Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Лунная гонка О том, что Америка глав- ной задачей на целое деся- тилетие в области пилоти- руемых полетов поставила высадку людей на Луну, весь мир узнал из знаме- нитой речи американского президента Джона Кенне- ди, с которой он выступил перед нацией 25 мая 1961 года. Это было тяжелое для американцев время, когда по престижу США был на- несен мощнейший удар со стороны Советского Союза. Только что впервые в мире и раньше, чем это смогли осуществить американцы, в космос стартовал косми- ческий корабль «Восток» с ЮриемГагаринымна борту. Конечно, богатая Америка с передовыми наукой и тех- никой не могла не принять брошенный вызов. Ответом на триумфаль- ные достижения Советского Союза в области пилотируе- мой космонавтики должна была стать программа по- летов людей на Луну «Апол- лон». Именно на ней амери- канцы сосредоточили свои усилия, бросив всю свою индустриальную, научную, материальную, финансовую и людскую мощь. И, как из- вестно, в июле 1969 года два американских астронавта Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин совершили первую прогулку по поверхности Луны, установив звездно- полосатый американский флаг в Море Спокойствия. А что делалось у нас? Или мы отказались в то время от участия в гонке за лунное первенство? Дол- гое время в нашей стране в официальных источниках никакой информации на сей счет не было. Граждане СССР знали только о том, что «наша главная цель — это околоземный космос» и что «долговременные ор- битальные станции — это магистральный путь оте- чественной пилотируемой космонавтики». Только в начале 90-х годов появи- лись первые публикации о том, что Луна нас манила не меньше, чем американ- цев, что в шестидесятые- семидесятые годыпрошлого столетиямынемало сделали для того, чтобы побывать на нашей небесной соседке, чтобы оставить на Луне от- печатки наших ног. Мы шли буквально по пятам американцев. И это была настоящая лунная гонка. В Советском Союзе активно велись работыи над пилотируемыми лунными программами, и над авто- матическимикосмическими станциями-роботами, кото- рые должныбыли доставить на Землю лунный грунт и высадить на поверхность нашего космического со- седа передвижные лабо- ратории «Луноходы». Все это делалось секретно, но американцы имели доста- точно полную информацию и о технических деталях наших лунных проектов, и о сроках их реализации. Колоссальные сооружения монтажно-испытательных корпусов космодрома «Бай- конур», устанавливаемыена старте гигантские ракеты- носители нельзя было скрыть от «глаз» косми- ческих фоторазведчиков США. И американцам было из-за чего волноваться. Так, в июне и июле 1969 года, буквально накануне запуска «Аполлона-11» с первой лунной экспедицией аме- риканских астронавтов, в СССР были предприняты две попытки осуществить доставку на Землю лунного грунта. Однако впервомслу- чае во время запуска авто- матической лунной станции взорвалась ракета, а вторая станция «Луна-15» слиш- ком жестко села на поверх- ность естественного спут- ника Земли и разбилась, не выполнив своей задачи. Если бы этот полет оказался удачным, то лунный грунт был бы доставлен нашей автоматической станцией на Землю еще за трое суток до возвращения с Луны американских астронавтов. Тем не менее вопрос от- правки людей на Луну в СССР долго дискутировался в различных инстанциях, и мы со значительным от- ставанием от американцев начали всерьез заниматься лунным проектом. Только в 1964 году, на три года позже американцев, у нас было принято на самом высоком уровне решение о начале лунной программы, хотя предварительные разра- ботки велись и до этого. Всего таких проектов в раз- личных вариантах было четыре. Из них один — об- лет космонавтами Луны с возвращением на Землю — условно можно считать осуществленным. Условно — потому что вместо космо- навта в кресле космического корабля «Зонд» находился манекен. Проект «Союз-Л1» — «Зонд» предусматривал за- пуск с помощью ракеты- носителя «Протон» на сильно вытянутую орбиту с максимальным удалени- ем от Земли в 360-400 ты- сяч километров (то есть за пределы лунной орби- ты) космического корабля, внешне очень похожего на хорошо известный много- целевой «Союз», только без третьего, орбитального отсека. Двое космонавтов должныбылив течение семи суток, находясь в тесном от- секе спускаемого аппарата, совершить облет Луны на удалении от ее поверхности в несколько десятков кило- метров и затем вернуться на Землю. В ходе облета предполагалось выполнить фотосъемки лунной поверх- ности с цельювыбора в даль- нейшем места посадки со- ветских космонавтов. Всего планировалось осуществить три пилотируемых пуска «Союз-Л1»кЛуне, и сделать это готовились три экипажа: Алексей Леонов и Олег Ма- каров, Валерий Быковский и Николай Рукавишников, Павел Попович и Виталий Севастьянов. К сожалению, установ- ленные сроки реализации этого проекта по разным причинам не выдержива- лись. Однако, несмотря на наше заметное отставание от американцев, несмотряна ряд неудач при беспилотных пусках, когда взрывались ракеты, разбивался о Землю возвращаемыйаппараткора- бля из-за отказа тормозного парашютаилипроизводился аварийный подрыв спускае- мого аппарата из-за нерас- четного режима его посадки, наши космонавты, готовив- шиеся к облету Луны, что называется, «рвались в бой», писали письма в ЦК партии и правительство, что готовы выполнить эту важную мис- сию, рискуя жизнью. Старт лунного пилоти- руемого корабля предвари- тельно былнамеченнаконец 1968 года. И все же из-за отсутствияполнойуверенно- сти в успехе он был сначала отложен, а потом совсем отменен. 20 декабря к Луне стартовал американский ко- рабль«Аполлон-8»,который через три с половиной дня вышел на круговую лунную орбиту, и трое американцев, Борман, Ловвел и Андерс, стали первыми земляна- ми, увидавшими лунную поверхность с расстояния всего нескольких десятков километров. Мы отстали от американцев. И хотя в дальнейшем состоялось еще несколько беспилотных пу- сков советских кораблей «Зонд», подтвердивших возможность успешного вы- полнения программы, наши космонавты так к Луне и не полетели, в том числе из-за того, что политический эф- фект от такой миссии был уже потерян. Проект высадки челове- ка на Луну разрабатывал- ся в двух отечественных конструкторских бюро: в ОКБ-52 под руководством академика В.Н. Челомея (сегодня это Государствен- ный космический научно- производственный центр имени М.В. Хруничева) и в конструкторском бюро С.П. Королева — ОКБ-1 (сегод- ня это знаменитая фирма «Энергия»). Окончательный выбор пал на вариант, пред- ложенный ОКБ-1. В соответствии с этим проектом лунный космиче- ский корабль с двумя кос- монавтами на борту должен был прибыть на орбиту во- круг Луны, после чего один космонавт через открытый космос в специальном ска- фандре переходил в лунный посадочный модуль и со- вершал посадку на Луну. (Кстати, наш город имеет самое прямое отношение к этой части лунной прог- раммы. Именно здесь, в Липецком авиационном центре, в конце 60-х — на- чале 70-х годов проходила интенсивная подготовка пилотов лунных модулей на специально сконструи- рованных вертолетных тре- нажерах. В липецком небе Алексей Леонов, Виктор Горбатко, Пётр Куклин и многие другие наши кос- монавты отрабатывали тех- нику пилотирования лун- ных модулей, имитировали мягкую посадку на лунную поверхность . — Прим. авт. ). Затем следовал вы- ход космонавта на лунную поверхность, сбор образцов лунного грунта, научные исследования, конечно же, установка на Луне советско- го флага. После завершения короткого (всего несколько часов) пребывания на Луне взлетный отсек лунного мо- дуля с космонавтомна борту должен был стартовать на орбиту и стыковаться с ожи- давшим его пилотируемым кораблем. Далее следовало возвращение на Землю. Перед советскими кон- структорами ставилась за- дача осуществить первую высадку космонавта на по- верхность Луны раньше ГОД КОСМОНАВТИКИ | О многих проектах покорителей Вселенной стало известно только сегодня Без грифа «секретно» Ракета-носитель «Энергия» с прототипом военной орбитальной станции «Полюс». Александр Артемьев У отечественной космической науки и техники много бесспорных достижений. Однако в этой истории есть и малоизвестные, но не менее значимые страницы, о которых в прошлом, по идеологическим соображениям, умалчивалось. В угоду политике, проводимой руководством бывшего Советского Союза, в которой космо- навтика часто была козырной картой в соперничестве с Западом, и прежде всего с США, многое из того, что делалось в области пилотируемых космических полетов, оставалось под грифом «Совершенно секретно». Официальная информация, которую могли получить наши рядовые граждане, носила однобокий характер. В открытых источниках того времени можно было почерпнуть только то, что относилось к разряду наших побед и свершений. А о том, что у нас не удалось, что по тем или иным причинам осталось нереализованным, мы смогли узнать только спустя многие десятилетия. Конечно, правда о наших неуда- чах в космосе, о несостоявшихся космических полетах добавляет горечи к общему чувству утраты, которую мы все пережили, потеряв некогда мощный, по- настоящему великий Советский Союз. Однако даже те космические программы, которые не были у нас реализованы, которые были закрыты (чаще всего на ос- новании политических, но не тщательно взвешенных научных или экономических решений тогдашнего руководства нашей страны), и сегодня захватывают дух и поражают смелостью и гениальностью технической мысли наших ученых и кон- структоров, вызывают гордость и уважение к действительно самоотверженному трудовому подвигу тысяч и тысяч людей, работавших в космической отрасли. № 201/24079/ 19 ОКТЯБРЯ 2011 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 ноября 2011 года Ассоциация молодых предпринима- телей России проведет региональный этап ежегодной Премии «Лучший молодой предприниматель 2011 года». Цель проведения мероприятия — найти людей, способ- ных инициировать и реализовывать проекты, и помочь им в развитии предпринимательского потенциала. Задача премии — выявить «героев нашего времени» в области молодежного бизнеса, которые собственным опы- том, характером и знаниями помогут молодому поколению определиться со своим будущим, а также привлечь внима- ние власти и общества к деятельности молодых предпри- нимателей и к проблемам, с которыми они сталкиваются в бизнесе. В состав экспертного совета регионального этапаПремии приглашены представители власти, деловой и финансовой элиты, руководители общественных организацийЛипецкой области. Лучший молодой предприниматель-2011 будет выбран в 11 номинациях: z Лучший молодой бизнес-старт года z За значительный вклад в развитие молодежного пред- принимательства z Лучший молодой предприниматель в области строи- тельства z Лучший молодой предприниматель в области инфор- мационных технологий z Лучший молодой предприниматель в области марке- тинга, рекламы и PR z Лучшиймолодой предприниматель в областифинансов z Лучший молодой предприниматель в сфере АПК z Лучший молодой предприниматель в области инно- ваций z Лучший молодой предприниматель в области инду- стрии питания z Лучший молодой предприниматель в сфере товаров народного потребления z Лучший молодой предприниматель в сфере туризма По информации регионального отделения Ассоциации, 17 ноября 2011 года в г. Липецке состоится торжествен- ная церемония награждения победителей в областном от- борочном туре. В дальнейшем самые успешные молодые предприниматели Липецкой области примут участие во Всероссийском этапе конкурса. НА ЗАМЕТКУ Зеленый свет молодым бизнесменам Лунная ракета-носитель «Н-1». Проект лунного космического корабля ОКБ-52 В. Челомея. американцев — в 1967-68 годах. Однако сделать это не удалось: слишком много возникло проблем техни- ческих, организационных, материальных, слишком много было отказов техники в ходе испытаний. Так, всего через минуту после первого запуска в феврале 1969 года ракета «Н-1» взорвалась и пылающим факелом упала недалеко от стартовой по- зиции. Следующие три ис- пытательных старта этойже ракетызакончилисьновыми авариями, причем в июле 1969 года ракета «Н-1» взор- валась прямо на старте, уни- чтожив полностьюпусковой комплекс и сильно повредив соседний. После успешных полетов американских астронав- тов на Луну была потеряна политическая значимость нашей лунной программы, а значит, и интерес к ней руководства страны. В 1974 году она была закрыта, а вся техника, в том числе гото- вые ракеты-носители, кос- мические корабли — уни- чтожена! Тем не менее мы могли, хотя и чуть позже, чем американцы, высадить космонавтов на Луну. При- чем в последнем варианте, над которым работали наши ученые и конструкторы и который мог быть реализо- ван на рубеже 70-х — 80-х годов прошлого века, это был бы большой лунный модуль, рассчитанный на трех человек и на недельное пребывание на лунной по- верхности. А в дальнейшем наЛунемогла быбыть созда- на долговременная научная станция, построенная из нескольких обитаемых отсе- ков с луноходами, буровыми станциямиимногимдругим не менее интересным. Несмотря на все слож- ности и неопределенности, которые сопутствовали реализации советских лун- ных проектов, несмотря на неудачи и катастрофы, наши ученые и конструкто- ры показали высокий класс при создании космической техники. Интересно отме- тить тот факт, что ракетные двигатели «НК-33», создан- ные для ракеты «Н-1» ещё в 60-х годах, оказались и сегодня одними из лучших в мире. Это подтвердили американцы, проявив к ним большой интерес. Они закупили не так давно у нас несколько двигателей, сохранившихся в хорошем состоянии. Предполагается их использование на амери- канскихракетах-носителях. Оставшиеся от лунной про- граммы двигатели «НК-33» будут также использованы для новой модификации ракеты-носителя «Союз- 1». Принято решение о во- зобновлении производства этих мощных маршевых двигателей с применением современных технологий, которые позволят улучшить их характеристики и увели- чить надёжность. «Энергия» — «Буран» В мае 1987 года с космо- дрома «Байконур» впервые стартовала транспортная космическая система «Энер- гия». Испытанием самой мощной своей ракеты СССР заявил о переходе к практи- ческой реализации проекта многоразового транспорт- ного космического корабля «Буран». Начало этой программы было положено специаль- ным решением правитель- ства Советского Союза в 1976 году. Но еще задол- го до этого, с 1965 года, в нашей стране в опытно- конструкторском бюро А.И. Микояна (знамени- тый «МИГ») велись рабо- ты по созданию воздушно- космической системы«Спи- раль», в состав которой должны были войти пило- тируемые, многократно ис- пользуемые гиперзвуковой самолет-разгонщики вторая крылатая космическая сту- пень, способные после завер- шения полета возвращаться на Землю и производить посадку как обыкновенные реактивные самолеты. Спе- циально под эту програм- му была отобрана группа летчиков-космонавтов, сре- ди которых был и Герман Титов. Были построенылет- ные модели перспективной орбитальной ступени, уже велась подготовка к первым испытательным запускам в космос. Но вдруг, как это случалось и с некоторыми другими нашими космиче- скими проектами, на этапе начала практической реа- лизации «Спирали» появи- лось «высокое» решение о прекращении работ. Однако накопленный во время раз- работки «Спирали» опыт очень пригодился в даль- нейшемприсоздании«Энер- гии» и «Бурана». «Энергия» воплотила в себе самые передовые на то время достижения в науке и технике, химии и метал- лургии, машиностроении и электронике. Комплекс строился как универсальное средство для доставки на ор- биту вокруг Земли полезной нагрузки массой более 100 тонн. Это должен был стать многоразовый космический корабль «Буран» — наш от- вет на уже принятый в экс- плуатацию американский «Спейс Шаттл». Но если «Шаттл» мог летать толь- ко вместе с ракетой, наша «Энергия» кроме «Бурана» была способна выводить на орбиту любые аппараты: крупногабаритные орби- тальные станции, межпла- нетные зонды. Кроме это- го отличия от «Шаттла», «Энергия» имела возмож- ность более существенной модернизации ее элементов с их многоразовым при- менением в последующих запусках, что должно было уменьшить стоимость кос- мических стартов. Причем в перспективе могли бы возвращаться на Землю не только блоки первой ступе- ни, но и вторая ступень. А в дальнейшемна базе двухсту- пенчатой «Энергии» могла бы появиться еще более мощная трехступенчатая ракета, способная выводить на орбиту вокруг Земли весовые нагрузки в 200 и более тонн. В конструкции «Энер- гии» использовались раз- работки наших ученых и специалистов, не имеющие аналогов в мире. Скажем, двигатель блоков первой ступени ракеты-носителя РД-170 имел тягу в 800 тонн. Даже знаменитый F-1 ракеты «Сатурн-5С», позволившей американцам выиграть «лунную гонку», был на 100 тонн тяги слабее. Впервые в отечественной ракетной технике на второй ступени «Энергии» исполь- зовались высокоэнергети- ческие компоненты топли- ва — водород и кислород. Кстати, мощный маршевый кислородно-водородный двигатель РД-0120 проек- тировался и строился у на- ших соседей, в Воронеже. Помимо высокой энерге- тики применение таких компонентов значительно снижало загрязнение окру- жающей среды в районе космодрома ив атмосфере по трассе полета ракеты, ведь продукт сгорания водорода и кислорода — это просто водяной пар... «Энергия» имела внуши- тельные габариты и вес: вы- сота—около 60метров, мак- симальный поперечный раз- мер в сборе с блокамипервой ступени — 16 метров, вес в заправленном состоянии — 2400 тонн! Специально под этот проект были рекон- струированы имевшиеся и вновь построены гигантские монтажно-испытательный корпус, железнодорожные транспортеры, два пуско- вых комплекса. Водород и кислород для заправки ра- кеты вырабатывали целые заводы, выросшие в голой казахстанской степи. Вот такая «машина» с сопутствующими ей си- стемами, оборудованием и инфраструктурой была создана за 10 лет работы над проектом «Энергия» — «Буран». Только вот беда: «Энергия» совершила всего два испытательных полета, а «Буран» только однажды поднялся в космос... В на- чале 90-х годов работа над проектом была прекращена, все объекты заморожены, кое-что уничтожено, сдано в металлолом. И не только потому, что для продол- жения работ не было де- нег, а СССР канул в Лету. Оказалось, что «Энергии» с «Бураном» нечего было «возить» на орбиту и воз- вращать на Землю. Реаль- ных задач для этой мощной ракетной системы не было. А то, что планировалось, либо стоило слишком доро- го и имело явные признаки авантюризма, либо было продиктовано втягиванием нашей страны в военную гонку за первенство в око- лоземном космическом про- странстве. Так, специально под «Энергию» велось про- ектирование огромной во- енной орбитальной станции (Проект «Полюс»-«Скиф»), боевого противоракетного космического комплекса на базе «Бурана», были планы создания на Луне постоян- ной обитаемой базы... * * * Сегодня много уже ска- зано об этом «проекте века», много слов прозвучало и восхваляющих это достиже- ние нашей космонавтики, и, наоборот, резко крити- кующих руководство нашей страны, принимавшее в 70-е годы амбициозное решение о начале работ по програм- ме «Энергия» — «Буран». Ясно одно: нашнарод, наши конструкторы и ученые, инженеры и рабочие, кос- монавты, летчики и испы- татели способны решать такие грандиозные задачи, как создание уникальных ракетно-космических си- стем, не имеющих аналогов в мире. Наша беда в другом: слишком часто при опреде- лениипутиразвитиятойили иной области деятельности, науки и техники, и особенно в космонавтике, в ход шли аргументы политические, чем практические, превали- ровали амбиции и желание отличиться. «Любойценойи в кратчайшие сроки!», «До- гоним и перегоним!», «Бу- дем летать дальше и выше!» — вот лозунги тех, от рос- черкаперакоторых зависело начало и конец таких гран- диозных и сверхдорогостоя- щих, но нереализованных космических проектов, как, например, высадка совет- ских космонавтов на Луну или «Энергия» — «Буран». Причем подобные решения принимались в строжайшей тайне от народа, работы ве- лись скрытно. Иэто при том, что западнаяпресса давным- давно обсуждала детали на- ших секретных проектов... Только наша обществен- ность оставалась в неведе- нии. В том числе и о наших затратах (материальных и финансовых) на амбициоз- ные космические проекты. Ну а потом мы бросились в другую крайность, и в за- явлениях многих наших политиков зазвучали требо- вания сокращения расходов на космонавтику. Правда, при этом так и осталось не- ясным, а сколько денег и сил действительно тратилось на нашу космонавтику в то время и на какие цели кон- кретно они расходовались? А может быть, надо было не сокращать эти расходы, а просто перераспределять их на проекты, полезные для страны и всего челове- чества? Да при этом еще и проконтролировать эффек- тивность этих затрат! Тогда мы сегодня, может быть, не так сильно сокрушались бы о потерянном, растраченном и нереализованном, как, на- пример, о гордом крылатом космическом корабле по имени«Буран», появившем- сяна свет в несчастливое для него время и оставшемся навсегда на приколе в кос- мической гавани...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz