Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 180/24058/17 СЕНТЯБРЯ 2011 МОСКВИЧКА В ЛИПЕЦКЕ Ирина Аксенова уже более двух десятков лет трудится в детском саде № 118 г. Липецка, шестой год возглавляет здесь профсоюзную организацию. В свое время окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. Шолохова по специальности сурдопедагог. Коренная москвичка вышла замуж и уехала жить и работать на родину мужа — в Липецк. О том, что поменяла столицу на провинцию, не жалеет. Считает, что здесь она обрела свое счастье. Семья поддерживает ее во всем, в том числе и в ее творческих увлечениях. Александр Хаустов выяснял, чем увлекаются профактивисты в свое свободное время За гранью профсоюзной работы Выпуск «Мы» подготовили Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация изданий: «Солидарность», ИА «ЦентрИнформ», «Газета.Ru», сайта fnpr.org.ru Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ; председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, архиепископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. Думали о благе, а что будет в итоге? Речь о снижении процентов взносов в социальные фонды шла давно, и схемы предлагались разные. И вот в конце августа Министерство финансов на своем сайте выложило окончательный вариант «Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 — 2014 годы». В соответствии с ним ставки взносов в социальные фонды на 2012 год составят 30 процентов c годовых зарплат до 512 тысяч рублей плюс 10 процентов с сумм, превышающих этот порог. Получается, что если зарплата сотрудника больше 60 тысяч рублей в месяц, то для работодателя такое понижение взносов оборачивается повышением. Этим обеспокоен глава Российского союза промышленников и предпринимателей АлександрШохин: «Такое положение может привести к тому, что на инновационные сектора экономики, где зарплаты выше средней и где доля фонда заработной платы в издержках намного больше, чем в промышленности, будет нагрузка даже выше, чем та, которая предполагала универсальные ставки в 34 процента». АлександрШохин уверен, что уже сейчас надо разрабатывать стратегию реформирования пенсионных систем, обязательного медицинского страхования, социального страхования. Это мнение поддерживают и в ФНПР: ее председатель Михаил Шмаков неоднократно высказывался о том, что социальные выплаты — это фактически отложенная часть зарплаты работника, а не налоги государству в чистом виде. Что касается обнародованных цифр снижения взносов, то профсоюзы больше волнует не дополнительная нагрузка в виде 10 процентов, а уменьшение выплат с зарплат ниже 60 тысяч рублей: ведь в России средняя зарплата — около 20 тысяч рублей, таким образом, большая их часть подпадает под снижение. Но если все будут меньше платить в социальные фонды, то откуда там возьмутся деньги на выплаты нуждающимся? Такая ситуация беспокоит и сам Минфин: «Принимаемые решения в области снижения страховых взносов приведут к дальнейшему росту дефицита бюджета Пенсионного фонда». …Из поездки в «Зеле- ную долину» Ирина Аксе- нова вернулась уставшая, но довольная. А вечером, отложив несрочные дела, взялась за иголки и нитки — творить новую картину. К вопросу, зачем она посе- щала«Зеленуюдолину», мы еще вернемся. А сейчас — о ее главном увлечении. ВышиватьИрина начала года четыре назад. До этого свободное время чаще по- свящала вязанию, нравился ей такой процесс —и нервы успокаивает, и полезные вещи для семьи делаются. Новымрукоделием«зарази- ли» сотрудницы детсада, где работает Ирина Алек- сандровна, в частности член профкома Валентина Бес- сонова. Они приносили свои вышивки на работу, срав- нивали, делились опытом и мастерством, восхищались какими-то новинками и находками. А Аксеновой говорили: «Ирина Алек- сандровна, попробуйте, вы же творческая душа, так замечательно вяжете, и вы- шивка у вас, наверняка, бу- дет получаться изумитель- ная». Заведующая детсадом Валентина Кровопускова, которая и сама отлично вы- шивает, поддерживала: «В самом деле, почему бы и не попробовать?» И Аксенова не устояла, купила наборы для выши- вания, взяла в руки иголки и нитки и… влюбилась в но- вое занятие. По-прежнему на «ты» она со спицами и пряжею, правда, вязанию теперь достается меньше времени. Но уже пятый год, когда выдаются сво- бодные часы — вечерами после работы, в выходные дни, — Аксенова посвяща- ет их чаще всего новому творчеству. Да иначе и не назовешь то, после чего по- лучаются прекрасные кар- тины, особенно когда вы- шивают «крестиком»: кто увлекается, знает про такой метод. У каждого произве- дения своя тематика, свое название, к примеру, «Ан- гел», «У камина», «Букет сирени», «Подсолнух», «В плену у зимней красоты». Впечатляют изображения природы, зимние пейзажи, или вот эта новогодняя или рождественская, как угодно, картина, где на чер- ном фоне отчетливо видна церквушка, таинственная лесная тропинка… Уже десять картин на счету Аксеновой, сейчас работает над одиннадцатой. Какой? Это пока секрет. Намекнула лишь, что будет здесь и природа, и живот- ные, и... замок. — Не знаю, что полу- чится — зрители оценят, — улыбается Ирина Алек- сандровна. — Вот закончу вышивать, затем оформим работу в рамку и — на сте- ну. Домашняя картинная галерея увеличится… Само е о б ъ е к т и в н о е жюри этой небольшой вы- ставки — близкие люди. Все в ожидании нового про- изведения—семья, друзья, знакомые. По традиции Аксенова принесет очеред- ную картину на работу, где ее творчеством будут любо- ваться коллеги, выскажут свое мнение, возможно, сделают замечания такие же увлеченные вышивкой люди. В разговоре с Аксеновой всплыли и другие стороны ее жизни вне работы. Ока- зывается, в свое время она любила… порыбачить, еще неплохо фотографирует, обожает разводить цветы на даче. — Ирина Александров- на — творческая личность, талантлива во всех отно- шениях, — комментирует заведующая детским садом № 118 г. Липецка, член президиума Липецкого гор- кома профсоюза работников образования Валентина Кровопускова. — Не гово- рю уже о том, что со своей основной работой сурдо- педагога и общественной нагрузкой (уже второй срок в качестве председателя профкома) она справляется отлично. Умеет с пользой для души провести свобод- ное время, заразить сво- ей творческой энергией. Между прочим, она и музы- кальный работник нашего детсада Лилия Евгеньевна Двуреченская — активные участники творческой груп- пы «Гармония» при горко- ме профсоюза работников образования. Тут уже к разговору сно- ва подключается сама Ири- на Александровна: — Это продолжается пять лет. Сначала все проис- ходило как бы в неформаль- ных рамках. Но вот уже год, как творческая группа «Гармония» является офи- циально зарегистрирован- ной организацией. Сфор- мировалась она из энтузиа- стов нескольких детсадов города. Мы с удовольствием готовим сценарии к еже- годнымсеминарам, которые проводятся горкомом про- фсоюза совместно с учебно- методическим центром ФПЛО на базе отдыха «Зе- леная долина». Здесь явное сочетание полезного с при- ятным — профсоюзные ак- тивистыи учатся несколько дней, и творчески отдыхают после занятий. Анаша груп- па «Гармония» готовит кра- сивые, музыкально оформ- ленные, костюмированные представления. Каждый год они разные по темати- ке. Самый первый был по- священ профессиональной деятельности — воспита- телям, детским садам. Еще один прошел под знаком «В каждом живет учитель!», в прошлом году — в честь 65-летия Великой Победы. А в нынешнем сезоне перед зрителями предстала Рос- сия XIX века. Наверное, это неплохо, когда люди умеют хорошо работать и столь же славно отдохнуть, провести свобод- ное время. Но вот вопрос — а нравится ли подобная активность семье? Ирина Александровна смеется: — Да, меня семья во всем поддерживает. И ког- да готовлюсь к очередному представлению в «Зеленой долине», интересуются, а после спрашивают — как все прошло. И когда выши- ваю очередную картину, с нетерпением ждут оконча- ния работы. Муж с сыном, например, даже посовету- ют, как лучше оформить мое творчество в рамочку, помогут укрепить на сте- не. От каких-то домашних дел даже освобождают, дескать, мы сами все сде- лаем, а ты займись лучше картиной… Кстати, мама Аксеновой — Валентина Герасимовна тоже увлеклась вышива- нием. Свободного времени у нее, как у пенсионерки, больше, поэтому она до- вольно скоро догнала в ма- стерстве дочь. Что же касается Ирины Александровны, то основ- ная работа у нее, надо за- метить, непростая. Как сурдопедагогу ей прихо- 6 Педагоги ищут таланты дится заниматься с детьми, у которых проблемы со слу- хом. Немало сил и энергии приходится отдавать и на профсоюзном поприще. — Устаешь, конечно, за день,— делится Аксе- нова, — вот и приходит на выручку мое главное увле- чение. Сядешь вечерком за вышивку — успокаиваешь- ся, расслабляешься. Да и потом, знаете, чувствуешь себя художником, когда создаешь очередную карти- ну. Приятно, что результа- ты твоего труда останутся надолго — ими будут лю- боваться дети, внуки, пом- нить, что сделано это руками мамы, бабушки, а потому особенно ценно и красиво… * * * Комментарий Валенти- ны Хомутинниковой, пред- седателя Липецкого горко- ма профсоюза работников народного образования и науки: — Наши активисты из детсада № 118 Ирина Аксе- нова и Лилия Двуреченская — это характерный пример того, как многие члены профсоюзных организа- ций городских дошколь- ных и общеобразователь- ных учреждений проводят свое свободное время, ор- ганизуют досуг, отдыхают. Можно привести и еще ряд подобных примеров. Ска- жем, председатель профко- ма школы № 20 Светлана Аулова также занимается вышиванием, да и вообще настоящая рукодельница. Еще один педагог — пред- седатель профкома школы № 46 Галина Тимошина — страстно увлекается спор- том, заражает своим при- мером коллег. А сколько профсоюзных активистов участвует в го- родском конкурсе «Алло, мы ищем таланты!», где они блистают в номинациях «Живопись»,«Декоративно- прикладное искусство», «Швейник», «Техниче- ское творчество», «Хорео- графия», «Оригинальный жанр». На выставках мож- но увидеть игрушки, гон- чарные изделия, кружева, картины и даже предметы из нетрадиционных мате- риалов таких, как пух, со- лома. Между прочим, хобби для многих педагогов стало не только их потребностью, но интересом и тех детей, с которыми учителя занима- ются. Или взять городские профессиональные конкур- сы «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Вожатый года» и многие другие, про- ходящие под эгидой депар- тамента образования и при нашем активном участии. Дляпобедителейипризеров, как правило, учреждаются специальныенаградыот гор- кома профсоюза работников образования. Все, о чем я сейчас го- ворю — об отдыхе и до- суге, о творчестве в среде педагогов, — очень важно. И вот почему. Ведь те же профсоюзные активисты, как правило, не освобож- дены от основной работы. Тем не менее находят время и умеют организовать педа- гогов для участия в самых различных мероприятиях. Представляете нагрузку, которая ложится на их плечи? Да еще, если учесть, что в системе образования трудится в основном сла- бый пол. Поэтому им просто необходим полноценный отдых, а хобби, тем более творческое, — это своего рода и расслабление, и при- ложение потаенных своих сил и умения. Страницы истории Сразу после революции 1917 года стали создаваться новые специализированные артели, мастерские, трудовые коммуны. Инвалидам по слуху мужского пола прямая дорога была в столяры или сапожники, женского — в швеи. Чтобы знали слышащие братья, что и мы полезны для страны Александр Цветков перелистал подшивки журнала «Мир глухонемых» и газеты «Жизнь глухонемых» с середины 1910 по начало 1930 годов Если верить Советской энци- клопедии, в дореволюционной России глухие составляли 0,1 процента от всего населения империи. При этом серьезно, в масштабах государства, пробле- мами людей с дефектами слуха начали заниматься только в концеXIXстолетия. Так, в 1898 году было основаноПопечитель- ство о глухонемых императри- цы Марии Федоровны — оно стало заниматься, в том числе, проблемами сурдопедагогики и организацией самоокупаемых училищ для глухих, где педа- гогический процесс был сопря- жен с трудовой деятельностью. Однако сделано до революции было немного — о серьезной системе обеспечения рабочими местами людей, лишенных слу- ха, речи быть не могло. После революции проблема трудоустройства инвалидов легла на плечи новообразован- ного Народного комиссариата социального обеспечения. Впро- чем, в первое время его работы «сводки с полей» были, мягко говоря, скромны: «По данным, поступившим в Народный ко- миссариат социального обеспе- чения, поРСФСРна 1марта сего года насчитывается 24 артели глухонемых с общим числом за- нятых в них 399 глухонемых», — отчитывался комиссариат в 1925 году. 43-й номер «Жизни глухонемых» (1926 год) при- водит свидетельство о жизни одной из московских трудовых коммун глухонемых работниц, занимавшихся вышивкой и белошвейными работами: «В коммуне всего 40 женщин от 15 до 63 лет, из которых 13 квали- фицированных и 23 ученицы. Работают уже не 10—11 часов, а 8 часов с перерывом на обед один час. Получают и зарплату, хотя, правда, и очень неболь- шую—от трех до восьми рублей в месяц, правда, с бесплатным довольствием, одеждой и обще- житием. В материальном отношении коммуны много плохих сторон. Хотя мастерская в ведении Московского отдела соцобеспе- чения, но находится на хозрас- чете и последнее время отМОСО ничего не получает. С трудом покрываютсярасходыкоммуны из своих средств, выдача зар- платы часто задерживается до 3-х месяцев, причем выдается не полный трехмесячный зара- боток, а только за один месяц». Действительно, адаптация инвалидов по слуху требовала, мягко говоря, более системного подхода. Ситуация переломи- лась в 1926 году, когда Совет народных комиссаров РСФСР принял решение учредить Всероссийское объединение глухонемых. Всероссийское общество слепых к тому вре- мени существовало уже три года. «Всероссийское объеди- нение глухонемых является общественной организацией, которая осуществляет свои цели и задачи путем трудового устройства глухонемых во всех доступных им отраслях произ- водства, организуя их в артели, товарищества, коммуны и т.п. коллективы на основе само- деятельности, взаимопомощи и личной инициативы»,—сказа- но в опубликованном в газетах декрете СНК. После этого процесс, что на- зывается, пошел. По крайней мере, «Жизнь глухонемых» за- пестрелапобеднымирапортами: «Во Владимире нет глухонемых женщин среди безработных… В Башкирии изжита безработица среди глухонемых женщин». С мужчинами, очевидно, ока- залось сложнее. В 1927 году неизвестный автор заметки о ликвидации безработицы сре- ди глухих в Ростове-на-Дону жалуется: «Имеются многие, которые совсем не являются, другие же отказываются, ког- да их посылают» (речь шла о направлении инвалидов на ас- фальтовые работы и галолитно- пуговичную фабрику). Однако чаще всего средств не было, заказов также. Инвалидам приходилось брать случайную работу, работать в холоде. «В ВОГ быстро сообразили, что нужно делать, чтобы артель ожила,—пишет «Жизнь глухо- немых». — Дали денег, устано- вили 8моторныхмашин—и ра- бота наладилась... Помещение расширено за счет пустовавшего подвала, отремонтировано, оте- плено. Установили вентилятор, устроена канализация... Зна- чительно возросла активность работниц, производительность труда повысилась, потянуло их уже к другому — к знанию, к учению». На поприще обучения глухо- немых Всероссийское общество глухонемых также разверну- ло активную работу. Речь не идет об обычной культработе и мероприятиях по ликбезу и элементарному производствен- ному обучению—это само собой разумелось. В стране началась индустриализация, и государ- ство потребовало перековать ин- валидов в квалифицированные кадры для штурма пятилетних планов. Так, с 1928 года члены ВОГ посылались на рабфаки — дотягивать образование до уровня, с которым можно было бы попробовать поступить в высшее учебное заведение. Однако доступна такая пу- тевка в жизнь оказывалась не всем: «Из 30 кандидатов, командированных местными отделами ВОГ, — анализирует газета «Жизнь глухонемых» итоги первого набора, — при прохождении приемочной ко- миссии шесть человек выбыли по социальному отбору. Хотя в газете были своевременно помещены исчерпывающие указания по отбору коман- дируемых на рабфак, места с этими указаниями не счита- лись: присылали... не имеющих производственного стажа или служащих, анекоторые—домо- хозяек и кулаков. Меж тем при посылке на рабфак требуется строгий классовый отбор. От- делы ВОГ должны посылать на рабфак только рабочих, имею- щих двухгодичный стажпроиз- водственной работы, крестьян- колхозников и единоличников бедняков и середняков». В наступивших 30-х годах положение дел, по сравнению с предыдущим десятилетием, из- менилось. Нужды разросшейся промышленности потребовали активно привлекать глухих на фабрики и заводы. Как раньше, обучать глухонемых «ремеслу кругом и около вековечных рукодельных, вышивальных, книгопереплетных работ и ко- выряний ученической обуви», как выразился один из авторов «Жизни глухих», было уже нельзя—век кустарей прошел. В новых условиях объединение продолжало растии расширять- ся, к 1936 году в нем состояло около 30 тысяч человек. Парал- лельно создавались и общества в союзных республиках, успешно велась работа по трудоустрой- ству глухих и их обучению. ВОГ не избежало репрес- сий, прокатившихся по стране в конце десятилетия. Среди первых на память приходит дело Ленинградского общества глухонемых, 35 членов кото- рого были расстреляны, а еще 20 получили по 10 лет лагерей по обвинению... в шпионаже и терроризме. Тема социальной адаптации и рабочих мест для инвалидов — из тех, что сегодня принято называть «горячими». А как дело обстояло раньше, например в первые годы советской власти? За ответом на этот вопрос корреспондент профсоюзной газеты «Солидарность» спустился в подвалы профсоюзных архивов в библиотеке ФНПР. ФОТО АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz