Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин Александр Викторов Минувший месяц в поли- тической жизни страны был примечателен тем, что на авансцену политиче- ской борьбы в России вдруг выпрыгнул Иван Охлобы- стин. Заявление о своем желании баллотироваться на высший государствен- ный пост он сделал на пресс-конференции в Москве и сорвал бурю аплодисментов. Перечисляя профессии соискателя, —актер, режис- сер,шоумен, писатель, жур- налист… — пресса не без удовольствия добавляла, священнослужитель. Это сдабривало перчикомлюбую публикацию: батюшек среди кандидатов в президенты в России еще не было. Впрочем, священником отец Иоанн был недолго. Видно, наскучило, и он по- просилПатриарха временно избавить его от служения. Охлобыстина ждали роли в кино, свет рампы, телекаме- ры, успех, деньги наконец. Но став звездойсериала«Ин- терны», актер продолжал позиционировать себя и как священник. Дескать, я еще немного покручусь, по- играю, подзашибу деньжат и вернусь к алтарю и при- ходу. Сан был для него чем- то вроде интриги и одновре- менно лучшим пиаром — так, по крайней мере, вы- ходило. Вотиодноизпослед- них его заявлений вызвало широкий резонанс прежде всего из-за этой охлобыстин- ской особинки: да он вроде еще и батюшка, — ахал на- род. Да и новое явление это- му народу Охлобыстина было, как выход на сцену, под аплодисменты и на по- клоны. Залогом победы на выборах, объявил претен- дент, станет намерение «предложитьОтчизне некий философско-идеологичес- кий концепт, которого не хватает». При этом Охлобы- стин подчеркнул: для того, чтобы «приступить к про- цессу серьезно», ему нужно «хотя бы молчаливое одо- брение церкви». Все это здорово смахива- ло на спектакль, где один актер играет разные роли. Вот дошел черед до новой, и ЗАПИСКИ ЦЕРКОВНОГО ИСТОРИКА | РПЦ : события , факты , лица Тихоновское богомолье ний день необыкновенный: хочет- ся служить и помогать всякому, как делал и учил их Великий По- кровитель города. Дошли, нако- нец, до Задонска. Вот и обитель смиренного Тихона, как он всегда называл себя. Как красива и вели- чественна она издали! Всего города как бы не существует, одна она высоко царит над всеми зданиями. Звон какой-то необычайный, по- бедоносный, пение неумолкаю- щее, настоящая Великая Пасха, о которой никогда в жизни не забу- дешь! .. Народу тысячи, вверху на церковной ограде, на крышах, на деревьях, внизу и везде слышишь — молятся свв. Митрофану и Ти- хону». Позднее, в вечерних сумерках с горящими свечами вошли в За- донск крестным ходом ельчане, в числе которых были и члены Об- щества хоругвеносцев в парадных облачениях. От Задонска на встре- чу «гостей дорогих» выходил осо- бый крестный ход во главе с епи- скопом Орловским и Севским Григорием (Вахниным). Вот как вспоминает об этом очевидец: «Великолепную карти- ну можно было наблюдать с За- донского, нагорного берега реки Дона. Идущие навстречу друг дру- гу крестные ходысошлись, и среди громаднейшей массы остановив- шегося народа образовался очаг огня из горящих свечей в руках богомольцев. Несколько минут —и вдруг дрогнула народная мас- са ипошла... От очага огня побегли отдельные звезды-огоньки и рас- сыпались в разные стороны. Перед мостом чрез р. Дон огоньки опять сошлись, образовали полосу света, и блестящею лавою пошел народ через Дон. На этом берегу запыла- ла бочка смоляная и осветила красным огнем хоругви, иконы, кресты; ярко блеснули ризы духо- венства и чудными огоньками за- горелись камни на митре архие- рея, встретившего елецких бого- мольцев. Под звон колоколов крестный ход взошел в мона- стырь». После чего во Владимирском соборе обители состоялось вечер- нее заупокойное богослужение — моление о родителях и родствен- никах святителя Тихона, покой- ныхимператорахиимператрицах, а также воронежских архипасты- рях. При этом в соборном храме и в самоммонастыре присутствовало такое великое множество бого- мольцев, что, по сохранившимся свидетельствам, некоторые ста- рушки, пришедшие с крестным ходом из Воронежа 11 августа, только 14 числа смогли прило- житься к святым мощам св. Тихо- на Задонского из-за огромной очереди к раке. На следующий день заупокой- ную литургию служил епископ Орловский Григорий. Во время литургии вместо причастия задон- ским священником о. Тихоном Поповым была сказана проповедь о том, как приготовлялся св. Ти- хон к совершению своих великих христианских подвигов, которы- ми он удивил мир, приобрел себе спасение душевное и славу как на земле, так и на небе. Панихиду после литургии со- вершили в сослужении все собрав- шиеся в Задонске архипастыри: архиепископ Воронежский Ана- стасий, епископыОрловский Гри- горий, Острогожский Владимир (Шимкович) и будущий священно- мученик епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), спо- добившийся принять мучениче- скую кончину в 1919 г. и причтен- ный к лику святых в 2001 г., с четырьмя архимандритами и мно- жеством протоиереев и иереев. Но кульминацией торжеств стали всенощное бдение 12 августа и литургия 13-го, во время кото- рых во Владимирском соборе при- сутствовало столько верующих, так близко прижимавшихся друг к другу, что «…никакое движение во время богослужений было не- мыслимо. Богомольцы как в об- ширном храме, так и на облегаю- щих его с трёх сторон хорах пред- ставляли одно религиозное тело, у которого было одно сердце и одна душа». В 9 часов утра 13 августа на- чалось торжественное архиерей- ское богослужение, пред которым прибыли в монастырь крестные ходы изо всех городских храмов и окрестных монастырей. На литур- гии присутствовало множество именитых гостей, среди которых были воронежский губернатор Сергей Иванович Голиков и сена- тор Алексей Алексеевич Хвостов, бывший одно время воронежским вице-губернатором. По определению монахов, жи- телей Задонска и полиции, число богомольцев было свыше 100 000 человек, тогда как обыкновенно их число в день 13 августа не пре- вышает 40 000. Из воспоминаний очевидца: «Около 12 часов дня гулким басом прикатился с высокой мона- стырской колокольни удар коло- кола, 100-тысячная толпа бого- мольцев дрогнула, заколыхалась и сгустилась в одну сплошную, непроницаемуюмассу. Полиции с большим трудом удалось сдержать напор этой живой человеческой стены. Из западных дверей храма по- казалась торжественная процес- сия из множества духовенства, замыкавшаяся четырьмя архипа- стырями. В воздухе блестели де- сятки хоругвей, две больших иконы святителей Митрофана Во- ронежского (прибывшая в крест- ном ходе из Воронежа) и Тихона Задонского, запрестольные иконы из нескольких церквей, монасты- рей и скитов, два стяга Воронеж- ских и Елецких отделов союза русского народа и, наконец, св. мощи св. Тихона. Медленно дви- галась процессия, а над головами богомольцев непрерывно летали куски холста, полотенца и другие приношения Угоднику Божию, которые поднимались особо на- значенными монахами. Чтобы удобнее было рассмотреть процес- сию, народ занял не только нахо- дившиеся по пути ее следования площади и улицы, но даже стены монастыря, крыши домов; иные разместились на деревьях. Замет- но было несколько фотографов, занявших возвышенные места и ожидавших удобного момента для снятия восхитительной процес- сии». По окончании торжеств на праздничной трапезе в покоях на- стоятеля обители архимандрита Нафанаила архиепископ Анаста- сий поздравил братию монастыря с этим знаменательным юбилеем и благословил Задонскую обитель иконой святителя Митрофана Во- ронежского. Во время чая, предшествовав- шего обеду, архимандрит Нафана- ил вручил гостям, духовенству и хоругвеносцамюбилейные сборни- ки «Воронежской старины», по- свящённые 50-летию прославле- ния святителяТихона, фотографи- ческие копии с портрета епископа Тихона, написанного с его мощей и сребропозлащённые медали в память данного торжества. ПЯТНИЦА , 11 НОЯБРЯ 2011 № 216 (24094) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО Казус Охлобыстина он сменил за кулисами рясу на иной сценический ко- стюм. При этом авторитет Церкви бывший батюшка использовал в качестве ре- марки. Если бы в его мятеж- ную голову действительно залетела мысль стать пре- зидентом, он бы, конечно, прежде всего поспешил к своему духовнику, а затем к священноначалию за благо- словением, а ужпотом «ста- новился в третью пози- цию…» Так принято. Но Охлобыстин знал, как и что нужно говорить, чтобы в самом деле, не ввязавшись в борьбу (он же адекватный человек!), сохранить лицо, припудрив его пиаром. Для него решение Церкви было известно заранее, и оно по- следовало. В Московском патриар- хате посчитали, что священ- нослужитель не может уча- ствовать в выборах и вести агитацию. «Поэтому выход для священника Иоанна Охлобыстина есть только один: отказаться от выдви- жения и прекратить любую агитационную деятельно- сть», — заявил глава Сино- дального отдела по взаимо- отношениямцеркви и обще- ства протоиерей Всеволод Чаплин. И претендент на кресло президента склонил голову. «Смиряюсь перед мнением Святой Церкви. Я верен клятве», — написал Охлобыстин в своем микро- блоге в Twitter. Вот и все. Спектакль под названием «Казус Охлобы- стина» окончен. Занавес! Жаль только, что так и ос- тался в письменном столе шоумена некий «философс- ко-идеологическийконцепт, которого, по мнению его ав- тора, так не хватает Отчиз- не». Вообще нашей Отчизне много чего не хватает. В том числе и серьезных, ответ- ственныхлюдей—неважно, в чем они ходят — в рясах или в пиджаках от кутюр. КСТАТИ. В Основах со- циальной концепции Рус- скойПравославнойЦеркви, а также в одном из докумен- тов Архиерейского собора 2011 года говорится о том, что «священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представи- тельной власти любых стран и любых уровней». Разуме- ется, это правило распро- страняется и на выборы президента. ГЛАВНАЯ ТЕМА | Наша рубрика отмечена престижной наградой Союза журналистов России Возвращаясь к духовным корням Александр Косякин, ведущий рубрики Сегодняшний выпуск тематиче- ской страницы мы открываем радостным сообщением: на проходившем в Сочи ХV Между- народном фестивале журнали- стов «Вся Россия» — 2011» первое место среди областных, краевых изданий страны заняла «Липецкая газета» за цикл публикаций «Дорога к Храму». Диплом и специальный приз уже заняли достойное место в музее редакции. Авторы же полосы этот успех рассматривают как повод «сверить часы» со своим активом. Признание коллег по цеху — это хорошо, номыработаемпрежде всего для читателяиименно от него ждем «ценных указаний». Поэто- му объясним концепциюстраницы еще раз. Для нас важен именно миссио- нерский ее стержень. Более того, мыне скрываем, что самине вполне воцерковлены.Мытолько стараем- ся встать на цыпочки перед Библи- ейвместе со своимлюбознательным читателем, пытаясь, какМюнхгау- зен, вытащить себя из болота не- верия. Вот почему героями наших пу- бликаций могут быть и заиграв- шийся батюшка Иоанн (материал публикуется сегодня), и семья, взявшая из детдома малыша, и мастер татуажа, понявший, нако- нец, греховность своего ремесла, и церковный историк, находящий в «хронологической пыли» не впол- не канонические примеры, и чи- татель (он в первую очередь!), за- дающий «колючие» и, с точки зрения ортодоксов, глупые вопро- сы. Но мы считали и считаем, что если «продвинутый священнослу- житель» не сочтет возможным для себя отвечать на эти глупости, неофит обратится к баптисту, мор- мону, адвентисту да к кому угод- но! Одна из основных рубрик на- шего выпуска — «Домострой» — предполагает упрочить связь времен — от нравоучений спод- вижника Иоанна Грозного попа Сильвестра до советов современ- ных батюшек по самым актуаль- ным вопросам бытия. Как защи- тить свой дом от бесов? Как вы- брать место под строительство? Почему нельзя (илиможно?) поль- зоваться вилками на поминальной трапезе? И окажется вдруг, что наставления сыну Владимира Мономаха актуальны и сегодня! Характерной особенностью тематической страницы являются публикации под рубрикой «Глав- ная тема», предполагающие пу- блицистические тексты на злобу дня. При этом авторы, если заме- тил читатель, стараются обойтись без дидактики, исподволь прово- цируя его на полемику, отклики. В редакции знают, что вопросы эти идут от жизни, а это, в свою очередь, также соответствует миссионерскому духу выпуска «Дорога к Храму». Леонид Морев Как мы и обещали читателям, начиная с сегодняшнего выпу- ска, на странице «Дорога к Храму» будут публиковаться материалы о церковной истории нашего края. Первый материал подготовил наш коллега церков- ный историк Леонид Морев. Минувшим летом православ- ный мир отметил 150-летие про- славления святителя Тихона За- донского. Торжественное праздно- вание подобного юбилея стало вторым за историю Задонска. 100-летие Церковь, нелюбимая в то время советским государством, отмечала тихо и скромно, а вот в августе 1911-го Задонский Бого- родицкий монастырь как бы пере- нёсся на полстолетия назад—в те дни, когда и состоялось прослав- ление св. Тихона, епископа Воро- нежского, чудотворца Задонского. Торжества продолжались в течение трёх дней. 11 августа архиепископ Воро- нежский Анастасий (Добрадин) вместе с архимандритомНафанаи- лом, братией монастыря и множе- ством духовенства и богомольцев встретили из Воронежа многолюд- ный крестный ход. Вот что пишет об этом торже- ственном моменте непосредствен- ный участник событий: «Улицы полны встречающим народом, который стоит сплошною стеною по обеим сторонам дороги; не вид- но ни конца, ни начала этой тол- пы. Верст за 5 вышел навстречу крестный ход из Задонска во главе с св. Тихоном, изображенным на большой иконе, устроенной на вы- соких подставках, вместе с други- ми иконами, хоругвями, духовен- ством и народом. Тихо идем мы, тихо приближаются и они; издали кажется, что встречаются живы- ми два великих молитвенника земли Русской, один идет почтить память другого. Иконыпоставили одну против другой, когда встре- тились и стали служить молебен... После молебна все вместе идем далее. Сильнее слышен звон, все более встречающей публики, та- кой любезной и радушной: берут нести наши сумки, стараясь по- участвовать немного в путеше- ствии. Видно, что для них нынеш- ДОМОСТРОЙ Освящение квартиры В нашем выпуске мы говорили о строительстве дома и самом первом, обязательном правиле новосела — освящении жилища. А если это не дом, а квартира? Уже обжитая? Надо ли освящать ее, ведь все вроде устоялось и сложилось? Обязательно! Прежде чем пригласить к себе священника, нужно привести жилище в поря- док. И в первую очередь, — красный угол с иконами. Конечно, должны быть выключены телевизор, маг- нитофон, радиоприемник, со стен и из шкафов убраны отвлекающие или непри- личные картинки. Жела- тельно попросить соседей не включать громко музыку во времяпосещения священни- ка. Затем нужно поставить столик с белой скатертью, на него батюшка положит все необходимое для освяще- ния. Нужно приготовить святую воду, свечи, расти- тельное масло. Следует так- же написать записку с име- нами всех живущих в квар- тире. Если еще предстоит со- борование больного, то кро- ме свечей нужны будут Евангелие, теплая вода, чи- стый платок. Также готовят семь деревянных палочек с ватой, кружку с пшеницей, куда их можно поставить, и церковное вино «Кагор», которое лучше купить в при- ходской лавке. Конечно, женщины должны пригото- вить платки или шарфики — чтобы покрыть голову. Первая часть освящения — водосвятный молебен. После него батюшка окро- пляет всю квартиру. Для этого открываются все две- ри. Священник сам оставля- ет на стенах особые кресты. Они, как святые печати, будут оберегать ваше жили- ще от темных сил. Допускается также освя- щение и всего, что находит- ся за пределами жилища. Например, домашний скот, сараи и прочее. При этом читаются особые молитвы. После водосвятного молебна священник совершает каж- дение жилища. И—советы. Совершенно необходимые для многих. Батюшка еще не закончил, а в соседней комнате уже столнакрыт: мыже русские, мы же не можем отпустить просто так человека, не от- благодарив его. Даже если это священник. И бутылки в ряд, и мясо на блюде — в общем, полный набор из книги о вкусной и здоровой пище. Даже если время по- ста… Ни в коем случае не нуж- но превращать освящение жилища в мероприятие и закупать ради него специ- ально деликатесные продук- ты. Лучше ограничиться простым чаепитием, если батюшка заранее был пре- дупрежден о нем. Можно собрать небольшой пакет с продуктами — помолясь, батюшка потребит их потом вместе со своими прихожа- нами или передаст нуждаю- щимся. Подготовил Стас Иванов ЦИТАТА ВЫПУСКА « Сделаться веру - ющим человеком и остаться вне Церкви — это все равно , что испытывать жажду , видеть перед собой сосуд с чистой водой и не захотеть поднять руку , чтобы взять его и поднести к губам ». Протоиерей Валентин Свенцицкий По данным столичной полиции, неизвестный про- ник в храмна улицеИбраги- мова и похитил частицы мощейСвятогоВеликомуче- ника Пантелеймона. Это – в Москве. А вот сообщение из Липецка. Воктябре вДобро- вском районе из Михайло- Архангельского храма укра- дено 900 рублей и матери- альных ценностей на сумму 1100 рублей. На следующий день из храма Спаса Неру- котворного похитили два ящика для сбора пожертво- ваний, в которых находи- лось около пяти тысяч ру- блей. В обоих случаях злоу- мышленники проникли в церковь через окно. Пре- ступники задержаны. А совсем недавно была ограблена епархиальная студия программы «Свет Миру», похищена аппара- тура на почти полмиллиона рублей. Пресс-секретарь епархии матушка Агафона прокомментировала случив- шееся так: «Человек, совер- шивший кражу, не просто украл. Он украл у Бога, а за это будет наказание гораздо НОВОСТИ Ничего святого Все чаще в уголовной хронике встречаются сообщения о грабежах храмов и приходов. Примета времени, увы. У злодеев нет ни стыда, ни совести, ни богобоязни. «В судебном заседании было установлено, что Об- разцов, имея умысел на унижение достоинства лиц православного вероиспове- дания и священнослужите- лей РПЦ, изготовил и на- правил для публикации в приложении текст, который содержал слова, унижаю- щие достоинство указанной группы лиц», — говорится в сообщении пресс-службы прокуратурыКалининград- ской области. Текст был распространен среди жите- лей региона, а также раз- мещен в сети Интернет для свободного ознакомления широкого круга лиц. Суд признал Образцова виновным по части 1 статьи 282 УК РФ (действия, на- правленные на унижение достоинства группы лиц по признаку отношения к ре- лигии, совершенные с ис- пользованием средств мас- совой информации). По информации информагентств По заслугам Ленинградский районный суд Калининграда приговорил журналиста, учредителя и редактора газеты «Тридевя- тый регион» Бориса Образцова к штрафу в размере 110 тысяч рублей за унижение достоинства лиц православно- го вероисповедания и священнослужителей Русской Православной Церкви (РПЦ). ” страшнее, чем уголовная ответственность». Эту же мысль высказал и глава отдела по взаимоот- ношениям церкви и обще- ства Московского патриар- хата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя по- хищение частиц мощей ве- ликомученика и целителя Пантелеймона. «Конечно, это тяжелый грех. Ни сама украденная святыня, ни деньги, которые могут быть выручены от ее продажи, не принесут похитителю ни счастья, ни пользы. Для со- грешившего выход из ду- ховной беды, в которую он попал, только один — вер- нуть святыню и покаяться на исповеди. Иначе этот грех закроет ему дорогу в вечную жизнь». ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА У каждого из нас своя дорога к Храму...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz