Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ПЯТНИЦА , 4 ФЕВРАЛЯ 2011 № 20 (23898) 4 ЛИПЕЦКАЯ газета Б ылое Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » ШТРИХИ ВРЕМЕНИ | Всем миром На танковую колонну В 1942 году колхозники Таловского района Воро- нежской области обрати- лись к землякам: соберем деньги на строительство танковой колонны «Воро- нежский колхозник». На их призыв откликнулись и жители тогдашнего Хворостянского района (ныне это Липецкая область). 24 декабря хворостян- ская районная газета «За большевистские колхозы» сообщала, что особенно ак- тивное участие в патриоти- ческом начинании приняли жители Пушкинского сель- совета. От них поступило 18965 рублей. Из того же номера «районки» можно было узнать, что счетовод колхоза «Красная победа» Бурков внес 700 рублей. Его примеру последовал пред- седатель сельхозпредприя- тия Привалов, чей вклад из личных сбережений соста- вил такуюже сумму. А ком- сомольцы первичной орга- низации при исполкоме райсовета собрали 2140 руб- лей. Сбор средств продолжал- сяи в следующем году. Сель- скохозяйственная артель «Энергия» получила благо- дарность И. Сталина, и «это вызвало воодушевление», — писал журналист. Пред- седатель колхоза Е. В. Бур- ков внес на постройку тан- ков пятьсот рублей и сдал в хлебный фонд Красной Ар- мии двадцать килограммов зерна. Фронтовик-инвалид А. П. Рязанцев и бригадир А. Ф. Комолых внесли по триста рублей. Столько же внес и колхозник К. Р. Бла- годатских. Не отставали от земля- ков и в Ольховском сельсо- вете. «С великим патриоти- ческим подъемом» там к 31 января 1943 года перечис- лили 23 тысячи рублей. Одновременно в сельсовете организовали и сбор подар- ков для бойцов ко Дню 25-й годовщиныКраснойАрмии. Защитникам Отечества было послано сорок кур и более ста яиц. А работники Хворостянского райкома ВКП(б) пожертвовали на танковуюколонну 3900 руб- лей. Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов России. Елена Скорохватова Казалось бы, сто с лишним лет назад в маленьком провинциальном городке царили застой, тишина, скука. Именно это описал корреспондент «Козлов- ской газеты», известный под псевдонимом Solo, приехав в Липецк в 1901 году. «На Дворянской никого, умонументаПетраВеликого —никого, на староми новом базарах тоже ни голоса чело- веческого не слышно. Ни собака не вякнет. Ни намека на торговлю газетами или книгами. В единственном писчебумажном магазине продавались лишь аспидные доски, грифели и азбуки для семилетних детей. Парки запущены, источники за- грязнены. «Глушь, братец мой!» (как выражались в «Лесе» А. Н. Островского)». Однако вновь посетив Ли- пецкие воды спустя четыре года, Solo уже обнаружил некоторые перемены. Постоянный автор «Бы- лого» Елена Скорохватова продолжает изучать исто- рию нашего курорта. На сей раз она предлагает нампере- листать подшивки старых газет. ...Итак, тот же Solo де- лится своими впечатления- ми о Липецке образца 1905 года. На первый взгляд, все без изменений. Сезон, как обычно, открыли торже- ственным молебном и освя- щением источников. Кон- церт симфонического орке- стра (после открытия сезона) «не произвел должного впе- чатления на многочислен- ную публику. Струнные мелодии его на открытом воздухе плохо улавливались ухом: их все время заглушал барабан и тарелки, которые, так и казалось, выполняют пьесы соло. Не чувствова- лось ожидавшегося подъема и на обеде...» (1905 г., 10 мая, «Козловская газета»). Пустует газетный киоск возле «курзала»: «предпри- нимательница газетного дела арендует будки городо- вых, ремонтирует их и раз- бивает рядом клумбы (1905 г., 17 мая, там же). Но при- мерно через неделю выясня- ется: на месте «будок Гл. Успенского» строят «храмы жизни» — киоски товари- щества «Газетное дело». Разносчики в красных фу- ражках и с бляхами (на них та же надпись) бойко торгу- ют прессой по трактирам и лавкам. На улицах города то и дело встречаются «пробу- дившиеся обыватели: воз- бужденные, озабоченные, рассуждающие с газетой в руках» (1905 г., 23 мая, там же). «Всех захватили собы- тия японской войны: липча- не волнуются, рассуждают, возмущаются, горюют» (1905 г., 21 мая, там же). Впрочем, курортная жизнь течет как будто спо- койно. «Ясен и тих безмя- тежный Петровский пруд — громадных размеров зерка- ло, преломляющее тысячи солнечных лучей». Перед «раковиной» для оркестра «упиваются звуками, арома- том цветов и созерцанием прекрасного молодые эле- гантные дамы в утренних костюмах с воздушными га- зовыми покрывалами», «бальзаковскийвозраст, под- шпиленный, а зачастую и подкрашенныйвцветамоло- дости», старики-генералы, «подбодренные разными ваннами и... Аннами». Но что так оживленно обсуждают во время антрак- та «седовласый воин в шта- нах с лампасами» (и в гене- ральском чине) и молодой штатский? Скорее всего, «цусимский позор...». «— Белые флаги подни- мают во время боя... Дис- циплины нет, совсем нет дисциплины... Вот у нас в последнюю войну с Турци- ей, я тогда казачьей дивизи- ей командовал... Юрий Конышев, краевед В нынешнем феврале исполняется 150 лет со времени отмены крепост- ного права в России. Свободу от помещичьего гнета и произвола получи- ли 23 миллиона человек, или душ обоего пола. На территории нашей области ее обрели 303296 человек. Да, реформы 1861 года были половинчатыми и не решаливсехпроблем. Темне менее завершался целый этап в нашей истории, когда людьми можно было торго- вать. Помните строки пуш- кинской «Деревни»: Склонясь на чуждый плуг, Покорствуя бичам, Здесь рабство тощее Влачится по браздам Неумолимого владельца. Торговали людьми на- ряду с движимым и недви- жимымимуществом, борзы- ми щенками. Документы облгосархива свидетель- ствуют: помещиками Ли- пецкого уезда в 1828 году было продано восемь кре- постных крестьян, одиннад- цать дворовых людей. В 1830-м предметом купли- продажи стали 48 человек, в 1831 — 53, в 1843 — 15, в 1849 — 12. Вот как совершались эти нехитрые сделки (купчая датирована 28 марта 1800 года). «Порутчица Надежда Васильева, дочь Клишина, в роде своем непоследняя, продала липецкому поме- щику, порутчику Николаю Кононову, сыну Чернову, и в род его вечно, написанных за мноюпо нынешней пятой ревизии в Тульской губер- нии Ефремовской округи в сельце Знаменскомкрепост- ных своих крестьян Антона Семенова с женою его Да- рьею Акимовою, дочерью Наталья Борисова, доктор филологических наук, профессор кафедры историко-культурного насле- дия ЕГУ имени И.А. Бунина Михаил Пришвин… «Оча- рованный странник», влюбленный в сверкающие зеленью живые «ризы» своей многострадальной Отчизны, философ, мифо- лог, сказочник, ученый, этнограф, летописец. Но главное — это истинно национальный писатель. Пришвинский русский мир, великое пространство Родины, где звенят лесные ручьи, фыркают глухари, кричат зайцы на опушке леса от любовной радости, где все еще поет маленький, едва различимый с земли «птичик» на верхушке огромного дерева. Здесь, в этих «медвежьих уголках» России, живут, радуются и страдают «клюквенные бабы», полесники, рыболо- вы, сказители, колдуны, поморы, промышляющие зверя на льдине. По запо- ведным тропам бредут уста- лые «черные люди» — странники-богомольцы с сияющими от духовной ра- дости лицами. И много лю- дейторговых, предприимчи- вых, активных и скучаю- щих, переселенцев, старооб- рядцев, сектантов—словом, пестрый коллективный пор- трет русского люда. Пришвинская Россия, художественная и дневни- ковая, исторична и досто- верна в лицах, событиях, во всех подробностях и проти- воречиях эпохи. Первое, что вторгается в сознание маленького Куры- мушки, автобиографическо- го героя романа «Кащеева цепь», — отчаянный крик няни: «Царя убили!» Так Пришвин обозначает крити- ческую точку русского «пе- репутья» — убийство Алек- сандра II. Вместе с Куры- мушкой — Алпатовым он пройдет типично русский путь соблазнов, надежд и их крушений, поисков послед- ней правды: марксизм, аре- сты, одиночнаякамера, разо- чарование вмарксизме, пои- ски«философскогокамня»… На эти испытания обречены и герои других его произве- дений. И не будет им пере- дышки — впереди только новый крест, новые муки «таинственнойстраны…Рос- сии с народом-сфинксом». Пришвинская Россия, однако, и исторична, и сверхисторична. Она вся в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ | Юбилей на фоне Цусимы Что меняется на Липецких водах? — Теперь и у казаков дисциплина ослабла, гене- рал. Я на днях в «Сыне Оте- чества» вычитал про каза- ков, что они... — Ну, это вы оставьте! «СынОтечества», «СынОте- чества», ...знаю я, это — не сын Отечества, а сукин сын! Вот что-с... гм... Слушайте- ка лучше музыку» (там же, 1905, 29 мая). Действительно: жизнь коротка — искусство вечно! А курортный симфониче- скийоркестрподуправлени- ем капельмейстера К.А. Рюлинга в состоянии пере- дать все «надлежащие нюан- сы» любого произведения (это мнение уже корреспон- дента Zingaro — коллеги Solo). «Увертюра к «Руслану и Людмиле» сыграна доста- точно стройно и уверенно. Певучесть скрипок особенно чувствовалась при исполне- нии «этой прекрасной пье- сы» («Козловская газета», 1905, 31 мая). И опять Solo: «В парках становится все интереснее». С 5 июня ожидаются спек- такли с участием учеников Московского художествен- ного театра. Обещают Мо- сквина и Качалова (И. М. Москвин действительно приехал, а вот В. И. Качало- ва заменил И. И. Васильев — не менее известный ар- тист, но Малого театра) («Козловская газета», 1905, 26 мая). Первый спектакль (А. П. Чехов «Чайка») вполне удался. Даже комическая роль Шамраева исполнена «без шаржа». Впечатление от «Пучины» А. Н. Остров- ского слегка портил «не- смолкаемый для публики голос суфлера»: господа ар- тисты еще нетвердо выучи- ли роли. Каждаяфраза гого- левской «Женитьбы» «со- провождаласьнепрерывным хохотом публики». Успех! Но... «Жаль было смотреть на то, что «Женитьбу» игра- ликаккакой-нибудь пошло- ватый фарс, и из-под груды комических слов и положе- ний мимолетными искрами вспыхивала захватывающая глубокая идея пьесы» (1905 г., 10 и 16 июня, 17 июня, «Козловская газета», автор — некто Ли-нь). Не все «лучшие новин- ки» сезоновМХТ (1904-1905 гг.) выдержали испытание временем. Кто бы объяснил, чем привлекли репортеров «Тамбовского голоса» пьесы Найденова иЧирикова? Зло- бодневностью? Скорее всего. Автор очередной заметки сетует, что «средняя публи- ка не доросла до идейного репертуара, и ей больше нравятсямелодрамынаподо- бие «Пучины» или «живая и очень талантливая, но безна- дежноустаревшая«Женить- ба» Гоголя. Так или иначе, приезд артистов МХТ стал выдающимся событием в жизнинашего симпатичного по своей природе и положе- нию городка» («Тамбовский голос», 1905, 1 июля). В курортных парках и заведениях «пахнет жиз- нью». Железные ванны, в которых легко подхватить простуду (а то и воспаление легких), наконец-то меняют на эмалированные чугун- ные. Выписаны динамо- машины для светолечения (и дорогущий аппарат систе- мы Нолли для углекислых ванн). Впервые введены ка- тания на лодках по Петров- скому пруду (2 копейки с человека), бесплатные под- вижные игры для детей, крокет и «лаун-теннис» (большой теннис). «В ресто- ранах прекращеныпрежние оргии и безобразия» («Коз- ловская газета», автор—К. Владимиров, 1905, 4 июля). Авот столетиеЛипецких минеральных вод не отмеча- ли: дирекция, похоже, соч- ла, что юбилей — это оста- новка на пути к междуна- родному признанию, к пре- вращению из «русского Франценсбада» в курорт с собственным именем. К это- му были сделаны лишь пер- вые шаги... МЕЖДУ РАБСТВОМ И СВОБОДОЙ | К 150- летию отмены крепостного права Дело о неповиновении Верою и с рожденною после ревизии Алимпиадою, да Орловской губернии Елец- кой округи в деревне Бере- мовойИванаИванова вдово- го с дочерью его Верою Ива- новою, Данилу Алексеева с женоюАвдотьею, дочерьюи сыном их Романом, с женою его Марфою Матвеевою и рожденную после ревизии дочерьюихПелагееюна вы- вод без земли, а взяла я, Надежда, с него, Николая, за оныхкрестьянденег пять- десят рублей...» Помещик был вправе распоряжаться судьбами своих крепостных как ему заблагорассудится. Стоит вспомнить хотя бы бунин- ский «Суходол». Ну а если все же барин был добрый и давал согласие, чтобы де- вушка вышла замуж в дру- гой уезд, к другомуфеодалу, то надо было платить выво- дную. Так называлась сва- дебная пошлина, взимаемая с невесты в случае брака с человеком другого барина. Вот образец такого докумен- та 1750 года: «Отставной порутчик Илья Иванов сын Ознобишин, отпустил я на вывод крепостную своюкре- стьянскую девку Лукерью Иванову, дочь Ряского уезда деревни Борщевки вдовы Стефаниды Ивановой, до- чериКлементьевской, жены Авдеева, сына Орлова в за- мужество за крестьянина ее Афанасия Никитина, а за оную крепостную свою кре- стьянскую девку взял я, Илья, с нее, Стефаниды, вы- водных дачу два рубли. К сей выводной отставной по- рутчик Илья Иванов сын Ознобишин». Против крепостничества активно боролись демокра- тическая общественность, революционные группы, либералы.МихаилАлексан- дрович Стахович-младший, чье 150-летие липецкое краеведение отметило 20 января, в своих «Записках» вспоминает: «Я всегда радо- вался, что, родившись 8 января 1861 года, я застал еще крепостное право, двад- цать лет прожил в царство- ваниеЦаря-Освободителя, в эпоху великих реформ, вы- рос в этой в атмосфере. Этой эпохи ни Россия, ни Исто- рия не забудут». После отменыкрепостно- го права произошли измене- ния в землепользовании бывших помещичьих рабов- хлебопашцев во всех уездах нашего края. Только в Дан- ковскомуезде в пользование 25579 душ, получивших на- делы, перешло 65572,2 деся- тины, или 2,6 десятины на одну душу. По количеству крепостных в нашем крае наиболее «рабскими» были Раненбургский (31210), Елецкий (28417) и Данков- ский (25409) уезды. Как проходили у нас ре- формы? Не очень-то гладко. Уже 12 апреля поступает рапортштаб-офицеракорпу- са жандармов в Орловской губернии Арцыбашевского шефу корпуса В.А. Долго- рукову о волнении крестьян в Елецком уезде. Елецкий предводитель дворянства уведомил и. д. начальника Орловской губернии «о не- повиновении крестьян и происшедших беспорядках в имении умершего помещи- ка Данилова, равномерно об упорстве и нежелании кре- стьян помещика Стаховича переселиться на новые ме- ста». Вновь пошли в ход розги. По приказу генерал- майора графа Толя десять зачинщиков наказаны от 50 до 300 ударов. Экзекуция в те времена—дело страшное. Нижние чины 4-й роты 1-го батальона Селенгинского пехотного полка били, как устав требовал. А крестьяне МаркПетров, ЕвдокимМар- ков, «как главные виновни- ки происшедших беспоряд- ков, отправлены в Елецкий тюремный замок для пре- дания суду и поступления с ними по законам». 27 апреля в жандарм- ский корпус поступает ра- порт о том, что в Липецком уезде в имении Федцова крестьяне отказываются вы- полнять барщину. Да тут еще прокламации подогре- вают народный гнев. Н. Г. Чернышевский прямо пи- шет в своем обращении «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»: «И барщина остается, и по- мещику власть над вами остается, как была. А где барщины не было, а был об- рок, там оброк остается, либо какой прежде был, либо еще больше прежнего станет». Волнения и беспорядки катились по всей России. Наш край в бунтах «пальму первенства»не держал. Про- сто все 60-ехарактеризуются историками как крайне не- стабильные, бунтарские. В 1862 году не повинуются местным властям крестьяне села Зыково Раненбургского уезда. Через год в том же уездекрестьяне селаСнежат- каотказываютсяпереселять- сянановыеместа.Аелецкий дворянин И.В. Пушечников свидетельствует о воздей- ствии реформ на помещичье хозяйство: «Положение по- мещиков в настоящее время весьма шаткое, оставаться при издельной барщине нет возможности, крестьяне ра- ботают нерадиво и с недобро- желательством; урочное по- ложение неудобоприменимо во мно гих случаях , а безурочная работа сопряже- на с большими неприятно- стямиитакплоха, чтолучше отказаться от нее». Ну а самое главное — переход от обязательного к вольнонаемному труду тре- бовал значительныхкапита- лов, орудий труда и, конеч- но, изменения психологии крестьянства. ДАТА | 4 февраля родился наш земляк Михаил Пришвин Слово о России, слово для России настоящем, но одновремен- но вне его. Кажется, что она не столько живет, сколько «перемогает», пережидает дурную бесконечность вре- менного разлома. Писателю было дано обнаружить сущ- ностные основы русского бытия, некий универсаль- ныйсмысл, проявляющийся в разных ипостасях народ- ной жизни. Он словно бы о бна ружил о тпр а вной пункт, незыблемый и само- ценный, определяющий то, что можно назвать «феноме- ном русскости». Русская душа у него — душа народ- ная, детская, наивная, лег- коверная, не знающая и не желающая знать срединного бытия. Ипрежде всего—это душа страдающая, сочув- ствующая: «Пройди по Руси, и русский народ отве- тит тебе душой, но пройди с душой страдающей только — и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о ко- торых думало человечество с начала сознания. Но если пойдешь за ответом по делу земному — великая откро- ется картина зла, царящего на Руси». Может, поэтому и утверждает писатель: «рус- ский в возможном недалеко ушел, но он, как никто, весь в невозможном (чудо)». Рус- скому свойственно упорное стремление к лучшему, вера в какой-то лучший мир, правдоискательство, вели- чайшее духовное напряже- ние и непредсказуемость. Пришвинидет от поверх- ности жизни к ее глубинам, от неких неточностей, несо- образностей, «темныхмест» к вещам очевидным, откры- тым, от периферии своей «художественной филосо- фии» к ее центру, выявляя субстанциональные основы русского мира. Ему это не трудно. Он сам признается: «Историю великорусского племени я содержу в себе лично как типичный и кров- ный его представитель, и самую главную особенность его чувствую в своей соб- ственной жизни, на своем пути — это сжиматься до крайности в узких местах и валить валом по широкой дороге... И я, ненавидя все это как интеллигент, в со- кровенной глубине своей, тоже такойже точно, сокра- щаюсь с ругательством, а какполучшеет, расширяюсь с песней и не помню зла». В себе самом находил он то, что называл «смертель- ной любовью к своей Роди- не»: «Есть лина свете другой народ, кроме нас, русских, кто такудивляется, радуется и просто любит…жизнь дру- гого, чужого народа и при этом совершенно молчит о своем или даже бранит. Я… теперь только вполне пони- маю, отчего это так: русский, восхищаясь другой страной, так выражает смертельную любовь к своей Родине. Он восхищается устройством другой страны…, он с внеш- себе, что больше всего связы- вает с родиной человека за- пах земли, ее трав, хлеба, цветов». Земля дляПришвина во- обще великая тайна, при- тягательная и непостижи- мая. Мистика земли, так много говорящая русскому сердцу, ее власть были столь сильны, что он готов был молиться земле, ее зеленым сияющим ризам. И тускне- ют все радости цивилиза- ции, потому что среди ее ловушек можно утерять эту тайнуютропинкуксветлому источнику, где цвет и крест Родины сошлись вместе, где так притягательно и тепло пахнет родная земля, а сама Родина — это, несмотря на ее падения и измены самой себе, пусть блудница, заблу- дившаяся в историческом безвременье, но «блудница со святой душой». Оставаясь глубоко рус- ским человеком, Пришвин мечтал о Всечеловеке, о той соборности, целостности, где часть не пропадает, не- повторимая личность не те- ряет своей индивидуально- сти, а только укрупняет ее, шлифует во имя целого. Вершинами своего твор- чества Пришвин соприка- сался с вершинами народно- го духа. В его дневнике есть совершенно поразительные записи. 11 июля 1941 года с пометкой «19 день войны» он пишет: «…Думал о нашем русскомнароде, сколько вы- нес он в своей истории холо- дов, сколько перетерпел и как ему теперь хочется жить. Есть ли еще в Европе другой такой народ, кому так хочется жить? И если такой народ вооружен со- временным оружиеми пуще оружия — организацией, небывалой в истории, то какая же сила может ему сопротивляться? Мы долж- ныпобедить, имне кажется, мы уже победили». Его последнее, уже по- слевоенное, произведение —«Корабельная чаща». Оно овеликомчуде—заповедной чаще. Это место, полное та- инственнойсилы, затерянное в «немереных»лесах, высту- пает как символ самой Рос- сии, вечной и прекрасной, несмотря на тяжелейшие ис- пытания: если срубишь одно дерево, оно не упадет, при- слонится к другому и будет стоять. В этой чаще —«сила и правда». Здесь все свиде- тельствует о причастности к небу, здесь все определено небом, все поднимается вверх, в небесный простор, лишаясь земного притяже- ния. Ведь «быть русским, любить Россию— это духов- ное состояние». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ней стороны делается ино- странцем, а внутри сгорает тоской о Родине». Потому- то, сопоставляя Россию и Европу (Норвегию в очерке «За волшебным колобком» илиГерманиюв романе «Ка- щеева цепь»), его герой- повествователь так часто восторгается норвежскими рыбаками, их налаженным бытом, внушающим уваже- ние трудовым ритмом или обустроенной чистой, про- мытойГерманией, где чисто- та почти религия. Но Алпа- ...русский, восхищаясь другой страной, так выражает смертельную любовь к своей Родине ” Деревенская улица. Художник Ф. Васильев. 1868 г. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Памятник Михаилу Пришвину в Ельце. тов вдруг словно спотыкает- ся…Да, все это хорошо—за- пах мыла, которым вымыли мостовую, запах цивилиза- ции, но вот земля—земля-то не пахнет, и если «земля не пахнет, то значит, все осталь- ное существует обманчиво». «Алпатов рассказывал, что у него на родине черноземтол- щиной в аршин так прекрас- но пахнет, что каждый рабо- чий, рожденный на этой земле, непременно рано или поздно возвращается на ро- дину. Алпатов замечал по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz