Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 21/23899/5 ФЕВРАЛЯ 2011 7 Валентина Добромыслова Несколько лет назад жительница села Дмитря- шевка Хлевенского района Юлия Старых прочитала в районной газете заметку о судьбе двух малышек- близняшек. От девочек отказалась мать, и их временно разместили в детском отделении район- ной больницы. Юля уже утром следующего дня была на месте. Сердце ее забилось, едва она увидела спящих сестрёнок… Посо- ветовавшись с мужем, Юлия приняла решение взять малышек в свою семью. Все её знакомые разделились тогда на два лагеря. Одни одобряли и поддерживали. Другие говорили, что она взвали- вает непосильную ношу. Но молодая женщина их не слушала... Супруги Старых с пер- вых дней окружили дочек заботой и вниманием. Спу- стя какое-то время Юлия МИЛОСЕРДИЕ | Девочка верит , что вокруг неё добрых людей больше Поможем ребенку увидеть мир И. Неверов Однажды меня поразила случайно попавшаяся на глаза строчка из книжки японского писателя: он так торопился, что не остано- вился полюбоваться цветущей сакурой. Господи, как же они непохожи на нас! Кому из европейцев, пусть он даже никуда не спешит, придет в голову медитировать, глядя на распустившийся цветок или зазеленевшее дерево? Воистину — япон- цы живут в каком-то ином измерении. Они в наших глазах ино- планетяне — созерцатели, утонченные поэты, наде- ленные талантом обнару- живать красоту во всем — вплоть до серых камней на дорожке сада. Или, как сказано в хокку, сочинен- ном в середине минувшего века Такахама Кёси: И в засохшей Хризантеме Разве не увидишь жизни? По зже мне неле гко было соединить все это с информацией о фантасти- ческой мобильности япон- ской экономики. «Скорость технического прогресса, говорят, нельзя измерить во времени. Ничего подоб- ного — в Японии можно, — свидетельствует хорошо знающий странужурналист Сергей Агафонов. — Здесь новая модель в бытовой электронике появляется на прилавках каждые шесть- семь месяцев, компьютеры выбрасываются как уста- ревшие в среднем через два-три года работы, воз- раст безнадежного старе- ния для промышленного робота — пять-шесть лет, для автомобиля вы уже не найдете запчастей спустя семь лет после его спуска с конвейера, а вообще при- нято менять машину каж- дые три-четыре года, иначе реализовать ее японским автомобильным «старьев- щикам» просто не удастся». В уникальной прагма- тичности японцев, не при- выкших зря тратить ни время, ни ресурсы, липчане убедились, когда крупней- шая компания «Йокохама» стала резидентом нашей особой экономической зоны и начала там строительство предприятия по выпуску автошин. Впечатляет не только масштаб инвести- ций, но и непреклонная установка, во-первых, на самое высокое качество продукции, во-вторых, — на новейшие технологии, в-третьих, — на создание самого чистого, самого эко- логичного производства. А в-четвертых, удивляют сро- ки: в марте прошлого года заложен первый камень, нынешней весной заводское здание площадью под сорок три тысячи квадратных метров будет построено, за- тем — пуск, и к 2014 году на рынок уже начнут по- ставлять без малого полтора миллиона шин ежегодно. Воистину справедливо утверждается, что в Японии превыше всего потребность в совершенстве. Всегда и во всем. Там не способны ни халтурить, ни подводить партнеров, ни экономить на качестве. Это держится на опорах тысячелетней традиции. И в сочетании с современнейшей наукой, техникой, организацией труда дает ошеломляющий ПАРТНЕРСТВО | Заметки на полях деловых соглашений Уроки японского эффект, делая тамошнюю не слишком дешевую про- дукцию конкурентоспо- собной и желанной во всем мире. Но как же все-таки со- вместить неспешное лю- бование сакурой и такие деловые темпы? Вопрос не праздный. Судя по все- му, «Йокохама» не послед- ний инвестор с японских островов, который хочет сотрудничать с Липецкой областью. Исотрудничество это будет тем плодотворнее, чем лучше мы сумеем по- нять друг друга. В том чис- ле — через искусство. Так, напомню, произошло у нас с итальянцами. Появился «Индезит», а затем развер- нулся культурный обмен творческими коллектива- ми, выставками, другими привлекательными для обе- их сторон проектами. Между тем понять на- ших восточных соседей действительно непросто. С этой задачей не очень-то справляются и европейцы, и американцы. Еще лет сорок назад, к примеру, ан- глийские школьники узна- вали из своих учебников, что в Токио главное транс- портное средство—рикши. Хотя японцы уже теснили Запад по многим позициям. Да что говорить, если даже старинное название Японии переводится ошибочно. Ко- нечно. «Страна восходяще- го солнца» звучит красиво. Но на самом деле слово «Ниппон» означает «кор- ни солнца». Почувствуйте разницу и силу веры в себя народа, который считает, что в почву его родины ухо- дят корни дарящего жизнь светила! Надо отдать, однако, должное новым инвесторам ОЭЗ «Липецк». Они ис- кренне стараются помочь нам приблизиться к свое- образной культуре, фило- софии, этике своей страны. Пока в позапрошлом году бизнесмены, политики, дипломаты во главе с Чрез- вычайным и Полномочным Послом Японии Масахару Коно в сопровождении пер- вых лиц нашего региона знакомились с ОЭЗ, в об- ластном выставочном зале демонстрировались миниа- тюры художника Хироаки Мияямы — иллюстрации к прославленному произ- ведению «Гэндзи Монога- тари», а в кинотеатрах шли японские фильмы. А сейчас в Липецке развернута экс- позиция завораживающих фотоснимков мастера ми- рового класса Кадзуёси Миёси. Он запечатлел на них древние храмы своей такой маленькой по тер- ритории и такой великой духом страны. Как ни странно, всма- триваясь в эти фото, мы получаем какой-то шанс чуть-чуть приблизиться к разгадке Японии. Седые от времени постройки не толь- ко красивы истинно япон- ским лаконизмом архитек- турного языка. Они соиз- меримы с человеком, ибо не подавляют, не умаляют его, как, допустим, католи- ческие соборы, а напротив — кажутся по-домашнему уютными, теплыми. Но главное — они не противо- поставлены окружающей природе, воспринимаются естественной ее частью, гармонируя с зеленью са- дов, с камнями, с горными вершинами. Быть может, это и есть тайна Японии: не преоб- разовывать сущее, а встра- иваться в него. Не брать силой у природы то, что ей принадлежит испокон веков, а гармонично слить с нею творения человеческих рук и ума. Это воспитыва- лось веками, потому что судьба и история не избало- вали японцев природными богатствами, не подарили им бескрайние плодород- ные просторы и немереные полезные ископаемые. Вот люди и научились благого- веть перед всем, что им так скупо дано. Даже если это эфемерный цветок, даже если это высохшая хризан- тема. Такая неизбалован - ность, необходимость тяж- кими усилиями возделы- вать нещедрую землю и экономить на всем сформи- ровали и эстетику, и этику, и, если угодно, трудовую философию. Оттого, навер- ное, в Японии так поощря- ются точность, дисципли- нированность, верность, способность подчиняться и работать в команде. В оди- ночку не выжить, ничего не добиться. В сущности, эта исконная общинность, кол- лективизм, доверие до сего дня определяют атмосферу и на самых продвинутых, самых прославленных и успешных предприятиях. Не случайно в фирме, при- нимая выпускников вузов, больше внимания обраща- ют не на знания и умения, а на характеры. Важно, чтобы человек вписался в коллектив, а ужделать дело его научат. Думаю, тот опыт, что приобрели липчане, ста- жируясь в Японии в той же компании «Йокохама», будет очень кстати и у нас. Ведь, с одной стороны, у японцев немало такого, что сближает с ними рос- сиян — именно россиян, а не европейцев, поскольку дух и отношения коллек- тивизма были свойственны и дореволюционной Рос- сии, и Советскому Союзу. А с другой, пример японцев позволяет поумерить нашу привычнуюбезалаберность, размашистость, которые на- прасно выдаются за широту души. Сам приход в область инвесторов с Дальнего Вос- тока служит не только эко- номике. Не стоит сужать понятие культуры, сводя ее исключительно к музыке, театру, живописи. Есть еще и культура труда, культура производства, политиче- ская культура. И тут япон- цы, давайте это признаем, опять-таки лидируют на международном уровне. Вероятно, среди про- чих «уроков японского» не резон пропустить, не осмыслить и еще один, от- нюдь не второстепенный. Я хочу сказать об «искусстве заимствования». Несмотря на то, что в Японии пустило корни само Солнце, там, похоже, не одержимыжаж- дой доказать всему свету, что их страна — родина слонов и не нуждается в за- граничных достижениях. Без смущения приобретая иностранные патенты, это государство оказалось спо- собно использовать их с максимальным эффектом, подчас большим, чем там, где появились сами эти изобретения, технологии, машины. Все они были, так сказать, «японизиро- ваны», соединены с на- циональными творческими ресурсами — дисциплини- рованностью, четкостью, честностью, командной психологией. А параллельно шло глу- бинное освоение искусства и литературы ближних и дальних соседей. Опять же пример такого неподдель- ного интереса к чужому, но не обязательно чуждому показали члены японских деловых делегаций, кото- рые посетили в Липецкой области, кроме ОЭЗ, и мона- стыри Задонска, и древний Елец. И явно не считали это бессмысленной тратой времени. Тут уместно напомнить эпизод, рассказанный гла- вой администрации нашей области Олегом Короле- вым. Кто-то из елецких студентов в присутствии Чрезвычайного и Полно- мочного Посла Масахару Коно бросил: дескать, у России, в отличие от Япо- нии, нет мировых брэндов. А посол—отнюдь не только из дипломатического так- та — объяснил: он, как и другие его соотечественни- ки, глубоко ценят русскую культуру. Чехов, Толстой, Достоевский — те основы, что способствуют разви- тию его страны, являются важнейшей частью куль- туры, без которой не было бы «японского чуда». По- моему, это мнение надо бы принять во внимание, об- суждая сегодня, оставлять или не оставлять родную литературу в российских школах как предмет, обя- зательный для изучения. А что касается пар- тнерства нашего региона с японским бизнесом, то оно, будем верить, продол- жится. Кроме завода авто- шин, кроме елецкого пред- приятия восстановленного табака, принадлежащего Japan Tobacco International, появятся и другие произ- водства с дальневосточных островов. Так что «уроки японского» нам не раз еще пригодятся. заметила, что поведение Наташи заметно отлича- ется от поведения сестры. Кроме этого, девочка очень часто болела. После оче- редного медицинского об- следования подтвердились самые худшие предполо- жения: Наташа оказалась слепой. С тех пор для родите- лей началась ежедневная борьба за будущее дочери. Юлия обошла не один де- сяток врачей. Её не пугали ни длинные очереди в поли- клиниках, ни большие рас- стояния. Позади несколько операций в специализи- рованных центрах столи- цы и Санкт-Петербурга. Сколько бессонных ночей и тревожных дней провела мама у постели больной малышки—лишь одной ей известно. А сколько страш- ных, беспокойных мыслей посещали её в это время… Но старалась не думать о плохом. Терпеливо, день за днём, она помогала до- чурке осваиваться в мире тьмы. Особенно тяжело им приходилось в первые дни после операций. Но Юлия рук не опускала, не сдава- лась ни при каких обстоя- тельствах, и девочка всегда слышала рядом успокаи- вающий мамин голос. А мама все свободное время тратила на поиски нужной литературы, адре- сов традиционных и не- традиционных целителей. В прошлом году даже стала участницей одного из вы- пусков передачи «Малахов плюс». Больной ребёнок в семье — испытание не из лёгких. И справляются с ним, увы, не многие. Но супруги Ста- рых—люди сильные духом и души у них добрые. Они решили, что сделают всё возможное и невозможное для того, чтобы вернуть дочке зрение. После серии операций Наташа стала немножко ви- деть. Всего лишь свет. Это пока маленькая, но очень важная победа — вырвать дочку из мрака постоянной тьмы. Она вселяет надежду на то, что девочка когда- нибудь обязательно увидит мир во всех его красках. И добрые глаза мамы. Несколько дней назад Юлия нашла в Интернете сайт одной из клиник в Гер- мании.Женщина рискнула и отправила туда все дан- ные Наташи. Неожиданно пришёл ответ, в котором врачи предложили Юлии привезти дочку и пообеща- ли благополучный исход операции. Старых ждут в Германии 23 февраля. По утверждению немецких врачей, к этому времени к ним должен прибыть ещё один мальчик из Липец- ка. Юлия поначалу рас- терялась и не знала, что делать. Она понимала, что такой шанс просто нельзя упускать. Но стоимость операции более трёх тысяч евро... Таких денег, понят- но, в семье нет. Что делать? Вот и решила мама через «Липецкую газету» обра- титься за помощью. Прежде ей уже помо- гали, в том числе и глава Дмитряшевского сельского поселенияИванПополитов, но просить денег у одних и техже людей и организаций совесть не позволяет. Юлия очень надеется, что добрые люди откликнутсяипримут участие в судьбе маленькой слепой девочки. Для тех, кто хочет и может помочь, сообщаем номера счетов в банке, на которые можно перечислять средства. Задонское ОСБ №3827 Центрально-Чернозёмный Банк СБ РФ БИК 044206604 Р/С 30301810235000603506 ЛипецкоеОСБ№8593г.ЛипецкК/С30101810800000000604 ИНН 7707083893 КПП 480802001 на лицевой счет 42307 810 1 3506 8601580 на имя Старых Юлии Ивановны или лицевой счёт карты 40817810435066001565 на имя СТАРЫХЮЛИИ ИВАНОВНЫ Адрес для почтового перевода: 399250, Липецкая об- ласть, Хлевенский район, с. Дмитряшевка, ул. Первомай- ская, дом 35, Старых Юлии Ивановне. Софья Вобликова, Милада Федюкина «Бог есть!»—написал на одном из школьных сайтов неизвестный пользователь, прокомментировав таким образом информацию о начале карантина. Видимо, хотел выразить радость, что размножившиеся вирусы гриппа даровали ему и другим перегруженным учебой школярам полторы недели внепланового отдыха. Но радость эта была преждевременной – практически все школы Липецка позаботились о том, чтобы и во время карантина учеба продолжа- лась. Разумеется, вне школьных стен. —Департамент образова- нияподготовилиразослалво все образовательные учреж- дения города инструктивно- методическое письмо, в ко- тором мы рекомендовали приостановить образова- тельный процесс с 27 января по 5 февраля включительно. Также мы рекомендовали школам активно исполь- зовать Интернет и другие ресурсы для организации самостоятельнойработыуча- щихся, — рассказала корре- спонденту «ЛГ» заместитель председателя департамента образования Липецка Ольга Шашлова. К рекомендациям при- слушались все школы горо- да. «Уважаемые учащиеся! Во время карантина вам необходимо выполнить до- машнее задание» — подоб- ные ссылки имеются сейчас намногихшкольныхсайтах. Нажимаешь—иперед тобой длинный список упражне- нийи заданий, которые нуж- но выполнить, параграфов и страниц, которые нужно прочитать. Некоторые об- разовательные учреждения, правда, разместили на своих электронных страницах не сами задания, а объявления о том, как их можно полу- чить: позвонив по телефону (причем для классов разных ступеней указано свое «вре- мяприема») или связавшись с классным руководителем. Но вот вопрос: кто, как и когда будет контролировать выполнение этих заданий? —Давать задания на вре- мя карантина — это давняя практика. Работы учеников будут проверяться учителя- ми после окончания каран- тина, но главное внимание будет уделено тому, насколь- ко дети овладели навыками самостоятельной работы, насколько они сами могут организовать свою деятель- ность, — говорит директор гимназии № 64 Ольга Кар- ташова. — Впервые мы даем ин- формацию через сайт, а так ученики традиционно полу- чают на время карантина за- данияотучителей,—продол- жает тему директор средней школы № 4 Светлана Плак- са. — После возобновления школьных занятий учитель вправе не возвращаться к тем темам, которые изучены учениками самостоятельно, и идти по программе даль- ше. Но, разумеется, не все дети ответственно подходят ОБРАЗОВАНИЕ | Задания по Интернету И в карантин учиться нужно к самостоятельной работе, некоторые предпочитают отдыхать. Это вызывает до- полнительные сложности в работе педагога. Поэтому целесообразно проведение проверочных работ, тести- рования, которые помогут составить полную картину о том, как усвоен материал учениками. Так что школьникам лучше все же не отклады- вать выполнение заданий на последний день или, тем более, полностью игнориро- вать их. Загляните на сайт школы — и за учебники. А то ведь прогресс не стоит на месте. И пока липецкие педагоги полагаются все же больше на добрую волю и со- знательность учеников, их московскиеколлегишагнули еще дальше в стремлении осложнить жизнь детей во время карантина — они уже начали проводить уроки по «скайпу». * * * Несмотря на карантин, который продлен в Ельце до 12 февраля, паузы в об- разовательном процессе не произошло.Напомощьпеда- гогам пришли новейшие ин- формационные технологии. Первыми их активно стали осваивать учителя лицея № 5. Они уже давно исполь- зуют возможности проекта Dnevnik.ru, ведут электрон- ные журналы учета успе- ваемости учащихся. И, что оказалось самым важным в период карантина, дают до- машние задания и наблюда- ютпроцесс обучения.Все—в режиме он-лайн. Пионером в использовании личного сайта для работы с детьми в условиях карантина ста- ла учитель химии Наталья Стребкова. Ее опыт доказал: система работает, особенно эффективно — для выпуск- ников, которые накануне ЕГЭ должны усиленно за- ниматься, чтобы достойно выдержать предстоящие экзамены. — Мы были готовы к внештатным ситуациям уже в начале учебного года, — комментирует заместитель директора лицея по инфор- матизации Елена Мялико- ва — Наш сетевой админи- стратор зарегистрировала участников дистанционного образования (детейи родите- лей). Общение с педагогом— строго индивидуальное, без допуска посторонних лиц. Те, у кого дома Интернета нет, выходят из положения посредством электронных адресов по месту работы ро- дителей или сотовых теле- фонов с услугами Интернет. Вместе с замдиректора нашкорреспондент заглянул в учительскую лицея, где в этот момент шли «интернет- уроки» (у каждого пред- метника — свой), велась корректировка учебной про- граммы. «Новые технологии помогают педагогам гото- виться к урокам, общаться дистанционно с детьми и их родителями, — говорит директор лицея № 5 Нина Журавская. — Dnevnik.ru показал всем, что на самом деле работы у педагога нахо- дится много и в так называе- мые «окна» между уроков. «Пустого»временив«Нашей новойшколе»упедагогаXXI века нет». ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО ВАЛЕНТИНЫ ДОБРОМЫСЛОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz