Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

НАШИ ИСТОКИ | К 300- летию со дня рождения Михаила Ломоносова Великий сын России «СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ — ДОСТОЙНОЕ БУДУЩЕЕ» | Как тербунские семьи обрели и радость жизни , и громкую славу Шаг навстречу счастью № 219/24097/ 16 НОЯБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Путь в науку Ломоносов начал с постижения гра- моты. Научил его читать и писать местный дьячок, от которого юный Михаил узнал, что дляприобретения «большого знания и уче- ности» требуется изучение латинского языка. В эти же годы Ломоносов стал обладателемкниг—«Ариф- метики» Леонтия Магниц- кого и «Псалтыри» Симеона Полоцкого, — которые в то время считались лучши- ми учебными пособиями по математике и русской грамматике. Впоследствии Ломоносов назовет их «вра- тами своей учености». И по- степенно созрела у молодого помора мечта отправиться в Москву, где ему могла бы открыться дорога в науку. Получив на рукипаспорт отХолмогорскойвоеводской канцелярии, он отправился (вместе с караваном рыбы) в Белокаменную, за «ла- тынью», несмотря на несо- гласие отца, надеявшегося передать сыну свое дело. ВМоскве былонесколько высших и средних учебных заведений, но латинский, которыйв то времябылмеж- дународным языком науки, изучался только в Славяно- греко-латинской академии, называемой в просторечии Спасскими школами. Много горечи и обид при- шлось испытатьЛомоносову впервые годыучения.Позже онвспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и пер- стамиуказывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришеллатыниучиться!»Но ум, талант, трудолюбие по- зволили ему к концу перво- го года обучения окончить курс трех младших классов и перейти в четвертый. ВпоследствииЛомоносо- ва в числе 12 лучших учени- ков отправили в Петербург для дальнейшего постиже- ния знаний в университете Петербургской Академии наук. Здесь он обучался все- го несколько месяцев, после чего былпосланвГерманию, вМарбургский университет, для получения теоретиче- ской и практической подго- товки химика-металлурга. Через пять лет Ломоносов возвратился в Россию, в Петербургскую Академию наук. Академия наук (или Петербургская Академия наук) была образована в 1724 году по указу Петра I. Она состояла из трех от- делений, или «классов»: в первом осваивались науки математические, во втором — физические, в третьем — гуманитарные. Центром деятельности Академии являлась Конференция, состоявшая из действитель- ных членов Академии — академиков и адъюнктов. Академики именовались также профессорами. В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом (помощником профессора) Академии наук по физи- ческому классу, а в 1745-м стал первым русским уче- ным, избранным на долж- ность профессора (академи- ка) химии. В 1746 году он впервые в Академии стал читать лекции на русском языке. До этого научные труды ее членов писались на латыни, как это было принято в большинстве за- падноевропейских стран. Научное творчество Ломоносова носит энци- клопедический характер. Как естествоиспытатель он изучал законы природы, занимался исследованиями атмосферного электриче- ства, природы твердых тел, теплоты и холода, световых явлений, вопросами сохра- нения материи и движения. Ломоносов стал первым рус- ским астрофизиком, выдаю- щимся деятелем в области практической астрономии, ее применения к морепла- ванию. Большое значение Ломо- носов придавал минерало- гии и горному делу, говорил о том, что Россия богата полезными ископаемыми, издал книгу «Первые осно- вания металлургии, или рудных дел». Она предна- значалась для того, чтобы, по словам автора, русские люди «вникнули разумом и рачением в земные недра к большому приращению государственной пользы». Ломоносов внес свою лепту в развитие отечествен- ной истории. Он работал над книгой «Древняя Россий- ская история». Она вышла в свет через год после его смер- ти под названием «Древняя Российская история от на- чала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.» Труд стал круп- ным событием в русской историографии. В работе говорилось о глубокой древ- ности славянских народов, о важной роли славянства в общеевропейской исто- рии. «Древняя Российская история» несколько раз издавалась за рубежом (на немецком и французском языках). В своих естественно- научных произведениях и переводах Ломоносов много сделалдляразвитиярусской научной терминологии. Глу- бокие научные знания, сво- бодное владение иностран- ными языками позволили ученому ввести в оборот много научных терминов, создать стиль научного из- ложения. Ломоносов был прекрас- ным знатоком и ценителем русскогоязыка,мастеромоб- разцовой речи, выдающим- ся оратором. Именно с его именем связана целая эпоха развития речевойкультуры. В русском языке Ломоносов виделнеистощимые возмож- ности не только для поэта и прозаика, но и для оратора, ученогоиобщественногодея- теля. Русский язык, писал он, по своему «природному изобилию, красоте и силе ни одному европейскому языку не уступает». Ломоносов явился осно- воположником целого пе- риода—ломоносовского—в истории русского литера- турного языка. Созданное Ломоносовым стилистиче- ское учение было призвано преодолеть противоречия в развитии русского литера- турного языка XVIII века, упорядочить хаотическое употребление разнородных слов. Гений Ломоносова «угадал» объективные тенденции литературно- языкового развития и обоб- щилвсвоихтрудахрезульта- ты длительных наблюдений над «общим употреблени- ем», над современной ему литературной практикой. Ломоносов является соз- дателем первой русской научной грамматики. Под названием «Российская грамматика» работа была опубликована в 1757 году. Обладая многими неоспо- римыми достоинствами, она стала самым популярным в XVIII веке учебным посо- бием. Несколько поколений русских людей обязаны ей своей грамотностью. На ней воспитывались и многие русские ученые. «Грамма- тика» предопределила по- нимание иизучение грамма- тической системы русского литературного языка вплоть до 20-30-х годов XIX века, она до сих пор влияет на характер современных ис- следований русского лите- ратурного языка. Ломоносов был талант- ливым организатором на- учных исследований. Его деятельность в этом направ- лении столь же разнообраз- на, как и исследовательская работа. Он создал первую в России научную химиче- скую лабораторию. Под его руководством Географиче- скийдепартаментАкадемии наук стал учреждением, имеющим большое госу- дарственное значение. Он лично разработалмаршруты астрономо-географических экспедиций, охвативших почти всю территорию стра- ны. Он выполнил выдаю- щуюся работу по подготовке материалов для созданияно- вого атласа географических карт России. Велики заслуги Ломоно- сова в разработке проекта отечественного университе- та как самостоятельного (не академического) высшего учебного заведения. В 1755 году Московский универ- ситет был открыт. Возник новый центр науки, просве- тительская роль которого была необычайно велика. Первыми его профессорами стали молодые русские уче- ные, прошедшие научную подготовку под началом Ломоносова. Основной принцип ор- ганизации университета, по мнению Ломоносова, должен заключаться в том, что при определении ка- федр, количества препода- вателей и студентов следует исходить из потребностей будущего. Ломоносов стремился использовать все свои на- учные знания, открытия и изобретения для пользы и славы своей Родины. Раз- рабатывая самые сложные научные вопросы, он пом- нил о том, что необходимо увязывать науку с практи- кой, использовать ее для промышленной разработки естественных богатств стра- ны, для развития произво- дительных сил и культуры. Человек большого та- ланта, несокрушимой воли, Ломоносов боролся за науку и просвещение для народа, за подготовку отечествен- ных ученых. Он говорил: «За общую пользу, а осо- бливо за утверждение наук в отечестве своем и против отца своего родного востать за грех не ставлю». Ломоно- сов ратовал зановуюсистему просвещения, исходя из принципа: важно, «кто боль- ше научится, а чей он сын, в том нет нужды». Он видел в науке и просвещении вер- ный путь к благосостоянию народа и государства. Последние пять лет жиз- ни и деятельности Ломо- носова были тяжелыми. Его недруги — чиновники Академии наук — стреми- лись принизить его научные заслуги, чинили всяческие препятствия. Ломоносов не без оснований усмотрел в этом пренебрежение к пере- довымрусскимученым, бор- цам за просвещение народа, за «приращение наук в Оте- честве». Дело дошло до того, что он был уволен «в вечную от службыотставку», хотя и с повышениемв чин статско- го советника. Несмотря на то, что через несколько дней указ об увольнении был от- менен, положение Ломоно- сова в Академии оставалось тяжелым.Ломоносовпонял, что в Академии ему «места нет». Вней силу набрали чи- новники, неимевшиеничего общего с наукой, тормозив- шие развитие отечественной наукиипросвещения.Ломо- носов рассматривал это как огромное несчастье «целому обществу», ибо, по его убеж- дению, ростомпросвещения определялась сила народа, а тем самым честь и мощь всего государства. В последние годы Миха- ил Васильевич болел. Как бы чувствуя приближение смерти, он писал: «Я не тужу о смерти: пожил, по- терпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». 4 апреля 1765 года Ломо- носова не стало. Он умер на пятьдесят четвертом году жизни. Похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге «при большом стечении народа». Великий ученый, так много и плодо- творно работавшийвсюсвою жизнь, не нажил состояния. Семья не смогла поставить ему на могилу памятник. Сделал это граф М.И. Во- ронцов, покровитель и по- читатель ученого. Имя Ломоносова навсег- да осталось в отечественной имировойисторииикульту- ре. Его жизни и деятельно- сти посвящено много книг и статей, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения. Имя Ломоносова присвоено под- водному горному хребту в бассейне Северного Ледови- того океана, одной из малых планет. Его образ запечатлен в произведениях живописи, графики и скульптуры. Как завещание звучат и сегодня высокие слова уче- ного в адрес горячо любимой им России: «Отряхни свои сомнения и страхи и, радо- сти и надежды исполненна, красуйся, ликуй, возвы- шайся». Валерий Кузовлев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Василий Щеулин, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России. Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил Михаил Васильевич Ломоносов. Простой русский чело- век, сын архангельского крестьянина-помора, ставший великим ученым, национальной гордостью России, которой он отдал все свои силы, знания и помыслы. Эмма Меньшикова Иногда и впрямь достаточ- но сделать всего лишь шаг навстречу счастью. Но только счастье это бывает легким и призрачным, а бывает трудным и выстра- данным. За страстной любовью устремляются одни женщины, семья и дети становятся смыслом жизни других. О том, кто же из них по-настоящему счастлив, рассуждали однажды участники телепередачи «Пусть говорят!», героями которой стали жители тербунской деревни Набоково. В рамках нашей совмест- ной с управлением соци- альной защиты населения акции «Счастливые дети — достойное будущее» мы бываем в разных семьях. И радуемся, когда усилиями взрослых—родственников, власти, общественности, социальной службы — уда- ется скрепить, восстановить распадающиеся гнезда, со- хранив ребятишкам тепло и надежность своего дома. Аведьмогли разлететься по белу свету, по казенным учреждениям и приемным семьям многие дети, не при- ми участие в их судьбе не- равнодушные люди. Такие, например,какдиректорком- плексногоцентра социально- го обслуживания населения Тербунского района Татьяна Лукашова. В свое время она была главой сельсовета, и трагедия семьи Серёгиных из деревни Набоково проис- ходила на ее глазах… День отца Александр Серёгин — обычный русский парень. Родился и жил в деревне, женился, обзавелся детьми. Работалтрактористом, нале- сопилке—в общем, где нуж- ны были в деревне рабочие руки, туда их прикладывал: в семье росли четыре дочки. Чтобыпрокормить семью, он много трудился. В том числе и в своем хозяйстве, где и живности полный двор, и огород необозримый… Вряд ли при таких об- стоятельствах в отношениях между Александром и его супругой царила какая-то особая романтика. Ну так все живут, считал он: ра- ботают, растят детей, дом обустраивают. И вдруг как гром с ясного неба: за го- рячей цыганской любовью подалась его жена. Да еще и двух дочек прихватила — старшуюимладшую, восьми и двух лет: не всех же четве- рых брать... Поначалу обида, злость, ревность овладелиим, потом онпросто сник, апотом…По- том сердце его наполнилось великой любовью и жало- стью к детям, оставшимся без матери. И он взял себя в руки, стал налаживать но- вую для семьи жизнь. Вот когда понял он, что значит выражение «всем миром». Поддерживали его кто чем мог. Нашли и вер- нулиувезенныхдевочек, ибо мать не сумела обеспечить им нормальные условия существования. Оказыва- ли материальную помощь. Выделили средства на стро- ительные материалы для ремонта крыши и дома. И огород вспахать, и за детьми присмотреть — все эти дела и заботы разделяли с ним земляки, односельчане. И когда через несколько лет в областной администра- ции его чествовали как отца- одиночку, достойновоспиты- вающего четверых детей, он честно признался, что вряд ли в такой ситуации можно справиться одному. Этот День отца с гордостью вспо- минают и его дочки, которые ктомувремениужеподросли и понимали, каким трудом и ответственностьюпапасберег для них семью, отказавшись от предложений поместить девочек в детский дом. Проснулись знаменитыми Тем временем информа- ция о самоотверженномотце достигла и вездесущего Ан- дрея Малахова, в 2008 году пригласившего семью на однуиз своихпередач. Алек- сандр долго отказывался — не публичный он человек, да и смысла в этом не видел. Однако в деревне уговори- ли: не каждый день людям из такой глубинки удается на экраны телевизоров по- пасть. Да и девчонок можно свозить в Москву, столицу Родины показать. О самой передаче они вспоминают без добрых чувств. Темболее что там появилась и мать детей. Малахов заранее, рассказываетАлександр, по- делил публику на две части: одни выступали в защиту отца, другие оправдывали мамашу, бежавшую якобы от непосильнойжизни. Апо- сле передачи его обвинители подходили к нему и жали руки, извиняясь за непра- ведные — но по правилам игры— нападки. Зато назавтра, как гово- рят, они проснулись знаме- нитыми. А вскоре в деревню нагрянула команда ТНТ, снимавшая фильм об отцах- одиночках. В конце сюжета об Александре и его детях был дан адрес семьи. И как толькофильмпрошелпо ТВ, повалили в Набоково пись- ма со всех концов России. Молодые и не очень женщи- ны предлагали Александру свою помощь, готовы были бросить всё и ехать в дерев- ню, детей поднимать. По адресамна конвертахможно географию страны изучать: Оренбург, Новосибирск, Свердловск, Самара… И как он из этого обилия писем выбрал одно? Пред- чувствие? В конверте даже фотографии не было. Только номер телефона. Он позво- нил. Она ответила. Потом приехала в гости. — Сено помогнула со- брать…—шутит Александр. А на самом деле, небось, от- метил, что Клавдия работя- щая и открытая, к детям со всей душой отнеслась. В общем, через месяц она со своим маленьким сы- нишкойДанииломприехала из Оренбурга к Серегиным навсегда. Было трудно, но любовьюитерпением, труда- ми и заботами она завоевала сердца девчонок, доверие Александра, уважение сосе- дей. Они поженились. А че- рез годунихродилсяЕгорка. Отчаянная Теперь в семье шестеро детей. Папа работает в част- ном предприятии, мама дом ведет, детей растит. Алек- сандр не переставал содер- жать живность во дворе: от коровы и лошади до птицы, обрабатывать большой ого- род. Теперь они всё это де- лают вместе. Сумасшедшая, подумают одни, такуюобузу на себя взвалила. Счастли- вая, отметят другие, обрела любовь, детей. Отчаянная, сказала про нее мама. Клав- дия смеется: мать всё про нее знает. Одной еды наготовить — сколько труда надо. А заготовки на зиму… А за- боты о малышах… Егору полтора года, Даниилу пять, с ними только успевай пово- рачиваться. Ашкольники… Анжела учится в девятом классе, Инна — в шестом, а Шура, как она сама себя на- зывает,—в четвертом. Стар- шая, Юлия, уже учится в медицинскомколледже. Без нее в доме стало скучновато, но при первой же возмож- ности она едет в Набоково. Глядя на эту семью, по- нимаешь, что попусту гово- рить о счастье детей, если несчастливы их родители. И Клавдия не жертву при- несла, а радость в их и свою жизнь, сумела полюбить и Александра, и его детей. И этой любовью она смягчила их сердца, создала в доме атмосферу тепла и уюта, по- нимания и прощения. Живут небогато, но ста- раются сами справляться со своими трудностями. Од- нако и государственная по- мощь — льготы, пособия —не лишняя. Их постоянно навещают представители власти, сотрудники соци- альной службы района, ко- торую возглавляет Лариса Шатохина, органов опеки и попечительства, отдела образования. За труд и упор- ство общественнаяприемная ВладимираПутинаподарила семье холодильник, а район- ная администрация — сти- ральнуюмашину-автомат. В рамках акции «Счастливые дети—счастливое будущее» Серегиным также были вру- чены подарки. Открытый мир Шаг навстречу судьбе не побоялась сделать и скром- ная девочка из Тербунов По- лина Филипповских. Нелов- кописатьо серьезномнедуге, которым страдает Полина, однако и промолчать о том, что девочка стоически пере- носит свое заболевание, нель- зя. Ибо тогда не понять, ка- коюсилоюдухаонанаделена, как открыта людям. Можно уйтивсебяиоплакиватьсвою горькую долю, а можно, как Полина, с благодарностью приниматьжизнь, даже если она сплошное испытание и преодоление. Конечно, во многом именно Ольга Филиппов- ских сумела вдохнуть в дочь уверенность и надежду, вос- питать ее великой труже- ницей и созидательницей. Помогают поднимать детей — а у Ольги есть еще одна, младшая, дочка, Танюшка, — и бабушка с дедушкой. У них хороший, ухоженный дом, где есть все условия для развития девочек. Полина — активный, деятельный человек, у нее замечательный голос, она участвует в общественной жизникласса,школы, райо- на. За это она не раз на- граждалась дипломами и почетными грамотами, в том числе и Тербунской ор- ганизацией Всероссийского общества инвалидов. В про- шлом году она заняла третье местовконкурсе«Открытый мир» Липецкого областного центра реализации моло- дежных инициатив и про- ектов. А потом, уже летом этого года, по предложению отдела социальной защиты населения ее направили представлять область на IV Международномтворческом фестивале детей с ограни- ченными возможностями «Шаг навстречу», прохо- дившемвСанкт-Петербурге. Собирали Полину тоже всем миром: костюм в рус- ском стиле изготовили при финансовойподдержкемест- ной администрации, органи- зации и частные предпри- ниматели района помогли осуществить саму поездку. Вернулась девочка с награ- дой:нафестивалевысокооце- нили не только пение юной вокалистки, но и ее наряд. Сейчас Полина учится в десятом классе, мечтает о сцене. И это обязательно сбудется, потому что ее все поддерживают, в нее верят. Апорой нашим детям—для того, чтобыстать счастливы- ми — как раз и не хватает этой верывзрослых, их люб- ви и участия… ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz