Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 191/24069/5 ОКТЯБРЯ 2011 3 ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ | Школа вчера и сегодня : взгляд изнутри Под сенью рябин Владимир Акимов С кораблем, прекрасным, как мечта, плывущим в океане знаний, сравнивает коллектив краснинской первой средней общеобра- зовательной школы свое обновленное красивое здание второго корпуса. В канун Дня учителя, спустя двадцать лет с момента первого открытия, учебное заведение пережило свое второе рождение. После основательного капиталь- ного ремонта, произведен- ного на средства областно- го и районного бюджетов на условиях софинансиро- вания, ее порог переступи- ло 439 учеников старших классов и 75 педагогов (300 школьников началь- ных классов продолжат учебу в отдельном здании). Они привычно шагнули из парадных дверей в про- сторный и светлый школь- ный коридор и приоста- новились в изумленной нерешительности. Плани- ровка была узнаваема, а вот интерьер помещений, на- чиная с вестибюля, класс- ных кабинетов и вплоть до туалетов, претерпел удиви- тельные перемены. Строи- тели воспользовались лишь старым фундаментом и сте- нами, полностью заменено все остальное, порядком обветшавшее, не соответ- ствующее современным требованиям к учебному заведению. Старая шифер- ная крыша теперь покрыта металлопрофилем, двери и оконные деревянные рамы заменены на пластиковые, на полах вместо линолеума — ламинат, а на идеально выровненных белых потол- ках установлены современ- ные светильники. Это первое, что броса- ется в глаза, но есть еще и скрытые преобразования — полностью заменены все инженерные коммуника- ции, оборудование, обеспе- чивающие школу теплом, Слово обозревателю Когда рубль дороже миллиона Елена Бредис Известие о том, что погиб- ший вместе со своей коман- дой капитан ярославского «Локомотива» Иван Ткаченко перечислял приличные суммы детям с онкологическими заболева- ниями, вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, потому что даже при своих высоких заработ- ках Ткаченко отнюдь не был олигархом и не входил в десятку самых богатых людей России. Во-вторых, и это главное, потому что об этой благотворительности до его трагической гибели никто не знал. Ни друзья по команде, ни родители, ни даже руководители фонда, в который он перечислял деньги. Они понятия не имели, кто скрывается под именем Иван Леонидович. Представляете, какой выверт произошел в нашем сознании?Мыне в состоянии поверить, что человекможет делать добрые дела, спасать детские жизни и не трубить об этом на каждом пере- крестке. Мы привыкли, что если имущий добровольно расстается с частью своих капиталов, то тут непре- менно должно быть двойное дно — желание то ли по- пиариться, то ли получить от властей или от общества своего рода индульгенциюза собственное благосостояние. Но Ткаченко не нуждался ни в пиаре, ни, тем более, в индульгенциях. Очень много лет назад, когда в поселке Дальний Добровского района толь- ко начали строить храм, к инициатору и организатору этого строительства худож- нику Вилену Дворянчикову пришел предприниматель и сказал: «Я бы хотел, что- бы алтарь был сделан на мои деньги». Потом мы с ним познакомились, даже подружились. Но он так и не позволил мне назвать в газете его имя в связи с этим весьма крупным пожертво- ванием, а напомнил, что на Руси испокон веков жертво- ватели старались оставаться безымянными. Зато сегодня частенько можно столкнуться с прямо противоположным: после иного благородного жеста начинаются бесконечные интервью по всем телекана- лам, газетные публикации, сообщения в Интернете. По- нимаю: от всех этих сообще- ний оборудование, подарен- ное какому-нибудь детскому отделению в больнице, до- пустим, хуже работать не будет. Пони- маю: самое г л а в н о е — это спасен- ные детские жизни, а не личные рас- четы дарите- ля. И все же сама ценность такого жеста, такого поступка сразу сни- жается. Потому как расчет и благородство — две вещи несовместные. Правда , бывае т по - разному. Кажется, все в курсе, например, что биз- несмен Вексельберг купил и вернул вРоссиюзнаменитые «яйца Фаберже». Шума во- круг этого хватало. Но мало кому ведомо, что его фонд «Добрый век» помогает ве- теранам отечественного ки- нематографа, оказавшимся в бедственном положении. Может, потому, что делает он это все-таки не для са- морекламы, не заботясь об общественном резонансе? Но отчего мы с некото- рым, что ли, подозрением относимся к пожертвовани- ям очень богатых людей? Не оттого ли, что у олигарха, отдавшего миллион, все равно останется больше, чем у старушки, перечислившей наоперациюребенкапятьсот рублей со своей пенсии? Да, больному ребенку важнее миллион. Но… все равно старушкой мы будем вос- хищаться больше. Не ис- ключено, чтодело вкаком-то подспудном, чисто русском ощущении неправедности больших капиталов. Как написал кто-то в Интернете: «Благотворительность—это подачка грабителя ограблен- ному». Касательно олигарха невольнодумаешь:«Авосьне обедняет!» Чего про старуш- ку уж никак не скажешь. Опятьже,какопределить денежныйэквивалент добро- го поступка? Приведу один пример. В Ростовской об- ласти выделены средства на приобретение современных модульных ФАПов, то есть фельдшерско-акушерских пунктов.ТакойФАПпредна- значался и для станции Гра- чи. Однако выяснилось, что под него еще требуется де- сять соток земли. Владелец этойземлиОАО«Российские железные дороги» запросило за аренду…шестьдесят тысяч рублей в год. Такие деньги найти было просто невоз- можно. И тогда бывший фельдшер Галина Черных, проработавшая в селе более сорока пяти лет, отдала под ФАП свои четырнадцать со- токсхозяйственнойпострой- кой. Так что, будем подсчи- тывать, за сколько онамогла бы продать эту землю? Или перемножать шестьдесят тысяч на все годы, которые простоит ФАП? Наверняка самому сельскому медику с его мизерной пенсией это и в голову не приходило. У сильных мира сего раз- ное отношение к благотвори- тельности. Но, как утверж- дают эксперты, большинство из них объединяет одно: богатые предпочитают под- держивать больных или бро- шенных детей и культуру. Редактор журнала «Бизнес и общество» Татьяна Бачин- ская рассказывает: когда она предлагает бизнесменам помочь больным пенсионе- рам, ей часто отвечают, что предпочли бы жертвовать на детский дом. Возможно, сказываетсяпрагматичность деловых людей: будущее-то за детьми, а не за стариками, даивсемне поможешь.Ивсе равно этот подход коробит, как бы дополнительно ак- центируя пренебрежение к старикам в нашем обществе. Олигарх Владимир По- танин ежегодно переводит в свой благотворительный фонд десять миллионов дол- ларов. Недавно пообещал увеличить взнос до двадцати пятимиллионов. Восновном для талантливой молодежи, молодых ученых, перспек- тивных преподавателей. Как говорится, лучше дать человеку удочку и научить пользоваться ею, чем про- сто подкармливать его ры- бой. Благотворительность — поддержка, милостыня — подачка. Но опять-таки возникает вопрос: а если кто-то не способен освоить современную удочку, он не имеет права на жизнь? А если ему жить осталось совсем мало и он просто не успеет получить эту удочку? Хотя чего уж спорить: воля дающего решать, кому и сколько дать. Мне кажется, у благо- творительности Ивана Тка- ченко не было и намека ни на какой рационализм. Как в старойпритче про девочку, которая после шторма шла по берегу моря и бросала в воду задыхающихся рыбок. Когда ее спросили, какой в этом смысл, ведь все равно всех рыбок не спасти, она ответила: «Смысл есть для тех рыбок, которых я успею бросить в море». По-моему, рационализм, головной расчет, подавляю- щий естественные душев- ные движения, — главная преграда для того, чтобы люди помогали друг другу. Первым делом-то начинают взвешивать: достаточно ли мы зарабатываем, чтобы кому-то помогать? Потом объясняют сами себе: да развемои стоилипятьсотру- блей — это помощь? Ну, ка- куюонирольмогут сыграть? И, наконец, оправдывают свое бездействие тем, что развелось слишком много мошенников, которые нажи- ваютсянанас, сердобольных. А может, надо отбросить все эти рассуждения и почаще прислушиваться к тому, что подсказывает сердце? водой и электроэнергией. Теперь, по словам ее энер- гичного директора Сергея Зотова, все необходимое для организации нормаль- ного образовательного про- цесса здесь имеется. — Со школой мы свя- зываем будущее нашего района, его перспективное социально-экономическое развитие, — отметил на церемонии открытия глава районной администрации Игорь Долгополов. —Моло- дое поколение краснинцев заслуживает заботливое к себе отношение. Мы при- знательны руководителям области, принявшим реше- ние о капитальном ремонте школы. Также благодарны исполнителям работ — под- рядчикам, успевшим уло- житься в сжатые сроки и обеспечить качество ремон- та, и нашим щедрым спон- сорам. — Ваша модернизиро- ванная школа, хотя и явля- ется сельской, но абсолют- но ничем не отличается от лучших городских учебных заведений, — сказал ответ- ственный секретарь Совета законодателей области Бо- рис Столповский. — Мно- гие могут позавидовать ее нынешней отделке и обо- рудованию. В этой благоу- строенной школе достойно трудится ее педагогический коллектив, имеющий вы- сокую квалификацию. Вы- Двадцать пятый час Софья Вобликова — У нас сегодня прези- дентские выборы прошли. Шесть кандидатов было. После сели вместе с победителем, поговорили. Теперь, объясняю ему, для тебя все только начинает- ся. Надо собирать прави- тельство, план работы на год составлять, с парла- ментом идти на контакт. Все серьезно, — рассказы- вает нам Игорь Катасонов, заместитель директора липецкой школы№ 47, о последних новостях школьной жизни. Мы беседуем с ним в ка- бинете, где размещены стен- ды музея, посвященного выпускнику школы Борису Каданцеву, погибшему в Афганистане. Музейным делом в шко- ле наш собеседник руко- водит уже больше десяти лет. А учителем, кстати, немецкого языка, он работа- ет шестнадцать. Начал еще студентом-пятикурсником Липецкого педагогического тогда еще института. Сейчас Игорь Александрович — лауреат премии имени С. Шмакова, обладатель пре- зидентского гранта в рамках приоритетного националь- ного проекта «Образование» и знака «Почетный работ- ник общего образования». А главное—среди его бывших учеников есть те, кто про- должил учительское дело. Так как же он оказался в числе двух-трех однокурс- ников, оставшихся верными педагогическому призва- нию, несмотря на все труд- ности? Какие проблемы приходится преодолевать? Что меняется к лучшему в НА ЗАМЕТКУ Консультационные центры по вопросам ЖКХ Активисты гражданской инициативы «Помощник мэра» пригла- шают липчан воспользоваться консультационными центрами по вопросамЖКХ. В центрах любой липчанин сможет бесплатно получить квалифи- цированную консультацию по справедливому перерасчету тарифов ЖКХ, составить запрос в управляющую компанию, посоветоваться, как организовать ремонт и благоустройство подъездов, дворовой тер- ритории и многое другое. Консультационныецентры«Помощниковмэра»повопросамЖКХ работают два раза в неделю—по четвергам и субботам. Адреса консультационных центров «Помощников мэра» и часы приема граждан по вопросамЖКХ следующие: ул. Кутузова, 1; ул. Коммунистическая, 3; ул. Липовская, 2а — работаютпочетвергам—с17до20часовипосубботамс11до14часов; ул. Есенина, 7а (МОУ СОШ№ 69) — работает только по субботам с 11 до 14 часов. Телефоны«горячейлинии»«Помощникмэра»:71-14-14,71-14-30. пускники школы найдут свое место на родной земле. — Нынешние школьни- ки — это будущие кадры специалистов для районного хозяйства, — подчеркнул депутат областного Совета Александр Кремнев. —Они будут особенно востребова- ны с реализацией многих современных инвестицион- ных проектов, в том числе по развитию социальной инфраструктуры. Кстати, подарки для обновленной школы и ее коллектива приготовили спонсоры — местные пред- приятия, учреждения и ор- ганизации, предпринимате- ли, другие благотворители. Депутат областного Совета, директор Мещерской лесо- степной станции Антонина Минаева не смогла участво- вать в торжестве лично, но передала поздравление, подкрепив его обещанием ФОТО ВЛАДИМИРА АКИМОВА Если вас заинтересовала эта тема , приглашаем высказать свое мнение на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? КОММЕНТАРИЙ ПО ПОВОДУ Поддержать педагога Какие решения уже приняты для повышения социального статуса учителя, что еще только предстоит сделать? Накануне Дня учителя свой взгляд на проблемы совре- менной российской школы нашему корреспонденту высказал председатель Государственной Думы России Борис Грызлов. — Зарплата педагогов должна быть не ниже сред- ней по экономике — вот главное политическое ре- шение этого года в сфере образования, — заявил Бо- рис Грызлов. — Первый шаг сделан: в сентябре фонд оплаты труда школьных учителей увеличен на 30 процентов. В помощь ре- гионам из федерального бюджета выделяется 120 миллиардов рублей. По информации, кото- рая есть в Государственной Думе, деньги, предусмо- тренные в бюджете 2011 года, в регионы перечисле- ны. Более чем в половине субъектов Федерации сред- няя зарплата учителя срав- нялась со средней по эконо- мике. Остальные регионы не смогли одним рывком преодолеть эту планку, хотя и повысилишкольный фонд оплаты труда на 30 процен- тов — слишком велик был разрыв в зарплатах. Но зада- ча остается, а потому работа будет продолжена. Депута- ты намерены держать этот вопрос на контроле. Возможность покупки жилья — другой не менее важный стимул для при- влечения кадров в систему школьного образования. Председатель правитель- ства Владимир Путин пред- ложил ввести специальную ипотеку для молодых учи- телей, где ставка будет не четырнадцать процентов, а восемь, первоначальный взнос всего 10 процентов и никаких ограничений по размерам оплаты тру- да. Такое предложение, безусловно, заслуживает поддержки, как и другая его инициатива о жилищных кооперативах для учителей, где стоимость квадратного метра будет на треть ниже рыночной. Думаю, в тех регионах, где часть учительских рас- ходов, например, по оплате первоначального ипотечно- го взноса, возьмут на себя соответствующие бюджеты, директора школ, родители и главы администраций на- долго забудут о проблеме не- хватки преподавателей на- чальной школы и учителей- предметников. Уверен, Государственная Дума большинством голо- сов примет необходимые поправки в действующее законодательство, чтобы создать учителям достойные условия жизни и вернуть профессии учителя престиж и уважение, — заключил председатель Госдумы РФ. Публикацию подготовил Андрей Болдин. выделить рассаду цветов для украшения школьных клумб. — Окружающая детей среда всегда сказывается на их успеваемости, —считает учитель английского языка и куратор 6«а» класса Гали- на Кулешова. — Замечено, что ребята стараются соот- ветствовать обстановке. Это отражается в их поведении, в уровне их знаний. — Школьные стены за нас не будут «краснеть», — заверил от лица своих «однокашников» один из 20 подопечных педагогаАнтон Рябоконь. —У нас в классе нет неуспевающих, отстаю- щих по предметам, почти все учатся на «хорошо» и «отлично». Мы понимаем, что в обновление школы вложен громадный труд как взрослых, так и наших старшеклассников. И под- водить их нельзя. В нынешнем учебном году стены краснинской средней школы №1 поки- нут 34 выпускника. В ми- нувшем сентябре за парты сели 78 первоклашек. У сельской школы есть пер- спектива. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА сфере образования? Об этом мы и поговорили с Игорем Катасоновым накануне Дня учителя. «Полюбил профессию», — так просто раскрывает наш собеседник «большой секрет»: почему он, муж- чина, специалист с хоро- шим знанием иностранного языка, выбрал далеко не самую высокооплачивае- мую и потому для многих его ровесников казалось бы непрестижную работу. Полтора десятка лет прошло с тех пор. Многое в школе изменилось. Многое — к лучшему. — Мне кажется, тогда, в середине 90-х, дети были посложнее. Видимо, бурные и не всегда положительные изменения в обществе на- кладывали на них отпеча- ток. Сейчас общий настрой поменялся. Возможно, это мое личное впечатление, но ребята стали в целом более осознанно относиться к уче- бе, понимают, кем они хотят стать и что им нужно для этого получить от учителя, —размышляет Игорь Алек- сандрович.—Ихорошо, что сейчас появилосьмножество различных конкурсов, со- ревнований, в которых дети могут проявить себя. Интерактивные доски, компьютеризированные рабочие места педагогов, информационные техноло- гии на службе образования — шестнадцать лет назад о такомтрудно былодажемеч- тать. Сегодня это повседнев- ная школьная реальность. — Да и материальная база учебных заведений окрепла. Вот посмотрите старые фотографиииз наше- го музея: доска деревянная, пол дощатый, парты сто раз краской крашенные. А сейчас в классные кабинеты приятно войти и учителю, и детям,—добавляет педагог. Правда, кабинет, где мы беседуем, выглядит хоть и аккуратно, но достаточно скромно. Никаких супер- современных технических изысков в нем нет. Сразу видно, что здесь главным инновационным«оборудова- нием» по-прежнему остается учитель. Пусть и с ноутбу- ком в руках. — Каким должен быть современный учитель? Ко- нечно, он должен обеспе- чивать хорошее качество образования, — начинает Игорь Катасонов и тут же сам себя поправляет: — Но качество образования — это не просто «четверки» и «пя- терки». Если слабенького «троечника» педагог до- тянул до крепкой «тройки» — это тоже замечательно! Значит, ребенок поверил в учителя, потянулся к нему, как к человеку. Вот как бывает: к одному учителю выпускники гурьбой при- ходят, а к другому даже не заглядывают, хоть, может, он и «пятерки» ставил. Че- ловечность—вот что, пожа- луй, должно быть на первом месте. Хотя система оценки качества образования та- кой критерий, увы, не под- разумевает. О человечности, о вос- питании личности Игорь Александровичразмышляет с гораздо большим инте- ресом, чем о техническом перевооружениишколыили даже о проблеме адекватной оплаты труда педагога. С последними пунктами все ясно: новое оснащение—это хорошо, прибавка к зар- плате — тоже. А то, что не все получают одинаково, — справедливо, если и трудят- ся по-разному: один с утра до вечера, а другой—до звонка с урока. Но вот воспитание… Тут без ответа на вопрос «К какой цели вести ребенка?» не обойтись. — Новый федеральный образовательный стандарт предусматривает организа- цию внеурочной деятельно- сти учеников во второйполо- вине дня. И это правильно, —уверенКатасонов.—Вряд ли будет хорошим гражда- ниномРоссии тот отличник, который все знает и умеет, но не имеет ни нравственной базы, ни сформированной личностной позиции. Ребе- нок, выходя из школы, не должен затеряться в этом мире. Имы, педагоги, долж- ны помочь ему в этом. Но в одиночку нам не справить- ся. Если мы будем в школе ребенка полдня воспиты- вать, а дома родители даже и не поинтересуются его делами, то грош цена всем нашим трудам. Сам Игорь Катасонов многое сделал для того, чтобы воспитательная ра- бота в его школе была не просто для галочки. Он воз- родил детское движение, способствовал развитию ученического, школьного самоуправления (по данной теме школа № 47 — базовое образовательное учрежде- ние города). Поддерживая новации, он настаивает: не все старые традиции нужно забывать. Больше же всего нашего собеседника огорчает то, что на простое общение с ребен- ком у учителей остается все меньше времени. Освоение различных новшеств, ко- торые теперь появляются в школе почти каждый год, все-таки отнимает много внимания, сил. Возможно, это лишь личное впечат- ление Катасонова, совме- щающего педагогическую и административнуюдеятель- ность. Но он, тем не менее, не унывает. — Если бы было поболь- ше часов в сутках, — по- лушутливо вздыхает он. — А если серьезно, то хо- чется, чтобы об учителях вспоминали не только по праздникам. Цветы — это замечательно. А что завтра? Образование, воспитание — наш путь в будущее. И чтобы он был достойным, нам надо работать над ним всем вместе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz