Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 187/24065/29 СЕНТЯБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Елена Бредис Есть люди, которых прошлые достижения делают невероятно значимыми в собствен- ных глазах. Они все больше и больше бронзо- веют, теряют способность реально себя оценивать. К руководителю Липец- кого государственного оркестра народных инструментов Олегу Федянину это никоим образом не относится. Ни звание заслуженного артиста РФ, ни популяр- ность созданного им коллектива, который за пятнадцать лет существо- вания стал одним из лучших в стране, не дают, считает маэстро, повода почивать на лаврах. В этом году у Федянина юбилей — пятьдесят лет. Но это по паспорту. По количеству же излучае- мой энергии Олегу Ивановичу (особый случай обязывает меня назвать бывшего сокурс- ника по отчеству) не больше двадцати пяти. —Пятьдесят—это для тебя рубеж, когда надо подводить итоги, или точ- ка отсчета новых планов и идей? — Да ни то, ни другое. Это все та же каждоднев- ная работа. Репетиции, подготовка к концерту, которым мы откроем но- вый сезон. —Тебе, что, не хочется вспомнить своиуспехи, по- ставить «галочку» против всего, что удалось? — Это же скучно! Ин- тереснее мечтать о том, что еще сделаешь, при- думывать новые проекты. Сейчас вот я жду каче- ственного рывка в работе нашего коллектива. Речь не о музыкантах, а об ад- министративных сотруд- никах. Хочется, чтобы все Сергей Малюков «Я обожаю выступать в России. Америка, моя родная страна, словно опостылевший старый супруг, давно уже пере- стала чем-то удивлять и волновать. А Россия для меня как юный возлю- бленный, который постоянно дарит радость, новые ощущения и приключения. Здесь слушатели принимают меня гораздо теплее, чем дома. За несколько лет я научилась немного говорить по-русски и даже учу ваш ужасно сложный алфавит, чтобы читать классику без пере- вода», — призналась журналистам в антракте своего концерта всемир- но известная джазовая певица Шарон Кларк. По приглашению Липец- кой филармонии она в сопровождении квартета Алексея Черемизова дала большой концерт в зале областного Центра культуры и народного творчества. Выпускница всемирно известного музыкального МУЗЫКА НАВСЕГДА | Руководитель Государственного оркестра народных инструментов Олег Федянин : «Почивать на лаврах скучно...» РАМПА | В Липецке выступила американская певица Шарон Кларк Джаз с хрипотцой колледжа Беркли оди- наково мастерски поет джаз, блюз, соул и госпел. Секрет ее успеха в потря- сающем сильном, с огром- ным диапазоном голосе и обаянии. Ей подвластны проникновенные баллады, печальные блюзы, энер- гичные свинги.Американ- ская пресса единодушно называет Шарон Кларк одной из самых сильных вокалисток современно- сти, сравнивая ее с леген- дарными Сарой Воэн и Эллой Фицжеральд. Музыкальная карьера Шарон Кларк началась очень рано. Девочка сама подбирала мелодии на слух и исполняла их для друзей и близких. Ее та- лант сразу же заметили, и после успешной учебы в Беркли Шарон начала ак- тивную концертную дея- тельность. Певица быстро прошла путь отмаленьких клубов до самых престиж- ных площадок. Она пела на Национальной аллее в родном Вашингтоне, ей аплодировали в лучших залах Америки и Европы. Последний на сегодня альбомКларк «Do it Again — My Tribute to Shirley Horn» принес певице мно- гочисленные награды. Она получила золотую медаль на музыкальном фестива- ле в Саванне, взяла первое место на вокальном кон- курсе имени Билли Хол- лидей. Джазовая дива неоднократно совершала грандиозные концертные туры по всему миру, вы- ступая на одной сцене с самыми разными музы- кантами и даже с симфо- ническими оркестрами. Сейчас у Шарон оче- редное большое россий- ское турне. Певица всего пару дней назад прилетела из Соединенных Штатов, но уже выступила в Воро- неже, а следующим вече- ром собрала аншлаг в Ли- пецке. Два часа джазовой классики в исполнении квартета великолепных музыкантов — Алексей Черемизов (фортепиано), Андрей Половко (саксо- фон), Ильдар Нафигов ( ударные инструмен- ты), Владимир Кольцов- Крутов (контрабас) и по- трясающе чувственный, с хрипотцой голосШаронне оставили равнодушными никого. Публика бурными аплодисментамивстречала знакомые такты «вечнозе- леных»джазовых стандар- тов, будьто«Summertime», «Autumn Leaves» или джазовая версия битлов- ской «And I Love You». —Всвоейсегодняшней программе я старалась представить нестареющую классику, заставляющую вспомнить о золотой поре джаза, связанной с име- нами Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Гершвина, ЭллыФицжеральд,—ска- зала певица.—Думаю, эта музыка любима слуша- телями в России. Многие признавались мне, что в свое время слушали эти композиции по «Голосу Америки» сквозь треск радиопомех. Теперь при- шло время насладиться ими вживую. — Шарон просто влю- блена в российскую пу- блику. И эти чувства вза- имны, — говорит художе- ственный руководитель аккомпанирующего квар- тета Алексей Черемизов. — За три года совместной работы мы побывали в разных уголках нашей страны от Калининграда до Камчатки. Поначалу певица с некоторой опа- ской приняла приглаше- ние выступить в России, но, окунувшись в гастроли с головой, она изменила свое отношение. Теперь Шарон у нас частый гость. Ради концерта она готова терпетьмногочасовые ави- аперелеты и пересадки. Из Липецка Шарон Кларк с музыкантами вновь отправилась в до- рогу. Впереди у нее вы- ступления еще в десяти городах России. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА концертыбыличетко спла- нированынавесьпредстоя- щий сезон. Хочется, чтобы былплан гастролейпоРос- сиии за рубежом.Хочется, чтобы обязательно были выступления в Москве и Питере. В профессиональ- ном отношении оркестр к этому готов.Нужен только грамотный менеджмент, нужна сплоченная адми- нистративная команда. Сейчас она у нас начинает складываться. — Когда пятнадцать лет назад я брала у тебя первое интервью, ты тоже говорил о планах только что родившегося муници- пального оркестра. Мне, признаться, они казались нереальными. Но сегодня я не сомневаюсь: тебе по силам осуществить все задуманное. По крайней мере, до сего дня тебе это удавалось — не бойся, я стучу по дереву. — Знаешь, надо на каждом этапе ясно видеть, чего ты стоишь. Чтобы не «зазвездиться». Сейчас я могу уверенно сказать: в оркестре есть костяк из двадцати человек, для ко- торых в профессии нет ничего невозможного. Аза ними тянутсямолодые му- зыканты. На это, заметь, и ушло пятнадцать лет. — Ты мог бы сформу- лировать свои глобальные цели? — Первая — возро- дить интерес к русским народным инструментам. Ународников сейчас очень серьезные трудности. Да что там — вообще с подго- товкойпрофессиональных музыкантов проблема. Но у народников — особенно. Ты же понимаешь: по пре- стижностимыстоимгде-то в самом конце списка. А значит, есть риск реально утратить огромныйнацио- нальной пласт культуры. Этого ни в коем случае нельзя допустить. И мы стараемся понемножку отвоевывать то, что было утрачено. У нас сейчас есть своя аудитория—уже замечательно. Ведем пла- номерную работу с детьми — это тоже дает плоды. Хватило сил организовать в Липецке фестиваль ор- кестров русских народных инструментов, который стал традиционным,—на- стоящее завоевание. Акак порадовало обилие моло- дежи в зале на фестивале в Балашове, которыймыне- давно открывали! Значит, не все потеряно. —Авторая глобальная цель? — Только не удивляй- ся: повышать зарплату музыкантам. Если рассчи- тывать только на энтузи- азм, то это путь в никуда. При том, сколько я требую от своих ребят, я просто не имею права держать их на голодном пайке. Иной раз задумываюсь: есть ли у меня право их вообще за что-то ругать? Да их хвалить надо только за то, что они из профессии не уходят! Конечно, власти нам помогают. Так, при- езжающим играть с нами музыкантам оплачивают большую часть аренды квартир. Но пойми: в на- шем оркестре в основном молодые, у них семьи, дети.Призваниепризвани- ем, а семью надо кормить. Возьми наших соседей из Белгорода, где тоже создан оркестр народных инструментов. Во-первых, тампостроеноновое здание филармонии с великолеп- ным залом. Во-вторых, зарплата у оркестрантов тридцать тысяч рублей. В-третьих, закуплены новые инструменты. И, наконец, им оплачивают семьдесят пять процентов кредитапоипотеке.Да, ор- кестр белгородцевпока сы- рой, нопритакихусловиях руководитель наверняка сделает его высокопрофес- сиональным. —Раз почивать на лав- рах тебе скучно, давай предметно поговорим о планах. —Начну с самых близ- ких. В декабре нам пред- стоит выступать в Государ- ственной капелле Санкт- Петербурга.Снетерпением ждем этой поездки. Это же счастье, что мы будем играть в таком городе, в зале с такой потрясающей акустикой, когда можно вообще не пользоваться микрофонами! Очень наде- юсь, чтосможемвыступать в Питере регулярно. — А концерты в Мо- скве у вас будут? — В апреле примем участие в фестивале совре- менной музыки. Готовим часовуюпрограммуиз про- изведений Михаила Брон- нера, это ученик Тихона Хренникова. Потрясающе красивая и интересная музыка! Кстати, надеемся провести конкурс компо- зиторовк столетиюТихона Николаевича в 2013 году. — А что ждет ваших липецких поклонников? — Если говорить о крупных событиях, то в мае в Липецке состоится четвертый международ- ный фестиваль оркестров народных инструментов. Уровеньфестиваля растет. В этот раз на него должны приехать национальные оркестры Белоруссии и Украины. Он откроется в День славянской письмен- ности. К слову, я не остав- ляю намерения устроить всероссийский конкурс дирижеров народных ор- кестров. Областной ди- рижерский конкурс уже состоялся, надо двигаться дальше. —Тыпо-прежнемууде- ляешь внимание работе с детьми? — Конечно! И это не только регулярные вы- ступления в школах. Мы начали сотрудничать с интернатом для слабови- дящих детей, среди этих ребят немало музыкаль- но одаренных. Занятия с ними — не просто просве- тительство, а возможность дать им в руки будущую профессию. Уменя вообще есть мечта: заниматься этим с воспитанниками всех интернатов и детских домов. Появилась и идея создать ансамбль из ребят- колясочников. Уж раз они танцевать способны, то играть точно научатся! Творчество — это лучшая реабилитация. Давно на- зрела необходимость орга- низовать при нашем кол- лективе детскую студию. Чтобы ребята с первых шагов понимали, что та- кое профессиональный оркестр русских народ- ных инструментов, как он звучит и — какое счастье играть в нем. Есть и другие очень перспективные про- екты, но я пока о них про- молчу. Или скажу кратко: сейчас многие регионы пытаются найти для себя бренд. А почему бы Ли- пецку не стать центром русскойнародноймузыки? По-моему, это достойная идея. P.S. ПоклонникамЛи- пецкого государственного оркестра народных ин- струментов под управле- нием заслуженного арти- ста РФ Олега Федянина напоминаем: концерт в честь юбиляра состоится 30 сентября. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz