет на свете, — говорит он. — Жива лишь родственница одного из молодогвардей- цев, ей исполнилось сто лет. Он ослепла, но все помнит, вполне дееспособна В этом году я отметил свой семиде- сятилетний юбилей и был страшно рад получить от нее поздравление. На собственных изыска- ниях Низовцева основа- ны, в сущности, все его моноспектакли. Напри- мер, встречи с сыном Сер- гея Есенина, известным спортивным журналистом Константином, и дочерью, ученым-филологом Татья- ной, вдохновили испол- нителя на композицию о поэте. А идея сценического повествования об ЭдитПиаф родилась вПариже, гдеАна- толий Алексеевич работал в Советской культурной миссии. Свое детище он назы- вает «Театром историче- ского портрета». Когда-то существовал такой просве- тительский театр с труп- пой около двух десятков человек. Играл в нем и Низовцев. Но в ельцинское лихолетье коллектив стал никому не нужен. После его распада упрямый Низовцев решил создать театр одного актера, который продолжа- ет традиции сценической «Жизни замечательных людей». Сегодня со своео- бразными то ли спекта- клями, то ли монологами петербургского энтузиаста знакомы зрители десят- ков российских городов. Только в Липецке, Ельце, Задонске гость с невских берегов дал сотни пред- ставлений. Александр Косякин, Михаил Покровский В минувшую среду состоя- лась очередная встреча журналистов Издательско- го дома «Липецкая газета» с читателями. На сей раз — с жителями задонского села Гнилуша. Встреча проходила в спортивном зале местной школы, и получилась она на редкость задушевной. Десанту пишущих, от- кроем небольшую тайну, предшествовала «разведка» с выездом на место. Так у газетчиков принято. В общем, за неделю до встре- чи журналисты побыва- ли в Гнилуше и увидели все самое-самое… Перво- наперво — восстановлен- ный Троицкий храм со звонницей, с подбором ко- локолов. Рядом с храмом— школа, отремонтированная по последним стандартам, сегодня — одна из лучших в Задонском районе. В мест- ной больничке, где дневной стационар на десять коек, побеседовали с бабушками и медперсоналом. Выяс- нилось, что с нового года сюда поступит солидная, на миллион рублей, инве- стиционная помощь: будет КРУГ ДРУЗЕЙ | « Десант » « Липецкой газеты » в село Гнилуша Газетчики прислушиваются к наказам читателей ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ приобретен автомобиль, переоснастят процедурный кабинет, заменят мебель. Но и проблему углядели — нет в стационаре аптеки, и больным приходится ез- дить на попутном транспор- те в город. Правда, вопрос решается — опять же к но- вому году аптечный пункт откроют, все разрешитель- ные бумаги выправлены. Полным ходом идет ре- конструкция детского са- дика, где стены в комнатах выкрашены в «радостные» цвета. На улицах идет за- мена электролинии по энер- госберегающей схеме, скоро каждый уголок села будет освещен. Выделены деньги на капитальный ремонт Дома культуры. Будет по- строена купель на старин- ном источнике за околицей села. Постоянно занимают- ся здесь и дорогами, и водо- проводом. В общем, журналисты Издательского дома искрен- не порадовались успехам и перспективамразвития села и, что называется, были подготовлены к встрече. Открыл ее глава админи- страции района Григорий Мосолов, отметив деловую струнку во взаимоотноше- ниях газет Издательского дома и района: партнеры поддерживают друг друга, причем доброй традиции не один уже год. О дружбе и взаимопонимании говорил и главный редактор «Ли- пецкой газеты» Александр Царик, делая упор на то, что на таких селах, как Гнилуша, с богатой исто- рией, с замечательными, трудолюбивыми людьми Россия держится и хранит свои традиции. Ну а принимающая сто- рона в лице главы сельского поселения Анатолия Фау- стова сочла важным отме- тить постоянное внимание газет Издательского дома к проблемам деревни, дирек- тор школы Алексей Лысых — к вопросам образования и особенностям текущего момента в жизни сельских школ. На встречу с журнали- стами в Гнилушу приехал директор агрофирмы «Вы- сокие технологии», депутат областного Совета Николай Григорьев. Он в любой ре- дакции, что называется, свой. Уважает газетчиков за то, что им не сидится на месте, как, к слову, и само- му Григорьеву. Не случайно центральная усадьба хозяй- ства — деревня Ливенское —является центром притя- жения для интеллигентного люда вообще ижурналистов — в особенности. Николай Сергеевич вспомнил, что в Ливенское дважды при- езжал областной пресс-тур. Здесь, в яблоневом саду, за- седала общественнаяприем- ная «Липецкой газеты». И это оставило, по признанию Григорьева, неизгладимый след в судьбе деревни, а потому Николай Сергеевич официально пригласил об- щественников и журнали- ста—ГалинуКожухарь, ко- торая возглавляет команду профессионалов, посетить агрофирму еще раз в любое удобное время. Консультан- тыобщественной приемной, которые были на встрече с жителями села Гнилуша и вели прием граждан, при- глашение приняли. Они верные соратникижурнали- стов «Липецкой газеты». Но не ради нескольких строчек в газете, а ради того, чтобы оказать консультативную помощь всем, кто в ней нуждается. О стремлении и впредь работать в одной команде говорила на встре- че с читателями начальник отдела отделения Пенсион- ного фонда РФпо Липецкой области Наталья Золота- рева. Разумеется, не обо - шлось на встрече без заме- чаний, добрых пожеланий и дельных советов в адрес газеты. Мы их приняли. А читатели, оформившие подписку здесь же, в спорт- зале школы, получили при- зы по результатам розы- грыша на добрую память о встрече. Елена Панкрушина В современной школе все должно быть на высоте: оснащение, квалификация педагогов и, конечно, учительская зарплата. Этим условиям в полной мере соответствует двенад- цатая гимназия Липецка, из которой я выпустилась десять лет назад. Сейчас родную школу не узнать. Что же означает на прак- тике модернизация образо- вания? Посещение альма-матер я начала с урока истории «Учителя года—2010» Нины Павловой. От моих традиционных представ- лений об образовательном процессе в школе остались только дети в черно-белой форме и учитель. Все осталь- ное — по-новому. На месте доски на большом экране светится карта «Россия в 13-м веке». Тема урока: «От раздробленности к цен- трализации государства». Парты, похоже, решили поучаствовать в реконструк- ции того времени. Они «съе- хались» в центр класса и соединились в один большой продолговатый стол. Вокруг него сидят школьники и до- полняют рассказ учителя, вставшего во главе «государ- ства», датами, фактами, тер- минами. Некоторые парты все же стоят у стен. На них установленыкомпьютеры. В этих вотчинах также сидят ученики, но они в обсужде- нии событий многовековой давности не участвуют… Что же здесь происходило, стало ясно после того, как прозвенел звонок. — В кабинете истории предусмотрено два вида работы, — рассказала Нина Павлова на перемене. — Когда много говорим и об- суждаем, то дети сидят на- против друг друга—это дает больший эффект, они лучше запоминают материал. Если НОВАЯ ШКОЛА | Модернизация системы образования глазами выпускника Когда урок пришелся впрок же нужно поработать с ком- пьютерами или сделать са- мостоятельнуюработу, дети пересаживаются за столы у стен. В мое время самостоя- тельные работы писали от руки. «Часто классные и индивидуальные работы ученики делают за компью- терами, — поясняет Нина Васильевна. —В Интернете прямо во время урокаможно найти нужнуюинформацию и проанализировать ее». За несколько лет интер- активных уроков школь- ники неплохо научились пользоваться современными технологиями. «Это их рабо- чий компьютер, — показы- вает историк на ближайший к двери монитор. — Сюда дети вносят свои олимпиад- ные задания, презентации, рефераты. У каждого уче- ника есть отдельная папка. Япроверяюих работыпосле уроков. Имне удобно, иим». Современно?Безусловно! Но стало ли легче работать педагогу? По словам Нины Павловой, трудиться стало интереснее. «Кто работает, тому всегда трудно, — улы- бается Нина Васильевна. — Явшколе уже 34 года препо- даю—живу этим. Нагрузка у меня большая — 32 часа в неделю в расписании, есть классное руководство, даже временно два—по второму я на подмене. Но справляюсь, не жалуюсь». Компьютеры, интерак- тивные технологии, освое- ние современных методов преподавания — все это здорово. Но выросла ли вме- сте с нагрузкой заработ- ная плата учителя? В 2008 году все школы перешли на нормативно-подушевое финансирование. При этом в гимназии №12 не стали раздувать штаты педагоги- ческого коллектива, наобо- рот, его оптимизировали. —Раньше вштат нашего учебного заведения входи- ли не только учителя, но и лаборанты, педагоги допол- нительного образования, — рассказывает директор гим- назии№12 Ольга Уласевич. — Сейчас на окладе оста- лись лишь преподаватели- предметники и те педагоги дополнительного образова- ния, которые добиваются хороших показателей. Если люди качественно работали с детьми за рамками обя- зательной программы, на- пример, по театральному творчеству, астрономии, то у нас к ним нет никаких вопросов. С теми же, кто работал с прохладцей, мы расстались. Высвободившиеся день- ги в гимназии распределили на стимулирующие и ком- пенсирующие надбавки. Но не в качестве подарка, а как плату за увеличившуюся на- грузку. В среднем каждый преподаватель здесь ведет 27 уроков в неделю при норме 18 часов, помимо этого он загружен еще рядом обязан- ностей. — Классный руководи- тель может наработать до ста процентов надбавки к должностному окладу за результативность работы с классом, участие в меро- приятиях и так далее. У нас существует блок из 54 параметров, по которым учитель может получить стимулирующие надбав- ки, — рассказывает Ольга Николаевна. — Бывает, что при окладе семь тысяч рублей человек получает 37-38 тысяч. Это те люди, которые берут две ставки, то есть ведут 36 уроков в неделю, у кого большая внеурочная деятельность, работа в секциях, кружках, научных обществах. Это педагоги, чьи воспитанники достигают высокого уровня учебных результатов и кто работает в соответствии с со- временными требованиями. Так, в первый месяц но- вого учебного года средняя зарплата у педагогов гим- назии составила 22 830 ру- блей. Прочитав слово «сред- няя», читатель, наверное, подумает, что такие деньги получают лишь учителя с большим стажем. Но нет. Есть в гимназии и молодые педагоги, чье рвение и ста- рание хорошо отражаются в бухгалтерской ведомости. Пример тому — учитель географии Ольга Сухано- ва. Работать сюда она при- шла в феврале, еще будучи студенткой пятого курса, после участия в конкурсе Липецкого государственно- го педагогического универ- ситета «Моя профессия — учитель». Ее зарплата — на уровне среднейпо гимназии, хотя опыт ее работы ис- числяется месяцами. Свои уроки вчерашняя студентка старается разнообразить экскурсиями и походами. «В такой школе препода- вать намного интереснее, —говорит она,—есть место творческой работе. Это и интерактивная карта, и ис- пользование новыхметодов, например, подача предмета через художественнуюлите- ратуру, картины, музыку». По ее мнению, такой подход доставляет удоволь- ствие не только детям, но и педагогам. На загружен- ность работой не жалуется. На работу приходит к вось- ми, домой возвращается не раньше трех-четырех часов дня. Помимо уроков Ольга Суханова заведует школь- ной теплицей и выполняет функции вожатого. По ее настрою видно: работать в гимназии ей нравится. Хорошо, когда старание по- могает молодым специали- стам заработать не только уважение и авторитет, но и достойную зарплату. К слову сказать, такие приятные сюрпризы в ско- ром времени будут ждать всех педагогов, пришедших на работу после института. Председатель департамен- та образования Липецка Анна Шамаева сообщила, что в коллективном дого- воре всех городских школ рекомендовано установить обязательную доплату в размере не менее пятиде- сяти процентов от оклада учителям со стажем до трех лет. При этом повышение зарплатыболее опытных пе- дагогов сопряженоне только с увеличением нагрузки. В 2011 году более чем на трид- цать процентов выросли базовые оклады учителей- предметников. Средний раз- мер учительской зарплаты по городу в октябре достиг шестнадцати тысяч рублей. А еще в первом квартале текущего года эта цифра была чуть выше одиннад- цати тысяч. Федеральный бюджет выделил на этицели около 56 миллионов рублей, еще тридцать миллионов рублей добавил городской бюджет, десять миллио- нов — региональная казна. Кроме этого, более 11 про- центов учителей в этом году прошли профессиональную переподготовку и повысили свою квалификацию. Такие меры были предприняты для создания качественного кадрового обеспечения пере- хода на новые федеральные образовательные стандарты. Читатели разных возрастов интересуются периодикой ИД «Липецкая газета». Иван Сергеев Артем Тарасов из Липецко- го района стал обладателем Гран-при конкурса юных вокалистов «Хрустальная нота», проводившегося среди детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. На сцене областного Цен- тра культуры и народного творчества в 12-й раз встрети- лись 19 сильнейших вокали- стов со всей Липецкой земли. Помимо самого творческого состязания зрители увидели КОНКУРС Как взять «хрустальную ноту» увлекательнейшуютеатрали- зованнуюпрограммусучасти- емнародногоансамбляэстрад- ноготанца«Ритм»,циркового коллектива «Трюкачи» и других липецких артистов. Конкурс проходил среди трех возрастных групп до 16 лет в двух номинациях: «Народное сольное пение» и «Эстрадное сольное пе- ние». Каждый из ребят про- демонстрировал отличные музыкальные и актерские данные. Теперь абсолютный победитель конкурса Артем Тарасов будет выдвигаться на соискание Президент- ской премии для поддержки талантливой молодежи. Он выходит к зрителюбез грима и сценического костюма... ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz