Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

№ 182/24060/ 21 СЕНТЯБРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Быть, а не казаться Сергей Малюков Этот скромный клочок земли не больше трех квадратных километров в междуречье Дона и Не- прядвы навсегда овеян доблестью и славой наших предков. Здесь 8 сентября по старому стилю 1380 года (21-го по новому) объединенные войска русских княжеств под командованием московско- го князя Дмитрия Донско- го в жестокой битве наго- лову разгромили доселе непобедимое воинство Мамая. Каждыйгодблагодарные потомки на месте ратной славы чествуют память ге- роев, сложивших головы во имя Родины и Веры. Празд- нованию 631-й годовщины Куликовской битвы, состо- явшемуся в минувшие вы- ходные, не смог помешать прохладный осенний дождь. Тысячи людей уже с раннего субботнего утра собрались у мемориального комплекса на месте сражения. На пути к Куликову полю то и дело встречались автомобили и автобусы со знакомыминомерами.Крае- вед Александр Клоков при- вез на праздник большую группу липецких туристов. «С 1987 года не пропускаем ни одного праздника, — рассказывает он. — Стало традицией приезжать сюда, чтобы поклониться памяти воинов, одолевших лютых врагов. Уже выросли новые поколения, а интерес к на- шей истории по-прежнему велик. Даже непогода людей не пугает: двухэтажный ав- тобус полон. Промокли до нитки, а глаза горят». За храмом Сергия Радо- нежского раскинулась мно- голюдная Краснохолмская ярмарка. Тут можно купить все что душе угодно. Туль- ские пряники, румяные ле- бедянские яблочки, блины с пылу с жару и даже скраб по древнерусским рецептам… Для тех, кто предпочитает пищу духовную, — исто- НАШИ ИСТОКИ | Потомки древних славян отмечают 631- ю годовщину Куликовской битвы За Русь и Веру православную рическая и православная литература, словари рус- ского языка Даля, майки с портретами Суворова, Ку- тузова, Ушакова и других славных соотечественников и значки с патриотичными слоганами. Особняком стоят ряды мастеров, представ- ляющих «товары повсед- невного спроса» для рекон- структоров. На прилавках все, как на средневековых ярмарках: кожаные сапоги и кафтаны ручной работы, оружие, доспехи, украше- ния, которые пошли бы и современным модницам. Самое долгожданное и массовое событие праздни- ка — реконструкция битвы силами сотен участников военно-историческихклубов. К полудню на Красном холме собрались тысячи зрителей. Поодаль экипиро- ванные, как встарь, бойцы готовились к сече. Дожде- вые капли хлещут по до- спехам, вид у промокших отрядов не слишком воин- ственный, особенно тяжело «ордынцам» — их богатые меха насквозь вымокли и теперь мешают двигаться. Но вот звучит сигнал к ата- ке, и рати, одна под черно- желтыми флагами Орды, другая — под красными стягами с ликом Христа, движутся друг на друга. Как ишесть с лишним веков назад, закипает Донское по- боище. В стройных рядах рат- ников на поле сражались и представители чаплыгин- ского клуба исторической реконструкции «Сокол». —Куликово поле — свя- щенное место. Наш клуб приезжает сюда уже лет семь подряд, — говорит его руководитель Альберт Суворов. — Для нас вели- кая честь — участвовать в реконструкции битвы, изменившей ход россий- ской истории. Это не просто прекрасно организованный фестиваль. Трудно описать чувства, охватывающие тебя, когда вновь видишь блестящие на осеннем солн- це купола храма, степные травинки, колышущиеся на ветру. Ты словно полу- чаешь силу своих великих предков. То, что здесь проис- ходит, и есть, на мой взгляд, выражение национальной идеи, о которой так много говорят сегодня. Знать свои корни и гордиться ими, лю- бить Родину, строить буду- щее, с уважением относясь к своему прошлому. Всему этому и учитКуликово поле. Для нас поездка сюда — важнейшая воспитательная традиция. Аеще очень инте- ресно общаться с единомыш- ленниками, обмениваться реконструкторскими идея- ми. Раньше наш клуб спе- циализировался на периоде IX-XI веков, а сейчас, раз- виваясь, мы вплотную заня- лись XIV веком. Нам очень интересно воссоздавать как русское, так и монгольское вооружение и амуницию. На следующий год приедем сюда во всеоружии. Дмитрий Донской в яр- ком красном кафтане, а за пределами поля битвы—от- вечающий за организацию военно-исторического фе- стиваля заместитель дирек- тора музея «Куликово поле» по научной работе Андрей Наумов доволен итогами сражения. — Пятнадцатый по сче- ту фестиваль в этом году получился одним из самых масштабных,—рассказыва- ет он. — В нем участвовало более 360 представителей 44 военно-исторических клубов из России, Украины и Белоруссии. Чаплыгин- цы — наши давние друзья, ни один фестиваль послед- него времени не обходится без них. Впервые помимо реконструкции сражения зрители увидели конные со- стязания, соревнования по историческому фехтованию и средневековому много- борью, а бойцы демонстри- ровали умение владения мечом, топором, копьем, мастерство метания сулиц и стрельбы из лука. Как всегда, реконструкторыпро- демонстрировали все свои таланты — от умения гото- вить блюда национальной кухни до удали в военных забавах. Зрителям скучать не пришлось. В память о павших за Отечество воинах у старей- шего военного монумента России—колонныДмитрия Донского, созданной в 1850 году по проекту архитектора АлександраБрюллова, была отслужена лития. Здесь же приняли присягу защитни- ки Отечества наших дней. А в воскресенье празд- нование 631-й годовщины Куликовской битвы про- должилось. По традиции на Красном холме прошло по- священие в студенты перво- курсников исторических факультетов вузов центра России, в их числе были и студенты истфака ЛГПУ. Всего праздник посетили более 15 тысяч зрителей. Можно не сомневаться, пока жива Россия, народная тро- па на Куликово поле не за- растет никогда. И. Неверов Пятый год в день своего рождения заслуженный художник России Евгений Сальников вместе с галере- ей «Центр изобразитель- ных искусств» дарит липчанам новую экспози- цию. На сей раз она назы- вается «Свет в окне» и поражает цельностью, эмоциональной силой и пульсацией не лишенного драматизма, но, как всегда у Сальникова, все-таки жизнеутверждающего сюжета, который просле- живается, когда перехо- дишь от картины к картине. Двадцать лет назад ны- нешний арт-директор га- лереи Татьяна Нечаева за- думала показать публике работы мастера, где так или иначе возникаетмотив окна. А живописец продолжал создавать все новые про- изведения, варьирующие этот во многом символиче- ский образ соединенности и ВЫСТАВКИ | В Липецком центре изобразительных искусств стартовал новый сезон Диалоги у открытого окна разъединенности с миром, когда человек оказывается на границе дома и открытого пространства, что вступают друг с другом в диалог, то звуча в унисон, то расходясь, контрастируя, новконечном счете обретая общую гармо- нию. И вот теперь давний замысел художника и ис- кусствоведа осуществился. На выставке я вспомнил то ли прочитанную, то ли услышанную сказку о доме с волшебными окнами. Вы- глянешь в одно — увидишь зимний пейзаж, в другом —жаркое лето, в третьем— осень, в четвертом — весну. У Евгения Сальникова все, конечно, сложнее и глубже. Его окна распахнуты и в на- стоящее, и в прошлое, это окна памяти, воображения, мечты, художник смотрит в них, радостно преобра- жая то, что видит, властью поэзии, пластики, цвета и света. Зрителю предоставлена Роман Ромашин Сегодня исполняется 631 год со времени Куликов- ской битвы. Но сколько бы лет ни прошло, потомки благодарно поминают воинов князя Дмитрия Донского. Часть из них нашла вечное упокоение на северной окраине Данковского района, откуда до первого поля русской ратной славы рукой подать. Местечко это, где, по пре- даниям, в братских могилах похоронены ратники, непо- далеку от деревни Бегичево и села Полибино. Когда-то здесь пролегал старинный тракт из тульской Епифани в Данков. И, уверяют исто- рики, именно по этому пути более шести столетий назад возвращались после битвы дружины князя Дмитрия. По книгам и фильмам мож- но себе представить, что это была за процессия. Cтоны истекающих кро- вью раненых, негромкие молитвы священников, бря- В ГЛУБЬ ВЕКОВ | По соседству с полем ратной славы Павшие в битве с Мамаем цание покореженных доспе- хов, грохот подпрыгиваю- щих телег длинного обоза. По дороге множился скорб- ный список ушедших в мир иной. До Москвы неблизко, до столиц иных малень- ких княжеств еще дальше, поэтому предавали земле храбрецов, положивших жизни«за други своя», в без- вестном уголке тогдашней рязанской степи. Захороне- ния скромно обустраивали, на большее, видимо, просто не было времени и сил. Настоящий кладезь ин- формации об этомпамятном месте — один из старей- ших краеведов района Иван Локтионов, многие годы считающийся, так сказать, неофициальным храните- лем соседней Полибинской усадьбы. Кому только не рассказывал о братских могилах всеведущий Иван Кузьмич! В пятидесятые- шестидесятые годыпрошло- го столетия редкий русский интеллигент не посещал эти места.Причеммногиеимена для российской культуры без всякой натяжки можно назвать знаковыми. Сюда приезжали Виктор Некра- сов, Майя Кристалинская, Анна Ахматова, Иннокен- тийСмоктуновский, Варлам Шаламов, ИосифБродский, Корней Чуковский, Семен Гейченко. Амалоизвестный тогда скромный провинци- альный учитель Александр Солженицын как-то при- катил сюда из Рязани... на велосипеде. Святое место, словно магнит, манило к себе и раньше: на рубеже ХIХ-ХХ веков здесь побы- вали Петр Столыпин, Ольга Книппер-Чехова,ФедорШа- ляпин, Петр Семенов-Тян- Шанский, Илья Репин, Лев Толстой, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. Все они и многие, многие другие выдающиеся люди склоняли головы в память о безымянных ратниках. Первым же, кто про- топтал тропу к братским могилам еще в начале по- запрошлого века, был про- свещенныйвладелецимения в соседнем Сторожево (так тогда называлось Полибино) аристократ Степан Дмитрие- вич Нечаев. Друг Пушкина и соратник декабристов, он, по сути, открыл Куликово поле для родной истории. В 1817 году в доныне суще- ствующем в селе дворце он создал первый в империи музей Куликовской битвы, уничтоженныйвпоследствии революционным вихрем. На стенах одного из залов находились потемневшие от времени воинские доспехи, оружие, нательные кресты и даже перстни. Разные на- ходки за небольшие деньги приносили своему барину мирно пахавшие земли Ку- ликова поля крестьяне. Не оставалисьвсторонеотблаго- го дела священники храмов соседнихселений.Отдельные раритеты хозяин собрания щедрораздаривалсвоимдру- зьям: писателюНиколаюКа- рамзину, скульптору Ивану Мартосу, директору импера- торскойАкадемиихудожеств Алексею Оленину. «Приезжайте ко мне в Сторожево, любезный Ми- хаил Петрович. За обедом помянем ратников великого князя Дмитрия Ивановича Донского, погребенных на братских могилах недалеко от техмест, где я обитаю»,— писал своему другу москов- скому историку Погодину Степан Нечаев. Ежегодно до революции семнадцатого года вДмитри- ев день — любимый церков- ный праздник нескольких поколений семьи Нечаевых — в богатое имение съез- жались сановные гости из Рязани, Тулы, Москвы и Петербурга.Дляниххозяева устраивали пышный прием, а в усадебном парке целый день играл духовой оркестр. Для окрестных крестьян устраивался бесплатный обед с песнями, плясками и хороводами. Торжества продолжались и при по- следнем владельце Поли- бино дипломате князе Э. Демидове-Сан-Донато. «Мы не нарушали семейную тра- дициюНечаевых празднова- нияКуликовскойпобедынад татарами.Денегна все всегда хватало», — писал в своих воспоминанияхбывшийрус- ский посланник в Греции. Сколько же воинов об- рели вечный покой в небро- ском русском поле? Пред- седатель Данковского рай- онного общества краеведов Иван Малюков считает, что под десятками почти сравнявшихся с землей холмиков лежат несколько сотен воинов. Установить более точную цифру не- возможно. Но вполне ясен ответ на другой, не менее важный вопрос. В середине прошлого века тут прово- дились изыскания под на- чалом археолога В. Левен- ка. «Вердикт» маститого ученого был однозначным: обнаруженные останки от- носятся к четырнадцатому веку. Так что с точки зрения исторической науки здесь нет неясностей, а есть факт, не нуждающийся в дополни- тельных доказательствах. Век двадцать первый стал для братских могил временем их нового обрете- ния памятьюлюдской. Пару лет назад данковчанин, де- путат райсовета Владимир Ряховский со товарищи установили на месте упо- коения дружинников не- большой памятный крест. Примечательно, чтонадпись на металлической табличке повторяет ту, которая укра- шала утраченный мрамор- ный памятник, созданный в 1896 году по проекту худож- ника Виктора Васнецова. А на табличке начертано следующее: «Здесь похоро- ненывоиныкнязяДмитрия, павшие в битве с Мамаем». Несколько простых слов, которые так много говорят сердцу русского человека. Елена Бредис Латинскую поговорку «Надо быть, а не казаться» кто только не повторял. От частого употребления ее так затерли, что уже перестали улавливать истинный смысл, смешав и перепутав, что значит «быть», а что — «казать- ся». Вакханалия началась с приходом девяностых. Именно тогда красные клубные пиджаки вчераш- них «братков» стали признаком успешности, а подержанные иномарки, пригнанные из-за грани- цы, превратились в символ респектабельности и достатка. С тех пор, конечно, мно- гое изменилось. Вышли из моды малиновые блейзеры, да и старенькой иномаркой нынче никого не удивишь. Впрочем, выражаясь по- современному, это всего лишь «смена брендов». Многие их тех «братков», которые не полегли в кро- вавых разборках «лихих девяностых», стали ува- жаемыми бизнесменами и банкирами в костюмах «от Армани». Двадцатилетние парни теперь хвастаются «тюнингом» своих BMVили даже джипов. Золотая цепь в палец толщиной на шее — это нынче моветон, а вот дворянскаякровьпрабабуш- ки и старинные фамильные запонки—настоящийшик, придающий вес в обществе. Сын моей знакомой, ко- торому едва исполнилось двадцать три, решил орга- низовать фирму, которая будет… «отмывать» деньги. Этоже, по егомнению, един- ственный способ получить солидный доход. Так и ска- зал: «Мама, крупные стар- товые капиталы честно не зарабатываются». Ну, чуть линеМаркса процитировал, хоть и не изучал его. Да он ничего, считай, не изучал. С грехом пополам закончил колледж, но заниматься ремонтомэлектроникикате- горически нежелает. Посту- пил на платное отделение в институт, после двух курсов бросил. Вобщем, тот случай, когда говорят: «Никто, ни- что и звать никак». Зато хочет сразу много денег, в противном случае — будет считать себя ничтожеством. Это его выражение. Зачем деньги? А купить «наво- роченный» внедорожник, отдыхать на престижных ку р о р т а х и… Впрочем, про- должить он и сам толком не может, вообра- жения не хвата- ет. Но если все это у него будет, он станет себя уважать. Попробуйте такому моло - дому человеку объяснить, что от количества денег и всех прочих примет роскошной жизниничтожность его лич- ностии скудость душинику- да не денутся. Онне поверит. И... окажется прав. Потому что окружающие будут вос- принимать его именно по наличию или отсутствию этого «джентльменского набора». Ну, кто нынче на- зовет ничтожеством челове- ка, который приобрел джип последнеймодели, построил особняк за городом и ездит кататься на горных лыжах в Куршевель? «Респект и ува- жуха!», как пишут в Интер- нете. Ая не могу понять, как же получилось, что когда-то милый мальчик, которому мама вслух читала «Алые паруса», вынес из дивного рассказа Грина только одно: надо любымпутемполучить много денег, чтобы купить корабль. Только в таком случае можно себя ценить. Вот это «пылепускание», на мой взгляд, как раз и стало сейчас самым глав- ным «брендом». Думаю, сын знакомой вряд ли за- хочет «блистать» в обще- стве интеллектуалов. Ему вполне хватит «уважухи» от дворовых приятелей. А вот если у вас уже есть весь этот «материальный антураж», но вам чего-то смутно не хватает, вызапросто сумеете прослыть утонченным ин- теллектуалом в соответству- ющих кругах. Остроумный человек Валерий Кузнецов дает простой, но эффектив- ный рецепт в статье «Как стать интеллигентом»: «Ку- росава — кинорежиссер. Куросиво — морское тече- ние. Не путайте, хотя и то, и другое — Япония. Есть еще Кюрасао, но это вообще — остров, да к тому же в Карибском море, а Япония — эвона где... Научитесь без запинки выговаривать слово «экзистенциализм». Оно означает иррациона- листическое направление в западнойфилософии, но вам это не обязательно знать. За- твердив слово, употребляйте его в связке с простыми разговорными выражения- ми, например: «Этот ихний экзистенциализм меня за- бодал». Так говорят рафини- рованные интеллигенты... Развивать мысль не рискуй- те, однако, если собеседник будет настойчив, добавьте: «Кафка — это отпад, но ево- ный экзистенциализм меня забодал». Собеседник после этого отвяжется». Понятно, что автор из- девается над «новыми рус- скими», претендующими на интеллигентность. Но он вовсе не преувеличивает. Сегодня издается масса кни- жулек, вкоторыхвас всерьез учат,какПРОСЛЫТЬистин- ным меломаном, знатоком живописи или серьезной литературы. В пятидесяти строчках, кпримеру, растол- ковывают, что такое Ренес- санс. Перечисляют четыре- пятьфамилийхудожникови скульпторов, которыхнепре- менно должен знать эстет. Научат, как вести себя на выставках: не проноситься по залу в ужасе от того, что вы ничего не понимаете, а вдумчиво постоять какое-то время возле любойкартины. То же самое с классической музыкой или литературой. Какие проблемы? На изучение и запоминание этого хватит пары часов. И вот вы уже не просто бога- тый человек или «офисный планктон», вы — интелли- гент! Минимум трудов, мак- симум блестящей пыли, что разлетится вокруг, слепя окружающих. Наших детей нацелива- ют на это еще со школьного возраста. На полках книж- ных магазинов вы найдете роман «Война и мир», уме- стившийся на десяти стра- ницах, краткое содержание «Мастера и Маргариты», основные идеи романа Тур- генева «Отцы и дети». На пылепускание нацеливает и тестовая система ЕГЭ. Не надо трудиться в читальном зале библиотеки над допол- нительной литературой о том или ином историческом событии. Достаточно вы- зубрить с репетитором, как отвечать на вопросы теста, запомнить даты и имена. Говорят, если человек всю жизнь хочет казаться добрым, совершая для этого добрые дела, то в результате он таковым и оказывается. Не знаю. Но сегодня почему- то большинство людей хотят казаться успешными, благо- получными, респектабель- ными. И лишь немногие — добрыми и порядочными. завидная свобода. Можно просто любоваться красотой этих талантливых, способ- ных покорить и знатока, и профана творений. Можно улавливать свойственную Сальникову перекличку с великими предшествен- никами — Сезанном, Ма- тиссом, гениями японской живописи. Для него это не подражание, не эпигонство. Просто опыт жизни и опыт восприятия близкого ему искусства импрессиони- стов или экспрессионистов сливаются, сосуществуют на полотнах как единый, по-настоящему осмыслен- ный, вошедший в плоть и кровь опыт постижения неизбывной, спасительной, тотальной красоты. Но мож- но и попытаться разгадать тот самый, условно говоря, «сюжет», биографию души, что вжажде гармониинеми- нула ни смятения, ни боли, ни тревоги. У Сальникова есть не- сколько вещей неожиданно сумрачных, вечерних, ноч- ных. Там нет человеческих фигур, но какой-нибудь пе- рекошенныйстоликунепро- глядно сине-фиолетового окошка, три пустых «се- занновские» бутылки пере- дают такое одиночество, безнадежность, если хотите, такое состояние богоостав- ленности, что жуть берет. После «Грустного вечера» ты испытываешь подлин- ный катарсис, окуная взор в цветущую за оконной рамой сирень, в яблоневую бело- пенность, просквоженную светом, солнцем, нежно- стью, ликованием. Предоставим специа- листам оценивать зрелое, бесстрашное мастерство Евгения Сальникова, его фирменный колорит, ком- позиционные находки. Мне же эти картины хочется не анализировать, а смотреть. Смотреть так же, как пьешь воду из родника, утоляя жажду, наслаждаясь, а не думая о том, сколько в ней процентов серебра и прочих химических элементов. Очередной«именинный» подарок художника Липец- ку, на мой взгляд,—одно из самых интересных событий в культурной хронике ны- нешнего года. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения на сайте нашей газеты www. lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz