Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 182/24060/ 21 СЕНТЯБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Перечень государственных и муниципальных учреждений здравоохранения города Липецка по уровням оказания медицинской помощи № п/п Наименование учреждения Уровень оказания медицинской помощи на 31.12.2010 г. Уровень оказания медицинской помощи в 2011-2012 гг. 1 2 3 4 1 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Липецка IV IV 2 МУЗ «Центральная городская клиническая больница города Липецка» IV III 3 МУ Городская больница «Липецк-Мед» IV III 4 МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» IV III 5 МУ «Городская больница № 2» IV IV 6 МУЗ «Городская больница № 3» IV IV 7 МУЗ Клиническая инфекционная больница г. Липецка II II 8 МУ «Городская больница № 4» IV IV 9 МУ «Городская больница № 5» IV IV 10 МУ «Липецкая городская больница скорой медицинской по- мощи им. В.В. Макущенко» IV IV 11 МУЗ «Городской родильный дом № 1» III, II группа III, II группа 12 МУ «Детская городская больница № 1» IV IV 13 МУ «Городская детская больница № 2» IV IV 14 МУЗ «Липецкий городской противотуберкулезный диспансер» III III 15 МУЗ «Городской кожно-венерологический диспансер» III III 16 МУЗ «Детская городская поликлиника № 5» IV IV 17 МУ «Городская поликлиника № 1» IV IV 18 МУЗ «Городская поликлиника № 2» III III 19 МУЗ «Городская поликлиника № 3» IV IV 20 МУЗ «Городская поликлиника № 4» IV IV 21 МЛПУ «Городская поликлиника № 5» IV IV 22 МУЗ «Городская поликлиника № 6» IV IV 23 МУЗ «Городская поликлиника № 7» IV IV 24 МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» IV IV 25 МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника № 2» IV IV 26 МУ «Городская детская стоматологическая поликлиника» IV IV В рамках Программы планируется дальнейшее реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение её в соответствие с численностью и составом населения города, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории города, сети и структуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений здра- воохранения города Липецка в соответствии с утверждённой номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности, включенных в программу ОМС. В ходе модернизации муниципальной лечебной сети должны быть достигнуты сле- дующие медико-организационные сдвиги в структуре оказания медицинской помощи: из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; от специализированной амбулаторной помощи в сектор первичной медико-санитарной помощи; из круглосуточного стационара в дневной стационар и стационар на дому; от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эф- фективно использовать дорогостоящую диагностическую технику. Кадровое обеспечение здравоохранения города Липецка Результативность и эффективность модернизации здравоохранения города Липецка в значительной степени определяется кадровым потенциалом отрасли. По состоянию на 1 января 2011 года в медицинских учреждения города Липецка ра- ботали 1739 врачей и 4437 средних медицинских работников. Обеспеченность на 10 тыс. населения врачами составляет 34,6, средним медицинским персоналом 88,4. Укомплектованность медицинских организаций врачебными кадрами (занятых долж- ностей по отношению к штатным должностям) в целом по учреждения составляет 95,1%, средними медицинскими работниками 96,9%. Соотношение врач/медсестра 1/4. За время реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на терри- тории города Липецка удалось снизить коэффициент совместительства по врачам тера- певтам участковым, педиатрам участковым с 1,2 до 1,1; по врачам общей практики с 1,1 до 1,07. На начало 2011 года коэффициент совместительства врачей данной категории составил 1,16. При анализе кадрового состава в учреждениях здравоохранения города Липецка об- ращает на себя внимание, что количество врачей старше 50 лет составляет около 31%, (пенсионеры по возрасту – 24,3%). Наиболее низкой остается укомплектованность врачами по следующим специаль- ностям: анестезиологами-реаниматологами – 37,5 %; врачами скорой медицинской помощи – 42,8%; врачами неонатологами – 66,1%; врачами-инфекционистами – 53,6%; врачами-фтизиатрами – 39,4%. В целом по городу Липецку дефицит врачей составляет 30,8%. В рамках Программы планируется уменьшение дефицита врачей к 01.01.2013 до 28,9%. В целях преодоления сложившегося кадрового дефицита в последние годы предпри- няты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Для решения кадрового вопроса заключаются договора о трудоустройстве не только с выпускниками, обучающимися по целевому набору, но также со студентами, обучаю- щимися на бюджетной и коммерческой основе. В 2011-2012 годах планируется воспол- нить кадровый дефицит путем трудоустройства 89 специалистов. В 2011 году планируется трудоустроить 46 специалистов, в том числе после оконча- ния интернатуры и ординатуры будет трудоустроено 33 специалиста, в том числе после окончания интернатуры 25 специалистов и 8 специалистов после окончания ординатуры, приглашенных из других регионов 13 специалистов. В амбулаторно-поликлиническое звено планируется трудоустройство 30 врачей, в стационар – 15 врачей. В 2012 году планируется трудоустройство 43 специалистов, в том числе после окон- чания ординатуры 9 специалистов, после окончания интернатуры 34 врача. Также для за- ключения договоров на прохождение интернатуры 2011-2012 годах должно прибыть 56 выпускников медицинских вузов, обучающихся по целевому набору. Трудоустройство будет осуществляться по специальностям, представленным в та- блице. Наименование специальности Амбулаторная помощь Стационарная помощь Всего 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. Офтальмология 1 2 1 4 Педиатрия 5 5 2 12 Рентгенология 1 3 2 6 Терапия 11 4 4 6 25 Хирургия 2 2 3 7 Стоматология 7 7 Урология 1 1 2 Эндокринология 2 2 Дерматовенерология 1 1 Неврология 1 3 4 Стоматология терапевтическая 1 1 Стоматология хирургическая 1 1 Травматология и ортопедия 2 1 3 Инфекционные болезни 5 1 6 Скорая медицинская помощь 1 1 2 Акушерство и гинекология 1 5 6 ИТОГО 31 23 15 20 89 За последние 5 лет было приобретено медицинским работниками муниципальных учреждений здравоохранения по ипотечному кредитованию 54 квартиры, за счет бюд- жета разных уровней получено 11 квартир. В 2009 году администрацией города Липецка было построено общежитие для медицинских работников на 52 койко-места. Админи- страция города Липецка в ближайшей перспективе планирует переустройство помеще- ния по улице Комсомольской для обеспечения жильем медицинских работников и работ- ников учреждений образования. С целью повышения укомплектованности квалифицированными медицинскими кадрами за счет местных бюджетов установлены доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в т.ч. медицинским сестрам патро- нажным), врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждениям и подразделениям скорой медицинской помощи, стимулирующие надбавки в следующем размере: врачам – 5,0 тыс. руб., фельдшерам – 3,5 тыс. руб., медицинским сестрам – 2,5 тыс. руб. За счет средств бюджета города Липецка продолжена практика осуществления до- плат школьным врачам-педиатрам (5000 руб./мес.), фельдшерам (3500 руб./мес.) и медсестрам (2500 руб./мес.), а также водителям, диспетчерам (по 2000 руб./мес.) и младшему медперсоналу (1000 руб./мес.) станций и отделений скорой медицинской помощи. Также из бюджета города Липецка производится доплата медицинским работ- никам первичного звена, медицинским работникам дошкольно-школьных отделений, работающих в немуниципальных учреждениях здравоохранения: НП «Новолипецкий ме- дицинский центр» и ЧУ «Учебно-производственный и медико-профилактический центр» Проводится большая работа по направлению молодежи города Липецка для посту- пления в медицинские вузы по целевому набору. В настоящее время в вузах учатся 308 человек. Целевой набор в медицинские вузы (2005-2010 годы) Год поступления Количество студентов, поступивших по целевому набору 2005 56 2006 69 2007 63 2008 52 2009 46 2010 22 ВСЕГО: 308 Для решения кадрового вопроса заключаются договоры о трудоустройстве не только с выпускниками, обучающимися по целевому набору, но также со студентами, обучаю- щимися на бюджетной и коммерческой основе. С целью получения дополнительного профессионального образования в городе Липецке ежегодно формируются планы профессиональной подготовки специалистов. Проводится определенная работа по обеспечению врачей и медицинских работников, имеющих среднее профессиональное образование, своевременного прохождения кур- сов повышения квалификации и переподготовки. В городе Липецке работает 99,3% врачей и 96,7% средних медработников, имею- щих сертификат специалиста. Отсутствие сертификатов объясняется тем, что женщины находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, в течение которого утрачивается срок действия сертификата. Квалификационные категории имеют 61,8% врачей и 70,4% средних медработников. В 2010 году прошли курсы повышения квалификации и переподготовки 646 врачей, в т.ч. проведено 26 выездных циклов. В том числе 53 врача прошли курсы профессиональ- ной переподготовки. 822 средних медработника прошли обучение в 2010 году. Особое внимание уделяется обучению специалистов в рамках реализации приори- тетного национального проекта. В рамках выполнения мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, прошли обучение 149 медицинских работников. В 2011 году в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствова- ние медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, планируется напра- вить на обучение 15 врачей. Всего в 2011-2012 годах запланировано направить на курсы профессиональной переподготовки 68 врачей, на повышение квалификации – 732 врача Год обучения Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации 2011 54 390 2012 45 342 Всего: 99 732 На 2011 год планируется израсходовать на подготовку кадров 9173,3 тыс. рублей из средств местного бюджета и субсидий областного бюджета. Из них на профессиональ- ную переподготовку врачей 665,0 тыс. рублей. Город Липецк, в процессе реализации программы модернизации, выйдет на целевые индикаторы здоровья, качества жизни и общей смертности. Для реализации данных целей в рамках Программы будут проведены ремонты в амбулаторно-поликлинических учреждениях, закуплено необходимое оборудование. 1.1.2. Совершенствование профилактического направления Важной задачей в сфере профилактики и укрепления здоровья является изменение позиции медицинских работников, а также населения в целом к индивидуальному здо- ровью. Эффективность этого направления зависит от интеграции профилактических и оздоровительных служб по вопросам укрепления здоровья населения. Важной проблемой является определение стратегических приоритетов в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Инструментом проведения профи- лактических мероприятий должен стать мониторинг показателей здоровья, распростра- ненности вредных привычек, факторов риска и т.п. Амбулаторно-поликлиническое звено является основной базой для широкого вне- дрения и тиражирования профилактических мероприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни, раннего выявления и снижения заболеваемости со- циально значимыми заболеваниями. Служба медицинской профилактики города Липецка представлена: – 1 центром здоровья на базе МУЗ «Городская поликлиника №2»; – «Центром медицинской профилактики», в МУЗ «Городская поликлиника №2»; – 14 кабинетами медицинской профилактики; – 12 кабинетами здорового ребенка в муниципальных учреждениях здравоохране- ния. В 2011 году запланировано развёртывание 1 Центра здоровья на базе МУЗ «Город- ская поликлиника №7» (за счёт закрытия центра здоровья в ГУЗОТ «ЦМП»). Все центры, кабинеты медицинской профилактики оснащены и функционируют в со- ответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Феде- рации от 23.09.2003 № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации». Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профи- лактики по месту жительства гражданина. В случае, если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. За счет подобной организации маршрутизации пациентов устанавливается тесное взаимодействие центров здоровья и амбулаторно-поликлинических учреждений города Липецка. Центры здоровья оснащены оборудованием для проведения скрининговых обсле- дований, организации профилактической стоматологической помощи, работы каби- нетов лечебной физкультуры в полном объёме, согласно приказу Министерства здра- воохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 № 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». На уровне города Липецка утвержден «Порядок организации и финансирования деятельности центров здоровья, в том числе центров здоровья для детей», определены их зоны ответствен- ности. Зоны ответственности центров здоровья на территории города Липецка № п/п Наименование ЛПУ, на базе которого создан центр здоровья Зона ответственности Численность населения в зоне ответственности, тыс.чел. 1 ГУЗОТ «Центр медицинской профилак- тики» г. Липецк (Советский округ) 135,5 г. Липецк (Правобережный округ) 71,4 ИТОГО: 206,9 2 МУЗ «Городская поликлиника №2» (г. Липецк) г. Липецк (Левобережный округ) 41,5 г. Липецк (Октябрьский округ) 179,2 ИТОГО: 220,7 По состоянию на 01.01.2011 в городе Липецке развёрнут 1 центр здоровья. Соглас- но данным Минздравсоцразвития России посещаемость центров здоровья в городе Липецке в 2010 году составила 10 на 1000 населения против 15 на 1000 населения по Российской Федерации. Выявляемость факторов риска развития заболеваний выше среднероссийских и составляет 789 на 1000 обратившихся (по Российской Федерации – 667,0 на 1000 обратившихся). Недостаточная посещаемость центров здоровья в г. Липецке требует активизации работы в данном направлении. Надеемся, что центр здо- ровья, который планируется открыть на базе МУЗ «Городская поликлиника № 7», решит данную проблему. Все центры здоровья обеспечены в достаточном количестве средствами экспресс- диагностики токсических веществ в биологических средах организма, в том числе коти- нина, метамфетамина, опиатов, барбитуратов и т.п. В рамках Программы на уровне центров здоровья планируется внедрение психоло- гического тестирования на приверженность к психоактивным веществам. Для улучшения качества трудового потенциала и снижения преждевременной и предотвратимой смертности среди лиц трудоспособного возраста в городе ежегодно реализуются мероприятия по целевому профилактическому обследованию работающих граждан. В 2010 году были осмотрены в рамках диспансеризации 92316 работников про- мышленных предприятий. Большое внимание уделяется профилактике заболеваний среди детского населения. Всего в 2010 году прошли диспансеризацию 90115 детей в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе учащиеся школ – 25147чел., студенты ссузов и вузов – 2022 чел., учащиеся ПТУ –1681 чел. С 1998 года в городе Липецке во всех календарных возрастах поддерживается эпи- демиологически эффективный (95% и выше) уровень привитости против дифтерии, ко- клюша, столбняка, кори, эпидпаротита, полиомиелита и краснухи. С целью профилактики инфекционных заболеваний в рамках дополнительной им- мунизации с 2006 года прививками против вирусного гепатита В охвачено 53% от всего населения города. В 2010 сохранялась тенденция к снижению групповой заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики. Не регистрировались случаи дифте- рии, кори, эпидемического паротита, снизилась заболеваемость коклюшем на 81%, за- регистрировано 4 случая краснухи. Мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок спо- собствуют дальнейшему снижению заболеваемости инфекциями, управляемыми сред- ствами специфической профилактики. Ежегодный охват населения профилактическими обследованиями на туберкулез (всеми методами) ежегодно составляет около 90% от общей численности населения города. В результате планомерной деятельности общей лечебной сети показатель активной выявляемости злокачественных новообразований при профилактических осмотрах вы- рос на 1,6% до 19,5%. До 99% новорожденных проходят неонатальный и аудиологический скрининг в рам- ках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Амбулаторно-поликлиническое звено организует и проводит дополнительную дис- пансеризацию работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». За 2010 год дополнительной диспансеризацией охвачены 13987 чел. Доля граждан I и II групп здоровья составила соответственно 24,7% и 9,9%. В 2010 году структура первично диагностированных заболеваний представлена следующим образом: I место – болезни системы кровообращения – 24,7%, II место – болезни мочеполовой системы – 20,2%, III место – болезни эндокринной системы – 8,4%, IV место – болезни костно- мышечной системы – 7,7, V место – новообразования и болезни крови – 3,9%. Одним из направлений работы ЛПУ по гигиеническому обучению и воспитанию явля- ется организация и проведение занятий в «Школах здоровья». Деятельность «Школ здо- ровья» на территории города Липецка регламентируется приказом управления здраво- охранения области от 18.06.2009 №357 «О совершенствовании деятельности Школ здо- ровья в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области». Школы здоровья созданы в составе ЛПУ на функциональной основе на основании приказа руководителя и «Положения о «Школе здоровья». Обучение проводится профильными медицинскими специалистами по разработанным программам. В рамках реализации Программы предусмотрены мероприятия по повышению эф- фективности деятельности созданных центров здоровья, в том числе повышение их по- сещаемости. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 №1237 «О финансовом обеспечении мероприятий, направ- ленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». Проведение данных мероприятий позволит: увеличить объемы амбулаторных по- сещений, в том числе за счет повышения мотивации населения к профилактике забо- леваний и ведению здорового образа жизни, снизить уровень хронизации процессов, инвалидности, смертности, а следовательно сохранить здоровье, повысить качество и продолжительность жизни. 1.2. Совершенствование скорой медицинской помощи Скорую медицинскую помощь населению города Липецка оказывает 1 самостоя- тельная стации скорой медицинской помощи. В состав станции скорой медицинской помощи города Липецка входят центральная станция и 6 подстанций. В среднем еже- суточно выполняется порядка 600 вызовов, из которых 24% связаны с необходимостью госпитализации больных и пострадавших. Врачебных бригад на скорой помощи города Липецка – 94, их них педиатрических – 21, фельдшерских бригад – 101, специализированных бригад – 23, в т.ч. БИТ– 17, пси- хиатрических – 6. Для обслуживания населения постоянно задействовано около 33-35 выездных бри- гад. В течение 2010 году бригады скорой помощи выезжали на 820 случаев ДТП, оказана помощь 1074 пострадавшим, эвакуировано 893 человека, при этом было задействовано 839 бригад СП. Время прибытия бригад к месту происшествия в среднем составило 13 минут, в 87% случаев к ликвидации последствий привлекались специализированные бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Липецка. В рамках реализации национального проекта “Здоровье”, начиная с 2006 года, по- лучено 20 санитарных автомобилей, оснащенных современным оборудованием, позво- ляющим оказывать медицинскую помощь в полном объеме в соответствии с утвержден- ными стандартами. В 2010 году 16 санитарных автомобилей были оборудованы системами GPS навига- ции, что позволило более оперативно осуществлять мониторинг за работой санитарного автотранспорта, выделенного в рамках нацпроекта “Здоровье”. Начиная с 2004 года МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Липецка рас- полагает территориально-распределенной сетью, которая соединяет центральную дис- петчерскую оперативного отдела с подстанциями в 4 зонах города Липецка по высоко- скоростным каналам телефонной связи, с обязательной записью на магнитный носитель и автоматическим определением номера. Разработан и внедрен автоматизированный комплекс управления станцией скорой медицинской помощи, что позволило: 1. Улучшить качество обслуживания населения за счет сокращения времени обра- ботки вызова, определения приоритета обслуживания и профиля бригад. 2. Увеличить оперативность взаимодействия подразделений МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Липецка и установить полный контроль над подстанциями в ре- жиме реального времени. 3. Автоматизировать труд оперативного отдела. 4. Максимально высвободить персонал от рутинной бумажной работы по ведению книг, журналов, промежуточных документов. 5. Осуществлять мониторинг за состоянием подвижного состава в режиме реального времени, контроль над исполнением вызовов в течение смены. 6. Автоматизировать предметно-количественный учет медикаментов. В рамках Программы предусмотрено продолжение реализации мероприятий, на- правленных на обеспечение доступности и повышение качества оказания скорой меди- цинской помощи, снижение летальности больных при угрожающих жизни состояниях. Планируется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, вне- дрить современные системы анализа и управления, улучшить взаимодействие со струк- турами догоспитальной помощи и стационарами. С этой целью запланированы следующие мероприятия: – оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим силами Профессиональная переподготовка в 2011-2012 годах будет осуществляться по спе- циальностям: Наименование специальности Количество врачей, которые будут подготовлены на курсах профессиональной переподготовки Общая врачебная практика 20 Кардиология 12 Ревматология 1 Гастроэнтерология 1 Пульмонология 4 Нефрология 1 Стоматология 7 Психиатрия 1 Прочие специальности 52 В связи с проводимой реструктуризацией сети медицинских учреждений проводится сравнительный анализ обеспеченности кадрами каждого муниципального учреждения здравоохранения города Липецка по специальностям для сокращения дефицита кадров и решения вопросов переобучения, трудоустройства. Особое внимание будет уделено подбору резерва на должности руководителей ЛПУ и приведение оплаты труда руково- дителей по результатам деятельности в соответствие с установленными критериями. Таким образом, в ходе программы модернизации планируется сократить существую- щий дефицит кадров с 30,8% до 28,9%, что положительно скажется на повышении до- ступности медицинской помощи населению. Задача I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. Мероприятие 1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие со структурой населения города Липецка, а также со структурой за- болеваемости и смертности на территории городского округа, сети и структуры учреж- дений здравоохранения с выходом на количество учреждений здравоохранения в соот- ветствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности 1.1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению, профи- лактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление и развитие сети общеврачебной практики. 1.1.1.Развитие первичной медико-санитарной помощи. Развитие первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения города Липецка предусматривает совершенствование деятельности городской сети амбулаторно-поликлинических учреждений. По состоянию на 01.01.2010 населению города Липецка оказывается амбулатор- ная помощь по 59 врачебным специальностям. Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений представлена 12 самостоятельными поликлиниками и 25 поликлиника- ми, входящими в состав больничных учреждений. Плановая мощность амбулаторно- поликлинических учреждений – 16940 посещений в смену. Обеспеченность на 10 тыс. населения амбулаторно-поликлинической помощью – 232,9 посещений в смену. Тер- риториальное расположение участковых врачей (281), врачей общей практики (39), фельдшерско-акушерских пунктов 4 (4 ед.), здравпунктов (44) обеспечивают возмож- ность в оптимально короткие сроки получать медицинскую помощь. Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицин- ской помощи в городе Липецке в рамках реализации Программы будет сформирована система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи. Амбулаторная служба представлена муниципальными поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, врачей специалистов, кабинеты (отделение) профилактики, имеющим в составе смо- тровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, ЭКГ, школы здоровья, лабораторную диагностику, Центры здоровья, дневные стационары, отделения неотложной помощи. Состав врачей-специалистов определяется уровнем и структурой заболеваемости на- селения, прикрепленного к ЛПУ. Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этап- ность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбула- торной медицинской помощи. Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позво- ляет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу. Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется де- фицит врачей специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам. Указанные мероприя- тия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе со- циально значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости. Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая в трудоспособном возрасте. Развитие первичной медико-санитарной помощи в том числе включает в себя разви- тие стационарозамещающих технологий. В городе Липецке проводится активная работа по развитию стационарозамещающих форм медицинской помощи. В 2010 году на территории города Липецка функционирова- ли 7 дневных стационаров при больничном учреждении на 137 коек. Начиная с 1999 года развивается сеть дневных стационаров при поликлиниках. В 2010 году функционировали 16 дневных стационаров при поликлиниках на 636 мест. Доступность медицинской помощи жителям старших возрастных групп обеспечи- вается через проведение углубленного диспансерного обследования инвалидов, вете- ранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Ежегодно в городе Липецке проводится углубленное диспансерное обследова- ние инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, с целью выявления различных заболеваний и контроля за проводимым лечением. Широкое распространение получила новая форма обслуживания в виде выездов на дом специализированных медицинских бригад для обследования пациентов с обязательным участием врачей-специалистов по профилю заболевания. Предусмотрено оснащение выездных специализированных медицинских бригад автотранспортом, портативной лечебной и диагностической аппаратурой, в том числе стоматологическими установ- ками, электрокардиографами, рентгеновскими и ультразвуковыми аппаратами. По ре- зультатам проведенного углубленного диспансерного обследования все нуждающиеся ветераны получают необходимое лечение в специализированных отделениях областных и муниципальных ЛПУ. Организован активный патронаж одиноких ветеранов, в том чис- ле проживающих в отдаленных пунктах. Кроме того, по результатам диспансеризации в обязательном порядке проводится внеочередное оздоровление инвалидов в соот- ветствии с индивидуальной программой реабилитации, включая рекомендации по санаторно-курортному лечению. С целью уменьшения нагрузки на службу скорой помощи в городе проводится работа по организации при амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений неотложной медицинской помощи, располагающих необходимым санитарным транспортом, осна- щением и дежурной службой. Отделения неотложной помощи призваны обслуживать вызовы на дому при неотложных состояниях, связанных с высокой температурой, подъ- емом артериального давления, выраженным болевым синдромом и т.п. По состоянию на 01.01.2010 отделения неотложной медицинской помощи созданы при 10 поликлиниках города Липецка. В поликлиниках организована деятельность кабинета (пункта) неот- ложной помощи с диспетчерской для приема вызовов и связи с СМП. Прием вызовов и передача их выездной бригаде осуществляется диспетчером. Программой предусмотрено создание на базе поликлиник МУ «Городская детская больница №1» и МУ «Городская детская больница №2», НП «НМЦ» отделений неотлож- ной помощи в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 №56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники». В 2012 году запланирована организация единой диспетчерской службы, обрабаты- вающей вызовы как неотложной, так и скорой медицинской помощи, по единому теле- фону «03». Бригада неотложной медицинской помощи при получении вызова или обращении пациента в поликлинику осуществляет: уточнение диагноза, проведение мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента, при наличии меди- цинских показаний, вызов бригады скорой медицинской помощи для транспортировки в лечебно-профилактическое учреждение, а также ведение медицинской документации (карта вызова неотложной медицинской помощи). В результате организации оказания неотложной помощи в амбулаторно-поли- клинических учреждениях в сравнении с 2005 годом отмечается уменьшение количества выполненных вызовов по неотложным поводам скорой медицинской помощью, а также к пациентам с хроническими заболеваниями на 8%. Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в си- стеме выявления заболеваний населения города Липецка имеются недостатки: при об- щей заболеваемости выше среднероссийского уровня, выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже среднероссийского показателя. Это в первую очередь свидетельствует о том, что первичное звено при до- статочно высоком уровне посещений к врачам (в 2009 году по городу Липецку 10,6 на 1 жителя, по РФ – 9,5 на 1 жителя) не выявляет значительное число заболеваний, а про- ведение дополнительной диспансеризации требует усиления в части профилактической направленности. В этой связи в 2011-2012 годах планируется: – обеспечить увеличение объема оказываемой медицинской помощи в амбулаторно- поликлинических условиях за счет увеличения посещений населения с профилактиче- ской целью до 30%; – улучшить работу участковой службы с учетом ведения «Паспорта врачебного участ- ка», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на полу- чение набора социальных услуг»; – обеспечить рост патронажный посещений на 5%; – обеспечить рост активных посещений до 20%; – обеспечить дальнейшее развитие стационарозамещающих организационных форм; – обеспечить совершенствование организации неотложной помощи в амбулаторно- поликлинических учреждениях. Предусматривается укрепление взаимодействия сети Центров здоровья и ЛПУ горо- да. В соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокраще- ние потребления алкоголя и табака» в случае, если в процессе обследования в Центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. Центрами здоровья будет активизирована работа с гражданами, направленными ЛПУ по месту прикрепления, на- правленными медицинскими работниками образовательных учреждений, направленны- ми врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работаю- щих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья, направленными работодателем по заключению врача, ответственного за про- ведение углубленных медицинских осмотров, с I и II группами состояния здоровья. C целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстре- мальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение па- циентов навыкам самопомощи. В рамках Программы совершенствование оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе будет осуществляться по пути дальнейшего раз- вития общеврачебных практик, обеспечения профилактической направленности здра- воохранения, перевода части объёмов неотложной медицинской помощи со скорой медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап. Предусмотрены меропри- ятия по проведению ремонтов и оснащению целого ряда муниципальных амбулаторно- поликлинических учреждений. В ходе модернизации здравоохранения планируется снизить дефицит кадров в амбулаторно-поликлиническом звене с 26% до 22,7 %. Таким образом, представленная модель обеспечивает повышение доступности и ка- чества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению города Липец- ка. В 2011-2012 годах планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях за счет увеличения посещений населения в организации здравоохранения с профилактической целью до 30%. Указанные мероприятия позволят обеспечить не только рост объемов амбулаторно- поликлинической помощи, но и повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, что увеличит показатели общей заболеваемости, в том числе социально значимыми за- болеваниями. В свою очередь, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая смертность в трудоспособном возрасте. Продолжение. Начало на 6–8-й стр. Продолжение на 10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz